Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Григорiй Купчанко. Галичина и еи русски жители
от 06.01.08
  
Самоорганизация


Книжечка для народа съ многими образками и картами старой Руси и Польши и теперешной Галичины

89-90
Мили и дороги мои русски братья и сестры! Сію книжечку я написалъ и издалъ для тихъ изъ васъ, котори мало просвЪщени або еще совсЪмъ не просвЪщени и не знаютъ о нашой русской земли ГаличинЪ або Галиціи и о еи жителяхъ всего того, що они знати повинны и що знати повиненъ каждый русскій человЪкъ.
То, що написано въ сей книжечцЪ, я выписалъ изъ розличныхъ великихъ книгъ, котори написали высокоучени люди, и то: историки або по-русски дЪеписатели, географы або по-русски землеписатели, статистики або по-русски числописатели и этнографы, або по-русски народописатели.
Мой трудъ при писанью сей книжечки состоялъ лишь въ томъ, що я представилъ коротенько, ясно и легкосрозумЪло найважнЪйше изъ того всего, що писали о ГаличинЪ и о еи жителяхъ въ толстыхъ книгахъ высокоучени люди, и то, якъ сказано, историки, географы, статистики и этнографы. А простонароднымъ русскимъ языкомъ я написалъ сію книжечку для того, що она призначена для нашого простого народа, и то въ первой линіи въ ГаличинЪ, потомъ въ БуковинЪ, потомъ въ Угріи, потомъ въ Россіи и т.д.
Таку саму книжечку я недавно написалъ и издалъ о сосЪдной съ Галичиною БуковинЪ, а за короткій часъ я напишу и издамъ таку саму книжечку и о сосЪдной съ Галичиною и Буковиною Угорской Руси. Недавно я написалъ и издалъ также таку саму книжечку о сосЪдной съ Галичиною Холмской Руси. Во всЪхъ тихъ книжечкахъ я помЪстилъ много хорошихъ образковъ и картъ.
Читайте, мили и дороги мои русски братья и сестры, тЪ мои книжечки, и то не лишь сами для себе, но также и для тихъ межи вами, котори не умЪютъ читати и не знаютъ того, що потребно имъ знати о своемъ родномъ краю и о своемь родномъ народЪ. А знанье своего родного края и своего родного народа есть дуже важна, полезна (корыстна), добра рЪчь, бо кто знаетъ свой родный край и свой родный народъ, тотъ знаетъ, якъ жити и поступати въ отношенію до своего родного края и до своего родного народа, и такій человЪкъ не такъ легко станется ворогомъ, измЪнникомъ або зрадцемъ своего родного края и своего родного народа, а останется на все свое житье пріятелемъ и любителемъ своего родного края и своего родного народа, то есть патріотомъ (Слово патріотъ походитъ отъ латинского слова раtrіа, которе значитъ по-русски отечество, отчина або родный край. Отже слово патріотъ значитъ по-русски любитель своего родного края) и народолюбцемъ.
ЦЪль (задача) сей книжечки и другихъ подобныхъ моихъ русскихъ книжечокъ есть отже та, абы наши малопросвЪщенни и непросвЪщенни русски люди знали, поважали и любили самыхъ себе и все, що свое родне. А коли мы всЪ русски люди отъ высокопросвЪщенныхъ до совсЪмъ непросвЪщенныхъ будемъ себе, то есть одни другихъ знати, поважати и любити, тогди мы будемъ держати и стояти всЪ разомъ, якъ одинъ мужъ, и тогди мы будемъ сильни и богати. А яко такихъ насъ будутъ тогди всЪ други, нерусски люди и народы на свЪтЪ поважати и цЪнити.
Въ твердой надЪЪ, що съ Божою помощью и съ нашою доброю волею се такъ станется, кончу сЪ слова до васъ, мили и дороги мои братья и сестры, и желаю вамъ всЪмъ на семъ свЪтЪ здоровья, счастья, долголЪтія, мира, согласія, любви и крЪпкого соединенья, а на томъ свЪтЪ - царства небесного.
Григорій Купчанко (редакторъ-издатель газеты ПросвЪщеніе въ ВЪдни. ВЪдень 1896).
 
I Историческа часть
Слово исторія походитъ изъ латинского языка и значитъ по-русски описаніе давнихъ або минувшихъ событій, случаевъ або дЪлъ на земли межи народами або людьми.
Галичина въ давныхъ часахъ Галичина есть теперь одинъ изъ коронныхъ краевъ Австрійской державы и граничитъ: на всходъ солнца съ Россіею и Буковиною, на полудне съ Угріею, на западъ солнца съ Силезіею и Пруссіею и на полночъ съ Россіею.
Галичина принадлежитъ до Австрійской державы отъ 1772-го року. Передъ тимъ, и то отъ 1340-го до 1772-го року Галичина принадлежала до Польского королевства, которе зачало въ 1772-мъ роцЪ роспадатися и которе теперь уже не существуетъ на свЪтЪ.
Раньше, и то отъ около 1140-го до 1340-го року Галичина разомъ съ Буковиною и другими сосЪдними русскими землями составляла самостоятельну, независиму русску державу съ титуломъ (названіемъ): Галическе або Галицке княжество а потомъ, и то отъ 1255-го року - Галическе королевство.
Еще раньше, и то отъ около 981-го до около 1123-го року Галичина принадлежала до Россіи и называлася разомъ съ прилученными до ней сосЪдними русскими краями - Червонною Русью.
Еще раньше Галичина и сосЪдни краи принадлежали до такъ называемой Хорватской державы. А еще раньше Галичина находилася подъ властью славянскихъ и неславянскихъ (чужихъ) народовъ. Тогди теперешна Галичина и не называлася Галичиною, а называлася розличными иными именами.
Давни жители Галичины Въ давнихъ, незапамятныхъ часахъ въ сторонахъ, где теперь лежатъ Галичина, Буковина, Угрія и т.д., жили розлични чужи, нерусски народы. Въ часЪ около Рождества Христового въ сторону, где теперь лежатъ Галичина, Буковина, Угрія и т.д., прійшолъ народъ, который называлъ себе Словянами або Славянами.
Словянами або Славянами тЪ давни жители Галичины называли себе для того, що они розумЪли слова своей бесЪды або розмовы и що они були дуже славни (храбри) въ борьбЪ (войнЪ) съ другими, несловянскими народами, слова которыхъ они не розумЪли и которыхъ они черезъ то прозвали нЪмыми людьми або НЪмцами.
Часть славянского народа, котора осЪлася въ сосЪдствЪ теперешнихъ горъ Карпатовъ, назвала ту свою сторону горбатою, то есть гористою землею. Изъ названія Горбата земля съ часомъ повстало названіе Горватія або Xорватія, которымъ именемъ Словяне або Славяне назвали всю ту землю, где теперь лежатъ русски краи Галичина, Буковина, Угорска Русь и т.д.
ПозднЪйше отъ названія края Хорватіи и горы того края достали имя Хорватски горы або коротко Хорваты. А изъ слова Хорваты повстало наконецъ названіе Карпаты. Се послЪдне названіе наши галическо-буковинско-угорски горы носятъ до сегоднЪшного дня.
Съ часомъ и славянски жители Хорватіи зачали называти себе Хорватами. А тЪ давни Словяне, Славяне або Хорваты - то були наши предки, наши прапрадЪды, отъ которыхъ и походимъ мы, Русски въ ГаличинЪ, БуковинЪ, Угріи, Россіи и другихъ сосЪднихъ краяхъ.
Борьба Хорватовъ за свою землю и основаніе особной Хорватской державы Наши предки Словяне, Славяне або Хорваты мусЪли вести долгу и страшну войну за ту землю, въ которой мы, русски Галичане, Буковинци, Угры и т.д., теперъ жіемъ. Та земля була тогди надсвычайно плодородна и була дуже богата лЪсами, дикими звЪрями, рыбою въ рЪкахъ и дорогими скарбами въ земли, якь: золотомъ, серебромъ, мЪдью, желЪзомъ, солью и т.д. О нашой землЪ други народы говорили, що въ ней течетъ медъ и молоко, така богата була она. За то всяки народы и хотЪли посЪдати ту богату землю, но наши храбри и славни предки не дали имъ той своей богатой земли и осталися на ней властителями и господарями.
Ставшися богатыми и независимыми (самостоятельными) господарями и панами всей земли, где теперь лежатъ Галичина, Буковина, полночно-всходна Угрія и западно-полуднЪшна часть Россіи, именно теперешни русски край Подоль, Волынь и Холмска Русь, наши предки соединили ту свою землю въ одну независиму, самостоятельну державу и назвали ею Хорватскою державою. То сталося около шестьсотъ летъ по РождествЪ Христовомъ.
Основаніе Русской державы и присоединеніе до ней Хорватской державы Съ часомъ въ Хорватской державЪ стало нашимъ славянскимъ предкамъ затЪсно, и они зачали росширятися на всЪ стороны, т.е. выселятися въ други земли и основовати тамъ нови державы. Такъ часть нашихъ славянскихъ предковъ, котора пойшла изъ Хорватіи на полночь и на всходъ солнца, основала тамъ въ 862-мъ роцЪ свою особну державу и назвала ту свою нову славянску державу Русскою землею або коротко Русью, а то тому, бо одинъ великій родъ тихъ нашихъ предковъ носилъ названіе Руссы або Россы. Та основанна тогди русска земля есть теперешна Россія.
Черезъ то, що наши предки зачали выселятися изъ Хорватіи въ други земли, Хорватія ставалася чимъ-разъ слабшою и слабшою и наконецъ сталася такою слабою, що не могла уже боротися съ другими, чужими краями и народами и подпала подъ власть чужихъ народовъ. Около 889-го року Хорватію завоёвали Мадьяры; потомъ Хорватіею завладЪли ПеченЪги, потомъ Куманы и т.д.; наконецъ Хорватію взяли НЪмци подъ свою власть. ТЪ розлични чужи народы совсЪмъ снищили Хорватію и нашихъ предковъ въ Хорватіи, бо имъ ходило лишь о то одно, абы нашихъ предковъ обдерати и рабовати и изъ того добре жити и пановати.
Видячи то господарованье въ несчастной Хорватіи, тогдишній правитель Русской державы князь Владиміръ Великій або Святый смиловался надъ своимъ роднымъ народомъ въ Хорватіи, выгналъ НЪмцевъ и другихъ чужихъ людей изъ Хорватіи и присоединилъ ею до своей, Русской державы яко особный русскій край, давши ему названіе Червленая або Червонная Русь. То сталося въ часЪ отъ 981-го до 993-го року. Подчасъ принадлежанья Червонной Руси до Россіи, въ Червонной Руси була введена и росширена свята православна вЪра, бо до тогди наши предки були язычниками, идолопоклонцами або поганцами.
Основаніе Галической державы Подъ властью Русской державы або Россіи Червонна Русь оставалася до 1123 го року. Въ 1123-мъ роцЪ Червонна Русъ отдЪлилася отъ Россіи и роздЪлилася на колька частей, на челЪ которыхъ стали особни русски князи. ТЪ князи безпрестанно сварилися и воёвали межи собою и навЪрно були бы запропастили свою русску землю чужимъ ворогамъ, коли бы старшій сынъ Перемышльского князя Володаря Ростиславича, Владимірко Володаревичъ, не соединилъ булъ около 1140-го року червонно-русски княжества въ одно велике княжество, назвавши его по имени его столичного мЪста Галича (надъ ДнЪстромъ) - Галическимъ або Галицкимъ княжествомъ. До Галического княжества принадлежала также Буковина и други сосЪдни русски край.
Галическа держава подъ русскими правителями ПослЪ князя Владимірка Володаревича, который правилъ до 1152-го року, т.е. до своей смерти, надъ Галическимъ княжествомъ правилъ его сынъ Ярославъ. Князь Ярославъ Владиміровичъ булъ дуже розумный и справедливый человЪкъ и сильно росширилъ граници своей державы. За его розумъ галическо-русскій народъ назвалъ его Осмомысломъ, т.е. человЪкомъ съ восьмома мыслями або розумами. Якъ князь Владимірко Володаревичъ, такъ и его наслЪдникъ Ярославъ Владиміровичъ Осмомыслъ жилъ и правилъ въ галическо-русскомъ столичномъ мЪстЪ ГаличЪ.
ПослЪ смерти князя Ярослава Владиміровича Осмомысла, умершого въ 1187-мъ роцЪ, настала велика несгода межи сынами Ярослава. Ту несгоду угамовалъ наконецъ князь Романъ Мстиславичъ, который правилъ надъ сосЪднимъ Волынскимъ княжествомъ. Тотъ князь Романъ и соединилъ въ 1198-мъ роцЪ Галическе княжество съ своимъ Волынскимъ княжествомъ и присоединилъ до своей Галическо-Волынской державы и много другихъ сосЪднихъ русскихъ краевъ ажъ поза старорусске мЪсто Кіевъ. Въ 1205-мъ р. князь Романъ Мстиславичъ упалъ въ войнЪ съ Поляками и то въ битвЪ подъ мЪстомъ Завихостомъ (надъ рЪкою Вислою).
Галическа держава подъ польскими и мадьярскими правителями Князь Романъ Мстиславичъ оставилъ послЪ себе двохъ малолЪтнихъ сыновъ, Данила и Василька. То выкорыстали Поляки и Мадьяры, котори и умовилися заручити пятилЪтного мадьярского королевича Коломана съ трёхлЪтною дочкою польского короля Лешка Силомеею и посадити ихъ на галическо-русскій престолъ. Та штука удалася Полякамъ и Мадъярамъ, но не на долго, бо Мадьяры и Поляки дЪлали велики несправедливости галическо-русскому народу и страшно сневажали его русску народность и его православну вЪру.
Галическа держава подъ правленіемъ новгородско-русского князя Мстислава Удалого Щобы посбутися своихъ вороговъ, галическо-русскій народъ прикликалъ изъ мЪста Новгорода (въ Россіи) на помощь русского князя Мстислава Удалого. Сей прійшолъ съ своимъ храбрымъ войскомъ ажъ подъ саме столичне мЪсто Галичъ и тутъ совсЪмъ побилъ сильне польско-мадьярске войско. За то галическо-русскій народъ призналъ новгородского князя Мстислава Удалого своимъ галическо-русскимъ княземъ. То сталося въ 1219-мъ роцЪ.
Тим часомъ подросъ старшiй сынъ покойного галическо-русского князя Романа Мстиславича Данило Романовичъ, который жилъ съ своею матерью и съ своимъ молодшимъ братомъ Василькомъ въ Волынскомъ княжествЪ. Тогди на Русску землю напали сильни Татаре и страшно снищили ею и еи рускихъ жителей. Щобы увольнити Русь отъ страшныхъ Татаръ, Галическій князь Мстиславъ Удалый соединился съ Волынскимъ княземъ Даниломъ Романовичемъ, но имъ не удалося побЪдити (перемогчи) Татаръ и выгнати ихъ изъ русской землй. Ажъ въ 1224-мъ роцЪ, коли Русь була страшно снищена, Татаре сами вернулися въ свой край въ Азіи. Четыре роки позднЪйше, т.е. въ 1228-мъ роцЪ, умеръ Галическій князь Мстиславъ Удалый, и на его мЪстце сталъ Волынскій князь Данило Романовичъ.
Галическа держава подъ правленіемъ волынско-русского князя (короля) Данила Романовича Ставшися Галическимъ княземъ, Данило Романовичъ не хотЪлъ жити и правити въ мЪстЪ ГаличЪ, въ Галическомъ княжествЪ, а якъ до тогди, такъ и дальше жилъ и правилъ въ Волынскомъ княжествЪ, и то въ мЪстЪ ХолмЪ, которе онъ около 1235-го року совсЪмъ обновилъ и укрЪпилъ. Князь Данило Романовичъ силъно увеличилъ свою Галическо-Волынску державу, присоединилъ до ней также Кіевску землю и назначилъ своего храброго воеводу Димитрія намЪстникомъ въ мЪстЪ КіевЪ. Галическо-Волынско-Кіевска держава була того часу иайбольша держава въ ЕвропЪ.
Князь Данило Романовичъ не переставалъ дбати о добробытЪ своего русского народа. Для той цЪли онъ строилъ (будовалъ) мЪста, дороги, мосты, основовалъ школы, поддержовалъ торговлю, ремесла и т.д. Около 1241-го року онъ основалъ мЪсто Львовъ, которе имя походитъ отъ имени его старшого сына Льва. Въ 1255-мъ роцЪ князь Данило Романовичъ пріймилъ титулъ король и короновался въ мЪстЪ ДрогичинЪ королевскою короною. Отъ того часу Галическа Русь и носитъ названіе королевство.
Галическо-русскій правитель, князъ и потомъ король Данило Романовичъ правилъ надъ своею Галическо-Волынскою державою отъ 1235-го до 1264-го року, отже 29 лЬтъ. Подчасъ тихъ 29-ти лЪтъ король Данило Романовичъ сдЪлалъ свою державу надсвычайно великою и сильною а свой русскій народъ богатымъ и задоволеннымъ.
РоздЪленіе Галическо-Волынской державы Чуючи себе близкимъ смерти, король Данило Романовичъ роздЪлилъ свою державу межи своихъ двохъ сыновъ и своего брата, давши своему старшому сыну Льву полуднЪшно-западну часть своей державы съ мЪстами Перемышлемъ и Львовомъ, своему молодшому сыну Шварну полночно-всходну часть своей державы съ мЪстомъ Галичемъ и Xолмомъ и своему брату Василькови полночну часть своей державы съ мЪстомъ Владиміромъ Волынскимъ. Третій, найстаршій сынъ Данила Романовича, Романъ, тогди уже не жилъ, бо булъ убитый въ войнЪ съ Литовцами, и то въ 1260-мъ роцЪ. Передавши землю и власть своимъ двомъ сынамъ и своему брату, король Данило Романовичъ осЪлся въ мЪстЪ ХолмЪ, где и умеръ (въ 1264-мъ роцЪ) и булъ похороненый коло своего сына Романа.
Галическа держава подъ правленіемъ галическо-русского князя Льва Даниловича Шесть лЪтъ послЪ смерти короля Данила Романовича умеръ его молодшій сынъ Шварно, то есть въ 1270-мъ роцЪ, и тогди Галическо-Холмска Русь съ мЪстами Галичемъ и Холмомъ прійшла подъ власть его старшого брата князя Льва Даниловича. Такимъ способомъ князь Левъ Даниловичъ стался въ 1270-мъ роцЪ правителемъ всей Галической а также Буковинской и Угорской Руси. Рокъ позднЪйше, и то въ 1271-мъ роцЪ, умеръ и князь Василько и тогди князъ Левь Даниловичъ стался верховнымъ (найстаршимъ) княземъ въ Галическо-Волынской Руси.
Князь Левъ Даниловичъ булъ, подобно своему отцу, дуже розумный, добрый и храбрый человЪкъ, велъ многи войны съ ворогами своего народа, и то съ Татарами, Литовцами и Поляками и причинился много для поднесенья добробыта своего, русского народа. Щобы еще больше укрЪпити свою державу, князь Левъ Даниловичъ оженилъ своего единого сына Юрія съ дочкою Московско-Суздальского великого князя и такимъ способомъ вступилъ въ связь и союзъ съ сильною велико-русскою або Московскою державою. Князь Левъ Даниловичъ значительно увеличилъ и украсилъ свое столичне мЪсто Львовъ, где онъ жилъ въ построенномъ нимъ дворци або замку на высокой горЪ. Та гора до сегоднЪшного дня называется Высокимъ Замкомъ. Князь Левъ Даниловичъ правилъ 37 лЪтъ, и то отъ 1264-го до 1301-го року. Его тЪло похоронено въ монастырской церкви въ селЪ ЛавровЪ (въ теперешномъ старо-мЪстскомъ окрузЪ, въ ГаличинЪ).
Галическа держава подъ правленіемъ галическо-русского князя (короля) Юрія Львовича ПослЪ смерти князя Льва Даниловича на княжескій Галическій престолъ ступилъ его единый сынъ Юрій Лъвовичъ, и то въ 1301-мъ роцЪ. Въ 1305-мъ роцЪ князь Юрій Львовичъ соединилъ (случилъ) съ своею Галическо-русскою землею также сосЪдну Волынско-русску землю, а то вслЪдствіе смерти тамошнихъ русскихъ князей Мстислава Даниловича и Владиміра Васильевича. Ставшися такимъ способомъ правителемъ Галическо-Волынской земли, князь Юрій Львовичъ принялъ (пріймилъ) титулъ (названіе) королъ, вЪнчался (короновался) королевскою короною и назвалъ себе Юріемъ Первымъ, королемъ всей Малой Руси, и то для отличія отъ остальной, всходной або Московской Руси, котора яко о много больша называлася Великою Русью.
Въ сосЪдствЪ съ Малою и Великою Русью лежали Польска и Литовска держава. Польска держава була особливо сильна и для того король Юрій I постановилъ, вступити съ тогдишнимъ польскимъ княземъ Болеславомъ Мазовецкимъ въ связь и союзъ. Для той цЪли король Юрій I выдалъ свою дочку Марію за сына польского князя Болеслава, принца Тройдена Болеславича. Изъ того супружества родился сынъ, который булъ крещеный въ вЪрЪ своей матери, т.е. въ православной вЪрЪ и которым при своемъ крещенію получилъ имя Болеславъ. Но изъ подруженья русской православной принцесы Маріи Юрьевны съ польскимъ римско-католическимъ принцомъ Тройденомъ Болеславичемъ не выйшло ничого доброго для Галической Руси а выйшло много злого, выйшла еи смертъ, бо именно сынъ Маріи Юрьевны и Тройдена Болеславича князь Болеславъ Тройденовичъ причинился до того, що Галическо-русска держава упала и подпала подъ чужу, польску власть. Но вернемся до галическо-русского короля Юрія І-го.
Въ короткомъ часЪ послЪ того, якъ Галическо-русскій королъ Юрій I подружилъ свою дочку Марію съ сыномъ польского князя Тройденомъ Болеславичемъ, на Волынску Русъ напалъ Литовскій великій князь Гедиминъ и забралъ еи много земли и всякого добра, а то тому, бо королъ Юрій I булъ самъ за-слабый, щобы воёвати съ сильнымъ Литовскимъ великимъ княземъ а польскій король не хотЪлъ стати на помощь русскому королеви. Въ своей нуждЪ король Юрій I призвалъ собЪ на помощъ Татаръ, но вЪроломни Татаре взяли велики гроши, а коли прійшло до битвы съ Литовцами, то они поутЪкали и оставили на поли битвы лишь маленьке русске войско. Другій на мЪстци короля Юрія І-го булъ бы отступилъ и булъ бы просилъ мира у сильного противника Литовского великого князя. Но русскій король Юрій I стыдался отступати и покорятися передъ противникомъ. Не роздумуючи долго, король ІОрій I сталъ на челЪ своего маленького, но храброго войска и ударилъ на непріятеля. Спочатку русске войско и перемогло противниковъ, но наразъ Литовци со всЪхъ сторонъ окружили маленьке русске войско и наконецъ одержали надъ нимъ полну побЪду. Самъ королъ Юрій I, который воёвалъ якъ левъ, булъ проколеный непріятельскою стрЪлою и упалъ на поли битвы за честь своей русской державы. То сталося въ 1315-мъ роцЪ подъ мЪстомъ Владиміромъ-Волынскимъ.
Тогди, коли надъ Галическо-русскою державою правили русски православни князи и короли, русскій народъ въ Галическо-русской даржавЪ, то есть въ теперешной ГаличинЪ, БуковинЪ, Угорской, Холмской и Волынской Руси, исповЪдовалъ греко-восточну православну вЪру и вслЪдствіе того въ Галическо-русской державЪ були православни епископы, православни священники, православни церкви и т.д. Но тогди въ Галическо-русской державЪ не було православныхъ митрополитовъ, то есть старшихъ церковныхъ начальниковъ. Для того тЪ Галическо-русски православни священники, котори були назначаеми Галическими православными епископами, принуждени були ити до мЪста Кіева, а позднЪйше до мЪста Москвы, щобы представитися тамъ русскому православному митрополиту и получити отъ него посвященіе въ епископскій чинъ або санъ. Та подорожь була дуже далека, тяжка и дорога. Для того Галическо-русскій король Юрій I упросилъ царьградского або константинопольского православного патріарха, то есть найстаршого православного церковного начальника, щобы онъ посвятилъ на Галическо-русского православного митрополита родовитого русского православного Галичанина, и то православного монаха (чернца) Петра, который булъ надсвычайно побожный и добродЪтельный мужъ. Царьградскій патріархъ исполнилъ волю короля Юрія І-го и посвятилъ монаха Петра митрополитомъ, и то не только для Галической, но взагалЪ для всей православной Руси. Митрополитъ Петро жилъ до своей смерти въ мЪстЪ МосквЪ, и то до 1326-го року, где до сегоднЪшного дня лежитъ прахъ его тЪла, и то въ церкви Успенія Пресвятой Богородици.
Галическа держава подъ правленіемъ галическо-русского князя Андрея Юрьевича ПослЪ смерти короля ІОрія І-го осталися его два сыны, и то Андрей Юрьевичъ и Левъ Юрьевичъ. ТЪ оба князи постановили, отомстити Литовцамъ за смертъ своего отца и выгнати ихъ изъ Волынской Руси. Но такъ якъ они чули себе до того слабыми, то они упросили Кіевско-русского князя стати имъ на помощъ. Кіевско-русскій князь исполнилъ просьбу Галическо-русскихъ князей, но онъ не булъ вь состоянію побЪдити сильныхъ противниковъ Галической Руси. Видячи, що съ Литовцами трудно вести войну, Галическо-русскій князь Андрей Юрьевичъ заключилъ миръ съ Литовскимъ великимъ княземъ Гедиминомъ и для лучшого укрЪпленья того мира оженилъ своего сына Юрія Андреевича съ дочкою великого князя Гедимина а свою дочку Бушу Андреевну выдалъ за-мужъ за Гедиминового сына Любарта. Отъ того часу князъ Андрей Юрьевичъ жилъ спокойно и вь мирЪ старался о добробытЪ своей державы и своего народа. Молодшій братъ Галическо-русского князя Андрея Юрьевича, князь Левъ Юрьевичъ або Левъ II спочатку жилъ и правилъ въ Волынской Руси, и то въ мЪстЪ ЛуцкЪ, но потомъ онъ отправился до своихъ кревныхъ князей Брянскихъ въ Кіевской Руси и жилъ тамъ до своей смерти, котора послЪдовала въ 1319-мъ роцЪ. Пять лЪтъ позднЪйше, т.е. въ 1324-мъ роцЪ, умеръ и Галическо-русскій князь Андрей Юрьевичъ.
ГаличЪска держава подъ правленіемъ галическо-русского князя Юрія Андреевича ПослЪ смерти князя Андрея Юрьевича правителемъ Галическо-русской державы стался его единый сынъ Юрій Андреевичъ. Ставшися Галическо-русскимъ княземъ, Юрій Андреевичъ принялъ титулъ Юрій II, князь всей Малой Руси. Онъ булъ спокойного и доброго характера и жилъ съ сосЪдними державами въ мирЪ и пріятелъствЪ. За то жилося добре и русскому православному народу въ ГаличинЪ, БуковинЪ и другихъ русскихъ земляхъ, котори тогди принадлежали до Галическо-русской державы. Князь Юрій II однако не жилъ долго, бо уже въ 1336-мъ роцЪ отдалъ Богу душу, не оставивши послЪ себе ни одного дитяти, потомка або наслЪдника. И такъ со смертію князя Юрія II-го Галическо-русска держава осталася совсЪмъ безъ князя або правителя.
Галическа держава подъ правленіемъ мазовецко-польского князя Болеслава Тройденовича Якъ только осиротЪла Галическо-русска держава, то на ню зачали острити зубы и Литовци, и Поляки, и Мадьяры, и НЪмци. Но галическо-русскій народъ не хотЪлъ статися подданнымъ чужого, нерусского правителя и сопротивлялся всЪмъ тимъ чужимъ кандидатурамъ на Галическо-русскій престолъ. А щобы не оставатися безъ князя або правителя, Галическо-русскій народъ со своими духовными и боярями на челЪ выбралъ въ 1337-мъ роцЪ близкого кревного своихъ покойныхъ Галическо-русскихъ князей Болеслава Тройденовича, сына дочки князя Юріа І-го Львовича и княгини Марьи Юрьевны, на Галическо-русского князя. Головнымъ условіемъ избранія князя Болеслава Тройденовича на Галическо-русского князя було то, щобы онъ святодержалъ и защищалъ святу православну вЪру и церковь и русскій языкъ, русске письмо и русски народни обычаи. Князь Болеславъ Тройденовичъ прирекъ то все и потвердилъ то все присягою на св. Евангеліи. Но то его приреченіе и та его присяга були лишь одни пусти слова, бо онъ не лишь не держалъ и не защищалъ св. православной вЪры и церкви и русского языка, письма и всего, що русскому народу було родне, дороге и святе, но всЪми способами понижалъ и нищилъ тЪ найбольши, найдорожши и найсвятЪйши сокровища русского народа. За то русскій народъ и укаралъ его смертью, давши ему въ ЪдЪ тройла, которе розорвало тЪло вЪроломного князя на кусни. То сталося на саме БлаговЪщеніе въ 1340-мъ роцЪ.
Галическа Русь подъ правленіемъ польского короля Казиміра ІІІ-го Якъ только учулъ тогдишній польскій король Казиміръ III, що Галическо русскій народъ умертвилъ князя Болеслава Тройденовича, который по своему отцеви булъ польской крови и жена которого була родна сестра короля Казиміра, онъ тотчасъ собралъ около своей столици Кракова велике войско и пойшолъ съ нимъ противъ Галическо-русской столици Львова. Но Львовяне заперли укрЪпленни желЪзни ворота своей столици и долго сопротивлялися сильному польскому войску съ его королемъ на челЪ. Наконецъ однако перемогла сила на польской сторонЪ, и Львовяне були принуждени впустити короля Казиміра въ свою столицу. Тутъ король Казиміръ объявилъ себе правителемъ Галической Руси и далъ присягу, що будетъ свято хранити и поважати вЪру, языкъ, письмо, обычаи и права Галического русского народа. Но и та присяга була лишь одни пусти слова, бо подъ правленіемъ короля Казиміра и его польскихъ наслЪдниковъ галическій русскій православный народъ утратилъ всЪ свои найдорожши и найсвятЪйши сокровища.
Галическа Русь подъ литовскими и польскими правителями Двадцать лЪтъ до завоёванья Галической Руси Поляками, и то въ 1321-мъ р., сосЪди Польши и Великой Руси або Россіи Литовци завоевали ту часть полуднЪшной Россіи, где лежали мЪста Кіевъ, Черниговъ и т.д. Та часть Россіи принадлежала до Россіи съ самого початку еи существованія яко держава и тогди та часть Россіи носила таке саме названіе, яке носила и до нынЪшного дня носитъ вся Россія, т.е. названіе Русска земля або коротко Русь, а русски жители Русской земли або Руси взагалЪ и еи полуднЪшной части по обохъ сторонахъ рЪки ДнЪпра въ особенности называли себе Русскими людьми або коротко Русскими. Такъ якъ тотъ завоёванный Литовцами русскій православный народъ булъ дуже побожного, мирного и доброго характера, то Литовци, котори исповЪдовали языческу або поганску вЪру, полюбили за то русскій православный народъ и его православну вЪру и русскій языкъ и многи изъ нихъ и даже сами князи пріймили православну вЪру и русскій языкъ.
Умираючи, Литовскій великій князь Ольгердъ, правившій надъ своею Литовско-русскою державою отъ 1345-го до 1377-го року, назначилъ своего найстаршого сына Ягелла своимъ наслЪдникомъ на престолЪ. Мати Ягелла, княгиня Юліанія, була дочкою Тверского русского Православного князя и исповЪдовала православну вЪру. По обряду православной церкви булъ крещеный и еи сынъ Ягелло. И великій князь Ягелло булъ бы до своей смерти остался вЪрнымъ своей родной вЪрЪ и добрымъ для своихъ русскихъ подданныхъ, если бы не булъ оженился съ польскою королевою Ядвигою, котора и заставила его зречися православной вЪры и пристати до латинской або римско-католической вЪры.
Оженившися въ 1386-мъ роцЪ съ Ядвигою, Ягелло стался также королемъ Польши. Такъ якъ тогди и Галичина принадлежала до Польши, то Галическа Русь прійшла подъ правленіе литовского великого князя и польского короля Ягелла. Щобы еще больше догодити своей польской женЪ, король Ягелло принудилъ многихъ своихъ русскихъ православныхъ бояръ пристати до латинской або римско-католической вЪры и статися Поляками. Щобы и свой простый русскій народъ привернути до латинской або римско-католической вЪры, король Ягелло выдумалъ унію, т.е. соединеніе съ латинскою або римско-католическою церковью. Наконецъ щобы и свою русску землю совсЪмъ розличити отъ остальной, великой Руси, король Ягелло назвалъ полуднЪшну часть своей русской земли - Малороссіею або Украиною, т.е. крайною землею Польши.
На помЪщенной тутъ картЪ видно, где въ тихъ часахъ лежали: Польша съ еи литовско-русскими краями, Малороссія або Украина съ еи мЪстами Кіевомъ, Черниговомъ и т.д., Велика Русь съ еи мЪстами Москвою, Ярославлемъ, Новгородомъ и т.д.; Татарщина съ завоёванными русскими мЪстами Харъковомъ, Курскомъ,
18
Воронежомъ и т.д. На той картЪ представлени: Польша бЪлою, Малороссія або Украина - перистею, Велика Русь - сЪрою (сивою) а Татарщина - темною (чорною).
Уніаченье, поляченье и неволенье Галической Руси подъ правленіемъ польскихъ королей Полъскій король Ягелло булъ отже первый, который зачалъ всЪми силами и способами вводити въ Галической Руси такъ называему унію, т.е. соединеніе (слученіе) русского православного народа въ ГаличинЪ съ римско-католическою або латинскою вЪрою и церковью и такимъ способомъ перетягати русскихъ православныхъ людей въ ГаличинЪ а особливо тамошнихъ русскихъ православныхъ бояръ, духовныхъ и взагалЪ просвЪщенныхъ людей на свою, польску сторону. Кто-же сопротивлялся тому, того король Ягелло казалъ преслЪдовати и карати розличными и найстрашнЪйшими карами. Такъ повстала въ ГаличинЪ неволя русского народа.
Зачате королемъ Ягелломъ уніаченье, поляченье и неволенье православныхъ Русскихъ въ ГаличинЪ продолжали всЪ наслЪдники короля Ягелла на полъскомъ престолЪ, и то такъ успЪшно, що коли въ 1772-мъ роцЪ Польска держава зачала роспадатися и Галичина прійшла подъ власть Австрійской державы, въ ГаличинЪ принадлежали до уніи и були сильно ополячени всЪ православни русски люди. Така сама судьба постигла и Угорску Русь, надъ которою правили то Поляки, то Нъмци, то Мадьяры. Лишъ одна Буковина не подпала той страшной судьбЪ, а то тому, що Поляки не могли захватити ею въ свои руки, хотя они въ своемъ зухвальствЪ, въ своей ненасытимости и въ своей неспокойности колька разъ пробовали завоёвати тотъ край.
Присоединенiе Галической Руси до Австрійской державы Зухвальство, ненасытымость и неспокойность Поляковъ або, лучше сказавши, польскихъ пановъ и ксёндзовъ и були головною причиною упадку Польской державы и присоединенья (прилученья) еи поодинокихъ краёвъ до сосЪднихъ державъ Австріи, Россіи и Пруссіи. Галическа Русь, котора съ колькома недолгими промежутками отъ 1340-го року принадлежала до Польской державы и котора въ 1772-мъ роцЪ отпала отъ той державы, присоединена до Австрійской державы на основанію договора, заключенного дня 11-го вересня 1772-го року межи тогдишною Австрійскою цЪсаревою Маріею Терезіею и тогдишнимъ Польскимъ королемъ Станиславомъ Августомъ.
Такъ якъ разомъ съ Галическою Русью въ 1772-мъ роцЪ до Австрійской державы присоединена була и часть Волынской Руси, котора по имени еи головного мЪста Владиміра або Володиміра называлася также Волынско-Владимірскою або Волынско-Володимірскою або коротко Володимірскою Русью, то присоединенна до Австрійской державы Галическо-Володимірска Русь получила отъ правителъства цЪсаревой Маріи Терезіи и еи сына и соправителя-цЪсаря Іосифа II-го титулъ (названіе) Галичина и Володимірія або по-нЪмецки Gаlіziеn und Lоdоmerіеn. А такъ якъ Галическо-Володимірска Русь въ давнЪйшихъ часахъ, коли надъ нею правили русски князи и короли, носила титулъ королевство, то и правительство цЪсаревой Маріи Терезіи и цЪсаря Іосифа II-го сохранило (задержало) за нею тотъ самый титулъ. ВслЪдствіе того Галичина до нынЪшного дня носитъ офиціальный (урядовый) титулъ королевство Галичина и Володимірія, хотя Володимірска Русь уже давно отпала отъ Австріи и прійшла назадъ подъ Россію.
Галическа Русь въ первыхъ рокахъ австрійского правительства надъ нею Галическа Русь прійшла подъ Австрію надсвычайно бЪдною, темною, пониженною и снищенною. Особливо бЪдный, темный, пониженый и снищеный булъ галическо-русскій народъ по селахъ або, лучше сказавши, галическо-русскій хлЪборобъ-мужикъ, а то черезъ свою неволю панщину, котору завели польски паны и въ которой галическо-русскій хлЪборобъ-мужикъ стогналъ подчасъ всего панованья надъ нимъ польскихъ королей, пановъ и ксёндзовъ, т.е. дольше якъ 400 лЪтъ. Та неволя панщина галическо-русского народа була така тяжка та страшна, що тяжщу и страшнЪйшу неволю трудно собЪ представити. Та неволя панщина давала польскимъ панамъ право, дЪлати съ русскимъ мужикомъ, все, що они сами хотЪли, т.е. робити нимъ якъ нЪмою скотиною (худобою або быдломъ), бити и сневажати его якъ собаку, карати его розличными карами и даже убивати его на смерть. За то польски паны не отповЪдали ни передъ кимъ на свЪтЪ. Той страшной муцЪ-неволЪ русскихъ хлЪборобовъ-мужиковъ въ ГаличинЪ сдЪлали конецъ добра, мудра и справедлива Австрійска цЪсарева Марія Терезія и еи добрый, мудрый и справедливый сынъ цЪсарь Іосифъ ІІ, котори издали цЪлый рядъ роспоряженій або такъ называемыхъ патентовъ въ защиту и корысть бЪдного и несчастного русского народа въ ГаличинЪ.
Галическа Русь подъ правленіемъ цЪсаря Іосифа II-го Особливо много доброго и полезного для бЪдного русского народа въ ГаличинЪ сдЪлалъ цЪсарь Iосифъ II, который послЪ смерти свой матери цЪсаревой Маріи Терезіи, и то въ 1780-мъ роцЪ, стался самостоятельнымъ правителемъ и королемъ Галичины. Тогди и Буковина принадлежала до Австріи, и то отъ 1775-го року. Щобы своими власными очами переконатися, якъ жіется простому народу въ ГаличинЪ и сосЪдной БуковинЪ, цЪсарь Іосифъ II въ 1773-мъ и 1783-мъ роцЪ заЪзжалъ въ тЪ краи и ходилъ по нихъ пЪшкомъ и перебраный въ свычайну одежу яко ремесленникъ-путешественникъ (вандровникъ) або заробникъ-мужикъ. Ходячи такъ межи русскими а также польскими и ромынскими або волошскими мужиками въ ГаличинЪ и БуковинЪ, цЪсарь Іосифъ II приглядался и прислуховался всему, що бЪдни русски, польски и ромынски хлЪборобы-мужики дЪлали и говорили и якъ они жили. При томъ цЪсарь Іосифъ II заглядалъ также и въ канцеляріи урядниковъ, въ дворы пановъ и въ корчмы жидовъ и записовалъ все, що тамъ видЪлъ, чулъ и зазналъ. А вернувшися назадъ до своей столици ВЪдня, цЪсарь Іосифъ II издавалъ роспоряженія, приказы и т.п. и предписовалъ и касовалъ ними одно съ другимъ, що тягаремъ лежало на бЪдномъ русскомъ, польскомъ и ромынскомъ народахъ въ ГаличинЪ и БуковинЪ.
Вотъ яки межи иными благодЪянія оказалъ добрый, мудрый и справедливый цЪсарь Іосифъ II бЪдному и темному русскому народу въ ГаличинЪ: Патентомъ (роспоряженіемъ) отъ 5-го квЪтня 1782-го року цЪсарь Іосифъ II снесъ невольниче подданство русскихъ и польскихъ хлЪборобовъ-мужиковъ и такимъ способомъ облегчилъ тяжке, невыносиме ярмо ихъ, подъ которымъ они стогнали подъ властью Польши. ПослЪ изданья того цЪсарского патента галически мужики не мусЪли уже робити панамъ панщину по пять, шесть и даже семь дней въ тыждни, а були обовязани робити панамъ панщину найбольше по три дни въ тыждни.
Правда, мужики все еще мусЪли слухати приказовъ своихъ пановъ-дЪдичей и давати имъ дань, но при томъ они не були уже совсЪмъ безправными панскими невольниками, якими до тогди були. Теперь хлЪборобъ-мужикъ малъ право переселитися изъ одного села въ друге, если булъ незадоволеный своимъ паномъ-дЪдичемъ, могъ заниматися, чимъ хотЪлъ, т.е. або рольничествомъ, або ремесломъ и т.д., и малъ право женитися по своей волЪ, съ кимъ хотЪлъ, а не съ кимъ приказовалъ ему женитися панъ-дЪдичъ. ХлЪборобъ-мужикъ малъ также право жаловатися на своихъ пановъ-дЪдичей передъ цЪсарскими судами.
Четыре роки позднЪйше, т.е. въ 1786-мъ роцЪ цЪсарь Іосифъ ІІ издалъ новый патентъ, которымъ онъ скасовалъ розлични мужицки дани и тягары, якъ: мостове, коморне, сольне, гайдучне, столове, грошеве, торгове и т.д., котори всЪ дани называлися даремщиною. Дальшимъ патентомъ изъ 1787-го року цисарь Іосифъ II позволилъ хлЪборобамъ-мужикамъ куповати землю въ свою власность и роспоряжатися нею, якъ они сами хотЪли. А щобы межи хлЪборобами-мужиками яко посЪдателями грунтовъ (земли) не було споровъ о грунты (о землю), то цЪсарь Іосифъ II роспорядилъ, щобы грунты хлЪборобовъ-мужиковъ були помЪрени и отмЪрени отъ панскихъ грунтовъ и щобы мужицки грунты були записани въ урядови книги особно отъ панскихъ грунтовъ, и то мужицки грунты подъ названіемъ рустикальни грунты а пански грунты подъ названіемъ доминикальни грунты (слово рустикальный походитъ изъ латинского языка и значитъ по-русски мужицкій, а слово доминикальный также походитъ изъ латинского языка и значитъ по-русски панскій). Тотъ помЪръ мужицкихъ и панскихъ грунтовъ булъ великимъ благодЪяніемъ для русскихъ и польскихъ мужиковъ въ ГаличинЪ, бо тотъ помЪръ сдЪлалъ мужиковъ своими власным и панами-господарями на своей власной земли. На жаль однако многи темни мужики не знали корыстати изъ того справедливого цЪсарского патента и не всЪ изъ нихъ удержали призначенну имъ землю въ своихъ рукахъ.
Но не лишь о тЪлесномъ добрЪ старался добрый, мудрый и справедливый цЪсарь Іосифъ ІІ, онъ не забувалъ при томъ и о душевномъ добрЪ темного русского народа въ ГаличинЪ. Подъ панованьемъ надъ Галичиною польскихъ королей галическо-русскій народъ и мыслити не смЪлъ о школахъ и о своемъ просвЪщенію, и коли Галичина прійшла подъ властъ Австріи, въ цЪлой ГаличинЪ була лишь одна-одинисенька русска школа, и то домашна школа въ домЪ галическо-русского епископа въ ЛъвовЪ. Въ той школЪ русски молодци, которымъ було возможно окончити середни польски школы, приготовлялися въ теченью половины року на русскихъ священниковъ. Видячи, що лишь одни русски священники въ ГаличинЪ осталися вЪрными пріятелями своихъ родныхъ братій-мужиковъ и що лишь одни священники всостоянію выдвинути русскихъ мужиковъ изъ ихъ страшной темноты, цЪсарь Іосифъ II увольнилъ передовсемъ русскихъ священниковъ отъ панщины и сдЪлалъ ихъ ровными съ польскими ксёндзами. То сталося еще въ 1776-мъ роцЪ. Потомъ, и то въ 1783-мъ роцЪ цЪсарь Іосифъ II основалъ, для приготовленья русскихъ священниковъ, русску духовну семинарію въ ЛьвовЪ. Еще раньше, и то въ 1774-мъ роцЪ русска духовна семинарія основана була въ ВЪдни цЪсаревою Маріею Терезіею (Русска духовна семинарія въ ВЪдни существовали до 1894-го року, отже ровно 120 лЪтъ. Въ 1894-мъ роцЪ она була скасована за то, що колька вЪденьскихъ русскихъ студентовъ, котори совсЪмъ не були семинаристами, назвали одного дня находившогося тогди въ ВЪдни львовского русского уніатского митрополита доктора Сильвестра Сембратовича, подлецомъ и зрадцемъ русского народа и при томъ обкидали его гнилыми яйцами (запортками)).
Такъ якъ у русского народа въ ГаличинЪ не було русскихъ книжокъ, изъ которыхъ могла бы учитися и просвЪщатися галическо-русска молодежь, то цЪсарь Іосифъ II основалъ фондъ для печатанья (друкованья) и издаванья русскихъ книжокъ и казалъ роспространяти (росширяти) ихъ межи русскимъ народомъ. А коли були напечатани и издани русски школьни книжки, то цЪсарь Іосифъ II казалъ заводити въ ГаличинЪ русски народни школы и посылати до нихъ русскихъ дЪтей на науку. Въ 1784-мъ роцЪ цЪсарь Іосифъ II основалъ въ ЛъвовЪ всеучилище (университетъ або найвысшу школу) и завелъ при той найвысшой школЪ богословске отдЪленье съ русскимъ преподавательнымъ языкомъ. Русскій языкъ однако не пановалъ долго въ русской богословской школЪ въ ЛьвовЪ, бо скоро послЪ смерти цЪсаря Іосифа ІІ-го (ЦЪсарь Іосифъ II самостоятельно правилъ лишь дЪсять лЪтъ, и то отъ 1780-го до 1790-го року), и то въ 1810-мъ роцЪ, Поляки вытиснули русскій языкъ изъ русской богословской школы въ ЛьвовЪ и замЪнили его польскимъ и латинскимъ языками. ВзагалЪ послЪ смерти цЪсаря Іосифа ІІ-го перемЪнилося дуже много въ Галической Руси въ некорысть русского народа.
Галическа Русь подъ правленіями цЪсаря Леопольда II-го и цЪсаря Франца І-го НаслЪдникъ цЪсаря Іосифа ІІ-го на австрійскомъ цЪсарскомъ престолЪ цЪсарь Леопольдъ II, молодшій братъ цЪсаря Іосифа ІІ-го, не могъ сдЪлати много доброго для русского народа въ ГаличинЪ и взагалЪ въ Австріи, бо правилъ лишь два роки, и то отъ 1790-го до 1792-го року. Подъ наслЪдникомъ цЪсаря Леопольда ІІ-го, и то, цЪсаря Франца І-го, который правилъ отъ 1792-го до 1835-го року, возобновлено русску митрополію и назначено львовского епископа Антонія Ангеловича галическимъ русскимъ митрополитомъ. То сталося 1808-мъ роцЪ. Десять лЪтъ позднЪйше цЪсарь Францъ I назначилъ ревного русского патріота и народолюбца Іоанна СнЪгурского русскимъ епископомъ въ ПеремышлЪ. Епископъ Іоаннъ СнЪгурскій булъ первый отъ часу завоёванья Галической Руси Польшею, который завелъ при своемъ дворЪ русскій языкъ и который съ Русскими и Поляками не розговорювалъ иначе, якъ лишь по-русски. Епископъ Іоаннъ СнЪгурскій булъ и единый заступникъ бЪдного русского народа въ ГаличинЪ противъ польскихъ пановъ и ксёндзовъ, котори подъ правленіемъ цЪсаря Франца І-го сновь прійшли до власти и силы.
Галическа Русь подъ правленіемъ цЪсаря Фердинанда І-го Доля бЪдного русского народа въ ГаличинЪ облегчилася ажъ подъ правленіемъ наслЪдника цЪсаря Франца І-го, и то цЪсаря Фердинанда I-го або Доброго, который правилъ отъ 1835-го до 1848-го року. Не встигъ цЪсарь Фердинандъ I ступити на австрійскій престолъ, якъ межи просвЪщенными русскими людьми въ ГаличинЪ а особливо въ ЛьвовЪ зачалося нове житье и живе движенье въ корысть просвЪщенія русского простого народа або русскихъ мужиковъ. На челЪ того движенья стали тогдишни потомци (студенты) львовской русской духовной семинаріи Маркіанъ Шашкевичъ, Яковъ Головацкій, Николай Устыановичъ и Иванъ Вагилевичъ. ТЪ четыре молоди, но щири и ревни русски народни патріоты и народолюбци основали кружокъ або Общество, цЪлью которого було плеканье и розвиванье родного русского языка и письма и духовне поднесенье або просвЪщенье темного галического русского народа. Въ 1837-мъ роцЪ то перве русске народне Общество въ ГаличинЪ издало прекрасну русску народну книжку подъ названіемъ ДнЪстрова Русалка (Русалками простый русскій народъ называетъ будто бы на днЪ рЪкъ жіющихъ маленькихъ дЪвчатъ, умЪршихъ некрещенными, або утопившихся старшихъ дЪвчатъ. Но се есть лишь одна народна фантазія, бо на земли нема ніякихъ русалокъ).
Роспоряженьемъ отъ 25-го квЪтня 1848-го року цЪсарь Фердинандъ I далъ своимъ народамъ розлични права або такъ называему конституцію. Головне изъ тихъ правъ було право, выбирати и посылати до ВЪдня пословъ або депутатовъ, шобы они засЪдали тамъ въ загальной радЪ и высказовали передъ цЪсарскими министрами, чего одному або другому народу не достаетъ або чого одинъ або другій народъ собЪ желаетъ для своего добра и счастья. Рада, въ которой засЪдали въ ВЪдни послы або депутаты отъ всЪхъ краевъ Австріи, называлася Державною Радою або Державною Думою (слово дума походитъ отъ русского слова думати або мыслити). Въ той РадЪ въ 1848-мъ роцЪ засЪдали 32 русски послы изъ Галичины и Буковины. Дня 3-го русс. мая 1848-го року цЪсарь Фердинандъ I совсЪмъ скасовалъ мужицку неволю панщину. На память скасованья панщины русски патріоты и народолюбци въ ГаличинЪ въ томъ самомъ мЪсяцЪ и роцЪ основали въ ЛьвовЪ перве политическе русске народне Общество подъ названіемъ Головна Рада Русска, головною задачею которой було заступанье и защищанье (бороненье) правъ русского народа въ ГаличинЪ.
Но не лишь о однихъ политическихъ и матеріальныхъ (тЪлесныхъ) интересахъ старалися (дбали) тогдишни галически русски народни патріоты, они старалися также и о душевныхъ и нравственныхъ (моралъныхъ) интересахъ русского народа въ ГаличинЪ. Для той цЪли члены Головной Рады Русской въ томъ самомъ 1848-мъ роцЪ основали въ ЛьвовЪ нове русске народне Общество подъ названіемъ Галицко-русска Матица (слово матица походитъ изъ славянского языка и значитъ по-русски мати, мама або матка). Головною задачею сего нового Общества було издаванье для русского народа русскихъ книжокъ и т.п. Около основанья Галицко-русской Матици особливо заслужилися, кромЪ высше названныхъ галическо-русскихъ патріотовъ также Иванъ Борысикевичъ, Левъ Трещаковскій, Антоній Добрянскій, Феодоръ Лукашевскій, Фома Полянскій, Василій Ковальскій и други галическо-русски патріоты. Головнымъ дЪятелемъ Головной Рады Русской булъ львовскій русскій епископъ Григорій Яхимовичъ, а головнымъ дЪятелемъ Галицко-русской Матици булъ львовскій русскій крылошанинъ Михаилъ Куземскій, въ тотъ часъ найзаслуженнЪйши и найславнЪйши русски патріоты и народолюбци въ ГаличинЪ и взагалЪ Австріи. Дня 2-го грудня 1848-го року цЪсарь Фердинандъ I зрекся своей цЪсарской короны въ корысть найстаршого сына своего молодшого брата, архикнязя Франца Іосифа, и сей послЪдній тотчасъ ступилъ на австрійскій престолъ съ титуломъ цЪсарь Францъ Іосифъ I.
Галическа Русь подъ правленіемъ цЪсаря Франца Іосифа І-го
I. Мадьярско-нЪмецко-итальянско-польска революція ЦЪсарь Францъ Iосифъ I зачалъ правити надъ Австріею въ дуже неспокойный часъ, бо въ 1848-мъ роцЪ сбунтовалися въ Австріи и Мадьяры, и НЪмци, и Итальянци, и Поляки або, лучше сказавши, польски паны и ксёндзы. Мы, Русски въ ГаличинЪ, БуковинЪ и Угорской Руси а также наши сосЪди и единовЪрци Ромыны або Волохи, потомъ наши славянски братья Словаки, Чехи, Словинци, Сербы и Хорваты осталися вЪрными своему австрійскому монарху и всЪми силами и средствами поддержовали молодого цЪсаря Франца Іосифа и его вЪденьске правительство противъ противниковъ, то есть противъ мадьярскихъ, нЪмецкихъ, итальянскихъ и польскихъ бунтовниковъ. Но тЪ бунтовники були сильнЪйши, якъ мы, пріятели и помощники цЪсаря Франца Іосифа и его правительства, и они навЪрно були бы взяли верхъ надъ Австріею, коли бы нашому цЪсарю не сталъ булъ на помощъ тогдишній русскій царь Николай І Павловичъ и коли бы Австрію не були спасли храбри царски русски войска.
Щобы упросити русского царя Николая I Павловича, стати Австріи на помощъ, молодый австрійскій цЪсарь Францъ Іосифъ поЪхалъ 5-го русс. мая 1849-го року до россійского мЪста Варшавы, где тогди случайно находился русскій царь Николай I Павловичъ. Русскій царь дуже сердечно привиталъ своего высокого гостя и охотно исполнилъ его просьбу, тотчасъ давши варшавскому царскому намЪстнику генералу графу Ивану Феодоровичу Паскевичу-Эриванскому приказъ, выслати въ Австрію колька тысячъ россійскихъ вояковъ и усмирити тамошнихъ бунтовниковъ. ВслЪдствіе того приказа генералъ графъ Иванъ Ф. Паскевичъ-Эриванскій послалъ въ Австрію больше якъ 191.000 русскихъ вояковъ, роздЪливши ихъ на три части або арміи и пославши одну изъ нихъ на ВЪдень, другу на Галичину и Угрію а трету на Буковину и Семиградію. Обложивши тЪ краи Австріи, храбри русски войска въ короткомъ часЪ совсЪмъ усмирили польскихъ и мадьярскихъ бутовниковъ и 1-го русс. серпня того самого 1849-го року храбрымъ русскимъ войскамъ поддалася послЪдна мадьярска бунтовнича армія подъ начальствомъ мадьярского генерала-бунтовника Артура Ёргія. Тимчасомъ-же славный австрійскій генералъ Хорватъ графъ Іосифъ Іелачичъ усмирилъ нЪмецкихъ бунтовниковъ, а славный австрійскій генералъ Чехъ графъ Iосифъ Радецкій усмирилъ итальянскихъ бунтовниковъ.
2. ВЪрность русского народа и его награжденіе Во всЪхъ тихъ битвахъ храбрыхъ россійскихъ и австрійскихъ войскъ противъ польскихъ, мадъярскихъ, нЪмецкихъ и итальянскихъ бунтовниковъ участвовали и особливо отличилися наши русски войска изъ Галичины, Буковины и Угорской Руси и взагалЪ весь нашъ русскій народъ, который не лишь свое добро, но и свою кровь и свое житье жертвовалъ для спасенья Австріи отъ грозившой ей погибели. За то цЪсарь Францъ Іосифъ назвалъ своихъ русскихъ подданныхъ найвЪрнЪйшими подданными Австріи и далъ нашому русскому народу много облегченій и правъ, которыхъ онъ до тогди не посЪдалъ. Особливо щедро наградилъ цЪсарь Францъ Іосифъ русскій народъ въ ГаличинЪ, подаровавши ему велику площадь (великій пляцъ) въ серединЪ мЪста Львова, на которой стояли розвалины польского костёла и найвысшой школы або академіи, спаленныхъ и розваленныхъ въ 1848-мъ роцЪ польскими бунтовниками. А коли львовски русски патріоты зачали строити на той площади свой Народный Домъ, то цЪсарь Францъ Іосифъ прiЪхалъ до Львова и своею власною рукою поставилъ 18-го русс. жолтня 1851-го року краеугольный камень подъ русскій Народный Домъ и потомъ два разы казалъ выдати изъ державной лотерійной касы по 30.000 реньскихъ (левовъ) на строенье (будованье) того русского Народного Дома. Мати-же цЪсаря Франца Іосифа архикнягиня Софія послала храбрымъ русскимъ Галичанамъ въ знакъ отличія дорогоцЪнну хоругвь (фану) съ шолковыми лентами (тасемками, биндами), на которыхъ еи власными руками вышити були серебрянными буквами слЪдуюши слова: ВЪрность веде до побЪды. 1849 -. Та хоругвь до нынЪшного дня находится въ львовскомь Народномъ ДомЪ. На мЪстци розваленного костёла галически русски патріоты построили велику и хорошу церковь.
3. Галическо-русскій патріотъ Григорій Яхимовичъ ЦЪсарскою надгородою для русскихъ Галичанъ було также то, що цЪсаръ Францъ Іосифъ назначилъ въ 1849-мъ роцЪ тогдишного найлучшого австро-русского патріота и народолюбца Григорія Яхимовича перемышльскимъ епископомъ и що семь лЪтъ позднЪйше, т.е. въ 1856-мъ роцЪ онъ далъ епископу Григорію Яхимовичу титулъ барона а еще четыре роки позднЪйше, т.е. въ 1860-мъ роцЪ назначилъ его митрополитомъ Галичины. Григорій Яхимовичъ сдЪлалъ надсвычайно много для добра русского народа въ ГаличинЪ, и то своею неутомимою дЪятельностью яко примЪрный пастырь церкви и яко вЪрный, щирый и мудрый вождъ русского народа въ ГаличинЪ. Дякуючи дЪятельности и помощи Григорія Яхимовича, въ ЛьвовЪ въ 1848-мъ роцЪ зачала выходити перва русска газета подъ названіемъ 3оря Галицкая и зачали появлятися на свЪтъ русски книжки. Въ ЛьвовЪ и взагалЪ въ ГаличинЪ зачали возникати русски народни школы. Въ середнихъ и высшихъ школахъ булъ введеный русскій языкъ, и то по части яко учебный по части яко преподавательный языкъ. Русскій языкъ булъ введеный также въ цЪсарскихъ урядахъ. Въ ВЪдни зачала даже выходити русска урядова газета подъ названіемъ ВЪденьскій ВЪстникъ.
4. Нове польске панованье въ ГаличинЪ Дякуючи спріянію и помощи цЪсаря Франца Іосифа и его вЪденьского правительства и щирому, неутомимому патріотическому труду галическихъ просвЪщенныхъ русскихъ людей съ митрополитомъ барономъ Григоріемъ Яхимовичемъ на челЪ, состояніе русского народа въ ГаличинЪ въ первыхъ десятёхъ рокахъ правленія цЪсаря Франца Іосифа значительно улучшилося и було бы еше больше улучшилося, если бы въ 1859-мъ роцЪ не сталъ булъ намЪстникомъ Галичины одинъ изъ найбольшихъ противниковъ русского народа, именно польскій графъ Агеноръ Голуховскій и если бы четыре роки позднЪйше, т.е. въ 1863-мъ роцЪ не умеръ булъ вождь галического русского народа митрополитъ баронъ Григорій Яхимовичъ. Однимъ изъ первыхъ дЪлъ новоназначенного галического намЪстника графа Агенора Голуховского було введенье въ ГаличинЪ польскихъ урядовъ и польской власти и замЪненье въ урядахъ и школахъ русского языка и письма польскимъ языкомъ и письмомъ. Щобы якъ-найскорьше установити и укрЪпити польску власть въ ГаличинЪ и ополячити галическій русскій народъ, графъ Агеноръ Голуховскій обсадилъ всЪ важни урядови мЪстца Поляками або такими Русскими, котори були ополячени и окатоличени и держали съ полъскими панами и ксёндзами. Симъ русскимъ пріятелямъ польскихъ пановъ и ксёндзовъ графъ Агеноръ Голуховскій даль также велику сумму грошей и заставилъ ихъ издавати для галического русского народа книжки и газеты, писанни въ польскомъ дусЪ и або чистымъ польскимъ письмомъ або ново-моднымъ русскимъ письмомъ, которе выдумалъ украинскій (руссійскій) писатель Пантелеймонъ Кулишъ и которе называлося кулишовкою або фонетикою.
5. УкрЪпленіе русской народной партіи въ ГаличинЪ Видячи, що русскому народу, русскому слову и русскому письму въ ГаличинЪ угрожаетъ велика опасностъ (небезпечностъ, погибель), галически русски патріоты-народолюбци соединили свои силы и зачали якъ одинъ мужъ боротися съ своими польскими противниками и ихъ русскими пріятелями и помощниками. Для той цЪли они основали въ ЛъвовЪ въ 1861-роцЪ велику политическу русску газету подъ названіемъ Слово. Гроши на изданіе той газеты, и то колъка тысячъ реньскихъ (левовъ) далъ теперь уже покойный славный галическій русскій патріотъ-народолюбецъ Михаилъ Качковскій, бувшій ц. к. судовый радца въ СамборЪ, а писалъ ту газету многозаслуженный галическій русскій патріотъ-народолюбецъ писатель Богданъ ДЪдицкій. Уже въ первомъ, 1861-мъ роцЪ изданія Слова до той патріотической газеты сголосилося больше якъ 1000 подписчиковъ, що ясно доказуетъ, якъ добре була писана та перва велика русска газета и якъ одушевлени були тогди русски люди, котори не перейшли на сторону вороговъ своего народа а осталися ему вЪрными сынами и пріятелями. ТЪ вЪрни сыны Галической Руси основали въ ЛьвовЪ нове русске Общество подъ названіемъ Русская БесЪда а при томъ ОбществЪ - русскій народный театръ, и то въ 1864-мъ роцЪ. До тогди во всей ГаличинЪ було лишь одно русске Общество або братство Ставропигійскій Институтъ, которе було основане еще въ 1586-мъ роцЪ и цЪлью (задачею) которого було: печатати книги, заводити школы и т.д. ПослЪ основанья въ ЛьвовЪ русского народного театра тамъ заведена була особна русска гимназія (латинска школа съ преподавательнымъ русскимъ языкомъ) а при львовскомъ всеучилищу (университетЪ) основана була кафедра (наука) русского языка и русской словесности. Наконецъ були выбрани и послани въ львовскій краевый сеймъ 46 а въ вЪденьску державну раду (думу) 20 галическихъ русскихъ пословъ.
6. Борьба польскихъ пановъ и ксёндзовъ противъ русскихъ народныхъ патріотовъ и роздЪленіе Русскихъ въ ГаличинЪ на двЪ партіи Видячи успЪхи русскихъ патріотовъ-народолюбцевъ въ ГаличинЪ, ихъ польски и русски противники подняли страшный крикъ въ своихъ собраніяхъ и газетахъ, говорячи, що то Россія або Москва помогаетъ своимъ агентамъ въ ГаличинЪ, московщити Галичину съ помощью русскихъ рублей, газетъ, книжокъ, школъ, Обществъ и т.д., що изъ того можетъ выйти велика опасность (небезпечностъ, погибель) для Галичины и для цЪлой Австріи, що дЪятельности (роботЪ) тихъ нибы-то московскихъ агентовъ або агитаторовъ, москалей або москалефиловъ въ ГаличинЪ и взагалЪ въ Австріи муситъ бути сдЪланый (учиненый) конецъ и т.д. ТЪ крики и обвиненія противъ щирыхъ русскихъ патріотовъ-народолюбцевъ були перенесени и въ львовскій сеймъ, и въ вЪденьску державну раду, а так-же передъ вЪденьске правительство и передъ самого цЪсаря.
ВЪденьске правительство повЪрило къ сожалЪнію тимъ клеветамъ и доносамъ на галическихъ русскихъ патріотовъ-народолюбцевъ и дало Полякамъ полну власть надъ Галическою Русью. То сильно настрашило боязливыхъ и слабодушныхъ русскихъ людей въ ГаличинЪ и они зачали отвертатися отъ своего родного народа и приступати до противниковъ своего народа. За то русскій народъ назвалъ тихъ русскихъ слабодуховъ мягонькими Русинами, а тихъ русскихъ просвЪщенныхъ людей, котори не настрашилися криковъ, обвиненій, клеветъ и доносовъ своихъ вороговъ, русскій народъ назвалъ твердыми Русинами. Сами-же мягоньки Русины назвали себе молодо-рускою, народовскою або украинскою партіею, и то для розличія отъ старыхъ або твердыхъ русскихъ патріотовъ-народолюбцевъ, которыхъ они, подобно якъ и польски паны и ксёндзы, назвали москалёфилами, москалями, кацапами и подобными другими прозвысками. Се роздвоенье просвЪщенныхъ русскихъ людей въ ГаличинЪ сталося въ конци шестидесятыхъ роковъ.
7. Молода русска партія въ ГаличинЪ и еи дЪятельность Ставшися особною партіею, галически Молодо-Русины, народовци або украинци зачали основовати собЪ особни Общества и товаришества и издавати особни книжки и газеты. Передовсемъ-же они съ помощью своихъ польскихъ пріятелей и союзниковъ захватили въ свои руки львовску Русску БесЪду, львовскій русскій народный театръ, львовску русску гимназію и кафедру русского языка и русской словесности при львовекомъ всеучилищу. Потомъ они основали въ ЛьвовЪ: Общество ПросвЪта (въ 1868-мъ роцЪ), Товариство имени Шевченка (въ 1873-мъ р.); Руске Товариство Педагогичне (въ 1881 -мъ р.), Общество Народна Рада (въ 1885-мъ р.) и розлични други молодо-русски Общества и товаришества. Наконецъ они всЪми силами и способами старалися захватити въ свои руки Ставропигійскій Институтъ и Народный Домъ въ ЛьвовЪ, но то имъ не удалося, и тЪ дороги святыни галического русского народа до нынЪшного дня остаются во власти галическихъ старо-русскихъ патріотовъ-народолюбцевъ. Во власти галическихъ старо-русскихъ патріотовъ-народолюбцевъ до нынЪшного дня находятся также: основанне ними въ 1849-мъ роцЪ въ ЛьвовЪ русске литературне Общество Русская Матица, основанне ними въ 1870-мъ роцЪ въ ЛьвовЪ народне политическе русске Общество Русская Рада, основанне ними по предложенію покойного славного галического русского народного патріота-просвЪтителя Ивана Наумовича въ 1873-мъ роцЪ Общество имени Михаила Качковского и многи други русски Общества и товаришества въ ГаличинЪ.
Щобы съ еще большою силою и съ еще большимъ успЪхомъ вести борьбу противъ старо-русской або твердой русской партіи, котора не держала съ польскими панами и ксёндзами а держала съ роднымъ русскимъ народомъ, молодо-русска або мягонька русска партія основала собЪ въ 1880-мъ роцЪ въ ЛьвовЪ особну велику русску газету подъ названіемъ ДЪло. Редакторъ ДЪла Володимиръ Барвинскій, который еще отъ 1877-го року писалъ и издавалъ въ ЛьвовЪ украинско-русску литературну часопись Правда, выступилъ въ той новой газетЪ съ особенною завзятостью и ненавистью противъ старо-русской партіи, на челЪ которой стояла газета Слово. Само собою розумЪется, що Слово не молчало и щиро, ревно и смЪло боронило старо-русску партію противъ нападовъ, напастей и обвиненій ДЪла.
Та борьба сильно шкодила русскому народному дЪлу въ ГаличинЪ, бо просвЪщенни русски люди або дЪлилися на партіи або совсЪмъ оттягалися отъ публичной дЪятельности. Головною причиною того були безпрестанни клеветы и доносы со стороны приверженцевъ молодо-русской партіи на старо-русскихъ патріотовъ и народолюбцовъ и взагалЪ на всЪхъ русскихъ людей въ ГаличинЪ, котори не стояли на сторонЪ молодо-русской партіи и еи польскихъ союзниковъ. Дякуючи тимъ клеветамъ и доносамъ, въ 1882-мъ роцЪ передъ львовскій краевый криминальный судъ були потягнени яко бунтовники-преступники найлучши старо-русски патріоты и народолюбци, и то не лишь изъ одной Галичины, но и изъ Буковины и Угорской Руси съ нашимъ многозаслуженнымъ славнымъ галическо-русскимъ народнымъ просвЪтителемъ отцемъ Иваномъ Наумовичемъ на челЪ.
8. ПослЪдствія роздЪленія просвЪщенныхъ русскихъ Галичанъ на партіи Тотъ роздоръ, то роздвоенье межи просвЪщенными русскими людьми въ ГаличинЪ вызыскали польски паны и ксёндзы и сталися наконецъ полными панами надъ Галическою Русъю, забравши въ свои руки власть, уряды, школы и т.д., отдавши въ руки або подъ надзоръ польскихъ іезуитовъ русски монастыри, семинаріи и т.д., запровадивши въ русскихъ школахъ новомодне украинске письмо або фонетику, вытЪснивши изъ галического краевого сейма мало-не всЪхъ русскихъ пословъ и т.д. и т.д. При такихъ обстоятельствахъ, само собою розумЪется, состояніе, русского народа въ ГаличинЪ сдЪлалося въ каждомъ отношенію дуже тяжкимъ и сумнымъ. Занедбанный русскій народъ впалъ въ долги и нужду, и велика часть русскихъ хлЪборобовъ-мужиковъ а также мЪщанъ-ремесленниковъ утратила черезъ долги и нужду свое добро и совсЪмъ перейшла на бЪду. Не знаючи, якъ иначе помогчи собЪ въ своей страшной нуждЪ и бЪдЪ, многи русски люди изъ Галичины зачали наконецъ оставляти свой родный край и ити въ розлични други, чужи краи жити и тамъ лучшой доли шукати...
Въ послЪдномъ часЪ настала перемЪна межи молодо-русскою партіею, и то така, що та партія роспалася на три части. Одна изъ тихъ частей стала совсЪмъ отверто на сторонЪ польскихъ пановъ и ксёндзовъ. Та часть молодо-русской партіи называется новоэристскою партіею. Друга часть стала на сторонЪ соціалистовъ або соціалъ-демократовъ и называется радикальною партіею. А трета часть осталася на мЪстци, на которомъ раньше стояла цЪла, нероздЪленна молодо-русска партія, Старо-русска партія-же до нынЪшного дня стоитъ нероздЪленною и такъ якъ до сей партіи принадлежитъ найбольша часть галического русского народа съ галическо русскимъ сельскимъ духовенствомъ на челЪ и такъ якъ старо-русски патріоты-народоліобци всЪми силами стараются помогчи своему бЪдному родному русскому народу, то есть надЪя, що галическо-русски патріоты-народолюбци выдобудятъ колись соединенными силами свой бЪдный родный русскій народъ изъ нужденного и сумного тЪлесного и душевного состоянія, въ которомъ онъ теперь находится.
II Статистическа часть III Географическа часть
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_659.htm
IV Этнографическа часть
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_660.htm

  


СТАТИСТИКА