Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

С.П. Толстов. Центры хазарско-хорезмийской митрополии середины VIII в.
от 29.11.05
  
Доклады



Из историко-этнографических комментариев к ал-Бируни:
«Говорит ибн-ал-Кальби: «родил Исхак, сын Иб-
рагима ал-Халиля, Хазара и Б-з-ра и Бурсуля и Хорезма и Филя».
Якут, II, 12


С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизацииХазарский каганат, возникший в конце VI в.н.э. в процессе распада Западнотюркской империи и воспринявший и развивший на юге-востоке Европы древнетюркскую политическую традицию, в это время ведет жестокую борьбу с арабскими завоевателями, выступая в качестве союзника Византии. Имен сюда, в Хазарию, бегут остатки хорезмийских повстанцев-юдаистов, во главе с "новым б а г п у р о м", сменившим убитого Кутейбой Хурзада и известным из еврейско-хазарских источников под именем Булана. Хорезмийские изгнанники быстро выдвигаются в Хазарии на первый план, становятся во главе хазарских войск, и в конечном итоге их вождь становится фактическим правителем Хазарии, родоначальником династии хазарских беков, оттесняя на второй план кагана, превращенного, по хорезмийскому образцу, в бесправного сакрального царя. Синкретический хорезмийский юдаизм становится государственной религией Хазарии. Эти события происходят между 712 и 730 гг., когда уже "обращенный" хазарский царь Булан во главе своей армии вторгается в арабские владения в Закавказье...Видимо, с деятельностью хорезмийских эмигрантов связано и имевшее место около середины того же VIII в. перенесение столицы Хазарии из Дагестана в Итиль на нижней Волге - на важнейший из узловых пунктов торговых связей Хорезма с Восточной Европой, где скрещивалось несколько сухопутных и водных путей. Политическое обьединение Хазарии и Хорезма продолжается вплоть до 60-х годов VIII в. Когда в 764г. хазарские войска берут Тбилиси, во главе их стоит хорезмийский военачальник Рас-тархан (или, как предлагает читать Маркварт, Ас-тархан). Есть все данные полагать, однако, что это обьединение было недолговечным. По данным письма царя Иосифа, внук Булана -Обадия, правивший в 60-70-х годах VIII в., произвел крупные политические и религиозные реформы: "обновил царство и укрепил веру согласно закону и правилу", опираясь на еврейское талмудистское духовенство, пришедшее "из Багдада, Хорасана и земли Греческой" и впервые введшее в Хазарии "24 книги, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв, принятых у хаззанов".
Из книги С.П. Толстова - По следам древне Хорезмийской цивилизации. (1948г.)
С.П. Толстов. Новогодний праздник...В связи с историей хорезмийско-хазарских отношений
Центры Хазарско-Хорезмской митрополии середины VIII в. по Notitia Episcopatuum
А - Доросская митрополия.
Б - Епископские кафедры:
1 - Хоцирская (Карасубазар), 2 - Астельская (Итиль), 3 - Хвалисская (Хорезм),
4 - Оногурская (Прикубанье), 5 - Ретерская (Терек? Тарки?), 6 - Гуннская (Варачан, Семендер),
7 - Таматахрская (Тамань)
В - Схема границ хазарских владений по письму царя Иосифа
Г - Основные торговые пути
Д - Важнейшие экономические центры Хорезма
Е - Отмеченные источниками хорезмские колонии в В. Европе
Ж - Названия племен, областей и географических пунктов по письму царя Иосифа
Мы можем, таким образом, реконструировать общие контуры административно-географической структуры Доросской митрополии, в основном совпадающей с территорией Хазарской державы (что является главным основанием, как нам представляется, датировать основное содержание исследуемого документа временем расцвета Хазарии, т.е. не позднее начала Х в., а вернее, в соответствии с де-Боором, VIII в., и притом не позднее его середины, до окончательного торжества юдаизма в Хазарии и ислама в Хорезме). Крым (две кафедры), Тамань, Прикубанье, Дагестан, Нижнее Поволжье и Хорезм составляют в церковном отношении в эту эпоху единое целое
...Тесная, не только экономическая и культурная, но и политическая связь Хорезма с Хазарией хорошо прослеживается по историческим источникам для последнего этапа истории Хазарского каганата. Особенно интересны данные ибн-Хаукаля о тесных хорезмско-хазарских отношениях во второй половине Х в., в годы падения Хазарского государства. По свидетельству ибн-ал-Асира, хазарское правительство пытается в своей последней, уже безнадежной, борьбе с русскими и кочевыми тюркскими племенами опереться на военную мощь Хорезма, переживавшего в то время период нового подъема под гегемонией могущественных эмиров западной столицы - Ургенча, признав его политический суверенитет над Хазарией. Ал-Макдиси сообщает: «Я слышал, что ал-Мамун нашествовал на них (хазар) из Джурджании (Ургенч. - С. Т.), победил их и обратил их к исламу. Затем слышал я, что племя из Рума, которое зовется Рус, нашествовало на них и овладело их страною». Остатки разгромленных в 965-968 гг. Святославом хазар, по свидетельству ибн-Хаукаля, отступают на «остров Сиях-Кух» (т.е. полуостров Мангышлак) под покровительство своих хорезмийских союзников и продолжают существовать в Хорезме на протяжении многих веков в качестве особой этнической группы (ср. вышеприведенное свидетельство Плано Карпини, а также существование, видимо, происходящего от этих хазарских эмигрантов туркменского племени, называвшегося в XVII в. Адаклы-Хызыр, в Адаке, на с.-з. окраине Хорезма, и именуемого сейчас Хызыр-эли).
С.П. Толстов. Новогодний праздник «КАЛАНДАС» у Хорезмийских христиан начала XI века
http://members.tripod.com/~Groznijat/kalandas/
По следамЗакаленная в боях пехота русского князя Святослава наносит в 965 г. под Белой Вежей (Саркелом) решающее поражение хазарским войскам. В битве гибнет сам каган, "священный царь" Хазарии. Видимо, разгром был настолько сокрушительным, что организовать дальнейшую оборону хазары были уже не в состоянии. Захватив Волго-Донской волок, по старому пути, проторенному еще дружинами Игоря, русские войска проходят вниз и вверх по Волге, громя и подчиняя себе лишенные сил сопротивления города как самой Хазарии, так и весьма еще слабой в этот период Волжской Булгарии. Однако этот поход не является конечной целью политических планов Святослава. Уничтожив Хазарию и закрепив за собой важнейший стратегический ее пункт на западе - Саркел, обеспечив себя, таким образом, от неожиданностей со стороны хазар и господствуя над Волго-Донским путем, Святослав приступил к осуществлению своего основного плана - похода на Дунай. Грандиозная попытка создания огромного Славянского государства с центром в Переяславце-на- Дунае, как мы знаем, потерпела крушение. Незакрепленными остались и плоды побед на Востоке
По следамАнекдот о "пленных в сапогах", конечно, не может обьяснить причин поспешного установления мира и возращения Владимира в Киев. Русско-булгарский договор, обозначивший признание суверенитета Булгарии и отказ Владимира от претензий на эту часть наследства Святослава, был, конечно, вызван более серьезными причинами, скрытыми за эти анекдотом, маскирующим конечную политическую неудачу действий русско-огузской коалиции против булгар, несмотря на очевидный, - здесь мы не имеем оснований не верить летописи, - первоначальный военный успех. Я думаю, что из сопоставления свидетельств Нестора и Макдиси становится очевидным, что наиболее вероятной причиной, помешавшей Владимиру развить этот первоначальный успех, было выступление хорезмийских войск, действовавших в союзе с единоверной Булгарией против тыловых коммуникаций Владимира в районе Волго-Донского волока
Из книги С.П. Толстова - По следам древне Хорезмийской цивилизации
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_22.htm

  


СТАТИСТИКА