Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

нiже Яве дана i пребенде о вiек вiекы о СвентуВiдю
от 01.11.07
  
Доклады


Много жило  на нашей стороне людей добрых и умных, горячо любивших родину, усердно действовавших в образовании сородичей службою, учением и доблестью. Память об этих людях нам дороже всего...Они как ревнители сосредоточивали в себе все наше родное умственное образование Иван Сахаров. Писатели Тульской губернии. 1838г.

Святовид на острове Ругене вырезан был на дерева о четырех лицах, в коротком платье, стоял в капище, в левой руке держал лук, в правой рог с вином; на бедре превеликий меч в серебряных ножнах. При нем висело седло и узда величины чрезвычайной. Четыре лица, как кажется, значили четыре части года. Именем сего идола давал жрец ответы. Святовиду честию следовал Прове, или Проно, особливо у вагрских славян; стоял на великом и кудрявом дубе. Около его на земли расставлены до тысячи идолов с двумя, тремя лицами и больше. Перед Проном стоял алтарь для приношения жертвы. Радегаст держал на груди щит с изображенною воловою головою, в левой руке копье, на шлеме петух с распростертыми крылами. Сива, или Сиба, нагая женщина, волосы назади висели до подколенков; в правой руке яблоко, в левой виноградный грозд держала. Наконец, почитались у них Черн-бог и Бел-бог: первый добрый, другой злой. Сверх всех сих идолов, обоготворялись огни, которые по разным местам неугасимо горели. Многие воды, ключи и озера толь высоко почитались, что с глубоким и благоговейным молчанием черпали из них воду. Кто противно поступал, казнен был смертию. Такое озеро обоготворялось на острове Ругене, в густом лесу, называемое Студенец, которое хотя весьма изобиловало рыбою, однако оныя не ловили для почтения мнимой святости. При всем сем почитали змей как домашних богов и наказывали тех, которые им вред наносили. В приношении жертвы Святовиду изъявляли превеликое почитание. После жатвы собирался весь народ перед его капище для препровождения великого празднества, где били скота на жертву, и для знатного идольского пирования за день перед праздником должен был сам жрец прежде приношения жертвы и служения чисто выместь капище. Следующего дня, в самый праздник, при собрании народа перед дверью капища, взяв из руки идольской рог с вином, чем за год был наполнен, прорицал о плодородии будущего года. Ибо ежели вина в роге не много убыло, почиталось плодородия признаком. В противном случае изобилия плодов не надеялись. По сем выливал жрец вино из рога перед ногами Святовидовыми и наливал в него новое; пил за его здоровье и просил, чтобы людям своим и отечеству подал изобилие, богатство и победу над неприятельми. Выпив рог вина, наполнял снова и отдавал идолу в руку. Потом приносили в жертву великие круглые хлебы из муки и из меду, которые жрец поставив между собою и народом, молился о изобильной жатве будущего года. Потом благословлял народ именем Святовидовым, увещал к прилежному приношению жертвы и обещал в воздаяние победу на врагов по морю и по суху. По сем препровождался день в ядении и питии, и за стыд почитали, ежели кто не напился допьяна
Михайло Ломоносов. Древняя Россiйская исторiя. гл. 4. О нравах, поведениях и о верах славенских
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_390.htm
Образцы орнаментов. Вологодская областьОбразцы орнаментов. Вологодская областьВ Истории Русскаго Народа доселе изображали одну только Русь Исторически общественную, забывая Русь семейную - может быть единственную в жизни Северных народов. Ни один чужеземец не поймет восторгов нашей семейной жизни: они не разогреют его воображения, они не пробудят таких воспоминаний, какими наполняется Русская грудь, когда ея быт совершается во очию. В родных напевах которые сладко говорят Русской душе о родине и предках; в наших сельских думах, которые так умильно воспоминают о горе дедовском; в наших сказках, которые так утешно радуют Русских детей; в наших играх - этого резвого отдыха для молодежи после тяжелых трудов; в наших свадьбах, в которых так живо веселится пылкая душа мужающих поколений; в суеверных повериях нашего народа, в которых отражается общая мировая жизнь - вмещается вся семейная Русская жизнь. Напрасно думали, что одни записи Летописцев могут служить основанием для Истории Русскаго народа. Разве наши песни, наши сказки, наши думы, наши поверия были выражением других народов? Нет!Образцы орнаментов. Вологодская областьОбразцы орнаментов. Вологодская областьЭто все было в нашей родной стороне, это все высказывалось нашими предками, и обо всем этом забывают говорить в Историях Русскаго народа. Если бы чужеземец спросил: что вам осталось от вашей старой семейной жизни? Мы бы с гордостью пригласили его на Русские святки в старинный боярский дом, и там, указывая на разгул народной фантазии, сказали бы ему: Вот ея памятники! Вот наша старая Русская жизнь! Было время, когда всем этим дорожили когда все это любили, когда все это берегли, как сокровище. Образование Европейцы восхищались нашими песнями; но можно ли их восторг сравнить с нашим восторгом? Они в нашей народной поэзии слышали только отголоски, вылетавшие из восторженной души; но они не могли постигать наших дум, создаваемых вдохновением и восторгом в полном наслаждении семейной жизни. Много погибло на нашей родине отечественных преданий, драгоценных для Истории, незабвенных для потомства. Краса Русских Князей, враг неправды и злодеев, витязь отважный, чудо вековое - Мстислав Удалый величаво красуется в нашей Истории и славится памятью в думах народных. Историки об этих думах не знают. Мы переводим вздорные повести, а не хотим вспомнить о думе Иван-Озеро, о думе неподражаемой. Какая-то непостижимая сила сберегла для нас песнь о Полку Игоревом и Сказание о Куликовской битве - эти памятники угаснувшей словесности. Если бы все народные думы были изданы, то верно все слова непонятная в песни о Полку Игоревом сроднились бы с нашими понятиями, и тогда, может быть, постыдились говорить, что наших Боянов не бывало, что эта песнь есть современное наше произведение. Русские любили места, где они родились, где жили предки, где стояли грудью за родину. Там, в звучных словах славилась Родина, славилась хижина, славилась река, близ которой ликовал свою победу дед и прадед. Реки: Волхов, Москва, Волга, Ока, Дон, Дунай, Днепр - не забыты Русскими. Игривое воображение, олицетворив богатырскою отвагою победные берега рек, произвело прелестные народные создания. Так песня о Доне имеет свою подражаемую оригинальность, свою вековую самобытность, свою первобытную поэзию, свою историю. Волхвов, безмолвный свидетель великих событий, воскрешает забытые народы. Ока грустно припоминает о набегах Татар, стесняет грудь песнопевца и тяжелым звуком навевает бывшее страдание отчизны. Волга, утолявшая жажду бесчисленных племен памятна песнями и разбоями. В песнях Днепровских славится двор Великого Владимира, его могучие богатыри, его отважные походы. Дунай говорит нам о других забытых Русских походах. Это все оглашается и доселе в разных селениях, но об этом немногое напечатано.
Иван Сахаров. Слово к Русским Людям
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_319.htm
Се б то iмiеiмо Овсенке дены
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1149.htm
I се бящеть ова щасе оседень огнщано I се iе блг бя i Бзе iемоу даяце овнi мнга i скотiа о пасiстве о ступiех I се бящеть овеiе пре трвех мнгеiех i Бозiе даяце моу сктiу преплоднествы i умнозая iе I такове iде пред ощес Iех стран меж i реще моу Iзыдешуте сыны тва о земе тоя до крае чюдня iже iесте о захждене Суне I та Суне спiе о одре зкатiе I се Комннещ скакащеть до Iе i рещеть Сунiе Гренде Суне до лузы сва сыня То iмаше скощете до повозу твоего i срящеце од востоце I тако рещено бя скакащеть сые до iне крае I Вещер скакщеть блiзень Iе iнь Комоньщець рещешете iже Суне заiде за горе сва i возiце све златне онещеть i то ворозе хотящете утатете I тiе блiзеньце Комонщаце оскаще до iнь крае I тако Заря iде а венде згы сва i одiегы ДажБове трясе i згы тещяшуть до крае небесне I се реще I тако сыне два iдьща до захождене суне i вiдяе тамо многа чюды i траве злащне I текста до Оце ръщешете iмоу яко красiен крае тоiе I се многа племены i родi iзрщеша воле те стенженте до трпы тоя i грендеша всiе поа оседеню I ту реце ОреоОце о сыны сва быте на щеле о все родi I не хотящете оны I одiелещесе на се i овье Се бо кнеже iдне веде люды сва о поленде i Оpe венде о крае морсте I ту бя сушня влка i пiсяце многа I грендеща до горы i тамо седшесе на полевiек i опреже оутворяще комоньствы влка iдяшете о земе цюже I тамо вое стащесе на тропы iе i досiльца iе пратесе i бя рострщены I такове iдьша далье i выдяе земе тiеплы i небрегоща iех яко многiе цюже племенi тамо сiдяе i гренде далiе Се бо Бзе вендеша iе яко люде сва I тякоста она до горы влке I тамосе пероуще о вразiе iдьша дале А те крате iмяхомь сен споменоуте на то i тягенте за сва якожде i Оце нашiе ощыстесе молбоу омовiе i мытесе молбы творяце о щiстiе душiе све i тiелесо яко Сврг оуставе тоя мовенестве i Купалещ о та оуказещеть I не сьмiемохомь о то занещете i сен мыiемо тiелесо i умыемо духе сва о щiсте водiе жывiе I то грендiехомь трудете сен о всак ден молбы твряе i Суре пiящете якожде допрiжь яхомь I ту пентократы опыiемо дены i хвалехомь Богы нашя о радосще тоiе яко сен осуре Млеко нашiе на прпыте нашiе i крмь iде о Кравiе до ны i тiемо жiвiемо I траве злащнiе оуварiехомь ове до млекы i тако яждiехомь кажедь щасте свое i тещахомь То реку те сыне мое яко времено нiе остращено нiже iе вiещне преды ны I тамо зрящехомь ПраЩуре свое i Матере iжe ряхоуте до Сварзе I тамо стаде свiа попасуте iмоуте i вiены сва вiеноуте i жывот iмящуте якожде нашь Тамо нiесте Iегунште нi Еланьште нiжiе Праве кнежiте iма I та Правiе iстiа яко Навiе совлещенiа нiже Яве дана i пребенде о вiек вiекы о СвентуВiдю I се ЗареБог iдiе крае тiе i рiещешеть о ПраЩурiе нашя яко жiвiехомь о земiе i яко страждiехомь iжде се боте iзжде iмяхомь зол многiа I тамо злы нi iмящуть i травiе зеленея стрещоуте iма I стрещешуть шлесте све о Волiе Божьсте i щастiе люде тiех I тако iмяхомь зряте стенпы раяiстiе о Сврзе яко сыня iе I та сыне iдешеть о Бга Свраогоу I Влес iде правенте стаде iех i тещяшуть на злаце i воде жiвiе I нiкоiе iе одерень о краiе тоем i рабе iне не iсте тамо I жертьвы iня якожде хлiебы не iмяе I се выногрозе i мед i зрно дае до молебь тiех I тако i рiещехомь Славу Бземь яковiе соуте Оце наше i iсьме сыны iех I достоехомь бендете о щiстоте тiелiеснеа i душiе нашiе яква нiколе не умiраiеть i не заоумiраiеть за щасе смрте тiелес нашiех I падещему о полiе пре Пероунiця дае водоу жiвоу опыте I опыщеть iу iде до Сврзе на Комонiе Бiлiе I тамо Перунько iе встрiещеть i венде до благе све щертозыцю I тамо пребендеть о щас оне i достащеть тiелесо ново i тако жiвiете iмае о радощете се прiснiе i до вiекы вiек про ны молбе твряце

  


СТАТИСТИКА