Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

На здоровье и долгую жизнь
от 25.11.07
  
Доклады


Атхарваведа. Перевод, комментарий Т.Я. Елизаренковой

Этот заговор на восстановление здоровья и приобретение долгого срока жизни, согласно Каушика-сутре, сопровождает обряд инициации, когда ученика вводят в начало изучения вед.
Размер: триштубх, стихи 5-7 - ануштубх.
7a,c-d = РВ I.50.10a,c-d

VII. 55. На здоровье и долгую жизнь

1 Когда от пребывания там, у Ямы,
Ты освободил (нас), о Брихаспати, от проклятия,
Ашвины сняли с нас смерть,
О Агни, (эти) целители богов, (своими) силами.

2 Вступите двое вы вместе! Не покидайте тело!
Пусть вдох-и-выдох будут у тебя здесь союзниками!
Живи сто осеней, укрепляясь!
(Да будет) Агни тебе лучшим пастухом, повелителем!

3 Срок жизни у тебя, что был убран далеко, -
Пусть эти выдох и вдох снова вернуться!
Агни забрал это из лона Гибели.
Я снова ввожу его в твое существо.

4 Да не покинет его вдох!
Да не уйдет прочь выдох, оставив (его)!
Я передаю его Семерым Риши.
Пусть довезут они его благополучно до старости!

5 Войдите, о вдох-выдох,
Как два тягловых быка в стойло!
Пусть этот (человек), сокровищница старости,
Усилится здесь, невредимый!

6 Мы приводим твой вдох,
Я увожу твою якшму.
Пусть этот Агни желанный
Обеспечит нас жизненным сроком со всех сторон!

7 Поднимаясь вверх из мрака
На высший небосвод,
К Сурье - богу среди богов -
Мы отправились, к высшему свету

Против стихийных несчастий и беды

I. 13. Против молнии

Этот заговор сопровождает, по Каушике-сутре, ритуал, предотвращающий удар молнии, но упоминается также среди других заговоров в связи с началом изучения вед. В отличие от предыдущего заговора молния здесь называется прямо, а сам заговор имеет форму восхваления (как и заговоры против Смерти и Гибели).
Размер: стихи1-2 - ануштубх, 3 - джагати, 4 - разновидность триштубха.
1c...камню asmane - Подразумевается, видимо, белемнит, или - чертов палец -
2с...нас самих nas tanubhyo - Букв. наши тела, где tanu - употребляется в функции возвратного местоимения
3d...внутри океана samudre antar - Обозначение грозовой тучи несущей в себе молнию
4с...в собрании vidathe - Особый вид собрания, на котором происходили жертвенные раздачи

1 Поклон пусть будет твоей молнии,
Поклон - твоему грому!
Поклон пусть будет твоему камню,
Которым ты швыряешь в нечестивого!

2 Поклон тебе, отпрыск высоты,
Откуда ты собираешь (свой) жар!
Помилуй нас самих!
Сотвори благо потомкам!

3 Отпрыск высоты, пусть будет так тебе поклон:
Мы делаем поклон твоему дротику и жару.
Мы знаем твою высшую обитель, что в тайне.
Ты помещена внутри океана, как пуп.

4 О ты, которую создали все боги,
Делая дерзкую стрелу для метания,
Помилуй нас, воспеваемая в собрании!
Тебе, такой (как ты есть), пусть будет поклон, о богиня!

VII. 12. Против вреда зерну от молнии

Этот заговор сопровождает ритуал, предотвращающий беду от молнии, а также вместе с другими заговорами используется в начале изучения вед.
Размер: триштубх.
1 Широкий гром yas te prthu stanayitnur - В древней Индии считалось, что боги поражают во время грозы прежде всего громом.

1 Широкий гром, что у тебя, (тот), что высокое
Божественное знамя, распространяется надо всем этим.
Да не поразишь ты молнией наш посев, о бог!
Да не поразишь ты также лучами солнца!

VI. 106. Против пожара в доме

Этот заговор против пожара в доме, по Каушике-сутре, используется как более широко - в ритуале на благополучие, так и более узко - чтобы не допустить пожара. В доме вырывают яму и заполняют ее водой, дом покрывают водяными растениями и т.п.
Размер: ануштубх.
1b...дурвы durva - Panicum Dactylon
2a-b = РВ X.142.7a-b
2с…наш дом no grhah - В оригинале мн.ч. В ведийском языке слову grha во мн. ч. мог соответствовать один денотат.
2d...(свои) лица - Обращение к огню, который в ведийской поэзии нередко называют - имеющим лица со всех сторон.

1 (На пути) твоего прихода, (на пути) ухода
Пусть вырастут дурвы цветущие,
Или источник возникнет там,
Или пруд, полный лотосов!

2 Это доступ к воде,
Выход к морю.
Посреди пруда наш дом -
Отврати (свои) лица!

3 Оболочкой из снега, о дом,
Мы окружаем тебя.
Будь же для нас прохладным прудом!
Агни пусть создаст средство!

VI. 124. Против капли с ясного неба

Цель этого заговора - искупление беды, которая, по ведийским поверьям, грозит людям, когда капли дождя падают с ясного неба.
Размер: триштубх.
1d... с деянием добродетельных sukrtam krtena - По ведийским представлениям, благие деяния, совершенные в прошлом (жертвоприношения богам, награды жрецам), должны непременно принести награду в будущем.
3с Все цедилки sarva pavitra - Обычно слово pavitra обозначает сито из овечьей шерсти, с помощью которого очищается при жертвоприношении сок сомы, становясь амритой. Смысл высказывания здесь: мы полностью очищены от беды.

1 С неба сейчас, из высокого воздушного пространства,
На меня упала капля воды с соком.
С силой Индры, с молоком, о Агни,
Я (хочу соединиться) с заклинаниями, с жертвоприношениями, с деянием добродетельных!

2 Если с дерева упала - плод это,
Если из воздушного пространства - это же только ветер...
Где она дотронулась до тела и чего (коснулась) из одежды -
Воды пусть отбросят прочь Гибель!

3 Благоуханная мазь, удача это,
Золото, блеск, это просто очищающее средство.
Все цедилки протянуты над нами.
Да не пройдет через это ни Гибель, ни скупец!

VI. 90. Против стрелы Рудры

Заговор используется в ритуале исцеления от острой боли. Он адресован Рудре, богу бури, отличающемуся яростным нравом и убивающему людей своими отравленными стрелами. В последнем стихе разрушительная сила Рудры заговаривается в форме восхваления.
Размер: ануштубх (стих 3 - неточный)

1 (Ту) стрелу, что Рудра метнул
В твои члены и в сердце,
Ее мы сейчас вырываем
У тебя, ломая на куски.

2 Те сто сосудов,
Что находятся в твоих членах, -
Из всех них мы
Вызываем яд наружу.

3 Поклон тебе, Рудра, когда ты мечешь (стрелы)!
Поклон нацеленной (стреле)!
Поклон выпускаемой (стреле)!
Поклон попавшей (стреле)!

VII. 83. К Агни - за помощью

Этот заговор, обращенный к Агни, сопровождает ритуал исцеления больного, а стих 2 - подкладывание дров в жертвенный костер.
Размер: стих 1 - парошних, 2 - триштубх.
1a-b Я расслабляю - Агни здесь выступает в образе коня
2...для него...этого - Имеется в виду жертвователь.

1 Я расслабляю тебе веревку,
Рас(слабляю) сбрую, рас(слабляю) повод.
Только сюда ты приходи, неутомимый Агни!

2 Тебя, поддерживающего для него владения, о Агни,
Я запрягаю божественным заклинанием.
Воссвети нам здесь прекрасное имущество!
Провозгласи среди божеств этого (человека) как дающего возлияния!

VI. 96. Во искупление грехов

Этот искупительный заговор сопровождает разные ритуалы. Ведийцы считали, что беда и болезнь приходят в результате прегрешений против богов, совершенных как наяву, так и во сне.
Размер: ануштубх, стих 3 - вирадж.
1a-b = РВ X.97.18a-b; близкий вариант
2 = VII.117.2 и РВ X.97.16 (близкий вариант).
3c... наяву...во сне jagrato yat svapantah - Букв. бодрствующие...спящие

1 (Те) многочисленные травы,
Кому Сома - царь, с сотней обликов, -
Пусть, побужденные Брихаспати,
Они освободят нас от беды!

2 Пусть избавят они меня от того, что исходит от проклятия,
А также и от того, что исходит от Варуны,
А также от колодки Ямы
И от всякого прегрешения против богов!

3 Если глазом, мыслью и если речью
Мы оскорбили наяву (и) если во сне,
Пусть Сома с готовностью очистит для нас эти (грехи)!

VI. 71. Против вреда от неподобающей еды и даров

Этот заговор принадлежит к числу искуплений. Цель его - ликвидировать вред, причиненный или излишней жадностью брахманов, получающих награду за жертвоприношение, или неподобающим характером этой награды.
Размер: стихи 1-2 - джагати, смешанный с триштубхом, 3 - триштубх.
1...часто bahudha - Или - во многих местах -; подразумевается еда, получаемая в виде награды или милостыни.
3b...собираясь...дать dasyann adasyann - Эти причастия будущего времени близки по значению к дезидеративу.

1 Различная еда, которую я часто ем,
Золото, конь, а также корова, коза, овца -
Что бы я ни получил,
Агни-хотар пусть сделает это пожертвованным на благо!

2 Что пришло ко мне пожертвованное-непожертвованное,
Данное отцами, одобренное людьми,
Из-за чего мысль моя как бы сильно приходит в возбуждение,
Агни-хотар пусть сделает это пожертвованным на благо!

3 Еда, которую я ем не по закону, о боги,
И обещаю, собираясь (или) не собираясь дать,
Величием великого Вайшванары
Пусть станет она хорошей, медовой едой для меня!

VI. 13. Против Смерти

Заговор направлен против Смерти mrtyu и имеет форму восхваления. В АВ Смерть обычно не заговаривают непосредственно: есть заговоры против разных болезней и заговоры на долгую жизнь. Этот заговор используется в разных ритуалах, в том числе на достижение победы, на успех вайшьев, в случае ссоры брахманов и др.
Размер: ануштубх.
1...оружию vadha - В оригинале это слово всюду во мн. ч.
1с...у вайшьев visyanam - земледельцев
2a-b... заступничеству...Отступничеству adhivakaya...paravakaya - Два абстрактных существительных, образованных от одного корня vac - говорить - с разными префиксами.
2c-d... приязни...Неприязни sumatyai...durmatyai - Противопоставление двух адьективных префиксов: su - хороший -  dur - плохой - при одной именной основе.
3d Брахманам brahmanebhyo - Брахман - жрец, произносящий на жертвоприношениях священные тексты или исполняющий гимны.

1 Поклон оружию богов,
Поклон оружию царей,
А также (тому) оружию, что у вайшьев, -
О Смерть, да будет тебе поклон!

2 Поклон твоему заступничеству,
Отступничеству твоему поклон!
Приязни твоей, о Смерть, поклон,
Неприязни твоей этот поклон!

3 Поклон твоим колдунам,
Поклон твоим лекарствам!
Поклон твоим корням, о Смерть!
Брахманам этот поклон!

  


СТАТИСТИКА