Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Медовый Спас
от 14.08.07
  
Самоорганизация


Первый Спас всюду называется медовым, а кое-где и мокрым. Названия эти произошли оттого, что к первому Спасу пчеляки второй раз подрезывают ульи с медом и выбрав лучший липовый сот, несут в церковь на помин родителев. К этому же дню варят медяные квасы и угощают всех, пришедших в гости. Мокрым же первый спас называется потому, что, по установлению церкви, в этот день бывает крестный ход на реки и источники для водоосвещения. А так как крестьяне не только сами купаются после крестного хода, но имеют обыкновение купать в реках и всю скотину, которая будто бы здоровеет после этого, то неудивительно, что и самый праздник получил название мокрого

С.В. Максимов Нечистая, неведомая и крестная сила
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1128.htm
Во время Медового Спаса (14 августа) вырезали соты с медом. Этим медом святили воду в реках, а после водосвятия купали в них детей. Причем рубашки, одетые на детей до купания, бросали в реку, а ребенка одевали в новую не стиранную рубаху
Накануне Медового Спаса
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_570.htm
Любознательный Читатель. Меня особо заинтересовало слово русь в перечислении племен, со старейшинами которых Гостомысл согласовал призвание Рюрика. Конечно, это могла быть новгородская колония западных славян, согнанных датчанами и немцами с родных мест в первой половине IX века. Только откуда все же могло взяться это слово, которым назвалась впоследствии наша великая страна с ее великой историей?
До сего дня почти все исследователи выводят слово русь из иностранных источников. О близкозвучных этнонимах руты или руги мы уже говорили. Уточню:
во II-III вв. н.э. меж балтами, славянами и германцами жили какие-то руги. В V веке они зафиксированы на среднем Дунае. Еще Тацит называл их Reudignii. Ученые возводят это племенное имя к термину, означающему корчеватели леса, - значит, руги занимались земледелием. Один автор предлагает взять за исходное понятие, образовавшее этноним русь, слово медведь, ибо оно во многих западноевропейских языках имеет общий корень urs, другой немецкое Russ - сажа, третий - близкозвучное сарматское, означающее в переводе красный. Финны и карелы, далее, словом руотси называли дружинников у варягов. В смысловой основе этого термина лежали понятия весельные люди, гребные воины, но он в равной степени относился к славянам и шведам! Есть в то же время исследования, выводящие имя нашей родины от днепровского притока Рось, и вся эта пестрота мнений дает повод новым и новым дискуссиям. Истина же, быть может, находится посредине, - Русь, Россия, исходное имя нашей родины, возможно, исторически сложилось из многих источников, среди коих был и летописный этноним русь. В таком случае упрекать кого-то, в частности великого Нестора, в непатриотизме, норманизме и прочее - дело несерьезное, тем паче, что все эти гипотезы научно не подтверждены до сего дня. Решаюсь высказать свою точку зрения на происхождение слова русь, которая мне представляется достаточно конкурентоспособной.
Любознательный Читатель. Интересно!
- На нее натолкнул меня замечательный ученый, великий словак Павел Шафарик -лингвист, диалектолог, этнограф, историк, знаток славянских древностей и языков. Родился он в 1795 году, окончил университет в Иене, учительствовал в Сербии, редактировал первый чешский иллюстрированный журнал, много занимался научными изысканиями в Праге в условиях противодействия австро-венгерских властен, был цензором и хранителем библиотеки, терпел всю жизнь материальную нужду, нравственные утеснения, тяжело болел и незадолго до смерти, весной 1860 года, даже в отчаянии бросился во Влтаву.
Павел Шафарик первым доказал, что славяне вместе с романскими и германскими народами внесли равноценный вклад в формирование европейской цивилизации, его работы сыграли исключительную роль в подъеме национального самосознания всех славянских народов. Он оставил большое научное наследие по славянскому языкознанию и истории, в котором главное место по праву занимает его многолетний труд Славянские древности, в котором, как писали тогда, под пеплом древности автору удалось найти столько света, что не только история славян, но и их старых соседей - скифов, кельтов, германцев, сарматов, финнов и др. - получила нежданную ясность и достоверность...На его надгробии надпись: Въ красных мipa воспитал ся отъ юности своея...
Строго говоря, слова реудигнии, руги, руты, руотси или роксоланы, например, от которых производил имя наших предков Д.И. Иловайский, фонетически все же довольно далеки от слова русь, и в английских, например, средневековых источниках, начиная с XII века, вначале упоминалась Русия, Руссия, Руссы (Rusia, Ruissie, Russi), потом появилась Рутения (Ruthenia), которую, как писал в своей Хронике XII в. Роджер из Ховента, мы предпочитаем называть Руссией...А рос греческих и арабских авторов или рус латинских? От речки Роси или латинского слова rus, означающего сельскую местность? Но ведь сельских местностей было множество в Европе, а наша родина издревле славилась городами. И уже в глубокой древности большое племя наших предков, если какая-то часть его действительно некогда обитала в крохотном бассейне Роси, скорее обрело бы этноним, связанный с магистральными причерноморскими реками Доном, Донцом, Днепром, Днестром, Дунаем. В названиях этих рек настойчиво повторяется звукосочетание дн, все они даны каким-то одним древним народом, и мы скоро обратимся к нему, жившему на берегах северочерноморских рек пять тысяч лет назад, среди которого обнаруживаются явные следы и наших далеких предков...
- Даже?!
- Но вначале, пожалуйста, закончим тему о происхождении слова Русь...Люди Земли издревле жили в горах и пустынях, в тундре и джунглях, у морей или в степях, живут и сейчас. Русские же деревни чаще всего лепятся к рекам. Так же располагались и наши древнейшие поселения, из которых образовались позже первые русские города, все без единого исключения обосновавшиеся на реках. Река снабжала наших предков рыбой, пернатой дичью, самым лучшим бобровым мехом, обеспечивала добычливую охоту на диких копытных у бродов, звериных водопоев, речных обрывов, давала воду для приготовления пищи, омовений, полива садов и огородов, корм домашней водоплавающей птице и луговую траву для скота. И еще одно, очень важное, - никаких дорог через леса в те времена не было, и река предоставляла легкий, идеально гладкий путь: летом по воде, зимой по льду. Река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах...
На реках и речных водоразделах издревле обменивались товарами соседи, по рекам шла и международная торговля, которая приносила доходы от пошлин, взимаемых с иноземных купцов. Реки давали выход к морям, на дальние внешние рынки. И наконец, особый разговор - о значении рек в военном деле. Имею в виду не только речные обрывы, на которых стояли феодальные замки и укрепленные города. У водных преград возводились системы Киевско-Переяславских крепостей, позже - феноменальные каменные Новгородско-Псковские крепостные линии. Наши предки умели также великолепно использовать привычную для них природную среду - реки, озера и болота - в открытых сражениях. Очевидно, это подсобное тактическое средство русы знали с незапамятных времен, когда конных кочевников, прискакавших за добычей на земли наших предков-пахарей, встречали на бродах и переправах отчаянно сражавшиеся пешие воины. Далеко не всегда и по разным причинам река становилась помощником и другом, и мы, не забывая горьких уроков на Стугне, Каяле, Калке, Сити, Пьяне, свято помним победоносные битвы на Днепре, той же Стугне, Западной Двине, Эмайыге, Неве, Чудском озере, Воже, Непрядве, Ворскле, Угре, Ведроше, Березине, Волге...
Наши далекие предки обожествляли реку, и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеста (нимф) зафиксировано у византийского хрониста Прокопия в VI веке н.э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники. В другом средневековом русском сочинении сказано: наша язычники клали требы озерам и рекам, ради немощи очныя умывались в кладезях и повергали сребреники -. После крещения Руси долго еще свершались у рек языческие народные празднества. Из Стоглава: сходились мужи и жены и девицы на ночное плещеванье и безчинный говоръ и на бесовские песни и на плясанье и скаканье; тогда к реце идутъ съ великим кричаниемъ, аки беси и умываются водою -. В житии преподобного Нифонта есть некоторые подробности праздника: бесы в виде человеческомъ, ови бъяху в бубны, друзии же в козице и в сопели сопяху, инии же возложиша на лица своя скураты и идяху на глумление человеком и, мнози, оставивше церковь, течаху на позоры -, то есть на это зрелище...
Так вот, Павел Шафарик поразил меня одной своей фразой, которой предшествовало утверждение, что в праславянском языке река называлась руса (rusa). Он писал: Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, означающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян -. И далее словацкий ученый привел двадцать топонимов, производных от корня рус, в землях русских, русняков (украинцев), поляков, чехов, словянов (словаков), босняков, сербов и болгаров. А.Н. Афанасьев предполагал во всех этих славянских топонимах - древнейший корень, служивший для обозначения воды вообще.
Попутно ищу в своих заготовках карточку с интересной выпиской из трудов знаменитого русского историка прошлого века: Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или, Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге (Д. Иловайский. Разыскания о начале Руси. М., 1882, с.70-71).
А однажды мне посчастливилось найти один старый сборник статей русских историков, археологов, ученых, любителей старины. В публикации профессора Ф.И. Кнауэра - О происхождении имени народа Русь - высказана интереснейшая гипотеза, ссылок на которую я не встречал. Автор пишет, что в древнеиндийских гимнах Ригведы упоминается мифическая река Rasa, великая матерь, текущая на дальнем северо-западе, на старой родине. А в Авесте, священной книге древних персов, приписываемой самому Заратустре, говорится о реке Ranha, где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это река Raha, отделяющая Европу от Азии. Скрупулезным филологическим анализом исследователь доказывает этимологическое тождество этих названий с древним именем Волги - Ра, которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у славян. Последними топонимами были названы многочисленные северо-западные реки на новых местах расселения народа, вышедшего в глубокой древности на свои исторические пути с Волги, так же как другие древнеиндоевропейцы, переселившиеся с нее на дальний юго-восток, назвали один из притоков Инда именем той же реки-прародительницы Rasa. Автор считает, что - имя народа русь чисто славяно-русского происхождения - и - в точной передаче слова означает не что иное, как приволжский народ (Труды одиннадцатого археологического съезда в Киеве, 1899. М., 1902, названная статья, с. 1-19).
Существует также подлинный  и, как считает академик Б.А. Рыбаков, - наиболее надежный, удивительный и уникальный - средневековый источник - Худуд-ал-Алем (Пределы мира). Это единственное во всей арабо-персидской литературе сочинение, сообщающее драгоценные, хотя местами и довольно смутные сведения о географии славянских земель. Вот цитаты из него: Есть еще река Руса (Дуна), вытекающая из глубины земли Славян и текущая в восточном направлении вплоть до границы руссов…Она же будто бы течет по пределам Кипчак, затем меняет направление и течет а южном направлении к пределам Печенегов и впадает в реку Атиль -
Владимир Чивилихин. Память
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_678.htm
Русалка означает водяную деву; во многих славянских землях (в России, Польше, Богемии, Сербии, Болгарии) встречаем родственные с этим именем названия источников, рек и прибрежных стран: Руса, Россь Русиловка, Ruseca, Ras, Rasenia, Rasina, Rasinica и др., что заставляет предполагать в них древнейший корень, служивший для обозначения воды вообще. В санскрите rasa - жидкость, влага, вода; кельт. rus, ros - озеро, пруд; лат. ros - роса (орошать, росинец - дождь); у древних литовцев rasos szwente - праздник росы в июне месяце, соответствующий русалиям; нем. rieseln - журчать; наше русло - средина речного ложа
А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения Славян на природу. Т.3
http://plamyasvargi.narod.ru/html/lib.htm
Дощ.22 Аще бо те сен орцено есе якожде квасуро одерзе о Бзех таiноу утвржяшете сурыноу А то бо есе вжыжене оутълiенiе якве iмяхом сме до Радогьще о Бзiех се радоватi а плiясяце вънiе въргоща де Сврзе А зпiевема Слву Бзiем сотвърiяще квасуро Бяще бо iе менж осылень о Бзiех вързумлiен А то бо то Ладо до не прiхозящ а рцъ му вързете меды водоу а усырете е о Суне Се б то суре утвържiсяща че оны брендете i сен претвърящете до соурiцi I тоу пыiмо во Слвоу Бозькоу I то бо то бяще о венце до Кiе а менж бящ о тоi крате вельмь опознащен о рщене Оцы БлгоМiро А тоi одрзе од Сврженц поущеньу якожде ствъряiц квасоуру iж ещь рщена есе соурынiя I те б то есе во Радгоще нащ...Се б то iмеiмо Овсенке дены якожь пожнiе соутвърiхом а се оуРадогщехомся от iонiе Се бо iнодь якожь коii не удърже сва естьесьтва до разъ а рце безоумьна се боть iе о ЦрноБъзе А iнь iжде iме радгъць iе о БьлъБзiе Такожедь iмящехом iсъкащете дрзi i врзi...коваць бо меще нашiя на оутвьрзене сылы а се iмо сылоу Божденьскоу поражещете врзе нашiя обополе
Дощ.24в Се жртьва нашя iе мед суре о девентесылы i щале удiяаня i на сурi ставiена трiе днi а по тiех скренз вълну цiждена I та бендешеть наше жртва Бзем Правiем якве соуте наше ПраОще Iбо се одеiдехомь ото ДажьБа i стахомь славнi ославенте Бозе нашiе нiколiжды просяхомь нi молiхомь о благы сва Се бо Бозе рекохуть намо Ходiте до Русе а нiколiжде о вразе
Влескнига
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_3.htm

РигВеда IV, 43. К Ашвинам

Авторы - по анукрамани, Пурумилха и Аджамилха, сыновья Сухотры (Purumilha Sauhotra, Ajamilha Sauhotra). Размер - триштубх
2c-d Какую колесницу…выбрала дочь Сурьи? - Из ведийской мифологии известно, что дочь бога солнца взошла на колесницу Ашвинов и стала их женой (см. X, 25)
5c Медом кропят…медовый напиток…любители меда madhva madhvi madhu vam prusayan - Звукопись. Обыгрывается madhu - мед, понятие тесно связанное с Ашвинами
6 Синдху…полили…ваших коней - Речь идет здесь, как полагает Гельднер, о состязании за право на дочь Солнца. Реки оросили своей влагой коней Ашвинов, им легче стало переносить солнечный зной, и они выиграли состязание. Раса - см. примеч. I, 112, 12 (Раса (rasa) - Nom. pr. Небесного потока, текущего вокруг земли и воздуха; nom. pr. реки). Саяна принимает здесь форму rasaya за имя нарицательное (смочили влагой)
6d Алые птицы vayo rusasah

1 Кто же услышит? Который из достойных жертв?
Какой бог насладится хвалой?
К сердцу кого из бессмертных сможем мы прикрепить
Эту божественную самую приятную хвалебную речь, сопровождаемую прекрасной жертвой?

2 Кто смилостивится? Кто придет скорее?
Который из богов самый благожелательный?
Какую колесницу называют быстрой, с мчащимися конями,
Которую выбрала дочь Сурьи?

3 Ведь вы мгновенно приезжаете в такие дни, как эти,
Подобно Индре, на помощь в решающую минуту,
Рожденные с неба небесные птицы.
Благодаря какой из сил вы бываете самыми сильными?

4 Какое будет у вас настроение? В каком (настроении)
О Ашвины, вы приедете к нам, призываемые?
Кто из вас двоих в грозный час (спасет) даже от великой беды?
Выручите нас, о любители меда, о удивительные, (своими) поддержками!

5 Далеко охватывает небо ваша колесница,
Когда приезжает с вами из моря.
Медом кропят они для вас медовый напиток, о любители меда,
Когда готовят вам вареные кушанья.

6 Синдху вместе с Расой полили (водой) ваших коней.
Алые птицы избежали зноя.
Прекрасно выглядела эта ваша поездка,
Благодаря которой вы стали мужьями Сурьи.

7 Раз я одинаково насытил вас здесь и там,
(Да будет) нам это благоволение, о богатые наградами!
Спасите же певца вы оба!
Направлено (это) желание, о Насатьи, на вас двоих.
РигВеда. Мандалы I-X. перевод Т.Я. Елизаренковой
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_863.htm
Когда и как крестили Русь?
Когда, почему и сколько длится Успенский пост?
Откуда взялось понятие Крестный ход?
Сегодня первый Спас - Спас на воде, по народному поверью медведь опускает лапу в воду


  


СТАТИСТИКА