Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

О.А. Мончаловский. Петр Великий в Галицкой Руси
от 12.02.08
  
Доклады


В 200-летнюю годовщину основания Петрограда и вечную память его онователя, Петра Великого, покровителя Галицкой руси, жителям столицы Державной Руси подносит в дар житель Подьяремной Руси


О. А. Мончаловский
Петръ Великій въ Галицкой Руси
Историческія записки и замЪтки
Изданіе автора

Въ 200-лЪтнюю годовщину основанія Петрограда и въ вЪчную память его основателя, Петра Великаго, покровителя Галицкой Руси, жителямъ столицы Державной Руси подноситъ въ дарЪ житель столицы Подъяремной Руси.

Въ предлежащей брощюркЪ собраны записки, замЪтки и грамоты, находящіяся въ галицкихъ, - русскихъ и полъскихъ, - рукописныхъ u печатныхъ источникахъ, и касающіяся пребыванія императора Петра Великаго въ Галицкой Руси и его отношЪнія къ ея русскому населенію. При составленіи этихъ историческихъ данныхъ я пользовался Главнымъ образомъ трудами A. С. Петрушевича: «Сводная галицко - русская ЛЪтопись съ 1600-1700. Львовъ, 1874 г.»; Сводная галицко - русская ЛЪтопись съ 1700 до конца августа 1772 г. Часть I. Львовъ, 1887 г." Для пояснЪнія историческихъ событій, связанныхъ съ посЪщеніемъ Галицкой Руси ПЪтромъ Великимъ, приведены выдержки изъ слЪдующихъ трудовъ, изданныхъ въ Россіи:
"Исторiя Россіи въ эпоху преобразованія. С. Соловьева, Москва, 1864-1868 г.; «Науки и литература при ПетрЪ Великомъ. П. Пекарскаго,» СПБ. 1862 г. Грамоты, пожалованныя царями Іоанномъ и Петромъ АлексЪевичами монастырю Преображенія Господня въ селЪ КреховЪ близь Жолквы и Петромъ Великимъ Ставропигійскому Братству во ЛьвовЪ, напечатаны здЪсь впервые.

Годъ 1686

Король Іоаннъ III Универсаломъ, даннымъ въ наметахъ за Тясменицею 19 іюля, извЪстилъ литовско - польскихъ сановниковъ, отчинниковъ и державцовъ o повсемЪстномъ освобожденіи православнаго духовенства отъ всякихъ повинностей, поборовъ и военныхъ постоевъ, на равнЪ съ духовенствомъ вЪры римокатолической. Король ссылается при этомъ на «вЪчное примиреніе съ царями московскими», т. е. Іоанномъ и Петромъ АлексЪевичами.[1]

* * *

«ВЪчное примиреніе» было заключено въ МосквЪ 1686 г. уполномоченными со стороны Польши: воеводою Познанскимъ, Гримултовскимъ и канцлеромъ Литовскимъ, кн. Огинскимъ, a co стороны Московскаго царства кн. Василіемъ Василъевичемъ Голицынымъ съ товарищами подъ слЪдующими условіями: «Польша уступила Кіевъ навсегда Россіи, великіе государи обязались разорвать миръ съ султаномъ Турскимъ и ханомъ Крымскимъ, послать немедленно войска свои на Крымскія переправы для защиты Польши отъ татарскихъ нападеній, приказать Донскимъ козакамъ чинить воинскій промыслъ на Черномъ морЪ, a въ слЪдующемъ 1687 году послать всЪ свои войска въ Крымъ. ОбЪ державы обязались не заключать отдЪльнаго мира съ султаномъ. КромЪ того было постановлено, что Россія, въ вознагражденіе за Кіевъ, заплатитъ ПольшЪ 146.000 рублей; къ мЪстамъ на эападномъ берегу (ДнЪпра), оставшимся вмЪстЪ съ Кіевомъ за Россіею, къ Триполю, Стайкамъ и Василькову прибавлено верстъ по пяти. Православные въ польскихъ областяхъ не подвергаются никакому притЪсненію со стороны католиковъ и уніатовъ». За подтвержденіемъ этого договора со стороны короля Яна III СобЪскаго отправились во Львовъ бояринъ Борисъ Петровичъ Шереметевъ и окольничій Чаадаевъ. Король, вернувшисъ изъ неудачнаго похода въ Молдавію, со слезами на глазахъ скрЪпилъ присягою договоръ.[2]

* * *

Въ томъ году прибыли въ Лъвовъ,[3] въ мЪсяцЪ декабрЪ, русскіе послы: бояринъ Борисъ Петровичъ Шереметевъ съ товарищами и требовали отъ короля, Iоанна СобЪскаго, на основаніи IV статьи заключеннаго въ томъ же году договора, свободнаго отправленія вЪры для жителей православнаго вЪроисповЪданія въ польскихъ областяхъ; очищенія ихъ монастырей отъ уніатовъ; свободнаго сношенія ихъ съ кіевскимъ митрополитомъ.[4]

Годъ 1690

Божіею милостію мы ПресветлЪйшіе и державнЪйшіе, Великіе Государи Цари, и великіе князи, Іоаннъ АлексЪевичь, Петръ АлоксЪевичъ, всея воликія и малыя и бЪлыя Росіи Самодержцы (Эти слова написаны золотомъ): Московскіе, кіевскіе, владимерскіе, Новгородскіе, Цари казанскіе, Цари Астараханскіе, Цари сибирскіе, государи псковскіе и великіе князи смоленскіе, Іверскіе, Югорскіе, Пермскіе, Вятцкіе, Болгарскіе и иныхъ: Государи и великіе князи нова Города, низовскіе земли, Черниговскіе, Резанскіе, Ростовскіе, Ярославскіе, Белоозерскіе, Удорскіе, Обдорскіе, Кондинскіе i всея сЪверныя страны повелители и Государи Іверскіе земли, Карталинскихъ и Грузинскихъ царей и Кабардинскіе земли, Черкаскихъ и Торскихъ князей и иныхъ многихъ Государствъ и земель, восточныхъ и западныхъ и сЪверныхъ отчичи и дЪдичи и наслЪдники и Государи и обладатели: наше Царское величсство. Пожаловали лвовского уЪзду Креховскіе пустыни, Преображенского монастыря игумена Діонисія, да келаря старца Терентія зъ братіеіо: для того били челомъ намъ великимъ Государемъ нашему Царскому величеству, они игуменъ зъ братіею: o нашемъ Государскомъ жалованье; и обявили, o нашемъ Государствонномъ приказе: Отца нашего великихъ Государей, Блаженные и вЪчнодостойные памяти, великого Государя Царя и великого князя, АлексЪя Михайловича, всея великія и малыя и бЪлыя Росіи Самодержца (Слова: «Отца нашего» до "Самодержца" написаны золотомъ): и многихъ Государствъ и земель, восточныхъ, и западныхъ и сЪверныхъ отчича и дЪдича и наслЪдника и Государя и обладатедя: Жалованную Грамоту, какова имъ въ томъ монастырЪ дана, въ прошломъ во году,[5] АпрЪля въ  день: въ которой написано, что отецъ нашъ великій Государь его Царское величество, пожаловалъ того монастыря игумена Валаама, да келаря Касіана зъ братіею: повелЪ имъ приЪзжати ис того монастыря въ нашъ царствующій Градъ Москву для милостыни: въ пятой Годъ, тремъ или четыремъ старцомъ, да службе: И чтобъ мы великіе Государи наше Царское величество пожаловали ихъ игумена зъ братіею: велЪли имъ датъ и нашу Государскую жалованную Грамоту. И мы ПресветлЪйшiе и державнЪйшіе, великіе Государи Цари, и великіе князи, Іоаннъ АлексЪевичъ, Петръ АлексЪевичъ, всея великія и малыя и бЪлыя: Росіи, Самодержцы: (Слова: «И мы» до «Самодержцы» включителъио написаны золотомъ): Слушавъ той вышепомянутой отца нашего, великихъ Государей: жалованной Грамоты, пожаловали тоЪ креховскіе Пустыни,[6] Преображенского монастыря ево игумена Діонисія, да келаря старца Терентія, зъ братіею: и кто по нихъ впредь въ томъ монастырЪ, иные игумены, и келари, и братія будутъ. ПовелЪли имъ въ тотъ монастырь, дать нашу великихъ Государей нашего Царского величества, жаловалную новую Грамоту. И по сей нашей Царского величество Грамоте, пріЪзжати имъ игумену, зъ братіею, или ктo по нихъ будетъ: въ нашъ Царствующій Градъ Москву, попрежнему въ пятой Годъ, тремъ или четыремъ старцомъ, да службе и какъ они игуменъ зъ братіею изъ того монастыря съ сею нашею великихъ Государей Грамотою въ нашъ Царствующій Градъ Москву поЪдутъ и въ украинныхъ городЪхъ Бояромъ нашимъ и воеводомъ и всякихъ чиновъ приказныхъ людемъ: того Преображенского монастыря игумена, и братію: къ Москве и возвращающихся съ Москвы: пропускать безо всякого задержанія, съ приданіемъ пристава: и подводы, и кормъ давать имъ, чтобъ мочно пропитатца, и съ рухлядью было начемъ безъ нужды понятца. A пошлинъ таможенныхъ, и мыта и переводныхъ самыхъ, и съ рухляди ихъ (въ семъ мЪстЪ грамота повреждена и одно слово пропущено) нигдЪ, и пропущать ихъ безъ задержанія: и убытковъ имъ никакихъ не чинить. A кто (въ семъ мЪстЪ грамота повреждена и одно слово пропущено) что возметъ, или кто чЪмъ изобидитъ, и тЪмъ отъ насъ великихъ Государей отъ нашего Царского величества быти въ опале: a взятое укажемъ отдать вдвое. A ему игумену зъ братіею, въ наше (грамота въ семъ мЪстЪ повреждена) Государство и изъ нашего Государства, чужихъ людей и иноземцовъ торговыхъ людей: сътовары и безъ товаровъ: непровозити. A будетъ учнутъ провозити тайно и въ томъ они винны явятца, и то у нихъ будетъ взято на насъ великихъ Государей: да на нихъ же положена будетъ пЪня смотря по винЪ. Писана ся наша Царская жалованная Грамота. Государствія нашего во дворЪ въ Царствующемъ велицемъ градЪ МосквЪ: ЛЪта отъ созданія міра, года[7] мЪсяца октября дня Государствованія нашего году.(Подписи скорописью) Великихъ Государей ихъ царского величества Государственного Посолского приказу (нечеткая подпись). Милостиво пресвЪтлЪйшiе и державнЪйшіе великіе Государи цари и великіе князи Іоаннъ АлексЪевичь, Петръ АлексЪевичъ, всея великія и малыя и бЪлыя Росіи Самодержцы (Подпись нечеткая)[8].

* * *

Въ мартЪ 1690 года въ КіевЪ подкинуто было письмо на имя царей, въ которомъ говорилосъ: „Мы всЪ въ благочестіи живущіе въ сторонахъ Польскихъ благочестивымъ монархамъ доносимъ и остерегаемъ, дабы наше прибЪжище и оборона не была разорена отъ злаго и прелестнаго Мазепы, который прежде людей нашихъ Подольскихъ, Русскихъ (Галицкихъ) и Волынскихъ бусурманомъ продавалъ, изъ церквей Туркамъ серебро продавалъ вмЪстЪ съ образами; послЪ отдавши господина своего въ вЪчиое безславіе, имЪніе его забралъ и сестрЪ своей въ нашихъ краяхъ имЪнія покупилъ и покупаетъ, наконецъ, подговоривши Голицына, пріЪхалъ въ Москву, чтобъ васъ, благочестиваго царя Петра АлексЪевича не только съ престола, но и съ свЪта изгнать, a брата твоего Іоанна АлексЪевича покинуть въ забвеніи. Другіе осуждены, a Мазепу, источникъ и начатокъ вашей царской пагубы, до сихъ поръ вы держите на такомъ мЪстЪ, на которомъ, если перваго своего намЪренія не исполнитъ, то отдастъ Малороссію въ Польскую сторону. Одни погублены, другіе поразсыланы, a ему дали поноровку и онъ ждетъ, какъ бы свой злой умыслъ въ тайнЪ совершить. И Шумлянскій[9] нашъ уніятъ, a на дЪлЪ Римлянинъ поддается Московскому патріарху нарочно, чтобъ тамъ, вмЪстЪ съ Мазепою, могъ удобнЪе ковать пагубу престолу вашему царскому"[10]

Годъ 1691

Въ архивЪ львовскаго митрополичьяго капитула хранится: „Синодикъ" съ 1691 г., принадлежавшій монастырю св. велик. Димитрія (безъ ознаяенія мЪстности), „въ немъ-же писанъ есть вЪчнаго ради богомолія родъ благочестивЪйшихъ великихъ государей, царей и великихъ князей Іоанна Алоксіевияа, Петра Алексіевича".

На 6 листЪ "Синодика" записано: "родъ столника кпязя ?еодора Андрсевича Хилкова";
на 7 листЪ: "родъ болярина князя ?еодора Семеновича Урусова; родъ князя Дмитрея Михайловича Голицына";
на 8 листЪ: "родъ околничаго Андрея Артемоновича МатвЪева";
на 9 листЪ: "родъ болярина князя Данила А?анасіевича Борятинскаго, родъ князя Феодора Феодоровича Борятинскаго" ;
на 14 листЪ: "родъ полковника Ахтирскаго Слободскаго полку Алсксся Лисовицкаго";
на 42 листЪ: "родъ великаго господина святЪйшаго К?ръ Адріана археп. Московскаго и всея Россіи и всЪхъ сЪверныхъ странъ патріарха" ;
на 48 листЪ: "родъ околъничего Никиты Ивановича Акидова";
на 89 лястЪ: "О здравіи родъ благочестиваго Іоанна гетмана Мазепы войска ихъ царскаго пресвЪтлаго величества Запорозскаго достовЪрнаго хранителя православньш вЪры";
на 90 листЪ: "Синодика" записано : "О здравіи родъ ПалЪя, храбра воина и заступника восточныя церкви: Семіона, Филиппа, Феодосія, Савву, Симіона, Стефана. За упокой Іоанна, Трифона, Ирину".
На обратной сторонЪ того-же листа: „Родъ его милости Пана Симіона ПалЪя полковнитса его королевского величества войска Запорожского. Симеона, ?еодору, Савву, Лаврентія, М?рона. За упокой родъ ПалЪя: Іоанна, Трифона, Ирину".

* * *

"Когда весною 1692 г. русскій резидентъ стольникъ Михайловъ находился во ЛьвовЪ, 30 апрЪля епископъ[11] прислалъ къ нему своего архидіакона съ приглашенiемъ пріЪхать къ нему на другой день въ катедральный соборъ къ обЪднЪ и смотрЪть комедіи, которая будетъ дЪйствоваться въ честь св. мученика Георгія, a послЪ комедіи обЪдать у него, епископа. Резидентъ не поЪхалъ". На другой денъ 1-го мая новый посолъ отъ Шумлянскаго, соборный священникъ, монахъ Красинскій, у котораго Михайловъ исповЪдьтвался, выпросилъ у резидента, что онъ согласился пріЪхать въ загородную пустынь Іоанна Богослова на свиданіе съ двоедушнымъ Шумлянскимъ. Шумлянскій, пріЪхавъ въ назначенное мЪсто, и удаливъ всЪхъ свидЪтедей, началъ говорить резиденту: «Въ нечаемую бЪду и въ гнЪвъ царскаго величества вшелъ я неволею, a не охотою». Тутъ взялъ онъ крестъ, поцЪловалъ и, прослезясь, продолжалъ: "Ей, самою истиною буду говорить: Когда чернецъ Соломошко[12] съ фальшивымъ письмомъ къ королю явился, то король сейчасъ-же прислалъ за мною и говорилъ: «пане отче, приспЪло твое время намъ помогать, a кромЪ тебя дЪяать этого дЪла некЪмъ». И я по тому королевскому приказу писалъ къ гетману МазепЪ письмо своею рукою, чтобъ онъ по желанію своему приступалъ къ наслЪдственному королю. A кромЪ того ничего дурного я не писалъ». «Что было, то было, - продолжалъ Шумлянскій, - прогнЪвалъ я великихъ государей письмомъ къ МазепЪ очень жалЪю, да воротить нельзя: a хочу за ту вину заслужить великимъ государямъ вотъ чЪмъ: хотя у царскаго величЪства и заключенъ вЪчный миръ съ Поляками, только миръ этотъ очень не крЪпокъ; Поляки царскому величеству большіе недоброхоты и ждутъ только случая, какъ бы Малороссійскіе города оторвать, для того мирный договоръ и въ конституціяхъ ихъ не напечатанъ, подкрЪпленъ онъ одною королевскою присягою, a рЪчыо посполитою не подтвержденъ. Нo дЪло извЪстное, что королевскія рЪшенія можетъ послЪдній шляхтичъ оспорить. Какъ только Поляки соберутся съ силами и увидятъ удобный случай, такъ вЪчный миръ и нарушатъ. Союза съ ними имЪть невозможно, потому что все обманываютъ и всякими способами ищутъ зла; за вЪчнымъ миромъ мало не все благочестіе привели неволею въ унію, остался съ своею епархею я одинъ. Прекратить это зло и подкрЪпить вЪчный миръ можно такъ: потребовать на сеймЪ чтобъ мирный договоръ въ конституціяхъ своихъ напечатали, a если не напечатаютъ, то великіе государи не будутъ ставить этотъ миръ въ миръ».

15 мая, въ Троицынъ день, Шумлянскій служилъ въ соборной церкЪви, молился усердно, торжсетвенно за царей, за вселенскихъ и московскаго патріарховъ, за царскую палату, за умножЪніе благочестивой вЪры греческаго закона; резидентъ былъ въ церкви и все Львовское братство[13] «съ великимъ благочиніемъ и рацеями отдавало передъ нимъ великимъ государямъ свое доброжеланіе и рабскую уклонность».

ЛЪтомъ 1692 года, будучи во ЛьвовЪ, резидентъ шелъ однажды предмЪстьемъ, и за іезуитскимъ костеломъ встрЪтилъ старика очень почтенной наружности, который подошелъ къ нему, объявилъ, что онъ шляхтичъ русской вЪры, именемъ Папара[14] и попросилъ позволенія говорить безъ свидЪтелей. „Насъ православныхъ здЪсь, - говорилъ Папара, - Поляки ни въ чемъ не слушаютъ и за скотовъ почитаютъ; нынче призывалъ меня къ себЪ епископъ Шумлянскій и говорилъ, что присланъ королевскій указъ o присоединеніи къ уніи. Я одинъ и безъ братства сказалъ епископу, чтобъ онъ объявилъ королю русскую раду: никогда мы добровольно въ уніи быть не захотимъ, по милости Божіей у насъ вЪра добрая и никогда мы o вЪрЪ королевскому величеству не докучали; изволилъ бы король оборонять насъ отъ Татаръ, a не отъ вЪры. Я въ преклоннтой старости и кончину свою вижу при дверяхъ, такъ объявляю для христіанской вЪры самую истину, что Львовская епископія въ благочестіи не устоитъ, если не въ этомъ году, такъ все же скоро будетъ въ уніи, потому что Шумлянскій на епископство возведенъ силою, обороною и желаніемъ нышЪшняго короля, когда тотъ былъ еще гетманомъ, a при поставленіи обЪщался: непремЪнно приступить къ уніи; a Перемышльскаго епископа ставилъ онъ, Шумлянскій, при такомъ-же обЪщаніи и прошлаго года Перемышльскій епископъ[15] унію принялъ. И Шумлянскій въ тайнЪ уніатъ, a явно не присягаетъ, потому что братство[16] крЪпко стоитъ[17]".

In amio 1700[18] krol August sprowadzil wojska saskiego 30.000, jakiegom ja piekniejszego we wszystko nie widzial, ani go potem krol mial. Kiedy byl w marszu pode Lwow i dalej, car moskiewski Piotr, nam insperatissime ale krolowi nie, przybiegl do Rawy[19] z Wiednia. Miasteczko to 5 mil ode Lwowa w wojewodztwie belskiem jest Glogowskich. Tam sie ci dwaj monarchowie zeszli, a to tak. Wiadomo swiatu,ze Piotr car nigdy na swiecie nie praktykowanym sposobem chcial swiat i cudze kraje widziec to jest: uczynil poselstwo wielkie, majace za pierwszego posla Francuza kalwina, Dufoit (Лефортъ) nazwanego, ktory z fechtmistrza ad primum nunisterium u niego przyszedl. Drugim poslem uczynil Golowina kanclerza Moskala, i trzeciego nie pamietam. Dwiescie wiecej asystencyi i sam sie miedzy dworzanami ukryl i poslom poslugowal, lubo go i cudzoziemcy i swoi dobrze znali. Tak pan sluga poslow i kompanem sie sta wszy, okretem z Archanhelu sie ruszyl i najpierw do Pilawy w Prusiech brandeburskich wysiadl, zkoncertowawszy z brandeburskim elektorem Frydrykiem widzenie sie. Kilka miesiecy w Krolewcu w Prusiech ci panowie sie cieszyli, a actu elekeya krola Augusta odprawowala sie pod Warszawa i ztamtad Piotr car zwawe listy do Rzeczypospolitej i prymasa i panow pisal grozac wojna, jesli Kontego[20] przeciwko xieciu saskiemu trzymac beda. To byl pierwszy fundament przyjazni i wezel konfidencyi cara, Piotra z krolem Augustem. Poltora lata ta legacya moskiewska z Piotrem carem wloczyla sie, sila ziem w panstwach tych, w ktorych sie prezentowala, Holandya, Anglia, Dania zlustrowawszy. W Amsterdamie w porcie publicznym ciesielki z siekiera sam car kolo okretu budowania sie uczywszy, tandem ladem wybral sie do Wiednia w intencyi ztamtad jechac do Wenecyi i Rzymu. Ale gdy sie bawi w Wiedniu honorincentissime ha bit u s od Leopolda cesarza Piotr, zachodzi go wiesc srogiej rebelii na niego w Moskwie, ktora uspokoil victoriose Szeremet. Ale teg car nie wiedzac, wzisc przed sie porzuciwszy bagaze i dwor poslow, biezyc przez Polska i Litwa do Moskwy na uduszenie personaliter rebelii, i dziesieciu telezkami, najmujac koni, bez kolaski przybiegl car do Rawy od Krakowa z poslami Dufoit i Golowinem.

Ociec moj gotujac sie na przyjecie krola, sprowadzil do sie kolege swego: Szczesnego Potockiego, hetmana polnego koronnego, i sila senatorow, panow polkownikow, kiedy oficer saski przybiegl z listem reka krola Augusta pisanym, ze car Piotr niespodzianie zbiegl go w Rawie i jezeli pan hetman chce sie z nim widziec, ze go zatrzyma. Curiositas i potrzeba widziec cara w Polsce a jeszcze takiego, co go monstrum monarchorum nazwano, ruszyla hetmanow koronnych, zesmy sie predko i pieknie wybrali. Bylo to po swietym Janie 1698. O cwierc mili od Rawy wsiedli hetmani i panowie na kon, z poltora tysiaca wybornej kawalkaty bylo. Zasialismy w rynku Rawy rozbite krolewskie namioty, przytkniete tylem do domow zydowskich, w ktorych krol i car stali. Po krotkim dyskursie rzekl memu ojcu kroclass="underline" ten moj gosc jest to dziki maz pojde do niego, silu pozwoli wnisc z waszmosc panow. Wrocil sie krol, ze nie chce byc car widzianym tylko od hetmanow i senatorow, poprowadzil tedy nas tylem domow do domu, gdzie byl car i tylko osmiu nas puszczono i mnie, bom byl wojewoda ruskim. Ociec moj uczynil mu komplement po polsku, winszujac tem honoru krolowi i Rzeczypospolitej, ze go w swoich panstwach widzi, rekomendujac przyjazn i sojusze dawne. A car sie wtedy umywal; gdy zas moj ociec skonczyl tedy car skoczyl mowiac: diakuju waszej milosti coste brata moho Augusta korolom obrali, i upewnial do przyjazni do Polakow. Zaraz krol wzial cara do inszego domu i nas cosmy go widzieli, na obiad. Siedzial we srodku po prawej stronie krol, po lewej car pretendujac incognito; od krola moj ociec i my Polacy senatorowie; od cara jego poslowie i jeneralowie sascy. Pierwsza sztuka, upilismy sie; druga, car kazal sobie podac beben dragon ski do izby i bil sam wszystkie sztuki tak, ze go zaden dobosz nie zrownal. Trzecia sztuke zrobil Potocki, straznik na ten czas koronny a potem wojewoda belski, ktory gniewajac sie ze go nie puszczono do cara, i ze u stolu nie siedzial lubo toz braci moich chorazego i oboznego koronnych potkalo, zbasowa? Prebendowskiego, rzadzacego natenczas u krola i ledwo go uposkoili az wprowadzeniem do cara po bankiecie.

Tydzien caly przemieszkalismy pod oczyma tych monarchow, a nasze nie byly tak doskonale, zebysmy dojrzeli, co oni robili, nader sekretnie ligujac sie bez Rzeczypospolitej na te wojne szwedzka nieszczesna. Jednak dla jakiego pozoru wzial krol hetmanow samych z carem na konferencye bez zadnych cudzoziemcow. Mnie uczynil honor, abym byl tlumaczem dla francuz - kiego i ruskiego jezyka. Tam tedy pytal krol cara, wywiodlszy zal na cesarza rzymskiego,ze bez koligatow nas pierwszy praeliminare podpisal traktatu karlowiekiego, szkodliwe nam, a to jest aby kazdy to trzymal co trzyma; a my Polacy nic nie trzymali, tylko Turcy Kamieniec. Pytal sie tedy, mowie jaki dal ordynans car swoim plenipotentom w Karlowiczu czy konczyc traktat rowno z cesarzem na tern praeliminare, czy wojne z Turkami in quaiitum cesarscy nas odstapia i swoj zakoncza traktat. Car odpowiedzial, ze mnie to praeliminare nie jest szkodliwe, poniewaz trzyma Azow na Czarnem morzu i dwie fortece tureckie nad Dnieprem pod Krymem nazwane Haslan-Kermen i Kazykermen; ale dla milosci brata swego Augusta i interesow Rzeczypospolitej gotow jest i wojne z Turkami prowadzic chocby cesarz traktat bez nas konkludowal. Co sam namowiwszy sie z krolem mowil, zeby byl pokryl medidationem wojny szwedzkiej bez Rzeczypospolitej. Skonczylo sie na tem, ze bedzie prawiornym sojusznikiem Rzeczy pospolitej, i krola Augusta nieodstepnym przyjacielem, bratem et caetera. Tak zadnego cienia Polakom nie dal do suspicyi o wojnie szwedzkiej, ktora z krolem ugruntowal i liga, ktora sie az we dwie lecie pokazala.

Galy ten tydzien na jednych pijatykach i munstrowaniach wojska saskiego strawilismy, ktorego siedm czy osm tysiecy tak kawaleryi jako infanteryi krol pod Rawe sprowadzil. Tern sie bawili codzien ci monarchowie przy codziennem pijanstwie. Car jako byl w szarej sukni, bardzo lichej, ubrany, biegac szalenie po polach przy tej munstrze wojska, byl niechcacy potracony koniem pana Szczesnego, i za to go biczykiem przeparzyl car, a koniuszy, czy go uznal czy nie, szabli dobyl i kilka towarzystwa z nim. Car w nogi przed nimi, posuneli sie rzezko za nim Polacy, az ktos uznawszy zawolal: stojcie to car. Przypadl car zasapany do krola, z ktorym moj ociec i my stalismy na koniach i do mego ojca rzekl: Twoi Lachy chotily mene rozrubaty. Moj ociec chcial zaraz inkwizycya i sprawiedliwosc mu uczynic; ale car nie dopuscil z racyi, ze pierwej sam uderzyl; ale to najpewniejsza, ze sie wstydal i nie chcial rozglaszac. Mego ojca tak niezmiernie ukochal car, i nie raz mowil, ze gdybys ty byl moim poddanym, tobym cie sluchal i szanowal jak ojca. Mnie zawsze sosidom zwal od Bialej cerkwi, i dla tego ho nor u musialem z nim pic gorzalke azem sie rozchorowal. Tandem pokonczywszy prywatne z krolem konferencye pojachal kolaska krolewska przy swoich telezkacli Piotr car na Litwe do Moskwy, a panowie hetmani do Lwowa czekajac na krola, ktory w tydzien byl wprowadzony od hetmanow przez bramy tryumfalne na to porobione.[21]

* * *

«Возвращаясь, повЪстямъ o стрЪлецкомъбунтЪизъ-заграницы, ПетръвъГалиціи, близьмЪстечкаРавы, встрЪтилсясъновымъкоролемъПольскимъ, АвгустомъІІ-мъ. Тутъ оба монарха „другъ другу обязались крЪпкими словами o дружбЪ безъ письменнаго обязательства и разъЪхались. He смотря на это, Петръ былъ недоволенъ своимъ трехдневнымъ пребываніемъ въ РавЪ, ибо послЪ возвращенія въ Москву на пиру у Лефорта говорилъ: „Я было потолстЪлъ въ ВЪнЪ отъ жирной пищи; но нищая Польша сняла опять весь жиръ. Польскій посланникъ заступился за отчизну : „Удивляюсъ, сказалъ онъ, отъ чего это такъ случилосъ съ вашимъ величествомъ: я родился и воспитанъ въ ПольшЪ, однако отжирЪлъ». - „Ты отжирЪлъ не въ ПольшЪ, a здЪсь, въ МосквЪ", отвЪчалъ царь".[22]

Годъ 1700

"Божественный олтарь господа Бога спаса - нашего Іисуса Христа освященъ благодатію всевышняго и животворящаго духа рукодЪйственъже и благословенъ православнымъ игуменомъ монастыря Терехтемеровского и Каневскаго к?ръ Захаріею въ еже на немъ священнодЪйствовати божествен. литургію въ ХрамЪ (нечеткое слово), Се-же бысть при державЪ царя и великаго князя Петра АлексЪевича благословеніемъ Варлаама, архіеп. митроп. кіевскаго въ лЪто отъ рождества. Въ не же опустЪлый чорезъ полпятаста престолъ Переяславскій отновленъ, построенъ, наданъ и украшенъ всЪмъ коштомъ Ясне Вельмож. Е. М. пана Іоанна Мазепы гетмана и кавалера войскъ Его Цар. пресвЪт. Вел. Запорожскихъ"[23].

Годъ 1705

Car publice declaravit Unitow wszystkich wyciac jako uczynil w Polocku, a mowil publice w Wilnie, jako Fliz en referendarz do Joachima Kutelicza Starszego Zyrowieckiego pisal z Wilna 26 Iulii: in hoc bene cavete vobis, tempestive tam rerum mobil i um quam vestrae salutis subducendo, ab hoc lioste Unionis S. habete curam, qui.a publicam declaratio-nem fecit, se omnes Unitos interfecturiim ut Po?ociae factum est.[24]

(Царь заявилъ публично, что вырЪжетъ всЪхъ уніатовъ, какъ это сдЪлалъ въ ПолоцкЪ и говорилъ публично въ ВильнЪ, o чемъ референдарiусъ Флизенъ писалъ къ Іоахиму Кутеличу Старшему Жировецкому изъ Вильны 26 іюля.: поэтому хорошо берегите въ настоящее опасное время какъ ваше имущество, такъ и вашу жизнь предъ этимъ врагомъ св. Уніи, не забывайте его публичнаго заявленія, что убьетъ всЪхъ уніатовъ, какъ это случилось въ ПолоцкЪ.)

* * *

"Петръ былъ раздраженъ противъ уніатскаго духовенства, которое имЪло тайныя сношенія съ Шведами и СапЪжинцами ко вреду Русскаго войска: одинъ изъ монаховъ, бывшій прежде православнымъ, отличался сильными выходками противъ Русскихъ, возбуждалъ народъ къ тайному избіенію царскихъ солдатъ, бранилъ Петра и короля Августа. Петръ молчалъ, потому что считалъ неблагоразумнымъ - вступя союзникомъ во владЪнія республнки,[25] - начатъ преслЪдованіемъ уніатовъ и тЪмъ возбудить подозрЪніе въ правительствЪ и католическомъ народонаселеніи Литвы и Польши. Но судьба хотЪла иначе. Вечеромъ, 30 іюня, наканунЪ отъЪзда изъ Полоцка, онъ зашелъ съ своими приближенными посмотрЪть уніатскій монастырь. Масло было подлито, уже существовавшее раздраженіе усилилось, когда монахи не пустили его въ алтарь, какъ противника ихъ вЪры. Петръ сдержался однако и тутъ. Увидавши образъ, отличавшійся особенными украшеніями, онъ спросилъ: «Чей это образъ?» Монахи отвЪчали: «Священномученика нашего Іосафата (Кунцевича), котораго ваши единовЪрцы умертвили». Тутъ Петръ уже не выдержалъ и велЪлъ своимъ приближеннымъ схватить монаховъ. Но монахи, видя малочисленность царской свиты, не сдались, начали кричать o помощи, сбЪжались послушники вооруженные, началась свалка и. нЪкоторые изъ царскихъ приближенныхъ были ранены; наконецъ Русскіе одолЪли, четверо уніатовъ были смертельно ранены. Въ этой схваткЪ раздраженіе Петра достигло высшей степени и онъ велЪлъ повЪсить монаха, отличавшагося своими выходками противъ него въ проповЪдяхъ".[26]

Годъ 1706.

Въ запискахъ Угорнидкаго монастыря отмЪчено: 1706 былъ игуменомъ Кириллъ Шумлянскій (потомъ епископъ Переяславскій и Луцкій). Онъ получилъ отъ гн. А. Д. Меншикова «изъ гаупткватире въ Жолкви протекційнуіо грамоту, понеже Его дарское Величество позволилъ взять тотъ помянутый монастырь и загородниковъ подъ свою высокую протекцію!»[27]

* * *

Какъ нужна была въ то время такая «протекційная грамота», видно изъ слЪдующаго доне-сенія „Изъ обозу Московскія партіи, обрЪтающіяся въ мЪстечкЪ КрыловЪ Сентября въ 12 день" (1706):

"Изъ Лембурха (Лембургъ, Львовъ) пишутъ, что Лубаръ и Лубанъ отъ Козаковъ вовсе разорены и больше сто дворовъ сожгли и многимъ жидамъ головы отсЪкли. Меншиковъ съ козаками и русскою конницею въ 20 т. въ ПолоннЪ стоялъ. Мазепа всею своею силою и Московское войско за ДнЪпромъ стоятъ и куда подвинутся, на томъ мЪстЪ великій страхъ и ужасъ, понеже шляхту подъ Лубаномъ, также изъ иныхъ мЪстъ, въ заключеніе засажаютъ, a изъ Брода и изъ самыхъ городовъ жидове выЪхали и въ иныхъ мЪстахъ спаслися"[28]

* * *

Осенью 1706 года Меншиковъ выступилъ съ русскими войсками изъ Варшавы въ Жолкву на зимнія квартиры. При АвгустЪ II остался кн. Василій Лукичъ Долгорукій. Августъ II отказался тогда отъ союза съ Петромъ Великимъ и все бремя войны съ Карломъ XII падало на Россію: Меншиковъ писалъ царю изъ Жолквы 24 ноября:

„Предъ симъ за недЪлю были превеликіе морозы и снЪгъ, нынЪ же воздухъ теплый и грязь великая, однакожъ постояннаго времени трудно ожидать, понеже каковы люди здЪсь постоянны, таково и время. Самъ уже изволишь разсудитъ, какъ зЪло потребно суть милости вашей здЪсь быть въ такомъ нынЪшнемъ противномъ случаЪ; однакожъ не изволь o томъ много сомнЪваться, хотя король насъ и оставилъ. A ежели вскорЪ милость ваша да благоволите къ намъ быть, то мочно скоро другаго короля выбрать, къ чему Поляки, чаю, при васъ будутъ склоненіе имЪть, которыхъ мы нынЪ ничЪмъ такъ болЪе не обнадеживаемъ, точію скорымъ сюда вашимъ пришествіемъ, которое всегда разглашаемъ".

Петръ "по тЪмъ вЪдомостямъ пошелъ въ Польшу, дабы оставшую безъ главы РЪчъ посполитую удержатъ при себЪ"[29]. 28 декабря онъ пріЪхалъ въ Жолкву, гдЪ собрались: Меншиковъ, Шереметевъ, и кн. Григорій Долгорукій, необходимый при совЪщаніяхъ o польскихъ дЪлахъ.

Годъ 1707

„ВЪдомости присланые чрезъ почту марта въ день - на МосквЪ лЪта Господня 1707 марта въ 12 день" - сообщаютъ: Изъ Львова 27 января, что 19 былъ тамъ Петръ, осматривалъ городъ, обЪдалъ у короннаго гетмана[30], у котораго было много сенаторовъ, a 21 возвратился въ Жолкву, куда прибыли кардиналъ-примасъ и коронный подканцлеръ.

"ВЪдомости, присланные чрезъ почту марта въ день - на МосквЪ лЪта Господня 1707 марта въ 18 день" сообщаютъ изъ Львова, что на созванномъ тамъ сеймЪ будетъ со стороны русскихъ князь Долгорукій, a Меншиковъ назначенъ генералиссимусомъ надъ всЪми московскими войсками.[31]

* * *

Военный совЪтъ въ ЖолквЪ. Мазепа даритъ царю тысячу лошадей.[32]

* * *

«Въ половинЪ февраля 1707 года явилось въ Жолкву изо Львова великое посольство генеральной конфедераціи: Краковскій воевода князь Вишневецкій, Мазовецкій воевода Хоментовскій, Литовскій маршалокъ Воловичъ» Они требовали, чтобъ Украина, «бунтовщикомъ» ПалЪемъ отобранная, была ПольшЪ возвращена, чтобы войска не разоряли жителей и чтобы царь далъ РЪчи посполитой 50.000 рублей на войско. Царь приказалъ дать 20.000 рублей и „паны надумалисъ и взяли"[33].

* * *

Божіею поспЪшествующею милостію. Мы пресвЪтлЪйшій и державнЪйшій великій Государъ, царь, и великій князь Петръ АлексЪевичъ самодержецъ всероссійскій, и прочая и прочая. Обявляемъ чрезъ сіе войскъ нашихъ Генералъ ?ельтьмаршалу и Генераломъ и протчимъ команду имЪющимъ, a малоросійскихъ нашихъ войскъ Гетману и наказнымъ у него региментаромъ, такожь высокимъ и нискимъ о?ицеромъ и рядовымъ: Дабы посланныхъ изо Львова отъ Братства; храма Успенія Пресвятые Богородицы, когда пошлутца на Украинну въ наши царского величества малоросійскіе Городы два или три человЪка съ церковными на продажу книгами и ради собранія милостыни для украшенія того храма: и ихъ съ тыми книгами до малоросійскихъ городовъ черезъ тЪ мЪста егда имъ случитца Ъхать, гдЪ войска наши обрЪтаютца пропущать безъ задержанія не чиня имъ въ пути ихъ озлобленія; a какъ они пріЪдутъ въ малоросійскіе городы: и вышереченному Гетману: и наказнымъ у него региментаремъ o бытіи ихъ въ малоросійскихъ городахъ и объ путе ихъ ио прежнему за рубежъ до Львова велЪть учинить по нашему царского величества указу и по своемъ розсмотренію: Данъ въ главномъ нашемъ стану въ ЖолквЪ за нашею царского величества печатыо. Февраля 28 дня 1707[34].

"Пребывая въ ЖолквЪ, Петръ Великій посЪтилъ Львовъ и одарилъ щедро Ставропигійское Братство и церковь Успенія Пресв. Богородицы, при чемъ Меншиковъ дожертвовалъ на церковь 300, Головкинъ 10 и Игнатовичъ 10 золотыхъ"[35]

* * *

«Какъ въ предшествующемъ, такъ и въ семъ году императоръ Петръ, перенося главную квартиру своихъ войскъ въ разныя мЪстечка края, пребывалъ часто и во ЛьвовЪ. Въ семъ году городъ принималъ его торжественно и долженъ былъ сложить подать на содержаніе его войскъ. Сей монархъ и его генералы Меншиковъ, Головкинъ и Игнатовичъ щедро одарили городскую церковь, ограбленную шведами»[36]

* * *

«Божіею милостію и Его царскаго пресвЪтлого Величества, государя Царя и великаго князя Петра АлексЪевича Все-Россійскаго самодержца благодатію, СіятельнЪйшему Рымскаго Государства Князю, Его Царскаго пресвЪтлаго Величества Губернатору надъ провЪвціями Інгріе и Естляндіею и Генералу надъ Кавалеріею Кавалеру и подполковнику Регименту Преображенскаго и капитану Кампаніи Бонбардирской отъ первЪйшей гвардіи Его Величества и Полковнику надъ первымъ коннымъ и двема пехотными полками Інгерманландскими Александру Даниловичу Меншикову, здравія долгоденствіе, благополучіе й всЪхъ благъ отъ Бога получити усердно жилающіи».[37]

Годъ 1709

«Шведскій король по имени Каролъ, Львовъ мЪсто презъ здраду добылъ и збурилъ, великіе скарбы зъ костедовъ и церквей и купцей побралъ, съ которыми былъ на Украину поЪхалъ изъ войсками многими. Тамъ -же за Полтавою побЪжденъ отъ царя Петра Московского. Войска ему убилъ много тысячей, a онъ въ малой. дружинЪ изъ Мазепою гетманомъ заднЪпровскимъ, который ся ему былъ яко здрайця поддалъ, до Волохъ утекалъ: тамъ-же ся Мазепа отруилъ и здохъ»[38].

* * *

A. D. 1709. Szwedow Moskwa zbila, ktorzy byli ukroczyli do Moskwy. Tenze krol Szwedzki uciekl byl do Tureckiej ziemi z hetmanem Ukrainskim Mazepa do Biederza miasta[39].

Годъ 1710

"Кіевъ погорЪлъ, але не весь только монастырь Печерскій и на ПодолЪ Церковь погорЪла: то ся дЪяло за царя Петра Алексіевича фундатора, за митрополита Іосифа, за короля польского Августа[40]".

* * *

"Москва, которая стояла на Подгорю, пошла вся подъ Ригу. Тая Москва гонила за воеводою кіевскимъ у Веигродъ (БЪлгородъ), a онъ утекалъ ажь до Мултанъ. Они ся розчибали на Покутю. МЪста, села и Станиславъ Ведикій[41] его волости побуриди, попадили, людей въ нЪведъ поздирали нечестиваго Шведа ради. Енералъ ихъ стоялъ въ ДуклЪ, полковники въ Ярославли, въ замку Ляшецкомъ мурованомъ. A князъ Менжикъ зъ княгинею въ ВаршавЪ"[42].

Годъ 1711

6 марта 1711 года царь выЪхалъ изъ Москвы къ польскимъ границамъ. Въ ЛуцкЪ онъ заболЪлъ. 24 апрЪля писалъ царъ изъ Яворова Апраксину, попеченію котораго были ввЪрены низовъя Дона и который спрашивалъ, гдЪ ему лучше утвердить свое пребываніе: „ГдЪ вамъ быть, то полагаю на ваше разсужденіе; ибо вся та сторона вамъ вручена и что удобнЪе гдЪ, то чините, ибо мнЪ такъ отдаленному и почитай во отчаяніи сущему, къ тому-же отъ болЪзни чуть ожилъ, невозможно разсуждать, ибо дЪла что день отмЪняются". Меншикову царь писалъ 3 мая: „Наши войска будутъ на ДнЪстрЪ въ 15 сего мЪсяца; o ханЪ, чаю, что вы извЪстны, что съ урономъ великимъ возвратился и сынъ его убитъ на УкрайнЪ. ЗдЪсь ЗаднЪпрская Украйна вся было къ Орлику и воеводЪ кіевскому (Потоцкому) пристала, кромЪ Танскаго и Галагана, но оную изрядно наши вычистили и оныхъ скотовъ иныхъ за ДнЪпръ къ гетману, a прочихъ, чаю, въ подарокъ милости вашей въ губернію на пустыя мЪста пришлемъ. Христіане бЪдные зЪло ревностно къ намъ поступаютъ и пишутъ неописанный страхъ и конфузію въ поганыхъ, которую наипаче умножилъ тотъ знакъ, когда пошли изъ Царяграда, тогда сталъ чрезвычайнымъ штурмъ (буря) и Магметово знамя, которое несено было предъ янычарами въ полку, то все изорвало и древко втрое изломило". Въ ЯворовЪ, впрочемъ, жилось царю и царицЪ весело. Царица Екатерина АлексЪевна писала Меншикову: «Мы здЪсь часто бываемъ на банкетахъ и на вечеринкахъ, a именно четвертаго дня (9 мая) были у гетмана Синявскаго, a вчерашняго дни были у князя Радивила и довольно танцовали. И доношу вашей свЪтлости, дабы вы не изволили печалиться и вЪрить бездЪльнымъ словамъ, ежели со стороны здЪшней будутъ происходить, ибо господинъ шаутбенахтъ (Петръ вице-адмиралъ) попрежнему въ своей милости и любви васъ содержитъ».

* * *

„Въ ЯрославлЪ Петръ свидЪлся съ королемъ Августомъ и 30 мая заключенъ былъ между ними договоръ, въ силу котораго оба монарха обязались выставить корпусъ войска противъ шведовъ, a царь обязался дать королю 100.000 рублей и не вводить больше своихъ войскъ въ полъское королевство"[43].

* * *

„ВЪдомости, присланныя. чрезъ нЪмецкую почту Мая въ 10 день - напечaтaнныя въ МосквЪ 1711 г. мая въ 29 день. Изъ Львова отъ 22 апрЪля: Его царское величество въ ЯворовЪ короля Августа (II) ждетъ. Русскія войска въ Полонное пошли и за ними польскія хоругви. Воевода Кіевскій отъ БЪлой Церкви съ урономъ въ Бендеръ возратился. Отъ рубежа иной вЪдомости нЪтъ; токмо что король свЪйскій еще въ БендерЪ ждетъ отчаяніемъ турецкой помощи".

* * *

„Діаріушъ или поденная. вЪдомость". «ВЪдомости», писанныя «изъ легару изъ Волоской земли изъ за Днестра за милю», напечатанныя въ МосквЪ 1711 г. іюня въ 22 день - упоминаютъ o свиданіи въ ЯрославлЪ царя съ польскимъ королемъ[44].

* * *

«Царь Московскій Петръ Алексіевичъ былъ во Польщи и часъ немалый мешкалъ въ ЯворовЪ зъ королевичомъ Его милостью Константиномъ[45]: a потомъ пошолъ зъ войсками своими въ землю Волоскую противко Турка".ПослЪ замЪтки: „a у насъ явилася южь летучая саранча, першая але неслыхано густая дня Августа и четвертаго и барзо шкодила, збожу и городамъ" - записано:

"Тогожь праве часу и царь Московскій повертаючи з землЪ турецкой ишолъ черезъ Золочовъ до Польски знову, a тамъ мало що скуралъ, бо му много войска побито и мусЪлъ o примиря просити[46]".

* * *

Roku tego (1711) cesarz turecki wypowiedzial belium offensivum carowi moskiewskiemu, dajac apertissime protekcya krolowi szwedzkiemu. A gdy car poslyszal, ze sie juz turecka i tatarska potenсya wszystkiemi silami na niego gotuja, majac wojska dosyc w pogotowiu nad granica sama wiszacego, od Woloch, zamyslil uprzedzic Turkow; jakoz tak uczynil. Zjechal car naprzod do Jaroslawia, gdzie tez i krol August przybyl w wielkim gronie senatorow polskich; chcial car, i krol byl tej intencyi,zeby bylo koniecznie namowic i wprawic w wojne z Turczynem rzeczpospolita ale zadna miara przytomni senatorowie na to pozwolic nie chcieli, ani tez mogli; bo decisio zaczecia wojny do sejmu nalezy, a pakta tez karlowickie jeszcze byly nie wyszly, ktorych expiracya czasu dopiero w r. p. 1724 byla. Podczas tej rady sprawowal hetman wielki koronny Sieniawski corce swojej chrzciny: ojcow chrzestnych bylo trzech: krol polski, car moskiewski i Rakocy. Wielkie tam ci levati parentes dali upominki, a najbogatsze ofiarowal Rakocy, bo mise wielka zlota pelna klejnotow bardzo kosztownych. Dama, ktora chrzczono, miala natenczas lat trzynascie; chrzciny owe nie w kosciele byly, ale w polu pod namiotami od prawowaly sie[47].

Годъ 1716

„Король Августъ съЪхался съ Петромъ вЪ ГданскЪ и РавЪ русской.

Тогожь року звязки (конфедераты), a особливо писарь коронный, Пана СЪнявскаго гетмана коронного взяли въ неволю и долго подъ вартою держали: еднакже вышовши з подъ варты, Москву барзо великую до Польски впровадилъ; въ земли Львовской и на Подолю стояли. Енералъ Везбахъ стоялъ въ ЗолочевЪ, до Поморянъ пришла Москва  дня Декабрія. Тогожь року найбольшій енералъ Московскій на имя Ренъ умеръ въ Бродахъ[48]".

Годъ 1718

Ha прошеніе и жалобы уніатовъ Петръ В. заступается за нихъ передъ короломъ Августомъ II. на основаніи дстовора, 9 марта ст. ст.[49].

Годъ 1722

Петръ заступается передъ королемъ Августомъ за притЪсненное населеніе православное въ ПолъщЪ 2 мая.

Петръ чрезъ посредство секретаря папскаго Спиноли дЪлаетъ представленіе папЪ Инокентію XIII относительно угнетенія неуніатовъ въ ПольщЪ латинскимъ духовенствомъ, 25 мая.[50]

* * *

"ПовелЪлъ мнЪ ero величество писать къ вашему преимуществу, чтобъ вы представили дЪло верховнЪйшему понтифексу и склонили бы его послатъ въ Полыцу крЪпкій указъ не обижать людей греческаго исповЪданія въ противностъ трактатамъ, но дать совЪсти ихъ покой и свободу; ибо надъ совЪстію одинъ Богъ имЪетъ властъ. И если католики польскіе и литовскіе не перестанутъ гнать христіанъ греческаго закона и принуждать ихъ съ такимъ непристойнымъ насиліемъ къ уніи, то его императорское величество принужденъ будетъ, противъ своего желанія, въ возмездіе запретить духовнымъ латинскаго закона отправлять въ Россіи свое богослуженіе''[51].

* * *

„Въ генварЪ 1722 года, когда императоръ былъ въ МосквЪ, пріЪхалъ туда бЪлорусскій епископъ Сильвестръ, князъ Четвертынскій, „обиженъ и изгнанъ отъ Ляховъ и уніатовъ". Сильвестръ представилъ въ коллегію иностранныхъ дЪлъ длинный спісокъ обидъ и притЪсненій, какія терпитъ православное духовенство отъ шляхты.

Получивши это донесеніе, Петръ написалъ королю: "Единственньій способъ для пресЪченія жалобъ духовныхъ и мірскихъ людей греческаго исповЪданія, для освидЪтельствованія обидъ и для полученія за нихъ удовлетворенія - это немедленное назначеніе коммиссіи, членами которой должны быть и наши коммиссары, и уже нами назначенъ для этого переводчикъ при посольствЪ въ ВаршавЪ, Игнатій Рудаковскій и съ нимъ одинъ монахъ, изъ Заиконоспасскаго монастыря учитель (Іустинъ Рудинскій), которымъ мы повелЪли жить въ МогилевЪ, сдЪлать подробное изслЪдованіе объ обидахъ людямъ греческаго исповЪданія и представить ко двору вашего королевскаго величества съ требованіемъ исправленія по силЪ договора o вЪчномъ мирЪ 1686 года и по ихъ правамъ и привилегіямъ. Если-же, паче чаянія, no этому нашему представленію и прошенію, удовлетворенія, по силЪ договора, не воспослЪзуетъ, то мы будемъ принуждены сами искать себЪ удъвлетворенія[52]".

Годъ 1724

Петръ заступается передъ королемъ Августомъ II и передъ сенаторами въ сеймЪ варшавскомъ за православныхъ черезъ пословъ: Лукича, Грегоровича и кн. Долгорукаго 27 ноября[53].

* * *

"Въ западно-русскихъ областяхъ пошелъ слухъ, что будущій сеймъ будетъ имЪть важное вліяніе на судьбу православныхъ жителей: или судьба ихъ улучшится, если русскій государь рЪшительно возьметъ ихъ подъ свое покровительство; въ противномъ случаЪ Поляки примутъ рЪшительныя мЪры противъ восточной церкви. Петръ счелъ нужнымъ отправить на помощь къ князю СергЪю Долгорукому[54] болЪе опытнаго и искуснаго родственника его, князя Василія Лукича Долгорукаго, вызваннаго изъ Парижа[55]".

Годъ 1725

«Января 28 ст. ст. смерть Петра Великаго»[56].

Примечания

1 Акты Западной Россіи, V. - Сводная галицко-русская лЪтопись A. С. Петрушевича. Львовъ, 1874.
2 Исторія Россіи въ эпоху преобразованія. С. Соловьева, Москва, 1864).
3 Городъ Львовъ, «ЛьвЪградъ» и «градъ Леонопопь Малыя Россіи» (въ запискахъ 1644г.), основанъ княземъ Даниломъ Галицкимъ и упоминается въ русской лЪтописи уже въ 1259 г. Львовъ имЪетъ въ настояще время около 150.000 жителей, въ томъ числЪ выше 30.000 русской народности, остальные поляки и жиды. Во ЛьвовЪ семь русскихъ (одна православная, шесть уніатскихъ) цЪрквей. Львовъ - столица Галицкой Руси, имЪвшей въ 1902 году 1985 приходовъ, 2359 священниковъ (всЪ съ университетскимъ образованіемъ) и 3,022.847 душъ русскаго населенія.
4 Посопьство изъ книгъ польскаго двора.
5 т.е. въ 7175 году отъ сотворенія міра или 1667 г. отъ Р. Хр.
6 Монастырь въ селЪ КреховЪ близь Жолквы, основанный въ 15 вЪкЪ существуетъ до нынЪ. Въ настоящее врЪмя онъ находится въ рукахъ базиліанъ, подчиненныхъ съ 1883 г, подъ власть іезуитовъ.
7 т.е. 7198 отъ сотворенія міра или 1690 отъ Р. Хр.
8 Эта грамота хранится въ музеЪ Ставропигійскаго Института во ЛъвовЪ. Она написана уставомъ съ титлами на толстой бумагЪ. Къ грамотЪ привязана шелковымъ шнуркомъ хранящаяся въ жестяномъ ящикЪ большихъ размЪровъ восковая печать съ изображеніемъ св. Георгія, поражающаго дракона (гербъ гор. - Москвы). Къ грамотЪ прикрЪплЪна, равныхъ съ нЪю размЪровъ, шелковая разноцвЪтная матерія.
9 Іосифъ Шумлянскій, епископъ львовскій.
10 Исторія Россіи въ эпоху преобразованія. С. Соловьева. - Это предостереженіе русскихъ жителей города Лъвова не имЪло успЪха. Въ МосквЪ такъ сильно вЪрили гЪтману МазепЪ что чрезъ подъячаго Михайлова послали ему львовское письмо въ Батуринъ. Мазепа воспользовался довЪріемъ къ нЪму и погубилъ своихъ противниковъ, кн. Юрія ЧетвЪртынскаго, Леонтія Полуботка и др.
11 Іосифъ Шумлянскій, на котораго жаповались царямъ русскіе львовяне въ 1690 году.
12 Соломонъ, переносившііі тайно письма отъ польскаго короля, Іоанна СобЪскаго и епископа Шумлянскаго къ МазепЪ и обратно. Монахъ Соломонъ былъ впослЪдствіи схваченъ и казненъ.
13 Ставропигійское Братство, нынЪ Ставропигійскій Институтъ, при церкви Успенія Пресв. Богородицы, построенной - въ 1559 году. Братство учреждено для защиты православной вЪры и русской народности и существуетъ до нынЪшняго дня. Цареградскій патріархъ Іеремія, грамотою отъ 1 декабря 1587 г., далъ Братству права и титутъ Ставропигіи. При БратствЪ существуЪтъ старЪйшая въ цЪлой Руси типографія, основанная въ 1573 году первымъ русскимъ кнжгопечатникомъ, Иваыомъ Федоровымъ, москвичемъ. Въ этой типографіи напечатана въ 1591 году первая русская, „еллино-словенская" грамматика, составленная учителями Братской школы. Въ настоящее время Братство содерживаетъ церковъ, музей, типографію, бурсу, т.е. пансіонъ для бЪдной учащейся молодежж русской народности, выдаетъ ей стипендіи и пособія, печатаетъ церковныя книги и по спламъ своимъ поддерживаетъ націоналыіую и культурную жизнь русскаго населенія Галичины.
14 Родъ Папаровъ, выходцевъ изъ Греціи въ ХVІІ вЪкЪ, существуетъ въ ГаличинЪ до нынЪ. Папары, обрусЪвъ, были доблестиыми защитниками русской вЪры и народности и благодЪтелями Ставропигійскаго Братства. ПослЪ перехода въ католичество богатый родъ Папаровъ ополячился и обнищалъ.
15 Инокентій Винницкій;
16 Ставропигійское;
17 Исторія Россіи въ эпоху преобразованія. С. Соповьева, Москва, 1864. Правдивость словъ Папары подтвердили послЪдовавшія событія. Епископъ Шумлянскій принялъ унію въ 1700 году.
18 Авторъ ошибся, такъ какъ это быпо въ 1698 году.
19 Рава русская, нынЪ уЪздный городъ въ ГаличинЪ.
20 Принца Кондэ, котораго часть польской шляхты хотЪла посадить на польскій престолъ.
21 Pamietnik Jana Stanislawa Jablonowskiego wojewody ruskiego. Z autografu wydal August Bielowski. Lwow, 1862.
22 Исторія Pocciи въ эпоху преобразованія. C. Соловьева.
23 Эта надпись находятся па бархатномъ антиминсЪ хранящемся въ церкви св. Николая въ БучачЪ. См. «Сводная галицко-русская ЛЪтопись» A.С. Петрушевича. Часть I. Львовъ. 1887. - Подобный антимиyсъ, только на обыкновенномъ холстЪ хранитcя въ музеЪ Cтавропигійскаго Института во ЛьвовЪ.
24 Рукопись митрополита Льва Кишки въ библіотекЪ епископскаго Собора крылошанъ въ гор. ПеромышлЪ.
25 Въ 1704 г. Петръ Великій заключилъ съ польскимъ королемъ Августомъ II союзъ противъ Шведовъ и послалъ въ Сокаль, въ Галицкой Руси, 11 полковъ подъ Дмитріемъ М. Голицынымъ и козаковъ подъ гетманомъ Даніиломъ Апостоломъ, самъ-же двинулся съ 60.000 войска въ Польшу и по пути остановился въ древнемъ литовско-русскомъ городЪ ПолоцкЪ. Тутъ и приключился случай, упоминаемый митроп. А. Кишкою.
26 Исторія Pocciи въ эпоху преобразованія C. Соловьева.
27 Сводная галицко-русская ЛЪтопісь A.С. Петрушевича. Львовъ, 1887. - Угорницкій монастырь находился въ Угорникахъ, селЪ станиславовскаго уЪзда. Онъ закрытъ по повелЪнію императора Іосифа II вмЪстЪ съ Великимъ Скитомъ въ МанявЪ въ 1786 г. Изъ Угорницкой обытели вышли Іовъ Княгиницкій, основатель Скита въ МанявЪ и препод. Іовъ ЖелЪзо, основатель Почаевскаго монастыря, нынЪ Почаевской Лавры.
28 Наука и литература при ПетрЪ Великомъ. П. Пекарскій. СПБ. 1872. Т. II.
29 Исторія Россіи въ эпоху преобразованія С. Соловьёва.
30 СЪнявскаго.
31 Наука и литература При ПетрЪ Великомъ. П. Пекарскій СПБ. 1862. Т. II.
32 Сводная галицко-русская ЛЪтопись. Часть I. 1887.
33 Исторія Россіи въ этюху преобразованія. С. Соловьева.
34 Эта грамота хранится въ музеЪ Ставропигійскаго Института. Она написана скорописью на толстой бумагЪ и снабжена сургучною печатью съ изображеніемъ двуглавага орла.
35 Ставропигійская лЪтопись.
36 Kronika miasta Lwowa. D. Zubrzyckiego. Lwow, 1844.
37 Одинъ экземпляръ этого адреса, напечатаннаго во ЛьвовЪ и поднесеннаго А.Д. Меншbкову русскими жителями Львова, хранится въ библіотекЪ перемышльскаго Собора крылошанъ.
38 Рукописный львовскій Сборнікъ. Cводная ЛЪтопись.
39 Записка въ рукописномъ напрестольномъ евангеліи XVI вЪка, находящемся въ церкви села Голобутова, стрыйскаго уЪзда. Сводная ЛЪтопись.
40 Рукопись XVIII вЪка въ библіотекЪ A.С. Петрушевича.
41 Городъ Станиславовъ.
42 Сборникъ въ библіотекЪ Святоонуфріевскаго монастыря во ЛьвовЪ.
43 Исторія Россіи въ эпоху преобразованія. С. Соловьева.
44 Наука и литература при ПЪтрЪ Великомъ. П. Пекарскаго.
45 Сыномъ короля Іоанна СобЪскаго.
46 Записка въ помяникЪ церкви св. Троицы въ мЪстечкЪ Поморянахъ золочевскаго уЪзда.
47 Dzieje Polski pod panowaniem Augusta II. Od roku 1696-1728 opisal wspolczesny Erazm Otwinowski. W Krakowie, 1849.
48 Помяникъ церкви св. Троицы въ Поморянахъ.
49 Сводная галицко-русская ЛЪтопись A.С. Петрушевича, Часть I. 1700 1772. Львовъ, 1887.
50 Сводная Галицко-русская ЛЪтопісь.
51 Письмо канцлера Головкина къ кардиналу СпинолЪ, переданиое чрезъ іезуита Николая Джанпріамо, возвращавшагося въ Италію чрезъ Россію изъ Китая. - Исторія Россіи въ эпоху преобразованія. С. Соловьева.
52 Исторія Россіи въ эпоху преобразаванія. С. Соловьева.
53 Сводная галицко-русская ЛЪтопись.
54 Русскому послу въ ВаршавЪ.
55 Исторія Россіи въ эпоху преобразованія. С. Соловьева.
56 Сводная галицко-русская ЛЪтопись.
О.А. Мончаловский. Петр Великий в Галицкой Руси. Исторические записки и заметки. Львов: 1903г. 32с.
http://www.twirpx.com/file/902162/
http://libinfo.org/index.php?id=10753
http://www.rulit.me/books/petr-velikij-v-galickoj-rusi-read-328166-1.html  
Осип Мончаловский
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_687.htm


  


СТАТИСТИКА