Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Крошечка-Хаврошечка
от 08.11.07
  
Мысли


Идут небесные Бараны, Шагают Кони и Быки, Пылают звездные Колчаны, Блестят астральные Клинки. Там тот же бой и стужа та же, Там тот же общий интерес. Земля - лишь клок небес и даже, Быть может, лучший клок небес Н. Заболоцкий

Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой маленькой; взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работою каждый день занудили, заморили; она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Триглазка; но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно - ткнуть да толкнуть есть кому: а приветить да приохотить нет никого!
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:
Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать. - А коровушка ей в ответ: Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано. - Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка - все готово: и наткано, и побелено, и покатано. Отнесет к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей еще больше работы задаст. Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет принесет.
Дивится старуха, зовет Одноглазку: Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает? - Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает: Спи, глазок, спи, глазок! - Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила. Ничего мачеха не дозналась, послала Двуглазку. Эта тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, матернино приказанье забыла и глазки смежила; а Хаврошечка баюкает: Спи, глазок, спи, другой! - Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала; а Двуглазка все еще спала.
Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте еще больше работы дала. И Триглазка, как ее старшие сестры, попрыгала-попрыгала и на травушку пала. Хаврошечка поет: Спи, глазок, спи, другой! - а об третьем забыла. Два глаза заснули, а третий глядит и все видит, все - как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Все, что видела, Триглазка матери рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу: Режь рябую корову! - Старик так-сяк: Что ты, жена, в уме ли? Корова молодая, хорошая! - Режь, да и только! Наточил ножик...
Побежала Хаврошечка к коровушке: Коровушка-матушка! Тебя хотят резать. - А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай. - Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала; голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая - боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо - останавливается, кто проходит близко - тот заглядывается.
Случилось раз - девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин - богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, затрогал девушек: Девицы-красавицы! - говорит он. - Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет. - И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке. А яблочки-то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко-высоко, далеко над головами стали. Сестры хотели их сбить - листья глаза засыпают, хотели сорвать - сучья косы расплетают; как ни бились, ни метались - ручки изодрали, а достать не могли. Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать.
100. Крошечка-Хаврошечка
http://feb-web.ru/feb/skazki/texts/af0/af1/af1-120-.htm
Фрагмент декора полотенца 19в. Вологодская губ.В не менее чистом виде древний ведический сакральный комплекс сохранился в широко распространенной русской народной сказке Крошечка-Хаврошечка.
Вспомним, что там мать (или праматерь) как бы перевоплощается в корову, охраняющую свою дочь (Крошечку-Хаврошечку) и помогавшую ей прясть и ткать; корова потом трансформируется в дерево (яблоню) с волшебными плодами. Этот ряд хорошо известен еще в ведической традиции: Адити (несвязность, изначальность, мать богов) - одновременно и рожающая женщина, и космическая корова, и - дерево с прекрасными листьями -. В сказке о Крошечке-Хаврошечке мы вновь встречаемся со знакомым по Сказке о Царе Салтане и русским народным заговорам комплексом - матерью с тремя ее дочерями. В данном случае это - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. Всвязи с образом Одноглазки стоит обратить внимание на то, что было отмечено еще Бируни в XI в. Он писал, что по представлению индийцев Венера была одноглазой (Бируни Абурейхан. Индия. Ташкент: Изд. АН УзССР, 1963, с. 346). Индийская Венера - богиня счастья, богатства, красоты, плодородия, супруга верховного бога-творца Вишну и мать бога любви Камы-Лакшми, согласно мифам, появилась из океана, когда боги и асуры взбивали его, чтобы получить напиток бессмертия - амриту. По другим преданиям она появилась из первозданных вод в самом начале творения (Мифы народов мира. т. II, с.35-36). Среди ее имен: Падма (лотосная), Индира (прекрасная), Лола (непостоянная) - кстати, широко распространенные гидронимы Русского Севера. В древнейшей мифологии богини судьбы  мойры или парки - дочери богини неизбежности, необходимости Ананке - три пряхи, которые прядут и поют: Лахезис - о прошлом, Клото - о настоящем, Антропос - о будущем. Мы уже отмечали это, и можно было бы не возвращаться вновь к этому вопросу, но дело в том, что (согласно Платону) Афродита (т.е. Венера) почиталась древнейшей из мойр (М.М. Кобылина. Об изображении Мойр в Северном Причерноморье...СА. 1971. 3. с. 252). Будучи богиней любви, красоты, изобилия, плодородия, браков и родов, она - являлась одной из первичных хтонических сил - и обладала - космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви (Мифы народов мира. т. I, с.132). Как и Лакшми, Афродита родилась из морской пены и одно из ее прозвищ Анадиомена, т.е. - появившаяся на поверхности моря -.
Орнамент свадебных полотенец 19в. Вологодская губ.В русской народной сказке Одноглазка - старшая из 3-х сестер и, судя по сохранившийся до наших дней сакральной свадебной севернорусской орнаментике (браные праставки к свадебным полотенцам и рубахам XIX - начала XX века), связана с брачными отношениями, воспроизводством потомства, т.е. выполняет функции Венеры. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что на праставках, как правило, изображаются стилизованные чередующиеся мужские и женские фигуры, между которыми помещены маленькие фигурки детей. Мужчины изображены с характерными признаками пола и двумя глазами, а женщины - одноглазы. Интересно, что в вышивке, ткачестве и народной игрушке горных таджиков женские персонажи тоже одноглазы, а мужские - с двумя глазами.
Общеизвестно, что в русской народной традиции все, что связано с - тем светом -, т.е. прошедшим, как правило, хромо, криво, косо. Имеет смысл вспомнить, что старшая из Мойр древнегреческой мифологии (Лахезис или Афродита, которая, кстати, была женой хромого бога-кузнеца Гефеста) пела о прошедшем, средняя - о настоящем (и, вероятно, была, как обычные люди, Двуглаза), а младшая - о будущем. Треглазка русской народной сказки обладала именно такой способностью видеть то, что недоступно всем остальным. И здесь мы вновь находим прямые аналогии в ведической мифологии, в которой зафиксировано представление о третьем глазе как символе прозорливости, провидения будущего.
С.В. Жарникова. Золотая нить. Глава вторая. Путеводная нить. Сказки, былины, заговоры. с. 70-72 - Вологда. 2003г.
Второй праздник августовского цикла - Яблочный Спас (19 августа) также целиком и полностью связан с идеей сохранения и спасения.
В древности у индоевропейских народов яблоневый сад был символом вечной жизни - рая.
Так, древнегреческая мифология сохранила память о чудесной яблоне с золотыми яблоками вечной юности, которая по велению матери-Земли (Геи) - выросла в далекой древней Гиперборее. У подножия этой яблони бил из недр ключ живой воды - воды бессмертия. Таким образом, древнегреческая мифология сохранила память об общеиндоевропейской прародине и тех мифологических представлениях, которые складывались на этой прародине в глубине тысячелетий.
Мы уже отмечали, что в русской традиции яблоня и яблоки занимают огромное место. В народных сказках яблоки - символ жизненной силы. И в этом нет ничего удивительного. Ведь даже сегодня половина яблоневых садов мира находится в России. Ну, а в глубокой древности дикие яблони росли далеко на Севере. Заметим, что именно плоды диких яблонь наиболее богаты так необходимым человеку витамином С.
Во время празднования Яблочного Спаса все начинали есть яблоки. До 19 августа женщины, у которых умирали дети, старались яблок не есть, так как считали, что тогда их детям - на том свете достанется яблочко -. С яблоками были связаны представления о нравственном облике человека. Так, новорожденному клали в рот печеное яблоко, чтобы он не вырос пьяницей. Представление о яблоне как неком - древе жизни - настолько архаично, что оно сохранилось даже в мифологии калашей - жителей гор Гиндукуша (Афганистан) - потомков первых индоевропейских иммигрантов на субконтиненте.
Возвращаюсь вновь к русской народной сказке Крошечка-Хаврошечка заметим, что здесь очень четко обозначена мысль - злой, коварный, бесчестный (т.е. греховный) человек не может сорвать, а значит, вкусить плод с дерева жизни и познания, каковым в сказке является яблоня. Исходя из этого, можно понять и расположение обрядов в Трех Спасах.
Первый Медовый Спас - дети готовятся стать учениками. Они проходят священное омовение в насыщенных мудростью, знанием, жизненным опытом предыдущих поколений Медовых водах и, пуская свои старые рубашки по воде, прощаются со своим беззаботным детством.
Во время Яблочного Спаса дети получают с яблоками запас жизненных сил, необходимых для приобщения к познанию
С.В. Жарникова. Золотая нить. Глава третья. Нить времени. Обряды и праздники. с. 107-108 - Вологда. 2003г.
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_566.htm
Венера. Планета видна по утрам над восточным горизонтом около четырех часов при блеске -4,3m (в созвездии Девы). Угловое расстояние Венеры от Солнца придерживается значения 46 градусов в течение всей недели, хотя она уже имеет прямое движение и постепенно сближается с дневным светилом. Планету видно днем даже невооруженным глазом. В телескоп Венера наблюдается в виде полудиска с фазой 0,57, а видимый диаметр ее на середину недели составляет 21 угловые секунды. К концу недели расстояние от Земли до планеты составит 0,8 а.е.
Из планет дольше всех на ночном небе находится Марс (с позднего вечера и до утра). Венера и Сатурн соседствуют более чем в 20 градусах друг от друга на утреннем небе. Правее их находится Регул, а левее - Меркурий (утренняя элонгация), поэтому светлеющий восток украшают сразу четыре ярких светила. 7 ноября на утреннем небе будет наблюдаться интересная конфигурация Луны и трех планет (Меркурия, Венеры и Сатурна). После захода Солнца на юго-западе около часа сияет Юпитер. 8 ноября через час после захода Солнца (в Москве) по диску планеты пройдут сразу два спутника (Ио и Европа). Уран и Нептун можно наблюдать с вечера в южной части неба. Для их поисков понадобится бинокль. Ясного неба и успешных наблюдений!
Астрономическая неделя с 5 по 11 ноября 2007 года
http://www.astronet.ru/db/msg/1224326
Дева - древнейшее созвездие, известное тысячелетия. Название звезды е Девы Виндемиатрикс по-арабски означает виноделательница, виноградница, ее утренний восход бывает в пору сбора урожая и начала поры виноделия. А ярчайшая звезда созвездия Спика - это колос, который держит в руках Дева.
На старинных изображениях созвездия Деву рисовали со снопом в руках. Дева - символ хорошего урожая и плодородия. А древние египтяне верили, что звезды Млечного Пути - зерна пшеницы, разбросанные на небе.
В созвездии Девы находится точка осеннего равноденствия. Эта точка продолжает обозначаться знакомточка осеннего равноденствиясозвездия Весов, как и две тысячи лет тому назад.
http://www.college.ru/astronomy/course/content/chapter1/section2/paragraph1/subparagraph16.html
Картина Несущяя свет Художник Николай НикитенкоБолее наглядные олицетворения времен года встречаем у белорусов. Весну они называют Ляля, лето - Цеця, осень - Жыцень, зиму - Зюзя. Ляля представляется юною, красивою и стройную девою; существует поговорка: пригожая, як Ляля! В честь ее празднуют накануне Юрьева дня, и праздник этот известен под именем Ляльника
Леля, дочь Лады
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_905.htm
Несущяя свет Художник Николай Никитенко

  


СТАТИСТИКА