Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Д.И. Зубрицкий. Исторический очерк Червоной или Галицкой Руси
от 01.03.08
  
Доклады


Все, что только я помещу сдесь, основывается или на достоверном писателе, или на публичных и государственных грамотах, которые буду приводить собственными их словами, в приписках, или, даже целиком, в прибавлениях, позволяя себе выводить собственные заключения и догадки там только, где они согласны с здравым разсудком и могут обьяснить истину

Этот Исторический очерк я разделяю на пять следующих перидов:
I. Червоная Русь от водворения Християнства при князьях поколения Владимира Великого и королях Угорских до завоевания этой страны Казимиром III, королем Польским (от 988 по 1340г.).
II. Червоная Русь под владычеством королей Польских, от завоевания ея Казимиром до начала соединения с Римскою Церковью (от 1340 по 1596г.).
III. Червоная Русь от начала введения Унии до окончательног ея утверждения, т.е., от 1596 по 1707г.
IV. Червоная Русь от окончательного утверждения Унии до присоединения Галиции, от 1707 по 1772г.
V. Состояние Церковной Руской иерархии по присоединении Галиции и Лодомирии до возстановления Галицкой митрополии, и благодеятельные учреждения Австрийского правительства, клонящиеся к благу иерархии и народа.
Период I
1 Не мое дело изследывать, какие племена в отдаленной древности заселяли страну, получившую впоследствии название Червоной Руси, т.е., королевство Галицкое и Владимирское. Для этого я не имею ни времени, ни способности; впрочем, если б даже и имел их, и решился заняться подобным изследованием, то преступил бы границы, в которых положил необходимым заключить свое сочинение. При всем том, я считаю нужным высказать свое мнение, по которому народ Руский в этой земле составляет племя первобытное, или, по крайней мере, с незапамятных времен, может быть еще за несколько веков до основания Рима, занял эту страну и в ней размножился (мнение, что Славяне составляют коренное, Европейское племя, а не пришедшее, разделяет и высоко-ученный Шафарик в своих Славянских древностях). Руское племя составляет многочисленнейшую часть самого многочисленного в Европе народа Славянского, несмотря на  то, что соседственные племена, Татары, Литовцы и Поляки, силились истребить его (Народ Руский безчислен как звЪзды на небЪ. Живет будто в другом мирЪ. Обитает в странЪ темной и холодной - 12 вЪк). На Руси до сих пор существует пословица - Великая Руская Мати. Следовательно, народ, так многочисленный и занимающий такое огромное пространство не мог быть пришельцем, что каждый, свободный от книжных предубеждений, может легко понять, остановившись сколько нибудь на этом.
Конечно, толпы, состоящие из нескольких десятков, и даже сот, тысяч душ, могут, хотя с великою трудностию, совершать походы и переменить свои жилища; но никто с здравым умом не согласится, чтобы можно было склонить народ, считающий несколько милионов, оставить свои жилища и скитаться по свету. Для такого предприятия потребовалось бы или общее согласие всех отцев семейств и родоначальников, или правитель народа должен бы иметь еще большую физическую силу, нежели весь, несколько-милионный, его народ, чтобы против воли принудить его оставить свои домы, усадьбы, храмы и могилы предков.
Некоторые историки пишут, что один народ подвигал перед собою другой; как будто бы народ, живущий на нескольких стах или тысячах квадратных миль, был одним лицем или глыбою, которую можно двигать! Допустим, однако же, что какой нибудь наезднический народ принял странное намерение подвинуть вперед народ соседственный, живущий перед ним на пространстве нескольких тысяч квадратных миль, с целью занять после него землю; какие же бы средства употребил он для этого? Если бы он пустился в поход с женами, детьми, старцами и всем движимым имением по прямой черте, т.е., поставивши желающих переселиться в ряд от границы до границы, то он этим бы чрезвычайно себя ослабил; отдельные же его члены чем бы более подвигали вперед своих неприятелей, тем вернее, как отдельные, могли быть поражены ими, вовсе не достигнув цели, и лишившись помощи своих братий, разсеянных по слишком длинной прямой черте. А если бы он пошел вперед толпами, полчищами, по одному или нескольким направлениям, то, конечно, принудил бы находящихся на пути оставить свои жилища; однако эти, разбежавшись на обе стороны по лесам, болотам и другим убежищам, снова, по прошествии бури, возвратились бы в свои приюты. Кроме того, сдесь встречаются и другие препятствия: как прокормить в походе толпу, состоящую из нескольких сот тысяч, или милионов?
Спросим, на примере, тех, которые занимаются продовольствием войска, состоящего из нескольких десятков тысяч, и идущего одной дорогой; они скажут нам, что подобное предприятие граничит с невероятностью, и только лишь писатель может, одним почерком пера, пускать целые народы на прогулку. Без сомнения, горсть или толпа храбрых в состоянии завоевать гораздо многочисленнейший, но изнеженный, народ, как Испанцы покорили Перу и Мексику, Козаки - Сибирь, Монголы - Китай, Мадьяры - Панонских Славян, Литовцы, при Гедимине и Витовте - значительную часть Руси, или пробиться сквозь многочисленнейший народ, как те же самые Мадьяры стремясь, в нынешние свои жилища, пробились сквозь Руских; но этого нельзя назвать народом переходным, а толпой, войском, в котором находятся большей частию юноши и мужи, способные носить оружие, и небольшое число женщин, участвующих в битвах. Все они, принужденные излишним многолюдством в отечестве, недовольные правительством, или по каким другим причинам, оставляют прежнюю родину и идут с оружием в руках, искать счастия в отдаленных странах (Крибель упоминает, что Угров пришло в Европу только около милиона. - Теперь найбольшим числом можно полагать их до четырех миллионов. Следовательно, в продолжение тысячи лет народонаселение их умножилось только в четыре раза. Сохраняя тоже самое соотношение при вычислении умножения людности, увидим, что Славян, которых теперь смело можно считать 60 милионов, тогда, т.е., за 1000 лет, пред сим, было непременно 15 милионов; и потому никто не допустит, чтобы народ, состоящий из 15 мил. душ, решился скитаться. Даже одномилионый народ неспособен к этому, потому что он, как скиталец, должен бы гнать с собою коней, рогатый скот, везти телеги с старцами, детьми, больными, женами, посудою, вьюками и продовольствием. Калмыки, Киргизы, Ескимосы и Бедуины проводят кочующую жизнь в степях, но не милионами, а толпами, состоящими из нескольких сот или тысяч душ). Таким образом, чрез Славянские и Немецкие земли могли проходить в глубину Европы вооруженные толпы разных Азиатских народов, которые частию истребляли и разгоняли по лесам встречавшихся им на пути обитателей. Наездники прошли и исчезли, истреблены, или смешались с Европейскими народами, на прим. Франки в Галлии, Норманны в Британии, а народы, разогнанные по дороге, которой шла эта громада, снова возвратились, лишь только миновала опасность, к своим очагам (Ученый (Игнатий Венедикт) Раковецкий тоже раэделяет в сочинении своем предубеждение, будто Славяне, оставив где-то родину свою, отправились в поход для занятия чуждых земель, что меня очень удивляет. Сочинение его писано с основательной осмотрительностью, здравым умом и знанием дела (Prawda Ruska. Т. I)). След., народ Руский и вообще все Славяне, отнюдь не пришельцы в Европе, а народ туземный, сдешний, обитавший первоначально на Севере, от моря Балтийского до Черного, который, вероятно, по причине излишнего многолюдства, или трудности продовольствия, высылал поселения свои в разные стороны под начальством вождей, и, таким образом, распространился по всей Панонии, Сербии, Илирии, Далматии, Хорутании и Крайне, с одной стороны до моря Адриатического, а с другой до рек Енжи и Лабы, Немецкого или Северного моря.
Упомянутой истины ни мало не опровергает то обстоятельство, что древнейшие писатели до Рожд. Христова, и даже спустя три или четыре века после Рожд. Христова, не упоминают о народе Славянском под собственным его названием; они могли не знать хорошо народа Северного, не иметь с ним никакого сношения; а если и знали, то только отдельные племена под разными названиями, данными им теми же самыми чужеземцами, или полученными от вождей и жилищ, названиями, изменявшимися со смертию вождя, или переменою жилищ. Впрочем, для нас все равно, происходят ли они от Фракийцев, Кельтов, Скифов или Вандалов (Равнодушие это должно понимать в том смысле, что цель теперешнего нашего сочинения состоит в критическом объяснении некоторых темных или совершенно опущенных эпох Истории народа Руского в Галиции, а не в изследовании происхождения и древностей Славянского народа вообще); довольно и того, что они составляли и составляют народ великий и многочисленный, с которым в Европе могут равняться только Германцы, что в 6-м веке Хр. летосчисления они сидели на Севере от Дуная и Днестра, владели многочисленными укрепленными городами, имели непомерное народонаселение, и даже считались самими Греками до введения Християнства в числе народов образованных, имевших свое собственное письмо, называемое Буквицею (Bogwiedza, Боговеда), и разного рода искуства (Шафарик).
Этого достаточно, и даже слишком много, о Славянах вообще, для составления такого малого сочинения; ибо осмелюсь ли я, на прим., знанием своим состязаться со столь знаменитыми современными нам Славяноведцами, каковы Шафарик, Копитар, Ганка, Погодин, Раковецкий, Востоков и другие? Отсылая к ним любознательных читателей, я не могу, однако же, удержаться от помещенной сдесь в леточислительном порядке некоторых важнейших исторических событий Славян, почерпнутых мною из статьи Копитара, помещенной в Jahrbucher der Litteratur, vom Jahre 1829, часть 46, стр. 81.
489г. Болгары, народ Славянский, стал нападать на Греко-Римскою империю. Император Анастасий, для защищения своей столицы от оружия их, провел, так называемую, длинную стену перед Цареградом и волею неволею этот Imperator, Caesar, Flavius, Justinianus, Alamanicus, Gothicus, Francicus, Germanicus, Anticus, Alanicus, Vandelicus, Africanus, pius, felix, inclytus, victor et triumphator, semper augustus - платит дань Славянам!
610г. Сербы и Хорваты (славяне) из Великой Хорватии, за Баварией (ultra Bagibariam) переселяются в Илирию.
678г. Булгары занимают Мизию и находят там семь славянских родов, о поселении коих в этой стране, равно как и в Панонии, История ничего не говорит.
687г. Славяне поселились между Фесалоникой и Цареградом, и как кажется, были независимы от империй Греческой и Болгар.
705г. Болгары возвращают Цареградский престол императору Юстиниану II, за что этот дает им Загорье, округ, лежащий за горами Гемус.
746-799гг. Славяне в Морее. Дань Славян церкви Св. Андрея в Пашрасе.
758г. Славянская область в Македонии, на реке Стримоне (Slavinia).
765-780гг. Никита, патриарх Константинопольский, природный Славянин.
811. В сражении с Болгарами пал на поле битвы император Никифор со всем двором и цветом юношей византийских. Болгарский король Крум, как его называли греки, приказал из черепа императора сделать себе чашу, чтобы пить из нея с князьями за здоровье
843. Король Болгарский носит славянское имя Владимир (владеющий миром)
842-867. Славянин Дамиян - поверенный министр императора. Единоземец и приемник его Василий, делается, наконец, сам императором.
865. Болгары - Христиане.
863-870. Кирилл и Мефодий, славянские апостолы, вводят кириллицу у Болгарских и Панонских славян.
960. Император отправляет из Фракии, Македонии и Славонии войска в Крит (Кандию) против арабов.
976. Самуил, король Болгарский, покоряет Фракию, Фесалонию, Грецию и Морею. Столица его в Преспе в Македонии (Переспа, Приспа; в Галиции тоже есть Переспе)
Так-то некогда, как и теперь, бились Славяне, под разными названиями и знаменами разных властелей, оставаясь всегда верны своим монархам.
Но обратимся к Червоной Руси, и опишем ея границы. Часть нынешнего Галицкого королевства, отделяемая рекой Вислоком (не Вислокой), от истоков ея до впадения в реку Сян, потом рекой Сяном до границы царства Польского, и лежащая на восток, составляет часть Червоной Руси; я говорю только часть, потому что границы Галиции и Лодомирии, или Червоной Руси, были тогда гораздо обширнее. Они занимали еще значительную часть Волыни, Подолья, Подлесья, находящихся теперь под жезлом России. Под правлением же Польским в них заключались воеводства Бельзское, Волынское, Подольское и часть Люблинского.
На запад за чертой, означенной мною реками Вислоком и Сяном, тоже находятся еще значительные поселения Руского племени, живущего в округах Сяноцком, Ясельском и Сяндецком; но о них я выскажу свое мнение ниже в § 3.
2 Все древние писатели (Нестор, Длугош) согласны в том, что Владимир Великий, государь всей Руси, приняв Християнскую веру из Константинополя в 987 году, отдал повеление всем Руским племенам, находившимся под его жезлом, принимать Св. крещение, под опасением лишения всего имущества. Послушные воле своего государя, Русины в 987 и 988 годах толпами крестились, тем более, что Божественная служба в целом государстве совершалась на родном Славянском языке.
Нельзя, однако же, допустить, чтобы народ Червоноруский с берегов Вислока, Дунайца, Сяна и Днестра, за несколько десятков миль толпами приходил в Киев, с тою, единственно целью, чтобы в реке Днепре принимать от Греческих священников Святое крещение, науку веры и обрядов. То, что древний Летописец приводит в этих словах, должно разуметь о жителях, ближайших к Киеву и реке Днепру; в более же отдаленные области, без сомнения, посланы были священники для совершения таинства крещения, к коему материал, т.е., вода, находился везде под рукою. Но, что всего вероятнее, эти священники в то время были уже разсеяны по всей Славянщине. - Християнская религия по обряду Восточной Церкви уже не была чуждою Славянам. - Пример и повеление Владимира В. возвели ее только на степень господствующей веры, и обязали каждого Русина, оставив идолопоклонство, исповедывать только эту, а не другую, веру.
Что действительно Хр. вера Греческого обряда гораздо ранее введена была между Славянами, это подтверждают следующие исторические доказательства.
а) Около 641, следовательно, слишком за два века до Владимира Руского, приняли, по старанию Греч. имп. Ираклия, Християнскую веру Далматы, народ Славянский, вместе со своим князем Поргою. У них-то она распространилась и утвердилась; основано было множество монастырей, из коих в одном заключен был в 698 году, сверженный с престола, император Леонтий, а на VI, вселенском Константинопольском соборе, бывшем в 680 году, заседали и подписали этот собор Славянские епископы.
б) В 776 году прибыл в Константинополь Теларос или Телиригос, король Болгарский, Славянин, просил крещения, принял его, получил звание патриция и женился на родственнице императрицы Ирины.
в) Императрица Феодора, мать малолетнего императора Михаила, во время своего правления, продолжавшегося с 843 по 856 год, с согласия патриарха Игнатия и по просьбе Хозаров, народа смешанного со Славянами, равно как Тривалов и Болгар, посылает философа Константина, названного впоследствии Кирилом, для обращения в Християнскую веру и просвещения этих народов.
г) В 861 году принимают Християнскую веру Богорис, король Болгарский, названный в крещении Михаилом, со всем своим народом, и значительная часть Руси.
д) Вскоре потом Радиславъ В. князь Моравский, побуждаемый супругою своею, Милославой, дочерью Далматского короля, природной Християнкой, и сыном своим, Святополком, познакомившимся с Кирилом и Мефодием, монахами Св. Василия, апостолами Славянскими, при Дворе Болгарского короля, Богориса или Михаила, послал к императору Михаилу с просьбою о прислании к нему учителей Хр. веры; император отправил к нему этих двух святых мужей с некоторыми другими Славянами, которые и обратили народ Моравский, т.е., Панонию, в Христ. веру. Они были епископами, рукополагали священников и посылали проповедников веры в Силезию, Польшу и на Русь.
е) По утверждении Христ. веры в Великой Моравии, Боривой, князь Чешский, посетил Святополка, принял там с 30 вельможами, сопутствовавшими ему, Святое крещение, и старался распространить Християнство в своем владении. Это было в конце 9-го века.
ж) В 964 году Ольга, названная в Св. крещении Еленой, Великая княгиня Руская, мать князя Святослава, приняла в Цариграде Християнскую веру, и старалась распространить ее в обширных владениях своего сына.
з) По разрушении Моравского царства Мадьярами в 899-900 годах, толпы Славян, исповедовавших веру Христову, оставили Панонию и разсеялись по соседственным Славянским землям. Значительная часть их нашла убежище в пограничной Польше, и там, вместе с Поляками, обращенными в Християнство учителями, посланными Св. Кирилом и Мефодием, составили значительное число Християн, имели своих священников, отправлявших Божественную службу на Славянском языке по Греческим обрядам, равно церкви, между прочим в Кракове церковь Св. Креста, в которой божественная служба совершалась на Слав. языке по Греческим обрядам даже в тринадцатом веке. Часть этих беглецов укрылась и в ближайшей, соплеменной им, Руской стороне. Святая вера сильно распространилась. Славянский Староруский язык, называемый теперь Церковным, был или общим языком всех Славян, или, по крайней мере, понятным от моря Адриатического до Лабы (Раковецкий в Руской Правде утверждает и доказывает, что язык этот был общим для всех племен Славянских; впоследствии я буду также иметь случай поговорить об этом предмете обширнее). В 879 году даже папа подтвердил в Моравии Славянскую Литургию, на что имел весьма основательные причины, именно: гораздо легче было обратить Славян, вводя обряды на родном их, нежели чужом, наречии, например Латинском, совершенно для них не понятном. Притом всегда оставалась надежда, что впоследствии несравненно легче будет ввести Латинский обряд у народов Християнских, чем у язычников, что действительно исполнилось, как нельзя лучше, в Моравии, Чехии, Хорутании, Крайне и Польше.
и) В первой статье заключенного между Русским народом и Греческими императорами торгового договора упоминается в 945г. о Руских Християнах. Содержание этой статьи следующее:
Великий Князь наш Игорь, и князи и бояре его и люди вси рустии послаша ны к Роману и Стефану и Константину великим князем грецким, сотворити любовь со самЪми царьми и со всЪм боярством и со всеми людьми грецкими на вся лЪта, дондеже солнце сияет и весь мир стоит. Иже помыслить от страны руския разрушити такую любовь, и елико их крещение прияло есть, от страны руския да приймутъ месть от Бога вседержителя, осуждЪнье погибель в сий век и в будущий; а елико их не крещену есть, да не имутъ помощи от Бога, ни от Перуна, да не ущитятся щити своими и от стрел и от инаго оружья своего, да будут раби в сей век и в будущий.  
Эта статья служит вместе доказательством, что Русины еще в язычестве верили безсмертию души, ибо в присяге клялись - да будутъ раби в сей век и в будущий -, кои нарушат договор. Следовательно, ложно утверждает Дитмар на стр. 327, будто Славяне верили, что все окончивается временною жизнию. Далее, эта же статья показывает, что число Християн Руских было значительнее числа язычников, ибо о Християнах говорится прежде язычников.
После, когда Християнство сделало в Славянских землях значительные успехи, и, так сказать, укоренилось, столица Римская признала нужным положить предел усиливающемуся Славянскому богослужению, и направить его к единству с Римом как в исповедании, языке, так равно и в обрядах. А потому папа Иоанн XIII, давая Болеславу II, князю Чешскому, позволение учредить епископство в Праге 967 года, ясно предостерегает его, чтобы он поставил епископа non secundam ritum aut seclam bulgaricae gentis vel Russiae, aut slavonicae linguae, sed clericum latinis litteris eruditum.
Из приведенных исторических выписок оказывается, что Християнская религия процветала на Руси гораздо ранее 988 года, что она была введена еще в 861 и постоянно распространялась, что в 945 было между Русинами более Християн, нежели язычников, а в 967 находились уже люди, способные занимать епископские должности. Владимир В., принявши крещение в 987г., возвел Християнство только на степень веры господствующей. Он даже не имел надобности употреблять насильственные меры для распространения ея, потому что она была уже почти всеобщею.
3 В связи с тем, на что намекнул я в § 1, кстати будет сдесь привести еще одно, довольно особенное, явление в Галиции , не обратившее до сего времени ни чьего на себя внимания, т.е., откуда взялись Русины по ту сторону проведенной мною границы между племенем Руским и Польским, именно за рекою Вислоком и воеводством Руским, равно как в бывших некогда воеводствах, Сандомирском и Краковском? Находились ли они уже там прежде 1340 года, в котором Казимир III покорил и присоединил к Польскому королевству, Червоную Русь, или же они поселены тут после как пленники, взятые в неволю, или как выходцы из Руси? Когда случилось это событие? Что благоприятствовало тому обстоятельству, что они оставлены при исповедании Греческой Церкви и Славянской литургии? Эти исповедники Греческого обряда держали ль сторону Римской Церкви, или Греческого патриарха, в то время, когда Львовская и Перемышлевская епархии сопротивлялись до самого конца 17 века Унии, введенной в 1595 году? Или, может быть, границы Червоной Руси, т.е., Галиции, действительно не простирались далее реки Вислока, которую прежнее Польское правительство поставило границей Рускому воеводству?
Ответ на упомянутые вопросы, по крайней мере для меня, - труден. Может быть это обратит чье нибудь внимание на упомянутую околицу, и заставить открыть публике свои изследования. Я же помещу сдесь только некоторые свои замечания, начав их статистикой Завислоцкой Руси (так впредь буду звать ее).
За ручьем Вислоком, составлявшим некогда границу между Польшею и Червоной Русью, на запад, на пространстве около 50 кв. миль по Угорской границе, в горах Карпатских, по черте длинной, но узкой, по мере того как горы суживаются или расширяются, именно в округах Сяноцком, Ясельском и Сяндецком, живет народ Руского племени, исповедующий Греческую веру, в 170 деревнях, числом 83,000 душ, владеющий до сих пор 129 церквями. Эта черта идет не только до реки Попрада, но и за нее, в соседстве Дунайца, по правой его стороне, в самом отдаленном углу, около Штявницких целительных источников, где находятся Руския селения: Шляхтова, Яворки, Чернавода и, достойная особенного внимания, деревня Белавода.
Читатель, обращающий внимание на этот предмет, пусть отметит себе на карте Галиции Лесганика еще следующие деревни, заселенные Русинами и лежащие на север, в равнинах, т.е., на подгорье за Вислоком, именно: Королевский горобец, Шляхецкий, Ладынь, далее, на пути к Дукле, Велике, Завадке, Тростяне на ручье Ясель, Хырове, Мысцеве, Конты на Вислоке, Скальник,  Березове, Пелегримове, Клопотници, Фолюш, Теклинску Волю, Беднарку, Менцины, Рыхвальд, Беляцку, Лось, Климковку, Ласкову, Флоринку, Бинчарове, Руську Королеву, Богушове, Матвиеву, Барновици, Верхомль и Зубрик на Попраде, и получит границу Руси Завислоцкой, отделяющую ее от племени Польского, живущего на равнинах. Следоват., все селения, лежащие по левую сторону этой черты, к границе Угорской, заселены Русинами, которые ни чем не отличаются от Русинов, живущих по другой сторона Вислока в горах Перемышлевской епархии. Последнее Руское селение к северу, т.е., так называемая Руська Королева, едва ли на одну милю отстоит от Суча, а в 13 милях от Кракова.
Трудно поверить, чтобы эти Русины были поселение пленников, или подданных, выведенных сюда из других Руских имений. Можно заселить одну, или даже несколько деревень, но заселить несколько десятков квадр. Миль - это почти невероятно. Поселенцы в продолжении веков теряют свою народность, и принимают язык, народность и веру тех, посреди коих поселены: так было с поселенцами Немецкими в околицах Кросна, Горлиц, Ланцута, Жолыни, и с Татарскими - в Куликове и других местах.
В Завислоцкой Руси находились имения народные, т.е., староства, имения столовые епископа Краковского, на пр. Мушина, и имения частного мелкого дворянства. Каким же образом эти владельцы земли могли согласиться, чтобы, удалив общими силами прежних Польских обитателей, поселить на их местах новых, Русинов? Да и откуда могли они взять их в таком значительном количества? -
Чтобы утвердить поселенцев, нужно назначить им хорошую землю; потому что недоступные и безплодные горы непривлекательны для поселенца; только горец, рожденный и воспитанный в горах, привязан непреодолимой любовью к своем родине. Плодоносные равнины и обильные поля для него не имеют ни какой прелести; а потому-то жители гор везде, составляют первобытный местный народ, на пр., Пикты в Шотландии, Галы в Английском Валисе, храбрые Баски в Испании, Гельветы в Швейцарии. Точно так и наши Русины в Карпатах, суть туземцы, а не пришельцы.
Впрочем, если бы даже кто и захотел поселить в этих горах Русинов, собранных им там и сям, то как бы неблагоразумно поступил он! - Поселенные на самой Угорской границе, и заслоняемые неприступными горами, они либо стали бы сопротивляться своим господам, либо бежали бы за границу. -.Были ль тогдашние старосты Латинского обряда и Краковские епископы, пожизненные владельцы Ключа Мушины, столько веротерпеливы, что для Русинов, живущих в расколе, могли строить церкви и давать им земли? - Ни мало! Так. обр., из приведенных замечаний вытекает следующий несомненный вывод, именно: эти Карпатские, Завислоцкие, Русины - не поселенцы, а первобытный, туземный народ, обитавший там в отдаленнейшие времена, до покорения Руси Казимиром Великим.
Если Завислоцкие Русины не поселение, основанное после завоевания Червоной Руси, то рождается вопрос, как очутились они среди Краковского воеводства, почти под самою столицею Польских королей? Откуда и когда приняли они Християнскую веру Восточной Церкви? - Чтоб решить эти вопросы, должно допустить три предположения.
Первое. Эти обитатели гор, вместе с другими Славянами, жившими около Дунайца и до Вислы, приняли еще до крещения Мечислава, князя Польского, т.е. в 9-м веке, Християнскую веру по обрядам Греческим, из рук Панонских проповедников, посланных Св. Кирилом и Мефодием, и построили церкви, как сказано выше, не только в том крае, но и в Кракове церковь Св. креста, о которой упоминает ученый Нарушевич. - После, по принятии князьями, властителями Польскими, обряда Латинского и утверждения его, вельможи пошли по следам Двора и также приняли Латин. обряд. Напротив, простой народ, неохотно последовал примеру и воле своих господ, что доказывают мятежи по смерти Мечислава II 1035 и 1036 годов. Но горцы остались непоколебимы при Греческом обряде, однажды принятом ими. - Без сомнения, в то время между наречиями Руским, Польским и другими Славянскими, или вовсе не было никакой розницы, или, если и была, то, самая незначительная (Что древний язык Чешских Славян ни мало не отличался от Староруского, или, как его называют, Церковно-Славянского, доказательством служит следующая строфа древнейшей божественной песни, поемой до сих пор, ежедневно, во время всенощной, духовенством и народом в Пражском соборе Св. Вита, что в Чехах. - Каждый, прочитавши ее, убедится в том, что она Староруская; я помещаю ее Рускими буквами:
Господине помилуй ны
Иясусе Христе помилуй ны
Ты спасе всего мира
Списи ж ны и услышь
Господине гласы нашие
Дай нам всем господине
Жизнь а мир в земи.
Раковецкий в своей Правде Руской, том. II, стр. 259, доказывает, что этот язык, во время введения Християства, был господствующим  в Чехии и Польше).
Народы Славянские,  принявшие Латинский обряд, обработывали язык свой в разные формы, но всего чаще следовали образцу языка Латинского, как это случилось с Польским. Но Славяне, оставшиеся при Греческом обряде, жили ль они на Волге или Саве, все без различия образовали речь свою, более или менее приноровливаясь к древним образцам, находившимся в Богослужебных книгах, переведенных Славянскими апостолами, и молитвам, совершаемым ими каждый день на этом языке.
Нас не должно удивлять то, что теперешняя Руская речь как в Червоной, так и в Великой, Руси, особенно в первой, далеко уже отступила от этой Древнеславянской речи. Прошло уже тысяча лет как первые переводчики занялись преложением с Греческого языка Евангелия, Апостольских Деяний, Псальмов и Литургии на язык Славянский. Язык Немецкий 10 и 11 столетий понятен теперь только малому числу Немцев, и даже Библия Мартина Лютера, писанная в 1522 и 1532 год. образцовым Немецким языком, кажется нам, в сравнении с творениями Шилера, Гете, Шелинга, Окена и других современных писателей, терпкой и устарелой. Совершенно противное говорит сочинитель Разсуждения о Руском языке (Ученый Львовский временник. 1829. книж. 3 стр. 78 и 79) именно будто Польский язык 15 века, довольно отличный от нынешнего, гораздо ближе к Рускому, нежели к теперешнему Польскому, и что он первому обязан своим усовершенствованием. Этот писатель, желая еще более подтвердить упомянутое мнение, приводит следующий отрывок из письма Польского короля, Владислава Ягела, относящийся к 15 веку, и писанный к Александру, господарю Молдавскому: Ажесь мы одну тысячы рублёвъ Фрязкого сЪребра, приятелю нашому Александру Воеводи и Господару земли Мольдавской, что были предковЪ его пожычылн, а мы шлюбуем пры нашей вЪре заплатыты тыхъ одну тысячы рублёвъ Фрязкого сЪребра, а паки ихъ не будетъ, а мы Литовское рубле дамы, пакли не будетъ того сЪребра, а мы заплатимъ грошмы по чемъ фрязкое сЪребро идЪтъ (Ссылаюсь на это Разсуждение, хотя, в других отношениях, я не могу с ним согласиться. Сочинитель, несмотря на доброе намерение, которое он имел, придерживаясь предположения, однажды им допущенного, и не обращая внимания на свидетельство данных и самыа доказательства, старался все применять к нему. Я приведу сдесь два, ни на чем не основанные, мнения. На стр. 59 он говорит так: Название народа Руского произошло только в 18-м веке, а потому название языка Руского, без сомнения, должно быть позднее -. В несправедливости этого мнения можно убедиться из заглавия Греческо-Руской граматики, изданной во Львове в 16 веке, т. е., в 1591 году: Грамматика доброглаголиваго Еллино-Словенскаго языка, совершеннаго искуства осьми частей слова, ко наказанiю многоименитому Россiйскому роду. Во ЛьвовЪ въ друкарии брацкой року 1591 -, также из речи Михаила Рогозы, митрополита Киевского, выданной 20 Генваря 1592, помещенной в прибавлениях под буквою А., и находящейся в архиве Ставропигинского братства, в связке 410. В этой речи он, к титлу митрополита Киевского, и Галицкого, присоединяет еще название митрополита всея Росии, следуя в том примеру некоторых своих предшественников, не смотря на то, что находился под Польским владычеством; а когда речь идет об языке, то называет его Славянско-Росийским. В Славянских языках, особливо Руском, господствует особенная вольность в употреблении гласных, одной вместо другой; так одни говорят Русия, другие Россия, а некоторые Рассия. -  Герасим Смотрицкий употребляет тоже слово Руссийский в стихах, напечатанных в предисловии к Острогской Библии 1581 год:
Восточныя церкве в Руссiйскомъ народЪ
Ея же свЪтлость сiяетъ въ поганской незгодЪ -
Далее, в этом же Разсуждении, на стр. 80 в прмеч. сочинитель говорит, будто бы Нестор в 11 веке писал Руския деяния наречием Руским, употребляемым в Польше, т.е., Малоруским или языком Литовского Статута. - Чтоб представить это совершенно в другом виде, я отсылаю читателя к самому Нестору, и только для примера приведу небольшой отрывок из его сочинения, изд. в Гетингене  Шлецером 1802 год. том. III. стр. 309. Это статья из договора, заключенного между Греческим императором и Русью в 912 году:
По первому убо слову да умиримся зъ вами Греки, да любимъ другъ друга, отъ всея душа и изволенiя  и не владимъ елико наше изволенiе быти отъ сущихъ подъ рукою нашихъ, свЪтлыхъ, никакомужъ соблазну или винЪ, потщимся, елико по силЪ на сохраненiе прочихъ и всегда съ вами Греки исповЪданiем и написанiем со клятвою извЪщаемую любовь не превратну и не подвижиму -.
Уже ли это наречие Польско-Руское, употребляемое теперь в Галиции, или наречие Статута Литовского? - Ни мало! Это наречие Церковное или Староруское, понятное каждому Великоросиянину, но не каждому жителю Галиции. - Я называю это наречие Староруским, по тому, что в условии о вырезании букв для напечатания Октоиха, заключенном на Немецком языке между Швайбольдом Фиолем и Рудольфом Боредорфом 1491 года в Кракова, помещенном в Истории Краковских типографий 1.С. Банке. стр. 136., буквы этого сочинения названы rewsische scrift, а не Slawische. Slawich есть общее название как Польского, Чешского, так равно Хорватского и Руского языков.
Равным образом я не могу согласиться и с тем, что сочинитель этого разсуждения говорит о Рутенах и Рутенизме. Из того, что иностранец назвал меня странным именем на своем языке, еще не следует, что я так непременно должен называться, потому что я свое имя должен знать лучше, нежели какой нибудь чужеземец. Ни один Славянин не называл соплеменника своего, Русина, Рутеном, но всегда Русином. Точно также из того, чшо какой нибудь Латинский писака первый употребил это название, а за ним, не останавливаясь и не подумавши нимало, как обыкновенно бывает, последовали и другие Латинские писатели, вовсе не следует, что такое название принадлежит этому народу. Впрочем, даже и Латинские писатели называли эту страну не Рутенией, но Русией, а короли Польские, верно очень хорошо знавшие, как называется тот народ, коим они владели и коего имя ставили в своих титлах, писались: Magnus Dus Litvaniac, Russiae, но никогда Rutheniae). - Сарницкий приводит in Annalibus Poloniae, под 1492 годом, на стр. 369 надпись, вырезанную Рускими письменами на возобновленной Казимиром IV церкви Св. Креста, в которой все еще, как сказано выше, Богослужение отправлялось на Славянском языке, и в которой положено было тело самого короля и его супруги, Елисаветы. Так как церковь более уже не существует, то я и помещаю сдесь эту надпись: Ку хвалЪ имЪня наивыжшого Бога, ойца всемогужчаго, побудованъ костёлы сЪя каплица, повЪленЪмъ великого и преславного короля просвЪтного Казимира зъ боской милости Польского и великого князя Литовского, Троцкого и Зомоишского и князя тыя Пруское, Пана и дидича тыхъ и иныхъ много зЪмъ Господара, и его королёвей пронаияснЪшои панЪи Елизабеты зъ поколеня чарского продка пренайяснЪшого Зыгмiонта Пана зЪми Ракуской, Ческой и Угорской? - По лЪту нароженiя Божого пЪрвшого сЪдмдЪсятого тысячного, а докончали сЪя каплица мЪсяца Октябр. 12 дня?. - Надпись эта есть очевидно смесь наречия Руского с Польским. Это служит доказательством, что церковь эта была заложена в 1071 году, а в 1492 году, по повелению Казимира IV, обновлена, что в ней-то, еще в 1492, богослужение отправлялось на Руском языке. Последнее открывается из приведенного выше свидетельства того же Сарницкого (в § 2. букв, з.), по коему сам Казимир, как сын Руской, Софии, дочери Киевского князя, Андрея Ивановича, ею воспитанный, будучи еще в молодости князем Литовским, благоприятствовал Греческому обряду, и хотя по вступлении на престол Польский 17 лет, должен был держаться Латинского обряда, однако столько покровительствовал Рускому, что даже завещал положить прах свой в упомянутой церкви. - В этой надписи замечаю я одно только обстоятельство, которое могло бы оподозрить ее, если б она была приведена не столь почтенным писателем , каков Сарницкий, писавшим в 15 веке и велевшим снять ее с церкви. Обстоятельство это заключается в том, что королева Елисавета названа в ней отрослию императора Сигизмунда, между тем как она была дочерью императора Альбрехта, из Дому князей Австрийских. След., выражение - з поколеня чарского продха...Зыгмонта, должно разуметь так, что она была внучкою Сигизмунда, рожденною от дочери его Елисаветы, и обрученою с Казимиром, по договору, заключенному в Рабе. - Квяткевич ошибается, утверждая в сочинении своем, под заглавием Ежегодныя Церковныя дЪянIя. Калишъ 1695. стр. 377, будто бы Владислав Ягело велел построить эту церковь Свят. Креста на Клепаре, и поручил ее Бенедиктинцам, призванным из Праги для отправления в ней богослужения на языке Славянском. Упомянутая надпись служит доказательством, что эта церковь существовала уже в 1071 г'оду, равно как и другие достоверные обстоятельства явно говорят, что она чуть ли еще не древнее. - Ягело не имел нужды вызывать Бенедиктинцев из Праги, потому что в собственном его крае, смежном с Краковом, находилось Руское епископство, именно Леремышльское и Холмское, в котором священники отправляли богослужение по Славянски (Здесь отказываюсь я от того, что написал было выше, будто Ядвига не нуждалась вызывать Бенедиктинцев из Праги, имея в своей земле Руское Духовенство, отправлявшее божественную службу на Славянском языке. Потому что действительно вызваны были из Чехии монахи, совершавшие литургию по Славянски, но монахи, соединенные с папой. Этим хотели показать Русинам, что можно в одно и тоже время молиться по Славянски и быть последователем Римского епископа. Упомянутых монахов вызвали в Прагу из Хорватии. См. Славин. 2 изд. 1834. стр. 297 и 390). Сарицкий на стр. 340., утверждает, что королева Ядвига ввела этот обряд 1391 года в церковь Св. Креста , продолжавшийся до времен Длугоша, но о Пражских Бенедиктинцах совершенно ничего не упоминает.
Предположение второе, заключается в том, что полоса земли, лежащая между реками Дунайцем, Вислой, Сяном, Вислоком и Угорской границей, была заселена Славянами Руского языка и исповедания. Но так как страна эта еще до последнего покорения Червоной Руси Казимиром Великим, последовавшим в 1340 году, подвергалась нападениям и грабежам Поляков в разные времена, на прим: в 1017-1018 при Болеславе Храбром, 1038 год. при Казимире 1, 1068 , 1069, 1073, 1077 при Болеславе Смелом, 1101 при Владиславе Германе, 1123, 1125, 1136 при Болеславе Кривоустом, 1153 при Болеславе Кудрявом, 1179, 1182, 1185, 1187 при Казимире Справедливом, 1198, 1205 при Лешке Белом, 1266 при Болеславе Стыдливом, и 1280 год. при Лешке Черном, то, разумеется, победитель мог, обитателей плодоносных равнин, оставшихся в живых, заставить бросить свои жилища, принять Латинскую веру, след. и Польский язык, или же перевесть на их место поселенцев из Польши. - Но обитатели безплодных гор оставались при древнем исповедании и Руском наречии, потому что земля их не представляла собой ничего привлекательного для грабежей, и потому что их не легко можно было покорить в неприступных жилищах.
Предположение третье. Может быть та перемена, о которой мы сей час говорили, произошла только после завоевания Казимиром, и притом точно так, и по тем же причинам, как это сказано было нами. Кажется это ближе всего к истине.
В том и другом случае заключалось бы неоспоримое доказательство, что королевство Галицкое, коего княжество Перемышльское составляло только часть, простиралось при королях и князьях Рюрикова племени, равна как и при Андрее и Коломане, потомках Св. Стефана и Св. Владислава, королях Угорских, до реки Дунайца и Вислы, а не до Вислока.
Эти догадки подтверждаются следующими обстоятельствами: а) За Вислоком и между Сяном, Вислой и Дунайцем, и в равнинах, т.е., в округе Решовском, кроме упомянутых Русинов-Горцев, находится несколько селений и два прихода в Лежайске и Дембне, с народонаселением за 3,000 душ Руского племени. б) Во время владычества Польского отбирали у Русинов церкви и принуждали их принимать Латинскую веру, о чем можно читать в повременном издании, под заглавием Друг Християнской правды, выходившем в Перемышле под заведыванием Латинского епископа Корчинского, с 1835 года. тетр. 3. стр. 1 17, именно о деревне Издебках. Как скоро Русин принимал Латинскую веру, то Святые таинства сообщались ему на Польском языке, он учил свой Катихизис и Отче наш по Польски, говорил с священником и господином по Польски, и, таким образом, заменял Руский язык Польским. Это случилось впоследствии на Руси со всем дворянством и мещанами, сначала принявшими Унию, а потом и Латинское исповедание. в) Это тем вернее должно было последовать, что стали запрещать Русинам не только строить новые церкви, но даже и поправлять развалившиеся...г) Русская Перемышльская епархия содержала в себе в древнейшие времена (как это доказывает Станислав Сарновский, Перемышльский Латинский епископ, свидетель omni exceptione major) 3,400 приходов и около 3,000,000 душ, а теперь заключает едва 700 приходов и 770,000 душ. Куда же, спрашивается, девались эти два милиона душ и слишком 2,500 приходов? - Разумеется, другого ни чего не остается думать, как что обитатели равнин между Вислоком, Вислой и Дунайцем, приняли Латинскую веру, а с ней и язык Польский. Это положение подтверждается и тою еще историческою истиной, что в Верхней и Нижней Силезии, равно как и Краковском воеводстве, обитали Хроваты, Хорваты, столицею коих был Краков, и кои употребляли Руский язык и держались Греческих обрядов до тех пор, пока князь Польский, покорив Краков и Силезию, не присоединил этой стороны к Польше. См. Викентий Кадлубек, Историко-Критические разсуждения гр. Макс. Осолинского, переведенные Богумилом Линде, Варшава 1822; также Славин, Добровского. 2 изд. 1834., стр. 273.
Нам остается еще решит след. вопрос. В то время, когда другие епархии в 1595 год. приступили к Унии, а Перемышльская и Львовская до 1690 года оставались при Православной вере, в то время, говорю, эти Завислоцкие Русины сопротивлялись ли такому нововведению, или покорились ему? В первом нашем издании 1837 год. мы оставили эту загадку нерешенною, по причине недостатка в верных доказательствах; но теперь случайно открыта рукопись, под названием:  Liber fundalis Ecclesiae R.G. in Tylicz Grculi Sandecensis, находящаяся ныне в архиве Руского Перемышльского епископства; из нее стр. 40 и 68 можно убедиться, что Краковский епископ Петр Тылицкий, основавши в Завислоцкой Руси новый городок, названный, по его имени, Тыличем, даровал ему в 1612 привилегии и, вместе с тем, позволил жителям иметь Рускую церковь, условием, чтобы священник сей церкви был в повиновении Римского папы. След., очевидно, что Уния была уже введена и в других селениях этой Руси, тем более, что 36 Руских селений принадлежало Краковскому епископству. Жители Тылича, уступившее силе, и признавшие священником Руского Унията, не долго наслаждались Славянским богослужением в собственной церкви: у них отняли ее, и безбожно истребили все, что могло напоминать Греческую веру, заставив самих их принять Латинскую. Акт основания городка Тылича, равно как и приговор правительства об отобрании церкви, как доказательство плачевной судьбы тамошних Русинов, крепко привязанных к вере отцев своих, я помещаю в Прибавлениях, между документами под буквою Г. Считаю нужным сказать еще в пояснение, что Руский епископ, Иоан Малаховский, о котором говорится в донесении, был Уният, потому что, кроме православных Перемышльских епископов, были еще и Униатские Перемышльские епископы, имевшие, сверх Завислоцкой Руси, малое только число последователей своих и Сяноцком округе и там же, в Саноке, иногда проживавшие, откуда, вероятно, происходит и употребляемое теперь Перемышльскими епископами титло епископа Сяноцкого. Так как имения, принадлежавшие Перемышльскому епископству, находились в руках Православных, то Униятские епископы получали содержание свое от правительства, нападая, кроме того, вооруженною рукой на владения своих противников. Упомянутый Уният Малаховский, как свидетельствует донесение, старался возвратить церковь, отнятую Латинами (Приписка 1839 года).
4 Русь, озаренная Христ. верой при Владимире Великом, взошла на высокую степень могущества. Победы Рюрика, Олега, Игоря, Святослава и Владимира соединили под один жезл многие Руско-Славянския племена, так что это государство занимало собой всю почти нынешнюю Европейскую Росию, простираясь от озера Ладожского до Таврического полуострова, и обнимая все, что теперь известно под именем Великой, Малой, Белой, Черной и Червоной Руси.
Это огромное государство Владимир разделил между 13-ю сыновьями своими, чем положил краеугольный камень междоусобным войнам, истребившим милионы Руских, упадку своего знаменитого государства и поражениям, понесенным северной Европой от Татар, не встречавших сильного отпора со стороны мелких владетелей. Если б сильное Руское государство Владимира находилось под одним самодержавным жезлом, то, без сомнения, оно могло бы уничтожить могущество диких Монголов. Как бы то ни было, политика Владимира Великого в разделе Руского государства между своими сыновьями, хотя и вредная, была общей политикой того времени. - Константин Великий разделил Римскую империю между четырьмя, Людовик Благочестивый, сын Карла Великого, Французскую державу - между тремя, а Болеслав Кривоустый, князь Польский, свое малое королевство - тоже между четырьмя сыновьями (Между читателями моими могут найтиться люди, мало сведущие и предубежденные, которые, выражение мое, что Болеслав Кривоустым разделил между четырьмя сыновьями свое малое королевство, почтут выражением, унижающим славу Польск. народа. Этим, мало сведущим, и должен сказать, что выражение малое употреблено только в смысле относительном, именно малое в сравнение с теми великими монархиями, на ряду с которыми поставил я тогдашнюю Польшу. Так Римская империя, разделенная Константином Великим, обнимала всю почти Европу, значительную часть Азии и Африки, словом, была обширнейшим царством в древнем мире. Государство Карла Великого состояло из всей нынешней Франции, Германии и Италии, а Владимирова держава занимала пространство от гор Карпатских до Волги, от озера Ладога до Крыма. След., в сравнении с такими исполинскими государствами тогдашняя Польша была слишком малою. Она занимала те лишь земли, кои теперь составляют царство Польское под владычеством Росии, за исключением воеводств Августовского, Подляского и части Люблинского, далее она обнимала княжество Познанское, значительную часть Силезии и округи Вадовицкий и Бохенский в Галиции; стало быть, никто не будет противоречить, что она была малою пред этими колосами. Только впоследствии, когда Литва с своей Руской добычей присоединилась к Польше, тогда была завоевана Червоная Русь, и королевская Прусия вошла в состав Польши, это королевство сделалось зиачительнейшим государством). Надобно было пройти нескольким векам, погибнуть милионам, произойти ужасным поражениям в человечестве, прежде нежели утвердились права наследовании престолов в Европейских государствах. Жизнь, благоденствие, счастие, спокойствие и истинное просвещение народов, зависели от этого права, и кто только легкомысленно, народ или царственная особа, осмеливался посягать на установленный порядок престолонаследия, тот платился за дерзость свою кровию безчисленных жертв. Я не намерен описывать тех мелких междоусобных войн, которые ведены были умножившимися потомками Владимира, отнимавшими друг у друга владения, княжества и города. - Неприятно и скучно описывать и читать описание подобных войн, наездов и нападений, которые едва ли не более истребляли людей и останавливали успехи образования, чем самые свирепые войны великих государств нашего времени. А потому отсылаю любопытного читателя к историкам Руским, Польским и Галицким, исчисленным мною во Вступлении, которых без всякого удовольствия пришлось бы мне выписывать. Там найдет он, что одна лишь сторона, называемая нами Галицией, имела Удельных князей Перемышльских, Белзских, Владимерских, Галицких, Львовских, Теребовльских, Звенигородских и Бугских. Эти, равно как и другие, князья Великой, Белой, Черной и Малой Руси, отнимали друг у друга владения оружием, изменой, силой и коварством, что продолжалось до тех пор, пока, враждуя взаимно между собой, не пали жертвой соседственных завоевателей, Татар, Литовцев и Поляков.
Впрочем, не одно раздробление на малые владения и неопределенность наследства высшей власти было единственной причиной упадка Руского государства при потомках Владимира. - Произошла перемена в свойстве и обычаях народа. С возраставшим образованием народа ослабевал дух мужества и храбрости, потому что победы в те времена зависели от храбрости, а не от искуства, как это ныне. - Победители Руси, т.е., Татары, Литовцы и Поляки, находились в то время на гораздо нисшей степени просвещения, образованности и гражданственности, нежели Русины, а История народов показываешь нам, что варвары, даже и малочисленные, всегда побеждали сильнейших и многолюднейших народов, далеко успевших в предметах избытка и довольства. Так Монголы, и Манжуры овладели Китаем, полночные народы Германского и Славянского происхождения разгромили повелительницу мира, Римскую империю, Турки покорили Грецию, а горсть Норманнов - Великую Британию. - Варвар сражается с диким мужеством, потому что ему сопутствует надежда получить дорогую добычу и богатство, коих у него нет; напротив, воин образованного народа, сражающийся против воли, не может надеяться никакой корысти от победы над бедным полудикарем.
Что народ Руский в то время находился на гораздо высшей степени просвещения, образованности и гражданственности, чем Татары, Литовцы и Поляки, это свидетельствуют следующие исторические доказательства.
а) Еще до принятия Християнской Веры, в княжение Олега, перенесшего столицу из Новагорода в Киев, Русины предпринимали морской поход на Царьград, победили Греков и в 912 году принудили их, заключить выгодный для себя торговой договор. Народ, предпринимавший столь дальнее плавание, по столь бурному морю, каково Черное, и с таким многочисленным войском, долженствовал быть сведущим в мореплавании, к которому не способны народы дикие. - Русины как в этом, так и последующем походе, случившемся при Игоре в 915 году, заключив перемирие, выговаривают для себя торговые выгоды. След., народ, ищущий с оружием в руках торговых выгод, должен иметь довольно купцев и рынки, а потому находиться на высшей степени гражданственности. - Дикие и кочующие народы ведут войны для грабежа, добычи, поимки невольников, отнюдь же не для торговых сношений. - Ни Татарам, грабившим полночную Европу, ни Мадьярам, разорившим среднюю, ни Монголам, нападавшим на Китай, не приходило в голову принуждать побежденного к заключению с собой дружеских торговых договоров. - Эти договоры или трактаты заключались на письме, след. Русины, как сказано выше, имели письменность, была ли это Древнеславянская Буквица (Боговеда), Глаголица, или Кирилица.
б) Торговля, которую северные Русины производили из Новагорода с Швецией, Данией и Германией по Балтийскому, а южные из Чернигова, Киева и других городов по Черному морю, доказывает существование промышленности, знание искуств, ценности вымениваемых товаров, а равно и знаков, выражающих эту ценность, т,е., дорогих металов. Новгородцы имели церкви свои на острове Готланде, а у них жили купцы Немецкие и Шведские, тоже имевшие там  свои слободы и церкви; Ганзейский союз учредил там даже главную свою кантору, привозя изделия полуденной Европы и принимал в замен произведения тамошней
страны, товары Персидские, Индийские и Арабские. - Ежегодно весной отправлялся из Киева по Днепру целый торговый флот городов Новагорода, Смоленска, Любеча, Чернигова и Вышгорода, и шел Черным морем в Грецию, откуда возвращался назад с богатыми товарами. Черное море было покрыто Русскими кораблями и называлось Руским (Раковецкий, Рravda ruska. Том I от 143 до 147 стр.).
в) Владимир В., распространив Християнство в обширных своих владениях, приказал перевесть на Русский язык Св. писание, ежели не все, как некоторые утверждают, то по крайней мере Новый Завет. Ибо без Евангелия, Апостольских Деяний, Псалмов и Литургии на языке родном, Вера Христова не могла приняться и укорениться. - Народ, столь многочисленный, нуждался в многочисленных священниках, а эти должны были знать письменность; иначе не могли отправлять божественной службы. - Новым Заветом, переведенным на Руский язык при Владимире В., начинается Руская письменность, - говорит Чацкий в сочинении: О законах Польских и Литовских, Том. I., стр. 53., хотя я того мнения, что он переведен еще гораздо раньше. - Творец сочинения Картина России, Том. II. стр. 366, так описывает заслуги Владимира В. - Заслуги Великого Владимира пребудут незабвенны: он завел училища для людей всякого состояния, определил к ним Греческих наставников для обучения детей, даже против желания их родителей. Издал учреждение для училищ, которое сделало бы честь самой просвещеннейшей нации, содержал на своем жалованьи мужей искусных в Греческом и Славенском языках, поручил им перевести Библию и церковных писателей на язык отечественный. Подлинники сих переводов приказал, украсив золотом, серебром и драгоценными камнями, положить в святых храмах, списки с них раздавать народу -. Завел школы, вызвал зодчих, живописцев, писцев и.т.п.
г) Константинополь в то время был колыбелью, единственным местом в свете, где процветали науки, искуства, образование и гражданственность. - Двор Цареградский соединял в себе все, что только роскошь и изобретения Греков и Римлян могли иметь блестящего и великолепного. - Уже ли дочь Греческого императора, воспитанная при таком Дворе, отдала бы руку свою варвару - Владимиру, согласилась променять великолепие Двора отца своего на шалаш кочующего дикаря?
д) Владимир В. умер; но потомки его, не смотря на междоусобные брани и семейные вражды, любили еще некоторое время науки и пеклись о них. - Сын его Ярослав I занимался науками, чтением книг, завел в Новагороде училища на 300 отроков, предписал порядок для дел и занятий, подлежащих власти Митрополита, поставленного им не но рукоположению Цареградского патриярха, но по выбору Руских епископов, и даровал Новугороду славные законы, известные под именем Руской Правды (Картина Росии. Часть II стр. 366 и 369). - Великие князья знали, кроме отечественного, Греческий и другие языки. В 12 веке основано было в Смоленске училище Греческого и Латинского языков, а один из князей подарил этому училищу библиотеку, состоящую из 1000 Книг.
е) Нестор, древнейший Славянский, или лучше, Новоевропейский летописец, около 1100 года писал Поруски свой временник, доставивший ему столько славы и удивления в потомстве...
ж) Когда Болеслав Храбрый в 1018 году взял Киев, то нашел огромный город, соревнующий Византии, этому новому Риму, в богатствах и торговле, безчисленном множестве жителей, город, украшенный великолепными зданиями, вмещающий в себе 400 церквей и восемь рынков! - Что ж это за город, который заключал четыреста храмов, воздвигнутых в продолжение 30 лет после водворения Християской веры ? - Который равнялся столице Християнства? - Коего ворота украшены были золотым окладом? - Откуда Болеслав Храбрый вывез безчисленные богатства? - Который для внука его, Болеслава Смелого и дикарей, с ним пришедших, хотя ограбленный дедом, был тем же, чем Капуя для Анибала? - Без сомнения, такой город не был столицей народа, чуждого гражданственности. - Чтобы не обвиняли меня в том, что храбрых сподвижников Болеслава Смелого называю дикарями, я помещаю отрывок, взятый слово в слово из славного Польс. историка, Нарушевича, Том. II. стр. 265, изд. Мостовского (Король (Болеслав) решился остаться в Киеве, намереваясь, возстановленное присутствием своим на Руси спокойствие еще более утвердить, и тотчас предался наслаждениям, к которым призывали его многолюдство торгующего с Греками города, его богатства, мягкость жителей, обезпеченных довольством и роскошью, особенно же красота Русинок, способная больше всех обаяний чувств уловлять сердца. Сармат, одичалый от продолжительного действия мечем, полюбил Киевские приманки, как вторый Аннибал в Капуе: он роскошествовал, развратился, и ослабел совершенно. Одна перезимовка в невоинственном городе совершенно изменила короля и войско. Исчез мужественный дух, заглушенный избытком наслаждений; пропало повиновение; народ, громитель стольких племен, сам был побежден развратом и негой покоренного города, так что гораздо лучше было бы ему погибнуть от меча, нежели от своеволия).
Что же могло быть причиной, что просвещение и гражданственность на Руси, после такой блестящей эпохи, не только не пошли вперед, но, спустя несколько времени, приняли даже совершенно обратное направление? - Отвечать не трудно. Раздробление государства на мелкие владения, между-усобные войны, набеги и разделение Руси между тремя дикими завоевателями, т.е., Татарами, Литовцами и Поляками, могли остановить успехи этого трудолюбивого и промышленная народа. - Татары, опустошая своими набегами Руския страны, наконец, овладели ими, и держали под своим ярмом слишком 250 лет, от 1223 до 1473, области Заднепровские или, так называемую, Великую Русь, Литовцы завоевали Русь Белую, Черную и Малую, Волынь и Подолию, а Поляки княжество Перемышльское, Белзское и Червоную Русь, т.е., королевство Галицкое. И в последующие веки зависть злых соседей всячески старалась препятствовать просвещению Руси. Трепеща пред физической силой Росии, они предпринимали все способы для того, чтоб она не превзошла их и силой нравственной; в 16 веке Польша, Дания, Гамбург, Любек и Швеция заключили между собою тайный договор, целию коего было скрывать от Росии искуство книгопечатания, искуство делать оружие и порох (Библиотека для чтения, Том, 25. 1837. стр. 65).
Но и после соединения корон Польской и Литовской Русины не наслаждались сладким покоем. Их назначение было грудью заслонять Польшу и Европу от набегов Татарских. История насчитывает несколько десятков набегов этих дикарей на страны Руския, но только три раза, т.е., 1240, 1260 и 1287 год. вторглись эти варвары в пределы собственной Польши и ограбили воеводства Сандомирское, Краковское и Мазовецкое. Думаю, этого довольно будет о Руси вообще, а потому теперь я ограничусь только одной Червоной Русью, или королевством Галицким и Володимирией.
...

  


СТАТИСТИКА