Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

О Душе Природы
от 15.11.07
  
Самоорганизация


Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...Федор Тютчев

А наше Бзiе соуте выразе

X, 72. К Богам

Согласно индийской традиции, автором этого гимна является сам бог молитвы Брихаспати. Тема - боги (по анукрамани, devah). Размер - ануштубх. Темой данного гимна является, собственно, космогония. В РВ немного космогонических гимнов. Они принадлежат к наиболее позднему слою этого памятника - мандале X. Наиболее распространенная точка зрения на этот гимн состоит в том, что это - конгломерат противоречивых взглядов на космогонию без какой-либо попытки соотнесения их друг с другом (Ольденберг, Гельднер, Рену, Донигер ОФлаэрти). Тиме считает этот гимн отражением своего рода философского спора между участниками, придерживающимися разных взглядов. Новую оригинальную трактовку этого гимна дает Х. Фальк 1994г. В этом гимне Фальк видит единство и формы, и содержания. Формально гимн построен так, что в каждом последующем стихе подхватывается и разрабатывается слово или выражение из предыдущего, а самый последний стих перекликается с первым. Теогония, по Фальку, предстает здесь как единая система взглядов: бытие sat возникает из небытия asat. В конце процесса творения создается солнце, от которого происходят многие поколения богов и людей. Адити порождает нечто безжизненное - Мартанду, боги же приводят его в действие с тем, чтобы он жил и умирал
1b С воодушевлением vipanyaya
3d…от (существа) с ногами, простертыми кверху tad uttanapadas pari. Большинство исследователей считают, что это существо женского пола (корневое существительное не выражает категории рода) в позе роженицы или одной из асан йогини и отождествляет его с Адити. Ольденберг предполагает, что это иное, чем Адити, космогоническое существо. Фальк отождествляет его с Пурушей - космическим гигантом X, 90 или/и с космическим перевернутым деревом с корнями кверху (I, 24, 7) и видит в стихе 3 парадокс: от sat рождаются стороны света, от сторон света - sat
4c-d…От Адити…от Дакши…Ср. тот же тип отношений между Пурушей и Вирадж в X, 90, 5
6a...там в воде adah salile - Вода в РВ является изначальной космогонической стихией. Из всех синонимов, обозначающих воду в этом памятнике, salila - встречается только в космогонических контекстах
6c-d...как от танцующих. Исходила...пыль atra vo nrtyatam iva / tivro renur apayata - Обычно интерпретаторы видят здесь танцующих богов, что вызывает ассоциацию с шаманскими, или космогоническими, плясками. С. Джемисон возражает против этой интерпретации, считая, что боги не танцуют в воде, - танцующие упоминаются только в сравнении
7а…как Яти (yatayo yatha)…- Слово yati - не имеет точно установленной этимологии: его связывают с корнем yat - выстраивать в правильном порядке, и с корнем yam - удерживать, править. Отсюда проблематичность его значения во многих контекстах. Бесспорным является значение nom. pr. - название некоего мифического племени, связанного с Бхригу. Большинство западных интерпретаторов переводит yati в этом месте как волшебники, что вызывает возражения С. Джемисон, считающий на основании поздневедийских текстов, что это были никак не шаманы, вовлеченные в космогоническую пляску, а жрецы, убитые во время жертвоприношения Сомы и превратившиеся в растения, которые вызывают дождь, - таким образом, они сделали набухшими все миры
8d…Мартанда - martanda. По словарю Бётлинга, это значит: птица, птица на небе, солнце. Майрхофер дает значение: последний сын Адити. Фальк настаивает на том, что это плацента. В данном контексте (стихи 8-9) это имя обозначает солнце на небе, которое восходит и заходит, т.е. возрождается и умирает.
9b…к первому поколению - Sc. к поколению богов

1 Сейчас мы хотим провозгласить
С воодушевлением рождения богов
В виде произносимых гимнов -
Чтобы увидели (это) в будущем поколении.

2 Брахманаспати их
Выплавил, как кузнец.
В первом поколении богов
Из небытия бытие родилось.

3 В первом поколении богов
Из небытия бытие родилось.
Следом за ним стороны света родились.
Это (бытие родилось) от (существа) с ногами, простертыми кверху.

4 Земля родилась от (существа) с ногами, простертыми кверху.
От земли родились стороны света.
От Адити родился Дакша,
От Дакши же Адити.

5 Ведь (это) Адити родилась,
О Дакша, которая дочь твоя.
Вслед за ней родились боги,
Счастливые, бессмертию сродни.

6 Когда, о боги, там в воде
Вы стояли, крепко держась друг за друга,
То от вас, как от танцующих,
Исходила густая пыль.

7 Когда, о боги, как Яти,
Вы сделали набухшими (все) миры,
То спрятанное в море
Солнце вы извлекли наружу.

8 Восьмеро сыновей у Адити,
Которые рождены из (ее) тела.
С семерыми она присоединилась к богам,
Мартанду отбросила прочь.

9 С семерыми сыновьями Адити
Присоединилась к первому поколению.
К потомству, как и к смерти,
Она снова привела Мартанду.

РигВеда. Мандалы I-X. перевод Т.Я. Елизаренковой
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_863.htm

От чего зачался наш белой свет?
От чего зачалося солнце праведно?
От чего зачался светел месяц?
От чего зачалася заря утрення?
От чего зачалася и вечерняя? (?)
От чего зачалася темная ночь?
От чего зачалися часты звезды?
(Отчиво зачался буен ветир?)
(Отчиво зачался дробен дожжик?)

Нет таких форм психической деятельности, которые могут осуществляться без предварительного участия бессознательного

Труд Гартмана Эдуарда (1842-1906). Философия бессознательного...бессознательное формирует организм и поддерживает его жизнь; бессознательное служит цели самосохранения всякого человеческого существа (это своего рода инстинкт); благодаря половому влечению и материнской любви бессознательное служит средством не только сохранения человеческой природы, но и облагораживания ее в процессе истории развития человеческого рода; бессознательное руководит человеком в тех случаях, когда его сознание не в состоянии дать полезный совет; бессознательное способствует процессу познания и ведет людей к откровению; бессознательное является стимулом для художественного творчества и доставляет удовлетворение в созерцании прекрасного. - Сознательный разум действует отрицательно, критически, контролируя, поправляя, измеряя, сравнивая, комбинируя, упорядочивая и подчиняя, выводя общее из частного, приводя частный случай к общему правилу, но никогда он не действует производительно, творчески, никогда не изобретает. В этом отношении человек вполне зависит от бессознательного, и если он теряет бессознательное, то он теряет источник своей жизни, без которого он в сухом схематизме общего и частного будет однообразно влачить свое существование.
http://www.filosofi-online.ru/filosofskij-slovar/142-gartman-yeduard.html
Глава XIV. Различия в сознательной и безсознательной духовной деятельности; единство воли и представления в безсознательном
Безсознательное не заболевает, а сознание расстраивается с повреждением его материальных органов. Безсознательное не утомляется; для сознательной же духовной деятельности необходим отдых. Сознательное мышление совершается в чувственных формах, безсознательное не имеет ничего чувственного. Безсознательное не колеблется, и не сомневается, оно мыслит безвременно: для сознательного мышления необходимо время. Безсознательное не ошибается: мнимые ошибки инстинкта при более глубоком анализе не могуть быть отнесены к деятельности инстинкта. Ценность сознания зависит от памяти и опыта; Безсознательное в них нe нуждается. В безсознательном воля и представление связаны в неразрывное единство; представление отрывается от воли только в сознании, которое представляет возможность эманципации интеллекта от воли. Представление равнодушно к бытию; воля есть основание бытия.
Э. Гартман. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного: Бессознательное в явлениях телесной и духовной жизни. М.: Красанд, 2010. 322с. Первое русское издание вышло в Москве 1873-75 г. в два выпуска, второе, исправленное - в 1902г. Пер. с нем., предисловие и введение Алексея Александровича Козлова
http://www.twirpx.com/file/564801/ 17.2Мб
Мы знаем, (т.1. гл. ХIV) что Безсознательное не ошибается, не колеблется и моментально мыслит целую цепь положений и умозаключений, тогда как сознание совершает тоже путем длинного процесса, и притом Безсознательное мыслит безошибочно: ибо его абсолютному ясновидению всегда и мгновенно предлежат все данных для такого мышления. Безсознательное моментально видит все будущие цели, ближайшие и отдаленнейшие, а также все пути и возможности для сообразного с ними воздействия в мире. Поэтому всякое вмешательство Безсознательного в эту ткань целей в мире совершается в должный момент; а образы и способы этого вмешательства есть целесообразнейший изо всех возможных. Все это подтверждено нашими изследованиями во всех областях жизни. Мы видели, что Бессознательное употребляет каждую естественную причину как средство для своих целей, следовательно, действует не произвольно, а законообразно, именно, в силу раз и навсегда твердо поставленной конечной цели; при чем ежеминутно представляющияся обстоятельства, в которые оно вмешивается, определены с логическою необходимостью. В течении наших изследований мы не раз удивлялись мудрости Безсознательного в устройствв им различных механизмов для сохранения силы и в пользовании как ими, так и вообще представляющимися комбинациями внешних обстоятельств
Э. Гартман. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного: Метафизика бессознательного. М.: Красанд, 2010. 440с.
http://www.twirpx.com/file/568262/ 22.9Мб

Наше сознание опирается на бессознательное, оно все время вырастает из бессознательного и возвращается к нему. Однако узнать что-либо о бессознательном мы можем только посредством сознания. В каждом сознательном действии нашей жизни, особенно в каждом творческом акте нашего духа, нам помогает бессознательное, присутствующее в нас. Чистое сознание ни на что не способно. Сознание подобно гребню волны, вершине над широким и глубоким основанием (К. Ясперс,1949, с.343).

***
Iа ЧенслоБг уцте дне нашiя а рещеть Бъговi ченсла сва А быте дне Сврзенiу нiже боте ноще а оусноуте Тоi бо се есе Явскi а Сыi есте во дне Бжьстiем А в носще нiкii есь iножде Бг ДiдДубСноп наш
А ЧислоБог считает дни наши и речет Богу числа свои - да быть дню Сварженьскому или же быть ночи, и уснуть. Этот (день Сварженьский) ведь есть явский (т.е. живой), и сей есть во дне божеском. А в ночи нет никого, лишь бог Дед-Дуб-Сноп наш  

изучая процесс математической мысли, мы вправе рассчитывать на проникновение в самую сущность человеческого ума...
все комбинации создаются благодаря автоматизму подсознательного я, но только те из них, которые могут оказаться интересными, проникают в поле сознания...
Позвольте мне прибегнуть к грубому сравнению. Представим себе будущие элементы наших комбинаций чем-то вроде крючкообразных атомов Эпикура. Во время полного бездействия ума эти атомы неподвижны, как если бы они были повешены на стену; таким образом, этот полный покой ума может продолжаться неопределенно долго, и за все это время атомы не сблизятся ни разу и, следовательно, не осуществится ни одна комбинация. В противоположность этому, в течение периода кажущегося покоя и бессознательной работы некоторые из атомов отделяются от стены и приходят в движение. Они бороздят по всем направлениям то пространство, в котором они заключены, подобно рою мошек или, если вы предпочитаете более ученое сравнение, подобно молекулам газа в кинетической теории газов...
Анри Пуанкаре, изложение доклада Психологическому обществу в Париже
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_326.htm
...вспомним, что всякая умственная работа, в частности работа над открытием, влечет за собой сотрудничество бессознательного или поверхностного или (достаточно часто) более или менее глубокого; что в этом бессознательном после предварительной сознательной работы происходит та вспышка идей, которую Пуанкаре сравнил с более или менее беспорядочным выбросом атомов, и что конкретные представления обычно используются умом для фиксации комбинаций и их синтеза. Следствием этого является прежде всего то, что говоря строго, практически не существует чисто логических открытий. Вмешательство бессознательного необходимо по крайней мере для того, чтобы стать отправным пунктом логической работы (с.106)
...Однажды, когда меня внезапно разбудил посторонний шум, мгновенно и без малейшего усилия с моей стороны мне в голову пришло долго разыскиваемое решение проблемы - и путем, совершенно отличным от всех тех, которыми я пытался ее
решить ранее. Этот случай был весьма необычным и  произвел на меня незабываемое впечатление (с.13)
...А. Пуанкаре...Прибыв в Кутанс, мы сели в омнибус для какой-то прогулки; в момент, когда я встал на подножку, мне пришла в голову идея безо всяких, казалось бы, предшествовавших раздумий с моей стороны, - идея о том, что преобразования, которые я использовал, чтобы определить автоморфные функции, были тождественны преобразованиям неевклидовой геометрии. Из-за отсутствия времени я ничего не проверил и, едва сев в омнибус, продолжал начатый разговор, но я уже был вполне уверен в правильности сделанного открытия. По возвращении в Кан я на свежую голову и лишь для очистки совести проверил найденный результат (с.17)
...Однажды, когда я прогуливался на взморье, мне так же внезапно, быстро и с той же мгновенной уверенностью пришла идея, что арифметические преобразования тройничных неопределенных квадратичных форм тождественны преобразованиям неевклидовой геометрии -.
Эти два результата показали Пуанкаре, что существуют другие автоморфные группы и, следовательно, другие автоморфные функции, чем те, которые он открыл во время своей бессонницы. Эти последние были лишь частным случаем. Теперь уже дело состояло в том, чтобы изучить самые общие случаи. При этом он был остановлен очень серьезными трудностями, которые упорная сознательная работа позволила определить более адекватным образом, но не преодолеть. Затем, еще раз, решение пришло ему столь же неожиданным образом и без подготовки, как и в двух других случаях. Это произошло тогда, когда он отбывал воинскую повинность. И он прибавляет: То, что вас удивит прежде всего,- это видимость внезапного озарения, - явный результат длительной неосознанной работы; роль этой бессознательной работы в математическом творчестве мне кажется несомненной -.
...Однажды вечером, - говорит Пуанкаре, - вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились; я чувствовал, что они как бы сталкиваются, пока две из них, так сказать, не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию -. Это странное явление тем интереснее может быть для психолога, чем оно более исключительно. Пуанкаре говорит, что он довольно часто чувствует в себе сосуществование сознательного и подсознательного я: Кажется, что в этих случаях присутствуешь при своей собственной бессознательной работе, которая стала частично ощутимой для сверхвозбужденного сознания и которая не изменила из-за этого своей природы. При этом начинаешь смутно различать два механизма или,
если угодно, два метода работы этих двух я -. Но такая исключительная способность пассивно, будто бы со стороны, наблюдать за эволюцией своих собственных подсознательных идей кажется мне фактом чрезвычайным и присущим только Пуанкаре. Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него (с.18)
...Гаусс писал по поводу одной теоремы из области теории чисел, которую он пытался доказать в течение многих лет: Наконец, два дня назад я добился успеха, но не благодаря моим величайшим усилиям, а благодаря богу. Как при вспышке молнии, проблема внезапно оказалась решенной. Я не могу сказать сам, какова природа путеводной нити, которая соединила то, что я уже знал, с тем, что принесло мне успех -. Излишне говорить, что то, что произошло при моем резком пробуждении, было совершенно аналогичным и является типичным, так как решение, которое я получил: 1) не имело никакого отношения к моим предшествующим попыткам, следовательно, не было вызвано моей предшествующей сознательной работой; 2) пришло так быстро, что не потребовалось никакой затраты времени на размышление (с.19)
...Речь идет о знаменитом письме Моцарта: Когда я чувствую себя хорошо и нахожусь в хорошем расположении духа, или же путешествую в экипаже, или прогуливаюсь после хорошего завтрака, или ночью, когда я не могу заснуть, - мысли приходят ко мне толпой и с необыкновенной легкостью. Откуда и как приходят они? Я ничего об этом не знаю. Те, которые мне нравятся, я держу в памяти, напеваю; по крайней мере так мне говорят другие. После того, как я выбрал одну мелодию, к ней вскоре присоединяется, в соответствии с требованиями общей композиции, контрапункта и оркестровки, вторая, и все эти куски образуют сырое тесто. Моя душа тогда воспламеняется, во всяком случае если что-нибудь мне не мешает. Произведение растет, я слышу его все более и более отчетливо, и сочинение завершается в моей голове, каким бы оно ни было длинным. Затем я его охватываю единым взором, как хорошую картину или красивого мальчика, я слышу его в своем воображении не последовательно, с деталями всех партий, как это должно зазвучать позже, но все целиком в ансамбле. Если же при этом в процессе моей работы мои произведения принимают ту форму или манеру, которые характеризуют Моцарта и не похожи ни на чьи другие, то клянусь, это происходит по той же причине, что, например, мой большой и крючковатый нос является моим, носом Моцарта, а не какого-нибудь другого лица; я не ищу оригинальности и сильно бы затруднился определить свою манеру. Совершенно естественно, что люди, имеющие различную внешность, оказываются отличными друг от друга внутренне так же, как и внешне (с.20)
...интересен также доклад, сделанный в Философском обществе нашим крупным поэтом Полем Валери: В этом процессе есть два этапа: один из них тот, когда писателя пронизывает своего рода молния, так как наша интеллектуальная активная жизнь состоит по сути дела из фрагментов; она как бы формируется из очень кратких, но очень богатых элементов, которые не освещают всего вокруг, но, наоборот, указывают нашему рассудку, что имеются совершенно новые формы, которыми он, очевидно, сможет овладеть после определенной работы. Мне приходилось иногда наблюдать появление некоторого предчувствия, проблеска, не освещающего, но ослепительного. Он предупреждает, он говорит больше, чем если бы освещал, в итоге он сам - загадка, которая несет с собой уверенность, что она может быть решена. Можно сказать: я вижу, и завтра я буду видеть дальше. Имеет место факт особой восприимчивости; затем идут в темную фотокамеру и видят появившиеся образы. Я не гарантирую, что все это очень хорошо описано, так как это чрезвычайно трудно описать (с.21)
 Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Изд-во Советское радио,1970г. (Франция. 1959), 152с.
http://www.twirpx.com/file/158226/
Сейчас школьник старших классов может стандартным приемом вычислить интеграл от x^ndx при любом n. Более того, такое вычисление легко совершает компьютер. Возникает чувство, что вся математика может быть сведена к работе грандиозного компьютера. Но большинство математиков, несомненно, согласятся с тем, что их работа в принципе отличается от работы компьютера. Этот вопрос был предметом интересной дискуссии между Пуанкаре и Гильбертом в начале нашего века. Та же проблема ставилась тогда иначе: формализуема ли математика? Ответ Гильберта был: да - и на этом пути он надеялся получить доказательство непротиворечивости арифметики. Пуанкаре не соглашался с ним. Позже теорема неполноты Гёделя, по-видимому, решила вопрос в пользу Пуанкаре. Пуанкаре подчеркивает роль интуиции в математическом рассуждении. Он говорит, что математическое рассуждение имеет род творческой силы и тем отличается от цепи силлогизмов. Особенно он выделяет математическую индукцию, которая, по его словам, содержит бесконечное число силлогизмов, как бы сжатое в одной формуле. Когда он говорит, что математик в принципе отличается от шахматиста, что он не может быть заменен никаким механическим устройством, то кажется, что ему лишь не хватало нужного термина, чтобы сформулировать свою мысль короче: математик не может быть заменен компьютером. Особенно интересны взгляды Пуанкаре на роль эстетического чувства в математическом творчестве. Он говорит, что математическое открытие приносит чувство наслаждения, оно привлекательно как раз ввиду содержащегося в нем эстетического элемента. Если бы математика была лишь собранием силлогизмов, она была бы доступна всем - для этого была бы нужна лишь хорошая память. Но известно, что большинству людей математика дается с трудом. Пуанкаре видит причину в том, что силлогизмы складываются в математике в структуру, обладающую красотой. Чтобы понимать математику, надо увидеть эту красоту, а это требует эстетических способностей, которыми не все обладают.

Пуанкаре предлагает очень интересную схему математического творчества. Он связывает его с делением человеческой психики на сознательную и бессознательную части. Процесс начинается с сознательных усилий, направленных на решение некоторой проблемы. Эти усилия повышают активность бессознательной части психики. Там появляется множество новых комбинаций математических объектов - как бы возможных фрагментов решения. Они возникают в громадном количестве и с колоссальной скоростью (Квантовая условная энтропия может быть отрицательной, например, гиперболической). Сейчас мы могли бы сравнить эту фазу с работой грандиозного компьютера. Но подавляющая часть этих комбинаций бесполезна для решения проблем. Они не достигают сознания, только очень небольшая их часть расссматривается сознанием. Чтобы достигнуть сознания, они проходят отбор, основанный на эстетическом принципе. Некий эстетический барьер позволяет лишь очень небольшому их числу проникнуть в сознание. Они появляются там как готовая идея решения, причем это сопровождается очень сильным субъективным чувством уверенности в правильности идеи. Дальше остается лишь техническая работа по осуществлению найденного решения. Эта схема, очевидно, напоминает картину эволюции, основанную на мутациях и естественном отборе, и, вероятно, возникла под ее влиянием. Гораздо позже, видимо, не зная об идеях Пуанкаре, Конрад Лоренц высказал аналогичные мысли. Он рассматривает жизнь как процесс обучения, познавательный процесс. Он подчеркивает черты, общие обоим явлениям - мышлению и эволюции, - такие, как творческое озарение, творческий акт, когда после долгих поисков почти мгновенно возникает новая идея или новый вид. Но можно эту аналогию обратить и взглянуть на эволюцию как на результат деятельности некоего гигантского интеллекта или души Природы
И.Р. Шафаревич. Математическое мышление и Природа
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_421.htm
И.Р. Шафаревич. Духовные основы Российского кризиса XX века
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_446.htm


Межполушарная асимметрия (др.-греч. а - без и summetria - соразмерность) - одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
Было показано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству.
В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом - конкретного образного мышления.
Обработка вербальной информации: Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.
Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.
Последовательная обработка информации: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
Параллельная обработка информации: Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа...
Мы живем в обществе, в котором больше ценится логическое мышление, а люди с доминированием левого полушария добиваются большего успеха. Ребенок с доминирующим левым полушарием, который успешно выполняет арифметические действия, старательно учит уроки и отличается прилежностью, получает в школе отличные оценки. А ребенок с доминирующим правым полушарием, который предпочитает мечтать, глядя на облака, или сочинять разные истории вместо того, чтобы учить уроки, считается плохим учеником, потому что его стремления не поощряются нашим обществом. М. Зденек
Табл. Зенкова
Л.Р. Зенков. Бессознательное и сознание в аспекте межполушарного взаимодействия. - Бессознательное. Том 4. Тбилиси, 1981. с.224
http://www.twirpx.com/file/511578/ 22Мб
О правизне и левизне
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_149.htm
...В отличие от чисто эмпирической точки зрения, согласно которой законы природы практически с достоверностью могут быть извлечены из одних лишь данных опыта, многие физики в последнее время вновь стали подчеркивать ту роль, которую играют направленность внимания и интуиция в идеях и понятиях, как правило, далеко выходящих за рамки чистого опыта и необходимых для построения системы законов природы, т.е. естественнонаучной теории. При таком не чисто эмпирическом подходе, к которому присоединимся и мы, возникает вопрос: каким должен быть мост, устанавливающий вообще хоть какую-нибудь связь между чувственным восприятием, с одной стороны, и логическими понятиями - с другой. Все последовательные мыслители приходят к выводу, что чистая логика принципиально не в состоянии установить эту связь.
...Процесс познания природы - так же, как ощущение счастья, испытываемое человеком при познании, т.е. при усвоении его разумом нового знания, - основывается, по-видимому, на соответствии, совпадении предсуществующих, внутренних образов человеческого мышления и внешних вещей и их сущностей. Как известно, подобные взгляды на познание природы восходят к Платону и, как мы увидим, отчетливо выступают у Кеплера. Действительно, Кеплер говорит об идеях, предсуществующих в божьем духе и передаваемых при акте творения человеческой душе как подобию бога. Эти прообразы, которые душа может воспринимать с помощью врожденного инстинкта, Кеплер называет первообразами. Первообразы Кеплера во многом совпадают с введенными в современную психологию К.Г. Юнгом стихийными образами, или архетипами, выступающими в роли инстинктивных представлений. Современная психология, доказав, что познание представляет собой длительный процесс, начинающийся в области бессознательного задолго до рациональной формулировки предмета познания, привлекла внимание к досознательной, архаической ступени познания. На этой ступени вместо ясных и четких понятий на первый план выступают образы, насыщенные ярким эмоциональным содержанием, которые не мыслятся, а созерцаются наглядно и непосредственно. Поскольку эти образы являются выражением предчувствуемой, но еще непознанной сущности, их, в соответствии с введенным K.Г. Юнгом определением символа, можно назвать символическими. В этом мире символических образов архетипы действуют как упорядочивающие операторы и формирующие факторы, и одновременно исполняют роль того самого искомого моста между чувственным восприятием и идеями. Поэтому они и являются важными предпосылками возникновения естественнонаучных теорий. Однако следует еще позаботиться о том, чтобы перенести априорное знание в область сознательного и установить его связь с рационально формулируемыми идеями.
В. Паули. Влияние архетипических представлений на формирование естественнонаучных теорий у Кеплера - В сборнике статей Физические очерки, Наука, Москва 1975
http://www.astro-cabinet.ru/library/Kepler/Kepler_Pauli.htm

Искусство по своему существу и по причинам возникновения связано с двухэтажным строением человеческой психики, её разделением на сознательную и бессознательную сферу, и с необходимостью согласованной деятельности этих двух пластов человеческой психики
Андрей Николаевич Колмогоров. Четвёртое послание
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_568.htm
Нашей стране необходимо иметь много математиков-исследователей, способных делать открытия в самой математике и применять ее нестандартным образом, требующим большой изобретательности. Обычно серьезных успехов достигают те научные работники, которые начали тренироваться в такого рода деятельности еще в школьные годы. В возрасте 17-19 лет многие из них уже начинают делать настоящие открытия. Откладывая вовлечение молодых людей в напряженную научную работу, мы безвозвратно теряем многих из тех, кто мог бы сделаться творчески активным ученым. Обращаясь к самим школьникам, всерьез
собравшимся стать настоящими математиками, скажу следующее. Как и в спорте, тренировка юного математика требует затраты большого количества времени. Будет очень хорошо, если вы возьметесь самостоятельно просматривать предлагаемый сборник задач, выберете из их числа какую-нибудь задачу, которая покажется вам наиболее интересной по формулировке, и приметесь, не заглядывая в решения, размышлять над ней, не боясь потратить на нее многие, многие часы. Напомню по этому поводу высказывание одного из самых замечательных советских математиков - Бориса Николаевича Делоне, по мнению которого большое научное открытие отличается от хорошей олимпиадной задачи только тем, что для решения олимпиадной задачи требуется 5 часов, а получение крупного научного результата требует затраты 5000 часов. Борис Николаевич любил преувеличенные формулировки, не понимайте его 5000 часов слишком буквально. Но типичным для математика, который атакует трудную проблему, является способность напряженного размышления над ней целыми днями. Если задача упорно не выходит,
то разумно взяться за другую. Но хорошо также после некоторого перерыва вернуться к первоначальной. Зрелым математикам иногда бывает полезно на некоторое время отложить занятие какой-либо неподдающейся проблемой. Нередко после некоторого перерыва решение неожиданно выплывает из подсознания. Своим успехам на олимпиаде естественно радоваться и даже гордиться ими. Неудачи же на олимпиаде не должны чрезмерно огорчать и приводить к разочарованию в своих способностях к математике. Для успеха на олимпиаде необходимы некоторые специальные типы одаренности, которые вовсе не обязательны для успешной исследовательской работы. Уже само наличие назначенного очень ограниченного срока для решепия задач многих делает совершепно беспомощными. Но существуют и такие математические проблемы, которые могут быть решены лишь в результате очень длительного и спокойного размышления и формирования новых понятий. Много такого рода проблем было решено замечательным советским топологом П.С. Александровым. Не случайно Павел Сергеевич Александров неоднократно говорил, что если бы во времена его юности были математические олимпиады, то, возможно, он вообще не сделался бы математиком: его главные достижения в математике явились не плодом быстро работающей изобретательности, а итогом длительного и углубленного созерцания - Из предисловие к книге Г.А. Гальперина, А.К. Толпыго Московские математические олимпиады
Доказательства математических теорем следуют строгим законам логики. Подобно этому школьник, решив задачу, обязан отчетливо изложить решение и обосновать законность каждого шага решения. Но в случае сколько-нибудь сложной задачи сначала надо придумать решение и лишь потом его обосновать. Подобно этому интересные новые теоремы математики сначала придумывают по догадке, или, как говорят более учено, по интуиции. Математическая интуиция часто руководствуется представлениями о красоте. Решение хорошо поставленной, естественной задачи обычно оказывается красивым. Конечно, не каждая красиво выглядящая гипотеза оправдывается. Но искать подлинное решение проблемы часто бывает разумным среди предположений, выделяющихся своей красотой - Из предисловие к книге Г. Штейнгауза Математический калейдоскоп.
...Интересным может показаться и следующий вопрос: как формулируется логическая мысль у человека? Попробуем проследить этапы этого процесса на примере работы математика над какой-нибудь проблемой. Сначала, по-видимому, возникает желание исследовать тот или иной вопрос, затем какое-то приблизительное, неведомо откуда возникшее представление о том, что мы надеемся получить в результате наших поисков и какими путями нам, может быть, удастся этого достичь, и уже на следующем этапе мы пускаем в ход свой внутренний арифмометр формально-логического рассуждения. Таков, по-видимому путь формирования логической мысли, такова схема процесса творчества. Может, вероятно, представиться интересным не только исследовать первую, интуитивную стадию этого процесса, по и задаться целью создать машину, способную помочь человеку в процессе творчества на стадии оформления мысли (математику, например, на стадии оформления вычислений), поручить,
скажем, такой машине понимать и фиксировать в полном виде какие-то неясные, вспомогательные наброски чертежей и формул, которые всякий математик рисует на бумаге в процессе творческих поисков, или, например, воссоздавать по наброскам изображения фигур в многомерных пространствах и т.п. Иными словами, интересно подумать о создании машин, которые, не подменяя человека, уже сейчас помогали бы ему в сложных процессах творчества...Если мы обратимся к человеческой деятельности - сознательной, но не подчиненной законам формальной логики, т. е. интуитивной или полуинтуитивной ( например, к двигательным реакциям ), - то мы обнаружим, что большое совершенство и отточенность механизма непрерывного движения относятся к движениям непрерывно-геометрического характера. Если человек совершает тройной прыжок или прыжок с шестом или, например, выходит на дистанцию слалома, его движение должно быть заранее намечено как непрерывное (для математиков: путь слаломиста оказывается даже аналитической кривой). Можно полагать, однако, что это не есть радикальное возражение против дискретных механизмов. Скорее всего, интуиция непрерывной линии в мозге все-таки осуществляется на основе дискретного механизма...Вообще, анализ высшей нервной деятельности в кибернетике сосредоточен пока на двух крайних полюсах. С одной стороны, кибернетики активно занимаются изучением условных рефлексов, т.е. простейшего типа высшей нервной деятельности (Всем, вероятно, известно, что такое условный рефлекс. Если два каких-нибудь раздражителя многократно воспроизводятся одновременно друг с другом (например, одновременно с подачей пищи включается звонок), то через некоторое время уже один из этих раздражителей (звонок) вызывает ответную реакцию организма (слюноотделение) на другой раздражитель (подачу пищи). Это сцепление является временным и, если его не подкреплять, постепенно исчезает.) Значительная часть кибернетических проблем, которые известны сейчас под названием математической теории обучения, охватывает такие очень простые схемы, которые не исчерпывают и малой доли всей сложной высшей нервной деятельности человека, да и в анализе самой условно-рефлекторной деятельности представляют собой лишь начальную ступень. Другой полюс - это теория формально-логических решений. Эта сторона высшей нервной деятельности человека хорошо поддается изучению математическими методами, и с созданием вычислительной техники и вычислительной математики исследования такого рода быстро двинулись вперед. И здесь кибернетики во многом преуспели. А все огромное пространство между этими двумя полюсами - самыми примитивными и самыми сложными видами психической деятельности (даже простые формы синтетической деятельности, такие, как, скажем, механизм точно рассчитанного геометрического движения, о котором говорилось выше, пока плохо поддаются кибернетическому анализу) - изучается крайне мало, чтобы не сказать: вовсе не изучается! - Из доклада Автоматы и жизнь (весна 1961)
А.Н. Колмогоров. Математика - наука и профессия. Биб-ка Квант. Вып.64.1988
http://nashol.com/2012050965153/matematika-nauka-i-professiya-kolmogorov-a-n-1988.html 4.75Мб

О самоорганизации потока бессознательного в сознательное.
Вот, например, динамический процесс услышивания и сотворившиеся формы мысли на картине Михаила Врубеля - Жемчужина
Картина Н. Врубеля - Жемчужина. 1904 г.
На ней изображена раковина халиотиса (брюхоногий моллюск - морское ушко - подобие человеческому уху) с девами-жемчужинами

Из-за того, что мы все-таки более-менее понимаем друг друга - человеческая мысль. слабо зависит от начальных условий (конкретной особи, эпохи и т.п.). Мысль по древу - более коллективный и исторический процесс. Существуют архетипы (имеющие геометрические формы) мысли. Формы (как и извилины) бывают прямые, извилистые, плоские, более обьемные, с различной кривизной и с кручением - в пространстве-времени. Мысль - ассимптотична. Мысль - самоорганизация бессознательного. Нет ничего в мире сильнее свободной мысли. Вихорь же бысть силён зело


Душевная динамика.
Турбулентность безсознательного. Сознание - самоорганизация безсознательного. Гиперболические процессы возбуждения и торможения. Мысль - вихрь, же бысть в результате столкновения возбуждения и торможения (флуктационно-диссипативные соотношения). Вихорь же бысть силен зело

Я придумал - это кажется так просто - мысль явилась. Но как она явилась! О, если бы знали люди, какие бури и водовороты происходят там, в скрытом море подсознательного, если бы могли проследить весь ход зарождения мысли! В области сознаваемого слышится только глухой гул и видны странные отблески происзодящих внутри процессов. и сознание с удивлением и сладкой тревогой прислушивается к ним. Потом вдруг прорвется мысль. Подготовленная, вскормленная, созревшая. И когда она прорывается, то все озаряется; и она тысячью нитей связана с организмом, она - подлинное детище его. И потому она так дорога мне и кажется такой важной и истинной. (с.35)
Н.Я. Пэрна. Жизнь человека (Из дневниковых записей). Ред. и автор предисл. В.С. Соболев; сост., биогр. очерк и примеч. О.В. Иодко. СПб., 1993. 172с.
http://www.ranar.spb.ru/rus/books2/id/257/print/
Н.Я. Пэрна. Внутренний напор духа или сила турбулентности бессознательного
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_283.htm

Фрейд Зигмунд - Я и Оно...Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа
Фрейд сравнивал бессознательное с подводной частью айсберга, а сознание - с торчащей над поверхностью океана верхушкой. Но, возможно, пропорции различаются еще больше. Сегодня сознание представляется скорее комочком снега на верхушке айсберга. Область неосознаваемого куда более обширна, чем предполагалось раньше. - Власть бессознательного над нами огромна, - утверждает немецкий нейрофизиолог Герхард Рот. - Человек наивно полагает, что разум возносит его на вершину, с которой он обозревает хорошо известный и привычный ландшафт своих мыслей. Мы даже не подозреваем о том, что в основе всех наших желаний, действий и знаний лежит вечно бурлящая и изменяющаяся бездна бессознательного
Давно уже стало популярным придуманное Зигмундом Фрейдом метафорическое сравнение: Оно (бессознательное) - это конь, а Я (сознание) - всадник, который должен обуздать скакуна, во много раз более сильного, чем он сам. - Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда тот хочет. Наше Я осуществляет волю Оно так, как будто бы это его собственная воля, - писал основоположник психоанализа в одной из своих работ.

сегодня мы все полагаем, что для обоснования положения, претендующего на научность, помимо и превыше какой бы то ни было субъективной достоверности, необходим объективный опыт
Юнг Карл Густав. О природе психе (Zurich, 1954)
http://www.twirpx.com/file/54549/
Поскольку скорее всего нам еще очень далеко до заветной вершины абсолютной сознательности, то, вероятно, каждый из нас способен к расширению сознания, и соответственно можно допустить, что бессознательные процессы постоянно снабжают нас содержаниями, которые при условии их сознательного усвоения, способствуют расширению диапазона сознания. Рассматриваемое в этом отношении, бессознательное выглядит как поле опыта неограниченной протяженности. Если бы оно было просто реактивным по отношению к сознательному уму, его вполне можно было бы назвать психическим зеркальным миром. В таком случае, действительный источник всех содержаний и всякой активности находился бы в сознательной психике, а в бессознательном не было бы абсолютно ничего, кроме искаженных зеркальных отражений содержаний сознания. Творческий процесс был бы замкнут в сознательном уме, и все новое было бы не чем иным, как сознательным изобретением или умением. Эмпирические факты опровергают это. Любой творческий человек знает, что спонтанность составляет самое существо творческой мысли. Поскольку бессознательное — это не реактивное зеркальное отражение, а самостоятельная продуктивная активность, его сфера опыта образует автономный мир, о котором мы можем только сказать, что он воздействует на нас, как и мы на него, — то же самое. что мы можем сказать о нашем познании внешнего мира. И так же как материальные объекты выступают составляющими элементами этого мира, так психические факторы составляют объекты того, другого мира.
Идея объективности психического — отнюдь не новое открытие. Фактически, она относится к самым ранним и всеобщим приобретениям человечества: ведь это не что иное, как убежденность в реальном существовании мира духов. Мир духов, безусловно, не был изобретением в том смысле, в каком добывание огня трением было таковым;уверенность в существовании мира духов в гораздо большей степени является результатом опыта, сознательного принятия действительности, ни в чем не отличающегося от сознательного принятия материального мира.
К. Юнг. Отношения между Я (Эго) и бессознательным
http://jungland.net/node/1493#ch5
взгляды Юнга на психическую жизнь, искусство и историю можно весьма приблизительно свести к следующим утверждениям:
1. Бессознательное реально. Его активность, его энергетическая основа внутри нас и промеж нас проявляются непрерывно. Психическая реальность не может быть не опознана и не признана. Наш сознательный разум не является единственным управляющим всего индивидуального хозяйства, он даже не единственный (полномочный, но не всегда) хозяин и капитан наших мыслей. Мы всегда и во всем - индивидуально и коллективно - пребываем под влиянием - плохим или хорошим, вопрос другой, - той энергии, которая нами не осознается.
2. Именно потому, что бессознательное нами не осознается, мы ничего непосредственно о нем сказать и не можем. Но мы все же судим о нем по его плодам, по косвенным проявлениям в сознательной психике. Подобные проявления-манифестации могут возникать в сновидениях, произведениях искусства и литературы, в воображении, грезах, некоторых специфических формах поведения, а также в тех символах, которые управляют народами и обществами.
3. Результирующее (манифестное) проявление психического есть всегда сплав, смешение различных влияний, комбинация самых разнообразных факторов. Прежде всего налицо работа эго, нашего сознательного Я. Затем в качестве участников действия можно увидеть личностные (в основном несознаваемые) комплексы индивида или группы, к которой принадлежит тот или иной участник. И в-третьих, несложно проследить участие той или иной комбинации архетипического воздействия, имеющего свое инициирующее начало в коллективной психике, но реализующееся в том же самом индивиде (коллективное бессознательное). Из взаимодействия всех этих составляющих возникают поступки, идеи, произведения искусства, любые массовые движения и
коллективные действия. И здесь скрыто вечное очарование жизнью как отдельного человека, так и групп, обществ, наций и всего человечества. От наскальной живописи и инициирующих танцев первобытных дикарей до массовых опытов мировых войн или ГУЛАГа.
4. Бессознательное занято непрерывным воспроизводством символов, и это символы психические, имеющие отношение к психике. Эти символы, как и сама психика, основаны на эмпирической реальности, но не являются знаками, эту реальность представляющую Юнг подробно разбирает как само содержание символа, так и его отличие от знака во многих своих работах, здесь же я ограничусь простым примером. Скажем, во сне образ быка может лежать в основе сексуальности сновидца, но сам образ к этому не сводится. Юнговское отношение к символам неоднозначно потому, что он избегает жесткой закрепленности (это означает то) изображаемого образа. Бык - как символ психической энергии, представляющей силу, - может символизировать
агрессивную мужскую сексуальность, но это может одновременно выражать и фаллическое производительное творчество, и образ неба, и фигуру строгого отца и т.д. В любом случае свободный путь символического размышления открывает широкие возможности для смысла и выступает противником всякого буквализма, фундаментализма любого толка.
5. Юнг был глубоко убежден в том, что значение психических символов значительно шире личностных границ. Архетипический символ трансперсонален по своей сути. Он межличностен по смыслу. Здесь, возможно, скрыта внеконфессиональная религиозность Юнга. Юнг был убежден, что жизненная история существует на двух уровнях и поэтому и рассказываться должна, как в старых эпических поэмах, Библии или Одиссее: сказательно и иносказательно. В противном случае, история, как и сама жизнь, оказывается неполной и, стало быть, неподлинной. Это соответствует двууровневому членению психического на
сознание и бессознательное
В.В. Зеленский. Карл Густав Юнг и аналитическая психология
http://www.stud-psyholog.ru/psihologicheskie_tipy_jung.htm  

Об искусстве надо говорить и писать просто, понятно. Мудреные слова пугают ученика. Они возбуждают мозг, а не сердце. От этого в момент творчества человеческий интеллект давит артистическую эмоцию с ее подсознанием, которым отведена значительная роль в нашем направлении искусства. Но говорить и писать просто о сложном творческом процессе трудно. Слова слишком конкретны и грубы для передачи неуловимых, подсознательных ощущений. Эти условия вынудили меня искать для этой книги особой формы, помогающей читателю чувствовать то, о чем говорится в печатных словах. Я пытаюсь достигнуть этого с помощью образных примеров, описаний школьной работы учеников над упражнениями и этюдами. Если мой прием удастся, то печатные слова книги оживут от чувствований самих читателей. Тогда мне будет возможно объяснить им сущность творческой работы и основы психотехники
Мной задуман большой, многотомный труд о мастерстве актера (так называемая система Станиславского)
...Ее нельзя вызубрить, ее можно усвоить, впитать в себя, так чтобы она вошла в плоть и кровь артиста, стала его второй натурой слилась с ним органически однажды и навсегда, переродила его для сцены
...Каждую систему надо пропустить через себя, сделать ее своей собственной, удержать из нее ту главную суть, на которой она основана, а частности выработаются каждым по-своему.
Главная сущность моей книги - сверхсознательное через сознательное. Я пытаюсь с помощью сознательных приемов артистической работы научиться возбуждать в себе сверхсознательное творчество - само вдохновение. Я утверждаю на основании долгой практики, что это возможно, конечно, при том единственном условии, что вся инициатива творчества будет отдана природе - единственному творцу, могущему творить, создавать истинно прекрасное, непостижимое, недосягаемое, не доступное никакому сознанию, живое, то есть скрывающее в себе живой дух.
Моя система для тех, кто обладает такой творческой природой. Моя система для талантливых.
Скажут, что талант не нуждается ни в какой системе, он творит бессознательно. Это говорят многие, почти все. Но странно, этого не говорят только очень талантливые, не говорят и гении.
...Наше творчество прежде всего - внутреннее, душевное, подсознательное. Эта область доступна одной чудодейственной волшебнице - артистической природе. Сознание может лишь помогать ей. Лучше всего, когда творчество совершается само собой, по интуиции и вдохновению.
Но как быть, если этого не случается?
Тогда ничего не остается, как вызывать подсознательное творчество сознательными средствами внутренней и внешней техники.
Подсознательное - через сознательное. Вот девиз так называемой системы Станиславского. Он заставляет меня изучать сознательные пути артистической техники с постоянным прицелом на творческое подсознание.
...Одна из главных задач, преследуемых системой, заключается в естественном возбуждении творчества органической природы с ее подсознанием. Об этом говорится в последнем, XVI отделе книги (Эта глава называется Подсознание в сценическом самочувствии артиста). К этой ее части следует отнестись с исключительным вниманием, так как в ней - суть творчества и всей системы.
***
- Внутреннее сценическое самочувствие артисто-роли создано!
Пьеса изучена не одним сухим интеллектом (умом), но и хотением (волей), и эмоцией (чувством), и всеми элементами! Творческая армия приведена в еще больший боевой порядок!
Можно выступать!
- Куда вести ее?
- К главному центру, к столице, к сердцу пьесы, к основной цели, ради которой поэт создавал свое произведение, а артист творил одну из его ролей.
- Где же искать эту цель? - не понимал Вьюнцов.
- В произведении поэта и в душе артисто-роли.
- Как же это делается?
- Прежде чем ответить на вопрос, необходимо поговорить о некоторых важных моментах в творческом процессе. Слушайте меня.
Подобно тому как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение.
Эти отдельные мысли, чувства, жизненные мечты писателя красной нитью проходят через всю его жизнь и руководят им во время творчества. Их он ставит в основу пьесы и из этого зерна выращивает свое литературное произведение. Все эти мысли, чувства, жизненные мечты, вечные муки или радости писателя становятся основой пьесы: ради них он берется за перо. Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук и радостей является главной задачей спектакля
...
Созданное самочувствие требует важного добавления. В нем скрыт главный секрет системы, оправдывающий самую главную из основ нашего направления искусства: Подсознательное через сознательное. К изучению этого добавления и основы мы и приступим с будущего урока
Константин Сергеевич Станиславский. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Т. 2. Работа актера над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика. 511с.
http://teatr-lib.ru/Library/Stanislavsky/selfwork/#_Toc122193352
К.С. Станиславский. Возбуждение творчества органической природы с ее подсознанием
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_572.htm

Погружаясь в глубину собственного подсознания, мы находим там подпочвенное напластование всех слоев нашей жизни - это эмоционально-подсознательная память, которая хранит все и помнит все, но из которой сознательно-интеллектуальная память умеет извлекать лишь немногое; если мы спустимся еще глубже, то увидим, что в этих напластованиях нашей жизни, точнее под ними, можно открыть еще более древние пласты эмоционально-бессознательной жизни народа и всего человечества. Документы коллективно-бессознательного: мифы, символы, архетипы.
Мы погружены в это коллективно-бессознательное, оно в нас и мы в нем (топологически?). И мы можем прочесть в нем всю душевную историю человечества...Как геолог читает всю историю земли по разрезу ее пластов и вся она дана здесь сразу и в настоящем, так и в подсознании дана сразу и в настоящем вся история души, и в ней все времена. Здесь душа поистине всевременна и потому не подчинена времени; она несет вечность в себе, надо только уметь ее видеть, уметь в ней читать.
...В подсознании живут, следовательно, все времена в вечном настоящем: в каждом аффекте к матери и отцу живут тысячи эмоций, когда-либо связывавших детей и родителей;
Но главное - в подсознании живет предчувствие и предвосхищение будущего, интуиция возможностей, заключенных в настоящем. Здесь лежит ключ к тайне предсказаний.
...Так является нам бессмертие на всех ступенях бытия: на ступени физико-химического бытия как вечность энергии, на ступени биологического бытия, - как бессмертие клетки в ее трансформациях; на ступени психического бытия - как всевременность подсознания, которое сразу живет прошлым, настоящим и будущим, в сущности, не делая между ними строгого различия.
Вот почему всякий транс в подсознание, который мы наблюдаем во сне, в грезах, в медиумизме, в эросе, есть прежде всего потеря чувства времени: здесь часов не наблюдают.
Строгое противопоставление настоящего, прошедшего и будущего составляет, напротив, сущность сознания. Это оно сознает ритм дня и ночи, рождения и смерти, это оно считает моменты, наблюдает часы, ведет летосчисление и сознает необратимость числового ряда времени. Необратимость времени существует только для сознания...Это осознание необратимости временного ряда есть мудрость сознания, но в этой мудрости много печали, и кто умножает познание, умножает скорбь. Коллективно-бессознательное счастливее. Если смерть и время царят на земле, то они царят прежде всего в сознании и для сознания, ибо время есть форма сознания.
Так мы приходим к заключению, что если что смертно и временно, то это прежде всего наше сознание: оно начинается рождением и кончается смертью, оно представляет собою небольшой и конечный отрезок времени.
И все же оно имеет свое прикосновение к вечности и обладает своего рода всевременностью, но лишь тогда, когда поднимается на ступень духа. Оно может стать на точку зрения вечности, это и есть точка зрения духа, духовного всеединства.
Сознание знает и видит, что до его рождения протекла бесконечность и после его исчезновения потекут бесконечные времена. Его духовный взор видит гораздо больше, нежели отрезок своей личной временной жизни, он видит, в сущности, бесконечность прошлого и бесконечность будущего, бесконечность истории, которая дана в памяти и предвидении, в чувстве прошлого и в стремлении к будущему
Б.П. Вышеславцев. Этика Преображенного Эроса. М.: Республика, 1994, 368с.
http://www.twirpx.com/file/1053601/ 7.77Мб
Б.П. Вышеславцев. Вечное в русской философии
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_303.htm
О вечности души
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_746.htm

1. Введение семантического поля задает представление о психологическом пространстве. Это пространство, будучи вероятностным, дает возможность описывать мир психологического через диалектику противостояния континуального дискретному (функция распределения, задающая вероятностную меру на континуальном по своей природе семантическом поле, дискретна - она определяется несколькими дискретно задаваемыми параметрами). Иными словами, мы обращаемся к двум дополняющим (принцип дополнительности!?) друг друга языковым началам - дискретному и континуальному.
2. Описание сознания происходит вне категорий пространства действия и времени. Физическое пространство и время не являются аргументами тех функций распределения, через которые мы строим образ сознания. Здесь уместна аналогия с компьютером. Он функционирует во времени и пространстве - его деятельность проявляется через движение. Но продукты деятельности компьютера, скажем, теоремы, не раскрываются через те конкретные, упорядочивающие мир пространственно-временные представления, на которые опирается физика. Формальная логика так же, как и бейесовская семантика бессознательного, оказывается вневременной реальностью, хотя обе они находят свое проявление в пространстве и времени. (Напомним здесь, что и в понимании Фрейда бессознательное носит вневременной характер).
3. Отказ от обращения к пространству и времени снимает с рассмотрения причинно-следственные связи и открывает возможность видения мира в спонтанности его проявления. Фильтр р(у/m), отвечающий некоторой ситуации у, возникает спонтанно. Самой существенной характеристикой бессознательного оказывается его свобода, не связанная ни формальной логикой, ни причинно-следственными связами
В.В. Налимов, Ж.А. Дрогалина. Как возможно построение модели бессознательного (Московский государственный университет, биологический факультет). Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Том 4. Тбилиси: Мецниереба, 1985, 465с.
http://www.twirpx.com/file/511578/ 22Мб
В.В. Налимов, Ж.А. Дрогалина. Вероятностная модель бессознательного. Бессознательное, как проявление семантической вселенной. Психологический журнал. 1984, т.5, N6, с.111-122
http://v-nalimov.ru/articles/105/479/
Мы знаем, как физика в систему своих представлений ввела случай и вероятность, хотя европейская научная мысль в течение более чем двух тысячелетий вела с ними непримиримую борьбу. Случай из выражения нашего незнания превратился в способ описания нашего знания. Науке, и прежде всего физике, пришлось обратиться к языку вероятностных представлений, долгое время использовавшемуся только в нашем обыденном, в ненаучном поведении. Изменилась и физическая интерпретация самого понятия вероятность. Теперь в физике это не просто обобщение понятия частоты, а нечто большее: Мы будем понимать вероятность как меру потенциальной возможности того или иного события - Д.И. Блохинцев, Квантовая механика, Дубна, 1978
http://v-nalimov.ru/articles/97/463/
Василий Васильевич Налимов - математик и мыслитель
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_840.htm
О смысловом (семантическом) Поле
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_606.htm

- Как же мне, старцу Старому, не плакать,
Как же мне, старому, не рыдать.
Потерял я книгу золотую?
Во темном бору,
Уронил я ключ от церкви
В сине море.
- Отвечает старцу господь бог!
- Ты не плачь, старец, не вздыхай,
Книгу новую я вытку звездами,
Золотой ключ волной выплесну
ТурБулентность бессознательного
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_747.htm

  


СТАТИСТИКА