Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

М.М. Громыко. Мир русской деревни. Трудолюбие
от 26.04.07
  
Самоорганизация


Не тужи, мати, об этом, не печалься! Мы станем учить-переучивать, Мы станем качать-перекачивать. У нас будет пряха, у нас будет ткаха, Шелковница, полушелковница, По воду хожайка, щей варея, Щей варея, хлеба печея, Испечет - не сожгет, сварит - не прольет. На стол принесет - поклонится, Поклонится, не отворотится

Общественное мнение крестьян высоко оценивало трудолюбие как важнейшее качество человека. Оно воспитывалось в крестьянских детях с малых лет.
В.И. Семевский, обобщив все использованные им описания губерний конца XVIII века, заметил: Несомненным достоинством русских крестьян было трудолюбие. По мнению самих крестьян, если ребенок - из-малолетства - не приучался к сельскохозяйственным занятиям, то в дальнейшем он уже не имел к ним - усердствующей способности -.
Трудовое воспитание органично входило в семейную жизнь и хозяйственную деятельность семьи. Дети постоянно наблюдали за занятиями старших и охотно подражали им. Но было и целенаправленное обучение, задачи которого вполне осознавались крестьянами. В 1772 году крестьянка-вдова Томской губернии -объявляла - в местной судной избе, что имеет - при себе сына Федора,..коего-де к хлебопашеству и домовому заведению научить некому -, и потому просила разрешения переселиться вместе с сыном к деверю, так как трудовое воспитание мальчиков считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. Когда приемные родители отчитывались перед сходом в выполнении своих обязанностей, подчеркивали, что приемышей - по старанию - приучают - к домоводству и хлебопашеству весьма порядочным образом -.
В народной педагогике складывались свои приемы воспитания. Мальчиков начинали приучать к работе с 9 лет (данные из Орловской губернии, конец XIX века). Первые поручения были - летом стеречь лошадей, загонять свою скотину из общего стада на двор, пригонять гусей и т.п. С 11 лет обучали садиться верхом на лошадь. В этом же возрасте дети начинали  - скородить - участвовать в бороньбе пашни (скорода - борона). Мальчик, правящий лошадью при бороньбе, назывался бороно-волок (бороноволок). Достижением возраста бороноволока гордились - и сам мальчик, и семья.Свой бороноволок дороже чужого работника - утверждала пословица.
На четырнадцатом году на Орловщине начинали учить пахать, брали на сенокос подгребать сено, поручали водить лошадей в луга. На семнадцатом году подростки учились косить: сначала только чечевицу и некоторые другие культуры. А на восемнадцатом - траву, рожь, овес. И только на девятнадцатом году их допускали навивать на возы сено и зерновые: здесь требовалась мужская сила. В это же время учились - отбивать - косу, то есть острить холодной ковкой лезвие косы. На девятнадцатом году парень мог уже сам сеять рожь, овес, гречиху. Полноценным работником он считался здесь на двадцатом году, хотя с восемнадцати лет мог быть женихом и имел право участвовать в сходках своей общины.
Вся многоступенчатая семейная школа включала поощрения, похвалы, рассказы о старших, опытных работниках. Параллельно обучались ремеслам: на одиннадцатом году мальчики вили - оборки - бечевки для лаптей, поводки для лошадей и др.; на шестнадцатом - плели лапти. В каждой местности в этих работах был свой уклон - обработка дерева или кож, плетение и т.д.
У девочек на первом месте стояло обучение домашнему мастерству. На одиннадцатом году учили прясть на самопрялке; на тринадцатом - вышивать; шить рубахи и вымачивать холсты - на четырнадцатом; ткать кроены - на пятнадцатом или шестнадцатом; устанавливать самой ткацкий стан - на семнадцатом. Одновременно в 15-16 лет девушка училась доить корову; на шестнадцатом году выезжала на сенокос грести сено, начинала жать и вязать в снопы рожь. Полной работницей она считалась в 18 лет. К этому времени хорошая невеста в Тверской губернии должна была еще уметь испечь хлеб и стряпать. Ценилось также владение всеми стадиями обработки льна на волокно (таскать, стлать, мять, трепать, спускать, чесать), знание сортов холста, умение подобрать берди (гребни в ткацком станке) соответственно желаемому виду ткани.
Крестьяне резко осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду. Житель Шадринского уезда Пермской губернии Андрей Третьяков так писал в 1852 году: Похвальная черта в характере жителей - общественность и соревнование к своевременному отправлению полевых работ...Господствующие добродетели суть: трудолюбие и воздержание от хмельных напитков, - продолжает он - Гласно и колко смеются все над тем, кто по своей лености затянул пар, то есть в надлежащее время не вспахал, или кто зимней порой не успел окончить молотьбу до талицы -.
На общих сенокосах, на помочах и других коллективных работах проявлялись сообразительность и ловкость каждого, сила и виртуозность в отдельных приемах. Да и по результатам работы крестьянина можно было наглядно судить о его умелости, сноровке и в ведении хозяйства, и в других, существенных для репутации занятиях. Так, мнение односельчан о девушке как о работнице, непременно учитывающееся при выборе невесты, складывалось не только при наблюдении за ее работой. У всех на виду была ее одежда собственного изготовления, украшенная в праздничные дни сложным рукоделием. В некоторых местностях осуществлялся и специальный осмотр женщинами девичьего рукоделия - например, на выставках невест, а также на - перебасках - соревновании нарядов в доме у молодой.
На посиделках нередко обыгрывалось умение девушки управиться с разными делами по дому. Когда, скажем, парни выбирали в игре одну девушку, остальные девицы задорно пели:
Благо бесова урода
Со двора сволокли.
Не ткаха была,
Не шелковница,
Не по воду хожайка,
Не щей варея,
Не хлеба печея.
Испечет - сожгет,
Сварит - прольет,
Принесет на стол,
Не поклонится,
Не поклонится,
Отворотится.
На это парни отвечали:
Не тужи, мати, об этом, не печалься!
Мы станем учить-переучивать,
Мы станем качать-перекачивать.
У нас будет пряха, у нас будет ткаха,
Шелковница, полушелковница,
По воду хожайка, щей варея,
Щей варея, хлеба печея,
Испечет - не сожгет, сварит - не прольет.
На стол принесет - поклонится,
Поклонится, не отворотится.
Во многих играх крестьянские дети и подростки очень точно подражали разным видам работ. Иногда такие игры возникали из непосредственного наблюдения, проходили рядом с действиями взрослых. Но чаще это были давно сложившиеся игры по определенным правилам, хорошо известным большинству участников. Импровизация всегда дополняла строгую схему игры.
Такой была, например, деревенская игра - в конопле -, охватывавшая обычно ребятишек 4-8 лет. Двое постарше изображали мать и дочь; остальные ложились на траву рядком, представляя надерганную коноплю. Игра относилась к такому этапу в реальной обработке конопли, когда после обмолота снопы долго мочили в воде, потом вынимали, просушивали на воздухе и для завершения сушки складывали в бане, которую надо было протопить несколько раз. В игре мать и дочь откачивали коноплю от воды, беря лежащих детей за руки и за ноги и раскачивая их, к полному удовольствию малышей. Мать отправляла дочь затопить баню, предостерегая, чтобы она была осторожна и не зажгла конопле. Но дочка все-таки нечаянно зажигала конопле. Мать гонялась за нерадивой, чтобы наказать ее и т.д.
Над теми из подростков, кто не овладел мастерством, соответствовавшим, по местным представлениям, возрасту, начинали насмехаться. Существовали насмешливые прозвища для неумелых, прочно вошедшие в речевой оборот.
Подростков, которые не умели плести лапти, дразнили безлапотниками, смеялись над ними. Крестьянин, который не умел сплести лапти, считался последним человеком.
Девочек, не научившихся в положенный срок прясть, дразнили непряхами. Не умевших выткать кроены - ниткахами, самостоятельно поставить стан без подсказки матери - бесподставочными.
Насмешливые прозвища получали также те, кто оказывался последними при завершении некоторых видов коллективных работ. Так, на помочах по вывозке навоза последнего возницу называли кила, бабушка-роженица, поскребеня, помело; иногда прозвище оставалось на весь год: кила годовая на тебе - целый год будешь последним.
Требуя от каждого человека определенных личных деловых качеств, общественное мнение возвышало тех людей, которые приносили пользу не только себе, но и другим, - отмечает исследовательница культуры и быта русского населения Приангарья Л.М. Сабурова. Это можно видеть на отношении общества к знатокам и хранителям заповедей народного календаря - необходимого руководства в производственном быту крестьян...Наиболее общие сведения из народного календаря были достоянием всех крестьян, но систематическими знаниями в этой области обладали лишь немногие. Такие люди были широко известны окрестному населению, которое в необходимых случаях прибегало к их помощи.
Духовной основой трудолюбия служило прочно укоренившееся в крестьянской среде христианское представление, что труд благословлен Богом. В повседневности оно проявлялось, в частности, в пожеланиях, которые адресовали работавшему: Бог в помочь!, помогай Господь! Существовало немало приветствий и пожеланий, считавшихся уместными только при определенных занятиях. Нередко им соответствовали определенные ответы. Подойдя к сеющему в поле зерно, говорили: Здорово! Зароди Бог на всякия души! В ответ раздавалось: Спасибо! Дай Бог! Возившим хлеб встречные кричали: Возить не перевозить вам! Им отвечали: Благодарим покорно.
Войдя в избу, где хозяйка снует кроены, то есть работает на ткацком стане, женщина говорила: Здорово! Что застала, то нуток! -то есть чтобы с клубка нитки не убывали. В ответ: И тебе того же, кумушка, дай Бог! Пожелания могли быть и шутливо-отрицательными: Прями-на в лес, а кривизна в кроены. На них обижались, только если сказано было зло. Девушке, сшившей себе обнову, желали: Обновить девицей, износить молодицей!
http://rustrana.ru/article.php?nid=2628
http://inozemtcev.by.ru/MRD_mane.htm

  


СТАТИСТИКА