Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

К Сарасвати
от 31.07.07
  
Мысли


Сарасвати - оплот, железная крепость. Сарасвата - название народа, населявшего центральную страну - медхья деша. Посещая Сарасвати, нужно насыщать богов и предков

РигВеда. VI, 61. К Сарасвати
Автор - Бхарадваджа (жаворонок - имя одного из великих ришей, ученика Бхригу). Размеры: стихи 1-3, 13 - джагати, 4-12 - гаятри, 14 - триштубх. Единственный в РВ гимн, посвященный специально Сарасвати (VII, 95 и 96 обращены к ней и к Сарасвату одновременно). Известно, что Сарасвати в период РВ была священной рекой Ариев, которая обожествлялась. Позднее Сарасвати стала богиней красноречия (об этой эволюции см. Gonda J. Pusan and Sarasvati. Amsterdam; Oxford; New York, 1985). В данном гимне двойная природа этой богини (как было отмечено Гельднером) видна достаточно отчетливо. Это и бурная река с мощными волнами, и покровительница молитвы одновременно
12a-b…в трех местах - Если считать, что в трех местах охначает: на земле, в воздухе и на небе, уместно привести точку зрения М. Витцеля о том, что в ведийской космологии Млечный путь назывался Сарасвати (Witzel M. Sur le chemin du ciel /Bulletin d'etudes indiennes. Paris, 1984. P.213-279)
1а...погашающего долг (перед предками) - Сын в брахманской семье должен совершать поминальные обряды в честь умерших предков - отцов
2а...кабан - bisakha - букв. роющий корни
14…молока payasa - слово payas обозначает молоко и воду
1 Она дала (в сыновья) неистового погашающего долг (перед предками)
Диводасу почитавшему (ее) Вадхрьяшве,
(Та,) что отняла пищу у всех Пани -
Это твои мощные дары, о Сарасвати!
2 Она, словно кабан (своими) яростными атаками, проломила
Спину гор мощными волнами.
Сарасвати, убивающую людей из далеких краев, мы хотим привлечь к себе
Прекрасными гимнами, молитвами - для поддержки.
3 О Сарасвати, искорени хулителей богов,
Потомство каждого Брисайи колдовского!
В то время как для (наших) поселений ты создала (край, богатый) реками,
Тем ты струила яд, о богатая наградами.
4 Пусть богиня Сарасвати,
Богатая наградами, нам
Поможет, покровительница молитв!
5 Если к тебе, о богиня Сарасвати,
Обращаются, когда установлена ставка,
Как к Индре в борьбе с врагами,
6 Ты, о богиня Сарасвати,
Помоги с наградами, о богатая наградами!
Словно Пушан, проложи нам (путь) к добыче!
7 А эта Сарасвати,
Грозная, с золотым путем,
Убийца врагов, хочет от нас прекрасной хвалы.
8 (Та,) чья бесконечная, непетляющая,
Опасная, подвижная, бурная
Стремнина мчится, громко ревя...
9 Она нас (переправила) через все проявления враждебности.
Верная закону, других сестер
Она протянула (для нас), как солнце - дни.
10 И пусть Сарасвати, любимая среди любимых,
С семью сестрами, очень ценимая,
Будет у нас достойной восхвалений!
11 Заполнив земные (просторы),
Широкое пространство - воздух,
Пусть Сарасвати защитит от хулы!
12 Пребывая в трех местах, семичастная,
Пять родов (людских) укрепляющая,
Да будет она призываема при каждой награде!
13 (Та,) что выделяется величием среди великих (рек),
Блеском (затмевает) другие (реки), самая деятельная из деятельных,
Высокая, словно колесница, созданная, чтобы далеко простираться, -
(Такою) должна быть прославлена знатоком Сарасвати.
14 О Сарасвати, веди нас к лучшему!
Не уклоняйся! Не лишай нас (своего) молока!
Наслаждайся нашей дружбой и соседством!
Да не уйдем мы от тебя в далекие края!
РигВеда. Мандалы I-X (перевод Т.Я. Елизаренковой)
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_863.htm
Удивительно и то, что мы имеем дело не только с почти буквальным совпадением названий священных криниц Махабхараты и рек Средней России, но даже и с соответствием их взаимного расположения. Так, в санскрите и в русском языке слова с начальной Ф чрезвычайно редки: из списка рек Махабхараты только одна имеет Ф в начале названия - Фальгуна, впадающая в Сарасвати. Но согласно древнеарийским текстам, Сарасвати - единственная большая река, текущая к северу от Ямуны и к югу от Ганги и впадающая в Ямуну у ее устья. Ей соответствует только находящаяся к северу от Оки и к югу от Волги река Клязьма. И что же? Среди сотен ее притоков только один носит название, начинающееся на Ф - Фалюгин! Несмотря на 5 тысяч лет, это необычное название практически не изменилось
Светлана Жарникова. Веда - значит Знание
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_508.htm
Древние географы, Плиний, Птоломей и другие, именовали сию страну Скифы Царские; явно, что они между сарматами одни только королей имели, и так как город Шуя на сарматском языке точно столица значит, то видно, что тут престол тех царей был
Белая Русь
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_575.htm
Границы Белой Руси. О границах и пространстве этой части разное мнение находим. Древние наши писатели разумели под оным именем Польский и Меряжской или Суздальский и Ростовский пределы с принадлежащими землями, после Смоленское, или Кревич, которое было отдельное владение, к тому присовокупили. Литовские, желая похитить титул великих князей белорусских, обладав Смоленском, оное только княжество за Белую Русь почли, чему и наши, не ведающие своей истории, последовали: но нам довольно к утверждению правдивости наших слов, что древнейшие манускрипты, н.1 и 2, везде, а н. 4 на многих местах всю сию страну, кроме Смоленского, Белая Русь именуют. Стрыковский, видя неправость своих писателей, и не хотя явно оных обличить и порочить, почитай, всюду указывает Москва или Белая Русь, как стр. 91, 131 и пр. Многие европейские средних времен географы то же полагают. Татары, персиане и другие восточные народы, не от себя вымыслив, государей русских ак-падышага, т.е. белый император, и государство Ак-Урусь, т.е. Белая Русь, именуют. И из-за этого, может, белое платье у государей в почтении было, и герб древнейший этой части всадник в белом платье, а в Черной Руси, который литовские князи похитили, в черном, киевский же, или малороссйский, в красной одеждах были.
Границы этой области на севере с Великой Русью по Волге. Как о построении Твери сказано, великий князь Всеволод III повелел на границе между княжествами построить твердь, или крепость. И еще реку Медведицу часто за границу новгородскую с Ростовским княжеством почитали, но после Кашин ко Твери, Углеч к Ростову приобщены. На восток до югров, ибо Вологда принадлежала Ростовскому, а после Ярославльскому княжеству, и простиралась вниз по Волге до устья Оки с мордвою, на юг до Оки с Рязанским княжеством, мордвою и болгарами, после же с болгарами продолжена до Суры, а после присовокуплении Рязанского к югу до реки Воронежа.
Престол древнейший во время сарматских государей был град Шуя, ибо имя то на сарматском языке значит престол или столица, по-латински резиденция; при Владимире - Ростов, Юрий II перенес в Суздаль, Андрей II во Владимир, Иоанн I Калита в Москву.
Герб Белой Руси издревле был всадник белый в красном поле, саблю имеющий пред собою
В.Н. Татищев. Белая Русь
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_87.htm
Белая Россия, границы ея были на Севере с Великою Россиею по Волгу, на Восток до Угров и вниз по Волге до устья Оки с Мордвою; на Юг до Оки же, а потом до реки Вороны или Воронежа
А. Мусин-Пушкин. Замечание о границах Древней Руссии
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_486.htm
Земля эта лежит в залесской стороне, за большими лесами страны Вятичей, известными также под именем Брянских лесов, через которые, согласно былинного сказания, мог проезжать напрямик, во времена святого Владимира, один только Илья Муромец.
Залеская сторона занимает угол между течением верхней Волги и Оки и ограничивается по северной стороне - Волгой с притоками, от Зубцова на Белоозеро до впадения Оки в Волгу; в ней с незапамятных времен жили Финские племена - Меря, Мурома и Весь, которыя, еще до призвания первых князей в 862 году, стали покоряться приходившим с Запада Славянами, здесь садившимися и, несомненно, основавшими древнейшие города - Суздаль, Ростов и Белоозеро. Земля эта была лесная и, в известном смысле, глухая, совсем удаленная от беспокойного поприща чуть не ежедневной войны, которая происходила вокруг Киева; почва ее не отличалась особым плодородием, но зато страну эту перерезывало множество речных путей, удобных для развития торговли; жители же ея издревле славились как искусные каменщики, плотники и землепашцы.
Александр Нечволодов. Сказания о Русской земле. Юрий Долгорукий и Суздальский край
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_625.htm
А кто же такие офени? Торговцы мелким товаром вразнос и вразвоз были повсюду, но торговцы по имени офени жили лишь в одном краю. Границы офенского края вдоль реки Клязьмы и ее притоков очертил в 1861 году путешественник Владимир Безобразов. Центром он называет села Мстера и Холуй, на севере офени жили в Палехе, Шуе и Юже. На востоке края были гороховецкие, вязниковские, муромские земли до Нижнего Новгорода. На юго-западе - ковровские.
Наталья Цыплева. Мстёра. Вячо наептуривает в Бутусе муслень?
http://vmgerasimov.boom.ru/mstera.html
С.А. Образцов в статье Городок на Саре (Русь, 2-99) хотя и признает, что Сара - мерянского происхождения, но в данном случае, по его мнению, произошла обратная операция - река получила имя по названию основанного на ее берегу города Сара. И приводит целый список однокоренных названий: Саранск, Сарапул, Саратов, Сарицыно (позднее Царицыно), Сараево и др. Далее автор делает следующий вывод: Смысловое значение слова сар во всех угро-финских и тюркских языках одно и то же и означает верх над чем-либо: над водой - остров, над равниной - возвышенность, над городами - столица и т.д. В нашем случае г. Сара - поселение, возвышающее над всеми другими поселениями в мерской земле, т.к. в нем находился верховный правитель, т.е. племенной центр.
Племя Меря в топонимах
http://sudar-mb.narod.ru/page/book2/page3.htm
К Сарасвати

Гляну в поле, гляну в небо -
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.
О, я верю - знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком

С. Есенин

РигВеда. К Сарасвати и Сарасвату
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_912.htm


  


СТАТИСТИКА