Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Николай Иванович Надеждин. Самосознание природы
от 16.01.08
  
Доклады


дух наш есть не что иное, как самосознание природы

...Исследывая психологически сущность и элементы изящного творчества, нельзя не согласиться, что художественное одушевление может иметь только два главные направления: внешнее, средобежное, материальное, и внутреннее, средостремительное, идеальное. Ибо весь безбрежный океан бытия, коего искусства должны быть чистейшими выражениями, состоит из двух противоположных стихий: материи и духа, форм и идей, земли и неба
Н.И. Надеждин. О современном направлении изящных искусств. 1833
Искусство есть не что иное, как умение осуществлять мысли, рождающиеся в уме, и представлять их в формах, ознаменованных печатью изящества. Следовательно, изящные искусства имеют два элемента: мысль художника и форму, в которую он ее облекает. Мысли художника столь разнообразны, что по ним никак нельзя делить искусства, а основанием разделения должны быть формы, посредством которых мысль бывает нам доступна. Художник берет формы или из внешней природы, или из самого себя. Поэтому искусства делятся на два рода: первый род называется искусствами символическими, ибо форма есть символ, наружная оболочка, одевающая творческую мысль. Здесь можем мы поставить слово художество, которое по своему употреблению преимущественно относится к искусствам символическим. Мы называем второй род искусствами человеческими, ибо в данном случае человек почерпает и идею и форму из самого себя; им можно дать название поэзии в ограниченном смысле этого слова. Конечно, поэзия появляется и в художественных произведениях, но она становится несравненно выше и обширнее, когда человек облекает ее в образ, заимствованный из самого себя.
Н.И. Надеждин. Лекции по археологии
...К чести современного просвещения должно признаться, что первые удачные покушения возвести знание о природе к живому, систематическому единству принадлежат так называемой Философии Природы, воспитываемой в школе нового Германского любомудрия. Но основатели ее, Шеллинг и Окен, простерлись уже слишком далеко. Возвысившись счастливо на такую точку зрения, с коей природа открывалась им в своем живом, гармоническом единстве, они мечтали изъяснить вполне тайну ее божественного происхождения, тайну, принадлежащую неоспоримо к неизледимым советам вечного и беспредельного Творца. Они думали создать космогонию. Излагая систему Окена, мы имели случай некогда заметить, как исполнен им сей Титанский замысел. У нас, в России, с подобной космогонической точки зрения учение о природе представлено знаменитым Велланским в его Физике, которая, к сожалению, не нашла себе между нами достойных истолкователей.
Г. Павлов в своих исследованиях поступил гораздо осторожнее и безопаснее. Удержав основный взгляд на природу, как на гармоническое единство сил, он устранил от себя все метафизические притязания. Посему его Основания Физики ограничиваются только систематическим развитием сил природы. И сие развитие, к чести Русского мышления, не заимствовано ниоткуда, а принадлежит самому г. Павлову. Вот краткий очерк его системы, коей важнейшие отрывки неоднократно были помещаемы в Телескопе! (Свет и тяжесть, Теория вещества, Общий очерк природы).
Физика есть наука о силах или деятелях природы. Главных сил, коими содержится бытие вещественного мира, две: сила расширительная или средобежная и сила сжимательная или средостремительная. Сии две силы являются в трех видах или степенях могущества: как силы общие или мировые, как силы частные или планетные, как силы органические. Из первой степени сила средобежная есть свет, сила средостремительная есть тяжесть: из их соединения образуется вещество, третий деятель мировой жизни, которое есть не что иное, как свет, потемненный тяжестью. Рассмотрение сих трех деятелей составляет первую часть системы г. Павлова, которую он называет Физикою Общею. На второй степени сила расширительная является электричеством, сила сжимательная магнетизмом; соединение их составляет гальванизм: это предметы второй части, которую г. Павлов называет Физикою Частною; сюда относятся также исследовании воздуха, земли и воды, как трех вещественных деятелей планетной жизни, соответствующих невещественным силам электричества, магнетизма и гальванизма. На третьей степени органическая жизнь выражается двумя главными процессами, растительным и животным, сливающимися в единстве процесса мирового: это содержание третьей части, которую г. Павлов называет Физикою Органическою.
Ныне сомнения, что основная идея триединства сил, на коей зиждется система г. Павлова, не есть его собственное произведение: она составляет теперь уже общее достояние философического умозрения. Но г. Павлов обнял и развил сию идею собственным, оригинальным образом. Теперь вышла только первая часть его системы, составляющая Общую Физику: и здесь видны уже значительные отступления, ему собственно принадлежащие. По учению Германских представителей философического естествознания, мировая жизнь держится также двумя главными силами, светом и тяжестью: но их единством признается не вещество, а теплота, которую г. Павлов, с своей стороны, рассматривает, как явление света, а не как общую мировую силу. Верный основному взгляду, г. Павлов представил общие свойства вещества в систематическом единстве, которое принадлежит также собственно ему. Вот права на оригинальную самомыслительность, доказанные одною первою частию; с нетерпением ожидаем последующих, где сии отступления должны повести к другим частнейшим особенностям, кои довершат самобытную физиономию умственного создания г. Павлова.
Само собою разумеется, что положительные сведения, составляющие вещественное содержание Физики, в сей превосходной раме умещены во всей современной свежести и полноте. Отстранена только чуждая примесь, коей прежние физические учебники загромождались вследствие логической неопределенности круга науки: но это необходимая ампутация, от которой система выигрывала самостоятельность и целость. Вместо хаотического крохоборства из Механики, Химии, Акустики и Оптики, наук, имеющих свою отдельную самобытность, в системе г. Павлова Физика дополнила состав свой исследованием органических сил, представляющих последнюю степень развития вещественной жизни, и таким образом сделалась полною умственною картиною великого здания природы.
Повторяем, труд г. Павлова есть сокровище, коим мы достойно можем хвалиться. И сие должно быть тем приятнее для нас, что он начат и совершается в недрах Императорского Московского Университета, в сердце Русского образования и духа! Честь и слава Московскому Университету! Да процветает он в роды родов под сенью попечительного правительства! Да украшается всегда, истинными жрецами наук! И да возвращает на Русской девственной почве достойные плоды живого, благотворного просвещения!
Н.И. Надеждин. Основания физики Михаила Павлова. 1836
http://az.lib.ru/n/nadezhdin_n_i/
Все наши исследования и рассуждения имеют одну цель, истину. Истина есть полное согласин понятий с кажущейся действительностью. Когда это согласие ясно сознается и бесприкословно принимается умом, тогда рождается достоверность, предел знания
Н.И. Надеждин. Об исторической истине и достоверности. Библиотека для чтения. Т. XX. СПб., 1837)
Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатур -.
Н.И. Надеждин. Опыт исторической географии русского мира. СПб., 1837. Библиотека для Чтения. Т. 22. Ч.2
Козмин. Николай Иванович Надеждин
Огл.1
Огл.2
Н.К. Козмин. Николай Иванович Надеждин: Жизнь и научно-литературная деятельность, 1804-36. СПб., 1912, 561с.
http://feb-web.ru/feb/izvest/1912/04/124-409.htm
549
Платон. Философ, оригинальный, систематический
554
Идеология по учению Платона
566
Метафизика Платонова (Вестник Европы, 1830 5,11 (с.161-182),13,14 - мир как творческая действительность всемощного Архитектора - мир есть как бы некое живое существо: видимые существа составляют тело его; а внутренняя невидимая сила - душу. Вселенная есть отпечаток Божественных идей. а посему и зерцало бесконечных совершенств Божиих.Бог есть по мнению Платона, существо высочайшее, приступное токмо для умственного созерцания, вечное, единое, начало всякого блага и совершенства в мире, а посему ум совершеннейший, обладающий разумом и свободою в высшей степени, первообраз и законодатель существ разумно-свободных, судия нравственных деяний и идеал святости.
Бог есть источник света для существ разумных и источник жизни для неразумных, есть духовное солнце)
Н.И. Надеждин. Сочинения: В 2 т. Под общ. ред. З.А. Каменского; Ин-т философии РАН. СПб.: 2000. 976с. Лекции по археологии. с.451, трилогия о Платоне с.549-579
451
Н.И. Надеждин. О современном направлении изящных искусств. Лекции по археологии. Лекции по теории изящных искусств. - Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. - М.: Искусство, 1974. Т.2. с.417-507
http://www.twirpx.com/file/912943/ 17.6Мб
Н.И. Надеждин. Исследование о скопческой ереси. Первое издание 1845. Изд.2 2012. 376с.
http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=161839
Н.И. Надеждин. Литературная критика. Эстетика. М.: Худож. лит., 1972
Николай Иванович Надеждин - Записка о путешествии по южно-славянским странам (представлена Императорской Российской Академии, 1842)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_669.htm

  


СТАТИСТИКА