Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Галицко-Русская Матица (ГРМ) во Львове
от 27.01.08
  
Доклады


Нам нужна своя русская школа, но, так как нам не разрешают открыть ее, то мы должны изобрести другие способы и средства для спасения нашего подрастающого поколенья от мазепинского янычарства. Культурный народ, часть великого русского народа, защищащий свою русскость в течение своего свыше 600 летнего (Галичина) и даже 1000-летнего (Закарпатская Русь) подчинения проявляет свою культуру, свое национальное я, свое духовное творчество, свои природныя дарования и силы, проявляет всесторонне и во всех направлениях, a следовательно и дает этим проявлениям отвечающее выражение в своих научных изданиях и литературных произведениях. Необходимы нам научно-литературные органы на то, чтобы этот народ, великомученик и победоносец, на их страницах рисовал свою жизнь и свой быт, поведал миру o своих страданиях и борьбах за свое правое дело освобождение, закрепил на веки свои мечты, думы и чаяния, поверил свои заветы, желания и чувства грядущим поколеньям, a нынешнему раскрыл во всей красоте, величии и силе свою богатырскую душу

Галицко-Русская Матица
Цель: Подносити и ширити образованье в русском народе посредством издаванья соответных книжек
Деятельность: История, филология.
Предс.: М. Куземский (1853 - 68); М. Малиновский (1885); Б.А. Дедицкий, В.Р. Ваврик
В 1914 была закрыта австр. властями. Возобновила деятельность в 1923.
Деятельность была прекращена в 1939 году в результате присоединения Западной Украины к УССР и запрещения галицко-русской идеологии
Издания повременные и периодические:

Вып.1
Галицкий исторический сборник, издаваемый обществом Галицко-русской Матицы. Выпуск I. Число 18. Львов. Напечано в Типографии Института Ставропигианского. 1853
...

Научно-литературный сборник Галицко-русской Матицы. Периодическое издание под редакцией В.Р. Ваврика. Львов, 1934
От редакции: Учено-литературное Общество Галицко Русская Матица, основанное во Львове в 1848 году, сначала издавало книги для народа научно-популярного содержания. В 1854г. начало О-во издавать повременное издание чисто научного характера, посвященное истории Галицкой Руси. До 1860 года появились три выпуска этого издания п. з. Галицкий Исторический Сборник. В 1865 году возобновлено было издание Сборника в расширенной программе уже п. з. Науковый Сборник. С 1865 по 1897, с некоторыми перерывами, появляется он под названием Литературный Сборник. Кроме того,  Галицко Русская Матица издавала ряд отдельных сочинений, как популярного, так и научного характера, а также школьные учебники, молитвословы и пр.
В 1901 возобновлено было издание по новой программ и под названием Научно-Литературный Сборник, периодическое издание Галицко-Русской Матицы. Тогда принята была томовая номерация, каждый же том должен был состоять из четырех книг. В 1908г. вышел 6-ой том, после чего издание прекратилось.
После войны Галицко-Русской Матицей была издана монография Д-ра В.Р. Ваврика п.з. Яков Головацкий, в 1930 году вышел один выпуск Сборника, причем томовая номерация была упущена и только отмечено - год издания LXV. Этот том, присоединяем к томовой номерации с 1901 года, а выпуск 1930г. считаем седьмым
Галицко-Русская Матица (ГРМ) во Львове. Перечень
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_676.htm
С.Ю. Бендасюк. Галицко-русская Матица во Львове...Слово матица в древне-славянском языке имело двоякое значение: значило мaгнит и oчaг. В древне-русском языке и в других восточно-славянских языках оно обозначает также матку или цaрицу пчелиногo роя. Так как в новосербском языке это слово имеет именно такое значение, т.е. значит то, что матка пчел, a сербы в Австро-Венгрии первые основали свое просветительно-ученое О-во под названием Матица, и затем только, в подражание им, основали свои такие же О-ва другие славяне Австро-Венгрии, в их числе и русские галичане, тo под словом Матица, в самом деле, понимается та матка пчел (Общество), которая прилежно, при неутомимом и непрестанном сотрудничестве пчел-работниц (работников пера, в общем и широком смысле слова) собирает в свой улей, свою сокровищницу (органы О-ва. изданія, библиотеки, музей и т.п.) особенно замечательные и драгоценные культурные достижения народа, в сыром еще виде обретающиеся плоды его духовного творчества, претворяет их в питательный и живительный сот, новую, цельную духовную пищу, и в свою очередь подносит их ему в виде уже научно и литературно (художественно) обработанвых произведений, которые и представляют собою возможно наиболее завершенный и, умноженный культурный склад народа в известный период, его жизни...
Как в половине XIX века, так и ныне для культурно-просветительного, учено-литературного русского О-ва, это название Матица, не только является совершенно русским и метко верным, но и существенно необходимым в силу того, что как раз оно указывает на процесс черпания и собирания культурных сокровищ из самых недр народных с той целью, чтобы их затем передать и завещать тому же народу уже в научной и художественной обработке...
Первыя Матицы у славян Австро-Венгрии стали появлятьея в первой половине XIX в., в эпоху романтизма и вызванного им у славянских народов национального самосознания и борьбы за свое освобождение. Основывались Общества под названием Матица передовыми людьми той или иной славянской народности, ревнителями культурного прогресса, для защиты интересов родного народа, подьема его просвещения и прежде всего для пробуждения в нем национального самосознания.
Для достижения этой цели Матицы заботились главным образом o развитии, выработке, освобождении от чуждых элементов и обогащении национального (народного и литературного) языка и изучении прошлого и настоящего своего народа. Отсюда и вытекала для Матиц первая необходимость заниматься, особенно в первый период, преимущественно, даже исключительно, языковедением, историей, этнографией и жизнью и бытом народа вообще, стараться внушить любовь и уважение ко всему родному, пробуждать в соотечественниках чувство патриотизма и национальной гордости.
Ближе, полнее и точнее определяет их выдающийся знаток их деятельности Антон Будилович в своей статье - Славянские Матицы и ученые дружества -, помещенной в журнале Минист. Нар. Просв., за февраль 1869г. (с.459-475): Не везде разстояние между наукою и жизнью, (утол. автора) так же велико, как у нас (в России), - пишет он во вступлении. - Там, где государство держится преданием и права извлекаются из хартий, археология есть один из важных двигателей жизни, филолог является передовым бойцом за оспариваемые права народного языка, a историк будит народную доблесть картинами более славного прошлого. Наука несет там народную службу. Такое именно значение имеет она у северо- и юго-западных славян...только наука дает там некоторое единство разсеянным силам, собирая их в служении идее народности в ея борьбе за существование. Указывая затем на необходимость узучения с этой стороны Матиц, Будилович заявляет: без этого нам были бы непонятны участие и жертвы, которыя несет народ в пользу своих учено-литературных учреждений и обществ. Это, в самом деле, цетры народной жизни, мастерские, в которых приготовляются орудия борьбы и средства защиты. Предполагая знакомить читателей с отдельными проявлениями умственной жизни южных и западныхе славян, мы должны начать с ея очагов, с тех магнитных узлов, вокруг которых собираются дробные опилки, тех маточников, без которых пчелиные рои разлетелись бы врозь: мы начнём с славянских матиц...прододжает aвтор, намекая на указанныя обозначения слова матица.
Первая славянская Матица была основана сербами в Пеште (Будине), в 1826г. (Матица српска). Она, поставила своею задачею распространение в наpoде полезных и дешевых книг, поощрение ученых трудов и издание журнала. В 1864г. она была переведена в Новый Сад. Вскоре (1828г.), в Праге, была основана чешская Матица, также известная поде названием чешского музея. В Чехии, впрочем, возникло со временем несколько Обществ под зтим названием (Школьная Матица, даже музыкальные О-ва). В 1842г., в свою очередь, хорваты основали хорватскую Матицу в Загребе. Несколько лет спустя, и в Германии верхние лужичане учредили (в 1847г.), в Будишине (Bautzen) верхнелужицкую Матицу, которая впоследствии открыла свое отделение, нижнелужицкую Матицу в Хотебузе.
Открыты были затем Матицы: Словацкая, в Быстрице, Далматская, в Заре, Моравская в Берне, Словенская, в Любляне и др. Они в большей части сохранили свой характер, o котором уже сказано, некоторые, однако, позже или послужили основанием для особых ученых О-в, или же сами стали ими, т.е. академиями наук или учеными дружествами (в Белграде, Любляне).
Наипозже, ибо только в 80-х гг. пр. в. возникли Матицы в Польше, в трех областях, с разными прилагательными при названии (Macierz Polska. Macierz Szkolna).
В упомянутой статье Будиловича указывается уже на наличие 9 славянских Матиц, в их числе видное место занимает также одна из старших - Галицко-русская.
Между Матицами существовала некоторая круговая порука, взаимное участие в делах и известная внимательность к учено-литературной деятельности своих соседей и соплеменников.
Возникшая только с наступлением весны народов в Австро-Венгрии т.е. в 1848г., Галицко-русская Матица сьорганизовалась, устроилась и действовала по образцу, предначертаниям и методам своих юго-западных славянских посестриц и сверстниц, находясь в постоянном с ними контакте, сотрудничестве и взаимообмене. Их взаимодействие и влияние на нее сказываются в ея истории, программах и уставах, отмечаются и подчеркиваются в протоколах заседаний ея правлений и общих собраний, в речах ея представителей и научно-литературных трудах.
И она в сонме славянских Матиц занимает достойное место и пользуется у них, в научных и литературных вопросах и взаимоотношениях Руси и Славянства, уважением и авторитетом.
В числе первых изданий О-ва появилось описание основания его, составленное одним из основателей Яковом Феодоровичем Головацким (Смотри: В.Р. Ваврик: Яков Феод. Головацкий. 1924) п.з.: Исторический очерк основания Галицко-русской Матицы и справозданье первого собора ученых и любителей народного просвещения - составлено Яковым Головацким (издание Матицы ч. 5), в Львове черенками Ставропигийского Института. 1850 -. Из него и заимствуются здесь фактические сведения.
На книжечке следующее характерное место: Бывало русского духа и слыхом не слыхано и видом не видано, a нынче русской дух и в глаза вертит -.
очерк основания Галицко-Руской Матицы
Исторический очерк основания Галицко-русской Матицы и справозданье первого собора ученых и любителей народного просвещения - составлено Яковым Головацким (издание Матицы ч. 5), в Львове черенками Ставропигийского Института. 1850
Бывало русского духа и слыхом
не слыхано и видом не видано,
a нынче русской дух и в глаза
вертит
Русская Сказка
Основание
Основание
Галицко-Русской Матицы

Соединенными силами!
Царске слово
Дивное явление показалося нынешнего века на Словянах ракузкой державы, одно племя по другом приходило до почутья народного, одно за другим розвивало духовные силы, стало ся стремити до своего просвещения, якобы вещим духом перечувало возрождение своей народности. Гляньмо на вспаки - перед четвертью века буди Чехи, Сербове, Иллиры майже в дитинячих пеленах, а ныне взросли на сильных мужей. Народы тии познали, що тилько через образованье народне могут прийти до силы и значенья. Светлейши мужи и ревнейшии родолюбце уважали, же до того просвещения, до развитья народности можна прийти тилько дружно полученными силами, завязовали для того общества к попоре народной словестности. До таких обществ належат також Матицы...
Я.Ф. Головацкий. Исторический очерк основания Галицко-Руской Матицы и справозданье первого собору ученых руских и любителей народного просвещения. ч.V; Львов, черенками Института Ставропигияньского, 1850, с.263, 10Мб
http://books.google.com.ua/books?id=HdIJAAAAIAAJ
...
Из важнейших трудов, помещенных в первых 4 выпусках (1865г.) заслуживают внимание: Якова Головацкаго статьи: О первом литературно-умственном Движении Русинов в Галиции, со времен австрийского владения в той земле
О движении русинов
Яков Федорович Головацкий (1814-1888). О первом литературно-умственном движении русинов в Галиции со времен Австрийского владения в той земле. Львов: книгопеч. Ставропиг. ин-та, 1865, 40с.
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_675.htm

С.Ю. Бендасюк. Галицко-русская Матица во Львове (Прошлое и настоящее)
- Что мы можем в настоящее время сделать для науки и литературы? - спрашивают некоторые скептически, - что наши науки и литература, хотя бы и на русском литературном языке, в сопоставлении и сравнении с общерусской наукой и литературой, что они могут собой представлять и зачем они вообще? Можем ли мы т.е. наши ученые и литераторы меряться с общерусскими учеными и писателями? Да и, собственно говоря, нет у нас никаких настоящих ученых ни литераторов! У нас нет ученых, техников, инженеров, химиков, художников, историков, поэтов и беллетристов вообще. У нас нет никаких наук, искусств, никакой литературы, поэзии. Какую ж свою науку мы здесь можем развивать, математику, физику технику? Ничего у нас нет и не будет и напрасно нам пытаться и силиться что-то свое создавать, творить, развивать. Нет никакого практического ума ни смысла силиться удерживать при жизни такие престарелые учреждения и О-ва, как Матица это какое-то упрямое сектанство всеми силами тянуться ныне к этой давно отжившей свой век старине. Нам не она нужна, нам нужна хорошо поставленная и обезпеченная политическая и общественная печать, нам нужна ежедневная газета. Нам, в нынешнее жарко боевое время нужны популярные книжки и брошюры, нужны организаторы, инструктора по организации, кооператоры и кооперативы, a не занятия высокими науками и литературой. Наука, и литература, в наших условиях, это - роскошь, преподносить их нынешней нашей общественности, это всё равно, что полуногой нищенке падавать лайковую перчатку...А, стало быть: старый дом Матицы хотя и в центре города, не ремонтировать, a продать, и купить другой, больший и лучший на окраине города, деньги внести в банк на нынешние высокие проценты, эти проценты употребить на то-то и то-то (практическое и реальное), a само О-во слить с какимъ-нибудь иным и вообще его ликвидировать.
Вот обычная аргументация, даже подлинныя фразы ея, произносимые подчас красиво, с пафосом и силой, но - малоубедительные...
То создать, учредить и умножить что-то ценное, важное и прочное трудно, но слить и ликвидировать что-то, давно до нас и не нами созданное и увеличенное, всегда легко...
Какой-то крайне узкий, односторонний и явно ошибочный практицизм побуждает новую интеллигенцию разсматривать науку и литературу как что-то в роде игрушки-роскоши, без которой якобы можно обойтись. И притом еще - что особенно странно - в разряд высоких, недоступных и т.д. нaук, искусств и литеpaтyр заносятся обычно самыя простые, природные и даже не поддающияся подавлению проявления творческого духа культурного народа, ничуть не уступающия в своей  ценности и необходимости всему тому, что кто-то произвольно именует практичным, реальным и прежде всего необходимым.
В нашем случае и теперь же, нам одинаково необходимы и ежедневная газета и популярныя брошюры и инструктора и кооперативы, но так же точно и научно-литературный журнал, и журнал для молодежи и сатирический и детский, и порядочный хор и любительский театр. Нам нужна своя русская школа, но, так как нам не разрешают открыть ее, то мы должны изобрести другие способы и средства для спасения нашего подрастающого поколенья от мазепинского янычарства. Культурный народ, часть великого русского народа, защищащий свою русскость в течение своего свыше 600 летнего (Галичина) и даже 1000-летнего (Закарпатская Русь) подчинения проявляет свою культуру, свое национальное я, свое духовное творчество, свои природныя дарования и силы, проявляет всесторонне и во всех направлениях, a следовательно и дает этим проявлениям отвечающее выражение в своих научных изданиях и литературных произведениях.
Необходимы нам научно-литературные органы на то, чтобы этот народ, великомученик и победоносец, на их страницах рисовал свою жизнь и свой быт, поведал миру o своих страданиях и борьбах за свое правое дело освобождение, закрепил на веки свои мечты, думы и чаяния, поверил свои заветы, желания и чувства грядущим поколеньям, a нынешнему раскрыл во всей красоте, величии и силе свою богатырскую душу
С.Ю. Бендасюк. Галицко-русская Матица во Львове (Прошлое и настоящее). Опубликовано в Научно-литературном Сборнике Галицко-Русской Матицы, Львов 1930
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_668.htm
А. Будилович. Славянские матицы и ученые дружества (Журнал Мин-ва нар. просвещения, 1869, февр., с.459-475)
***
Галичина или Галицкая Русь была захвачена в XIV в. и являлась частью Польского государства вплоть до 1772г., когда по первому разделу Польши оказалась в составе Австрийской империи и именовалась королевством Галиции и Лодомерии. В него входила Западная Галиция, заселенная преимущественно поляками, и Восточная, имевшая сложный национальный состав. Помещики были в основном польской национальности, городское население в значительной мере полонизировано, в городах жили также немцы. Большой процент городского населения составляла еврейская буржуазия. Из 3-х млн. человек коренное население насчитывало немногим более 2-х млн. и сосредоточивалось преимущественно в деревнях. Это были потомки древнерусского племени, сохранившие память о своем древнерусском происхождении в самоназвании (русский, руський, русин) и названии своей земли (Русь). Под польским владычеством древнерусские роды почти все полонизировались (Потоцкие, Дедушицкие и др.), национальные черты сохранились более всего в деревнях среди крестьянского населения и низшего духовенства. Именно эти круги и составляли базу для галицко-русского национального возрождения. Русины испытывали двойной гнет - австрийской администрации и польских помещиков, сохранивших и при австрийском владычестве достаточное влияние в крае. Мощный подъем национального движения, характерный для истории славянских народов Австрийской империи XIX в., наблюдается в Галиции с 30-х годов. Именно тогда началась плодотворная деятельность молодых просветителей, членов общества Русская Троица во главе с М. Шашкевичем, И. Вагилевичем, Я. Головацким, выпустившими первый альманах на родном языке Русалка Днестровая (Будапешт, 1837). Тогда же начали выходить первые ученые труды Д.И. Зубрицкого по истории Галичины, завязалась переписка, а затем и личные контакты будителей с русскими, чешскими, юго-славянскими учеными и просветителями.
Революционные события 1848г. на короткое время изменили расстановку сил в Галичине - опасаясь революционного выступления польской шляхты, австрийские власти старались показать себя покровителями галицких русинов. Весной 1848г. появились галицкие национальные учреждения. В начале революции была создана так называемая Головная русская рада в качестве руководящего органа галицкого национального движения. Ее деятельность проходила под контролем правительства, председателем ее стал перемышльский епископ Григорий Яхимович.
...На заседании Головной русской рады 17 мая 1848г. советник краевой бухгалтерии Иоанн Гуркевич предложил основать Матицу по образцу других славянских матиц, уже получивших широкую известность. И. Гуркевич подготовил проект устава общества, принятый на заседании Рады 28 мая (9 июня). А на заседании 4 (16) июня председатель Рады провозгласил основание Галицко-русской Матицы и предложил присутствующим участвовать в сборе фонда для издания - общеполезных книжек народных русских.
В первом параграфе устава говорилось, что Галицко-русская Матица будет стремиться печатать и давать народу по наименьшей цене хорошие и полезные книги, способствующие утверждению веры и обычаев, к расширению ведомостей, развитию красноречия, краснописания, ремесел, экономики и педагогии или хорошего воспитания -.
...В специальном параграфе устава оговаривалось, что, пока Матица не может вознаграждать труды своих правящих чиновников, обязанности правления выполняются бесплатно.
Членами Матицы могли быть как организации, общества, так и отдельные лица без различия сословия и веры. Только члены правления должны быть обязательно обряду греческого. Это исключало возможность проникновения в состав правления католиков.
Фонд Матицы составлялся из добровольных пожертвований, взносов основателей, процентов с капитала и поступлений от продажи книг.
Каждая книга, предполагаемая для печатания, должна была одобряться предводителем и четырьмя заседателями, причем заседателям поручалось следить, чтобы каждая книга не противоречила законам и постановлениям края, а также была написана - в правдивом духе русского языка и чисто и без ошибок напечатана.
Устав общества мог быть изменен только на общем собрании, если на это даст согласие большая часть основателей греческого обряду.
Первое заседание основателей Матицы состоялось 2 июля 1848г., предводителем был избран председатель Головной русской рады Михаил Куземский. Основателей Матицы, по сведениям Головацкого, было около 50.
...Председатель секции истории и географии А.С. Петрушевич поставил вопрос о планомерном и всестороннем изучении прошлого родного края как части истории всей Руси. - Нельзя никогда забывать, - сказал Петрушевич, - о той тесной связи, которая нас до половины XIV века соединяла с единокровными и единоверными нашими братьями, нельзя забывать и о том отношении, в каком Русь наша стояла к целой еще самобытной Руси -. Неудивительно, продолжал Петрушевич, что - приходя к сознанию народности нашей, мы так живо беремся за историю, она является чистым зеркалом, отражающим всю жизнь нашу, заглянув в которое, увидим всю нашу древнюю красоту и нынешнее безобразие -. Для изучения родной истории Петрушевич предложил обширные списки источников по юго-западной Руси - и письменных, и археологических, и фольклорных. Он наметил грандиозную программу изучения истории родного края, однако в условиях реакции 50-х годов и национального гнета империи Габсбургов она оказалась мало выполнимой.
...секция языка и словесности под председательством Я.Ф. Головацкого занималась более всего проблемамитого самого руского языка, на котором должны были издаваться труды Матицы и вестись преподавание. В своем докладе на секции Головацкий говорил, что мова (язык) в общем значении - руская - делится на три языка - южноруский (малоруский), или как у нас говорят - руский, великорусский и белорусский, однако в Галицкой и Угорской руси есть наречия, которые не совсем сходны с малорусским (украинским). Секция попыталась выработать единые правила, первым из которых было: Мы должны держаться того языка, каким наш народ говорит, но в то же время считаться с этимологией, если понадобиться -. Алфавитом признавалась как кириллица, так и гражданская азбука, причем некоторые гражданские буквы снабжались фонетическими значками. Авторам оставлялось право не придерживаться принятого правописания...
Н.М. Пашаева, Л.Н. Климкова. Галицко-русская Матица во Львове и ее издательская деятельность. Из книги Исследования и материалы. М., 1977. Т.34. с.61-77
http://ru-lvov.livejournal.com/6290.html
В.Р. Ваврик. Краткий очерк Галицко-Русской письменности
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_673.htm
Галицко-Русская Матица (ГРМ) во Львове. Перечень
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_676.htm

  


СТАТИСТИКА