Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

А.В. Чаянов. Организационный план крестьянского хозяйства
от 03.12.05
  
Самоорганизация


Задачей крестьянского трудового хозяйства является доставление средств существования хозяйствующей семье путем наиболее полного использования имеющихся в ее распоряжении средств производства и рабочей силы самой семьи

...нам пришлось попытаться дать общее определение задач агрономической помощи населению, которое и формулировалось в трех следующих пунктах:
1) ввести в народное хозяйство страны усовершенствованные методы техники земледелия и скотоводства;
2) изменить организационный план хозяйств в сторону большего соответствия текущим условиям экономической действительности страны и
3) организовать местное население в союзы и группы, которые, с одной стороны, путем кооперативного обобщения отдельных сторон производства увеличили бы силу хозяйств, а с другой стороны, взяли бы на себя закрепление и дальнейшее углубление реформы народного хозяйства.
Эти предложения в силу своей общности могут быть приложены к агрономической работе любой страны.
...Теперь, когда мы установили основные задачи общественной агрономии, необходимо отметить, что для общественной агрономии наиболее характерным моментом явится не программа, а скорее сам способ реализации этой программы.
Это не тот случай, когда крупный владелец путем обязательного приказа приводит в движение обширный штат работников земли и своею волею независимо от мнения исполнителей реализует широко продуманную и сложную схему реформы своего хозяйства.
Общественная агрономия сама хозяйства не ведет, сама своею волею и желанием никаких программ реализовать не может, и ее метод сводится к тому, чтобы путем воздействия на ум и волю хозяйствующих людей пробудить в их среде самодеятельность и помочь направить эту самодеятельность наиболее рационально.
...Перед агрономом находится некоторое большое количество хозяйствующих людей, имеющих свою систему, свой организационный план, свои навыки и представления о сельском хозяйстве, людей, которым приказывать ничего нельзя и которые все предпринимают по своей воле и сообразно своему пониманию.
Приходится после глубокого анализа местного хозяйства определить те его стороны, которые наиболее легко поддаются изменению и могут дать скорый и ярко выраженный эффект.
Потом тем или иным способом обратить внимание хозяев на возможность изменения в их привычных методах работы и путем воздействия, устного или письменного, путем примера, наглядного доказательства убедить население в преимуществе нового приема над ранее практиковавшимся, доказать его большую выгодность...
Словом, заменить в головах местного населения старые представления новыми.
И кроме того, пробудить это население к активности, дать ему эмоциональный толчок.
Без этого эмоционального толчка никакое доказательство не будет доказательством, вся пропаганда сведется к любопытному рассказу, и общественная агрономия потеряет свою душу.
...Зреет необходимость участковой агрономии.
Нам приходилось слышать мнения, что если для уездного агронома был нужен человек с кругозором высшего образования, то для участковой агрономии достаточно нескольких лиц со средним образованием под наблюдением одного руководителя с широким кругозором.
В этом глубокое непонимание сути участковой агрономии, и мы принадлежим к тому мнению, которое утверждает как раз наоборот, что роль участкового агронома ответственнее роли уездного, требует большей широты умственного горизонта, больших знаний и большего умения владеть методом мысли и исследования.
Фельдшеризм менее всего терпим в участковой агрономии.
Работа уездной агрономии несложна - 2-3 пункта программы, обычно ясно и определенно разработанные.
Иное - для участкового агронома. Программа, увеличивая свое содержание, тем самым теряла общность.
Агроном, став участковым и погрузившись в действительную хозяйственную жизнь конкретных хозяйств, впервые встал лицом к лицу с отдельным хозяйственным организмом во всей его конкретности; впервые не только мог, но и был должен встать на частнохозяйственную точку зрения,
Стал оценивать чистую и валовую доходность той или иной культуры, ее значение в общем организационном плане хозяйства, начал задумываться над вопросами экономизации и использования труда, над упорядочением денежного хозяйства - впервые внимательно вгляделся в организационный план и стал размышлять о его реорганизации.
Причем надо отметить, что все эти вопросы встали так резко главным образом перед нами - северянами, так как на юге открывается гораздо больший простор для чисто технического прогресса.
Такое глубокое проникновение в пределы хозяйственного предприятия не давало возможности многого предвидеть, и потому агроному нужно было постоянное умение ориентироваться на месте, так как программа могла указать только общее направление работ, но не способы и средства выполнения, различные чуть ли не в каждом мелком районе.
Итак, если уездная агрономия стояла перед хозяйством района и поручала агроному проведение в жизнь общей поуездной программы, составленной из ряда мероприятий, основанных в лучшем случае на данных массового исследования, то участковая агрономия ставит своих работников перед конкретным хозяйством во всей его сложности, заставляя его считаться со всеми деталями организационного плана.
Что же может помочь участковому агроному в его ответственной и труднейшей задаче?
Прежде всего понимание крестьянского хозяйства, умение оценить и разобраться в конструкции его организационного плана и умение уловить его хозяйственную душу.
Кто же может дать это понимание и это умение?
Надо сознаться, что на этот вопрос нелегко найти ответ.
В отношении организационного плана русского крестьянского хозяйства, да и вообще всех экономических вопросов в пределах хозяйствующей единицы современная наука не может дать русскому агроному своих обобщений, так же как она не дала их по поводу методов общественной агрономии.
Все, что мы имеем в этой области,- это в большинстве старые немцы: Г. Крафт, Т. Гольц и др.  
И вся их наука, объединяющаяся под именем Betriebslehre (учение о сельскохозяйственном предприятии), целиком относится к крупному хозяйству, и к тому же хозяйству немецкому, представляющему собою величину совершенно иного порядка, чем наше крестьянское полунатуральное трудовое хозяйство.
Мы склонны даже полагать, что сами основные задачи двух этих категорий хозяйств в корне различны...
В то время как немецкое капиталистическое хозяйство имеет единственную задачу - получить на вложенный в предприятие капитал возможно больший процент прибыли, в трудовом хозяйстве эта задача усложняется тем, что, кроме интересов хозяина как владельца земли и инвентаря, еще в большей степени для него выдвигаются интересы его и его семьи как работников, благодаря чему задача хозяйственной деятельности усложняется до полной формулы:
Задачей крестьянского трудового хозяйства является доставление средств существования хозяйствующей семье путем наиболее полного использования имеющихся в ее распоряжении средств производства и рабочей силы самой семьи.
...Тысяча других, столь же важных вопросов раскрывается перед нами при изучении организационных планов крестьянского хозяйства.
Присматриваясь к ним, мы увидим перед собою своеобразные хозяйственные организмы, живущие по своим особенным законам жизни.
Среди этих организмов есть больные, есть расшатанные до основания...
И прежде чем оказать им ту или иную помощь в виде реформы хозяйственного уклада или врачевать его кредитом, необходимо знать, какое влияние окажет наше средство на этот организм. Надо изучить его жизнь, его естественные методы борьбы с недугами, способы эволюции и, что самое главное, надо научиться определять нерв хозяйства, важнейшие его части, важнейшие недуги. Схватить то жизненное подвижное равновесие, которое утверждает его существование!
Спешу оговориться, что я, приглашая столь глубоко проникнуть в недры хозяйственных единиц, вовсе не приглашаю тем самым агрономов заняться организацией отдельных хозяйств.
Эта задача, за которую так смело берутся некоторые землеустроительные агрономы, кажется мне утопичной! Организовать хозяйство может только человек, ведущий это хозяйство, - долгой практикой, схвативший все конкретнейшие моменты окружающих условий.
Агроном мог бы, пожалуй, дать советы, но на это у нас пока что нет нужных знаний, и помочь организовать хозяйство с пустого места мы пока не можем.
Единственно, что доступно агроному, - это помощь частичным реформам уже живущего, развивающегося хозяйства, но и для этого надо глубокое знание основ организационного плана и основных принципов его построения.
Можно с уверенностью сказать, что для каждого шага участковой агрономии, перед лицом которой впервые предстало конкретное крестьянское хозяйство во всей его сложности, настоятельно необходимо понимать основные устои этого хозяйства и научиться разбираться как в основах, так равно и деталях его организационного плана.
Для того чтобы облегчить в этой области работу практиков, нужно прежде всего разработать и установить основные обобщения и понятия учения об организации трудового хозяйства.
Нужда в этом настолько очевидна, что наука, надо полагать, не замедлит углубиться в эту девственную для нее область, и на обязанности агрономов лежит труд указать на те вопросы организационного плана, которые наиболее важны для дела агрономической помощи населению.
Тезисы:
1) Объектом воздействия уездной агрономии являлось хозяйство района в целом, и только участковая агрономия получила возможность обратить внимание на конкретное хозяйство и начать работать в сторону его реформы.
2) Сообразно этому для участковой агрономии существенно необходимо знание основных устоев, в частности принципов построения организационного плана трудового крестьянского хозяйства.
3) В настоящее время наука не может прийти в этом на помощь к работникам общественной агрономии, так как исследование организационного плана крестьянских хозяйств только что начинается.
4) Материалом для построения учения об организационном плане могут послужить отчасти оценочные, а главным образом бюджетные статистические исследования, и на обязанности самой общественной агрономии лежит указать то направление, которое должны принять эти работы.
9 февраля 1911
А.В. Чаянов. Участковая агрономия и организационный план крестьянского хозяйства (Работа была представлена А.В. Чаяновым в виде доклада на Московском областном съезде деятелей агрономической помощи населению в 1911г. В ней поддерживается и развивается идея, высказанная А.Ф. Фортунатовым и другими русскими теоретиками агрономического дела, о необходимости перехода от уездной агрономии к участковой. Агроном приближался, таким образом, к крестьянину, оказываясь вынужденным вникать во все тонкости семейного хозяйства. Но Чаянов идет дальше Фортунатова. Он не просто выдвигает лозунг участковой агрономии, но и придает ей конкретную цель - разработку организационного плана крестьянского хозяйства. Концепция организационного плана была разработана немецкой школой Betriebslehre в лице Т. Гольца, Г. Крафта и других; это была по сути одна из первых попыток обосновать крестьянское самоуправление, самопланирование. Однако она была выработана немецкими учеными на примере капиталистических предприятий. Между тем, как указывал Чаянов, крестьянское семейно-трудовое хозяйство имело свои специфические особенности, отличающие его от капиталистического фермерства.
Таким образом, в докладе 23-летнего ученого нашли отражение три главных опорных пункта его будущей теории семейно-трудового хозяйства: улучшения в крестьянском труде, организационный план, особая мотивация семейного хозяйства - А.В. Чаянов. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М., 1989, с.52-69, 443)
http://a-v-chayanov.narod.ru

  


СТАТИСТИКА