Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Николай Клюев. Слово к учителям о ценностях народного искусства
от 16.11.06
  
Доклады


Бежим, бежим, посмертный друг, От черных и от красных вьюг, На четверговый огонек, Через Предательства поток, Сквозь Лес лукавых размышлений... Николай Клюев. Песнь о Великой Матери

Думают, подозревают ли олончане о той великой, носящей в себе элементы вечности, культуре, среди которой живут?
Знают ли, что наш своеобразный бытовой орнамент: все эти коньки на крышах, голуби на крыльцах домов, петухи на ставнях окон - символы, простые, но изначально глубокие, понимания олонецким мужиком мироздания?
Чует ли учительство, по самому положению своему являющееся разьяснителем ценностей, чувствует ли оно во всей окружающей, подчас ничего не говорящей непосвященному, обстановке великие непреходящие ценности искусства?
Искусство, подлинное искусство во всем: и в своеобразном узоре наших изб (На кровле конек есть знак молчаливый, что путь так далек), и в архитектуре древних часовен, чей луковичный стиль говорит о горении человеческих душ, подымающихся в вечном искании правды к небу.
Как жалки и бессодержательны все наши спектакли-танцульки перед испокон идущей в народе внешкольной работой, великим всенародным, наиболее богатым эмоциями, коллективным театральным действом, где каждый зритель - актер, действом - почитания мощей -.
Искусство, не понятое еще миром, но уже открытое искусство, и в иконописи, древней русской иконописи, которой так богат Олонецкий край.
Надо только понять его. Надо уметь в образАх неизвестных забытых мастеров найти проблему бытия, потайный их смысл, надо оценить точность и старательность работы художника.
Надо быть повнимательней ко всем этим ценностям, и тогда станет ясным, что в Советской Руси, где правда должна стать фактом жизни, должны признать великое значение культуры, порожденной тягой к небу, отвращением к лжи и мещанству, должны признать ее связь с культурой Советов.
Учительство должно оценить этот источник внутреннего света по достоинству, научить пользоваться им подрастающее поколение, чтоб спасти деревню от грозящей ей волны карточной вакханалии, фабрично-заводской забубённости и хулиганства...
Здесь вокруг нас на каждом шагу спутниками нашей жизни являются великие облагораживающие ценности.
Надо их заметить, понять, полюбить, надо привить культ к ним
Газета Звезда Вытегды, 29 января 1920г.
13 янв. 1920 г. в г. Вытегре открылся первый уездный сьезд учителей - подлинных работников Советов. Пятый день работы сьезда был посвящен докладу Клюева о ценностях Олонецкого древнерусского искусства. Спустя некоторое время газета опубликовала в кратком изложении выступление поэта
Русская традиционная вышивка
Русская традиционная вышивка: 1) разворачивающиеся свастики - символы духовного сеяния - на оплечье женской рубахи. Наверху - древняя композиция с предстоянием птиц и зверей богине. Олонецкая губ., Каргопольский у. 1-я пол. XIX в. 24,7 х 23,5 см.; 2) свастичный орнамент во 2-м с края ряду оплечья женской рубахи. Олонецкая губ. Каргопольский у. 1 пол. XIX в. Вышивка: набор, гладь, стебельчатый шов; 3) оплечье обрядовой женской рубахи (затем было вставлено в полотенце) со знаками свастики. С. Река, Каргопольского у., Олонецкой губ. Нач. XIX в. Фото Г.П. Дурасова; 4) 30 разнонаправленных свастик на оплечье женской обрядовой рубахи. Олонецкая губ. Каргопольский у. 1-я пол. XIX в. Вышивка: набор, гладь, стебельчатый шов
Русская традиционная вышивка
1) орнаментальная полоса из свастических фигур с косым (андреевским) крестом в центре и обозначением Древа Жизни справа. Три свастики символизируют тройственные плоды Древа Жизни под сенью семи даров Св. Духа (семь голубей на верхней кромке четырёхугольника). Конец полотенца. Новосильский у., Тульская губ. 2-я пол. XIX в. 2) орнаментованный конец северорусского полотенца с разноцветными свастиками. Кон. XIX - нач. XX вв. Фото Г.П. Дурасова; 3) свастика на традиционной русской вышивке. Фото Т. Кругликовой; 4) подвес-месяцеслов со свастичными мотивами. Дер. Гарь, Каргопольского у., Архангельской губ. Фото Г.П. Дурасова.
Русская традиционная вышивка
1) знаки благословения и защиты на оплечье обрядовой женской рубахи. Олонецкая губ., Каргопольский у. Нач. XIX в. Фото Г.П. Дурасова; 2) оплечье женской рубахи. В основе орнамента - гребенчатые ромбы, ромбы с отростками, косые кресты, ромбы с крюками. В верхней части - две пары птиц, предстоящих Древу Жизни. Олонецкая губ. 1 пол. XIX в. Холст, красные и синие бумажные, цветные шёлковые, золотные нити, блёстки. Вышивка: роспись, набор, стебельчатый шов. 25х30; 3) орнаментованный конец северорусского полотенеца с полусвастиками. Кон. XIX - нач. XX вв. Фото Г.П. Дурасова.









Геннадий Дурасов. Тайны старого узора
http://www.kinderino.ru/radost/stantvor/duras_taina1.html
Геннадий Дурасов. Узоры русской вышивки
http://www.kinderino.ru/radost/stantvor/duras_uzor1.html


  


СТАТИСТИКА