Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Ишо Ты Дунаюшыкъ (Терек. Червленая. Деды)
от 13.07.06
  
Самоорганизация


Народное принадлежит народу

И.шо.ты.Ду.на---а-ю_(у:)шы-ы-(къ)да.на.а.сла.въ.на.й.мо.о.ой.Ду.на---а.а.ю-шы-(къ)да-сла.въ.на.й.ти---е-хи.й.та-а.а.а-й.да.ви.и.сё.о.ла.й.Ду-на …(й)
Ви-сё-лы_(ы:)ый.Ду.на.й.да.а.ка.къ.за.те.бя---та-я.ска.за-а-я-ли.да.сла.въ.на-ва.ма.во.Ду.на-++а.а.ю-шка-да-что.съ.ви.тъ.лё-++ё-шу.у.ни-и.и.и--(къ)Ду.на-ю.у.шэ.къ.ти-чо …(тъ)
Ду:на--ю.шы-(ы:ыкъ).ти.чо-(тъ)да.а.и.шо.какъ.ти.пе-++э-ри.и.ча-а-я-да-сла.а.вна.й.мо--Ду.на-++а.а.ю-шы.къ.да-на.а.му-тне-++я-ти.и.бя-а.а.а-да-ва-всё.мъ.све-ти-не …(тъ)
Ва-всё.мъ.све_(э:)э_(ти:)не-(тъ)да.а.ка.къ.а.тъ.ве-++та.а.я.диръ.жа-а-я.лъ.да-сла.а.вна.й.мо-(о:ой).Ду.на-а.а.ю-шы.къ.да-чи.и.ла-ве-++че-ски.и.йи-и.и.и--(мъ)да.гро.мъ.ки.мъ.го-ла-са …(мъ)
Гро-мки.мъ.го_(о:)о_(ла:)са.мъ.да.а.чи.и.и.ла.ве-++че-эсъ.ки.ми-и-ли.шъ.да-во.тъ.гро-мки.и.и.йимъ.го-++о.о.ла-са.мъ.да-ма.а.ла.а.де-++че-ски.и.йи-и.э.э--(мъ)а.ву-мо.мъ.ра-зу-ма …(мъ)
У-мо.мъ.ра_(а:)а_(зу:)ма-(мъ)да.а.и.шо.у.шы.ка-(къ)++ды.ы.е.ли.мне-э-е-да-сла.въ.на-му.ме.не.Ду.на-++а.а.ю-шку-да-ка.къ.сви.тъ.лё-++о-шу.нь.ку-у.у.у--да.ка.къ.мне-къДо-ну-бы …(ть)
Ка-(къ)мне-къДо_(о:)о_(ну:)бы-(ть)да.а.и.шо.какъ.спадъ.йи---(мъ)спа.адъ.у.ми.ня-э-я-да-сла.въ.на-ва.ми.ня.Ду.на-++а.а.ю-шка.ль.да-зи.мъ.ли.и.ны---я-клю.у.чи-и.и.и--ки.са.дъ.на.а.во-ду-бью …(тъ)
Са.дъ.на-во_(о:)о_ду:)бью-(тъ)да.а.ка.къ.па.сре.ди-++та.а.ли.ми.ня-э-е.й.да-сла.въ.на-(+)ва.ми.ня.Ду.на---а.а.ю-шка-бе-ла.а.я-ри---ри-би.и.ца-а.а.а--са.дна-во.о.ду-му-ти …(тъ)
Са:дна-во-ду_(у:)у_(му:)ти-(тъ)да.а.и.шо.какъ.па.сверь---(хъ)та.а.ли.ми.ня-э-я.й.да-сла.въ.на-ва.ми.ня.Ду.на-++а.а.ю-шка-да-на.тъ.ри.и.па-++я.ръ.ти.и.йи-и.и.и--да.си-лы.(роты)ы.пе-ре-шло …
Си-ла-(й)пе_(э:)э_(ри:)шла-да.а.и.шо.какъ.на.пе-++е-рва.а.я-а.й.о.й.да-во.тъ.пе-рва.я.пер.шла.па-++а.ръ.ти-я-да-ру.съ.ка.ва.бе-++бе-ла.а.ва-а.а.а--(й)да.ру-ска.а.ва-ца-ря …(Ай, первая рота шла: то Данские казаки,)
Си-ла-ру_(ска:)ва_(ца:)ря-да.а.на.а.вта.а.ра---я.а.а.пра.шла-а-я-да-во.тъ.вта-ра.я.пра.шла.па-++а-рте-я-да-что-Пру.у.сько-++ё-ва.а.се-э.э.э--ла.си-ла.а.ка-ра-ля …(Другая рота шла: то знамёна пранисли)
Си-ла-ка_(а:)а_(ра:)ля-да.а.и.шо.какъ.на.тре-++э-тя.а.я-а-а.й.да-во.тъ.тре-тя.я.пра.шла.па-++а.а.рте-я-да-па.а.ре.нь.де-++э-ви.и.цу-у.у.у--да.де-ви.и.цу-у-вё …(лъ) (А третия рота шла: то девица съ молатцэмъ)
Де-ви-цу.е.ё.у.вё.лъ.да.а.е.шо.тутъ.сма.ни.лъ.вга.а.гва.а.ри-и-йи.лъ.да-на.къ.ра-сну.ю.па.рень.де-++е-ви-цу-да-са-Ти.и.хо---ва-До.о.на-а.а.а--ё.ли-ё.о.на-Ка.въ.ка …(зъ)(за Кубань)
ЗъДо-ну-и_(ё:)на_(Ка:)вка-(зъ)да.а.ка.къ.въпа-го.нь++та-я.го.ню-у-ю-да-за.а.до.бъ.ри.э.и.е.мо-++о.о.ла-дца.мъ.да-что.о.да.нъ.ски-++и-я.зъ.До-о.о.ё--(ну:у).зъДо-ну-ка-за-ки …
ЗъДо-ну-ка_(а:)я_(за:)ки- \\ Да йищо онъ сказалъ та ли сказалъ, ! Вотъ да ведь добрый моладецъ, ! Да веть что сирата я жыву...! Жыву бизъ атца та, бизъ матири ( да.а.и.шо.что.ска.за---(лъ)та-ли.ска.за-а-я.лъ.да-ра.зъ.до-бр-ый.онъ.мо.о---о.о.ла-де-(цъ)да-что.о.си.ра.та---я-а.жы.ву-безъ.атъ.ца---да.бе-е.зъ.ма-ти-ри... )
Да бизъ матири ! Да ведь йищо бизъ атца, та бизъ матири ! Ведь удалъ толька моладецъ, ! Да веть что та бизъ ду...ушэчки...! Бизъ душычки да маладой жыны. (Да-би-(зъ)ма_(а:)я_(ти:)ри-да.а.и.шо.бизъ.а.тца---та-а.бизъ.ма-а-я-ти.ри.ра.зъ.до-бр-ый.онъ.мо.о---о.о.ла-де-(цъ)да-что-бе.зъ.ду---ю-у.шэ.чки-о.о.о--(й)да.ма-ла-до-(й)жэ-ны...)
Маладой жыны, ! Да ведь йищо падйизжали та ли ани, ! Да ведь ани ка гораду, ! Да ведь йищо ка шырокай падво...! Ой да ка падворицэ. (Ма-ла-до-(о:)ё_(й)(жэ:)ны-да.а.и.шо.падъ.йи.жьжьа---ли-дай.а.ни-а-я-да-во-(тъ)а-ни.и.да.ка.го---о.о.ё-ра-ду-ка-шы.ы.ро---ё-о.о.ка-а.а.а--(й)да.ка-па-дво-рьи-цэ...)
Ка падворицэ, ! Ой, даведь йищо какъ выходятъ тутъ встричать ! Ой да какъ раздобрава йиво молатца, ! Да, да ведь родный та йиво ба...! Батюшка, ой, да родна матушка. (Ка-па-дво_(о:)ё_(ри:)цэ-да.а.и.шо.какъ.вы.хо---дя-(тъ)тутъ.встри.ча-а-я-(ть)да-ра.зъ.до-бра.ва.йи.во.мо---о.о..ла-тца-да-йи.во.родъ.ный.ба---я-а.тю.шка-а.а.а--(й)да.ро-дна-ма-ту-шка...)
Родна матушка, ! Да ведь йищо какъ встричала йиво тутъ, ! Ой, да какъ раздобрава йиво молатца, ! Да ведь йищо маладая та йиво...! Маладая вотъ йиво жына. (Ро-дна-ма_(а:)я_(ту:)шка-да.а.и.шо.какъ.встри.ча---ла-тутъ.йи.во-о-ё-да-ра.зъ.до-бра.ва.йи.во.мо---о.о..ла-тца-да-и.шо.ма.ла.да---я-та.йи.во-о.о.ё--да.ма-ла-да-жэ-на...)
Малада жына, ! Да вндь йищо какъ встричали йиво тутъ, ! Ой, да какъ раздобрава йиво молатца, ! Да ведь йищо йиво малы де...! Йиво малые детушки. (Ма-ла-да_(йи:)во_(жэ:)на-да.а.и.шо.какъ.встри.ча---ли-тутъ.йи.во-о-ё-да-ра.зъ.до-бра.ва.йи.во.мо---о.о..ла-тца-да-и.шо.йи.во.ма---я-а.лы.е-э.э.е--да.ма-лы-де-ту-шки...)
Малые детушки, ! Да ведь вота красная девица, ! Да ведь йищо стала плакать и рыда...(ть) ! Ой, да всё горька рыдать. (Ма-лы-де_(э:)е_(ту:)шки-да.а.и.шо.что.тутъ.кра---я-а.сна.я-а-я-да-во.тъ.кра-сна.а.а.я.де---е.э.ви-ца-да-ста.а.ла-пла---ка-ать.ры.да-а.а.я--(ть)да.всё-го-рька-ры-да...(ть))
Горька рыдать, ! Да ведь йищо ты зачемъ заманилъ, ! Миня вота красную девицу, ! Са я Тихова да миня До...! До-о-ёну миня на Кубань (Кавкасъ) (Всё-го-рька_(а:)на_(ры:)да-(ть)да.а.и.шо.ты.за.че---(мъ)та-за.ма.ни-и-йи.лъ.да-на.къ.ра.съ.ну.ю.ми.ня.де---э.э.ви-цу-да-са.я.Ти-хо---ё-ва.зъ.До-о.о.ё--ну.ми-ня-на-Ка-вка...(съ))
ЗъДо-ну-ми_(ня:)на_(Кавъ:)ка-(съ)да.а.и.шо.какъ.мла.де-++е-е.эцъ.та-а-а.й.да-на.къ.ра-сну.у.у.ю.де-++е.э.ви-цу-да-мла.а.де.цъ.де-++е-ви.и.цу-у.у.у--да.у-га.а.ва-ри-ва …(лъ)
У-га-ва_(а:)я_(ри:)ва-(лъ)да.а.и.шо.что.ни.пла-(чъ)++та-ли.ни.пла-а-я.чь.да-де-ви-ца.а.ты.ни.пла-++а.а.а-я.чь.да-не.э.пла.чь.кра-++я-сна.а.я-а.а.а--да.кра-сна.а.я-ма-я …
Не-пла-(чь)кра_(сна:)я_(ма:)я-да.а.и.шо.что.я.вы-++йи-дамъ.ти.бя-а-я-да-на.къ.ра-сну.у.у.ю.де-++э.э.ви-цу-да-я.а.за.а.ве-++е-эръ.на.ва-а.а.а--да.ве-рна.а.ва-слу-гу …
Ве-рна-ва_(ма:)во_(слу:)гу-да.а.и.шо.что.слу.ге-++та-ли.слу.ге-э-е-да-во.тъ.бу-де.ш..да.ты.ла-++я.а.ду-шка.й.да-а.а.мне.э.ми-++йи-э.линь.ка-а.а.а--(й)да.ми-ли.нь.ка-(й)дру-жо …(къ)
Ми-ле-нька_(а:)ай_(дру:)жо-(къ)да.а.и.шо.патъ.слу.гу-++та-ли.слу.гу-у-ю-да-во.тъ.бу-ди.шъ.да.па.сте-++е.э.лю-сла-(ть)да-а.а.са.а.мно-++о-ю.у.вме-э.э.е--сти.вме-сти.и.спа-я-ти …
Вме-сти-спа_(а:)я_(а:)ти-да.а.и.шо.какъ.вазъ.га-++я-а.ва.ри-и-йи-(тъ)да-на.къ.ра-сна.а.а.я.де-++е.э.ви-ца-у.у.да.а.ло-++ё-о.о.му-у.у.у--да.мо-о-ё.о.ла-дцу …
Мо-о-ё_(о:)о_(ла:)дцу-да.а.и.шо.ка.му.бу-++ю-у.у.ду-о-ё-да-ка.а.му-бу.у.ду.я.ла-++я.а.ду-шка-(й)да-та.а.му.у.ми-++йи-э.линь.ка-а.а.а--(й)да.ми-ли.э.нька-(й)дру-жо …(къ)
Ми-ле-нька_(а:)ай_(дру:)жо-(къ)да.а.и.шо.патъ.слу.гу-++та-ли.слу.гу-о-ё-да-вотъ.бу-ду.я.па.стель.сла-++а.а.я-ти-да-са.а.слу.у.го-++о-о.о.ю-у.у.у--да.вме-сти.и.спа-я-ти …
Вме-сти-спа_(а:)я_(а:)ти-да.а.и.шо.что.онъ.вы-++йи-ы.э.ну-у-ю.лъ.да-на.мъ.ла-де.цъ.са.блю.во-++о.о.ё-стру-да-са.бъ.лю.у.во-++ё-о.о.стру-у.у.у--да.о-стру.у.ю-сва-ю …
Са-блю-во_(стру:)ю_(сва:)ю-да.а.и.шо.что.сру.би-(лъ)++та-ли.сру.би-и-йи.лъ.да-на.къ.ра-сно.ой.а.онъ.де-++е.э.ви-цэ-да-бу.й.ну.у.го-++ё-о.о.ла-а.а.а--да.бу-йну.у.го-ла-ву …
Бу-йну-го_(о:)ё_(ла:)ву-да.а.и.шо.что.онъ.бро-++ё-о.о.си-(лъ)э-е-да.а..на.къ.ра-сну.ю.па.ринь.де-++е.э.ви-цу-да-въДу.у.на.й.бы-++йи-стру.у.ю-у.у.у--да.бы-стру.у.ю-ри-ку…
Песни Терека и Дона
http://nivjezha.narod.ru
Богуслав Воронов. Русские песни Жил один парень. Ему надоело все это, и вздумал он родиться. Начал вращать руками и ногами, пытаясь опереться хоть обо что-то, но все было напрасно, он продолжал висеть в неизвестности. Вдруг его тело содрогнулось и выплеснуло из себя нечто в виде звука. Похоже, это было ругательство. Наверное, парня просто достали. Вот за это он и был выдворен из Рая, за нарушение тишины. С тех пор и повелось у него : как что, так сразу в крик, и нараспев.  Этот крик у нас песней зовется,  - так ответствовали великие русские народные бурлаки недоумевающему пииту. И так я вышел в народ.
Приблизительно таким образом описывал свое рождение мой друг Баюн, раскачиваясь на стуле, пока я тщетно пытался в карандаше запечатлеть ускользающие черты его лица. Он пел только народные песни, говоря :  Пою свое, - и придерживался непривычных взглядов. Например, роды он считал первым уроком пения. Заблудившийся в темноте младенец идет на крик - зов матери и, выйдя из утробы, вторит ей, заводя свою песню. Эта песня затем тянется всю жизнь, то стихая, то переходя в сон. Непрерывность жизни порождается волей и движением, саму непрерывность он называл игрой - так в народе называют пение, петь - это играть. Он утверждал, что мы воспринимаем только игру, или вообще ничего. Быструю игру в виде движения, - медленную в виде расположения тел. Ладная игра - это жизнь, разлад - смерть, когда уже не можешь припеться к миру и постепенно теряешь память, забываешься и погружаешься в пучину великого смысла. Тогда твоя песня лишь шумными брызгами дождя или проникновенным звоном росы касается сердец. Баюн также утверждал, что мы, как только начинаем новое дело в своей жизни, рождаемся заново. Выглядит это так: сначала становится скучно, все не складывается, затем слышишь зов - и идешь на него. Этот зов похож на твою будущую песню. Конечно, тут как тут всякие препятствия и помехи и как гребнем вычесывают из тебя прежние имена, имения, и, наконец, криком  ура  ты радостно приветствуешь свободу, другую даль, длительность, в которой начинается твое дело, твоя песня, твоя игра. Твоя - потому что ты одолел препоны и оставил их рубежом прошлому, памятной межой - платить дань времени. Таких сказок Баюн мог наплести сколько хочешь. Он называл это званым плясом, званкой, или словесным кружевом, славой. Раньше славой называли общение с Богами. Бедой было то, что он следовал за своими узорами, меняясь в выражении, и я своей неискушенной рукой никак не мог ухватить главную особенность его облика.
Баюн, расскажи чего-нибудь по-проще, а то никак не выведу мелодию твоего носа, - попросил я его. Не мелодию, а выходку, - поправил он. По - гречески мелодия, а по нашему выходка, только этого уже почти никто не помнит. Только иногда гармониста попросят : А ну - ка, дай проходочку! - а так, все как попугаи ученые : ритм, такт, мелодия. Тогда, скажем, как называется такт? Да откуда мне знать, я ведь не ученый. Ну, может, колено. А когда ты начал учиться пению, то есть игре? Да как только родился. Дело было в донской станице, в праздники, отец поехал туда на роботу после учебы. Мать лежала одна, все ушли гулять. А я, как только появился, сразу горячкой и вспыхнул. Может от праздничного прилива огненной воды, а может от переживаний. Трое суток я лежал помирал, трое суток казаки играли по улицам песни. Вот так они и вытянули мою ниточку жизни, да еще и завили ее игранкой. Мать так и говорила : Это тебя казаки выпели. Ты им должен песней. Потом отец вернулся в родное село, а там и речь, и песни уж Червоной Руси. Бабка была песенницей, да все село славно играло! Бывало, особенно под вечер, со всех сторон льются песни. Сейчас такого и в помине нет, да и городскую - то улицу не перешумишь. Да еще что, как вечер - всяк уплывает в свой телевизор. Чужой голос слушают, а своего стесняются. А ведь в старину и битвы начинались перебранкой, кто кого переругает, да ловчее срежет - не до стеснения. Иногда случалось и так, что супостат отступал в смущении, не найдясь, что ответить. Это означало повиниться, то есть признать себя виновным и замолчать.
Издавна известно, что нечистая совесть предателя не смеет говорить и отбывает наказание, приняв обет молчания. Злое сердце лишено голоса и слуха, оно только шипит, да сердится, когда в небесах льется веселье. Добрую душу ведет песня. Даже путь - дорогу спросишь: Как пройти напрямки по степи в такую - то станицу? - ответят: Иди вот так, прямо, через сорок куплетов  Камышинки  - знаешь такую песню, про Ермака? - повернешь направо, а там уж все прямо. Как доиграешь, так уже будет видать. Всего часа три ходу. Знаешь, так дойдешь, а не знаешь - не казак значит, довезут и сыграют песню, чтоб теперь знал. Человек песней охраняет мир, служит всему живому, уподобляясь душой разным образам : то сокола - в схватке, то соловья - в любви, то волка - в добыче. Родное слово любили и берегли как ратника, чужое - то не очень жаловали. А уж если и залетит какое издалека, то по - своему кувыркнут и пустят чучелой гулять по стране, чтобы все видели чужеземца, да не попадались ему под пяту. Своего умника даруй с плеча мехом, а чужого дурака покрой смехом. Своему дураку болтать не мешай - проспится, а чужого хитреца - голышом на мороз, поститься, - слыхал такое? То - то, нынче уж красно не говорят. Набросок был готов, за окном неспешно осыпались огни ночного города, и Баюн тихонько завел старинную песню, близкую и понятную лишь ему одному, но укачивающую волнующим сном все уходящие вдаль бетонные корабли. И может быть кому - то из времеплавателей повезет и завтра на рассвете он проснется со счастливой улыбкой: Земля!
Вот одна из песен Баюна :
1. Как за речкою, да за быстрою Лабой, там ходил, гулял казак молодой.
2. При боку у него шашка острая его, за плечами у него ружье верное его.
3. Он шашечку вынимал, ковыль - травушку жал, ковыль - травушку жал, к своим ранам прикладал.
4. Уж вы раны мои, раны больные, горячи - болящи, моему сердцу пришли.
5. Ты лети, мой конь, на родимый край, ты неси, мой конь, отцу, матери поклон.
6. Отцу, матери поклон и жене молодой, и скажи, мой конь, что женился на другой.
7. Как женила меня пуля быстрая, а докончила меня шашка острая.
http://www.pereplet.ru/text/voronov1.html
В бытность обозревателем отдела культуры журнала Москва, в середине 90-х годов, я познакомился с редким человеком: ростом под два метра, с удивительно живыми глазами, он всем видом своим и поведением выказывал независимость, свободу и естественность.
Тогда я захаживал на выставки и концерты, и на выступлении саксофониста Валерия Чекасина в ЦДХ мое внимание привлек детина, который вёлся от музыки настолько, что чуть ли не приплясывал на своем месте: он излучал радость, музыка жила в нем. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что он тоже работает в журнале Москве. Обычно мир консерваторов, к которым себя причислял журнал, и мир современного искусства, мир авангардистов, не пересекались. Геннадий свободно вращался во многих мирах. Он избрал для себя необычную стезю: в журнале работал экспедитором, таскал коробки с книжками, выполнял тяжелую работу. Но после работы он был свободен - ему не надо было, как журналисту или ученому, все время думать о своей работе, он освобождал мозги для любимого занятия, которое и было его истинным призванием - для народной музыки. Геннадий не расставался с магнитофоном в экспедициях, где собирал по заброшенным деревням старинные казачьи песни. Дома, по ночам, эти песни он обрабатывал, разучивал, переписывал. Но дома в общепринятом смысле у него не было, это был человек из породы русских странников - летом он частенько жил в палатке: вечером ставил на Ленгорах палатку, утром разбирал и клал в рюкзак. Жил он и по друзьям, ночевал как-то пару раз у нас. Ночи эти запомнились: Геннадий был истинным кладезем песен и сведений, которых не прочтешь ни в одной книге, это был человек Традиции и Мифа, которые идут из глубины веков. В благодарность за ночевку он пел нам песни, варил казачью кашу, учил нас уму-разуму…Как-то он сводил нас на собрание фольклорного коллектива Белый камень, вытаскивал на концерты в училище Гнесиных и прочие музыкальные места.
К сожалению, в последние годы мы общались редко: Геннадий сам выходил на связь - и хотя мы готовы были оставить все дела, чтобы увидеться с ним - но звонил он все реже. У него прибавилось забот, мы узнали, что он стал молодым отцом (всего у него осталось несколько детей), но странствие его продолжалось: как вольный казак, он так и не прибился ни к одному ансамблю, ни к одной женщине, оправдывая прозвище Бирюка. Геннадий стал для друзей - певцов Богуславом, записал несколько дисков, создал сайт Нивежа в Интернете ( http://nivjezha.narod.ru/ - Создатель Нивежы - Богуслав Волков погиб в ДТП 17 сентября 2007 года. 25 сентября в 19.00 в музее Константина Васильева в Москве (ул. Череповецкая, д.3-б) пройдёт вечер его памяти. Страница создана 8 января 2003), перевел на русский язык ряд книг, оформил и издал учебник по Глаголице.
Талант этого удивительного человека все расцветал: с того момента, как он из небольшой деревни Ставропольского края попал, будучи одаренным в математике подростком, в школу-интернат Колмогорова при МГУ, прошло три десятка лет. Одно время он учился в Институте им. Губкина, но так и не закончил его, сорванный ветром странствий. Он и погиб, как странник, смертью странной и случайной: ехал на велосипеде где-то в маленькой деревеньке Нижегородской области - и попал под машину. Видел ли он в последние свои мгновенья, лежа на земле небо, которому принадлежал по рождению не меньше, чем земле…Смог ли спеть напоследок хотя бы одну песню свою, записей которых у него было больше, чем о кого-либо в Москве? Геннадий говорил: Песня должна быть длинной. Жизнь его оказалась короткой - 52 года было ему отпущено на Земле. Но какой же яркой и необычной была эта жизнь! Даже те, кого она коснулась слегка, кто хоть раз услышал песни Богуслава, видел его - запомнят его необычный голос и вид (в последние годы он отпустил оселедец и выглядел как справный казак, словно сошедший со страниц Тараса Бульбы).
На вечере памяти Богуслава в конце сентября в Москве собрались десятки его друзей, среди них было множество певцов из разных фольклорных ансамблей, - и так проникновенно пели они, что брали за душу: подобной тризны в жизни я не видел, песен таких не слыхал…
Вечная слава тебе, Богуслав!
Памяти Богуслава (Геннадия) Волкова
http://www.slav-seti.ru/?p=8219
Волков Геннадий (Богуслав -?) Петрович. Класс 9Б 1969-1971 школа-интернат Колмогорова при МГУ
http://www.vypusknik.info/show.html?ac=show&id=1135
вблизи Бардиева, в селе Венеция, была записана Никодимом народная песня - Дунаю, Дунаю, чому смутен течеш, и Ян Благослав поместил ее в Грамматике чешской, вышедшей в 1571г.
Дунаю-Дунаю чэму смутэнъ тэчэшъ?
- Ой, якъ мни, Дунаю, нэ смутному тэчы,
Що дно мое точуть студэни крыныци,
А посэрэдыни била рыбка мутыть,
На вэрси Дунаю тры роты ту стоють!
Пэрша рота турэцька,
Друга рота татарська,
Трэтя рота волоська.
Въ турэцьки мы роти шаблямы шурмують,
Въ татарськи мы роти стрилкамы стриляють,
Въ волоськи мы роти Стэфанъ-воевода.
Въ Стэфанови роти та дивонька плачэть,
Та дивонька плачэть, плачучи повидатъ:
Стэфанъ, Стэфанъ, Стэфанъ-воевода,
Альбо мэнэ пуймы, альбо мэнэ лышы!
А што мы одрэчэтъ Стэфанъ-воевода?
- Красна дивойныцэ, пуймылъ бы я тэбэ,
Пуймылъ бы я тэбэ, нэровная мы есъ,
Шо рэкла дивонька? - Пусты мня, Стэфанэ!
Скочу я у Дунай, у Дунай глыбокый.
Ахъ, хто мня достанэтъ, то его я буду. -
Нэ хто мя доплынулъ, красную дивоньку,
Доплынулъ дивоньку Стэфанъ-воевода.
И узявъ дивоньку за билую ручку:
Дивонько, душэнько, мылэнька мы будэшъ
Песни Терека и Дона
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_409.htm
Тыхо, тыхо Дунай воду нэсэ
А щэ тыхшэ дивка косу чэшэ.
Вона чэшэ та й на Дунай нэсэ:
Плывы, косо, тыхо за водою
Плывы, косо, тыхо за водою
А я пиду услид за тобою!
Прыплывэмо к зэлэному лугу
Скажу тоби всю свою прытугу. -
В тэмним лузи явир зэлэнэнькый
Пид явором конык воронэнькый.
Пид явором конык воронэнькый
На коныку козак молодэнькый.
Сыдыть соби на скрыпочку грае
Струна струни стыха промовляе:
Нэма краю тыхому Дунаю
Нэма впыну вдовыному сыну.
Нэма впыну вдовыному сыну
Що звив з ума молоду дивчыну
Песни Кубани
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_410.htm
В рамках национальной безопасности
Г.Б. Зайцев
Славянский Букварь.
Издревле Русское.
Глаголическое.
Юсовое
письмо.
Русь. СПб. 2013
(с) 1999г. Составитель - Казак Богуслав (Волков Геннадий Петрович 1954-2007)
(с) 2013г. Комментарий - Зайцев Геннадий Борисович
 
...Оказалось - автором начертания, составителем, после многолетнего изучения славянской культуры, многочисленных этнографических поездок и встреч с людьми старыми, ведающими, а так же по кропотливому изучению всех доступных печатных материалов, книжных публикаций и статей, посвящённых славянской письменности, Глаголице в частности - является Казак Богуслав - Волков Геннадий Петрович, 1954-2007


...Понеже оубо мънози начяся чинити повЪсть о извЪствованыхъ въ насъ вещтехъ Ъко же прЪдаша намъ бывъшэ и искони самовидцы и слоугы словесе. Изволiя и мьнЪ рождъшю и спръва по вьсЪхъ въ истину по ряду писати тебЪ. – Зачало Евангелия от Луки
***
Вы, волки рыскучiе!
Разойдитеся, разбредитеся
По глухимъ степямъ, по темнымъ лЪсамъ.
А ходите вы повременно,
Пейте – Ъшьте повелЪнное
Отъ Свята Егорiя Благословенiя   
Букварь Юсового глаголического письма pdf
http://www.studfiles.ru/preview/1744712/ 33Мб
Глаголица
http://nivjezha.narod.ru/Index.htm
Золотая книга Перевод с болгарского 2-го тома собрания дохристианских песен Славян (Веда Славян) Стефана Верковича, изданного в Свято-Петрограде в 1883 году.
Образцы распевов древней слявянской службы, Славы, на праздник Каляды  
Старинные образы южных Славян - Перевод с македонского книги историка Чаусидиса. К книге прилагаются 89 рисунков по Славянскому образному миру.  
Прамужево наставление в правиле - Живой перевод с английского древнего Арийского свода законов Законы Ману.
Червонно-русские присказки и присловья
Книги
http://nivjezha.narod.ru/Index.htm
...Славяне – это единственный из европейских миров, в котором Старина представлена в наиболее неизменном виде. Вопрос единственно в том, что здесь старинное и верное, не закрепленное в легко читаемые понятия и виды, отделены от мирского ядра, представляя только внутреннюю и еще живую тайнопись…
...Связь славянского низового (под-, заземного) Бога (Волоса, Велеса) с медведем подробно прослежена В. Живанчевичем. Он считает, что корни этого Бога и его почитание уходят в почитание пещерного медведя…Выражался в обычае обрядового закапывания частей тела медведя в устроенном гробе, вблизи жилища, что, по поверьям, должно было обеспечивать изобилие дичи. Представляется, что еще в те времена медведь носил черты Зверобога, знак Истока человечества, его родов. Подтверждением того, что подобные обряды существовали и в средневековом миру в Европе, является находка медвежьего черепа, закопанного в святилище Благовещенской Горы, у Вшижа. У Восточных Славян был распространен оберег в виде медвежьей лапы, называемой скотий Бог, помещавшийся в гробу с покойником, или во дворе, ради защиты скота (кн.412 ; кн.332, Стр. 421-431,98-108; кн.333, Стр. 158-163).
В средневековых мирских источниках Волос не раз называется скотьим Богом, что толкуется как животный Бог, Зверобог. Как видим, такое же название носят обереги, сделанные из медвежьей лапы;
На связь Велеса с животными вообще указывает другое толкование упомянутого источника, по которому скотий Бог означает Бог животных, т.е. скота. На эту связь указывают и перекрещенные Власий, Блажий и Василий, связанные с домашними животными. Только в этот день выказывается особое почтение скоту, угощение его обрядовыми хлебами (погачей) и освобождение от работ (кн.412, Стр. 55,41);
По Живанчевичу и Рыбакову, корневое значение имени этого Бога восходит от слова волосатый, которое можно отнести и к медведю (кн.412, Стр. 41; кн.332, Стр. 107)
...Существуют данные, указывающие на то, что Велеса (т.е. медведя) впрягали в плуг, которым, по обряду, вспахивалась нива, что само по себе – одно из доказательств участия Велеса во взращивании злаков...
...До сего времени мало обращали внимание на связь между именем славянского природного Бога и неким Ликом, упомянутым в ригведских славах. Кроме потусторонних (диких) змиев Вритры там упоминается и трехглавое Старинное чудовище Трита (ср. Троян, Триглав), подобно иранскому старинному царю Ажа Дахана (ср. Аджая, Аджер, Яша) (кн.168, Стр. 71,72,74-77).
Особого внимания заслуживает понятие Vala (Воля, валить), которое означает потусторонние пределы, тот Свет. Личный вид Valasya очень близок Велесу, Волосу (подобно и Валхала – загробный мир в скандинавской Старине). Поэтому, основной корень Велеса может рассматриваться в связи с пространственной сущностью, которая некогда означала низ, тьму, пещеру, нору (которая относится и к женской утробе (кн.168, Стр. 76,81, 84,86,94,188,189))
Потусторонняя степень солнечного обращения (потустороннее Солнце) - Ночная половина солнечного вращения – это явление, которое первобытный человек связывал с потусторонними силами и нижними пределами. Считалось, что когда нет на небе Солнца, то оно живет в подземных пределах, почему эти нижние области Вселенной и вошли в царство солнечного Бога. Такие солнечно-потусторонние черты имеют и различные образы славянского потустороннего Бога. Как было показано, одним из частых отличий солнечного Бога является конь, на котором он ездит, и который его замещает…
...Упомянем еще раз основные мирские источники, на которых основывается это исследование:
Большинство средневековых источников различного направления, говоря об отдельных славянских народах, упоминают, что некоторые из них все еще почитают Солнце и поклоняются ему (кн.201, Стр. 113; кн.130, Стр. 19).
Русская летопись начала ХII в. - Солнце-царь, сын Сварога, называемый Дажьбог (кн.333, Стр. 440).
Хроника Света - Ивана Малалы, Х в. В старинном русском списке этого южнославянского перевода, ХIII в., упоминается имя солнечного Божества. Говорится, именно, что - по смерти Феоста (Гефеста), называемого Свара, господин - его сын, Солнце (Гелиос), по имени Дажьбог (кн.201, Стр. 170).
В Повести временных лет говорится, что во время Дажьбога отставлено лунное счисление дней и годов и введено двеннадцатимесячное счисление. Поэтому введена и царская власть (кн.333, Стр. 441, 442).
В Слово о плъку Игореве говорится, что князь Всеслав, ночью, обернувшись волком, бежит: Изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше
Во второй ряд выделим источники, в которых упоминаются имена Божеств, о которых, из предыдущих источников, известно, что связаны с поклонением Солнцу.
В Слове Ивана златоуста облаивается почитание множества Исконных Богов, среди которых упоминается Дажьбог.
В Повести временных лет, при перечислении кумиров, которых поставил князь Владимир в Киеве, упоминаются Дажьбог и Хорс.
В Слово о плъку Игореви русские князья величаются Даждьбожьи внуци
В Слове христолюбца - русской проповеди ХII в. (как и в еще нескольких русских источниках до ХVI в.) хулятся прихожане, которые молятся Огню, называя его Сварожичем (кн.124, Стр.148; кн.201, Стр. 170,171; кн.379, Стр. 43; кн.44, Стр. 35).
По сообщению Титмара, в столице Ретры почитался кип Бога Сварижича (и ему посвященный конь). Десятью годами позже, Адам Бременский, того же Бога, называет Редигастом (Радогостом) (кн.201, Стр. 187-188).
Из одного письма, отправленного Бруно королю Генриху 11, известно, что Сварожич, у Славян с Лабы, почитался как Бог войны (кн.216, Стр. 107).
Бытовая саксонская хроника (ХV в.) представляет Радогоста как носящего на груди щит с черной головой быка; держащего в руках секиру, а на голове у него птица (кн.216, Стр. 127).
Хорс (Хрс, Хурс) упоминается как Бог, почитаемый искони на Руси, в большинстве средневековых источников (Слово о Идолах, Слово христолюбца, Слово Ивана златоуста и Повесть временных лет), но при этом, кроме его имени, не приводят никаких других данных о почитании его (кн.333, Стр. 413, 418).
Какой вывод можно сделать на основе этого? Во-первых, что исконные Славяне, всех трех областей (Восточные, Западные и Южные) , почитали Солнце собранием и неким обрядным действом, на которое в источнике только намекается (поклонение, капища, кипы, священные животные…). Судя по времени источников, Исконная Вера оставалась еще долго после перекрещивания. Большинство источников показывают, что один из солнечных Богов, Дажьбог, представлен и как сын Сварога. В отдельных областях Восточных и Западных Славян он величался Сварожичем и Радогостом, но источник больше говорит о военной власти этого Бога…Как видим, славянский образ Солнца представляли разными знаками: кругом, кругом с точкой, кругом с вписанным крестом, солнцеворотом (свастикой), цветком, или разными плодами. Так же толковалось солнце в виде человеческой головы, которая является первым следом обожествления Солнца. С другой стороны – совокупность знаков, представляющих его непрерывное движение. Таковыми были птицы, сухопутные животные (особенно конь и олень), и искуственные средства сообщения
...Важное место в научном труде Чайкановича занимает исследование сербского верховного Бога…Ученый считает, что это Божество, кроме всего прочего, носило имя Дайбога, т.е. Дажьбога, который, как замечено в мирских источниках, носит солнечные черты… Он считает, что некоторые Лики народного уклада, не поддавшиеся перекрещиванию, носят и хранят в себе древние имена Исконных Богов. Таковы: Лик - Божич (кн.54, Стр. 126, 147, 150, 162, 188) (который каждый новый год обрядово ожидается в домах) и Дайбог, или Дабог (кн.54, Стр. 65,93-97,146), Лик, по народным поговоркам, преданиям и сказкам, известный как Даба, или Дабо (кн.54, Стр. 96, 152)…
Никос Чаусидис. Старинные образы южных Славян - Перевод с македонского книги историка Чаусидиса. К книге прилагаются 89 рис.
http://nivjezha.narod.ru/Liki.htm

  


СТАТИСТИКА