Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Светлана Жарникова. Семантика народного костюма (Безлунный понедельник)
от 12.11.07
  
Доклады


еще труднее понять, как в курной избе русского крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, как в этих условиях - теперь они кажутся нам почти невероятными - создавалось и жило чудо чудное, диво дивное - русский народный костюм. Из тесной, низкой избы, где люди ютились вместе с теленком, ягнятами, и курами, выходила женщина в белом шушпане с яркой тканой каймой, в искусно сплетенных лаптях, голову ее покрывал красный с узором платок М.Н. Мерцалова. Поэзия народного костюма

Золотная вышивка северодвинского кокошника. Начало 19в. Вологодская губ.
Завершить наш анализ символики северорусского женского народного костюма, дожившего в лучших своих образцах до рубежа XIX-XX века, хотелось бы словами М.Н. Мерцаловой: Колдовская сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не сможешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем более находишь в нем ценностей и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим
С.В. Жарникова. Золотая нить. Глава четвертая. Золотая нить вечности. Семантика народного костюма. с.140-154 - Вологда. 2003г.
Здесь имеет смысл обратиться к строкам свадебного гимна Атхарваведы, в котором, как и в севернорусской народной традиции, невесту называют солнцем, а жениха месяцем. Они гласят:
1. Мы на свадебной колеснице
привезли тебе Сурью-деву (т.е. Солнце - С.Ж.)
АгнИ боже отдай же мужу
жену в жены и с ней потомство.
2. Агни бог возвратил супругу
да с красою да с долголетьем
долголетен супруг да будет
до ста осеней да с супругой.
...
6. Ты благая мыслью нас дари невеста
Даром достохвальным благородства родов.
Красоты супруги броды в чистых водах
дайте нам сметая мыслей злых препоны.
7. Эти травы и эти реки
эти нивы и эти рощи
да хранят от нечисти для мужа
молодую ради будущих родов.
...
70. Молоком земляным я тебя препоясал
Молоком травяным я тебя препоясал
на потомство препоясал на богатство
препоясана да стяжаешь награду.
...
73. Эти праотцы навстречу невесте
вышед глянуть на эту свадьбу
да подарят они супругам
сыновей ради их спасенья.
74. Этой встречной препоясанной первой
тут отдавши потомство и богатство
дауйдутонинехоженнойдорогой
Плодородная Вирадж победила
Да услышат меня Земля и Небо
(Вирадж - в Ригведе и Атхарваведе - женское олицетворение изначального космического принципа)
С.В. Жарникова. Золотая нить. Глава третья. Нить времени. Обряды и праздники. с.120-121 - Вологда. 2003г.

  


СТАТИСТИКА