Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Трiзень Трi Вiеде (Восеньскiя Дзяды)
от 02.11.05
  
Доклады


Святыя дзяды, завем вас! Хадзiце да нас! есць тут усе, што Бог дал, чым толькi хата багата. Просiм вас - ляцiце да нас!

Трiзень Трi Вiеде (Восеньскiя Дзяды)

Космос крестьянской хаты делился двумя потолочными балками на три части, которые символизировали не что иное, как связь между поколениями. Первая балка, что ближе к двери, отделяла пространство для гостей. Вторая же являлась своеобразной семейной книгой памяти - на ней вырезались имена умерших членов семьи. Если в другие праздники столы ставились вдоль хаты от красного угла к порогу, то поминальный стол - вдоль поминальной балки. Во главе стола было место хозяина - отца или деда, после которого все по очереди садились по старшинству. Принцип этот соблюдался неукоснительно, потому что считалось, что смерть должна забрать раньше того, кто первым сядет за поминальный стол. Мужчины рассаживались с правой стороны стола (от порога), женщины - с левой. Жены - напротив мужей. Для несовершеннолетних накрывался отдельный стол. Как правило, празднование Дзядо, как и Каляда, начиналось после появления на вечернем небе первой звезды. Хозяин зажигал свечу и передавал ее всем по кругу вокруг стола. Каждый должен был подержать эту свечу в руках. Потом читали Отче наш.., перечисляли всех умерших родных вплоть до седьмого колена. Перед самой трапезой хозяин обязательно приглашал за стол души предков: Святыя дзяды, завем вас! Хадзiце да нас! есць тут усе, што Бог дал, чым толькi хата багата. Просiм вас - ляцiце да нас! - Потом вставала мать, брала стос блинов и, деля их крест-накрест на 4 части, раздавала всем по старшинству. Первую ложку кутьи клали на порог или подоконник - для дзядо. Только после этого начинали есть сами...За поминальным столом назывались имена предков вплоть до седьмого колена. Поэтому и блюд должно было быть семь. Кутья и блины - обязательно. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие
http://sb.by/article.php?articleID=32373

Трiзень Трi Вiеде (Восеньскiя Дзяды)РигВеда X, 15. К умершим предкам

Автор, по анукрамани, Шанкха, потомок Ямы (Cankha Yamayana). Тема - умершие предки (отцы - pitarah). Размер - триштух, стих 11 - джагати. Стихи этого гимна исполнялись в различных похоронных ритуалах и входят в основном в Книгу мертвых (XXIII) АВ (в иной последовательности). Возможно, как считает Ольденберг, гимн связан с похоронными обрядами риши Васиштхов (см. стих 8), которым принадлежит мандала VII
1a-b…ближние…дальние…средние - dvare…parasah…madhyamah - Эти эпитеты истолковываются неоднозначно. Скорее всего, имеется в виду время их смерти, хотя не исключено, что также их локальная характеристика: расположились ли они на земле, на высшем небе или в воздушном пространстве, - в РВ эти границы выражены неотчетливо
1c Кто…ушел в жизнь духов - asum ye iyur avrkah - Понятие asu в РВ означает, как показал Б. Шлерат - жизнь, существование, индивидуальное существование (после смерти)
3b Потомка - napatam. - Денотат неясен. Одно из предположенией Ольденберга, что это Агни (обычный его эпитет urjo napat - потомок силы
4d…счастье и благо без повреждения - cam yor arapah. - Отношение к отцам было двойственным. Их приглашали на поминальные жертвы, просили о помощи (прежде всего о мужском потомстве), но также их боялись и уговаривали не причинять вреда
6d…подогнув колено - Ритуалом предписывалось подогнуть левое колено
9d…сидящими вокруг горячего молока - gharmasadbhih - Отцов потчевали в поминальном обряде горячим молоком и Сомой
11a…пришедшиеся Агни по вкусу - agnisvattah - Тело умершего рассматривается как жертва, которую вкушает Агни, кремационный костер
14c-d…отправляйся…Создай - Обращение к недавно умершему человеку - так понимает Гельднер. Рену, однако, вслед за Ольденбергом считает, что Агни должен принять ту форму тела, с помощью которой он поведет дух умершего на небо


1 Пусть поднимутся ближние, под(нимутся) дальние,
Под(нимутся) средние отцы, достойные Сомы!
Кто, зная закон, ушел беспрепятственно ушел в жизнь духов,
Да помогут нам эти отцы в призывах!

2 Пусть будет сегодня это поклонение отцам,
Которые раньше, которые позже отправились,
Которые осели в земном пространстве
Или которые теперь среди племен с прекрасными жертвенными общинами.

3 Я нашел легконаходимых отцов,
Потомка и (высший) шаг Вишну.
(Те) сидящие на жертвенной соломе, что по своему желанию вкушают
Выжатый напиток, они сюда приходят охотнее всех.

4 О отцы, сидящие на жертвенной соломе, с помощью (придите) к нам!
Эти жертвенные напитки приготовила для вас - наслаждайтесь!
Придите сюда с самой благотворной поддержкой,
А также дайте нам счастье и благо без повреждения!

5 Призваны отцы, достойные Сомы,
Для приятных угощений на жертвенной соломе.
Пусть придут они, пусть послушают здесь!
Пусть заступятся они и поддержат нас!

6 Сев справа, подогнув колено,
Воспойте все эту жертву!
Не навредите нам, о отцы, чем-нибудь,
Если по природе человеческой мы совершили грех!

7 Сидя в лоне красноватых (языков пламени),
Дайте богатство почитающему (вас) смертному!
Сыновьям, о отцы, подарите из этого
Добра! Наделите здесь силой!

8 (Те) наши прежние отцы, достойные сомы,
Васиштхи, что проследовали на питье сомы,
Пусть Яма с ними, радуясь, жаждущий с жаждущими,
Вкушает (наши) жертвенные возлияния, сколько захочет!

9 Кто мучился жаждой среди богов, изнывая,
Знатоки жертвы, чьи восхваления выразились в песнях, -
О Агни, приди с легконаходимыми отцами в наши края,
С истинными кавья, сидящими вокруг горячего молока!

10 (Те) истинные, что едят и пьют жертвенные возлияния,
(Те, что) взяты Индрой (и) богами на одну колесницу (с собой), -
О Агни, приди с тысячей (этих) хвалителей богов,
С дальними прежними отцами, сидящими вокруг горячего молока!

11 О отцы, пришедшиеся Агни по вкусу, идите сюда,
Сядьте каждый на свое место, о вы, кого правильно ведут!
Ешьте жертвенные возлияния, поданные на жертвенной соломе,
А также дайте богатство из здоровых мужей!

12 О Агни-Джатаведас, когда тебя призвали,
Ты увез жертвы, сделав (их) душистыми.
Ты предал (их) отцам. Они вкусили (их) по своему обычаю.
Ешь (и) ты, о бог, предложенные жертвенные возлияния!

13 Какие отцы здесь, и какие не здесь,
Каких мы знаем и каких не узнаем, -
Ты знаешь, сколько их, о Джатаведас.
Наслаждайся по своему обычаю хорошо подготовленной жертвой!

14 Кто, сожженный Агни, кто несожженный Агни,
Посреди неба радуется поминальной жертве, -
С ними (отправляйся) как самовластный повелитель в этот путь уводящий от жизни!
Создай (новое) тело по желанию!

Влесова Книга. Дощ. 25 Се бящете овы о Каранiу. I се град мал о брзех морстiех Русштiех. I тамо бя конезе, яковi се рще Елане бiете о отрцете одо Русе. I тое оудiеящеть рате i комонества а iде на не i вiтеже iе. А Еланьсте плакещесе о тугу iех i просяце iе дане платете. I та дане с не оудiеаня о овнехо рязе i вiно. I то Елансте вiедяе, яко Руште пiяшуте многа i олiще на не се врзетесе i вытежете iех. I се бо грядеть волсев Ухорензе i брате iе Ословень. I тое рекста Руштiем не тварзещетесе на даре тоа. I се Руштiе не слехоща i се оупiяе. I о тема днема Еланьште сен вргоще на онь i розтрще iех. I се погыньсте тоа зряще Руштiе отеце до степiе. I там(о) осерще i сылы свiеа овлецетесе i iдьша оспеть на онiе i поврзеще iе. Се Бзi дерзяще онiе а руце iх оукръпще. I тые одежешуть вiтеже. Се бо прящуть вразiе i тако рекуть Яко овче рострцем оны i бедехомь саме о крае тiе владще, яко красне соуте оны. I тiе не дахом. Се ТрГлаве молiхомь Влiце а Мале. I се бо ТрГлаве наше остяжоуте ны i брзе скощашуте на комоне вразiем пораженте творяi. I то узрящехомь, яко Бзi овладящуть о те. I се узрехомь, яко мртве соуте i оубiены Бзема. I намо по Iме крощешете i вiдете мертва телесы мнозiа, яко влiка рате Пероуня на не се вергощя i розтще тоу. I се Сварозiцы ошуе тоа текощуть, i ДежДе прiнесе побiедоу нашю во ренцiех свеiех роду Славноу об Оцех Слву держащiему, i до днесе на полiе вентежете вразе свiе могоущему. I се Жаля жалюiе над вразi i Грыне горенщетьсе о смрте iех, яко оде ренце Бозске се вергоуть. Се Карыне плащетьсе о мертвiех тiех, яко сталiсе о тропiе Боженьсте i земрещуть. I поля тоя полнене соуте мртве коще i главе оусенщены. I оуде одо телесы оурезiены, се валяще о травiе. I смрад iде оде полiе тоя. I враны летящуть до не мртве ощесы долбентесе i ясте мужескя мясы многа понещены...Се рце Ореу Сваргь наше, яко семе iстваре Iстварю вы од персте моя. I буде рещено, iже сте сыны Стварего, i ставiтесе, яко сыны Iстварегвы i будетiе, яко дiеты Моя, i ДажьДе буде Оц ваше. Тому достете послухашетесе, i Тые вам реще, чесо iмящете о тые дiеяте, i како рещете i щето творящете. I народ влiкь, а вытеженте о сва светы i потлцешете родi iнi, iже iстягноуще сылы iзо камене, чюды творяе, безо комоня повензы, i свако дiеяте чудняа мiмо кудеснiцi, iже всяк бендешете грядеть, яко кудеснiк, i ругу твъряе, клентвы дiеящiе на кметь, i кметь се подробе. I тако словесы многя i многя. I о теiех словесы омамете вьi, i подробенте одерене о златiе мiено, i ото мiено продащете вы вразiем, хотяе тако. I тое Бозi вамо рещуть I да Ореовiе завьете любыте, света зелена i жiвотня, i любыте друзе сва i быте мiрнiе мезде родi. I по те одобiе бысте седьмыдесенте коненнзе нашiе, яко МезiСлаво, БоруСлавь i КомонеБранещ i ГорыСлавь. I тако iзбрященi iны о Веще i одлоущенi о Веще, колiбва люды не хотящете iех. Се бо тые конезе влiце трудiщесе. I се Кышек бя велiк а моудр. I тоi умре, а по не бяще iн(i), i кажедiе творяе благiе о Русы. Паменте нашiе то удржещеть, якожде iмяхомь iе Славете всак Трiзень Трi Вiеде i потщiтесе о паменть iех на сыны нашiе, i нiкii не сме на то запомнящетесе, яко проклент бенде о Бозiех нашiех а чловiецiех i люды iмено го охiбнуть од вiекы
Историческая память
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_660.htm

  


СТАТИСТИКА