Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Просветитель Галицкой Руси
от 25.12.07
  
Доклады


Молись, учись, трудись, трезвись


Думка новорочна (1885)

Веют ветры, веют буйны
И студены дуже,
А як же нам пережити
Роченько сей, друже?

Веют ветры ти противны,
Сердце леденее,
Он коли же Святой Руси
Солнечко загрее?

Тягнут, тягнут густы хмары
От рана до ночи.
Всюду темно, всюду сумно,
Куда глянут очи.

Правда наша, русска правда
Мов бы занемела.
На седалищах высоких
Чужина засела.

Он чужино, чужинонько,
Схаменись небого,
Наробила ты нам лиха
И собе так много.

Ой чужино, ты нам наше
Светло заступаешь,
А на себе тяжши хмары
И громы стягаешь.

Не стямишся, прийде днина
Праведнаго суду,
Поздно буде каятися
Народного блуду.

А на Руси буйны ветры
Веют перевеют,
Русски дети укоризну
Всю переболеют.

И страданием скреплены
Ужиют свободы.
Знай ты о том, чужиненко,
Знайте все народы.

Мы не впадем, не смиримся,
Мы велики дуже,
Якось мы о том роченько,
Пережнем, друже.

Бог на небе, свет и люди
Знают Русь Святую,
Верну Богу и законам -
Постоят за нею.

Постоят, утихомирят -
Леды разогреют,
Хмары тип перетягнут -
Сердца звеселеют
Наумович, Иоанн Григорьевич, протоиерей, писатель Н. родился в Галиции 14-го января 1826 года и был сыном народного учителя, под руководством которого и получил первоначальное образование, которое продолжил в Львовской гимназии и в униатской семинарии. В 1848 году он примкнул было к польской партии, за что был исключен из семинарии, но вскоре отстал от партии и снова поступил в семинарию, курс которой окончил в 1851 году. Еще в семинарии он пробовал писать книжки для народа на русском языке, хотя и не владел им еще вполне свободно. Будучи священником, он завел у себя образцовое хозяйство и через несколько лет собственным примером, постоянными беседами и советами сумел не только научить крестьян хозяйству, но и положил прочное основание садоводству и пчеловодству во всех окружных селениях. В то же время он не прекращал и своей литературной деятельности, сотрудничая в зарубежных русских изданиях, преимущественно в "Слове", и выпуская отдельными изданиями свои брошюрки по сельскому хозяйству, повести, рассказы и стихотворения. Вступив тотчас по окончании курса семинарии в члены народно-просветительного общества галицко-русской Матицы, основанной в 1848 году, Наумович сделался одним из самых ревностных и деятельных ее членов, и большая часть его книжек была издана этим обществом. Все литературные труды его до 1861 года вышли затем отдельной книгой под заглавием "Повести и песни Ивана Наумовича" (Львов, 1861 года). Сюда вошли его рассказы и повести: "С Богом", "Наше поле", "Зерна", "Земля наша мати", "Максим богач", "Або -- Божии суды", "Беседа Степана Сторазумова о сельском хозяйстве" и многие другие, а также ряд стихотворений и песен, из которых многие переведены и напечатаны Н. В. Гербелем в его книге "Поэзия славян. Кроме газеты "Слово", Наумович сотрудничал в газетах "Славянская Заря", "Червонная Русь", в журнале "Учитель" и редактировал одно время журнал "Неделя". В 1871 году он основал в Львове простонародную (первую в Галиции) газетку "Русская Рада" и в том же году там же журнал "Наука", который преследовал главным образом нравоучительные цели. Из рассказов, напечатанных Наумовичем в "Науке", особенной популярностью пользовались: "Отец Феодор", "Заветные тополи", "Не в грошах счастье", "Онуфрий Грушкевич" и многое др. Некоторые из этих рассказов, как, напр., "Онуфрий Грушкевич", были переведены на иностранные языки. Вот какую характеристику Наумовича, его "Науки" и вообще его деятельности дает известный редактор-издатель "Галицкой Руси" и "Галичанина" Авдыковский: "Кто не знает, - пишет Авдыковский, - основанного им (Наумовичем) журнала "Наука", - она подняла народ интеллектуально, из "Науки" научается народ любити свою землю, в чести имети труд, жити тверезо, осушовати мочары (болота), мяти пашу (пашню), закладати сады, разводити пасеки... Основанная им же газета "Русская Рада" и затем славянское общество Качковского, особенно же последнее, были венцом деятельности Наумовича... Наумович есть творец галицко-русской энциклопедической литературы, составляющей эпоху в литературном и культурном развитии галицко-русского народа". Вынужденный преследованием польской партии за свою приверженность к России и за присоединение к православию оставить Галицию, Наумович, хотя и передал издание и редакцию "Науки" Д. M. Козарищуку, но до самых последних дней своей жизни по-прежнему продолжал руководить этим журналом и по-прежнему же был одним из самых деятельных его сотрудников. В то же время он стал работать и в некоторых русских духовных изданиях, в которых своими статьями знакомил с положением галицко-русского народа. Сверх того, в России Наумовичем были составлены "Народные календари" на 1890 и 1891 годы, изданные св. синодом, последним же была издана и его книга для чтения о сельском хозяйстве. Затем Н. были изданы брошюрки: "Как в простоте люди живут" (СПб., 1889г.), "Христианские добродетели" (СПб., 1889г.), "Послание к русским пчеловодам", "Какой улей рамочной системы могут заменить на юге России старые дуплянки", "Исторический очерк уний" (Киев, 1889г.), "Червонная Русь, ее прошлое и настоящее" (Киев, 1890г.). Затем уже после смерти Наумовича, в 1894 году в "Приходской библиотеке", переложенные на русский литературный язык были напечатаны следующие его повести: "Заветные три липы", "Сироты", "Псалтырник" и "Четыре путеводителя доброй жизни". Свою борьбу с католическим духовенством он начал вскоре после получения священнического сана. Возмущаясь системой политического порабощения народа посредством церкви, он вначале, однако, не высказывался за присоединение к православию и только в длинном ряде глубоко обдуманных, основанных на неопровержимых исторических источниках статей, начатых печатанием еще в "Слове", доказывал необходимость очищения греко-восточного обряда Галицко-Русской униатской церкви от латинско-польских примесей. Эта проповедь Наумовича была встречена очень сочувственно и вскоре поднялось и разлилось широкой волной по всей Галиции новое движение: "прочь от Рима", во главе которого и стал Наумович. Взволнованные этим движением, захватывавшим все более и более широкие круги, поляки и иезуиты донесли и в Рим, и в Вену. По настоянию папы тогдашний митрополит униатский Григорий Якимович наложил на Наумовича епитимью, объявил ему выговор и запретил дальнейшую проповедь в том же направлении. Но Наумович продолжал и как священник, и как член рейхстага энергично очищать церковные обряды от латинских искажений и отстаивать права русаков на самобытность. Это раздражало иезуитов и они решили обвинить его в государственной измене. Случай к этому скоро представился. Униатские поселяне Малых Гнилищ, приписанные к приходу Больших Гнилищ, в 1882 году сверх того были обложены еще налогом в пользу католического прихода Великих Гнилищ. Униаты платить этот налог отказались, и между ними началось брожение. Наумович всячески старался поддерживать униатов и даже советовал им присоединиться к православию. Об этом было донесено правительству, и Наумович со многими близкими ему людьми был арестован, посажен в тюрьму и отдан под суд, который признал его виновным в государственной измене и приговорил к восьмимесячному тюремному заключению. По выходе из тюрьмы Н. был лишен прихода, а папа отлучил его от церкви. На это Я. ответил апелляцией к высшему униатскому духовенству, в которой на основании церковно-исторических документов изложил историю и права русской церкви в Галиции, охарактеризовал свою пастырскую деятельность. Униатское духовенство, боясь Рима, не рискнуло ничего сделать в пользу Н., и он решил выполнить давно уже задуманное намерение - присоединиться к православию, что и сделал 6-го октября 1885 года в Львовской православной церкви. После этого оставаться ему в Галиции было невозможно, и в 1886 году Н. переселился в Россию и жил преимущественно в Киеве, стараясь помогать своим землякам: (между прочим, он поддержал галицко-русский народный банк). В конце 1880-х гг. галицкие русины, побуждаемые притеснениями поляков и заманчивыми обещаниями агентов-евреев, стали массами эмигрировать в Бразилию; Н., желая направить эмиграцию в Россию, на Кавказ и получив разрешение правительства, весной 1891 года отправился выбирать места для будущих колоний галичан. Выбрав их и законтрактовав, он отправился обратно в Киев, но по дороге скоропостижно скончался в Новороссийске 4-го августа 1891 года, на 66 году от рождения. Тело его перевезено в Киев и там погребено на кладбище Николаевского монастыря, на Аскольдовой могиле, где в 1894 году ему поставлен памятник С.-Петербургским Славянским Обществом. Кроме литературной деятельности и борьбы с иезуитами и католическим духовенством, Наумович приобрел широкую известность как экономист, причем все его финансово-экономические проекты имели неизменной целью поднятие благосостояния галицких русин. Пользуясь одобрением, а иногда и поддержкой И.А. Вышнеградского (впоследствии министра финансов), он ревностно пропагандировал устройство ссудосберегательных касс и товариществ, общественных магазинов и основал галицко-русский народный банк. Наумовичу же обязаны своим возникновением и многие братства трезвости, литературно-издательское общество имени Качковского, основанное в 1871 году и около 150 сельских читален-библиотек.
"Прибавление к "Церк. Вед" 1891 г., No 32; "Церк. Вестник" 1891г., NoNo 33 и 35; "Истор. Вестн." 1891г., октябрь; "Русское Обозрение" 1893г. NoNo 7 и 8, ст. свящ. И. Соловьева; "Донск. Епарх. Вед.", 1891г., с.728-730; "Энциклопедический Словарь" изд. Брокгауза и Ефрона, т. 20; Календари на 1892г.: Русский и Всеобщий; "Рус. Вестник", 1889, No 4; "Нов. Время", 1891, No 5541.
Русский биографический словарь А.А. Половцова. Т.11. 1914, с.139-141
Русский биографический словарь (25 томов), в состав которого вошли имена и биографии виднейших деятелей государства, науки, просвещения и церковных деятелей, издавался Русским историческим обществом с 1896 по 1918
http://www.runivers.ru/lib/book7666/

...О том как высоко ценило его заслуги галицко-русское крестьянство, лучше всего может дать представление следующее трогательное и глубоко правдивое письмо жителей села Коростна (Слово, 1867г., N5).
„Не ма у нас человека, не ма и малой дитины, которая бы не знала сказати за любезнаго и дорогого отца Наумовича. Они нас просветили, они завели порядную школу, их стараньем наука процветае, они нам поставили с невеликим нашим трудом, своею ревностию, красну муровану церковь, красу на всю околичность. Они развели нам пасеки и щепы овощевые, по сему и сами своими руками выховали нам садовину, ходячи весняными часами от огорода до огорода с пилкою и веточками, перетворяючи наши дички на щепы; они даровали нашой школе красну пасеку для убольшенья дохода учителя и для науки детей, которых освоили с пчелами и обзнакомили с наукою, так пожиточною. Отец наш Наумович суть нам во всем парадою и примером и мы до них маем такое доверие и любовь, що не ма такой души, которая бы о том не знала, не только у нас, але и в других селах".
...Речь И.Г. Наумовича, сказанная им на суде 12/24 июня 1882 года, является его национально-политическим „верую", почему мы и приводим ее полностью (по стенограмме), для настоящей статьи переводя с польского на общерусский литературный язык.
„Не подлежит сомнению,- заявил И.Г. Наумович,- что я - славянин, и притом славянин горячий, ибо не только язык у меня славянский, но, кроме того, также церковный обряд и обычаи у нас на Руси наиболее сохранились еще из глубокой славянской, бывшей языческой древности. Как славянин, не могу не быть славянофилом, не могу не любить тех народов, которые происходить из того же самаго, что и русский народ, общаго корня и остаются с ним в племенной связи близкаго или дальняго родства. Что касается лично меня, то позволю себе разсказать, среди каких обстоятельств развилось у меня сильное чувство сланянофильства.
„В 1849 году, будучи еще учащимся, я трудился при редакции „Зори Галицкой", первой нашей русской газеты. В редакцию приходили газеты со всех славянско-австрийских краев; присылали также отовсюду славянские сочинения, которыя я читал. Между прочим, я имел случай прочесть „Славянския Древности" и „Славянскую Народопись" (Шафарика). Я читал их с великим интересом и проникнулся их духом. Из книги „Славянския Древности" я узнал, что славяне имеют старую культуру, наидавнейшую народную литературу, существующую еще от тех веков, когда иные, ныне первостепенные eвропейскиe народы, ничего в этом отношении представить не могли. „Славянская Народопись" познакомила меня с числом славянских племен и их языками. А так как я был поэтическаго настроения, то из песней Коллара и до сего дня помню несколько строк, которыя врезались мне в память и составляют как бы программу славянофильства. Так о славянстве пишет Коллар: „Все имеем, мои милые, дорогие: золото, серебро, умелые руки; язык и песни имеем веселыя; единства только и просвещенья у нас нет! Дайте нам их с духом всеславянства, и увидите народ, какого не было еще в прошлом; среди грека и британца наше имя заблестит на звездном небосводе". Так как я был поэтическаго характера, как я уже сказал, то те и подобный им песни великаго певца, автора „Дочери Славы", тронули меня до глубины души. Я жил этим и мысль о таком всеславянском единстве была и теперь является моей путеводной мыслью. Прежде всего я хотел познакомиться с моим народом, для чего пустился пешком по нашему краю, изъездил или исходил целый край и часть Угорской Руси, вникал в глубину души нашего народа, познавал его хорошия стороны и поставил задачей моей жизни служить этому народу духом всеславянства, т.е. просвещением народа. Это была цель моей жизни, является ею до настоящаго дня и останется до смерти! Я решил этот народ просвещать, чтобы он, познавши самого себя и собственное достоинство, заговорил сам о себе в ряду других народов Австрии, чтобы с ним считались и признавали его права. Ведь, известно, что в нашей Австрии до недавняго времени славянские народности были совершенно угнетены и считались только материалом для двух других господствующих рас - немецкой и мадьярской; из всех же наиболее была угнетена наша русская народность, которой отказывали даже в праве национальнаго существования. Так было раньше; но после Французских войн живой дух овеял и полумертвые славянские народы. С того времени начали появляться первые пророки славянства и, из всех славянско-австрийских народов, особенно чехи проникнулись тем духом и взяли в свои руки предводительство в делах славян. Так выступила в Австрии на национальное поприще на ряду с двумя господствующими расами и третья-славянская, численно превышающая oбе первыя, - выступила с заявлением на свое народное существование и готовая к борьбе за неотъемлемое право...
Заведующий славянским отделом в ж. Русский архив Ф.Ф. Аристов. Русский архив. М., 1913, кн.2, N6-7, с.126-143. Иван Григорьевич Наумович
Русский архив издаваемый Петром Бартеневым. Все номера с 1863 по 1917. Всего томов 156
http://www.runivers.ru/lib/book7627/

Иван Григорьевич Наумович (14 января 1826 - 16 августа 1891)
Просветитель Галицкой Руси, талантливый народный писатель, знаменитый народный писатель, знаменитый организатор, священник и прекрасный учитель галицкого крестьянства, освобожденного от панщины в 1848г. Основатель культурно-просветительного общества им. Михаила Качковского и редактор ежемесячного журнала Наука. Руководитель борьбы за очищение восточного (православного) обряда в униатской церкви от латинских новшеств...
Свободное слово Карпатской Руси. N5-6, май-июнь 1971г.
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_736.htm
И.Г. Наумович как общественный, политический и религиозный деятель Галичины второй половины XIX века История русского движения в Галичине (Под наименованием Галичина подразумевается Прикарпатье, Восточная Галиция, это самоназвание местного населения - русинов. В Галичину входили территории трех областей нынешней Западной Украины - Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской, а также трагической Лемковщины с ее древним центром Перемышлем, сейчас польским Пшемыслом) - одно из белых пятен в отечественной историографии последних семи десятилетий. Эта страница истории края была практически запретной, всячески замалчивалась или подвергалась прямой фальсификации. Как известно, галицкие русские деятели считали себя и свой народ частью единого великого русского народа, а Галичину - частью великой России «от Карпат до Камчатки». Они не признавали существования отдельного от России украинского народа, упорно сопротивлялись ассимиляторским попыткам польской администрации и польских помещиков сделать Восточную Галицию - Галичину - частью Польши, полонизировать ее население, распространить католицизм. Во второй половине XIX в., в эпоху, когда Галичина стала центром украинского национального движения и украинского национализма, противостоящее ему «русское» движение находило отклик у русинов в разных слоях населения, прежде всего в среде интеллигенции и крестьянства. К русскому движению принадлежали деятели, оставившие яркий след в истории края и ныне у нас практически не известные. К ним относится и Иван Григорьевич Наумович (1826-1891).
Настоящая статья - часть моего исследования русского движения в Галичине. Задача статьи - познакомить читателя с разными сторонами деятельности Наумовича. В основу работы легли сведения, почерпнутые прежде всего из его собственных работ, а также биографической литературы о нем, довольно скудной. Особо нужно отметить широко используемую мной монографию О.А. Мончаловского, содержащую богатый фактический материал, а также большие многостраничные порой цитаты из выступлений Наумовича и других документов, делающие эту работу своеобразным источником. При написании статьи использован также обнаруженный в отделе рукописей РГБ небольшой комплекс неопубликованных источников.
Иван Григорьевич Наумович был сыном учителя-русина в местечке Бужск. Местная интеллигенция была в ту пору сильно полонизирована, в семье учителя Наумовича говорили по-польски, но принадлежность к «греческому обряду» сохранила в семье «русские» традиции.
Дед Ивана по матери Николай Дроздовский был униатским священником. После окончания гимназии восемнадцатилетний Наумович поступил в русскую семинарию во Львове. Бурный 1848 г. увлек и его. Он примкнул к польскому революционному движению, захватившему тогда многих галичан, вступил в польское «Общество братьев», провозглашавшее братство поляков и русинов, и попробовал вести пропаганду среди крестьян. Но первая же попытка окончилась комически. Пропольские речи юного семинариста вызвали хохот слушателей. Наконец один из крестьян спросил: «Чи вы, панычу, не русска дитына. Ваш тато ходит на службу Божу до церкви, шо вы за такой поляк?», другой сорвал с головы Наумовича конфедератку и бросил в Днестр, а какой-то парень попробовал просто подраться с семинаристом, который не смог произнести ничего внятного и только здесь впервые понял, что свобода, равенство и братство между польскими помещиками и крестьянами-русинами были лишь красивыми словами. «Какая же это свобода, если русскому народу не позволено упоминать о правах своей народности? Какое же это равенство, если польская народность должна господствовать? Какое же это братство, если на русина, назвавшегося своим народным именем, закричали, заверещали, окрестили прозвищем «шпег, здрайца» (т.е. шпион, предатель). Так рассказывал об этом случае, произведшем переворот в его воззрениях, сам Наумович много лет спустя...
...в 1874г. Наумович создает в той же Коломые общество имени М.А. Качковского (1802-1872), чиновника-энтузиаста, всю жизнь посвятившего помощи патриотическим начинаниям русских галичан. Так, в 1861г. он из сэкономленных за счет аскетической жизни средств финансировал основание газеты Слово. Целью общества имени Качковского было - распространение наук, нравственности, трудолюбия, трезвости, бережливости, гражданского сознания и всяческих добродетелей среди русского народа Австрии...основным направлением общества была издательская деятельность: ежемесячно выпускались небольшие брошюры по различным отраслям знания на традиционном галицийско-русском книжном языке...Проводились ежегодные собрания общества. При открытии его в 1874г. присутствовало 300 человек, половину составляли крестьяне. Впоследствии на ежегодные съезды собиралось до 5 тысяч человек
...В РГБ хранится письмо Победоносцева императору от 23 октября 1885г. Направляя ему письмо Наумовича (пока, к сожалению, не найденное), Победоносцев пишет: Совестно утруждать Ваше Императорское Величество посреди многих забот и занятий еще новым чтением. Но почитаю нелишним представить Вам полученное мною вчера письмо священника Наумовича, в нем выражается поистине отчаянный вопль русского населения в Галиции о безысходном положении их в борьбе с польским правительством, которому предала их Австрия. Наумович, недавно перешедший из униатства и порвавший все связи с Римом, - человек почтенный и служит (неразб. - Н.П.) действительно лучшим представителем лучшей части русского населения в Галиции...Наверху письма синим карандашом почерком Александра III написано: Чрезвычайно больно и грустно читать его письмо. Авось даст Бог и нам и им светлый день когда-нибудь (РГБ. ОР. Ф. 230. Картон М 4394. Победоносцев. Ед. хр. N1)...
...Наумович работал до самой смерти. На торжественном собрании Киевского Славянского благотворительного общества 17 октября 1890 г. он делает доклад, в котором кратко излагает всю историю Червонной Руси (И.Г. Наумович. Червонная Русь, ее прошлое и настоящее: Чтение... в торжественном собрании Киевского Славянского благотворительного общества 17 окт. 1890 г. Киев, 1890)...
Нина Михайловна Пашаева. И.Г. Наумович как общественный, политический и религиозный деятель Галичины второй половины XIX века. Исторический вестник, N1 (12) 2001
http://www.krotov.info/history/19/56/1826naumovich.html
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_146.htm

...Отрадою и утЪшеньемъ для Ив. Наумовича была, однако, любовь къ нему крестьянъ и патріотичной части образованныхъ русскихъ Галичанъ. Во время найзавзятЪйшой борьбы противъ Ив. Наумовича, его пoддержовала нравственно вся Галицкая Русь, доказательствомъ чого служатъ слЪдующіи факты: Въ 1861г. oтбылся во ЛьвовЪ, въ редутовой салЪ театра гр. Скарбка, первый русскій балъ, на которомъ присутствовало до 800 лицъ, значитъ, великая часть галицко-русской интилигенціи. Коли въ салЪ появился Ив. Наумовичъ, священники и молодежь пoдхватили его на руки и, при пЪнію - многолЪтствія - обносили его по цЪлой салЪ. Уже тогды Галицкая Русь позналась на Ив. НаумовичЪ. Въ н-рЪ 5 Слова за 1862г. напечатано въ его честь стихотвореніе, въ которомъ авторъ Л. Л. такъ къ нему oтзываеся:
Ой, брате-соколе, пoдойми-же крыла,
За птичковь ко звЪздамъ смЪло возлети,
Оставь журбу злобнымъ, ели журба имъ мила,
А ты намъ про звЪзды ясны розскажи!
Въ отвЪтъ на статью Dziennik-a Polsk-oгo (н-ръ 19) н.з. Przeciw reakcyi w obrzadku grecko-katolickim, зверненную до русскихъ студентoвъ Львовского университета, 40 русскихъ студентoвъ напечатали въ н-рЪ 6 Слова за 1862 г. адресъ Преподобному Отцу Ивану Наумовичу, приходнику Коростна и Перемышлянъ, въ которомъ заявили:
Честь Вамъ и слава, Батьку! А oтъ русскихъ академикoвъ щирое спаси-Богъ, за тіи труды, що ихъ поносите около очищенья нашой батькoвской гр.к. вЪры oтъ чужихъ, русскому духу противныхъ, а розвитію русской народности (якъ то изъ исторіи добре знаемъ) шкодливыхъ вплывoвъ, - сумныхъ памятокъ нашой духоввой недоли. Батьку! Мы члены одного тЪла, сыны единой русской неньки; болЪе одинъ членъ, цЪлое тЪло съ нимъ болЪе. То-жь радуйся, Батьку! Ты бо загрЪлъ наши сердця новымъ жаромъ любви до нашого (каждому Русину уже oтъ дитинства) дорогого обряда, а жаръ той загальный, якъ въ нашой громадЪ, такъ и по-за ту, и самая святость дЪла, велятъ намъ въ лучшую для него вЪрити будущность -.
Ответное Слово до русской академической Громады во ЛьвовЪ Ив. Наумовича гласитъ (Слово, н-ръ 7, 1862): Богъ дай здоровья, Панове Громада, не за то, що вы менЪ отдали честь передъ свЪтомъ та сосЪдами, а за то, що вы возрадовали всю нашу святую Русь, що вы, будущіи свЪтила и начальники нашого сердечного народа, показали всему русскому роду, що въ васъ бье еще чистая, старорусская кровь, що вы отдали поклонъ старой рoдной Матери нашой, Церкви, и уставамъ святыхъ нашихъ Отцeвъ. За то честь вамъ, и слава, и поклонъ oтъ мене и всЪхъ нашихъ, що одной со мною мысли и одного духа! Кто теперь посмЪе сказати, що то не Русь домагаеся своихъ питомыхъ обрядoвъ? Мовлялъ той, що то я - Иванъ Наумовичъ - не Русь; нехай буде, що я - не Русь, но со мною Русь, самая твердая, щирая, сердечная, надежная; а противъ той Руси ни то, ни се, звычайно вЪтеръ въ полЪ, ти газетчики польскіи. Та не въ ладъ имъ то дЪло, то, бачите, найтвердЪйшій орЪхъ для нашихъ цивилизаторoвъ, а они, бачу, начинаютъ роздумовати надъ послЪдствиями oтъ того, якъ Русь стане на своихъ питомыхъ ногахъ, та и простый нашъ крестьянинъ познае, що oнъ за одинъ, та oтки oнъ взялся на свЪтъ, що то оживитъ масу народа любовью имени русского и русскихъ старыхъ обычаевъ. Но що мы винны, що имъ то не въ ладъ, коли теперь такiй часъ настигъ, та уже такій нынЪшній воздухъ, такое нынЪшнее свЪтло соненька святого, що уже иная въ людяхъ природа, що не хотятъ нагинати карку въ старое та твердое ярмо чужины! Такъ мовлялъ небощикъ нашъ Яковъ Геровскій: Богъ батько, а руская мати велика! Слава Богу, воскресившому нашу великую русскую Матерь, а ГромадЪ вашей честь за сердечную любовь къ той родной великой Мери!
О.А. Мончаловский. Житье и деятельность Ивана Наумовича. Львов, 1899. с.112
http://www.knigafund.ru/authors/14964
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_685.htm

И.И. Соколов. Протоиерей Иоанн Григорьевич Наумович (просветитель Галицкой Руси): Крат. биогр. очерк. Синод. тип., 1894
http://rucont.ru/efd/61299

В.Р. Ваврик. Просветитель Галицкой Руси (Иван Г. Наумович): Несколько крит. заметок по случаю 100-летней годовщины со дня его рождения. Львов-Прага: Газ. Рус. голос, 1926. 104с. Отд. отт. из газ. Рус. голос. 1925
ГАРФ. В 4450. Сводный каталог Русского Зарубежья 1918-1991 годов
http://www.libed.ru/knigi-nauka/1237309-11-gosudarstvenniy-arhiv-rossiyskoy-federacii-svodniy-katalog-baza-dannih-pechatnih-izdaniy-russkogo-zarubezhya-1.php
Воспоминание об И.Г. Наумовиче (Націоналистъ. Н-ръ.1, Январь 1912г.)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_654.htm

...Скончался лучший сын Матери-Руси, угас ея светоч, умер глашатай истины. Не стало любовца народа, его наставника и учителя. Он скончался от разрыва сердца, смертью праведника, без малейших мучений, как воин на страже...Галицкая Русь, Львов, N101, 8 (20) августа 1891; N102 9(21) авг. 1981 г.; N103 10(22)авг. 1891 г.; N104 11(23) авг. 1891г.; N105 и N106 14(26)авг. 1891г.; N107 15(27)авг. 1891 г.; N108 16(28)авг. 1891г.; N112 22 авг.(3 сентября) 1891 г.; N114 24 авг.(5 сент.) 1891 г.; N115 25 авг.(6 сент.) 1891 г.; N134 18(30) сентября 1891г.; N138 22 сент. (4 окт.) 1891г.; N139 24 сент.(6 окт.) и N144 29 сент. (11 окт.) 1891г.
http://www.orthodox-canada.com/ru/russkiy-125-letie/

И. Наумович. О Галицкой Руси. Славянский сборник. Т.I. СПб.: Издание С.-Петербургском Отделе Славянского Благотворительного Комитета, 1875
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_467.htm
И. Наумович. О Галицкой Руси. с.13-19 - Путями истории: Общерусское национальное, духовное и культурное единство на основании данных науки и жизни. Под ред. Олега Алексеевича Грабаря. Нью-Йорк: Изд-во Свободного слова Карпатской Руси, Т.1, 1977
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_759.htm

И. Наумович. Четыре путеводителя доброй жизни: Страх Божий. Мудрость. Трезвость. Труд, Москва, 1888
http://kk.convdocs.org/docs/index-26246.html
Заветные тополи, Киев, 1888
Псалтирник. Повесть из галицко-русской народной жизни, Москва, 1888
Сироты, Москва, 1894
Горит! Рассказы, Москва, 1897
Повести и рассказы из галицко-русской жизни, СПб., 1901
Беседы пастыря (Т. 1-2, СПб., 1902; в т. 1 - «Автобиография» Наумовича)
Беседы Степана Сторазумова о сельском хозяйстве, Вып. 1, Киев, 1888
О. Феодор. Повесть (Сельскохоз. беседы), Вып. 1. Киев, 1888; о пчеловодстве
Христианские добродетели, СПб., 1890
Червонная Русь, ее прошлое и настоящее, Киев, 1890
Исторический очерк унии, Киев, 1889
Наумович, Иоанн (сост.), Православные народные календари (на 1890, 1891; изд. Св. Синодом).
Наумович, Иоанн, Собр. соч. Повести и рассказы, т. 1, кн. 1-3, Львов, 1926-27

Съ Богомъ - О. Иванъ Наумовичъ
За великое дЪло принялися наши русскіи народолюбцы: просвЪтити, облагороднити и поднести русскій народъ, живущій въ австрійской державЪ.
http://rolandanderson.se/Pravda_Press/Kalendar1941/withgod.php
Основавши въ 1874г. Общество им. Михаила Качковского, Иванъ Наумовичъ написалъ для его изданій слЪдующіи книжечки: 1) Съ Богомъ (1875); 2) Горитъ (1876); 3) Максимъ-богачъ, або Божіи суды (1876); 4) КрЪпкая воля и неутомимый трудъ (1878); 5) Сади деревину (1878); 6) Розумомъ и соединенными силами (1879); 7) Онуфрій Грушкевичъ (1881-1882); 8) Добрая Настя - повЪсть (1884); 9) Громадскій кумъ и Ивась Гринькoвъ - повЪсть (1884); 10) Житье Іоан. СнЪгурского (1884); 11) Поученія о земледЪльствЪ (1886)
Иван Григорьевич Наумович (1826-1891). Повести и рассказы из галицко-русской жизни. Петроград. 1915г. 298с.
https://cloud.mail.ru/public/GkML/aQZH3pWfa
Общество им. М. Качковского. Иван Наумович. С Богом
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_655.htm

Я.Ф. Головацкий и И.Г. Наумович в 1883г. По фотографии А. Страуса и К в Вильне. Опубликованно впервые в книге Ф.Ф. Аристова - Карпато-русские писатели. М., 1916
Ф.Ф. Аристов. Карпаты - общеславянская прародина

http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_669.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm

  


СТАТИСТИКА