Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Древо жизни и лесные духи
от 24.05.07
  
Доклады


Славяне до сих пор считают некоторые рощи священными и называют их гайбог и божницами; на Руси заповедным лесам, в которых запрещено рубить, присвоивается название божелесье; в Олонецкой губ. дают лесу эпитет праведный

Се бо ящете первiе ТрiГлву покланяшете Се яхом a i Тму влiкоу Слву поящехом Хвалiхом i Сварга Дiда Бжiа якожде Тено есе Родоу Божьску Нщельнiко а всенску рдоу Студiц вещен яковво тещъ в летъ од крыне Сва а возме нiколеже не взмрзе А тоя воде жiвен це пюще жiвiхомся доконе не преiдехом якожде све ко Нему убендехом до луце Егоiех раяiстiех А i Бгу Перневi ГрмоВрзецу а Бгу Пре а Боренiа Орцъхом Жiвента Явлены а не преставате Колiе врщате а Кii ны венде стезеоу правоу до бранiе а до Трiзнене влiка о вся павщя якве же iдоут ве жiвенте въщнiе по пълку Пруноiу А Бгу СвентоВiдiу Слву рцъхом Се бо ста Бг Правiе a Явiе А Тому поiема песынiема яко Свт есе А чрезь Оне вiдяхом Свiет Зрящете а Яве быте А i Тоi нас о Навiе убрежешет а Тму хвалу пъiемо Пъехом плясасще Тему а взывахом Бгу нашiему якожде Тоi Земе Слонце Суне нашiу а Звiездi а Дрезац а Свт Крiепцъ Творяцете Слав СвiентоВiдiеве влку Слва Бгу нашiему То бо скрыбецете сердiе нашiе а се смехом одркохом сен одо злыа дъяня нашiя а Добру тецехомсте Се бо отрце пущенiемо обыiмесе А ръещете Се Утворяiще Се бо Нь вiедъте оуме ръзтргнещешi о поцыiсте Се бо те умiемо Се бо таiна влiка есе якожде i Сврг Перуно есе а СвентоВенд Тые Два есьва одържены о Сврзi а обаполы iа БiелоБг а ЦрнъБг сен пероуте Се i Тые i Сврг држещете абые она Свнту не обыть пъврзещену По тые обасва Хърс Вльс Стрыб держетесе Поза нь Вышень Леле Лiетiц Радогщ Колендо а Крышень i се о тва Удрзец Сывыi Яръ а ДожБо Се бо iны суте БiелоЯре Ладе Коупало Сънiц Жiтнец Вънiщ Зрнiц Овсънiц Просiц Студець Ледiц а Лютець I по та Птiщец Зверенц Мiлiц Доздец Плдец Ягондец Пшелiц Тръстiц Кленчiць Езеренц Вiетрiць Сломiць Грiбiць Ловiщь Бесiедiць Снiезiць Странiць Свентiць Радiць Свiетiць Крвiць Красiць Травiць Стеблiiць а за се соуте Родiць Маслiеiць Жiвiць Вiедiць Лiствiць Квiетiць Бодiщь Звездiць Грмiчь Съмiщь Лiпець Рыбiць Брезiчь Зелiнць Горiць Страдiць Спасiць Лiстевеврзiць Мыслiць Гостiць Ратiць Странiць Чурць Ръдiць А ту бо о сва ОгнеБг Семьорегельi общi а яро брзо роздено ощiстъ А то соуте ТреГлвы обща А се сва Онiе оде а тужде отроще одевързещешi врата онiа а веiдешi в онь То бо есе красiен Раi Славьсекi а тамо Ра рiека тенце якова одълящешеть Сврьгу одо Явеi А ЧенслоБг утце дне нашiя а рещеть Бъговi ченсла сва А быте дне Сврзенiу нiже боте ноще а оусноуте Тоi бо се есе Явскi а Сыi есте во дне Бжьстiем А в носщо нiкii есь iножде Бг ДiдДубСноп нашь Слва Бгу Перуну ОгнКудру iже стрълiе на врзi вьрзе а верна предведе во стьзъ поневжде есе Тоiе въiньм честь а соуд а яко ЗлтРоун Млств ВсПрвдьн ест
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_1.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_3.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_13.htm
Береза моя, березонька!
Береза моя белая.
Береза моя кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Осередь долинушки.
На тебе, березонька.
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька
Красны девушки,
Красны девушки
Семик поют,
Под тобою, березонька,
Красны девушки,
Красны девушки
Венок плетут
Древо жизни и лесные духи
Се бо ящете первiе ТрiГлву покланяшете
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1105.htm
Предания о небесных, райских садах с течением времени стали прилагаться к земным лесам и рощам и сообщили им священный характер. Сверх того, красота и таинственность огромных девственных лесов древнейшей эпохи не могли не поражать поэтически настроенного воображения младенческих племен. В жизни растительного царства они созерцали ту же вечную борьбу божественных сил, какую замечали и в стихийных явлениях природы. С началом весны поля, кустарники и дубравы убираются зеленью и цветами; злая зима снимает с них эти роскошные уборы и повергает все в мертвенное оцепенение - до нового возврата вешних дней. Следуя внушениям метафорического языка и тесно связанных с ним первобытных воззрений на мать-природу, древний человек почти не знал неодушевленных предметов; всюду находил он и разум, и чувство, и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собою деревья; в треске сломленной ветки, в скрипе расколотого дерева он узнавал болезненные стоны, в увядании - иссушающее горе, и так далее. Дерево содрогалось, чахло и даже проливало кровь (= сок), будучи тронуто острым железом. Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли приклонилось, - говорит Слово о полку; подобными выражениями преисполнена народная поэзия. Все это повело к поклонению лесам и деревьям. Свидетельства о таком поклонении отчасти уже приведены выше; но есть и другие указания памятников и народных преданий. Церковный устав св. Владимира упоминает о суеверах, которые продолжали молиться в рощеньи; в житии князя Константина Муромского читаем: дуплинам древяным ветви убрусцем обвешивающе и сим поклоняющеся - обычай, доселе сохранившийся в Малороссии, где на больших дубах вешают полотенца и мотки ниток, в дар русалкам. Густинская летопись говорит о приношении жертв рощениям. Кирилл Туровский радовался, что с принятием христианства уже не нарекутся богом - древеса, хотя надежды его и оказались преждевременными; ибо и после того двоеверный народ долго сохранял благоговейное уважение к старым деревьям, рассказывал о духах, обитающих в дремучих лесах, совершал под их сению свои игрища, жертвенные и другие обряды. Встреча весны, праздники в честь обновленной природы (Семик, Троица) и творческих сил лета (Купало) доныне отправляются в лесах и рощах. Семицкая березка, украшенная разноцветными лоскутьями и лентами, с торжеством несется в деревню, как знамение самой богини Весны, возвратившейся на землю. Березе приписываются целебные свойства: через это дерево (иногда через оглоблю) обливают больных холодной водою; под порогом новой конюшни зарывают березовое полено, чтобы водились лошади. Дворы, избы и самые церкви убираются на Семик и Троицу срубленными молодыми деревьями, цветами и травами. Купальские огни в Малороссии обыкновенно возжигаются в лесах. Когда у знакомого садовода берут плодовую прививку или отводок, то считают обязанностью возле того дерева, от которого срезана ветка, положить в дар мелкую монету; думают, что без этого не примется ни прививка, ни отводок. Славяне до сих пор считают некоторые рощи священными и называют их гайбог и божницами; на Руси заповедным лесам, в которых запрещено рубить, присвоивается название божелесье; в Олонецкой губ. дают лесу эпитет праведный
А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. Древо жизни и лесные духи
http://plamyasvargi.narod.ru/html/lib.htm
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_823.htm
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_660.htm


  


СТАТИСТИКА