Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

К.А. Тимирязев. Лекция IV. Корень
от 21.06.07
  
Доклады


Только с той поры, когда обособятся и вступят в свое отправление его органы, когда его корень углубится в землю, а стебель с листьями потянется в воздух, к свету, только с той поры проявляется полная самостоятельная жизнь растения, выражающаяся в питании на счет окружающих веществ, в настоящем усваивании вещества из внешней среды

В конце прошлой беседы мы пришли к заключению, что в период прорастания молодое растение не представляет самой характеристической стороны растительной жизни - увеличение своей массы. Напротив того, несмотря на видимое увеличение обьема, оно постоянно теряет в весе, сжигая часть своего вещества в процессе дыхания.
Только с той поры, когда обособятся и вступят в свое отправление его органы, когда его корень углубится в землю, а стебель с листьями потянется в воздух, к свету, только с той поры проявляется полная самостоятельная жизнь растения, выражающаяся в питании на счет окружающих веществ, в настоящем усваивании вещества из внешней среды.
Какие это должны быть вещества, мы уже знаем, это - те двенадцать элементов, которые перечислены нами выше. Остается решить вопрос: откуда берет растение эти разнообразные вещества, из какой среды, из земли, воды или воздуха, и каким путем проникают они в растение? Разрешая этот вопрос, мы тем самым решаем, который из двух органов - корень или лист - должны мы считать органом питания растения, или же оба, каждый со своей стороны, служит для этой цели.
Начнем с корня, так как относительно этого органа задача представляется более простой. Во-первых, едва ли кто когда сомневался в том, что корень служит для питания растения, а во-вторых, нетрудно доказать, что часть, по крайней мере. Веществ не может попасть в растение иначе, как через корень. Так, например, тела, входящие в состав золы, при обыкновенных условиях, не могут существовать в газообразной форме, потому-то и при сжигании они остаются в золе, а не в сгорающей и улетающей части растительного вещества. Следовательно, все, что мы находим в золе, мы должны искать в почве и отсюда заключаем, что эти вещества поступают через корень. Остальные же вещества могут находиться и в почве, и в воздухе, следовательно их мы остаемся в сомнении. Пока не получим прямого ответа из опыта, мы не можем сказать наперед, берутся ли они из почвы или из воздуха, поступают ли они в растение через корень или через лист.
Займемся прежде всего корнем: посмотрим, что извлекает он из почвы, как извлекает он это что, и почему он извлекает именно то, что необходимо для растения.
Но прежде чем преступить к изучению корня и его отправления, необходимо познакомиться с той средой, в которой проявляется его деятельность, - необходимо бросить беглый взгляд на почву и ее состав.
...

  


СТАТИСТИКА