Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Собрание Дмитровского союза кооператоров
от 30.01.07
  
Доклады


Вам, товарищи кооператоры, еще труднее переживать революцию, потому что вы забежали вперед. Вы задались целью перестроить экономическую жизнь народа не по приказу свыше, а на основах свободной самодеятельности самого населения…Не управление из центра, а самоуправление, не власть, а свобода должны восторжествовать после революции...Главное, - чего хотят люди. А люди прежде всего хотят быть свободными, что бы ими не командовали, не притесняли, не принуждали делать то, что противоречит их убеждениям. Это - первое желание всякого нормального человека, психика которого не искажена, не изуродована системой власти, установленной государством

Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты - все были безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм - явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайним левым, и нашим крайним правым. Славянофилы и Достоевский - такие же в сущности анархисты, как и Михаил Бакунин или Кропоткин. Эта анархическая русская природа нашла в себе типическое выражение в религиозном анархизме Льва Толстого. Русская интеллигенция, хотя и зараженная поверхностными позитивистическими идеями, была чисто русской в своей безгосударственности. В лучшей, героической своей части она стремилась к абсолютной свободе и правде, не вместимой ни в какую государственность. Наше народничество, - явление характерно-русское, незнакомое Западной Европе, - есть явление безгосударственного духа. И русские либералы всегда были скорее гуманистами, чем государственниками. Никто не хотел власти, все боялись власти, как нечистоты. Наша православная идеология самодержавия - такое же явление безгосударственного духа, отказ народа и общества создавать государственную жизнь. Славянофилы сознавали, что их учение о самодержавии было своеобразной формой отрицания государства. Всякая государственность представлялась позитивистической и рационалистической. Русская душа хочет священной общественности, богоизбранной власти
...Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?
Н. Бердяев. Душа России
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_357.htm
Петр Кропоткин за рабочим столом
Приветствие съезду учащих Живя в изгнании, мы всегда внимательно следим за тем, что делалось на родине для пробуждения в русском народе самосознания и веры в свои силы. И с особою любовью и уважением останавливались мы на том, что делали вы в первоначальной школе, в деревнях и среди городской бедноты для поднятия общего образования, несмотря на тяжелую обстановку, учителя и учительницы, и на преследование лучших из вас со стороны таких врагов народного просвещения, как Победоносцев и назначавшиеся под его влиянием министры.
И вот теперь перед вами открывается новое широкое поприще.
Я глубоко убежден, что какие бы тяжелые годы нам ни пришлось пережить, страдания русского народа будут выстраданы не даром. Перед нашим народом и перед вами, учительницы и учителя, откроется новая, лучшая эра - эра новых путей и новых возможностей для прогресса человечества.
Верю в это и вижу, что перед вами восстает громадная задача. Вам предстоит перестроить народное образование на новых началах - самую суть образования и его приемы.
За перестройку преподавания естественных наук опасаться нечего. В этой области за последние 30-40 лет уже выработались великолепные методы. Во Франции я знаю ряд прекрасных небольших руководств...
Впрочем, что же ходить далеко.
...Третьего дня я осматривал зачаточный музей в нашем Дмитрове и радовался, видя, как разумно отнеслись к своему делу наши три молодые сотрудницы музея: геолог, ботаник и зоолог, в какой интересной и поучительной форме они сумели представить собранный ими материал, и, вспомнив, как нелепо нас учили естественным наукам, я порадовался за молодое поколение. Пусть только будет у нас несколько лет свободы, и во множестве городов у нас вырастут такие же и еще лучшие музеи. Они будут неоценимым подспорьем для преподавания истории Земли и жизни, ее растительных и животных обитателей и человека...
Уже 75 лет тому назад или даже более один из великих мыслителей XIX в., Огюст Конт, указывал на то, что одна из главных задач для человека - это познать свое место в природе, не вымышленное легендами, а истинное, и понять свою связь со всею ее жизнью. Познать правду о том, как шло развитие человеческих обществ, из этого знания вывести отношения личности к целому, т.е. каждого из нас к обществу, среди которого мы живем: наши права в нем и добровольно принимаемые нами обязанности по отношению к обществу...
Мировая война открыла...глаза многим. Человечество почувствовало, что если такие войны будут повторяться, становясь каждый раз все ужаснее благодаря успехам техники, то человечество быстро подойдет к гибели. Эта мысль проникает в народное сознание. Все ярче и ярче выражается желание, чтобы эта война была последнею; а между тем, чтобы осуществить такое желание, образованным народам необходимо перестроить свою жизнь на новых началах, которые впредь сделали бы такие войны прежде всего ненужными и, следовательно, невозможными...
Но для этого необходимо, чтобы создалось новое воспитание и чтобы оно породило сознание каждого насчет его отношения ко всем другим...
Без блага целого личное счастье невозможно. Этому жизнь постоянно учит нас - подчас жестокими уроками, как теперь...
Нужно, чтобы мысль: все за каждого и каждый за всех, - которую в вольной природе ежедневно практикуют в своих обществах миллионы общительных животных, даже хищники, стала также лозунгом людей.
Нужно, чтобы эту мысль перестали считать праздными мечтами, а проводили ее в жизнь каждый по мере сил...
И вот все это должна подготовить школа. Задача эта громадная, трудная - я вполне это сознаю - но задача неотложная. Она потребует преобразования всей постановки школы...
Совершается эта перемена не в один день, и не по указам свыше, а только посредством свободной работы десятков тысяч учителей и учительниц в свободной школе, где есть место личному творчеству.
Но не пугайтесь, друзья, громадности предстоящего вам. Многое вы уже начали именно в хорошем направлении. Кое-чего вы уже достигли, несмотря на всех противников прогресса в школьном деле. Вы, которые за все эти годы безвременья, ведя тяжелую, часто сверхсильную работу глухой борьбы против всесильного самодержавия и абскурантизма, - вы не отступитесь от задачи, поставленной нам всем прогрессом человечества.
За вас будут стоять требования времени, возможность близкого лучшего будущего и сочувствие быстро растущего числа мыслящих людей, которые разбудили громы и ужасы войны.
Держитесь дружно. Дружными силами вы победите.
Публикуется по кн.: Приветствие съезду учащих. Сказано в заседании Съезда учащих Дмитровского уезда 30 августа 1918г. Дмитров: Союз кооперативов, 1918. 11с.
Отрывки из книги В.А. Маркина - Петр Кропоткин - Восточно-Сибирское из-во. 1992г. Кропоткину часто приходилось разьяснять, что слово анархия означает лишь то, что оно означает. Безвластие - так буквально переводится это слово с греческого. Термин стоит в ряду подобных - монархия (единовластие); олигархия (власть групповая); анархия - безвластие. Но, это, повторял Кропоткин, не означает беспорядок, хаос, беззаконие, вседозволенность. Нет! Это лишь отсутствие вынужденного подчинения воле одного человека или небольшой группы. Но отрицая власть, анархия считает обязательной дисциплину каждого. Это - власть самодисциплины. Это отрицание необходимости одних людей управлять другими, признание возможности и высшей целесообразности самоуправления на всех уровнях организации общества. Анархизм - одно из древнейших общественно-политических течений, истоки которого - в учениях Платона и философов-киников Древней Греции; из них наиболее известен Диоген, сказавший из своей бочки всевластному Александру Македонскому: Отойди, не засти мне солнце!. Элементы анархизма можно обнаружить в практике вечевых республик Пскова и Новгорода, вольных городов средневековой Европы и в очень сильной степени - в учении Иисуса Христа. Первым попытался изложить анархизм как учение Уильям Годвин в конце XVIII века. Затем крупнейшим теоретиком безвластия стал Пьер Жозеф Прудон. Провозгласив знаменитую формулу: собственность - это кража, он отстаивал, однако, право на мелкую частную собственность, владение которой не считал несправедливостью. Призывая к ликвидации государства, он был противником насилия и полагал возможным осуществлять социальную революцию мирным путем. С Прудоном был дружен Герцен, молодой Лев Толстой встречался с ним в Париже. А воспринявший его идеи Михаил Бакунин стал проповедником решительного разрушения государственной машины как первого условия дальнейшего преобразования общества. Однако вскоре выяснилось, что кропоткинский анархизм отличается от бакунинского: Я мало-помалу пришел к заключению, что анархизм - нечто большее, чем простой способ действия или чем идеал свободного общества. Он представляет собою, кроме того, философию как природы, так и общества, которая должна быть развита совершенно другим путем, чем метафизическим или диалектическим методом, применявшимся в былое время к наукам о человеке. Я видел, что анархизм может быть построен теми же методами, какие применяются в естественных науках, но не  на скользкой почве простых аналогий, а на солидном фундаменте индукции, примененной к человеческим учреждениям (Из книги Записки революционера). Мысль простая: природа является образцом для построения общества на принципах анархии. В ней ведь нет пирамиды власти и иерархии подчинения, нет управляющего всем центра. Тем не менее она гармонична и устойчива потому только, что зиждется на тесном переплетении множества взаимосвязей и зависимостей. Так же, по мнению Кропоткина, может быть построено и человеческое общество. Задача революции - не разрушение, как считал Бакунин, а созидание, построительная работа. И не отчаяние угнетенных и обездоленных людей побуждает их к революцтонным действиям, а надежда на коренные изменения в обществе. И не борьба одного класса с другим за господствующее положение в обществе является двигателем общественного прогресса, а наибольшее обьединение…В 1879 году выходит первый номер его детища - газеты на французком языке Le Revolte - Бунтовщик. Эта газета практически целиком создается им, от первой до последней строки. Начал он с атаки на государство: Государство вмешивается во все проявления нашей жизни…Оно преследует нас на каждом шагу…и во всем надоедает нам своим бестолковым вмешательством…Каждый день создаются новые канцелярии, новые учреждения, как-нибудь подлаженные к старым, на живую нитку подправленным колесам государственной машины; из всего этого создается такая неуклюжая, такая сложная, такая зловредная машина, что даже те, на ком лежит обязанность приводить ее в действие, возмущаются ее безобразием...Самая первая работа, которую Петр Алексеевич закончил в Англии, - книга В русских и французских тюрьмах. Подобно тому, как на основе наблюдений в путешествиях писал он свои географические отчеты, составил теперь отчет о тюремной системе двух стран, с которой лично познакомился, и так же, как в тех сибирских отчетах, личные наблюдения послужили основой для обобщения и выводов. Проведя три года в благоустроенной тюрьме Клерво, Кропоткин пришел к выводу, что никакая гуманизация наказания не устраняет самой сути нелепой и несправедливой системы исправления преступников, действующей во всех цивилизованных странах. Даже в самой лучшей тюрьме, по убеждению Кропоткина, абсолютно никакого исправления не происходит, скорее, наоборот, тюрьмы развивают именно те наклонности людей, которые как раз привели их в ряды преступников. В Сибири я видел, какими безднами мерзости и какими очагами физического и нравственного развращения являются наши старые, грязные, переполненные арестантами остроги. Тогда, двадцатилетнему юноше, мне казалось, что эти учреждения могут быть значительно улучшены…Теперь приходится отказаться от всех этих иллюзий…Тюрьмы - университеты преступности, содержимые государством. От критики тюремной системы Кропоткин переходил к отрицанию самого принципа буржуазного законодательства и правосудия. Законы, говорил он, всегда не в будущее, а в прошлое, они кристаллизируют, омертвляют то, что уже отжило, подобно тому, как обращается льдом живая, подвижная вода. Правосудие не что иное, как узаконенная месть общества в отношении тех, кого оно сочло преступниками. Но месть не может породить добро, оно приводит к торжеству зла. Эти мысли Кропоткина очень понравились Льву Толстому, который в романе Воскресение выразил примерно такое же свое отношение к проблеме преступлений и наказаний. А в Западной Европе появление книги Кропоткина произвело сенсацию. Она впервые рассказала миру о бесправии народа в самодержавной России, о бесчеловечных условиях содержания наказанных государством. Книга Кропоткина вписалась в традицию русской литературы, встала в ряд, начатый записками из Мертвого дома Ф. Достоевского и продолженный Чеховым, Толстым, Короленко, а в наше время  - Солженициным. Книга Кропоткина была своего рода Архипелаг ГУЛАГ, для того времени…Самый сильный аргумент противников кропоткинской теории - возможно ли соблюдение порядка, нравственных устоев без всякого принуждения? Даже Л.Н. Толстой (несомненный антигосударственник), очень высоко отозвавшийся об идеях Кропоткина, выразил сомнение именно в том, удастся ли заставить работать тех, кто не желает работать, при соблюдении лишь принципа добровольности, ликвидировав необходимость вынужденного подчинения. Кропоткин верил, что если человека освободить, в нем пробудится все лучшее и высокое. Он считал, что существуют два полярных отношения к человеку: взгляд на него как на изначально нравственное существо, т.е. все высокие чувства для него предпочтительнее низменных, либо признание человека как мешок с пороками, устранение которых возможно лишь насильственным путем. Кропоткин доверял человеку, считал, что высокие нравственные качества присущи ему как биологическому виду. Если этого не признавать, то встает вопрос о привнесении нравственности в человеческое общество извне. А откуда же в этом случае она взялась? У Кропоткина ответ вполне определенный: в природе, породившей жизнь на Земле, и человека, высшую ее форму. Он стал оппонентом Томаса Гексли, который вывел из дарвинской идеи о борьбе за существование закон всеобщей борьбы всех со всеми, в которой слабые гибнут, а выживают и торжествуют победу наиболее сильные, наиболее ловкие и наиболее хитрые - как среди животных, так и среди людей. Вывод Гексли о том, что в принципе нет нравственности, что она аморальна, вызвал возмущение Кропоткина, и он решительно выступил против получивших широкое распространение взглядов социал-дарвинистов...Я скоро убедился, что борьба за существование, истолкованная как боевой клич: Горе слабым! - и возведенная на ступень непреложного естественного закона, освященного наукой, пустила в Англии такие глубокие корни, что превратилась почти в канон (Из книги Записки революционера)…Еще в сибирских путешествиях Кропоткин обратил внимание на то, что среди животных наряду с соперничеством в борьбе за существование распространены и отношения взаимодействия, симпатии и поддержки в трудных обстоятельствах. Его поражало, насколько часто приходится наблюдать именно эти отношения. И невольно возникает вопрос, не являются ли они более важными для сохранения вида, чем борьба, которая ведет к истощению сообщества и даже самоуничтожению его. - Особенно запомнился случай на Амуре - огромное стадо косулей переплывало реку необычной ширины, да еще в то время, когда со дна поднялся лед и по реке шла шуга. И животные делали это все вместе, помогая друг другу. Переправа проходила удивительно слажено, и не создавалось впечатления, что каждое животное, повинуясь инстикту, беспокоилось о своем спасении. Нет! Инстинкт как будто заставлял их именно заботиться друг о друге. Кропоткин нашел у Дарвина, особенно в книге Происхождение человека и половой отбор, немало подтверждений своим мыслям, хотя великий английский натуралист не развивает эту идею, значительно больше внимания уделив борьбе за существование, более заметной там, где популяции не испытывают такого недостатка пищи, как на севере Азии. Затем ему довелось прочитать немало работ о разумном поведении животных, обьединявшихся в большие группы, своего рода коллективы, таких как пчелы, муравьи, стадные животные, перелетные птицы. - Уже во время моего пребывания в тюрьме Клеро я чувствовал, что необходимо вполне пересмотреть само понятие борьба за жизнь в мире животных, а тем более его приложение к миру человеческому…И я думал об этом вопросе, когда нашел в речи русского зоолога профессора Кесслера, произнесенной на сьезде русских естествоиспытателей в 1880 году, новое, превосходное понимание борьбы за существование. Взаимная помощь, - говорил он, - такой же естественный закон, как и взаимная борьба; но для прогрессивного развития вида первая несравненно важнее второй. Эта мысль, которую, к сожалению, Кесслер доказывал в своей речи лишь весьма немногими фактами, явилась для меня ключом ко всей задаче (Из книги Записки революционера)…У людей, считал Кропоткин, понятие нравственности намного шире понятий любви и симпатии, а также инстинкта продолжения рода. Он любил приводить такой пример: когда, увидев дом соседа в огне пожара, я схватываю ведро с водой и бегу к его дому, я руководствуюсь совсем не любовью именно к хозяину дома, которого, возможно, совсем не знаю, а каким-то более широким и неопределенным чувством, вернее, инстинктом общечеловеческой солидарности…Одна за другой появляются в 90 годах XIX столетия его статьи. заголовки которых начинались словами Mutual Aid - Взаимная помощь. Он исследует проблему на разных уровнях: в животном мире, у первобытных людей, в средневековом городе, в современном мире. Итог этой работы - книга - Взаимная помощь как фактор эволюции, вышедшая в Лондоне в 1902 году и в русском переводе в 1907…Кропоткин выводит свой биосоциологический закон, который ложится в основу его этической системы…Децентрализацию Кропоткин понимал как первое необходимое условие подлиной демократизации общества. Примерно к этому времени относится оставшаяся неопубликованной его рукопись - К вопросу о федерации, где он так выражает свою мысль: Демократия - не что иное, как широкоразвитое самоуправление. А самоуправление может сохраниться только тогда, когда соединение мелких единиц в одно более общее целое происходит на федеративных началах…Из работы Кропоткина - Революционная идея и эволюция. 1891г. - Каждый революционер мечтает о диктатуре…Все мечтают о революции как о возможности легального уничтожения своих врагов…о завоевании власти, о создании всесильного, всемогущего и всеведущего государства, обращающегося с народом, как с подданным и подвластным, управляя им при помощи тысяч и миллионов различного рода чиновников…Якобинская традиция давит нас...Будучи орудием правителей, террор служит прежде всего главам правящего класса, он подготавливает почву для того, чтобы наименее добросовестный из них добился власти...Результат же революции ему представляется таким: Общество, которое ищет гармонии в постоянно изменчивом равновесии между множеством разнообразных сил и влияний, из которых каждое следует своему пути и которые все вместе, именно благодаря этой возможности, свободно проявляются и взаимно уравновешиваются и служат лучшим залогом прогресса, давая людям возможность проявлять свою энергию в этом направлении. Это общество - самоорганизующееся, саморегулирующееся, самоуправляющееся. Это общество народоправства…Из работы Кропоткина - Современная наука и анархия. 1903г. - Государство будь оно основано на крепостном праве или же на коллективизме и коммунизме, роковым образом должно быть принудительным. Иначе оно перестает быть государством! И тем  не менее очень сильна еще у людей боязнь оказаться без управления сверху, без принуждения, без государства…Из работы - Взаимная помощь как фактор эволюции. 1902г. - В России кооперация, т.е. артель, выросла естественным образом; она унаследована от средних веков…Артель представляет самую сущность русской крестьянской жизни. История созидания России и колонизации Сибири представляется в действительности историей охотничьих и промышленных артелей, вслед за которыми потянулись деревенские общины…В июле 1919г. на собрание Дмитровского союза кооператоров он говорил: С величайшим удовольствием я смотрю на работу кооперации, проникшей в самую глубь русской жизни, и горячо желаю ей успешно перенести все те тяжелые испытания, которые переживаются не только Россией, но и всеми цивилизованными странами мира...Вам, товарищи кооператоры, еще труднее переживать революцию, потому что вы забежали вперед. Вы задались целью перестроить экономическую жизнь народа не по приказу свыше, а на основах свободной самодеятельности самого населения…Не управление из центра, а самоуправление, не власть, а свобода должны восторжествовать после революции, считал Кропоткин. Главное, говорил он, - чего хотят люди. А люди прежде всего хотят быть свободными, что бы ими не командовали, не притесняли, не принуждали делать то, что противоречит их убеждениям. Это - первое желание всякого нормального человека, психика которого не искажена, не изуродована системой власти, установленной государством. Кропоткин считал заблуждением представлением о том, что без государственных структур жизнь общества невозможна, что без пирамидальной системы власти нельзя обеспечить порядок, что свобода приведет только к беспорядку и хаосу…13 февраля 1921 года состоялись похороны П.А. Кропоткина. В них приняла участие и группа анархистов, освобожденных на этот день по указанию Ленина под честное слово. Все они вернулись в Бутырскую тюрьму к 12 часам ночи…Говорят, ни разу еще попытка  анархической революции не удалась и не было еще нигде общества без власти. Это так. Но совершенно очевидно, что во всем мире наблюдается тенденция к ослаблению тоталитаризма, к замене авторитарных режимов демократическими, к накоплению и распространению элементов разгосударствления и народовластия, самоуправления, то есть, по существу, анархии
Свобода, нравственность и самоорганизация. C точки зрения революционера
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_18.htm
Петр Кропоткин. Справедливость и нравственность
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_601.htm
П.А. Кропоткин. Современная наука и анархия
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_272.htm
П.А. Кропоткин. Федерации общин
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_105.htm
П. Кропоткин. Свободное соглашение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_382.htm
П. Кропоткин. Взаимопомощь как фактор эволюции
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_383.htm
П.А. Кропоткин. Исследования о ледниковом периоде
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_387.htm
П.А. Кропоткин. Ледниковый и озерный периоды, их признаки
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_391.htm
П.А. Кропоткин. Высыхание Евразии
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_377.htm
П.А. Кропоткин. Поэзия природы
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_392.htm
П.А. Кропоткин. Чем должна быть география. Kropotkin P. What the Geography ought to be. Nineteenth Century. 1885. Vol.18, November. P.940-956
http://oldcancer.narod.ru/Geography/pakwgob.htm
Петр Алексеевич Кропоткин. Естественно-научные работы. Москва, Из-во Наука, 1998г. Серия - Научное наследоство. Том 25. c.270
http://www.y10k.ru/books/detail1185016.html 5.5 Mb djvu
Природа не делает ни одного движения, общество не выполняет ни одной цели, космос не подвинется ни на шаг вперед без зависимости от кооперации...Только в соединении друг с другом, - будут ли то соединения атомов, клеточек, животных или человеческих существ - могут индивидуальные единицы совершать какой-либо прогресс
***
Такоже
дадехом
десету ОцЪм нашiм
а сенту на власве
...А тако
пребухомо Слвнi
якоже Слвiм Бъзi наше
а мълiхомся
з телесы
омовленi
водоу щiстоу


  


СТАТИСТИКА