Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

И въсташа сами на ся воевать, и бысть межю ими рать велика и усобица
от 07.12.06
  
Мысли


Тако бя доржава та Руска одо Русы а Борусiце. Ту бо боря велка непрстана бяшете вшак щас а многа сэща (а) субоя, а бо то врзема нащтвена, а нще не скущена до конце ВлесКнiга

Стенопись в пантикапейских подземных гробницах с изображением скифских воинов. Открыта В.В. Стасовым в 1872 году3. От этих-то рабов и жен скифов выросло молодое поколение. Узнав свое происхождение, юноши стали противиться скифам, когда те возвратились из Мидии. Прежде всего, они оградили свою землю, выкопав широкий ров от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера. Когда затем скифы пытались переправиться через озеро, молодые рабы, выступив им навстречу, начали с ними борьбу. Произошло много сражений, но скифы никак не могли одолеть противников; тогда один из них сказал так: Что это мы делаем, скифские воины? Мы боремся с нашими собственными рабами! Ведь когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то впредь у нас будет меньше рабов. Поэтому, как мне думается, нужно оставить копья и луки, пусть каждый со своим кнутом пойдет на них. Ведь пока они видели нас вооруженными, они считали себя равными нам, т.е. свободнорожденными. Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, то поймут, что они наши рабы, и, признав это, уже не дерзнут противиться.
11. С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена (трагедия)
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_513.htm
Въ си же времена Новъгородьстии людие, рекомии СловЬне, и Кривичи, и Меря, и Чюдь дань даяху Варягомъ оть мужа по бЬлЬи вЬверици; а иже бяху у нихъ, то ти насилие дЬяху СловЬномъ и Кривичемъ и Мери и Чюди. И въсташа СловЬне и Кривичи и Меря и Чюдь на Варягы, и изгънаша я за море, и начаша владЬти сами собЬ. СловЬне свою волость имяху; и поставиша градъ и нарекоша и Новъгородъ, и посадиша старЬишину Гостомысла, а Кривичи свою, а Меря свою, а Чюдь свою. И въсташа сами на ся воевать, и бысть межю ими рать велика и усобица. И въсташа градъ на градъ, и не бЬ въ нихъ правьды...
Новгородский свод 1050 г.
А.А. Шахматов. Разыскания о древнейших русских летописных сводах
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_297.htm
Владимер-князь распотешился,
По светлой гридни похаживает,
Черны кудри расчесовает,
Таковы слова поговаривает:
Есть ли в Киеве тако(й) человек
Из сильных-могучих богатырей,
А кто бы сослужил службу дальную,
А и дальну службу заочную,
Кто бы съездил в орды немирныя
И очистил дороги прямоезжия
До моево тестя любимова,
До грозна короля Этмануила Этмануиловича;
Вырубил чудь белоглазую,
Прекротил сорочину долгополую,
А и тех черкас петигорскиех
И тех калмыков с татарами,
Чукши все бы и алюторы?
Добрыня Чудь победил. (Былина из сборника К. Данилова)
http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/kir/kir-106-.htm
В те времена, когда в Ростовской земле правил князь Ярослав Владимирович, получив ее от отца, Великого князя Киевского, у слияния рек Которосли и Волги  - лежащее некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль. На этом пустынном, заросшем высокими деревьями и густыми травами месте находилось - селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы, человецы поганыя веры - языци, зли суще...Онии человецы живящее точию по своей воли, яко мнози и граблеия и кровопролития верным твориша...В делание же смысленна прилепляхуся, егда на зверя или лов рыб исходящее. Держащее же сии люди и мнозии скотии, и сими себя насыщаху -. Однажды князь плыл - на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у правого берега оной, идеже то селище, зовомое Медвежий угол -. Заметив, что - некии люди жестоци - напали на купеческие суда, идущие по Волге, князь - повеле дружине своей устрашити и разгнати шатание сих беззаконных, да спасутся неповиннии -. Дружина в ожесточенной схватке принудила грабителей и, преследуя их - победи врагов на месте, идеже некое сточие водно исходи в Которосль, за ним же и селище то стояше -. Затем князь поучает жителей, как жить и предлагает им креститься. Те отказались - точию не хотяху креститися -, но дали князю клятву - жити в согласии и оброци ему даяти -, скрепляют обещание - медвежьей клятвой -. После этого Ярослав - отыде в престольный град свой Ростов -. Вскоре Ярослав вновь прибыл в Медвежий угол: Но егда входи в сие селище, люди сего испусти от клети некоего люта зверя и псов да растешут князя  и сущих с ним -. Князь вступил в единоборство со страшным медведем и зарубил его секирой, псы же никого не тронули. Убийство священного зверя приводит в ужас жителей мятежного селища: И виде безбожнии и злии людии вся сия, ужасеся и падоша ниц князю и быша аки мертвы
Сказание о построении града Ярославля из кн.: А.Н. Лебедев. Храмы Власьевского прихода в Ярославле. Ярославль, 1877
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1263.htm
Но еще к сей холопьей войне мне случайно довелось прочитать историю града Ростова, и она не только ветха, но по письму и бумаге, думаю, более 200 лет назад писана; в ней о сем пространнее, нежели где-либо еще находится. Автор ее то же место, что в летописце муромском Колязин монастырь, называет Холопий град. Он рассказывает, что к сражению у вождей или царей скифских были трубы, литавры и сурны, а у холопов одни свирели и рожки пастушьи. Скифов предводители: Страшимир, Громислав и Бедислав; у холопов: Загуми, Разрывай и Угоняй; оружие у царей самострелы и мечи обоюдоострые, у рабов - сабли и луки. Холопы пред сражением, несколько голодных и раздраженных медведей приготовив, в войско царей пустили и оное смяли, а цари после, приготовив собак, на медведей пустили, которые затем, в войско холопов вбежав, тех смяли
Василий Татищев. История Российская. Глава 29. Бярмы, или Пермы, Гордорики, Остергарди, Хунигарди, Улмиогардия и Голмогардия
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_440.htm
...Простите мне мою дерзость, но мне кажется, что если бы у нашего брата было время для рождения образов, то они не уступали бы Вашим. Так много вмещает грудь строительных начал, так ярко чувствуется великое окрыление!..И хочется встать высоко над Миром, выплакать тяготенье тьмы огненно-звездными слезами и, подъяв кропило очищения, окропить кровавую землю, в славословии и радости дав начало новому дню правды.
Вы - господа чуждаетесь нас, но знайте, что много нас, неутоленных сердцем, и что темны мы только, если на нас смотреть с высоты, когда все, что внизу, кажется однородной массой, но крошка искренности, и из массы выступают ясные очертания сынов человеческих, их души, подобные яспису и сардису, их ребра, готовые для прободения
...Наш брат вовсе не дичится - вас -, а попросту завидует и ненавидит, а если и терпит вблизи себя, то только до тех пор, покуда видит от - вас - какой-либо прибыток. О, как неистово страданье от - вашего - присутствия, какое бесконечно-окаянное горе сознавать, что без - вас - пока не обойдешься! Это-то сознание и есть то - горе-гореваньице - тоска злючая-клевучая, - кручинушка злая беспросветная, про которую писали - Никитин, Суриков, Некрасов, отчасти Пушкин и др. Сознание, что без - вас - пока не обойдешься, - есть единственная причина нашего духовного с - вами - несближения, и - редко, редко встречаются случаи холопской верности нянь и денщиков, уже достаточно развращенных господской передней. Все древние и новые примеры крестьянского бегства в скиты, в леса-пустыни, есть показатель упорного желания отделаться от духовной зависимости, скрыться от дворянского вездесущия. Сознание, что - вы - везде, что - вы - - можете -, а мы - должны - вот необоримая стена несближения с нашей стороны. Какие же причины с - вашей -? Кроме глубокого презрения и чисто телесной брезгливости - никаких. У прозревших из вас есть оправдание, что нельзя зараз переделаться, как пишете Вы, и это ложь, особенно в Ваших устах - так мне хочется верить. Я чувствую, что Вы, зная великие примеры мученичества и славы, великие произведения человеческого духа, обманываетесь в себе. Так, как говорите Вы, может говорить только тот, кто не подвел итог своему миросозерцанию. - И из Ваших слов можно заключить, что миллионы лет человеческой борьбы и страданий прошли бесследно для тех, кто - имеет на спине несколько дворянских поколений -..
Из письма Николая Клюева к А.А. Блоку (октябрь-ноябрь (до 12 ноября) 1907г. Дер. Желвачёва)
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1146.htm
Николай Клюев. Из письма крестьянина
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_352.htm
Чудского и скифского народа древнее величество явствует из великих его остатков, кои видим в Ливонии, Естландии, Финляндии, Ингрии, Карелии, Лаппонии, Пермии, в черемисе, мордве, в вотяках и зырянах. Все говорят языками, много между собою сходными и от одного начала - от древнего скифского происшедшими. Храбрость и древность их у всех старинных писателей известна. И хотя часто с сарматами смешанно упоминаются, однако самым делом были отличны. Но и то правда, что от преселений и дел военных немалое число чудского поколения соединилось со племенем славенским и участие имеет в составлении российского народа...Прежде избрания и приходу Рурикова обитали в пределах российских славенские народы. Во-первых, новогородцы славянами по отменности именовались и город исстари слыл Славенск. Потом поляне около Киева, северяне, кривичи - где Смоленск, древляне между реками Днепром и Припятью, полочане на Южной Двине, у реки Полоты, дреговичи, бужане; чудские поколения, ливь, сумь, ямь, весь, мурома, меря: то есть ливонцы, финны, ижоры, белозерская, муромская и ростовская чудь.
Михаило Ломоносов. Краткой Россiйскoй лътописецъ съ родословiемъ
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_443.htm
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.
Сошлися - и заспорили:
Кому жить любо-весело,
Вольготно на Руси?..
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож…
И рассказали странники,
Как встретились нечаянно,
Как подрались, заспоривши,
Как дали свой зарок
И как потом шаталися,
Искали по губерниям
Подтянутой, Подстреленной,
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?
Влас слушал - и рассказчиков
Глазами мерял: Вижу я,
Вы тоже люди странные! -
Сказал он наконец. -
Чудим и мы достаточно,
А вы - и нас чудней!..

  


СТАТИСТИКА