Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Атхарваведа
от 13.11.07
  
Мысли


I по те одобiе бысте седьмоiдесенте коненнзе нашiе яко МезiСлаво БоруСлавь i КомонеБранещ i ГорыСлавь I тако iзбрященi iны о Веще i одлоущенi о Веще колiбва люды не хотящете iех Се бо тоiе конезе влiце трудiщесе I се Кышек бя велiк а моудр I тоi умре а по не бяще iнi кажедiе творяе благiе о Русы Паменте нашiе то удржещеть якожде iмяхомь iе Славете всак Трiзень Трi Вiеде i потщiтесе о паменть iех на сыны нашiе i нiкii не сме на то запомнящетесе яко проклент бенде о Бозiех нашiех а чловiецiех i люды iмено го охiбнуть од вiекы

Книга первой части заключает в себя краткие гимны. Количество гимнов в пределах каждой книги не является значимым, в соответствии с порядком книг оно таково: 35, 36, 31, 40, 31, 142, 123. Среднее число стихов в гимне с книги I по V возрастает: в книге I - это четыре стиха в гимне, во II - пять, в III - шесть, в IV - семь, в V - восемь. Обращает на себя внимание и тот факт, что эти книги содержат приблизительно одинаковое число гимнов. Далее принципы организации текста меняются. Среднее число стихов в гимне начинает убывать: книга VI - это три стиха в гимне, VII - один стих, а число гимнов в этих книгах резко возрастает по сравнению с предыдущими. Важно иметь в виду, что реально речь идет о среднем числе, о норме, которая предписывается той или иной книге в традиционном индексе-комментарии. На самом деле число стихов в отдельных гимнах может иногда отличаться от нормы данной книги. При этом она никогда не бывает меньше нормы, а только больше
Атхарваведа (Шаунака). Т.1: кн. I-VII. Перевод с ведийского языка, вступительная статья, комментарий и приложения Т.Я. Елизаренковой. Посвящается памяти мужа Владимира Николаевича Топорова. - Восточная литература. РАН. Москва. 2005
http://www.twirpx.com/file/1797741/ 7.4Мб Т.1 573с.
http://www.vostlit.ru/KartSerial/kart077.htm
http://shaunaka.ru
Вот первая книга
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_609.htm
Вот вторая книга
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_610.htm
Вот третья книга
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_611.htm
Вот четвертая книга
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_612.htm
Вот пятая книга
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_613.htm
Вот шестая книга
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_616.htm
Вот седьмая книга
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_617.htm
Атхарваведа (Шаунака). Т.2: кн. VIII-ХII. Перевод с ведийского языка, комментарий и приложения Т.Я. Елизаренковой. - Восточная литература. РАН. Москва. 2007
http://drazagor.kutha.ru/lib/atharvaveda_8-12.pdf 7.3 Мб
ХII.1. К Земле
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_285.htm
Атхарваведа (Шаунака). Т.3: кн. XIII-XIX. Перевод с ведийского языка, комментарий и приложения Т.Я. Елизаренковой. - Восточная литература. РАН. Москва. 2010
http://www.vostlit.ru/KartNotSerial/kart309.htm
XVII.1 К Солнцу, Индре и Вишну
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_417.htm
http://xn--1-7sbaipkia5auwiv.xn--p1ai/Induizm/Vedi/Atharvaveda/Kniga_17.html
Атхарваведа - древнейшее собрание индийских заговоров, датируемое приблизительно началом I тысячелетия до н.э. Принадлежа к самому раннему, ведийскому периоду древнеиндийской литературы, этот памятник занимает особое место среди прочих вед (veda - священное знание), отличаясь от них и по своему содержанию, и по тому ритуалу, который с ним связан. Атхарваведа (далее - АВ) уникальна в том отношении, что отражает те стороны жизни древнейших индийцев, память о которых исчезла бы навсегда, не будь она зафиксирована в этой веде. Другие веды обращены к богам, подвиги которых они восхваляют. Они представляют высокую, иератическую поэзию и могут лишь косвенно отразить интересы и потребности людей того времени. АВ гораздо более непосредственно выражает нужды и желания ведийцев. В её заговорах и заклинаниях человек предстаёт в интимных аспектах своего существования. Именно из АВ мы узнаём о нём такие бытовые подробности, которые по своей малости не могли бы найти места в иератических гимнах. В АВ речь идёт обычно не о богах и мифах, а о человеке, его общественной и личной жизни, его болезнях и страхах и т.п. Это своего рода энциклопедия быта ведийских племён, из которой можно почерпнуть сведения и о помазании царя на царство, и о свадьбе или похоронах, и о постройке хижины, и о лечении больных.
Атхарваведа. Избранное. Перевод, комментарий и вступит, статья Т.Я. Елизаренковой. Восточная литература. РАН. Москва. 1976-1989-1995  
http://www.knigoprovod.ru/?topic_id=23;book_id=2357
Атхарваведа - Веда заклинаний - является последней из четырех самхит. Основное ее содержание - связанные с исцелением (врачеванием) заклинания, ворожба, колдовство, магические стихи и т.п., а также правила лечения травами многочисленных болезней (начало древнеиндийской медицины).
Мы приводим гимн из Атхарваведы, в котором получила свое дальнейшее развитие упоминаемая в Ригведе идея (миф) о вселенском человеке - пуруше. Если авторы гимна Ригведы X, 90 ограничивались вопросом о происхождении всего сущего от пуруши, то авторов гимна Атхарваведы уже интересует: кто создал самого пурушу, откуда у него все те качества и свойства, которыми он обладает? Авторы гимна ищут опору (скамбху), т.е. сущность всех единичных предметов и явлений.
Х. 2. Пуруша
1 Кто создал пятки пуруши? Кто - мясо? Кто - лодыжки? Кто - красивые пальцы? Кто - отверстия? Кто - части тела, (что) посредине? Кто - опору?
4 Сколько богов? Кто из них сотворил грудь и спину пуруши? Кто (соединил) грудь и тело? Кто (создал) локти? Кто - плечи? Кто - ребра?
5 Кто приставил к телу его руки, дабы (пуруша) мог совершать действия? Кто этот бог, приставивший плечи к туловищу?
8 Кто этот первый из многих, вознесшийся на небо, (создавший) мозг, лоб, затылок, череп над челюстями пуруши? Кто этот бог?
9 Приятное и неприятное, сон, страх, утомление, радость и блаженство - откуда это у сильного пуруши?
10 Страдания, нужда, гибель, незнание - откуда они у пуруши? Успех, благо, удача, богатство, знание - откуда?
12 Кто дал ему облик? Кто - рост, имя, движение? Кто (наделил) способностью различать? Кто дал ноги пуруше?
13 Кто вложил в него дыхание? Кто - апану, вьяну, саману? Кто этот бог, вложивший их в пурушу?
14 Кто этот бог, научивший пурушу жертвоприношениям? Кто (наделил) его правдой и неправдой? Откуда смерть? Откуда бессмертие?
15 Кто одел его? Кто предопределил его жизнь? Кто дал ему силу? Кто предопределил его скорость?
16 Чем разлил он воды? Чем сделал он день ясным? Чем зажег зарю? Чем создал вечер?
17 Кто вложил в него семя для продолжения рода? Кто сделал его проницательным? Кто дал ему речь и телодвижения?
18 Чем окутал он эту землю? Чем очертил он небо? Чем (подчинил он) горы (своей) мощи? Чем (определил он) поступки, этот пуруша?
19 Каков он, следуя Парджанье? Каков он, (следуя) мудрому Соме? Каков он, совершая жертвоприношения и (следуя) вере? Кто вложил в него мысль?
20 Каков он, становясь знатоком Вед? Каков он, этот пуруша, постигая высшее божество? Каков он, (постигая) Агни? Каков он, измеряя год?
21 Будучи брахманом, становится он знатоком Вед. Будучи брахманом, постигает он высшее божество. Будучи брахманом, (постигает) этот пуруша Агни. Будучи брахманом, измеряет он год.
Древнеиндийская философия. Начальный период. Пер. с санскрита. М., Мысль, 1972. с.35-39
http://www.upelsinka.com/Russian/text_atharva.htm
V. 24. К разным богам как к верховным владыкам
1 Савитар(-побудитель) - верховный владыка побуждений. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
2 Агни - верховный владыка лесных деревьев. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
3 Небо-и-Земля - двое верховных владык-дарителей. Да помогу они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
4 Варуна - верховный владыка вод. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
5 Митра-и-Варуна - двое верховных владык-дождя. Да помогу они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
6 Маруты - верховные владыки гор. Да помогу они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
7 Сома - верховный владыка растений. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
8 Ваю - верховный владыка воздушного пространства. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
9 Сурья - верховный владыка взглядов. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
10 Луна - верховный владыка созвездий. Да поможет она мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
11 Индра - верховный владыка неба. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
12 Отец Марутов - верховный владыка скота. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
13 Смерть - верховный владыка существ. Да поможет она мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
14 Яма - верховный владыка отцов. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
15 Отцы дальние - да помогут они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
16 Отцы ближние - да помогут они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
17 Отцы, деды - да помогут они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!
X.7. Гимн Скамбхе
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_315.htm
К Интре
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_615.htm
III. 29. На жертвоприношение белоногой овцы
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_618.htm
IX. 5. На жертвоприношение козла и пяти оданА
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_619.htm
X. 9. На жертвоприношение коровы и ста оданА
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_620.htm
Из книг 5-и-7
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_621.htm
Татьяна Яковлевна Елизаренкова
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_622.htm
XVIII. 4. Похоронный гимн
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_623.htm
К водам - на долгую жизнь
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_624.htm
На здоровье и долгую жизнь
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_625.htm
На долгую жизнь ЗлатоКуст
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_626.htm
VIII. 2. На долгую жизнь
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_627.htm
II. 13. На долгую жизнь мальчику
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_628.htm
II. 14. Против саданв
 http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_261.htm
IV. 10. На долгую жизнь - с жемчужной раковиной
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_629.htm
VIII, 8. Против вражеского войска
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_587.htm
К амулету-дарбхе - проклятие врагов
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_262.htm
VI. 78. На счастливый брак
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_630.htm
Владимир Николаевич Топоров. Индоевропейские языки
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_631.htm
XIV. 2. Свадебный гимн
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_632.htm
Татьяна Яковлевна Елизаренкова. Индоарийские языки
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_633.htm
Т.Я. Елизаренкова. Индоарийские языки древнего и среднего периодов. 2004
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_158.htm
Cветлана Жарникова. Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_108.htm
Светлана  Жарникова. Мы кто в этой старой Европе?
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_108.htm
III. 10. Ко дню экаштака
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_634.htm
Т.Я. Елизаренкова. Атхарваведа - структура и содержание
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_159.htm
I. 28. Против колдунов, злых духов, колдуний
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_635.htm
Око
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_177.htm
Т.Я. Елизаренкова. Ригведа - великое начало индийской литературы и культуры
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_160.htm
I. 19. Против врагов и их оружия
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_636.htm
На возвращение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_637.htm
На постройку хижины
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_638.htm
Т.Я. Елизаренкова. Об особенностях функционирования местоимений в Ригведе и Атхарваведе
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_161.htm
B.Н. Топоров. Числовой код в заговорах. По материалам сборника Л.Н. Майкова - Великорусские заклинания
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_162.htm
III. 30. На согласие и доброжелательность
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_639.htm

  


СТАТИСТИКА