Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

O.А. Мончаловский. Святая Русь
от 30.01.08
  
Самоорганизация


Познай себе, буде съ тебе

O.А. Мончаловский. Святая Русь
I. Славяне
II. Отки взялись Славяне? Розселеніе Славянъ
III. Русскій народъ
IV. Русская держава
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_680.htm
V. Галицкая или Червоная Русь
VI. ПросвЪщеніе Руси
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_681.htm
VII. Русскій языкъ и его нарЪчія
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_682.htm
VIII. Отки взялись у насъ партіи и фонетика?
IX. Наша народная вЪpa
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_683.htm
O.А. Мончаловскій. Львовъ 1903. Изъ типографiи Ставропигійского Института подъ управленіемъ Осипа Данилюка, Накладомъ автора
с.3
Слово отъ сердця и розума Познай себе, буде съ тебе - говоритъ наша народная пословиця. Народный розумъ означиль сими немногими словами дуже удачно одну изъ первыхъ задачъ человЪка - познатя себе. ТЪмъ больше народы повинны познати себе, понеже самопознаніе составляе первое условіе, щобы порозумЪти задачи сущестованія, щобы не впасти въ блуды и мановцы, вредныи для народовъ, a тЪмъ самымъ самопознаніе есть основанье розвитія народовъ.
Мы, жители Галицкой или Червоной Руси, русскіи Галичане, a также Буковинцы, больше чЪмъ другіи народы, повинны познати себе, именно-же, якого мы роду и племени, чіи мы дЪти и якими дорогами ишли наши предки и якъ намъ належитъ поступати, щобы не погибнути межи другими народами, не дати себе выкоренити изъ нашей старорусской батьковщины, а кромЪ того, щобы розвиватись численно, науково и въ добромъ бытЪ и стати сильнымъ народомъ. Мы повинны добре и правдиво себе познати еще и для того, понеже на насъ найбольше напосЪлись противники русского народа, щобы насъ обаламутити, баламутствомъ ослабити и межи собою посварити, a потомъ надъ слабыми и безсильными запановати. Въ той цЪли дЪйствуютъ противники русского народа не только сами, но они подсылаютъ намъ еще непрошенныхъ учителей, которыи, будучи уже сами обаламученными или и подкупленными, стараются потягнути за собою и другихъ русскихъ Галичанъ и Буковинцевъ.
А тЪхъ противниковъ и непрошенныхъ учителей, a лучше сказати, баламутовъ, довольно много у насъ. Одни изъ нихъ твердятъ, що русскіи жители Галичины отличаются отъ полъскихъ жителей края только религіею, що ихъ языкъ есть только нарЪчіе польского языка, що они Поляки греческо-уніатской вЪры. Другіи говорятъ, що русскiи Галичане и Буковинцы - Русины-Украинцы, такіи самыи, якъ тЪ, которыи живутъ въ полудневой Россіи, отъ границъ Галичины ажъ за Чорное море, но що тЪ Русины-Украинцы совсЪмъ другій народъ, якъ тЪ Русины, которыи живутъ на сЪверЪ Россіи и которыхъ, отъ названія старого города Москвы, называютъ Москалями. Третьи снова утверджаютъ, що русскіи Галичане и Буковинцы - совсЪмъ самостоятельный народъ, не принадлежащій ни къ Украинцамъ, ни къ Москалямъ. Есть наконецъ и такіи ложныи учители, которыи хотЪли бы подорвати вЪру и церковь у русскихъ Галичанъ и Буковинцевъ и которыи ни за що маютъ русскую народностъ, a говорятъ и пишутъ по русски и выдаютъ себе даже за народолюбцевъ, щобы тЪмъ легче народъ баламутити.
Вотъ для чего русскіи Галичане и Буковинцы повинны познати себе, щобы, якъ говорится въ священномъ письмЪ, не впасти въ напасть. Но легко то сказати: Познай себе, буде съ тебе, a трудно исполнити. РозумЪеся, человЪку непросвЪщенному даже невозможно знати, якіи были его предки, якъ они жили, для чего онъ принадлежитъ до русской церкви a не до латино-польского костела, для чего онъ говоритъ по русски, a не по польски или по нЪмецки. Онъ може знати лишь то, що его отецъ и дЪдъ говорили по русски и принадлежали до русской церкви, a для чего, того уже не може знати. Но Богъ далъ человЪку розумъ, тЪмъ розумомъ человЪкъ доходитъ до науки, a наука поясняе все, що касаеся людей и ихъ житья на землЪ. Для того каждый человЪкъ повиненъ передъ всЪмъ просвЪщатись. Но бываютъ и ложныи науки, понеже есть ложныи учителя, a человЪку непросвЪщенному дуже трудно розличити правдивую науку отъ науки ложной и онъ помимо своей воли часто поддаеся ложной науцЪ. Якъ-же русскимъ Галичанамъ и Буковинцамъ розличити добрыхъ учителей и добрую науку отъ ложныхъ учителей и ложной науки? ВЪдь ложный учитель не признастся, що онъ хоче баламутити народъ, a противникъ русского народа не скаже, що хоче его ослабити и погубити, напротивъ, они будутъ клястися и присягати, що они желаютъ добра народу. На то есть у насъ добрый способъ: Кто вЪритъ въ Бога, кто преданъ русской церкви и любитъ церковный обрядъ; кто почитае освященный церковью старославянскій языкъ въ богослужебныхъ книгахъ; кто любитъ и не покидае русской азбуки, придуманной славянскими первоучителями, св. Кирилломъ и Мефодіемъ; кто не перекручуе русского языка и не выкидае старыхъ русскихъ словъ изъ него; кто стараеся помирити и соединити, a не посварити, розъединити и роздЪлити русскій народъ; кто съ братскою любовью относится до русского простонародiя и стараеся, щобы оно не покинуло вЪры въ Бога, преданности къ св. церкви и обряду и любви къ русской народности и кто въ томъ дусЪ его просвЪщае - той - правдивый учитель и наука его правдива.
Щобы однако русскіи Галичане и Буковинцы сами переконалися, що та наука правдива и для русского народа спасительна, щобы они сами могли поучити и просвЪтити темныхъ или уже обаламученныхъ своихъ братовъ, я написалъ сію книжечку, въ которой коротко пояснилъ происхожденіе русского народа, его исторію, его языкъ и его просвЪтительное розвитіе отъ того далекого отъ насъ времени, отъ коли мы маемъ записи и памятники, до нынЪшного дня. Я назвалъ сiю книжечку Святая Русь. То, що кому дорого, то и свято. MeнЪ и всЪмъ правдивымъ Русинамъ, дорога русская народность, дорогій русскій народъ, дорога Русъ. Ho не только для того одного Русь намъ свята, що мы ю любимъ, якъ любятъ дЪти свою матерь. Она свята и для того, що она тЪсно связана съ святою русскою церковью, отъ которой и получила освященіе. Ни одинъ народъ въ свЪтЪ не называе своихъ селянъ такъ, якъ называе себе русскій селянинъ. Полякъ называе своихъ селянъ: wiesniakami, т.е. живущими на селЪ, въ веси; у Чеха селянинъ называеся: sedlak, т.е. тотъ, що поселился, осЪлъ на землЪ; у НЪмцевъ: Bauer (отъ слова: bauen), т.е. тотъ, що обробляе землю. И нашъ селянинъ осЪлъ на землЪ, поселился и обробляе землю, и мы также называемъ нашихъ хлЪборобовъ селянами. Но якъ называе нашъ народъ самъ себе? Говорячи о себЪ, нашъ галицко-русскій мужикъ каже: кpecтьянинъ (вымовляе: хрестьенинъ); такъ само называе себе и великорусскій мужикъ. Що-же означае то слово? Оно означае то, що носитель того названія - крещенный человЪкъ, що онъ христіанинъ, що онъ Xpистовъ. И то названіе не пустый звукъ. ВЪра и преданность къ церкви выполняли и выполняютъ душу русского народа, вЪpa и церковь были школою его просвЪщенія и воспитанія и живою силою, которая двигала народъ, создавала знаменитыхъ людей и служила жереломъ высокихъ и величавыхъ чувствъ. ВЪра проникла все существо души русского народа и для того русскій мужикъ называе себе кpестьяниномъ, a христіанская Русь называе себе Святою Pусью
I. Славяне
Народы, заселяющіи землю, роздЪляются по своему происхожденію на расы или поколЪнья. Головныи расы людей суть: 1) индо-европейская или кавказская раса; 2) монгольская; 3) африканско-семитская; 4) paca дpaвидскихъ племенъ въ Aзіи; 5) aвcтpaлiйcкaя раса и 6) aмериканская.
Народы сихъ расъ розличаются межи собою цвЪтомъ (фарбою) кожи (есть цвЪтъ бЪлый, чорный, жолтый и мЪдный), цвЪтомъ волосья, формою головы, чела, очей, носа, ушей, бороды, ростомъ и т.д. Найбольше красивая раса людей, - ведля нашихъ понятій, понеже каждый народъ уважае себе найбольше красивымъ - то индо-европейская или кавказская раса. До той расы принадлежитъ теперь 700 миліоновъ людей на землЪ. До монгольской расы принадлежитъ около 600 миліоновъ; до африканско-семитской около 200 миліоновъ; до расы дpaвидскихъ  племенъ въ Азіи около 50 миліоновъ; до австралійской расы около 40 миліоновъ, a до aмepикaнской расы до 10 миліоновъ.
Русскій народъ принадлежитъ до индо-европейской или кавказской расы. До той-же расы принадлежатъ всЪ народы Европы, исключивши: Турковъ, Татаръ, Мадьяръ, Финновъ и Жидовъ. По за Европою до кавказской расы принадлежатъ: жители Азіи межи рЪками Обь и Гангъ, сЪверныи африканцы и всЪ европейскіи поселенцы въ Азіи, АфрицЪ, АмерицЪ и Австраліи.
Расы людей роздЪляются ведля языковъ, якими они говорятъ, на племена. Въ ЕвропЪ живутъ слЪдующіи племена: Слaвяне (около 145 миліоновъ); Aнгло-саксонцы (НЪмцы, Англичане, Датчане, Голландцы, Шведы) около 115 миліоновъ; Романы (Французы, Итальянцы, Испанцы, Португальцы, Румуны) около 100 миліоновъ; Жиды, около 8 миліоновъ; Мадьяры, около 5 миліоновъ; Финны, около 6 миліоновъ: Турки и Татаре, около 6 миліоновъ; Литовцы, около 3 миліоновъ; Кельты, около 2 миліоновъ; Албанцы, около 1 мил.; наконецъ, Баски и Цыгане, которыхъ числятъ по одному миліону.
Pусскій нapoдъ принадаежитъ ко слaвянскому племени. КромЪ него ко славянскому племени принадлежатъ: Поляки, Чехи, Словаки, Сеpбы, Xopвaты, Болгapе, Словинцы и Лужицкіи Сеpбы.
Каждая изъ сихъ частей славянского племени называеся народомъ, именно суть народы: русскій, польскій, чешскій, словацкій, сербскій, хopвaтскій, болгapскій, словинскій и лужицко-сеpбскій.
Найбольшій межи славянскими народами есть pусскій нapoдъ, числящій въ ЕвропЪ, Азіи и АмерицЪ (галицко-русскихъ эмигрантовъ есть въ АмерицЪ больше якъ 300.000 душъ) около 100 миліоновъ. ПослЪ русского народа идутъ: польскій нapoдъ - около 18 миліоновъ: чешскій народъ - около 9 миліоновъ; болгapскій нapoдъ - около 4 миліоновъ; сербскій народъ - около 4 1/2 миліона; хорватскій народъ - около 3 миліоновъ; словацкій нapoдъ - около 3,800.000; словинскій народъ - около 3 миліоновъ; и лужицко-сербскій народъ - около 200.000 людей.
Языки, которыми говорятъ славянскіи народы, суть близки межи собою и понятны всЪмъ Славянамъ безъ особной науки. Щобы наглядно представити, о сколько славянскіи языки межи собою близки, подаемъ молитву Господню - Отче нашъ - на всЪхъ славянскихъ языкахъ.
Старославянскій текстъ молитвы Господней употребляютъ слЪдующіи славянскіи народы въ богослуженіи и въ молитвЪ: русскій, болгарскій и сербскій:
По старо-славянски (церковному) Отче нашъ, иже еси на небесЪхъ, да святится имя Твое, да прiидетъ царствiе Твое, да будетъ воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлЪбъ нашъ насущный даждь намъ днесь и остави намъ долги наша, яко-же и мы оставляемъ должникомъ нашим; и не введи насъ во искушенiе, но избави насъ отъ лукаваго. Аминь.
По русски (въ скобкахъ по малорусски) Отче нашъ, который еси на небесахъ, да (нехай) святится имя Твое, да (нехай) придетъ царствіе Твое, да (нехай) будетъ воля Твоя, какъ (якъ) на небЪ такъ и на землЪ; хлЪбъ нашъ насущный (потребный) дай намъ днесь и прости намъ долги наши, какъ (якъ) и мы прощаемъ должникамъ нашимъ; и не введи насъ во искушеніе (покусу), но избави насъ отъ лукаваго (лукавого). Аминь.
По болгарски Отче нашъ, кой-то си на небеса-та, да ся святи име-то твое, да прійде царство-то твое, да буде воля-та твоя, каково-то на небо-то, така и на земя-та; хлЪбъ-атъ нашъ катадневны-атъ дай ны го днесъ, и прости ны долгове наши, каково-то и ніе ги прощиваме на наши-те должницы и не воведи ны въ напасть, но избави ны отъ лукавыя-тъ. Аминъ.
По сербски Отче нашъ, кой си на небесима, да се свети име твое, да додье царство твое, да буде воля твоя, као на небу тако и на земли; хлЪбъ нашъ потребный дай намъ данасъ и опрости намъ дугове наше, као што и мы опраштамо дужницима своимъ; и не наведи насъ у напасть, но избави насъ ода зла. Аминъ.
Хорваты, Словинцы, Чехи, Поляки, Словаки и Лужичане пишутъ латинскими буквами, но для лучшого поровнанья съ русскимъ языкомъ мы печатаемъ тутъ ихъ молитву русскими буквами.
По хорватски Отче нашъ, кой си на небесихъ, свети се име твое, додьи кралевство твое, буди воля твоя, како на небу, такъ и на земли; крухъ нашъ всакдашній дай намъ данасъ и отпусти намъ дуге наше, какъ и мы отпуштамо дужникомъ нашимъ; и не уведи насъ въ напасть, него ослободи насъ одъ зла. Аменъ.
По словински Отче нашъ, ки си въ небесихъ, посвечено боди твое име; приди твое кралевство, сгоди се твоя воля, какоръ въ небесихъ, тако на земли; дай намъ данасъ нашъ всакдайни крухъ, инъ одпусти намъ наше доуге, какоръ туды мы одпущамо нашимъ доужникамъ, инъ не впеляй насъ въ скушняво, темучъ насъ реши одъ злега. Аменъ.
По чешски Отче нашъ, еижъ си на небесихъ, посвЪть се ймено тве; пршійдь кральовстви тве; будь воля тва, яко въ неби, такъ и на земи; хлЪбъ нашъ вездЪйши дей намъ днесъ и одпусть намъ наше вины, якожь и мы одпоуштиме нашимъ винникомъ, и не уводь насъ въ покушени, але збавь насъ одъ злего. Аменъ.
По словацки Отче нашъ, который си на небесахъ, посвать са мено тве, придь кральовство тве, будъ воля тва, яко въ неби, такъ и на земи; хлЪбъ нашъ вездайши дай намъ днесъ, a одпусть намъ наши вины, яко и мы одпущаме нашимъ виникомъ, a не уводь насъ въ покушенье, але збавь насъ оде злего. Аменъ.
По польски Ойче нашъ, ктурись естъ въ ньебье, свьенць сье имье твое, ищійдзь крулевство твое, бондзь воля твоя, яко въ ньебье, такъ и на зьемЪ; хльеба нашего повшедньего дай намъ дзисяй и одпусць намъ наше вины, яко и мы одпущамы нашимъ виновайцомъ и не водзь насъ на покушенье, алье насъ збавъ оде злего. Аменъ.
По лужицки Вотце нашъ, ки-жъ си въ небесахъ, свечене буджь твое мено; пшиндзь къ намъ твое кралевство; твоя воля со стань, ка-жъ на небю, такъ тежъ на земи; нашъ вшедный хлЪбъ дай намъ дженса, a водай намъ наше вины, яко мы водавамы нашимъ винникамъ, a не веждъ насъ до спытованья, але вуможъ насъ водъ злего. Аменъ.
Такое подобіе славянскихъ языковъ свЪдчитъ, що въ давніи времена Славяне составляли одинъ народъ, который жилъ на одномъ мЪстЪ, говорилъ однимъ языкомъ и творилъ одну родину. Для того нынЪшніи славянскіи народы, хотя и живутъ въ розличныхъ сторонахъ и называютъ себе розлично, уважаютъ себе потомками или дЪтьми однихъ предковъ, братьми, связанными кровъю и языкомъ. И сознанія сего братства у славянъ не могутъ заглушити ни отдаленность, ни политичныи границы, ни рознородность историчныхъ событій, ни агитація ихъ вороговъ.
II. Отки взялись Славяне?
Наука выслЪдила, що далеко передъ Рождествомъ Христовымъ предки нынЪшнихъ славянскихъ народовъ, коли они еще составляли одинъ народъ и говорили однимъ языкомъ, жили въ Индіи, въ середней Азіи, близко Гималайскихъ горъ. Коли они розмножилисъ и имъ стало тамъ тЪсно или ихъ вытЪснили другіи народы, они переселились на западъ и осЪли межи Азіею и Европою, въ нынЪшнемъ Кавказскомъ краю. Но и тутъ они не осталисъ на всегда, но переселились еще дальше на западъ и осЪли въ восточной части Европы, занявши тeпepЪшнiи Карпатскіи горы и землю межи рЪками: Вислою, Бугомъ, ДнЪстромъ и Прутомъ, ажъ до середного теченія Дуная, въ теперЪшной УгорщинЪ.
Для того, що старыи Славяне, a также предки другихъ народовъ, передъ своимъ приходомъ въ Европу жили въ Индiи, a потомъ на KaвказЪ, то ученыи назвали ихъ индо-европейскими или кавказскими народами. Наши-же славянскіи предки, прійшовши изъ Азіи въ Европу и поселившися въ окрестностяхъ теперЪшнихъ Карпатскихъ горъ, назвали свое новое отечество Хорватіею, то значитъ горбоватою, гористою землею. Отъ той земли они стали называти себе Хорватами, a горы - хорватскими горами. Изъ сего названія выйшло потомъ съ часомъ названіе Карпатскіи горы или коротко Kapпaты.
Въ сосЪдствЪ съ Хорватіею жили другіи народы, именно-же на юзЪ древніи (старыи) Греки и Римляне, а на западЪ Германцы или НЪмцы, Кельты и т.п. Понеже наши предки не розумЪли языка тЪхъ чужихъ народовъ, то они называли ихъ однимъ именемъ: HЪмцы, т.е. яко-бы нЪмыи. Щобы однако себе розличити отъ чужихъ или нЪмыхъ народовъ, наши предки назвали себе Словенами или Словянами, т.е. людьми, которыи розумЪютъ въ розговоpЪ межи собою слова. Съ часомъ названіе Словене или Словяне перемЪнилось въ названіе Славяне, яко-бы походящое отъ слова слaвa, и то названіе употребляеся и до нынЪ
Розселеніе Славянъ
По причинЪ розмноженія Славянъ, a также вслЪдствіе напора на нихъ со стороны чужихъ народовъ, именно Римлянъ, Германцевъ, Даковъ и другихъ, Славяне стали выселятися изъ Хорватіи въ розличныи стороны Европы. Насампередъ, a то еще передъ Рождествомъ Христовымъ, Славяне стали переселятись на сЪверъ (полночь), глядаючи новыхъ, свободныхъ земель. О тЪхъ Славянахъ поговоримъ позднЪйше, раньше же скажемъ о тЪхъ Славянахъ, которыи переселились на югъ (полудне) и на западЪ Европы. То переселенье было особенно сильно въ четвертомъ вЪцЪ по РождествЪ Христовомъ, коли въ Европу прійшолъ изъ Азіи многочисленный и воинственный народъ, Гунны, которыи вытЪснили Славянъ изъ Хорватіи. Отступаючи передъ Гуннами, Славяне ишли на западъ и на югъ Европы и тамъ закладали свои оселья. И такъ одна часть Славянъ поселилась въ нынЪшней Чехіи, Моравіи и Силезіи, и отъ имени своего предводителя - назвала себе Чехaми. Другая часть пошла еще дальше на сЪверъ, въ нынЪшнюю Саксонію и Пруссію, и назвала себе, вЪроятно отъ луговъ, Лужичанами. Иная часть Славянъ осЪла на берегахъ Балтійского моря и отъ мЪста своего поселенья назвала себе Поморянами (НЪмцы называютъ сей край Помернъ, т.е. Поморье). О сей части Славянъ, a также о другихъ Славянахъ, переселившихся на сЪверо-западъ отъ древной Хорватіи русскій лЪтописецъ Несторъ говоритъ: Славяне сЪли на ВислЪ и назвались Ляхами, a отъ сихъ Ляховъ прозвались Поляне (нынЪшніи Поляки); другіи Ляхи Лутичи, еще Мазовшане (нынЪшніи Мазуры) и Помopяне -. Несторъ упоминае еще o Boлынянахъ на островЪ Волыни, въ устъяхъ рЪки Орды (по нЪмецки Oder) и ЧерезпЪнянахъ, названныхъ такъ отъ рЪки ПЪны (по нЪмецки Peene). На островЪ РанЪ (по нЪмецки Rugen) жило также славянское племя, Paнe.
ТЪ Славяне, которыи пойшли на югъ Европы, за Дунай, поселились на нынЪшнемъ Балканскомъ полуостровЪ, въ тогдашней греческой или византійской державЪ. Они осЪли въ нынЪшней Сербіи, Босніи, ГерцеговинЪ, Черногоріи и Далматіи, и составляютъ ныне сеpбскій нapoдъ. Часть тЪхъ Славянъ осЪла въ нынЪшней Хорватіи и Славоніи, где потомки ихъ образовали хорватскій и словинскій народы. Що же до Хорватовъ, то они составляли съ Сербами одинъ народъ. Но принявши латинскую вЪру и латинское письмо, Хорваты отдЪлили себе отъ Сербовъ такъ, що нынЪ образуютъ яко-бы отдЪльный народъ, розличный не якимъ особнымъ нарЪчіемъ, a только религіею и письмомъ.
Болгаре - здается - не происходятъ отъ славянского племени. Они прійшли въ семомъ вЪцЪ отъ Уральскихъ горъ, изъ-надъ Волги, и завладЪли землею на берегахъ Чорного Моря, Дуная и въ Балканскихъ горахъ, где жило славянское племя. Съ часомъ Болгаре приняли отъ того племени славянскій языкъ и слилися съ нимъ къ одинъ славяно-болгарскій народъ.
Розселившіися Славяне образовали на мЪстахъ своего поселенія самостоятельныи державы. Чехи первыи основали свою державу подъ названіемъ Богемія. То названіе происходитъ отъ названія народа Бoeвъ (по латински Boiohemum), которыи за часовъ римской державы жили въ той землЪ. Чешская держава образовалась въ 627 году по Рожд. Хр. и первымъ еи правителемъ былъ чешскій военачальникъ Самъ или Самонъ. Та держава обнимала нынЪшнюю Чехію, Моравію, Силезію и зъ одной стороны граничила съ Дунаемъ, зъ другой съ рЪкою Спревою. СосЪдняя нЪмецкая держава не давала однако спокою чешскимъ Славянамъ и постоянно воевала съ ними. Чехи хоробро боронились, но германскому императору, Каролю Великому, удалось въ 803 году нанести чешской державЪ тяжкій ударъ, и она перестала существовати. На мЪстЪ чешской державы возникла въ початку девятого вЪка мopaвскaя дepжaвa, которую основалъ чешскій князь Мойміръ. Моравская держава сдЪлалась вскорЪ могучею, понеже соединила Моравію, Чехію и Силезію. И на ту державу часто нападали НЪмцы, которыи въ початку десятого вЪка и розбили ю, призвавши собЪ на помочь монгольское племя Мадьяръ.
Майже одночасно съ основаніемъ моравской державы Славяне, осЪвшіи дальше на сЪверъ отъ Чеховъ, и назвавшій себе Полянами, основали на рЪцЪ ВартЪ свою отдЪльную державу, польскую державу или Польщу. Первымъ правителемъ Польщи былъ земледЪлецъ Пястъ. Польща состояла изъ двохъ частей: Малой Польщи, которая лежала на верхней части Вислы, въ окрестности нынЪшней Силезіи и западной Галичины, и Великой Польщи на рЪцЪ ВартЪ.
Столицею первой былъ Краковъ, столицею же второй было ГнЪзно. ЗатЪмъ Польща присоединила до себе Галицкую Русь, потомъ Литву и Малую Русь и стала могучею державою. Но понеже польская шляхта, принявши обычаи отъ НЪмцевъ, дуже притЪсняла крестьянъ и, подчинившись подъ вліяніе латинского духовенства, преслЪдовала разомъ съ нимъ русскую вЪру, то русскій народъ подъ предводительствомъ Богдана Хмелькицкоґо возсталъ и подорвалъ силу Польщи. По присоединенью Малой Руси до Великой Руси Польща ослабла, a роздоры польской шляхты довели до того, що въ 1772 году три сосЪдніи державы: Россія, Австрія и Пруссія роздЪлили межи себе польскую державу.
Славяне, поселившіися на нынЪшнемъ Балканском полуостровЪ, въ тогдашней греческой или византійской державЪ (слово византiйскій происходитъ отъ названія столицы греческой державы, Византіи. Та столица имЪе ажь четыре названія: найстаршое Византія, потомъ Константинополь, т.е. городъ Константина; послЪ занятія того города Турками они назвали его Стамбуломъ, Славяне же называютъ его Цареградомъ) дойшли вскорЪ до значенія. Въ половинЪ пятого вЪка тамъ уже было такъ много Славянъ, що одинъ изъ нихъ, Оногостъ, былъ назначенъ правителемъ провинціи Тракіи. Многіи Славяне служили въ войскахъ греческихъ императоровъ, a одинъ Славянинъ, Управда, сынъ Истока, былъ даже греческимъ   императоромъ подъ именемъ Юстиніана (то имя есть переводомъ на латинское славянского имени Управда; такъ само славный военачалъникъ греческій Велисарій былъ славяниномъ и назывался Велизаръ). За помочь противъ народа Аваровъ, которыи нападали на греческую державу, императоръ Ираклій подарилъ въ семомъ вЪцЪ Славянамъ край Илирикъ, притыкающій до Адріатического, a по славянски Ядерского, моря. Въ томъ краю Славяне основали свою державу и назвали ю сеpбскимъ цapcтвомъ. Сербское царство сильно розвивалось ажъ до четырнадцятого вЪка. По смерти славного сербского короля Душана (1355) Сербія роспалась на четыре малыи державы: на Сербiю, Боснію, Герцеговину и Зету. Въ 1389 году Турки напали на Сербію и на Коссовомъ полЪ розбили сербское войско и убили короля Лазаря. ПослЪ того Турки покорили Боснію и Герцеговину. Только одна Зета оперлась Туркамъ и въ 1422 году сдЪлалась самостоятельнымъ княжествомъ подъ названіемъ Черногоріи (по сербски: Црнагора), которое и по нынЪ существуе.
Сербія оставалась подъ турецкою властью больше якъ 500 лЪтъ, именно-же до 1878 года. За то время великая часть Сербовъ, особенно-же въ Босніи и ГерцеговинЪ, приняла магомеданскую вЪру. И Сербія оставалась-бы, може быти, и нынЪ еще подъ властью Турковъ, если-бы не Россія. Видячи муки христіанъ и Славянъ въ турецкомъ ярмЪ, Россія пойшла въ 1877-1878  годахъ войною на Турцію, розбила турецкіи войска въ многихъ битвахъ и русскою кровью освободила Сербовъ. Отъ того часу Сербія стала зновь самостоятельною державою, зъ початку подъ названіемъ княжества, a теперь подъ названіемъ королевства. Другіи части давной сербской державы, Боснія и Герцоговина, отойшли отъ Турціи подъ временное управленіе Австріи.
О Болгарахъ уже было сказано выше. Они, слившись съ славянскимъ народомъ и сдЪлавшись сами Славянами, основали въ початку VIII вЪка свою державу и назвали ю болгарскимъ царствомъ. Ту державу подчинилъ себЪ въ 1019 году греческій императоръ, Василій Болгаринъ, и она оставалась подъ властью греческихъ императоравъ больше якъ полтораста лЪтъ. ЗатЪмъ Болгарія освободилась на короткое время отъ Грековъ, но въ початку четырнадцятого вЪкa подпала подъ власть Сербіи. Турки, покоривши Сербію, забрали и Болгарію. Подобно якъ Сербія, и Болгарія оставалась подъ турецкимъ владычествомъ больше, якъ 500 лЪтъ, именно-же до русско-турецкой войны въ 1877-1878 годахъ, коли Россія освободила разомъ съ Сербами и Болгаръ и помогла имъ основати болгарское княжество.
Якъ видимъ, всЪ славянскіи народы, розселившись по ЕвропЪ, основывали свои державы. Но всЪ тЪ державы послЪ нЪкоторого времени дЪлалися добычею сосЪднихъ народовъ. Видимъ однако дальше, що нЪкоторыи славянскіи народы уже въ наше время освободились отъ чужой власти и отновили свои, давно погибшiи, державы. Которыи однако Славяне освободились, отродились и получили самостоятельныи державы? Сербы и Болгаре, тЪ славянскіи народы, которыи сохранили восточную вЪру, славянское богослуженіе и славянское письмо. Въ томъ почивае сила тЪхъ народовъ, въ томъ лежитъ и причина ихъ освобожденія русскою кровью и основа ихъ будущого розвитія и процвЪтанія.
III. Русскій народъ
Часть Славянъ, - и то великая часть, - жила на сЪверо-востоцЪ Европы, въ нынЪшней Россіи. Одни заняли лЪсистыи стороны въ нынЪшней Волыни, и называли себе Древлянами (отъ слова древо, дерево); другіи поселились на рЪцЪ БузЪ, впадающей въ Вислу, и называли себе Бужанами и ДулЪбами; третьи пойшли дальше на востокъ и осЪли на ровнинахъ ДнЪпра, въ нынЪшней Кіевской губерніи, и стали называтись Полянами; четвертыи осЪли на рЪцЪ Полоти, въ нынЪшнихъ губерніяхъ Витебской и Виленской, и назвали себе Полочaнaми; пятыи ocЪли межи рЪками Припетью и западною Двиною, въ теперЪшней Минской губерніи, и назвали себе Дреговичами; тамъ, где вытекаютъ рЪки: Двина, ДнЪпръ и Волга, именно - же въ нынЪшней Смоленской, Тверской и частью Московской губерніяхъ, поселились Кривичи, назвавшіи себе такъ отъ имени своего предводителя-жреца, Криве. Отъ кривичей на югъ, по ДнЪпру и его притокахъ: ДеснЪ, СулЪ и СемЪ, где теперь Полтавская, Харьковская и Черниговская губерніи, осЪли СЪвеpяне; земли по ДнЪстру до Чорного моря и Дуная, где нынЪ Подольская и Бессарабская губерніи, заняли Угличи и Tивеpцы;   та часть Славянъ, которая осЪла на рЪцЪ СожЪ, въ нынЪшней Могилевской губерніи, назвала себе отъ имени своего предводителя Родима, Родимичами; Славяне, занявшіи земли на берегахъ Оки, въ теперЪшнихъ губерніяхъ Калужской, Тульской и Рязанской, назвали себе отъ имени своего предводителя, Вятка, вятичами. Лишь одна часть Славянъ, которая поселилаеь въ сторонЪ, где нынЪ Новгородская губернія, задержала свое первЪстное названіе, т.е. Славяне, a основавши крЪпость Новгородъ, стала себе называти Hовгopодскими Слaвянaми.
РозумЪеся, що такое переселеніе народовъ не произошло въ одномъ году и не въ теченіе десятковъ лЪтъ, но продолжалось сотни лЪтъ. Такъ, на сЪверъ Европы стали Славяне переселятись еще передъ Рождествомъ Христовымъ, а мы знаемъ,  що на югъ Европы они переселились подъ натискомъ Гунновъ въ четвертомъ вЪцЪ по ХристЪ. То не была такая эмиграція, якъ н.пр. теперь въ Америку, коли   мужикъ продалъ свое господарство, сЪлъ въ поЪздъ желЪзной дороги и поЪхалъ. Насампередъ Славяне не уступали добровольно изъ своихъ земель, но боронили ихъ передъ напиравшими на нихъ сосЪдами; потомъ побЪжденныи, они ишли глядати ceбЪ мЪстъ для поселенья цЪлымя родами и съ своими стадами скота, a такое передвиженіе занимало много времени, - понеже на зиму они должны были приготовити кормъ для скота и ждати весны. ЗатЪмъ и поселеніе не отбывалось безъ затрудненiй, понеже они встрЪчали другіи народы, которыхъ треба было прогнати или покорити, щобы самымъ осЪсти на ихъ земляхъ.
Славяне розселялись по ЕвропЪ родами, которыи имЪли своихъ родоначальниковъ, предводителей или князей. ТЪ и правили частями Славянъ.
Начавши зъ девятого вЪка по РождествЪ Христовомъ, мы уже много знаемъ о русскихъ Славянахъ отъ греческихъ и арабскихъ историковъ. Такъ въ исторiи разсказуеся, що еще передъ 842 г. Руссы являлись на лодьяхъ и корабляхъ на берегахъ Чорнаго моря и грабили тамошнiй греческіи городы. Въ 860 году Руссы предприняли даже походъ противъ сильной греческой или византiйской державы и напали на ей столицю, Цареградъ. О томъ походЪ писалъ тогдашній греческiй патріархъ Фотій и назвалъ Руссовъ хоробрыми людьми и побЪдителями народовъ. Арабскiи историки, якъ Ибнъ-Фадланъ, Ибнъ-Дастъ, Аль-Масуди и другiи такъ описали русскихъ: Руссы - высоки ростомъ, стройны, красивы. Я николи не видЪлъ больше рослого народа. Каждый Руссъ носитъ лукъ, ножъ и мечъ - безъ сего вооруженія не можно увидЪти ни одного Русса. У нихъ даже  женщины вооружены ножемъ. То народъ сильный и хоробрый; не уважаючи на трудности и перепоны, онъ смЪло вторгаеся въ невидомыи ему земли, то яко мирный торговецъ, то яко кровожадный воинъ. Руссы нападаютъ дерзко, натискъ ихъ неотразимъ - они грабятъ, убиваютъ, уводятъ въ полонъ. Они николи не нападаютъ отъ суши (сухой земли), но всегда приходятъ на своихъ корабляхъ -.
Русскій лЪтописецъ, монахъ Кiево-печерского монастыря, преподобный Hестopъ, жившій отъ 1056 до 1114 г. и написавшій лЪтопись русского народа, которая такъ зачинаеся: Се повЪсти врмянныхъ лЪтъ, откуду есть пошла русьская земля, кто въ КiевЪ нача первЪе княжити и откуда русьская земля стала есть - говоритъ, що въ то время, якъ началъ царствовати (греческій) императоръ Михаилъ (въ 852 г.), земля одной части Славянъ, именно та, где теперь Кіевская губернія, стала называтись pусскою землею
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_680.htm


  


СТАТИСТИКА