Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

К неизвестному богу
от 15.05.06
  
Доклады


И холмы отвечали: Зачем идешь? И какого ты роду-племени, И откуда - ты?

В. Хлебников. Святче божий!
- Святче божий!
Старец, бородой сед!
Ты скажи, кто ты?
Человек ли еси,
Ли бес?
И что - имя тебе?
И холмы отвечали:
Человек ли еси,
Ли бес?
И что - имя тебе?
Молчал.
Только нес он белую книгу
Перед собой
И отражался в синей воде.
И стояла на ней глаголица старая.
И ветер, волнуя бороду,
Мешал идти
И несть книгу.
А стояло в ней:
Бойтесь трех ног у коня,
Бойтесь трех ног у людей!
- Старче божий!
Зачем идешь?
И холмы отвечали:
Зачем идешь?
И какого ты роду-племени,
И откуда - ты?
- Я оттуда, где двое тянут соху,
А третий сохою пашет.
Только три мужика в черном поле!
Да тьма воронов.
Вот пастух с бичом,
В узлах чертики -
От дождя спрятались.
Загонять коров помогать ему они будут.
Май - июнь 1922

РигВеда X, 117. Гимн Щедрости

Автор, по анукрамани, - Бхикшу из рода Ангирасов (Bhiksu букв. нищий Angirasa). Тема, как она же там же обозначена, - прославление дарения богатства и пищи. Размер - триштубх, стихи 1-2 - джагати. Гимн отличается не свойственным РВ дидактическим, морализирующим тоном и принадлежит к числу весьма поздних. В стихе 8 нравоучительные истины высказываются в форме числовой загадки
1a…дали…не как (единственного) убийцу - Мысль такова: боги не хотят, чтобы только одни бедные умирали от голода, богатых тоже неизбежно ожидают разные виды смерти
1c-d У дающего prnato…не дающий aprnam - В оригинале в значении давать употребляется глагол par - наполнять
2c Делает душу камнем sthiram manah krnute - Букв. делает дух твердым
3c Он пойдет ему навстречу aram asmai bhavati yamahutau
5b…за все удаляющимся путем draghiyamsam anu pacyeta pantham - Мораль: в будущем может ожидать еще много неприятностей, о которых не следует забывать
8 Одноногий шагнул...- Одноногий - солнце, двуногий - человек, трехногий - старик с палкой, четвероногий - собака. Гельднер отмечает, что в этой числовой загадке наибольшие ценности связаны с наименьшими числами


1 Боги, несомненно, дали голод не как (единственного) убийцу:
(Разные) смерти приходят и к сытому.
У дающего не иссякает богатство,
А не дающий не находит сочувствующего.

2 Кто, имея еду для бедного, жаждущего пищи,
Убогого, пришедшего (просить),
Делает душу камнем, хотя был расположен (к нему) раньше,
Тот не находит сочувствующего.

3 Только тот щедрый, кто подает нищему,
Бродящему в поисках пищи, исхудавшему.
Он пойдет ему навстречу, когда (тот) окликнет (его) на дороге,
И на будущее приобретет друга.

4 Тот не друг, кто не дает (своей) пищи
Другу, неразлучному товарищу.
Пусть (товарищ) уйдет прочь от него: это не место (для него)!
Пусть он ищет другого дарителя, даже если это чужой!

5 Пусть более сильный дарит нуждающемуся,
Пусть следит он (взором) за все удаляющимся путем (жизни).
Ведь богатства - как колеса колесницы:
Они катятся и едут от одного к другому.

6 Понапрасну получает еду неразумный -
Истину глаголю я: это же смерть его!
Ни благодетеля не пестует он себе, ни друга.
Кто ест один, один бывает и в беде.

7 Только пашущий лемех насыщает,
Идущий пешком проделывает (весь) путь.
Говорящий жрец добивается большего, чем не говорящий.
Дарящий друг превосходит не дарящего.

8 Одноногий шагнул дальше, чем двуногий.
Двуногий настигает сзади трехногого.
Четвероногий приходит по зову двуногих,
Находясь при стаде (и) следя (за ним).

9 Две руки, хоть и одинаковы, не делают одинаковой работы,
(Две коровы,) хоть и от одной матери, неодинаково доятся.
Даже у близнецов силы не одинаковы.
Неодинаково дарят двое даже кровных родных.

РигВеда X, 121. К неизвестному богу

Автор, по анукрамани, - Хираньягарбха, сын Праджапати (Hiranyagarbha букв. золотой зародыш Prajapatya). Тема - Божество Ка (ka - букв. кто?). Размер - триштубх. Это космогонический гимн, посвященный прославлению бога-творца, имя которого остается неизвестным. Лишь в последнем стихе, несомненно, добавленном позднее, таким демиургом назван Праджапати - бог-творец поздневедийского периода (Prajapati - букв. господин потомства, господин существ). Содержание гимна сводится к основному космогоническому вопросу: кто изначальный бог, который создал вселенную. Этот бог явно отличается от известных богов пантеона РВ, он им предшествовал, как предшествовал и жертвоприношению. Он родился в самом начале как золотой зародыш (стих 1), дающий жизнь всему, что способно жить (2,3); он создал элементы вселенной (4-6); он дал жизненную силу богам (7) и послужил толчком для возникновения жертвоприношения (8). Два последних стиха по формальным особенностям и по содержанию выбиваются из общего русла. Эта внедряющаяся в космогонию личная просьба певца о пощаде (9) и провозглашение Праджапати изначальным демиургом (10)
1a Вначале он возник hiranyagarbhah sam avartatagre
2с Чье отражение vasya chaymrtam yasya mrtyuh - Таким образом, творец вселенной стоял за пределами жизни и смерти
3a-b Мира живых...что дышит и моргает yah pranato nimisato mahitva / eka id raja jagato babhuva...Мир живых jagat, в котором человек, по древнеиндийской классификации, особо не выделяется, противостоит неподвижному миру sthatar. Характерные признаки мира живых - это способность дышать и моргать, последнее отличает людей от богов, которые не моргают
4c Чьи...стороны света, чьи руки yasyemah pradico yasya bahu
5a Кем грозно небо yena dyaur ugra prthivi ca drdha. Ugra рассматривается как предикативное причастие
5c Кто в воздухе измеряет yo antarikse rajaso vimanah - Обычно говорится, что воздушное пространство измеряется солнцем
6c На кого ярко светит yatradhi sura udito vibhati
7a…пришли высокие воды - Воды в РВ рассматриваются как изначальная космогоническая материя, несущая в себе зародыш жизни
8a...охватывая взором воды...- Тем самым, неизвестный бог становится выше изначальной космогонической материи


1 Вначале он возник как золотой зародыш.
Родившись, он стал единственным господином творения.
Он поддержал землю и это небо.
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

2 Кто дает жизнь, дает силу, чей приказ
Все признают, чей (приказ признают) боги,
Чье отражение - бессмертие, чье - смерть -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

3 Кто благодаря (своему) могуществу стал единственным царем
Мира живых, (того,) что дышит и моргает,
Кто правит его двуногими и четвероногими -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

4 Чьим могуществом (существуют) эти снежные (горы),
Чей, (как) говорят, океан вместе с Расой,
Чьи эти стороны света, чьи руки (они образуют) -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

5 Кем грозно небо, кем тверда земля,
Кем установлено солнце, кем - небосвод,
Кто в воздухе измеряет пространство -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

6 На кого взирали с трепетом в душе
Два войска, поддерживаемые (его) помощью,
На кого ярко светит взошедшее солнце -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

7 Когда же пришли высокие воды,
Вбирая в себя все как зародыш, порождая Агни,
Он возник из этого как единая жизненная сила богов -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

8 Кто в (своем) величии охватывал взором воды,
Зачинающие Дакшу, порождающие жертву,
Кто был единственным богом над богами -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

9 Да не причинит нам вреда (тот), кто родитель земли
Или кто породил небо, (тот,) чьи законы истинны,
И кто породил высокие сверкающие воды -
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

10 О Праджапати! Никто, кроме тебя,
Не охватил все эти существа.
С каким желанием мы совершаем тебе возлияния, да сбудется оно для нас!
Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?

РигВеда. Мандалы I-X. перевод и комментарии Т.Я. Елизаренковой
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_863.htm

Религия вообще есть представление жертвы и непрерывное приглашение и возбуждение к ней. Религиозное служение представляет жертву символически: религиозное учение возбуждает к ней дух вразумительным, ясным, вдохновенным словом. Как не было ни одной религии без жертвы, так и Християнская Религия преимущественно основывается на жертве искупителя, необходимой для человечества. И чего же можно достигнуть в жизни без жертвы? Не жертвует ли собою мать для малолетнего ребенка целые дни, целые ночи, даже целые годы? Не жертвует ли собою отец во всех отношениях для воспитания сыновей своих? Воздвигает ли община свои храмы и прочие общественные здания без пожертвований? Может ли Государство сделать что либо для народа без многих, самых разнообразных, пожертвований со стороны отдельных лиц? Приобретал ли народ когда либо свободу, завоевывал ли без жертв, наконец, завоеванную не принужден ли он непрерывно охранять постоянными жертвами? Можем ли мы представить себе какую ни будь истину, какой ни будь великий подвиг, не запечатленные жертвою? По способности к пожертвованию мы оцениваем человека, народы; и по тому именно, что жертва имеет такое глубокое значение в жизни, необходимо должна и высшая сфера жизни - Религия, иметь свою жертву, изображать ее и непрерывно возбуждать к ней дух человеческий. Вот причина, по которой мы указали и выставили жертву, как главный отличительный признак Религии. Религия вообще поучает нас, чтобы мы отказывались от своеволия и себялюбия, признавая над ними высшую цель, и сливаясь с этою высшею, всеобщею, целию, действовали для нея и готовы были пострадать за нее, чтобы духовное мы предпочитали земному и чувственному, всеобщее частному. В этом-то и заключается глубокая истина жизни, что отдельное может существовать только через всеобщее, что особенное может сохраниться только в союзе, что таким образом каждая отдельная личность развивается и совершенствуется только содействием многих, каждая община только содействием Государства, каждое Государство или народ только влиянием других Государств и народов. Сознание и применение этой истины составляет сущность образования; по этому мы и требуем от каждого истинно образованного человека, чтоб он действовал сообразно с этим сознанием и никогда не упускал его из виду. Даже в обыкновенном кругу общежития от каждого из присутствующих требуется, чтобы он действовал не так, как необразованные и грубые члены общества, выставляя только свое я и занимая общество разсказами о своем житье-бытье, о своем горе и радости, но чтобы он затрогивал предметы общественного блага и старался присоединить свои взгляды к возрениям других, не изменяя своей самостоятельности
Людевит Штур. Славянство и мир будущего. Послание славянам с берегов Дуная
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_233.htm

Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси, на Небеси!

  


СТАТИСТИКА