Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Петро Ратенський з Волинi - перший Московський митрополит
от 29.01.08
  
Доклады


Так же точно в украинской истории затушевывается и умаляется или даже скрывается такой важный факт, как поочередное передвижение главных центров Руси и прямая и беспрерывная преемственность государственности. Правда, в ней упоминается, что после падения Киева поднялись на юго-западе Галич и на северо-востоке Суздаль и затем Москва, но связи между ними нет никакой. Ни словечком в ней не упоминается о такой великой исторической личности, как Петр Ратенский, уроженец Галичины и бывший игумен монастыря на реке Рать (в Жолковском уезде), который был впоследствии первым митрополитом Московским, советчиком и сотрудником великого князя Московского Ивана Данииловича Калиты в его великом деле собирания русских земель вокруг Москвы, и который за свои громадные заслуги также для Русской Православной Церкви причислен к лику святых - С.Ю. Бендасюк

Если ты, сын мой, успокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, то будешь славнее всех иных князей…;
кости мои останутся в сем граде;
святители захотят обитать в оном;
и руки его взыдут на плеща врагов наших

Инстинкт собирания русской земли, инстинкт необходимости племенного единения для сохранения силы составляет отличительную черту всех уроженцев Карпатской Руси, занявших видные места в общерусской культуре…Достаточно указать на митрополита Петра. Не потому, чтобы в княжеско-удельном периоде русской истории не нашлось других примеров, а потому, что после татарского разгрома, в годины общего смятенья, из всех тогдашних передовых русских людей, только червоноросс Петр ясно и сознательно кликнул клич о собирании русской земли - Д.Н. Вергун. Что такое Галиция? 1914

Икона Пресвятой Богородици, 1306, 54х42, Успенский собор Московського КремляСв., блаженный Петр, митрополит московский и всея России чудотворец, родился в земле Волынской, и всемогущею волею Божиею был избран и предназначен быть светильником и пастырем церкви православной. Мать св. Петра, еще до рождения его имела видение, указавшее ей высокое предназначение ея сына: она видела во сне, что держит на руках своих агнца, у которого, посреди рогов выросло дерево, украшенное дивными цветами, плодами и зажженными свечами. Другое виденье впоследствие укрепило разум и силы семилетнего отрока Петра. Он видел во сне мужа, во святительской одежде, который, подойдя к нему, прикоснулся рукою е его языку, и благословил его. С того самого дня св. Петр начал преуспевать в книжном учении, а вскоре вполне изучил Св. Писание.
На 20-м году своей жизни св. Петр вступил в монастырь, где долгое время ревностно подвизался в иноческом житии, и учился иконописанию. В это время св. Петр написал чудотворную икону Богоматери, с которою и явился к святителю, архиерею Максиму, чтобы принять его благословение.
После смерти святителя Максима, св. Петр, убежденный князем Волынским, решился отправиться в Цареград, и там испросить посвящение в митрополиты киевские. В то время патриархом цареградским был добродетельный старец Афанасий. Однажды, когда патриарх совершал божественную литургию во храме св. Софии - Премудрости Божией, вошел в тот храм св. Петр, и внезапно вся церковь исполнилась дивного благоухания. Изумленный святитель, узнав, зачем св. Петр прибыл в Царьград, собрал священный собор и на общем совещании признал св. Петра достойным сана митрополита. Во время посвящения св. Петра в новый сан совершилось дивное чудо: лице новоставляемого святителя российского озарилось чудным светом, так что все, бывшие во храме, невольно воскликнули: во истину человек этот прибыл к нам по Божию повелению. -
Возвратясь в Россию, св. Петр ревностно начал обучать своих соотечественников закону Божию и праведной жизни. На соборе в Переяславле он обличил клеветника своего, епископа Тверского Андрея, взводившего на святителя многие тяжкие обвинения. Но св. Петр, оправданный собором, тотчас же простил и отпустил с миром клеветника своего.
В то время великий князь Иоанн Данилович Калита, желая возвысить свой стольный город Москву перед прочими русскими городами, стал просить св. митрополита Петра перейти на жительство из разоренного татарами Киева, в новооснованный город Москву. Святитель исполнил желание великого князя. По совету и благословению св. Петра, великий князь Иоанн Калита построил в Москве храм, во имя Успения Божией матери, причем святитель Петр предсказал будущую славу и величие Москвы. В этом же храме св. Петр собственноручно вырыл могилу для своего погребения, близ жертвенника святого храма.
Вскоре после возведения в Москве храма во имя Успения Богоматери, св. митрополит Петр преставился от земной жизни, к жизни вечной, небесной. Он призвал всех ближних своих, святителей и иереев, благословил их, передал им свое предсмертное завещание, и мирно отошел ко Господу. Великий князь Иоанн Калита с знатнейшими вельможами перенесли тело св. митрополита из дома его во святой Храм, и в это время одному из жителей Москвы было видение, указавшее, что усопший святитель уже прославлен от Господа: св. митрополит Петр виден был сидящим на своем одре, и благословляющим всех, приходящих к нему.
Святые мощи Угодника Божия Петра, первого митрополита московского и до ныне почивают в гробе, приготовленном самим святителем еще при своей жизни, и источают верующим многие великие чудеса.
(Святители Петр и Алексий, митрополиты Московские и всея России чудотворцы, СПб: ред. журн. Мирской вестник, 1865, Добав.: Петр митрополит Московский и всея Руси)

Петр Ратенский Единственный писатель - галичанин княжеского периода. Истоки Раты - его родина. Предания о нем, как благочестивом иноке Петре, сохранились в Верхрате, Дворцах, Раве Русской и Великих Мостах. Год рождения Петра относят к половине XIII-го века в княжение кн. Даниила Романовича. В 1308г. кн. Юрий Львович направил монаха Петра в Константинополь, где патриарх возвел его в сан епископа и назначил митрополитом киевским. Так как татары разрушили Киев до основ, Петр переселился во Владимир Суздальский и оттуда в Москву при великом князе Иване Даниловиче Калите. Как митрополит всея Руси, он был могущественным его помощником в собирании Русской земли. Митр. Петр оставил два Послания, в которых призывал епископов, попов, диаконов и всех християн к защите сожженной, истерзанной страданиями Руси, поверженной в рабство свирепыми монголами-татарами. Острыми словами он клеймил удельных князьков, постыдно холопствующих перед ордынскими ханами в дни  всенародного бедствия, ввергшего Русь в безграничное отчаяние, жуткую безнадежность и мертвое оцепенение. Перенесением митрополичьей кафедры в Москву он придает ей значение сердца всей Русской земли и столицы грядущего ее государственного возрождения. Митр. Петр был равно же первым художником; его кисти принадлежит несколько икон. Умер в 1326 году. Он причислен к лику Русских святых. Рака с его телесными останками находится в алтаре Кремлевского Успенского собора. В продолжение веков туда шли паломники со всех концов Русской земли, не исключая Галицкой, Буковинской и Закарпатской Руси. И мне посчастливилось быть у праха знаменитого земляка (Литература: еп. Прохор, современник митр. Петра - Житие митр. Петра, напечатанное в Харькове 1862 г., митр. Киприан - Житие митр. Петра, митр. Димитрий Ростовский - Минея-Четия, изд. В Москве 1855г., Ф.И. Свистун - Петр Ратенский, Львов, 1904, И.И. Гумецкий - Великий сын Галича, СПБ, 1909, В.В. Мавродин - Образование русского национального государства, Москва, 1939)
В.Р. Ваврик. Краткий очерк Галицко-Русской письменности
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_673.htm

Першу кам'яну церковну будівлю Москви, було закладено в 1326 р. першим Московським митрополитом, святителем Петром і князем Іваном І Калитою, на місці раніше існуючої дерев'яної. Поштовхом до будівництва послужило набуття Москвою статусу першопрестольного міста. Собор був покликаний замінити Володимирський Успенський собор (Успенський собор у Володимирі-Волинському. 1160 р. збудований волинським князем Мстиславом Ізяславичем) як головний храм Русі. У тому ж році святитель Петро упокоївся в споруджуваному соборі і був похований, поблизу жертовника. Собор був освячений 14 серпня 1327 р.
Успенський собор Московського Кремля. Реконструкція. 1326 р. Перший кам'яний храм Москви, заложений Петром Ратенським
Успенський собор Московського Кремля. Реконструкція. 1326 р. Перший кам'яний храм Москви, заложений Петром Ратенським
Петро Ратенський з Волинi
http://art.lutsk.ua/art/raten/index.shtml
Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками
С.В. Заграевский. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII-первой трети XIV века. М., 2003
http://zagraevsky.com/zodchestvo3.htm

  


СТАТИСТИКА