Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Закличка Весны
от 17.03.07
  
Доклады


18 марта долгота дня 12 часов

Уж ты пташечка,
Ты залётная!
Ты слетай
На сине море,
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!
Вологодская вышивка
Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высокиим,
С корнем глубокиим,
С хлебами обильными
А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения Славян на природу. Том 3. Народные праздники Деление года у древних славян определялось теми естественными, для всех наглядными знамениями, какие даются самой природою. Год распадался на две половины: летнюю и зимнюю - и начинался с первого весеннего месяца - марта, так как именно с этой поры природа пробуждается от мертвенного сна к жизни и светлые боги приступают к созиданию своего благодатного царства. Апокрифы и народные поверья относят сотворение мира и первого человека к марту месяцу. (В житие св. Стефана Пермского читаем: март месяць - начало всем месяцем, иже и первый наречется в месяцех, ему же свидетельствуеть Моисий законодавець, глаголя: месяць же вам первый в месяцех да будет март...Марта бо месяца начало бытиа - вся тварь Богом сотворена бысть от небытья в бытье, марта же месяца в 21 (25?) день и первозданный человек, родоначальник Адам, рукою божиею создан бысть. - Пам. стар. рус. лит., IV, 130. С марта месяца начинали год и евреи, египтяне, мавры, персы, древние греки и римляне; латинское название месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь (седьмой, восьмой, девятый и десятый) ясно указывают, что первоначально счет велся с марта). Водворение христианства на Руси не скоро изменило старинный обычай начинать новолетие мартом. Церковь, руководствуясь византийским календарем и святцами, приняла годичный круг индиктовый - сентябрьский; народ же и князья оставались при своем мартовском годе и продолжали обозначать месяцы древнеславянскими именами. И Нестор, и его продолжатели держались мартовского года; к сентябрьскому счислению летописцы перешли уже в позднейшее время: так, в Троицкой летописи сентябрьское счисление начинается с 1407 года, а в Новгородских - не прежде покорения Новгорода Иваном III. В делах житейских и гражданских мартовский счет, вероятно, продолжался до конца XV века. В 1492 г. созванный в Москве собор, установив церковную пасхалию на осьмое тысячелетие, перенес начало гражданского года с 1-го марта на 1-е сентября; январский же год введен уже Петром Великим. Из четырех времен года весна рассматривалась, как преддверие лета, а осень, как первая пора зимы; поэтому у сербов, чехов и других славян весна называется пролетье, подлетье, налетний час, младо лето (pomlad), а осень - predzima, podzim, podzimek (podzimak), назимний час. Делить годичный период на месяцы подали повод постоянно повторяющиеся фазы луны; поэтому основанием древнейшего летоисчисления принимался год лунный. Времена года и месяцы получили свои названия от тех характеристических признаков, какие усваивались за ними периодическими изменениями погоды и ее влиянием на возрождение и увядание природы, плодородие земли и труд человека. Ведя жизнь пастухов, звероловов и пахарей, первобытные племена по своим обиходным занятиям должны были обнаруживать самое усиленное внимание ко всем явлениям природы, и действительно наблюдения их отличались необыкновенной живостью и закреплялись метким, живописующим словом. Весна (пол. wiosna, чеш. wesno) от снскр. vas - lucere, откуда образовались также снскр. vasu - radius, ignis, vasara - dies, vastar - mane, vasanta - весна, литов. wasara - лето (pa-wasaris - предлетье, весна), сканд. var - fruhling, лат. ver; следовательно, весна означает собственно: светлое, ясное, теплое время года, что подтверждается и другим присвоенным ей названием - ярь (iar, iaro)
Дощ.12 iаг Аще Сурi сяшете поемо хвлу Бгом а Огнiщу Перуню Iже есь ръком Потятiщ на врзi А рцемо влiка Слву Оцъм ншiм Дъдом яковi соуте бе Сврзе Прщемо тако трiще а iдемо стд ншiх ведмо iа на трвiе Колiбо вестi iа на iнь ступе iдемо ъстi по дроузе хвлу Бзем вознсяще Слву пьяхом а тако до плдне а рщемо Слву влiку Хрсу ЗльтРнo i КолоВртящу a суряну пiемо а тажде до вщере А по вщере колiбо ожде огнщi сльжена заждiемо а Слву вьщерну пьiемо ДажБу нашы Iже реком ее Прадi наше I ецымося очiсте бытi А мовлена творяше iдемо до сны а тамо влiка необясь ны...
Дощ.13 Се бо умная iзверзец хоробря оукрепе а тые iдще до Суне всходяще обапола рiеку зряце I тамо съдша якоа МтреСваСлва ржеце А Та обасва крiдлема освяжде она I такожде брящеше земе тую а бранете оню о дасуне а гунште якожде готiем обрацете стрела сва а меще отоцена
Влескнига
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_1.htm


  


СТАТИСТИКА