Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Карпатская Русь
от 22.01.08
  
Доклады


Вопрос - Так подкарпатские русины и карпатороссы - это одно и то же? Карпатороссы - это русские? Разгулов - Давайте разберемся, наконец, в понятии карпаторосс, русин, русский. Первые попытки противопоставить идентичные понятия русский, россиянин и русин были предприняты галицкими сепаратистами еще в ХIХ веке, однако еще тогда Добрянский посвятил этому вопросу целый труд. Он убедительно доказал, что русский - это славянизм, россиянин - это произношение слова русский по гречески, рутен - по латински, а русин - это всего лишь имя существительное, а русский - это имя прилагательное от него. Ты кто? Русин. Ты чей? Русский. И в Архангельской области, как и в Карпатах жители называют себя русинами


Ту бо то дяехомо во спомiнь гуре Карпенсте А тон щас се iменова род наше Карпене
од Оpie То се обящi нашы Оце со Борусоi до Ра рiеце до Непрены а Карпанеске држава по родiе тоi се правiтi одо Родiще а ВЪща
В Карпаты, в Карпаты, где спит Святогор, откуда виднеется русский простор - ДиМитрий Вергун
Карпатская панорама из 6 кадров
http://ilovepix.com/art/12645

Интервью с главным редактором газеты Карпатская Панорама Валерием Разгуловым, членом Союза журналистов Украины, председателем фонда КарпатоРоссия, представителем Союза православных граждан на Подкарпатской Руси.
Вопрос - Для большинства обывателей Закарпатье ассоциируется с Западной Украиной, ее жители - с бандеровцами. Правильно ли это?
Разгулов - Ни в коем случае! Между удивительной страной - Подкарпатской Русью или Карпатороссией и Галичиной нет ничего общего. К сожалению, тотальное невежество наших современников в этом принципиальном вопросе может привести к катастрофическим последствиям для православного русского мира и славянства. Подкарпатские русины (карпатороссы) много столетий в условиях непрекрекращающихся попыток лишить их религиозного и национального самосознания, шли на неимоверные жертвы только за то, чтобы называться русскими и создали великую культуру, которая до сих, к великому сожалению, остается terra incognita. Между тем, русский человек, любой славянин, которому имена Андреллы, Духновича, Добрянского, Раковского, Митрака, Кимака, Фенцика, Сабова ничего не значат, не может считаться культурным и образованным человеком, православный христианин, не знающий жития схиархимандрита Алексия (Кабалюка), должен просто каяться в этом грехе. Словом, невежество в карпаторусском вопросе - это подлинный национальный позор для русского народа. Подкарпатская Русь - это древнейшай русская земля, где проповедывали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Доказательством этого является элементарная историческая топонимика, например, возьмем Ладомерия (нынешняя Пряшевщина) - иначе говоря земля св. Владимира. Затем Подкарпатская Русь попала под мадьярское влияние, которое грозило полной ассимиляцией. И после многих веков насильственной ассимиляции великие будители Подкарпатской Руси стали во главе русского национального движения в крае. Здесь следует особенно подчеркнуть - подвижнический труд Александра Духновича, который считал, что в русской культуре, русском языке карпатороссы найдут свое спасение. Другой великий прасветитель Иван Раковский много сделал для распространения в крае общерусского литературного языка. По этому вопросу он высказался следующим образом: Наша Угорская Русь никогда ни на минуту не колебалась заявить свое сочуствие к литературному соединению с прочей Русью. Идея общерусского единства и всеславянского объединения была основой всего мировозрения крупнейшего карпаторуского политического деятеля Адольфа Добрянского. Русскую газету Листок издавал в конце ХIХ века, на протяжении почти двадцати лет писатель Евгений Фенцик. На ее страницах часто публиковались карпаторусские писатели, помещались перепечатки из Московских и С-Петербургских газет. Карпаторусские Будители являлись частью одного и того же движения за духовное возрождение всего русского народа, которое в Великороссии известно, как движение славянофилов. Мало того - домашним учителем в семье Аксаковых был карпаторосс Гуца Венелин.
Вопрос - Какой же размах приняло национальное движение карпатороссов?
Разгулов - Оно шло по двум направлениям. Духовно-культурному и политическому. Впрочем, грань между ними условная. В начале ХХ века началось мощное движение за возращение в лоно Матери - Православной Церкви. Его возглавил архимандрит Алексий (Кабалюк), которого благословил на это святое дело великий русский богослов, реставратор Московского Патриаршества митрополит Антоний ( Храповицкий), а рукоположил Холмский архиепископ Евлодий (Георгиевский). За короткое время к православной вере вернулося более тысячи приходов, а Иза - центр православного возрождения. Верными помощниками Кабалюка стали внуки Добрянского Алексей и Геогий Геровские. Они поддержали архимандрита Алексия в стремлении войти в состав Русской Православной Церкви. Участвовали они и в деятельности Русского православного предвыборного блока, которое создал Кабалюк в январе 1939 года, в противовес окупационному блоку - волошинско-галицкому. Это самостийническое движение, вскормленное на деньги Гитлера, карпатороссы игнорировали. Вопрос - Современные украинские самостийники формулируют свои претензии на Подкарпатскую Русь, бравируют именем Августина Волошина - президента Карпатской Украины. Что это была за личность?
Разгулов - двумя словами здесь не ответишь. Это была протиречивая личность. На заре своей деятельности, он еще при мадьярах предлагал, в угоду своим хозяевам, перейти на латинский алфавит. Сейчас этот предательский шаг замалчивается. Но можно себе представить, что было бы, если бы это произошло. Была реальная угроза полной ассимиляции карпатороссов. В своей жизни он часто менял политические взгляды и хозяев. Именно в период его, так называемого, президенства, наш край наводнили галицкие экстремисты, которые устроили на Подкарпатской Руси настоящий геноцид. Многие карпатороссы оказались за колючей проволокой концлагерей в Сваляве и Рахове. 16 марта 1939 года, в интервью загребской газете, Волошин сделал сенсационное заявление:  Когда я понял, что Чехословацкая федерация, возникшая в результате Мюнхенского договора, обречена, я передал в Берлин заманчивое предложение, сделаное мне Венгрией. Будапешт предлагал включить Карпатскую Украину в состав государства Святого Стефана и предоставить нам автономию. Я был согласен принять это выгодное предложение, но я не мог этого сделать без согласия Берлина -. Там же в Югославии, 27 марта Волошин пишет письмо Риббентропу: С самого начала, то есть от Мюнхена, я возлагал надежды только на Немецкий Рейх. 14 марта в соответствии с правом на самоопределение нами была провозглашена независимость Карпатской Украины и одновременно было принято обращение к Немецкому Рейху, чтобы он взял ее под свой протекторат.
Вопрос - Волошин не был легитимным президентом. Так кто же представлял законную власть на Подкарпатской Руси?
Разгулов - Центральная Русская Рада, в которую входили все политические русофильские партии и организации, а их насчитывалось более 20. Ее поддерживало более 70% населения края. Эта Рада рекомендавала Андрея Бродия на пост передседателя карпаторусского правительства в октябре 1938 года.
Вопрос - Для обывателя получается настоящая фантастика - Россия разгромлена, русская эмиграция рассеяна по всему миру. И вдруг в Карпатских горах 20 русских православных монастырей, многочисленные русские партии, которые имеют массовую поддержку, десятки русских газет и журналов, русские писатели и интеллигенция, сотни тысяч людей, переходящих в Православие.
Разгулов - Действительно, это чудо, которое тем не менее демонстрирует исконно русский характер Подкарпатской Руси. Великая княжна Мария Павловна в 1937 году, посетила наш край. Под впечатлением увиденного и услышанного она писала: В среде карпатороссов я чувствала себя - точно в России. Тот же обряд и та же сердечность приема. Кругом те же сочувственные русские лица...Живут просто, бедно, но не в утешение -. Ей вторит известный русский эмигрантский писатель Иван Лукаш: Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозовой синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства...Малый народ живет до Карпатских гор и на вершинах-полонинах, как синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава...И все снится, снится веками народу в синих Карпатах сон о злотой Руси -. И наконец, тоже прекрасно написал о нашем крае в 1937 году, другой русский писатель, Анатолий Ладинский: Есть в названии города Ужгорода что-то древнее, что-то еще от бревенчатых городов, от праславленных городищ, от благородных и печальных интонаций Слова о полку Игореве. И такая же река, через которую волы переходят в брод, течет по камешкам, мелководная и журчащая, стекающая с кудрявых Карпатских гор. Река, которую нельзя себе представить без зелено-красно-синей вышивки на девичьей славянской рубахе, без лесной тишины, без кукушки...О Русская Земля!
Отвечая на Ваш вопрос, отмечу, что русское национальное и духовное возрождение на Карпатах в 1920-30-е годы является также демонстрацией того, на что способны русские, если они объединятся вокруг Православной Церкви. Ведь отец Алексий Кабалюк был не только строгим аскетом, молитвенником и миссионером. Он был и великим политическим лидером карпатороссов. Именно Кабалюк стоял за такими организациями, как Партия православных автохтонов Подкарпатской Руси, Русская народная партия воссоединения, Православный Русский блок, боровшийся с оккупационным режимом Вололшина. Кабалюк создал также знаменитые Православные комитеты, которые в30 и 40-е годы боролись как за чистоту веры, так и за вхождение Подкарпатской Руси в состав Российской федерации, резко протестовал против ее включения в состав УССР. Вспомним нашумевший визит делегации карпатороссов, которую возглавил архим. Алексий Кабалюк и профессор Петр Линтур в ноябре 1944 года против присоединения Подкарпатской Руси к Украине. Ныне эти факты, как и вообще вся история Подкарпатской Руси, замалчивается или фальсифицируется. В частности, замалчивается их заявление, сказанное на приеме у патриарха Алексия, где еще раз напомнила о том, что - Мы решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России -. Увы, тогда, вождь всех народов проигнорировал волеизъявление карпатороссов. 10 января 1947 года Алексей Геровский из Нью-Йорка посылает Сталину письмо. В нем он просил : Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Защитите ее. Не допустите, чтобы наше мальнькое русское племя, удерживающее в течение тысячи лет на юго-западных склонах Карпат, было стерто с лица земли в момент величайших побед русского оружия. Спасите русский край, которые русские ученые (профессор Ключевский) считает колыбелью русского народа. Русская история Вам этого никогда не забудет -.
Олег Александрович Грабарь, еще один карпаторосс, редактор сборника Путями истории, по этому поводу писал: Каким-то непостижимо нелепым кажется исторический акт уничтожения исконно русского облика населения Закарпатской Руси, насильственно обращенного в украинцев...Пусть Леонид Ильич Брежнев не будет в обиде на автора, что он напомнит ему, произошло это в присутствии Мехлиса, Тюльпанова, Вайса, Иткина, Девидовича и других представителей советской власти, достаточно образованых, чтобы понять, чего они лишают край, лишая его многовековой традиции и выступая на ролях глушителей русскости.
Вопрос - По-разным оценкам на Подкарпатской Руси после революции нашли приют и душевный покой от 10 до 15 тысяч русских эмигрантов. Каково было их влияние на процессы, которые происходили в крае?
Разгулов - Отмечу, что русская эмиграция, безусловно, внесла большой вклад в развитие Подкарпатской Руси, роста ее духовного богатства. Но главные силы русского возрождения на Карпатах находились изнутри, от коренного народа, который столетиями жил на этой благодатной земле.
Вопрос - Так подкарпатские русины и карпатороссы - это одно и то же? Карпатороссы - это русские?
Разгулов - Давайте разберемся, наконец, в понятии карпаторосс, русин, русский. Первые попытки противопоставить идентичные понятия русский, россиянин и русин были предприняты галицкими сепаратистами еще в ХIХ веке, однако еще тогда Добрянский посвятил этому вопросу целый труд. Он убедительно доказал, что русский - это славянизм, россиянин - это произношение слова русский по гречески, рутен - по латински, а русин - это всего лишь имя существительное, а русский - это имя прилагательное от него. Ты кто? Русин. Ты чей? Русский. И в Архангельской области, как и в Карпатах жители называют себя русинами. Все манипуляции на эту тему, это не более чем, как говорят простые люди - попытка навести тень на плетень! Очевидно, что противники православного русского возрождения, будучи неглупыми людьми, прекрасно понимают, что русины никогда не примут галицко-бандеро-мазепинскую идеологию. Поэтому они выдумали так называемое туташенство. В 30-е годы его поддерживало не более 2% населения нашего края. Его популязаторами выступили профессора будапешского университета Годинка, Бонкало и Стрипский. В 1940 году, на деньги венгерского правительства, упомянутые господа, создают на Подкарпатской Руси - Общестао наук, которое имея ряд изданий, прививало карпатороссам, теорию, не выдерживающую серъезной критики, о том, что русины не имеют никакого отношения к русским. Уже в наше время эту идею продолжил профессор Торонтского университета (Канада) Пол Магочи. Но эта концепция является предательством святого дела карпаторуских просветителей, великого Кабалюка и все тех фундаментальных ценностей, на которых стояла и стоит Подкарпатска Русь. Уместно здесь напомнить, высказывание Раковского: У нас нет, и не было мысли об образовании какого-либо литературного языка -. А лучше всех сказал Кабалюк со своими единомышденниками в знаменитом обращении к Сталину: Наша русскость не моложе Карпат...Сам народ именует себя карпаторусс, русин, т.е. Руси-сын, вера русска, жена русска, мама русска и т.д.
Вопрос - А как вы сейчас оцениваете положение на Подкарпатской Руси?
Разгулов - Столетиями из нас пытались вытравить православие и русскость. Австрийцы и мадьры, оуновцы и волошинцы, нацисты и коммунисты - огнем и мечом, ложью и лукавым умолчанием.
Неужели Вы думаете, что эти колбасники и жлобы из некоторых кабинетов в Киеве и всяких львовских газеток, образованщина из Руха и бандиты из УНА-УНСО способны сломить наш дух. Вспомним, когда в 30-е годы солнце русского национального возрождения засияло над Карпатами, ситуация была намного хуже чем сейчас. Так - что я оптимист. И самое главное, что я не один. Вы только посмотрите, сколько у нас по-селам строятся церквей в московском стиле, с куполами-луковками. Такие вещи не делаются из под ранжира, следовательно это глубоко органично. А, где ныне живут самые стойкие приверженцы карпаторусской идеи? Это простые сельские священники, это люди, живущие в карпаторусских села, и среди них есть действительно выдающиеся личности. Приведу примеры. Настоятелем знаменитого Св.Никольского монастыря в селе Иза архимандрит Стратоник является воплощением карпаторусского самосознания, которое выдержало серьезнейшие испытания. Он вырос в семье сельского священника, где преклонение перед Россией было законом. Отец всю свою жизнь ждал прихода русских войск. В 1944г., будучи уже пожилым человеком, он вместе с будующим отцом Стратоником, тогда еще ребенком, вышел встречать нашу армию. Какой же был у него удар, когда он услышал от отравленных атеистической пропагандой русских солдат матерную брань в свой адрес. Затем началась теперь уже большевистская украинизация карпатороссов, когда были уничтожены все русинские школы, за слово русин десятки тысяч людей попадали в концентрационные лагеря, где они проходили курсы украинизации. В 1959г., после службы в армии отец Стратоник решил посвятить свою жизнь Церкви и отправился в один из карпаторусских монастырей, который через несколько месяцев был разогнан - начался новый этап борьбы с Православием, который возглавил человек, который после Великой Отечественной войны являлся главным украинизатором Закарпатья, а затем - дарителем русского Крыма Украине - Никита Хрущев. После распада СССР архимандрит Стратоник стал во главе движения против автокефалии на Украине, за единство Русской Православной Церкви и вошел в жесткую конфронтацию с Михаилом Денисеко, бывшим Киевским митрополитом. Возглавил несколько лет назад знаменитый Св.Никольский монастырь в селе Иза, который является для карпатороссов такой же святыней, как Троице-Сергиева Лавра для великороссов. В феврале 1999г. его стараниями были обретены святые мощи схиархимандрита Алексия (Кабалюка), которые оказались практически полностью нетленными (сохранилась даже кожа), что является доказательством святости духовного отца Подкарпатской Руси, скорая канонизация которого станет важной вехой ее возрождения.
Стоит упомянуть и сельского народного художника Ивана Исака. За его русскость, беззаветному служению идее Карпатороссии, лишают почетного звания Заслуженного художника Украины. Среди карпаторусских священников есть люди, лично знавшие Алексия Кабалюка, на Подкарпатской Руси ныне более 20 монастырей. И таких примеров сотни. Это говорит о том, что карпаторусское движение является действительно народным, глубоко укорененным. Идея Карпатороссии выстрадана. Русский эмигрант Евгений Недзельский, редактор газеты Русский Народный Голос в 1938 году писал: Мы не теряем надежды, что когда-нибуть правительство России избавится от страха перед всем, что делается за границами его страны и будет разрешать русским гражданам свободно ездить за границу, и тогда сможет наступить открыто и с обоюдной выгодой общение между обеими частями русского народа и культурное, и материальное -. Эти строки, написанные более шестидесяти лет назад, актуальны и сейчас.
Вопрос - Каковы политические перспективы карпаторусского движения?
Разгулов - Огромные! Практически в каждом населенном пункте Подкарпатской Руси живут сторонники этой Великой идеи - единения с Матерью-Россией. Создается мощное предвыборное объединение Русский Православный блок. Мы намерены в результате выборов в марте 2002г. иметь своих представителей во всех выборных органах - от сельских и поселковых советов до Верховной Рады.
Вопрос - А Вы не преувеличиваете свои возможности?
Разгулов - Думаю, что нет.У нас уже готов предвыборный список, в который вошли уважаемые, известные люди края. А главное - все украинские националистические и номенклатурные партии, в том числе СДПУ(о), считающее Закарпатье своей вотчиной, давно потеряли какое-либо доверие избирателей к себе. Теперь, как никогда ранее, актуальным стал вопрос - братский союз Подкарпатской Руси с Великой Россией.
Вопрос - Но ведь тоже СДПУ(о), в отличие от Ваших соратников, обладает неограниченными финансовыми возможностями. Вы не боитесь,что именно этот фактор сыграет решающую роль?
Разгулов - Такая угроза есть! Поэтому вся наша надежда на то, что Господь по молитвам карпаторусских святых вразумит тех, кто в России принимает решения, что уникальный русский остров в центре Европы, который потом и кровью и молитвой отстоял свою русскость, не может быть забыт и вновь предан. Самой тяжелой раной для нас будет еще одно предательство Россией. Чтобы не закончить наш разговор без конкретики, я вновь хочу заявить,что огромная практическая работа по объединению, в том числе политическому, проведена вопреки всему, поэтому считаю необходимым оставить контактный электронный адрес т.к. занавес молчания вокруг карпаторусских людей должен быть разорван...
Интервью записал Кирилл Фролов - Институт стран СНГ, пресс-секретарь Союза Православных граждан (г.Москва)
Контакты - kfrolov@mailru.com beregga@bereg.uzgorod.ua
Валерий Разгулов. Что такое Подкарпатская Русь?
http://www.otechestvo.org.ua/intervyu/intervyiu2000.htm
В. Разгулов. Подвиг архимандрита Алексия Кабалюка. Газ. Карпатская панорама (г. Берегово), 18 авг. 1996
Кирилл Фролов. Валерий Разгулов. Идеал русского национализма. Святой Алексий Карпаторусский чудотворец. (2001)
http://www.zlev.ru/19_4.htm
В. Разгулов. Сподвижник архимандрита Алексия Кабалюка - Алексей Геровский (доклад на международной конференции в Ужгороде 8-9 мая 2003, Русская премия 2008)
http://www.ukrstor.com/ukrstor/razgulow_gerowskij.html
В. Разгулов. Ф.Ф. Аристов и Карпатороссия. 2001. с.100
http://mnib.malorus.org/kniga/127 2Мб

Природа области уникальна. Закарпатье лежит на западном склоне Восточных Карпат и орошается рядом речек, (протекает 9 429 рек и притоков!), стекающих с гор на юго-запад, в реку Тису, приток Дуная. Склоны Карпат занимают большую часть территории области, покрыты прекрасными лесами. На западе Закарпатья начинается уже Венгерская равнина, занимающая лишь 1/5 региона.  Почвы здесь плодородны. Долинная часть представляет собой сплошные сады и виноградники. До сих пор на селе проживает большинство закарпатцев. В столице области Ужгороде проживают около 120 тысяч жителей.
Климат здесь даже в горах очень благоприятный. Суровых зим почти не бывает, зато лето долгое, начинающееся еще в середине мая и продолжающееся до середины сентября.
Закарпатье действительно невеликий край. Площадь области - 12, 8 тыс. кв. км (в 6 раз меньше Ленинградской области), население - чуть более одного миллиона человек (1 245 тысяч в 2006 году). Но край это - действительно русский. Более того, наверное, нигде не приходилось так упорно почти тысячу лет бороться за свою русскость. Маленькой веточкой русского великого дуба - всегда называли себя жители Карпатской Руси.
Самоназвание местных восточных славян было всегда русин. Но, учитывая, что большую часть истории они находились под властью венгров (которых традиционно называли уграми, откуда и обозначение угорской группы языков уральской языковой семьи), часто этот край называли Угорщиной или Угрией, а местных жителей, соответственно, угро-русами. Наконец, дабы отличить русин, проживающих за Карпатами, от буковинских, бессарабских и галицийских русин, закарпатцев часто называли карпатороссами. Названий края также было несколько. По справедливости его назвали Карпатской Русью. Местные жители нередко называли его Подкарпатской Русью.
В начале XXI века русины Закарпатской области Украины (официально учитываемые как украинцы) составляли 976 479 человек, что составляло 78,4% населения области. В Закарпатье проживают представители таких русинских групп, как гуцулы (Раховский район), бойки (Воловецкий, Межгорский районы), лемки - Великоберезнянский район. Наконец, жители равнины называются долинянами. Язык местных русин - особый русинский, весьма архаичный вариант из славянских языков. Целое тысячелетие, вплоть до XIX века, письменным языком русин был церковнославянский. Разговорный язык, в условиях господства иноязычного окружения, также был весьма архаичным русским. Не случайно вплоть до 50-х гг.XX века карпатскому русину было легче понять древнерусскую летопись, чем текст современной русской и тем более украинской газеты. Поскольку церковнославянский язык оказал огромное влияние на современный русский литературный язык, то и язык русин гораздо ближе к русскому, чем украинская мова, которую основательно зачистили от церковнославянизмов, внедряя заимствования из польского. В XIX веке сложилась  художественная литература на русинском языке. Впрочем, сами творцы русинской литературы считали, что основным языком русин должен быть русский. Сегодня происходит определенное возрождение русинского языка, на котором издаются журналы. Впрочем, в этом можно видеть скорее протест против украинизации, чем стремление к развитию нового литературного языка.
Русины проживают также в Словакии и Румынии. Почти миллион человек насчитывает русинская диаспора в странах Нового Света.
В Закарпатье проживают также венгры, почти тысячелетие господствовавшие в крае. В 2001 году их насчитывалось 155 тысяч человек (12,5% всего населения). Собственно русских (великороссов) было 50 тысяч (4% всех жителей). Примерно 30 тысяч румын (2,4%) и еще представители почти 80 этносов также проживают в Закарпатье.
Русины жили на этих землях еще с начала нашей эры. С момента возникновения Киевской Руси обитатели склонов Карпат чувствовали себя частью Руси. Вероятно, раньше остальной Руси, уже в IX веке, при деятельности Кирилла и Мефодия местные славяне приняли православие. Известно, что святители жили и проповедовали в Великоморавском государстве, включавшем нынешнюю Чехию, чешскую область Моравию (центр государства), и вероятно, земли Карпатской Руси. Во всяком случае, чешская хроника конца XIV века включает в состав территории княжества Великой Моравии эпохи моравского князя Святополка (871-894) некую Руссию. Историк середины XV века Э.С. Пикколомини, позднее папа Пий II, говорил о подчинении Риму Святополком также руссов. В Хронике всего света польского историка Мартина Бельского (XVI в.) сказано, что Святополк держал русские земли. Святополк - с боярином русским - крестили чешского князя Борживоя. Чешский хронист Хагеций (ум. 1552) также упоминает, что некая - Руссия прежде входила в состав Моравского королевства. Кстати, именно то, что эти земли назывались Русью, а народ - русинами, является очередным доказательством лживости мифа о варяжском происхождения Руси и самого слова Русь. После распада Великой Моравии (около 906 года) восточные славяне Карпат вошли в состав Киевской Руси.
Но уже в XI - XII веках история Карпатской Руси резко отличается от истории других земель исторической России. В 896 году кочевые племена венгров (или угров, как называли их на Руси) проникли на Среднедунайскую равнину, где основали свое государство. Карпатские земли, открытые со стороны венгерской пушты (степи) и связанные с остальной Русью лишь несколькими горными перевалами, стали жертвой венгерских вторжений.
Историческая память венгров и поныне хранит воспоминания о том, что венгры пришли на землю, населенную православными русинами. Карпатские горы венгерские летописцы называли Русскими (Рутенскими) горами. Венгерские летописцы упоминали некоего князя по имени Лаборец, который имел свою резиденцию на месте нынешнего Ужгорода, и который погиб в битве с венграми в 903 году. Кстати, в восточной Словакии находится река Лаборец.
После распада Руси на удельные княжества местные русины, не получая поддержки от соплеменников из-за Карпат, постепенно были завоеваны венграми. Венгерский король примерно с середины XI века среди прочих титулов именовался также князем руссов. Разумеется, это еще не означало господства над руссами, а только претензии на это господство. Фактически венгерская власть была установлена только над жителями равнин, а горы еще долго оставались русскими.
Русины составляли немалую часть населения многих районов Венгрии спустя много веков после прихода венгров на свою нынешнюю родину. Так, в начале XVIII века венгерский профессор Г. Сердахейи в своем труде, посвященном топографии Венгерского королевства, указывал, что русины (рутены по-латыни, по-венгерски - орош) составляли немалую часть населения северо-восточной Венгрии. Еще один венгерский ученый того времени, Ференц Пальма, отмечал, что среди венгров вскоре после прихода на свою родину стало распространятся христианство греческого православного образца. Так, православной была мать короля Стефана (или Иштвана), который, однако, крестил свою страну по католическому обряду.
Впрочем, еще много веков край рассматривался самим венграми как нечто чуждое. Слово орош (русский) для венгров стало синонимом мятежника. Уже вскоре после завоевания венграми, как только католическая церковь (католицизм венгры приняли в 997 году) начала насильно перекрещивать русин в католичество, вспыхнуло восстание под руководством Купы Стренчаника. Надо, впрочем, отдать должное венгерским королям, которые особенно не усердствовали в попытках обращения православных подданных в католичество, предпочитая получать с русинов дань и оставить в покое их души.
Русское население карпатских земель в средневековой Венгрии было свободно и управлялось своими воеводами-князьями (dux Ruthenorum), назначаемыми королем из членов своего рода, чаще всего из сыновей. Русский князь пользовался известной феодальной автономией - осуществлял высшую власть в крае, ходил на войну с собственными полками под своим знаменем, мог жаловать феоды вассалам. Простой народ избирал собственных старост и судей. Они разбирали судебные тяжбы, и только по серьезным делам по тяжким преступлениям, заговорам или ереси надо было обращаться к князьям.
Власть венгров над краем не было крепкой. В 1242 году всем нынешним Закарпатьем правил Ростислав Михайлович, русский князь из Чернигова, зять венгерского короля. Затем Лев Данилович Галицкий стал хозяином этих земель, которые почти на полвека вошли в состав Галицко-Волынского княжества. Из письма венгерского короля, датированного 1320 годом, можно узнать, что некий замок в Карпатах принадлежит русским князьям.
В  XIV веке, примерно в 1393 году, в период феодальной раздробленности самой Венгрии, на Карпатской Руси сложилось свое русское православное княжество под властью Федора Кориатовича из православной ветви рода Гедеминовичей, правившего вплоть до своей смерти в 1414 году. Фёдор Кориатович, которому благодарные закарпатцы воздвигли памятник, немало способствовал развитию русской культуры и Православия на землях Угорской Руси. Одно из самых популярных народных преданий на Закарпатье - Про князя Корятовича - повествует о битве князя со злым змеем Веремеем. По легенде, Кориатович победил чудовище и воздвиг церкви и монастыри, - чтобы служили русские службы...людям на радость, Руси - на славу[1]. Федор Кориатович воздвиг сохранившиеся до нашего времени замок Паланок и Свято-Никольский монастырь. Только после смерти вдовы Федора Кориатовича Ольги в 1418 году Закарпатье вновь вошло в состав Венгрии. Постепенно русины утратили свои прежние привилегии. В XVI веке здесь распространилось крепостное право.
В дальнейшем, после захвата Венгрии турками, краем стали править австрийские правители из рода Габсбургов. Ревностные католики, Габсбурги с подозрением относились к православным русинам. Но поскольку навязать католицизм упорным русинам оказалось невозможно, Габсбурги обратили внимание на опыт поляков, создавших в своих землях гибридную униатскую церковь. В 1649 году, с немалым трудом, уния была распространена в Закарпатье. Впрочем, если на западе современной Украины католикам удалось создать униатство, действительно отличающееся по ряду обрядов и догматов от православия, имевшее, к сожалению, определенное влияние на массы, то в Закарпатье уния носила формальный характер. Большинство русин считали себя православными, сохранив неизменным богослужение. Как только австрийские власти смягчали преследования православных, то немедленно русины целыми селами официально переходили в православие. Национальное сознание жителей края оставалось русским. То, что их называли угро-руссами (это должно было показать, что Карпатской Русью правят венгры), или более нейтральным понятием карпаторуссы, только подчеркивало, что закарпатцы все - равно чувствуют себя русскими.
В 1848 году в Закарпатье было отменено крепостное право. В 1849-50гг, то есть всего год с небольшим, в составе Австрийской монархии существовал Русский округ со столицей в Ужгороде, в делопроизводстве которого использовался русский язык.  Впрочем, недолговечность его существования объяснялась просто - власти империи Габсбургов быстро пошли на компромисс с венграми, а те были недовольны всякой автономией немадьярского населения.
В 1867 году Венгрия (включавшая в себя земли нынешней Словакии, Хорватии, сербской области Воеводина, Трансильвании и Угорскую Русь) получила широкую самостоятельность, фактически став независимым государством, королем которого оставался австрийский император Франц-Иосиф. Такая политическая система получила название дуализма, а два государства во владении Франца-Иосифа получили название Австро-Венгрии. Немедленно венгры, провозгласив всех жителей Венгрии членами одной венгерской политической нации (официальный термин) стали проводить политику мадьяризации всех невенгерских этносов.
Жестокий национальный и религиозный гнет, постоянные войны австрийцев с турками, не способствовали развитию края. Правящая верхушка Закарпатья еще в средневековье вся мадьяризировалась. Образованных русин насчитывались единицы. В основном только священники из числа русин были грамотны. Но даже в таких условиях русины не только смогли сохранить свой язык и культуру, но даже внести серьезный вклад в общерусскую культуру. Так, во второй половине XVIII века, после того, как в Австрии начались некоторые послабления в области религии, и в униатских духовных учебных заведениях было разрешено преподавать по-русски, в карпатских землях вдруг сразу появилась целая плеяда выдающихся мыслителей. Правда, учитывая, что австрийские власти вскоре развернули преследования деятелей русского движения в Закарпатье, почти всем им пришлось выехать с Руси Подъяремной в Русь Державную - Российскую империю. Среди таких закарпатцев, оказавшихся в Российской империи (говорить - в России - не корректно, поскольку для закарпатцев их родной край также есть Россия) можно назвать такого выдающегося деятеля науки, как первый ректор Санкт-Петербургского университета, один из первых отечественных экономистов Михаил Балугьянский (1769-1847). Вошли в пантеон русской национальной мысли такие уроженцы Карпатской Руси, переселившиеся в Российскую империю, как философ Петр Лодий (1764-1829), историк и этнограф Юрий Венелин (1802-1839). Интересно, что Венелин оказал большое влияние на развитие болгарского национального движения, поскольку его книга по истории болгар как бы открыла болгарам их собственную историю (неслучайно многие болгары даже носят имя Венелин, есть также женская форма - Венелина). Но поскольку Венелин был также воспитателем детей русского писателя С. Аксакова, то не удивительно, что его воспитанники Константин и Иван Аксаковы знамениты как виднейшие славянофилы. Из семей переселившихся в сердце России закарпатцев происходили поэт Нестор Кукольник (1809-1869), многие стихи которого положил на музыку М. Глинка, художник и искусствовед Игорь Грабарь (1871-1960). Из закарпатского села Рокосов происходили предки маршала К.К. Рокоссовского (1896-1968).
Но многие выдающиеся русины оставались дома, ведя упорную борьбу за права русин в Австрии. Можно вспомнить имена таких стойких борцов за русское дело в крае, как писатель, историк и просветитель Александр Духнович (1803-1865), великие защитники православия Иван Раковский (1815-1885) и Адольф Добрянский (1817-1901). Особенно следует отметить роль Добрянского, настоящего политического лидера русин. Постоянно переписываясь с императором Александром III, Добрянский постоянно подчеркивал, что карпаторуссы и русские в Российской империи есть один народ. В 70-е годы XIX века в Ужгороде (Унгваре) начала выходить первая газета для русинов Светъ. Поразительно, сколько великих подвижников появилось на таком небольшом участке исторической России, как Закарпатье!
Отстаивать русское дело в Карпатской Руси было очень опасно. Религиозный раскол между униатами и православными затруднял сближение закарпатцев с русскими в Российской империи. Католическая церковь, австро-венгерские власти и созданные ими украинские самостийники упорно пытались вытравить всякое русское самосознание у русин. Духнович всю свою жизнь был под полицейским надзором. Под судом был и Добрянский. В 1882 году австро-венгерские власти организовали большой судебный процесс против группы крестьян, желавших перейти из унии в православие, и которых обвинили в государственной измене. Этот процесс вошел в историю  как процесс Ольги Грабарь (так звали по мужу дочь Добрянского). И все же борьба карпаторусских деятелей не пропала даром - в конце XIX века развернулось движение за ликвидацию унии и переход в православие, охватившее несколько сотен тысяч человек. Зато украинские самостийники почти не имели никакого влияния на население Карпатской Руси. Самостийник В. Гнатюк с сожалением констатировал, что отличительной чертой угорских русинов является москвофильство, препятствовавшее, по его мнению, их национальному развитию. Описывая карпаторусскую интеллигенцию, Гнатюк не без иронии отмечал, что - самыми приятными воспоминаниями этих людей являются рассказы о походе русского войска. При этом у них горят глаза, улыбаются уста, озаряются лица...По их убеждению, все славяне должны стать русскими[2].
Но в Австро-Венгрии против православных была мобилизована вся полицейская сила империи Габсбургов, и многие русины вынуждены были исповедовать православие в тайне, формально оставаясь униатами. В 1913 году венгерскими властями был устроен новый большой судебный процесс, на котором 98 русинских крестьян, перешедших в православие, были обвинены в стремлении отделить Угорскую Русь от Венгрии. Попытки ведения григорианского календаря вызывали практически единодушное неприятие русин, как униатов, так и православных.
Зато среди униатов в США и Канаде, при отсутствии политических преследований, возвращение в православие было значительным. К религии предков возвращались не только отдельные личности, но и целые компактные группы.
За многие века этническая территория русин постепенно сокращалась. Многие русины мадьяризировались или влились в число валахов или словаков. Так, практически полностью исчезли, растворившись в румынах, русины Трансильвании. Также были ассимилированы венграми, утратив язык и веру русины, проживавшие на Среднедунайской (Венгерской) равнине. В целом, из 13 комитатов (областей Венгерского королевства), в которых проживали русины, в XIX веке они в более или менее большом количестве остались только в 4.  Впрочем, в XVIII веке некоторое количество русин переселились в сербскую область Воеводину, где и сейчас проживают их потомки, испытавшие сильное влияние сербского языка и быта, но сохранившие русинское самосознание.
Край был отсталым. Ещё в начале XIX века в горных частях края каждый второй ребёнок умирал, не дожив до 5 лет и лишь 2% жителей горных сёл умели читать и писать. Туберкулёз носил повальный характер, а от эпидемий вымирали целые сёла. Все это, а также с учетом ассимиляции и эмиграции, сильно влияли на демографию карпатских русин, ставя под угрозу само сохранение их в родном крае.
В 1810г. численность русин, говорящих по-русски и принадлежащих к униатству, составляло 430 тысяч человек. Их доля их в многонациональном Венгерском королевстве составляла 5,4%. В 1851 году русин насчитывалось 447 тысяч, а в 1857 - 423 тысячи, в 1900 году - 429 тысяч, в 1910 году - 447 тысяч.. Как видим, небольшой прирост сменился убылью населения[3]. Доля  русиноязычного населения в Венгрии в 1910 году сократилось до 2,6% , то есть вдвое за столетие. В тех 4 комитатах, где проживали русины, в 1910 году соотношение проживавших там этносов было таково: 42% русин, 11% румын, 4% словаков, 31% венгров, 11% немцев. (Поскольку в переписи речь шла о родном языке, то в состав части венгров и почти всех немцев попали весьма многочисленные в области евреи, составлявшие до 15% всего населения). В главном городе Угорской Руси, Ужгороде, русины составляли лишь 4% населения. Все население Закарпатья составляло в 1910 году 671 тысячу жителей.
Разумеется, речь шла не о вымирании, а об ассимиляции русин. Потомки русинов, утрачивая язык, старались сохранить принадлежность к униатству. В 1910г. численность русин была такова: униатов 472 тысячи, католиков 3 тысячи, а православных сохранилось только 7 тысяч. Принятие униатства защитило русинов от более быстрых темпов ассимиляции. Заметим, что говорящие по-венгерски и по-словацки униаты были русинами (ведь венгры и словаки изначально исповедовали чистый римский католицизм, и поэтому им не было смысла переходить в униатство). Численность униатов у других этносов региона в результате ассимиляции русин в 1910 году стала таковой: венгероязычные униаты 247 тысяч, румыноязычные униаты 121 тысяча, а словакоязычные составили 102 тысячи. Доля униатов в Венгрии в 1910 году оставалась практически такая же, как за сто лет до этого - 5,2%.
В начале ХХ века Закарпатье было нищей окраиной Венгрии. Безземелье и нищета привели к массовой эмиграции, - в США, Аргентине и еще многих странах к 1914 году оказались свыше полумиллиона карпаторуссов, почти половина всего народа. Население ряда русинских районов сократилось, несмотря на высокую рождаемость - эмиграция съела весь естественный прирост! И все же большинство русин оставались на родине, упрямо держась за родную землю.
В США и Канаде действовали многочисленные русинские организации. Первыми в США были созданы Русский народный союз (февраль 1894г.), Русское православное общество взаимопомощи (апрель 1895г.). Выходили периодические издания. Органом Русского народного союза стала газета Слово, издававшаяся на русском языке. Старейшей русинской газетой в Америке была выпускаемая с 1886г. - Америка - орґан руских преселєнцох Галичини та Венгриї. Наиболее тиражным стал Американский русский вестник (с 1892г.). Также выпускались газеты Свит (с 1894г.), Правда (с 1902г.) Православни русски вестник (с 1915г.), Русский вестник (с 1917г.) и др. Всего в США русинами издавалось 38 наименований газет и журналов, в Канаде - 22 наименования, некоторые из них выходят и поныне.
После распада Австро-Венгрии Закарпатье оказалось в составе Чехословакии. Край получил некоторую автономию и официальное название Подкарпатская Русь (если для русских она ЗА Карпатами, то для чехов она была под Карпатами). Край имел свой флаг, герб, гимн и выборного губернатора (впрочем, фактически всеми делами руководил назначенный Прагой вице-губернатор). Реально статус Подкарпатской Руси ничем не отличался от статуса современной Закарпатской области Украины.
О том, как жилось русинам в демократической Чехословакии, будет сказано далее самими православными деятелями края. Показательно, чешские чиновники, командированные в Карпатскую Русь, получали т.н. колониальную доплату (kolonialny priplatek) к основному жалованью! Т.е. для Праги Карпатская Русь официально считалась колонией. Чехословацкие власти также как и во времена Австро-Венгрии, пытались проводить украинизацию русин, но также безрезультатно. Зато в чехословацкие годы в Закарпатье практически исчезла уния. Интересно, что в 1910 году среди русин православными были лишь 577 человек, то в 1930 году - 112 тысяч![4] В 1931 году была создана особая православная епархия под юрисдикцией Сербской православной церкви (поскольку Русская церковь в то время считалась плененной).
Карпатские русины рассматривались местными русофилами как малая, самая западная ветвь общерусского дерева, сохранившаяся только благодаря духовной связи с Россией. - В славянском мире немало есть исторических примеров, когда славянская ветка, занесенная в чужестранную пустыню, погибала в песках, - писал В.К. Могильницкий, представитель союза карпаторусской молодежи Возрождение в Праге. -...Сколь счастливы мы - карпатороссы. И причиною тому является то обстоятельство, что наша веточка все еще держится и питается соками великого русского дерева. Как только мы допустим объявить себя самостоятельным племенем, как только оторвемся мы от живительной традиции наших достопамятных предков, ...мы погибнем.[5]
Навязываемое официальной Прагой украинство вызывало единодушный отпор местной русинской интеллигенции. Председатель Русской народной партии Словакии доктор Мачек писал: У нас в бывшей Венгрии не найти ни одного мужика, который бы назвал себя украинцем, а не русским. Здесь у нас не было ни одного писателя, который бы примкнул к украинизму. Украинские стремления чужды каждому нашему мужику. Украинизация Подкарпатской Руси вызывает единодушное негодование всего населения.[6]
Официальным языком Подкарпатской Руси был чешский, определенное развитие получил и русинский и литературный русский языки. 14 закарпатских газет выходили на русском языке, 8 - на украинском.
В 1921 году из 530 школ в крае было 357 русских. Однако, как заметил школьный инспектор Игорь Гуснай в том же 1921 году, - почти у каждой из русских партий есть свой язык, свое правописание, у каждого журналиста на счет этого вопроса собственное воззрение[7]. Причиной этого было то обстоятельство, что из-за нехватки учителей под русским языком чаще всего в крае понимался русинский язык. Помимо этого, на преподавание русского языка повлиял также переход на новое правописание в 1918 году в Советской России, в результате чего в разных школах преподавали разную графику. Сами чехословацкие власти при этом совершенно не торопились использовать потенциал русской белой эмиграции, одним из главных центров которой была Прага, для преподавательской и научной работы в Подкарпатской Руси.
Сложнее было с русинским языком. В Чехословацкие власти пытались ввести для него латинский алфавит, но натолкнулись на единодушное сопротивление практически всех политических сил края.
Интересно, что в 1937 году в Закарпатье прошел референдум по вопросу о языке школьного образования. 86% участников референдума высказались за русский язык!
На местных выборах большинство голосов получала русофильская партия Карпато-русская земледельческая республиканская партия (аграрии) во главе с А. Бродием. В сентябре 1923 года аграрии получили 41% голосов. Одновременно действовала и Русская национально-автономная партия во главе со Степаном Фенциком.
Прорусские симпатии закарпатцев приводили к тому, что многие из них голосовали за чехословацкую коммунистическую партию. В русинских районах она в 20-30-гг получала до 30% голосов, а на парламентских выборах 1925 года даже 40%! Между тем, Кремль исходя из своих интересов, официально считал Карпатскую Русь частью Украины. Понятно, что коммунистические издания также стали называть свой край Закарпатской Украиной. Поскольку среди партийных журналистов не было никого, кто владел бы украинской мовой, то по распоряжению Москвы в Закарпатье был направлен галицийский журналист О. Бодан[8] .
Однако главным украинизатором Карпатской Руси были официальные власти Чехословакии, рассматривавшие украинство как противовес и России, и Польше.
Первая украинская газета стала издаваться за государственный счет, печатаясь в казенной типографии, только в 1922 году, причем называлась Русин, поскольку  название украинец было тогда совершенно незнакомо в Закарпатье. Финансировались и другие мероприятия, которые должны были ускорить украинизацию. В 20-30-х гг. в  Чехословакии под нужды самостийников были учреждены 3 высших учебных заведения, а также школы и специальные стипендии студентам-украинофилам. Оплачивалась и деятельность украинствующих представителей интеллигенции и науки.
Увы, получая поддержку сразу и со стороны чехословацких властей, и со стороны СССР, и от всех русофобов, украинофилы Карпатской Руси постепенно увеличивали влияние, став к концу 30-х гг. серьезной политической силой в крае. Тем не менее, русины по-прежнему преобладали среди общественно-политических и культурных организаций Карпатской Руси.    
Согласно чехословацкой переписи 1930 года, на Подкарпатской Руси проживали  858,7 тыс. человек, в т.ч. 528 тыс. русинов. Во время этой переписи русские и украинцы, проживающие на территории Карпатской Руси, были учтены в графе иностранцы, и их было зафиксировано всего 6 870 человек. Примерно 200 тысяч русин проживало в словацкой части Чехословакии, 20 тысяч - в землях, отошедших к Румынии.
Подкарпатская Русь в чехословацкие годы переживала определенный экономический подъем. В Ужгороде был построен аэропорт. Развернулось массовое строительство - в Ужгороде были вымощены улицы, проведена канализация, построено ряд зданий. В самом городе чешские и словацкие чиновники, полицейские и военные составляли половину населения. Некоторое развитие получила пищевая промышленность, деревообработка и  добыча камня. Впрочем, преобладали кустарные промыслы.
Но хозяйственность подъем продолжался недолго. Великая депрессия 1929-33гг. отбросила край далеко назад. Из кризиса Подкарпатсая Русь не вышла вплоть до конца 30-х. Наряду с экономическим кризисом Подкарпатскую Русь в 1932 году поразил голод, вызвавший голодную смерть десятков тысяч человек. Но ни тогда, ни сейчас, никто не кричит о голодоморе и почему-то не обвиняет режим президента Масарика в попытке геноцида.
После распада Чехословакии в 1938-39 годах, когда страну поделили между собой Германия, Венгрия и Польша, а Словакия провозгласила независимость, Подкарпатская Русь неожиданно стала на кратчайший срок независимым государством. В мае 1938 года была провозглашена автономия, а в октябре 1938 года было создано правительство Карпатской Руси под председательством лидера русской крестьянской партии Земледельческий Союз Андрея Бродия. Впрочем, уже через три недели Гитлер, обеспокоенный возможностью возникновения хоть и маленького, но все же второго русского государства, немедленно потребовал ввести в состав правительства украинского самостийника Августина Волошина.
Сам Волошин по своей биографии был классическим профессиональным украинцем. Униатский священник, он еще в 1909 году издавал газету Наука, в которой призывал русин влиться в состав венгерской нации. В Чехословакии он вдруг стал украинским самостийником. Волошин издавал украинофильскую газету Свобода, выходившую, однако, на русинском языке.
Украинские националисты, как известно, всегда были готовы служить любому, кто собирается расчленить Россию. Понятно, что в лице Гитлера у самостийников нашелся покровитель. Волошин, придя к власти, немедленно переименовал Подкарпатскую Русь в Закарпатскую Украину и попытался начать украинизацию. Жовто-блакитные флаги, газеты и вывески на мове, а также формирования военизированных формирований карпатской сечи - это и все, чем занималось новое правительство. Своих противников украинофилы бросали в спешно созданный концлагерь у города Рахов.
Впрочем, вскоре Гитлер решил не обращать внимание на таких мелких лакеев, как самостийники, зная, что те все равно будут служить ему. Закарпатье Гитлер подарил Венгрии, которая 14-18 марта 1939 года оккупировала край. Как и во всех подобных случаях, А. Волошин спешно бежал, бросив на произвол судьбы сечевиков. Несколько дней те даже попытались сражаться, но были смяты и уничтожены венграми. Основное сопротивление венграм оказали отдельные части чехословацкой армии, состоящие из русин. (Не правда ли, как это напоминает Круты, да и практически все исторические моменты, когда главарям украинского дела грозила личная опасность)? Волошин благополучно уехал в оккупированную немцами Прагу, где читал лекции в т.н. Украинском институте на тему о месте Украины в единой Европе, возглавляемой Адольфом Гитлером. В 1945 году, когда Прагу заняли советские войска, Волошин был арестован и умер в заключении. Как легко догадаться, на современной Украине существует культ Августина Волошина, его именем названы улицы в ряде городов Закарпатья, а в Ужгороде открыт памятник.
Не лишено пикантности то обстоятельство, что власти Венгрии оккупацию Подкарпатской Руси объявили не оккупацией, и даже не воссоединением земель, входивших ранее в состав Венгерского королевства, а защитой местных русин и венгров от грозившей им со стороны украинских самостийников резни! Венгры немедленно закрыли русские школы, снесли памятник Пушкину. Официальными языками были объявлены венгерский и угро-русинский, то есть местный русинский. На этом  языке, но с использованием общерусской грамматики,  выходили 16 газет, издавались книги и учебники. Увы, это только дискредитировало местный язык в глазах населения.
Венгерский оккупационный режим был весьма жестким, причем и местные венгры считались слишком испорченными чехословацкой демократией, поэтому даже самые незначительные должности в крае стали занимать венгры из собственно Венгрии. По венгерским официальным данным, с марта по декабрь 1939 года от рук карателей погибли примерно 4,5 тысяч закарпатцев[9]. От 15 до 50 тысяч закарпатцев перешли в СССР.
В 1941 году венгерским властями была проведена перепись населения края, согласно которой в нем проживали 506 тысяч русин и несколько сот украинцев, почти все - эмигранты из Галиции!  
В отличие от Галиции, закарпатские русины доказали свою русскость в годы Второй мировой войны. Хотя закарпатцев призывали в венгерскую армию, русины массово дезертировали и переходили на сторону советской армии. В дальнейшем, не доверяя русинам, венгерские офицеры старались использовать русин только в качестве подносчиков патронов. Под конец части, сформированные из закарпатцев, венгерское командование вообще убрало с восточного фронта, отправив их в Югославию.
С началом Великой Отечественной войны в Закарпатье началось партизанское движение. С начала 1942 года советское командование забрасывало на парашютах боевые группы, в основном состоящие из числа эмигрировавших в СССР закарпатцев. Ряды партизан быстро пополнялись местными добровольцами. Так, партизанская группа Героя Советского Союза А.В. Тканко из 12 парашютистов быстро выросло в соединение из 833 бойцов, группа В.П. Русина выросла из 17 бойцов до 200. Только с июля по ноябрь 1944 года партизаны уничтожили 3 600 неприятельских солдат, взяли 1 663 пленных, вывели из строя 24 паровоза и 218 вагонов, подорвали 5 мостов[10]. Учитывая небольшую территорию края, размах партизанского движения может считаться весьма значительным.
Русины составили костяк сформированного в СССР чехословацкого армейского корпуса генерала Людвига Свободы. Так, например, из 1 696 солдат запасного полка и резервной роты в Бузулуке было 1 422 русинов, в чехословацкой военной части в бою за Соколово в марте 1943 года было 27%  русинов, в боях за Киев - 63%. Даже в начале 1944 года русины составляли 40% личного состава корпуса[11]. В апреле 1945 года численность корпуса достигла 32 тыс., из них русинов было 5 349 человек.
Осенью 1944 года советские войска освободили многострадальный край от немецких и венгерских оккупантов. Настал момент, когда Карпатская Русь смогла воссоединится с Русью Державной.
Собственно, переход Карпатской Руси в состав исторической России, носившей тогда название СССР, начался еще осенью 1944 года, сразу после освобождения края советской армией. Самое замечательное заключается в том, что Карпатская Русь присоединилась к СССР действительно добровольно, в результате поистине всенародного выбора. И особенно восхищает тот факт, что главной движущей силой борьбы за воссоединение была Православная Церковь. 18 ноября 1944 года в Мукачеве состоялся Православный съезд, делегатами которого были 23 священника и ряд общественных деятелей. Съезд принял обращение к Сталину о желании православного карпато-русского народа навсегда связать свою судьбу с судьбой соотечественников в СССР.
Вот как звучал текст обращения к Сталину: Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпаторусская Советская Республика.
Желания и мечты наших предков были всегда, чтобы наша область за Карпатами, заселенная русинами, т.е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси. Но наши поработители всегда тому препятствовали. Таким образом, мы целые столетия оставались в германо-венгерском рабстве вплоть до 1919 года.
В 1919 году на мирной конференции наша область, именуемая Карпатская Русь, согласно Сен-Жерменскому договору, на автономных правах, была присоединена к Чехословацкой республике. Уже тогда нашу область признали Карпатской Русью, ибо здесь живет искони русское племя. Сам народ именует себя карпаторусс, русин, т.е. Руси-сын, вера русска, жена русска, мама русска и т.д. С названием Украина наш народ был познакомлен только под чешским владычеством, после Первой мировой войны, и то интеллигенцией, пришедшей из Галичины. Этих галичан само чешское правительство призвало в Карпатскую Русь и их идеологию, за все время существования Чешской Республики, серьезно финансировало...
Очень интересно, что галицкие шовинисты избивали карпаторусское население и его интеллигенцию и говорили: Кацапы, москали, вам мисто у Москвы, у вашего Сталина. Мадъяры при избиении нас тоже говорили: Муско, комуништо, иди в Москву к твоему Сталину.
Карпато-русский народ с великим терпением и болью сердца переносил все это, ожидая своего спасения именно от Москвы...
Наш народ-русин - Руси-сын.. Наша русскость не моложе Карпат...
Только тем и можно объяснить эту несказанную радость при встрече русской Красной армии...
Наученные горьким опытом, мы решительно заявляем, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь нашего народа может успешно развиваться только в пределах великого, родного нам Советского Союза, и ни в коем случае не в каком-либо чужом государстве.
ВОЛЯ КАРПАТО-РУССКОГО НАШЕГО НАРОДА: ХОТИМ РАЗ И НАВСЕГДА СВЯЗАТЬ СВОЮ СУДЬБУ С СУДЬБОЮ НАШИХ СОПЛЕМЕННИКОВ В СССР и то определить нам Карпато-русскую Советскую Республику от Ясиня до Попрала и от Ужка до Доброчина (Дебрецена). Выражая великую радость и глубокую благодарность по поводу освобождения Великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Маршалу Сталину и Красной Армии, мы просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза.
В Мукачеве дня 18 ноября 1944 года[12].  
Тот факт, что инициатива воссоединения принадлежала Православной Церкви, сильно озадачило коммунистическую администрацию Закарпатья. Пришлось в пожарном порядке, на другой день, проводить съезд местных коммунистов там же, в Мукачеве, который единогласно принял резолюцию о присоединении к Советскому Союзу. Впрочем, почти все местные коммунисты были недавними партизанами, не разбиравшимися в тонкостях партийных программ и вступившими в партию лишь потому, что ее лидером был Сталин, с которым связывалась надежда на воссоединение.
29 июня 1945 года был подписан договор между СССР и только что освобожденной нами Чехословакией, по которому к нашей стране переходила Карпатская Русь. К сентябрю были ликвидированы чехословацкие органы власти. 22 января 1946 года была образована Закарпатская область в составе Украинской ССР. Была также ликвидирована уния и русины возвратились в православие.
Увы, не все получилось так, как мечтали многие поколения борцов за единство Руси. Дело было, разумеется, не в том, что Закарпатье составило не союзную республику, а стала лишь обычной областью. Самым трагичным было то, что Закарпатье было отдано Украине. Все русины были переименованы в украинцев, во всех школах мова стала обязательным предметом. Русинское движение было поставлено вне закона. Тысячелетняя героическая борьба за сохранение русской идентичности закончилась поражением и украинизацией именно с воссоединением. Таков парадокс политики Сталина - воссоединилась историческая Россия, но попутно было сделано то, что за многие века не смогли сделать венгерские феодалы, австро-венгерские власти и униатская церковь.
Кстати, русины Румынии также стремились к воссоединению с Россией. Так, 4 февраля 1945 года в румынском городе Мармарош-Сегете состоялся съезд народных комитетов округа, созванный по инициативе 17 русинских сел. 426 делегатов съезда приняли петицию о воссоединении с Закарпатской Украиной[13]. Однако Сталин старался не озлоблять в условиях продолжающейся войны власти Румынии, ограничившись закреплением за СССР бывших румынских территорий, присоединенных в 1940 году. В результате представители советской военной комендатуры потребовали от мармарошских русинов подчинения румынским властям.
В советские годы Закарпатская область Украины быстро развивалась. Область стала одним из самых известных туристических центров в стране. Развивалась наука. Уже в 1946 году был создан университет в Ужгороде. В феврале 1949 года руководство Мукачевской униатской епархии приняло решение о самоликвидации греко-католической церкви в Закарпатье и возвращению к православию.
Развитие здравоохранения, прекращение заокеанской эмиграции и сохранение традиции многодетности привели к быстрому росту населения Закарпатья. Так, численность русин (украинцев) увеличилась за 1930-1979гг. с 451 до 899 тыс. человек, почти вдвое. Выросла численность и других этносов Закарпатья. Так, численность венгров возросла с 134 тысяч в 1946 году до 158 тысяч в 1979 году. Впрочем, в 1989 году число венгров чуть сократилось - до 155 тысяч по причине начавшейся эмиграции на Запад.
В незалежной Украине после 1991 года Закарпатье переживает экономический кризис и эмиграцию. Однако в отличие от других регионов Украины в Закарпатье нарастает возродившееся русинское движение.  
Впрочем, Закарпатье и поныне остается особым краем. Большинство закарпатцев считают себя русинами, несмотря на то, что официальный Киев не признает такого народа. По данным чешской публицистки Г. Немцовой, в начале 1990-х гг. в Закарпатье пропорция между русинами и украинцами составляла примерно 70% к 30% в пользу русинов.[14]
Многие закарпатцы обижаются, когда их называют украинцами, а за хохла вообще там можно получить в морду. 1 декабря 1991 года, когда на Украине проходил республиканский референдум, в Закарпатье прошел свой областной референдум, на котором 78% жителей высказались за региональную автономию. Вновь возродилось движение против украинской мовы. В ряде школ стали функционировать воскресные школы с русинским языком, в которых изучают историю, географию и искусство русин.
Попытки создать в области униатскую церковь скандально провалились. Большинство верующих остаются православными, сохраняя верность Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Наконец, на парламентских и президентских выборах самостийники не имели такого успеха, как в Галичине и Киеве.
Думается, что Карпатская Русь навсегда останется именно Карпатской Русью, а не какой-то там Закарпатской Украиной. Потому что этот край - тоже Русь...
[1] http://rusedin.ru/2012/05/11/mysli-o-rusinax/
[2] Шевченко К.В. Славянская Атлантида: Карпатская Русь и русины в XIX - начале XX  вв. с.80
[3] Там же, с.191, 279
[4] Шевченко Кирилл. Русины и межвоенная Чехословакия. М., Модест колеров., 2006, с.120
[5] Карпатский свет. 1928. n1-3. с.32.
[6] Народная газета. 1925. n3.
[7] Гуснай И.И. Языковой вопрос в Подкарпатской Руси. Пряшев, 1921, с.2
[8] Годьмаш П., Годьмаш С. Подкарпатская Русь и Украина. Ужгород. 2003. с.86.
[9] Пушкаш А. Цивилизация или варварство. Закарпатье в 1918-1945гг. М, Европа, 2006, с.298-299
[10] Там же с.415
[11] Там же с.420
[12] Валерий Разгулов. Подвиг архимандрита Алексия  Кабалюка. Газ. Карпатская панорама, 18 августа 1996
[13] Русин, n3-4 (13-14), 2008, с.25-26
[14] Шевченко К.В. Славянская Атлантида: Карпатская Русь и русины в XIX - начале XX вв. М., Регнум, 2010  с.14
Сергей Лебедев. Карпатская Русь. 2014
http://ruskline.ru/analitika/2014/02/04/karpatskaya_rus/

  


СТАТИСТИКА