Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

ГиперБорея - Северный Полярный Круг
от 21.06.07
  
Мысли


21 июня 2007г., 22 часа 09 минут - Летнее СолнцеСтояние. Самый продолжительный День и самая короткая Ночь в году

Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простоеЯкъ iдяшуть отре конче Святы окуде Святы iдоуть до ны I тоi Святы первено Колядь i друзе Ярь i Красня Гуре i Овсiена Влiка i Мала Iдяшуть тiе Святы якожьде мужь iдяшеть о градоу до селы огнещенсьтi i кiем земе мiре Грендеть од ны до iня i од iня до ны
Угол наклона оси (кия) Земли к плоскости земной орбиты - эклиптике - 66 градусов 33 минуты.
Полярные Круги - параллели, отстоящие от экватора на 66 градусов 33 минуты к С и Ю. В Сев. полушарии в день зимнего солнцестояния (21 или 22 дек.) к С от П.К. солнце не восходит, а в день летнего солнцестояния (21 или 22 июня) - не заходит. Аналогичное явление наблюдается в Юж. полушарии. Вследствие рефракции (преломления) света в земной атмосфере это явление несколько сложнее.
Полярный День - период, когда Солнце на определенных широтах более суток не опускается за горизонт. Чем дальше к С от П.К., тем больше продолжительность П.Д. На 68 градусе с.ш. длится с 27 мая по 19 июля, на 74 градусе с.ш. - с 2 мая по 13 авг. и на 80 градусе с.ш. - с 15 апр. по 31 авг. На Сев. Полюсе Солнце над горизонтом бывает 186 дн. и 10 час. (фактически вследствие рефракции света около 193 суток). Аналогичное явление наблюдается в Юж. полушарии.
Полярная Ночь - период, когда Солнце на определенных широтах более суток не поднимается выше горизонта и прямое солнечное освещение отсутствует. Полная П.Н. в Сев. полушарии может быть севернее 73 градусов с.ш. южнее этой широты (но севернее П.К.) она прерывается более или менее длит. дневными сумерками (около полудня). Мрак полярной ночи ослабляется полярными сияниями, во время которых иногда становится так же светло, как при полной луне. В пределах арктич. морей П.Н. продолжается от 24 дней на 69 градусе с.ш. (с 10 дек. по 3 янв.) до 122 дней на 82 градусе с.ш. (с 17 окт. по 26 февр.). На Сев. Полюсе Солнце не восходит 178 дней 14 час. (фактически вследствие рефракции света около 172 суток). Аналогичное явление наблюдается в Юж. полушарии.
XXX. Иван Купала
Изучая народные купальские песни, польские историки XVII века вывели скороспелое заключение о существование какого-то особого славянского бога Купалы. Но дальнейшее исследования ученых показали, что заключение это основано на простом искажении некоторых народных песен и что в действительности купальские праздники совершались во времена язычества в честь свадьбы бога-солнца, супругой которого являлась светоносная заря-зарница, красная девица. - Купальские игрища и праздники, - пишет наш корреспондент из Ярославской губернии АВ. Балов, - совершались в честь солнечной свадьбы, одним из актов которой было купанье солнца в водах. Отсюда и название этих праздников - купальские. Впоследствии, под влиянием христианского вероучения, следы этого праздника во многих местах быстро исчезали. В других же местах следы эти сохранились и до настоящего времени, причем, так как день св. Иоанна Предтечи совпадал с купальскими праздниками, то, с распространением в народе христианства, этот Иванов день, в отличие от других Ивановых дней (например, Ивана Постного и т.д.) стал называться днем Ивана Купалы. -
Вывод А.В. Балова подтверждается, до некоторой степени, и другими известиями, полученными из Нижегородской губернии. Здесь в окрестностях села Иванцева и даже в самом Лукоянове, до нашего времени сохранились следы древних языческих праздников в честь Ярилы. За неделю до Иванова дня в Лукоянове бывает торг и крестьянское гулянье, которое носит в народе название - молодой Ярило, а в следующий затем базарный день, перед самым Ивановым днем, бывает вновь большой базар и гулянье, известное под названием - старый Ярило.
В настоящее время от языческих празднеств, разумеется, сохранилось одно только название, но замечательно, что на пространстве целых тысячелетий народ все-таки успел сохранить тот дух купальских празднеств и то веселье, которые  были свойственны и языческой эпохе. Так, в песнях, которые распеваются в деревнях, Купала и сейчас называется любовным, чистоплотным, веселым. В одной из купальских песен прямо говорится: Ай, Купала наш веселый, князюшка наш летний, добрый
С.В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. III. Крестная Сила. XXX. Иван Купала
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1128.htm
Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на петров день - солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется. В купальских песнях выражены эти же представления: На Ивана рано соунцо играло..; Солнце сходить грае...- Наблюдения за играющим солнцем продолжались вплоть до петрова дня, который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай караулить солнце. С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода...чтобы видеть игру солнца
Середа
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_269.htm
Из глубин созвездий и веков едет к нам Янис в летний солнцеворот, в макушку лета, когда приходит пора сенокоса. Лиго, или Янова ночь, - у латышей; Ивана, или Янко Купала, - у славян; ночью середины лета называли ее кельты и германцы. В эту ночь жгут костры и прыгают через них, спускают с гор огненное колесо - солнце и состязаются в песнях. А еще в Янову ночь и накануне этого радостного и красочного праздника делают сыр и варят пиво; рвут Янову траву и плетут венки из полевых цветов и дубовых веток; украшают дома и дворы березками и зеленью; песнями Лиго величают соседей - чтобы жили счастливо и в достатке, коров и овец - чтобы давали больше молока, сады и поля - чтобы лучше плодоносили, луга - чтобы сочней росла трава. О Лиго Виктор Александрович Гравитис, геолог и палеонтолог по профессии, готов рассказывать бесконечно: изучая историю, древние обычаи и традиции, он не только предложил оригинальную астрономическую гипотезу возникновения любимого народного праздника латышей, но и детально восстановил сложную драматургию двухнедельной подготовки и проведения этого праздника, который отмечается 23 июня. В этот день тысячи костров загораются на холмах, по берегам рек и озер.
Оказывается, в глубокой древности существовали дни года, которые весь народ знал и мог определить весьма точно. Единственный способ, каким это можно было сделать, - астрономический. Действительно, как рассказывали Гравитису старожилы, в некоторых местах, наблюдая летом за заходом солнца с определенного места, по азимуту замечали точку - обычно дерево на горизонте, иногда камень, - дальше которой солнце уже не шло, а начинало отступать. Это и был самый длинный день в году - день Яниса.
Древний способ отложил свой след и в латышских народных песнях:
Рядом с тропой Солнца
Растет пушистая липа.
Там Солнце вешает свой пояс
Каждый вечер, когда заходит.
С Солнцем у латышей связано множество старинных песен, доносящих до нас древние представления о дневном и ночном пути светила:
Солнце едет по небу,
У него два желтых коня.
- О, Солнце, милое, белое,
разве твои кони не устали?
- Устали или нет,
Мне некогда дать им отдых.
По славянским преданиям, солнце, живущее на востоке в золотых палатах, в праздник Купалы также выезжает на небесный свою на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом.
Вечером Солнце садится
В золотую лодку,
А рано утром встает,
Оставляя ее качаться на воде.
...
(Вероятнее всего, слово - лиго - происходит от латышского - лигот - качаться. По народным поверьям, 24 - 29 июня солнце, достигнув вершины своего годового пути, некоторое время играет - раскачивается взад и вперед, перед тем как покатиться по склону небесной горы вниз - в сторону убывающего дня)
Александр Миловский. Этой ночью прискачет Янис
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_idx23.htm
Раньше мы на Горку днем ходили, праздновали, с обеда пойдем и до ночи - ночи у нас светлые
Красная Горка
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1123.htm
Жили в лесу - молились колесу
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_145.htm
СолнцеСтоЯние
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1112.htm
Светлана Жарникова. Северные Увалы
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_566.htm
Через сколько дней придет Медовый Спас?
Медовый Спас
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_573.htm
Слава из рода в будущий род!
Солнышку нашему слава!
А.И. Одоевский. Василько
Сходятся старцы. Н. Рерих. 1908г.За далеким Перуновым озером
Среди леса стоячего древнего
Стоит под яром высокий дуб -
Сварожич живет под тем деревом.
Без Перуна без бога великого
Не вершится дело славянское.
Место под дубом утоптано.
Горит под дубом святой огонь
К дубу собираются родичи:
Стоять ли земле без хозяина?
Старцы земли Новагорода
Соберутся под дубом раскидистым;
Ворон на дубе каркает -
Скоро Ярило покажется,
Засияет, блеснет красно Солнышко -
И проснется земля Святорусская

Н. Рерих 1940г.


  


СТАТИСТИКА