Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Накануне Медового Спаса
от 30.07.07
  
Мысли


Для дваждырожденных потомков святых слагалось это правдивое сказание; Друзьям, ученикам и последователям шепотом на ухо передавать его нужно

Глава 81
Нарада сказал:
12 Выслушай, не отвлекаясь, все, что мудрый Бхишма
Лично от Пуластьи слышал, раджа!
13 Некогда Бхишма, лучший из блюстителей закона в обете - питрья - утвержденный,
Проживал вместе с мудрецами близ истоков Бхагиратхи-Ганги,
14 В (той ) чистой, прекрасной стране, которую посещают дэва-риши,
У врат Ганги, о причастный великой доле, куда приходят гандхарвы, боги.
15 Тот светлейший (раджа) насыщал богов, предков,
Насыщал ришей, (совершая) обряды, предусмотренные законом.
16 Как-то однажды, когда (тот) многословный шептанием мантр был занят,
Чудесное явление узрел он - высочайшего риши Пуластью.
17 Увидев его, творящего ужасающее самоистязание,
как бы пламенеющего (запредельным) счастьем,
В крайнее изумление повергся Бхишма, его обуяла безмерная радость;
Глава 82
12 Кто во всех существах подобие Атмана видит, тот вкушает плод (хождения) по криницам.
...
17 О превосходный Бхарата, вот глубочайшая тайна ришей:
Предпочтительней жертв чистое хождение по криницам,
18 Кто обходит криницы, не пропостив трое суток
Не раздавая золота и коров, заслуживает названия неимущий.
19 Совершающий агништому и другие жертвоприношения, (сопровождающиеся) обильными дарами,
Не получат такого плода, как плод странствия по криницам.
20 В человеческом мире есть прославленная в трех мирах криница,
Носящая имя Пушкара: туда проникает причастный великой доле.
21 Десять тысяч миллионов криниц, о матахма,
Пребывают в полдень и между двумя сумерками в Пушкаре;
22 Адитьи, васу, рудры, садхьи, множества марутов,
Гандхарвы, апсары присутствуют там постоянно.
23 Здесь, претерпев самоистязание, боги, дайтьи, брахмариши,
Преисполненные чистоты, божественной достигали.
24 Мудрецы, в сердце возжелавшие посетить Пушкару,
(Уже) очищаются от грехов и (достигают) почета на небе.
25 Близ этой криницы, всегда весьма ублаженной,
Пребывает Праотец на лотосе-престоле, о махараджа.
26 О причастной великой доле, некогда сонмы богов и ришей
В Пушкаре достигали совершенства, великой чистотой преисполняясь.
27 Совершивший там омовенье, радея о почитании богов и предков,
Десятикратный плод ашвамедхи (получит, так) мудрецы вещают.
28 Кто, придя в лес Пушкару, (здесь) хотя бы одного певца насытит,
Одним только этим делом, Бхишма, возвеселится здесь на исходе.
29 Кто там существует сьедобной зеленью: корнями, плодами
Безропотный, благочестивый, и это же подает брамину.
30 Такой знающий человек получает плод ашвамедхи.
(Будь то) брамин, кшатрия, вайшья и даже шудра, о превосходный раджа!
31 Махатма, искупавшийся в той кринице, больше не зарождается в лонах:
А кто в полнолуние месяца картики совершит паломничество в Пушкару,
32 Тот человека заслужит бесконечное пребывание в мире Брамы.
Кто, (молитвенно) сложив руки, утром и вечером размышляет о Пушкаре,
33 Тот этим как бы окропляется (водами) всех криниц, Бхарата.
Женщины или мужчины, искупавшиеся в Пушкаре,
34 Тотчас же смывают (все) грехи, совершенные от рожденья.
Как Мадхусудана есть всех богов Начало,
35 Так среди всех криниц Пушкара началом зовется, раджа.
Кто в Пушкаре прожил двенадцать лет, обузданный, чистый,
36 (Плоды) всех жертв получает и в мир Брамы уходит.
(Плод того), кто полных сто лет усердствует в агнихотре,
37 Получает одиноко проживший в Пушкаре (месяц) картику.
38 Есть три ключа и три прекрасных вершины,
Издревле называемые Пушкара. Почему - не знаем.
Глава 83
2 - Я пойду на поле Куру! Я буду жить на поле Куру! -
Кто постоянно так говорит, освобождается ото всех прегрешений.
3 Сама пыль с поля Куру, поднятая ветром,
На высший путь направляет даже (закоренелого) злодея.
4 Южнее Сарасвати и севернее Дришадвати
Живущие на поле Куру живут (как бы) в святилище неба
Глава 85
Пуластья сказал:
1 Пришедший в сумерки к Самведье, превосходной кринице,
И окропившийся здесь человек получает знание, в этот нет сомнения.
47 Когда (те) утратили Веды; здесь сын Ангираса, муни,
На верхней одежде подвижников усевшись удобно,
48 Слог АУМ правильно произносил, как подобает.
Так все, некогда выученное, восстановили (в памяти муни).
74 Первейшая из криниц, стремительно пробегает.
Богиня, прославленная в трех мирах дочь Пламенеющего (Солнца)
75 Ямуна, очистительница мира, сливается с Гангой;
Промежуток между Гангой и Ямуной
Промежностью земли считают;
92 В (криницах) Пушкары, Курукшетры, Ганги,
близ ее слияния (с Ямуной)
Искупавшийся спасает семь прошлых и семь грядущих поколений (рода).
98 Для дваждырожденных потомков святых слагалось это правдивое сказание;
Друзьям, ученикам и последователям шепотом на ухо передавать его нужно.
99 Это - сокровище, оно укрепляет, как жертва непревосходимо, блаженно,
Чисто, отрадно, непревосходимо, благодатно, благочастиво;
100 Это тайна великих ришей, освобождающая от всего злого;
Повторяющий ее среди браминов очищается и достигает неба.
101 Она свята, небесно чиста, благодетельна, врагов устраняет.
Восхваление почитаемых криниц укрепляет познание.
Нарада сказал:
112 Это сказав, владыка Пуластья, отпустив (Бхишму), раджа,
Благосклонный, с удовлетворенным сердцем, развеялся в пространстве;
113 А Бхишма, сущность закона постигнув, о тигр-каурава.
Странствование по земле предпринял по слову Пуластьи.
114 Такова, о причастный великой доле, твердая опора
Паломничества по криницам, оно свято, грехи уничтожает.
115 Кто обойдет землю по этому уставу,
Тот стократный плод десяти ашвамедх вкушает;
118 Это сказание о криницах составили божественные риши;
Освобождается от грехов тот, кто его читает
Во время восхода.
Махабхарата. Выпуск VI. Хождение по криницам (Перевод Б.Л. Смирнова)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_568.htm
Среди северорусских обрядов, связанных с детьми и имеющих прямые аналогии в древних ведических традициях, следует особо отметить т.н. Три Спаса: Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Льняной (29 августа).
Во время Медового Спаса (14 августа) вырезали соты с медом. Этим медом святили воду в реках, а после водосвятия купали в них детей. Причем рубашки, одетые на детей до купания, бросали в реку, а ребенка одевали в новую не стиранную рубаху. Вспомним древний гимн Ригведы, где с медом связаны образы Неба и Бога творца Вселенной:
Мед (навевают) ветры благочестивому,
Мед струят реки,
Медовыми для нас да будут растения!
Медом пусть будет Небо - наш отец!
Древнему арийскому тексту вторит русский народный заговор, записанный в конце XIX в. в Вятской губернии: На острове Буяне идет сам Царь с медовыми устами -. Так в северорусских говорах слово - буй, буян, буево - это кладбище, погост, а шире - тот свет -, то в данном заговоре речь идет не о простом земном Царе, а о Царе небесном или о - Небе - нашем отце -. Вспомним приговор, с которым северорусские женщины в ночь на Ивана Купала собирали волшебные лечебные травы:
Небо - тятя!
Земля - мати!
В санскрите, языке древнеиндийской культуры, со словом Мадху (мед) связаны такие понятия, как: сладкий, приятный, прелестный, нектар, молоко, святой, священный, пригодный для жертвоприношения, а также - мудрость, ум, разум, проницательность, жизненный опыт и, наконец, опьяняющий, хмельной напиток.
В.А. Васигин пишет в связи с древнеиндийскими домашними обрядами: У индийцев мед в древности символизировал сущность жизни, бессмертие, он обладал будто бы оплодотворяющими способностями и поэтому его вместе с маслом лили в первую борозду.
Именно мед во всех вариациях был главным продуктом питания и обьектом поклонения в обрядах Медового Спаса. Этот день знаменовал собой начало сбора урожая. Независимо от того, что часть его уже была к тому времени собрана, ревние обрядовые жертвы медом и медовыми напитками должны были сделать все плоды земли и все воды рек сладкими для людей. Мед был символом и знаком Бога Неба - Деда и поэтому им кропили воды рек прежде, чем купать в них детей. И здесь нам снова придется обратиться за разьяснением смысла этого обряда к древнеиндийским традициям.
Как и в наши дни, раньше обучение детей грамоте начиналось после основных сельскохозяйственных работ - сбора урожая. Середина августа - время подготовки к новому этапу в жизни ребенка - ученичеству. Но вот что говорит об этом периоде, называемом в древнеиндийской традиции - упанаяна, т.е. посвящение в ученики, Р.Б. Пандей в Древнеиндийских домашних обрядах: Церемония упанаяны восходит к глубокой древности. Соответствующий обряд парсов, называемый навзат (новое рождение), посредством которого дети парсов, и мальчики, и девочки, получают религиозное посвящение в возрасте шести лет и трех месяцев, показывает, что упанаяна (посвящение ребенка) возникла в тот период, когда предки индоариев и иранцев жили еще вместе -, т.е. на своей прародине в Восточной Европе. Детей начинали учить грамоте с 5-8 лет, причем детей жрецов - весной, воинов - летом, а земледельцев и ремесленников - осенью. Перед тем, как стать учеником, ребенок проходил через обряд омовения, которое очищало и тело, и душу совершающего обряд. После омовения ученику дарили нестиранные белые одежды, символизирующие чистоту жизни.
В обряде упанаяны вода, получаемая учеником из ладоней учителя, символизировала очищение и напиток бессмертия амриту.
Сравним древнеиндийский обряд посвящения в ученики, сложившийся, как считает В.Б. Пандей, в глубокой древности у индоарийцев (т.е. жителей севера Восточной Европы), с тем, что происходило в середине августа на Медовый Спас у нас в России еще в начале XX века. В этот день детей крестьян, которые, согласно древней традиции, должны были начать учиться осенью, купали в - медовых реках -, т.е. реках, насыщенных медом мудрости, святости, разума, проницательности, жизненного опыта. Эти воды, кроме того, несли в себе - сущность жизни, бессмертие - и обладали оплодотворяющими способностями.
Если в древнеиндийской традиции дети, получая воду из ладоней учителя, как бы вкушали напиток бессмертия, высшего знания и мудрости, то в русской традиции таким напитком были медовые воды рек. Как и в древнеиндийской обрядности упанаяны, у русских дети после омовения одевали новые белые нестиранные рубашки. Но, кроме того, именно в России сохранился обычай старую одежду, точнее, ту, которую ребята снимали перед купанием на Медовый Спас, пускать по воде. Судя по всему, обычай этот чрезвычайно древний, так как отправление по водам всегда предполагает отправление в мир предков - на тот свет. Предыдущий период жизни ребенка как бы уплывал вместе с его рубахой в другой мир, а на смену прежнему человеку рождался новый, готовый для насыщения мудростью, святостью, разумом, жизненным опытом. Это находит прямую аналогию в древнеарийском представлении о том, что упанаяна - посвящение в ученики - это второе рождение, откуда понятие - дваждырожденные, т.е. родившиеся для знания. Как и другие летние праздники Медовый Спас - это комплекс обрядов, связанных с функцией сохранения, спасения. Основной смысл этого сохранения (спасения) - в приобщении следующего поколения к сокровищам знаний их предков. Омывшись в медовых водах Отца-Неба, дети должны быть готовы к осознанию всей полноты бытия, приобретению жизненного опыта, знаний. Знаменательно, что в этот день женщинам-матерям - прощались на небесах все их незамоленные грехи -, так как считалось, что они свою функцию - родить и - довести до ума - выполнили. Следующий этап - сделать из детей достойных членов общества - задача учителей
С.В. Жарникова. Золотая нить. Глава третья. Обряды и праздники. с. 104-107 - Вологда. 2003г.
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_566.htm
А те крате iмяхомь сен споменоуте на то i тягенте за сва якожде i Оце нашiе ощыстесе молбоу омовiе i мытесе молбы творяце о щiстiе душiе све i тiелесо яко Сврг оуставе тоя мовенестве i Купалещ о та оуказещеть I не сьмiемохомь о то занещете i сен мыiемо тiелесо i умыемо духе сва о щiсте водiе жывiе
Влескнига. Дощ.26
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_3.htm
Ботик Петра29 июля 2007 года. Музей-усадьба Ботик Петра Первого.
12.00-13.00 Осмотр образцов вооружения подводного флота из г. Пушкин
13.00-15.00 Во славу русского флота - театрализованная развлекательная программа с участием военно-исторических клубов и фольклорных коллективов
15.00 Концерт группы Медовый спас г. Кольчугино
Обновленная программа праздничных мероприятий, посвященных 855-летнему Юбилею Переславля-Залесского  
http://museum.pereslavl.ru/fil/botik/nov/nov2.htm
миноносец 113Род первого русского подводника уходит в историю России двадцатью двумя коленами - к началу XVI века.
Зимой 1525 года на берегу Москвы-реки ратные люди великого князя Василия Иоановича отрубили голову Ивану Беклемишеву, бывшему послу в Польше и Крыму, - за дерзкие слова против Государя. Говорят, это случилось против Москворецкой башни Кремля, и с тех пор она зовется Беклемишевской (есть и другое объяснение - будто со стороны этой башни примыкал к Кремлю двор боярина Беклемишева).
Род Беклемишевых давал России послов и стольников, воевод и полковников...- Достойно замечания, - отмечал генеалог, - что князь Михаил Федорович Пожарский, отец князя Дмитрия Михайловича, женат был на Ефросинье Федоровне Беклемишевой, и Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов, отец князя М.И. Кутузова-Смоленского, также был женат на девице Беклемишевой; таким образом, главные вожди российских войск в великие 1612 и 1812 годы оба происходили по женскому колену из фамилии Беклемишевых -.
К этому надо добавить, что и в жилах Александра Сергеевича Пушкина текла толика беклемишевской крови (Князь Дмитрий Пожарский (Беклемишев) приходился Пушкину двоюродным прапращуром).
Русский капитан Немо - М.Н. Беклемишев
http://pretich.narod.ru/Tehno-army/Mariner/VMS/beklemishev.htm
http://www.navy.ru/users/lapin/Imperial/delfin.htm
Потаенное судно  Ефима Никонова. Испытано в присутствии Петра I. 1724 годЕще в 1719г. уроженец подмосковного села Покровское-Рубцово Ефим Никонов подал челобитную, в которой предлагал построить к военному случаю на неприятелей угодное судно, способное ходить в воде потаенно и из снаряду забивать корабли
Родился Е.П. Никонов около 1690 г. в селе Покровское-Рубцово на Яузе. Как и отец, он был хорошим плотником. Мысль о сооружении потаенного судна Ефим высказывал односельчанам с 1718 г., однако встретил с их стороны лишь насмешки. Летом 1719 г. он тайно послал челобитную Петру I. По указу царя мастерового доставили в Санкт-Петербург, где ему было поручено построить опытный образец судна для проверки - можно ли в нем будет дышать под водой. Весной 1724 г. в присутствии Петра I при первом погружении лодка быстро пошла вниз и ударилась о дно. Государь, понимавший трудности нового дела, ободрил мастера, приказав подремонтировать и подкрепить корпус. Он потребовал от присутствующих, чтобы Ефиму никто конфуза в вину не ставил. Никонов с помощниками упорно ремонтировал судно. Повторные испытания в апреле 1725 г. трижды прерывались из-за течи (долго стоявший на берегу деревянный корпус рассохся). К этому времени Петр I умер, и мастер лишился поддержки. Кроме подводной лодки Никонов придумал ту схему водолазного скафандра с резиновым костюмом, герметичным шлемом и грузами на спине, которая до сих пор используется на практике. В 1727 г. все работы по потаенному судну из-за прекращения финансирования были свернуты, Никонова сослали в Архангельский порт, и о его дальнейшей судьбе ничего не известно. Чертежи и описание потаенного судна до сих пор не обнаружены. Тем не менее, имя Ефима Никонова, замысел которого на многие годы обогнал технические возможности его осуществления и не уступал проектам более образованных зарубежных изобретателей, чтут в России
Никонов Ефим Прокофьевич
http://podlodka.info/content/view/672/241
В дуплах вековых дубов (бортях) ютились пчёлы с запасами мёда и воска...
Тот же лес в прежнее время кормил население медом. В XV еще разные углы Залесья носили название - земля бортная, бортный стан, - в них проживали бортники и сытники, то есть пчеловоды и медовары. Бортное пчеловодство сводилось к охране дупляных деревьев (бортей) с пчелами и медом и к эксплуатации этого дара природы. Оно породило потом колодное пчеловодство, вытеснившее борть очень давно. С уничтожением вековых лесов бортничество окончательно пало, и заменившее его пчеловодство по своим размерам было лишь слабым отзвуком минувшего...
Раньше Нерль была судоходна. По ней, главным образом, ходили в Залесье новгородцыво времена глубокой старины и пользовались ею, как путём-дорогой, который тогда одини был возможен среди бесконечных девственных лесов. Позднее (в середине XV в.), в дни юности игумена Даниила, здесь свободно проходили большии лодии с товарами тверских купцов. В самом конце XVII ст. по приказанию Петра Великого из Переславского озера в полую воду был проведён выстроенный здесь корабль в р. Волгу, несмотря на то, что от города Переславля в озеро, также и из озера в р. Вёксу, проходы зело мелки были уже тогда...
В прямой связи с устройством поверхности края находится распределение вод на нём. Так как он расположен на возвышенности между реками Волгою и Клязьмой, то здесь помещается водораздел притоков этих рек. В своих верховьях притоки эти незначительны и становятся полноводными реками за пределами Переславского уезда. Таковы две Нерли - Волжская и Клязьменская. Первою считается приток Волги, выходящий из Сомина озера, но, строго говоря, Вёкса и Трубеж продолжение одной и той же реки, и, таким образом, истоки Большой Нерли следует отнести к Берендееву болоту, представляющему собою самое значительное водохранилище в нагорной стороне уезда. Из 110 вёрст (117 км) общего протяжения реки на Переславский уезд приходится меньшая часть, большая же принадлежит Тверской губернии; Нерль впадает в Волгу на юг от г. Калязина при с. Кснятине. Слева вливается в Большую Нерль р. Кубря, вытекающая из Ляхова болота и принимающая в себе множество речек и ручьёв; справа - Сольба и Сабля и другие. Клязьменская или Малая Нерль берёт начало в северной части уезда близ д. Ченцы в Белом болоте. От верховий реки Сольбы, притока Волжской Нерли, её отделяет незначительная песчаная гряда. Из пределов Переславского уезда Нерль переходит в Ярославскую губернию, потом снова во Владимирскую и после 350 вёрст (373 км) течения впадает в Клязьму близ с. Боголюбова. Справа в Малую Нерль вливаются - Нилка, Тошма, Шаха с их притоками, слева - Куница, Вашенка и другие. По юго-западной границе уезда протекает р. Дубна, впадающая в Волгу в Корчевском уезде близ с. Дубна и насчитывающая до 150 вёрст (160 км) своего протяжения. В пределах Переславского уезда она соприкасается с Заболотским озером и болотом. В котловинах и впадинах уезда находится значительное количество озёр. Из них самое большое Плещеево или Переславское озеро, имеющее до 9 вёрст длины (10 км) и около 7 вёрст ширины (7 км) при наибольшей глубине 12 саженей (26 м). Для средней полосы России это самое значительное озеро. В него впадает р. Трубеж, выходит р. Вёкса, соединяющая его с Соминым озером, насчитывающие около 1,5 вёрст длины (2 км). В том же направлении на левом берегу Нерли есть маленькое озерко Драчково (Здратково). К числу более или менее значительных озёр уезда относятся Заболотское, Вашутино, остальные Алексинское, Батьковское, Воскресенское, Ивановское, Маринкино, Савельевское, Саревское, Туголянское Большое и Малое - небольшие водоёмы, находящиеся на пути зарастания и обращения их в болота. Всех вод насчитывается в уезде около 65 кв. вёрст (74 кв. км). Из вымерших озёр самое большое - Берендеево болото, имеющее около 10 вёрст длины (11 км) и не менее 4 ширины (4 км), дающее начало целому ряду притоков р. Малой Нерли и Клязьмы...
Хотя наше Залесье расположено на водоразделе Волжских и Клязьменских притоков, в стороне от магистральных водных путей, но наши две Нерли представляли собою кратчайший путь с запада на восток и имели преимущество в этом отношении перед Волгой, делающей значительный уклон на север к Мологе. Путь этот был оживлённый и им пользовались потом для сношения с Ордой даже в середине XV в., когда торговое значение его давно пало. По притокам Нерлей для товарообмена существовали города, то есть окружённые земляными валами или одними частоколами поселения, а также погосты, часть которых была разбросана и внутри края в отдалении от рек. Основным торговым пунктом был г. Клещин на берегу Клещина (Плещеева) озера, существовавший уже в IX в. Сюда до X в. шли этим путём чрез Волгу, Оку, Клязьму и Нерль арабские товары из Багдада, хазарского Итиля, потом Болгар. В обмен на меха, воск, смолу и рабов наши предки получали из-за границы стеклянные и металлические бусы, бляхи для украшения одежды, конскую сбрую, монеты и прочее. С разгромом Хазарии во второй половине X в. и наводнением Волжских степей кочевниками внешняя торговля получила другое направление. По знаменитому - пути из варяг в греки - стали поступать сюда чрез Новгород византийские изделия (парча, паволоки, монеты и другие), а с Европейского запада чрез тот же Новгород - скандинавские, немецкие и англо-саксонские товары (бронзовые пряжки, секиры, топоры, монеты и прочее). Последние привозились сюда из Новгорода р. Волховом, оз. Ильменем, р. Метою, чрез Вышний Волочёк в р. Медведицу, Волгу и Нерль. Заполнение приднепровских степей печенегами, потом половцами, наконец, взятие крестоносцами Византии оборвало торговый обмен с греками и направило его исключительно на запад чрез тот же Новгород, завязавший коммерческие сношения с немецкой Ганзой. Связь с Новгородом продолжается в XIII и следующих веках, новгородские и смоленские купцы в это время обычное явление в Переславле. От XIV в. сохранилось известие, что переславские купцы ходили с товарами - в поганские человеки, еже зовут Югра и Печера,
идеже живут Чудь и Самоядь -. В XV в. тверские купцы на - больших лодиях - свободно плавали по Волжской Нерли в р. Трубеж. Даже во второй половине XVIII в. - большие прошивные лодки - с разными товарами курсировали до с. Святова
М.И. Смирнов. Переславль-Залесский уезд. Краткий краеведный очерк (1922)
http://pki.botik.ru/books/pezanprob-dkl-10.pdf
http://pki.botik.ru/index.php
http://stockmail.ru/pki/show-section.php?pezanprob
Кляуза от царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руссии. Переславля-Залесского в Горицкий монастырь архимариту Ермогену (1655)  
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_232.htm
…Старик был богомольный, со лба у него не сходила шишка с кровоподтеками, как все считали, от земных поклонов, которые он отбивал при молитве. Народ уверовал в него и повалил в Горицкий Успенский собор к службам. Посыпались подаяния. Старичок нанял подручных и разослал их по уезду. В некоторых селах они сразу набирали целый воз холста, жертвованного деревенскими бабами на восстановление обители. На беду старичка, один из его подручных был арестован в Ростове за ложную проповедь об открытии мощей. Старик собрал большие деньги. На них он отстроил заново церковь под колокольней и привел в порядок снаружи Успенский собор. Но до конца довести дело не удалось. Помешало духовенство, решившее перевести сюда из Данилова монастыря духовное училище. Старичку пришлось выселиться, но не с пустым кошельком.
В тех же 80-х годах, когда бродил по переславским улицам Миша Самуил, а сновидец старичок собирал подаяния на мощи, в самом Переславле и его окрестностях продолжал бытовать в почти нетронутом виде архаический фольклор, с которым необычайно красочно выступали на народных гуляньях и сборищах, преимущественно весной. На них являлось множество молодежи из окрестных сел и деревень. Девушки в цветных ярких костюмах: в шелковых желтых отрезных платках, штофных холодниках и коноватных юбках, парни в картузах, ситцевых рубахах на выпуск, жилетах, иные с серебряными цепочками для часов, в сапогах с набором. Больше всего уделялось времени пению хороводному и обрядовому.
Самое людное гулянье происходило близ Александровой горы в петровское заговенье, собиравшее тысячную толпу, обычно разбивавшуюся на группы по селениям или приходам. Исполнялись ярильские и купальские обряды: Похороны князя, Завивание колоса и так наз. Крапивное заговенье. Первый обряд, родственный похоронам Ладо, Кукушки и пр., имел местную окраску, воспроизводя исторический факт похорон последнего переславского князя. В противоположность заунывному мотиву похоронного обряда Завивание колоса - веселая песенка, исполнявшаяся в особой манере хороводовождения.
Сложной драматизацией отличался обряд Крапивного заговенья. Сначала пелась известная песня: А мы просо сеяли, причем хор был построен в две шеренги, одна против другой. После ее окончания перестраивались в виде ленты и начинали ходить в перевивку между тремя группами детей и подростков с песней Перевейся, яровой хмель...Закончив ее, перестраивались в третий раз хороводом; в центре его оказывались с шестом в руке, украшенным пучком крапивы, пожилые мужик и баба. Кружась то в одну, то в другую сторону, хоровод пел:
На горе-то мак,
Под горою мак.
Уж ты мак, маковицы,
Золотые половицы,
Уж вы, красные девицы.
Вставайте в ряд.
Красен мак.
Поспел ли горох?
Поспел ли цветун?
Поспел ли бабун?
В ответ на это дед (бывший жрец) говорит:
Еще надо сходить на базар да кобылячьих яиц купить. Посидим на яйцах-то да не высидим ли жеребеночка молоденьку лошадку?
Хор. На горе-то мак...Поспел ли горох?
Дед. Сходили на базар, купили яиц кобылячьих, высидели жеребеночка молоденьку лошадку, выпустили ее в уволье погулять. Вышла она у нас хорошенькая лошадка. Поедем на ней по горох.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
Дед. Еще ходил за оброткой, а обротка-то была у баушки в хохлатке, насилу разыскал ее да выпутал из хохлатки-то.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
Баба. Пошел дед за жеребеночком молоденькой лошадкой, а жеребенок-то больно благ, поехал он на ем, свалился, у него конец и сломился. Вот когда его поправим, и поедем в поле-то.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
Дед. Куда тут. Баушка дедушку растирает, а дедушка на бабушку напирает, мочи нет. Полезли в печь, а из печи-то кирпичина прямо в дичину. Еще не пахал, только бабушку отмахал.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
Баба. Скоро с дедушкой поедем за горохом, будем кадочку мочить, горох в ее ввалим, будет он мокнуть. Вот бабушка горох мочит, а дедушка конец точит.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
- Да что вы больно долго взобляетесь? - замечают со стороны присутствующие.
Дед. Начинаем торопиться: борону припас, соху наварил, конец навострил.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
Дед. Поехали на пашню, дедушка за боронку, баушка на сторонку да на соломку, и давай дедушка пахать опять бабушку махать; махал, махал, да конец и обломал, так до вечера и не поспели посеять-то.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
Баба. Еще ходила к кузнецу конец наваривать. А кузнец-то просит: приходи на ночку, а я ведь не молоденькая, зубов-то нету, мне надо дело править свое. Пойду лучше к доктору, не даст ли натиранья, чтобы у дедушки было меньше напиранья.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
Баба. Вот доктор дал такого натиранья, как дедушка натрет, так у него и прет, меренячит. От греха проводила его пахать. Вспахал дед под горох, устал.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
Баба. Дедушка, что у тебя пахнет невкусно?
Дед. Нюхай, друг, русский дух, нюхай весь, там еще есть.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
Дед. Поехали сеять. Дедушка рассевает, бабушка...подтирает.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
Дед. Посеял, да ведь надо ему взойти.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
Дед. Тветет, пошел в лянушки (лопатки) кобыльи и теперь стручком стал.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
Дед. Пошел в дело, стручком стал вершков на шесть.
Хор. На горе-те мак...Поспел ли горох?
Дед. Поспел!
И в заключение тут же роняет на землю шест, срывает с него пучок крапивы и легонько бьет им бабу. Это служит сигналом к общей суматохе: молодежь по примеру стариков пускает в ход веточки крапивы, одни нападают, другие защищаются. Особенно шумно в группах бездетных молодых женщин, в большом количестве приходивших на гулянье. Многие из них являлись навеселе, отчего заключительная часть праздника получала вакханалический оттенок, как отдаленный отзвук ярильско-купальских оргий.
В те годы, когда пасха бывала поздняя и петровский пост короткий, ярильские и купальские обряды происходили на гулянье в Федоров день (8/VI ст.ст.) близ Федоровского монастыря, в его храмовый праздник, привлекавший тысячную толпу из города и ближайших селений. Когда-то в старину в этот день справлялась братчина, складочный общественный пир. На самом гулянье продавались кислые щи, квас и сласти. Но пьяных бывало полно как среди гостей, так и среди местных крестьян. Любители выпить удалялись под гору, где находилось три кабака и трактир. К вечеру - пьяное царство с драками, бранью и вытрезвлением в кутузке.
Совершенно по другим мотивам привлекала в Переславль, в самый его центр, на торговую площадь, громадное сборище народа так наз. Купальница (23-24/VIст.ст.), языческий праздник, синкретизированный с православием, как об этом свидетельствует местная семиковая песенка:
Семик, Семик, Троица,
Пресвятая мать - Купальница,
Ты на чем приехала?
- На овсяном зернышке
На оржаном колосе.
Старинный историк Переславля коллежский асессор П. Плишкин сообщает: В сем месте (на торговой площади) до просвещения св. крещением был идол Купало, которому жители вместо божества поклонялись и приносили жертвы; по просвещении же хотя тот идол был испровержен, но жители повидимому в память cero чтимого идолослужения и до ныне еще название Купальницы имеют в употреблении к немалому своему стыду -. Под именем Купальницы известна икона богоматери в переславском соборе. В то же время носил имя Агрофены Купальницы день, в который происходило в Переславле ежегодно подторжье, начало годовой ярмарки, продолжавшейся два дня.
Это был основной торг. Все, что успевали напрясть и наткать деревенские бабы за долгие зимние вечера при лучине и при заменившей ее керосиновой лампе, вывозили на продажу. Десятки тысяч кусков холста и полотна, так называемых новин, свозилось на ярмарку. Строились специальные палатки скупщиков, съезжавшихся сюда из разных городов и устанавливавших цены на товар. Распродав его, деревня покупала в городе косы, серпы, грабли, готовясь к страдной крестьянской работе, и все иное, что нужно по дому и хозяйству. Бабы брали с собой на ярмарку ребят, мечтавших о ней, как о высшем счастье: там их кормили ситным белым хлебом с медом, его завозили громадное количество, там торговали свистульками: Пока большие ублажались чайком и водочкой в соседнем трактире, на крестьянских возах, занимавших площадь и прилегавшие к ней улицы, сидели сотни крестьянских малышей, уплетавших мед, дудевших на тысячи ладов.
Гуляньем в Петров день (29/VIст.ст.) заканчивался цикл весенних праздников. Последний раз пели веснянки или, вернее, играли весенние драматизированные песни: Соловья, Пиво варили, Пастуха нанимали и др. Очень выразительная первая песня:
Выходили красны девушки
Из ворот гулять на улицу.
Выносили красны девушки
Соловья-то на белых руках,
На белыих на перчатныих.
Посадили мы соловушка
На траву-то на муравую
На светы-то на лазоревы.
Заставляли мы соловушка,
Заставляли ево песни петь.
Уж как пой-ка ты, распевай, соловей
Молодой, громко высвистывай.
Соловеюшка за песенки,
А молодушки заплакали:
- Вы красуйтесь, красны девушки,
Пока вам, девкам, своя воля,
Неравно вы в люди выдите,
Неравен жених достанется,
Красота ваша минуется,
Со черной грязью смешается
Со черною с подорожною, с подколесною…
Петровское гулянье происходило, главным образом, на Ботике, в бывшей Петровской усадьбе где возможно, оно было еще до Петра, а другое по традиции собиралось около Борисоглебского
монастыря. Петровские гулянья на Ботике прекратили проводить в 1917г. Вместо него справлялся праздник Осоавиахима.
М.И. Смирнов. Переславль-Залесский (Плещеево озеро. 1996)
- Кому Переяславль, а мне гореславль; кому Боголюбово, а мне горе лютое; кому Белоозеро, а мне чернее смолы; кому Лаче-озеро, а мне много плача исполнено -
Каковы бы ни были споры по поводу этого произведения, ясно следующее: Слово или Моление - памятник исключительно своеобразный, свидетельствующий о высокой литературной культуре домонгольской Руси.
- Еще возвратимся на предняя словеса. Аз бо, княже, ни за море ходил, ни от философ научихся, но бых аки пчела, падая по розным цветом, совокупляя медвеный сот; тако и аз, по многим книгам исъбирая сладость словесную и разум, и съвокупих аки в мех воды морскиа -
Слово Данила Заточеника
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_223.htm
Перед нами не московская, а суздальская легенда. Поэтому можно предполагать, что сам Даниил появился в легенде, вероятно, на место другого песенного персонажа, судя по именам княгини Улиты и Кучковичей - на место Андрея Боголюбского
Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_185.htm
Кучкамi называют несколько (десять) снопов. Видно, раньше представляли, что на небе, там, где горят эти звёзды, находятся снопы, и сравнивали их с земными:
Часты густы зоры на небе -
Часцей, гусцей снапы y полi.
Як на небе высок месяц -
Так за iмi вышэй копы.  
Это название связано с другой - Стажар (Стажэрка). Так называли жердь для опоры, которая ставилась в середине стога.
Гняздо. Кроме птичьего жилья, гнездом называют внутреннюю часть рамочного улея, куда вставляют рамки (решётки): в нём пчёлы и зимуют. Например, русские названия скопления - Улей, Ось Гнездо. По всей видимости, это название также связано с Власежелищем (пчёлы как символ богатства и достатка принадлежали Велесу). Например, в сказке Бог i Адiявал (Дэман - Велес) говорится: Завёв Дэман сад сабе i завёв пчол, i yвознав Господзь i прiшов к Дэману: дай ты мне тры пчалы толькi!.. - У пчёл и у человека, по представлениям белоруссов, - один дух: На яе [пчалу] ня можна казаць, як на скацiну, - здохла, а трэба казаць умерла. Бо y яе i y галуба, i y чалавека адзiн дух (сказка Пчала i галуб). Как известно, восточные славяне считали, что души умерших на зиму отправляются на тот свет, а весной, когда вся природа просыпается, возвращаются на землю. Наиболее интенсивно возрождение природы происходит во время весеннего праздника Юрия 5-6 мая (23 апреля ст.ст.). Уже в XVII ст. этот день был юридическим термином. С этого дня начиналась аренда фольварков и устанавливался срок найма рабочих. В этот день в первый раз выпускали скатину на пастбище. И именно в этот день Плеяды утром восходят на северо-западе, а 8-9 декабря (26 ноября ст.ст.), во время праздника осеннего св.Юрия, с утра там же заходят. По восходу и заходу Плеяд определяли начало и окончание сельскохозяйственных работ.
Ты, пчолка ярая,
Ты вылець з-за мора,
Ты вынесi ключыкi,
Ключыкi залатыя,          
Таким образом, Гнездо с пчёлами сравнивали с подземным царством Велеса (Власежелище) и душами, которые зимой в нём живут, а весной возвращаются на землю.
Обжинки - конец жатвы
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1143.htm
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_85.htm
Наш город возник в лесной зоне, на одном из водных путей. Этот путь, при всей своей второстепенности, издревле имел существенное местное значение. Две главные реки Волго-Окского междуречья, этого основного ядра нашей страны, Москва-река и Клязьма, сближаются только здесь, и, как заметил И.Е. Забелин, Клязьма волоками соединялась со Сходней и с Яузой, а через них двумя параллельными путями с Москвой-рекой. Этот узел водных путей имел при феодализме торговое значение, но и при, первобытно-общинном строе подобные узлы были важны: ведь сквозь непроницаемые дебри первобытного леса только по воде могли расселяться люди и могла распространяться культура. Особое внимание к водным древним путям должны проявлять археологи при своих исследованиях. Это признается археологической наукой уже более ста лет, но, к сожалению, часто забывается. И вот ни на Клязьминско-Сходнинский, ни на Клязьминско-Яузский пути археологи до сих пор не обращают должного внимания
А.В. Арциховский. Основные вопросы археологии Москвы
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_624.htm
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_304.htm
Как во городе во Муроме,
Во селе-то Карачарове,
Жил да был старый казак,
Илья Муромец, Сын Иванович
Волосовская культУРА (10 октября заканчивается уборка ульев в омшаники)
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_248.htm
Бя нароуд родiщеск Iльмерстii а сто корежене о дво ста Народо наш яко прiде поздъ до Русе земъ а селiщеся среде Iльмерштi Тii бо суте брачке наше а намо...подобi соуте
Дмитрий Крайнов. Фатьяновская культУра (8 ноября - полюдье)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_599.htm
Комплекс Сахтышских неолитических стоянок, расположенных в окрестностях древнего озера Сахтыш Тайковского района Ивановской области, исследуется Верхневолжской экспедицией Института археологии Российской академии наук начиная с 1972 г. Наибольшее количество предметов материальной и духовной культуры, остатков жилищ и культовых сооружений происходит со стоянок Сахтыш I, II, IIa, VIII.
Стоянка Сахтыш I открыта В.И.Смирновым в 1930 г., Сахтыш II открыта Д.А. Крайновым в 1982 г., Сахтыш IIa - в 1986 г. Д.А. Крайновым и Е.Л. Костылевой, Сахтыш VIII открыта Д.А. Крайновым в 1963 г.
Все эти стоянки расположены по берегам речки Койки, вытекающей из озера Сахтыш и впадающей в реку Нерль-Клязменскую. Стоянки представляют собой многослойные поселения, в толще наслоений которых последовательно залегают слои верхневолжской, льяловской и волосовской культур. Отмечаются и слои культур более поздних.
На основании данных культурной стратиграфии, радиоуглеродных дат и результатов палинологического анализа установлены следующие хронологические границы для каждой из трех культур, обнаруженных на Сахтышских стоянках:
Верхневолжская культура - 7240-5430 л.н.
Льяловская культура - 6040-4550 л.н.
Волосовская культура - 5065-3840 л.н.
ВерхнеВолжская культУра
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_602.htm
Белая Скуфь
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_582.htm
О светло светлая
и украсно украшена
земля Руськая!
И многыми красотами удивлена еси:
озеры многыми,
удивлена еси
реками и кладязьми месточестьными,
горами крутыми,
холми высокыми,
дубровами частыми,
польми дивными,
зверьми разноличьными,
птицами бещислеными,
городы великыми,
селы дивными,
винограды обителными,
домы церковьными,
и князьми грозными,
бояры честными,
вельможами многами -
всего еси испольнена
земля Русьская,
о правоверная
вера християньская!
Отселе до Угор,
от Угор и до Ляхов,
от Ляхов до Чахов,
от Чахов до Ятвязи,
и от Ятвязи до Литвы,
от Литвы до Немець,
от Немець до Корелы,
от Корелы до Устьюга,
где тамо бяху Тоймичи погании,
и за Дышючим морем.
От моря до Болгарь,
от Болгарь до Буртас,
от Буртас до Чермис,
от Чермис до Моръдви, -
то все покорено было Богом
крестияньскому языку поганьскыя страны:
великому князю Всеволоду,
отцю его Юрью, князю Кыевьскому,
деду его Володимеру и Манамаху,
которым то Половьци
дети своя полошаху в колыбели.
А Литва из болота
на свет не выникываху.
А Угры твердяху
каменыи городы железными вороты,
абы на них великыи Володимер тамо не възъехал.
А Немци радовахуся,
далече будуче за синим морем.
Буртаси, Черемиси, Веда и Моръдва
бортьничаху на князя великого Володимера.
И кюр Мануил Цесарегородскыи, опас имея,
поне и великыя дары посылаша к нему,
абы под ним великыи князь Володимер
Цесарягорода не взял.
А в ты дни болезнь крестияном от великаго Ярослава,
и до Володимера,
и до ныняшняго Ярослава,
и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго
Это отрывок из не дошедшего до нас произведения о судьбах Руси. Начальный фрагмент сохранился благодаря тому, что псковский книжник в середине XV в. использовал часть Слова как предисловие к одному из списков Жития Александра Невского
Слово о погибели рускыя земли
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_477.htm
Я вижу умными очами:
Колумб российский между льдами
Спешит и презирает рок
М.В. Ломоносов. Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_118.htm
Студія Маленький принц. Учбові роботи. Пушан. Межевікіна Мирослава, 13 років
Небесные казаки - воздушное казачье войско
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_230.htm
Жду тебя
Приди согрей
Нежным солнцем
Теплым вечером.
Жду тебя
Озари меня светом
Теплым воздухом
Сена запахом.
Жду тебя
Принеси цветы
Пряди солнца мне
В волосы впряди.
Птичьим щебетом
На заре буди
Убаюкивай
Шепотом травы.
Жду тебя
Сердце успокой
Ночкой звездною
Ясным месяцем.
Жду тебя
Твоей ласки жду
Побережье моря
Речки ли.
Я люблю тебя
Приходи скорей
Грибным дождиком
Или засухой.
И в Купалы ночь
Васильков венком
Расскажи ты мне
Где мой суженный.
Жду тебя
Сердце успокой
Ночкой звездною
Ясным месяцем.
Жду тебя
Твоей ласки жду
Побережье моря
Речки ли.
Жду тебя
Сердце успокой
Ночкой звездною
Ясным месяцем.
Жду тебя
Твоей ласки жду
Побережье моря
Речки ли.
Лето ясное
Лето красное
Приходи скорей
Я соскучилась
Я соскучилась
Композиция: Жду тебя (3.6 Мб). Исполнитель: Медовый Спас
http://www.topstage.ru/anketa.asp?us=123
Медовый Спас
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_573.htm

  


СТАТИСТИКА