Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Д.И. Зубрицкий. Исторический очерк Червоной или Галицкой Руси
от 01.03.08
  
Доклады



5 Из государей, властвовавших в Галиции, я упомяну только о следующих, отличавшихся особенным могуществом и славой. Они суть:
I. Андрей, королевич Угорский, сын Угорского короля Белы III, который, по данной ему Галичанами присяге в 1185 году, взошел на престол Галицкий, и первый принял титул короля этой земли, и, след., был первым Галицким королем.
II. Роман Мстиславич, прежде князь Владимирский, в 1198 году занял княжество Галицкое, а в 1202 году принудил князей Черниговских признать себя Верховным государем Предднепровской Руси, победил Киевского князя Рюрика и посадил на его место Ингваря, сделав его своим данником. - Он угощал у себя в Галиче Греческого имп. Ласкариса, и с сильным Руским войском, пришедши на помощь Грекам, победил Половцев и Куманов, грабивших Фракию, и освободил Греческую империю; в 1204 году опустошил часть земли Сандомирской, принадлежавшей Польше, хотел возвратить землю Люблинскую, как принадлежность Руси, отверг предлагаемый папой Иннокентием III королевский венец и пал в битве против Поляков 1205 года под Завихостом. Это был государь мужественный и деятельный (Когда папский посол представлял ему, сколько блеску придало бы царствованию его соединение с Римской церковью и благословение от святого Отца, то он, схватившись за меч свой, отвечал: Доколе ношу его при бедре, не буду иметь нужды ни у кого заимствовать блеску (Сходство и различие между Церковию Восточною и Западною, соч. Франца Сярчинского 1831 год. стр. 92)).
III. Коломан, Угорский королевич, сын вышеупомянутого Андрея, король Галицкий. - По просьбе и избранию народа Руско-Галицкого, он принимает королевство, которым владел уже отец его и которое присоединил к своему титлу, венчается на престол в Галиче архиепископом Стригонским, послом папы Инокентия III, и обручается с Саломеею, дочерью Лешка Белого, короля Польского. - Но вскоре, побежденный надднепровскими Русинами, он теряет престол, принадлежащий ему и по наследству от отца, и по избранию Галицкого народа, и хотя, по смерти Мстислава Мстиславича, получает его вторично, однако опять принужден оставить его в 1222 году. - Государь добрый, но несчастный.
IV. Даниил Романович, т.е., сын этого славного, описанного уже нами Романа; он овладел не только княжеством Галицким, но также Владимирским и Киевским. В 1229 году, мстя за смерть друга своего, Лешка Белого, убитого бунтовщиками, он, вместе с братом его, Конрадом, осаждал Калиш, где скрылся один из убийц, но смягченный просьбами осажденных,  даровал им выгодный мир, обещаясь никогда не тревожить мирных земледельцев Польских, если только Поляки будут поступать подобным же образом в странах Русских. В 1244 году взял Люблин (35), который, судя по историческим следам, составлял Руское  наследство, и, без сомнения, Галицкое, или лучше Владимирское, иначе Володимирское. В 1245 году он вооруженною рукою возвратил жезлу своему Руские страны, покоренные Литвою. Помазанный и венчанный папским посланником в Дрогичене 1246 года, он принял королевский титул, и назвался Rex Russiae, Galiciae, princes Kiowiae. Не смотря на то, все-таки, не хотел ничего знать о соединении с Римом, т.е. об Унии (Франца Сероинского, Сходство и различие, стр. 93). В 1253 году он женил сына своего, Романа, на Гертруде, княжне Австрийской. В 1255 году потерпел поражение от Литовцев, проникших до Люблина и сжегших этот Руский город. Поводом к этой войне была отдача папой Литовскому королю, Миндовгу, Руских земель, за то, что Даниил не признавал власти его над собою; а после, когда и Миндовг оставил Християнство, то папа Урбан IV отдал и Русинов и Литовцев Отокару, королю Чешскому (Длуг. стр. 753. Наруш., Том V. стр. 80). Далее, он помогал Беле, королю Угорскому, против Чешского короля Отокара. В 1262 году отправил сына своего, Сварна, с Литовцами воевать Мазовию, 1263 год. княжество Ловицкое, 1205 землю Сандомирскую, а в следующем, 1266 году скончался. (Engel hallische Auflage стр. 574).
V. Лев, сын Даниила, нарушил 1267 год. священное Славянам право гостеприимства, изрубивши на пиру Литовского князя, Войшелга, приглашенного во Владимир. - В 1280 год. воевал с Польским князем, Лешком Черным, за обладание землей Люблинской, и опустошал Люблинское и Сандомирское воеводства; Поляки в свою очередь грабили Галицию и простерли свои набеги даже до Львова. - В 1301 году утратил Люблин, осажденный Поляками и принужденный голодом сдаться. При этом государе, кажется, Руско-Галицкое королевство наслаждалось некоторого рода покоем, потому что, исключив раздор с Поляками 1280 и 1301 год., ни Польские, ни иностранные летописцы не упоминают ни о каких важных войнах в Галиции. - Но туземные памятники, как увидим ниже, были уничтожены (Лев умер в 1301 или 1302 году, в монастыре Св. Спаса Самборского округа, откуда тело его перенесено было в монастырь Лаврский. - Когда в 1767 году все деревянные строения этого монастыря сгорели, а осталась только одна часовня, в которой находились заделанные в каменной стене гробы князей, то Поликарп Волянский, бывший тогда игуменом, пригласивши настоятелей других ближайших монастырей, приказал открыть эту подземную могилу, и в ней нашел две гробницы, обитые толстыми серебряными бляхами и украшенные искусной резьбой, и другие дорогие орудия, из коих на одной из них вырезано было имя Льва. - Чтобы кто нибудь не пожелал присвоить себе открытых сокровищ, происшествие это было утаено, а серебро перетоплено и обращено на обновление монастыря и церкви. И теперь еще некоторые из монахов св. Василия разсказывают об одном из очевидцев этого происшествия. - Зиморович утверждает, что этот князь заложил Львов (Изд Польск. 1835. стр. 68 и 79), но это не справедливо: Львов существовал уже в 1259 год. а в 1261 год. укрепления его и других городов короля Даниила долженствовали быть, по требованию Татар, срыты (Волынская летопись, писанная современником, и приводимая Карамзиным в том. IV стр. 52 и 53 в примечаниях). Этот город назывался просто Львов, а не Львигород, как пишет Зиморович (стр. 77). Равно ошибается Зиморович (стр. 68), в том, будто бы князь Лев основал Львов, на самой границе своего государства, ибо сам же он разсказывает ниже (стр. 79), что Лев, не надеясь на крепости Киевскую и Галицкую, перенес сокровища свои в Львов; а потому, если он владел Киевом и Галичем, то границы владений его были не около Львова. Зиморович писал спусти 340 лет после завоевания Галиции Казимиром, и почти 380 после смерти Льва, черпал только из Кромера, Окольского и Прущы, след. за исключением происшествий, современных или близких к нему, свидетельство его - весьма сомнительно, что впоследствии еще более обьяснится. Уже Целярий в Nova descriptione regni Poloniae. Amstelodami 1659 (и след. прежде Зиморовича), стр. 317, отвергает построение этого города Львом, утверждая, что он только его возобновил и укрепил.
VI. Юрий или Георгий, сын Льва, наследовал не только государство отца своего, т.е., Галицию, но также и Володимирию, доставшуюся ему по смерти дяди, Мстислава Данииловича. Он был государь сильный, и потому употреблял титул Rex Russiae, Princeps Lodomeriae, вступил на престол в 1301 или 1302 году и недолго царствовал; ибо под 1316 год. В Королевецком (Кёнигсбергском) архиве находится письмо сыновей его, Андрея и Льва, к Великому магистру Немецкого ордена, и оба они скончались около 1334 года; им наследовал Юрий, от коего также четыре письма к тем же магистрам, и два 1334 и 1335 год., находятся в подлиннике в Королевце. - Этот последний употреблял титул Dux totius Russiae minorisa. - На печатях, при этих письмах, с одной стороны изображен государь на престоле с жезлом в руках, а с другой погоня, т.е. вооруженный всадник со щитом и знаменем, или же, быть может, с копьем (Карамзин в примечаниях том IV подлин., изд. 2-ое, стр. 132, 164 и 167). Хотя история Галиции от смерти Льва 1301 или 1302 год. до покорения этого края Казимиром 1340 года, в продолжение 40 лет, по сю пору не обьяснена, как следует, однако то не подлежит ни какому сомнению, что до самого 1337 год. властвовали в ней князья и короли, потомки Льва, и, след., Нарушевич ошибается в Т V (стр. 520), равно как Энгель, Гоппе и другие, последовавшие ему, будто бы в 1327 год. Болеслав Мазовецкий, Тройденов сын, господствовал в Галиции, тогда как, согласно со сказанным выше, еще в 1337 году был Ирий или Юрий Dux totius Russiae minoris. Если этот Болеслав правил Галицией, то весьма короткое время между 1337 и 1340 год.,  потому что Русины избавились от него, как незаконного властителя, отравив его ядом. - Я говорю незаконного, ибо право наследства, по пресечении линии Льва, приходилось или побочной линии князей Руских, еще многочисленных потомков Рюрика, или потомкам Коломана, королям Угорским, выбранным на престол волею народа, но никогда наследство престола на Руси не переходило по кудели к женскому полу, т.е., к детям дочери Льва, бывшей замужем за Мазовецким князем. Письмо папы Иоана к Локетку (Нарушевич Том II. стр. 520)., в котором в 1337 году называет он Болеслава Dux Russiae показывает только, что Болеслав имел какое-то небольшое Руское княжество, соседнее с Мазовиею, вероятнее всего между Бугом и Наревом, в окрестностях Дрогичина, Брянска, Бельска и Белостока.
Примечание Есть много доводов, что земля Люблинская, и, если не вся, то значительная часть Сандомирской, принадлежали Руси, т.е. Галицко-Владимирскому королевству, и были заселены Русинами. В самом деле:
а) Уже Роман Мстиславич старался возвратить от Польши эти, принадлежащие ему земли, а потому в 1204 году вел за них кровопролитную войну, и если бы не пал в 1206 году в битве под Завихостом, то, конечно, воротил бы эти, оторванные от своих владений, страны.
б) Идя по его следам, достойный сын его, король Даниил Романович, возвратил в 1244 году, оружием от Польши землю Люблинскую, остававшуюся под владычеством Руским до 1301 год., а по Энгелю до 1302, след. целые 57 лет, и только по смерти Льва, князя Галицкого, во время ослабления Галиции, она снова завоевана Поляками.
в) Около 1236 года, т.е., лет за восемь до той поры,  когда эти Галицко-Владимирские земли принадлежали еще Польше, и Латинская вера распространялась в них обращением некоторых туземцев и переселением Поляков из Краковской и Мазовецких земель, владетель тогдашней Польши, князь Генрих, называемый Бородатым, решился просить Апостольский престол об учреждении Руского епископства, т.е, для Руси Надвислянской, живущей по обеим сторонам Вислы, между Люблином и Опашовым. Папа согласился на это желание, и Готгард, абат Цистерский, наименован был епископом, и правительство, даровавши этому Рускому епископству город и 16 деревень, утвердило столицу его в Опашове (Нарушевич том. 4 стр. 187, 383 и 388; Броцкий, Известие об архиепископстве Львовском Лат. обряда; Польск. Пчела 1830 год. том. 3. стр. 10). Но когда через восемь лет, т.е. в 1244 году, как сказано выше, значительная часть этой Руси, именно земля Люблинская, отошла к Галицкому королевству, а епископ Готгард умер, тогда Генрих даровал духовную власть над малым остатком Русинов, живших по левому берегу Вислы, и Опатов, столицу епископства, епископу Любускому, который с того времени стал называться Руским епископом, и силился, впоследствии, распространить власть свою и над Червоной Русью. След., при жизни Готгарда епископство это было действительное, а не in partibus, потому что часть Сандомирского воеводства и, кроме того, Люблинское были настоящей Русью, и никто епископству in partibus не дарит города с 16 деревнями.
г) Никто, смотря на карту Галиции и Польши, и имея здравый разсудок, не станет утверждать, что Руское епископство, столицею коего был Опашов, учреждено было для Червоной Руси, т.е., той, которая теперь составляет Львовскую и Перемышльскую епархии. - Цель учреждения этого епископства, по словам упомянутых историков, состояла в том - чтоб многочисленные християне, распространившееся на Руси, не одичали и не обратились к идолопоклонству -. Уже ли епископ, живший в Опашове, так далеко от Червоной Руси, мог предупредить эту опасность? - Ни мало! - Следовательно, это епископство было основано ревностию св. Апостольской столицы и Польского Правительства к вере, посреди Руси, для Руси Надвислянской, тем более, что царствовавший тогда в Галиции и Володимирии мужественный король Даниил не допустил бы в своих землях расправы епископа, жившего за границей, исповедовавшего другую, и притом такую веру, от которой сам же он отказался. - Напоследок, король Польский не дарил бы так щедро поместьев епископу in partibus чуждому Польше.
д) - Уже в то время на Руси християнство было многочисленно (т.е. Лат. обряда); Латинцы умножались на Руси; многие из Латинцев Польских искали там пристанища; крестьяне убегали, желая лучше жить с Русинами, и т.д., - говорит ученый прелат Нарушевич Том. IV, стр. 385, изд. Мост; но все это не может относиться к Червоной Руси. Потому что с того времени прошло уже более 600 лет, а все, не смотря на мисионеров, кои в позднейшее время были гораздо ревностные в обращении Русинов, и кои особенно, в правлении Вазов до самого возвращения Галиции употребляли различные средства (о которых говорено было в § 3), и не без успеха, все таки число исповедующих Латинскую веру увеличилось сдесь не так сильно, как разсказывают о том тогдашние историки. Даже теперь в Латинской Львовской архиепископии, на пространстве около 800 квадр. миль, не взирая на множество Униятов, перешедших к Латинской вере, и поселение, в нынешнее кроткое правление, многих иноземцев Латинского исповедания, епархия эта в 10 округах, в общем народонаселении, простирающемся до 2,156,406, насчитывает только 356,839 душ (Это вычисление взято из статистической таблицы на1836 год. Округи эти суть Жовковский, Львовский, Березанский, Золочовский, Тернопольский, Чортковский, Коломийский, Черновицкий, Станиславский и Стрымский).
е) К этой-то Надвислянкой Руси относится письмо Владислава Локетка, писанное к папе Иоанну XII, у которого ои просит помощи против Русинов: Terram Ruthenorum nostris contiquam metis, de qua annua tribute consueverant Papae percipere (Reynald. Annal. Essles). Потому что только эти Руские земли, находясь некоторое время под властию Польши, могли платить Святой столице дань, называемую Святым Петром (Swietopietrzem), а Червоную Русь, в правление Романа, Даниила и Льва, трудно было бы склонить к этому.
ж) До 17 века существовало доказательство, что эти земли были Рускими: это - Руская церковь в Люблине, которая около 1620 была отнята насильно и обращена в Латинский костел, но во время Руско Козэцкой войны, 1654 года опять возвращена назад (Grondzki Samuelis Historia belli Cosacco-Polonici pag. 286). Церковь эту в 1659 году Львовское Ставропигийское братство наделило нужными богослужебными книгами (Хроника ставропигийского. общества том. II. стр.13).
з) Кроме упомянутых заключений и доводов, есть еще одно неопровержимое доказательство, именно свидетельство историка Богуфала, приводимое Нарушевичем на стр. 58. том. III. издан. Мостовского, в коем говорится об этом Руском епископстве так: Henricus monasterium Opatoviense, cuius monasterii Abbas.et Ruthenorum Episcopus pro Catholicus ibi (т.е. около Опатова и, слд., не в Червоной Руси) degentibus de novo fuerat erectus, ad ecclesiam Lubucensem transtulit,  и проч. Теперь рождается вопрос, как далеко простиралась эта Надвислянская Русь, принадлежавшая Владимирскому княжеству или Володимирии? Держались ли эти Русины Латинского, или Славянского обряда? Что касается первого вопроса, то Русь эта простиралась до границ Пруских, и обнимала собой все, что составляет теперь в Польше воеводства Сандомирское, Люблинское, Подляское и Августовское; потому что и теперь еще находятся тут Русины, для коих Пруское правительство учредило было Руское Супрасльское епископство, а по близости к Галиции существует по сю пору Руское Холмское епископство с 200 приходов. По крайней мере, никто не отвергнет той истины, что где находится или находилась церковь с Рускими обрядами и Руским языком, тот край должен быть Руским. Что касается второго вопроса, то, хотя еще в 1491 году Церковные Руско-Славянские книги печатались в Кракове, однако, кажется, Русины, жившие тогда около Опатова, приняли уже большею частию и исповедывали Латинскую веру, что достаточно подтверждают слова pro Catholicus ibi degentibus - След., жители этой околицы - Русины; но так как они стали исповедывать Латинскую веру, то потому впоследтвие приняли и наречие Польское. Если бы кто хотел заняться изследованием этого предмета в упомянутых околицах, тот открыл бы важные выводы для истории...
и) Что эти Руские Надвислянские края, и особенно княжество или королевство Владимирское, простирались до границ Пруских, свидетельствует и то обстоятельство, что Св. Бруно, призванный проповедывать Хр. веру и посвященный в сан Руского и Пруского архиепикопа, обращая в Прусии неверных к Христу, принял мученический венец на границе между Прусией и Русью in Confiniis Russiae как свидетельствует Дитмар и Кведлинбургская современная летопись. Ибо никто, зная историю и географию, не допустит того, чтобы Прусия могла простираться до реки Вислока или границы нынешней Червоной Руси.
i) Посмотрим еще, какое сообщит нам этом отношении свидетельство славный Русский дееписатель, Карамзин. В 1141 году Всеволод, В. князь Киевский, - говорит он, -дает своим шурьям, Святополку и Владимиру Мстиславичам, город Брест (после названный Литовским, хотя в то время был еще Руским), и землю, к нему принадлежавшую (Том II. стр. 195). В 1142 году тот же В. князь дает родственникам своим, Давидовичам, Брест, Дрогичин и Брянск (Том II. стр. 197). Впоследствии Лешек, герцог Польский, завладел частию западной Росии, занявши Брест со многими городами, в окрестностях Буга. Даниил жаловался на хитрость герцога и с собственною дружиною отнял у Ляхов все области Росийския (Том III. стр. 179.). - Даниил, король Галицкий основывает город Холм, бывший впоследствии любимым его местопребыванием (Том IV. примечание стр. 9), живет в Влодаве (Оводаве стр. 10), где посещает его сын, Лев, возвращающийся из Угрии. - В 1254 году Даниил венчается в Дрогичине и принимает титло Руско-Галицкого короля (Том IV. стр. 53, и Нарушавич, Том IV. стр. 238). - В 1260 году Бурундай, предводитель Татар, воюет земли Даниила, разоряет Владимир, Львов, Люблин Руский, и, переправившись через Вислу, проникает в Польшу до самого Завихоста (Том IV. примеч. стр. 54). В 1269 году Владимирский князь Василько, женил сына своего Ивана Владимира на Ольге, дочери Романа, удельного Руско-Брянского князя (Том IV. стр. 116). И так, ясно оказывается, что города, лежащие по обеим сторонам Буга, как-то: Брянск, Бельск, Дрогичин, Влодава, Брест, Люблин и Холм, были Рускими владениями, принадлежащими к Володимирии, что Русь граничила с Прусией, и что об этих-то землях сказано in Confiniis Russiae. Провесть пограничную черту между тем и другим государством с тою отчетливостью, с какою ее проводят теперь, совершенно не возможно, потому что в древних летописях упоминаются только одни главнейшие города. - Между Литвою и Руской Володимирией граница была с Руской стороны между Новгородком и Минском, а с Литовской - между Вильной; ибо по договору, заключенному в 1259 году Миндовгом, князем Литовским, с Даниилом, королем Галицким и Володомирским, Литва возвратила королевичу Роману, сыну Даниила, Новгородок, Слоним и Волковиск (Карамзин Том. IV. стр 82). Нарушевич (в Том. V. стр. 67) свидетельствует, что это были именно земли Руские, только захваченные Литвою. - Но самое точное определение этих границ может дать нам Руский язык тамошних крестьян и обряды Греческой Церкви.
6 Я не могу, с надлежащей точностью, определить, каково было в этом периоде состояние церковной иерархии в Червовой или Галицкой Руси, а потому приведу только следующие обстоятельства, основанные на истории, подлинных 6умагах и предположениях.
а) В этой земле тотчас по введении и утверждении господствующей християнской веры, учреждены были епископства Перемышльское и Галицкое, и, след., без всякого сомнения, ведут они начало свое с этого времени. Но сомнительно, чтобы эти епископства были основаны только в 1037 году Ярославом Великим, как утверждает сочинитель Схематизма, потому что невероятно, чтобы Ярослав В., которому в удел достался Ростов, а после Великий Новгород, мог княжить в стране, столь отдаленной от своих владений, какова Червоная Русь. - Знаем, что этот самый Ярослав был впоследствии В. князем Киевским, но, не смотря на то, все же невероятно, чтобы Галич с Перемышлем принадлежали к Киевскому уделу; напротив, они, по землеписному своему положению, должны были относиться к уделу Волынско-Владимирскому.
б) Уже в некоторых спискам Несторовой летописи, именно Политиковском и Софийском, названных так Шлёцером, поставлены, в числе Руских епископств, Галицкое, Перемышльское и Самборское. А Нестор, как известно, летопись свою писал около 1100 года.
в) Творец небольшого сочинения Картина России,  том II, утверждает, что епархии: Новгородская, Ростовская, Владимирская на Волыни, Белгородская и Черниговская, были учреждены в 992 году. Может ли же статься, чтоб столь обширная страна, как Червоная Русь, оставалась без верховного духовного пастыря?
г) В каждом городе, бывшем местопребыванием князя, было и епископство; этого требовало достоинство князя, и, след., оно долженствовало быть и в Белзе (Холмские епископы именовались вместе с Белэскими). А в столичном городе верховного Удельного князя, каким были В. князья Киевские, Владимирские на Клязьме и Московские, как в главном городе, духовные пастыри носили сан Митрополитов.
д) Не подлежит сомнению, что Галицкая митрополия в позднейшие времена, т.е., в княжение Романа Мстиславича, владевшего обширными странами, и приобретшего такую славу, что папы предлагали ему венец, а и того вероятнее в княжение Даниила, даже, может быть, сына его Льва, возвысилась из бывшего дотоле епископства на степень митрополии. Галич был главным столичным городом его и следующих за ним королей; а потому знаменитый государь не мог допустить, чтобы духовенство земель его зависело от митрополита чуждого (В пользу существования Галицких митрополитов говорят следующие доказательства: а) Грамоты или привилегии, дарованные в 1292, 1301 и 1302 год. Леоном или Львом епископству Перемышльскому, капитуле Львовской и церкви Св. Николая во Львове, помещенные в Прибавлениях под буквами Б, В, Г и Д, из коих можно видеть, что при выдаче их существовал уже митрополит Галицкий. - б) Курополат прямо упоминает о Галицкой митрополии в книге...- в) Ходыкевич, хотя в других отношениях свидетель самый недостоверный в сочинении своем...1770, доказывает, что митрополитами в Галиче, отдельными от Киевского, были до 1296 год. Иосиф, а с 1296 до 1306 год. Григорий - г) Подтверждением этих доказательств служит и то обстоятельство, что в древности Киевские митрополиты назывались только митрополитами Киевскими и всей Руси, а впоследствии, когда митрополия Галицкая возникла, и потом пала, верховная же духовная власть над всею Русью снова перешла к Киевским митрополитам, тогда они, к прежнему титлу своему, присоединили новый, и начали, с того времени, именоваться митрополитами Киевскими, Галицкими и всея Росии, что свидетельствует подлинник бумаги под буквою А. Разумеется, этого бы не было, если б Галицкое епископство не пользовалось, еще прежде, достоинством митрополии. - д). Уже в 1250 году Данииил, король Галицкий, и брат его, Василько, избрали в Киевские митрополиты Кирилла, и представили его Цареградскому патриярху для рукоположения (Карамз. IV. стр. 39); он погребен не в Киеве, но во Владимире на Клязьме. - Преемник Кириллов, Максим, по причине опустошения Киева и насильства Монголов, не имел, подобно своему предшественнику, постоянного местопребывания. В 1285 и 1300 год. быль он в Новегороде, а в 1299 год, переведши Владимирского епископа, Симеона, в Ростов, основал свою столицу во Владимире (на Клязьме), и навсегда оставил Киев (Карамзин том IV стр. 152, 166, 170, 190 изложения, и стр. 120, 128, 133, 136 примечаний). Королям Галиции как знаменитейшим на Руси государям, не нравилось, что глава Руского духовенства жил во Владимире, слишком за две тысячи верст от их столицы, и, верно они, имея перевес у Цареградских патриярхов, старались об учреждении собственных митрополитов. - е) О перевесе их, как сильнейших в Цареграде, свидетельствует, между прочим, и то обстоятельство, что, по желанию Галицкого князя, без сомнения Юрия, Львова сына, патриярх Афанасий в 1307 году посвятил в преемники Максима Петра, не смотря уже на принятие Геронтием митрополитского достоинства (Карамзин том IV стр. 190). - д) Ученый Карамзин отвергает существование в то время Галицких митрополитов, между тем сам, в IV том., стр. 149, в примечаниях, приводит следующий отрывок из Степенной книги: Князь, же Волынския земли совещает совЪт не благ: восхотЪ Галичскую Епископiю в митрополiю претворити -. Наконец ж) сдесь должно привести и то, что Киевский митрополит, Макарий, в грамоте, данной в 1539г., Ноября 16., Макарию Тучапскому первому Галицкому Львовскому епископу, сознается, что митрополичье Галицкое архиепископство было опущено в продолжение многих лет, след., этим подтверждает, что оно некогда существовало (Ходыкевич Dissertatio). Время и будущие изыскания еще яснее покажут истину. - Что бы ни было, Галицкая митрополия существовала не долго, и упала еще до присоединения Галиции к Польше, по тому, что в письме князя Юрия III, повелителя всей Малой Руси, писанном в 1334 год. к Брауншвейгскому князю Людеру, как В. магистру Немецкого ордена, и находящимся в Королевицком архиве (об нем упомянуто было в 5 ст. VI), говорится уже не о митрополите, а о Галицком епископе Ходоре (Феодоре), как современном (Карамзине IV. в примечаниях, стр. 167). - Сдесь я должен припомнишь, что Владимирский митрополит Петр, о котором выше говорено, был родом Галичанин, и еще будучи монахом, заложил монастырь на реке Рате, т.е., в Верхрате, в Жовковском округе, существовавший до самого возвращения Галиции. Города и селения, лежащие при истоке какой-либо реки, обыкновенно на Руси называются именем той же реки, с прибавлением слова Верх; так Верхрата, Верхобуж, Верхотурье, Верхуральск, Верхоленск, и т.д. (Карамзин IV стр. 149 примечаний). В то время были и другие, знаменитые, монастыри в Галиции, которых теперь и следов нет, на пр. в Синеводске, или, как теперь пишут, в Сыноуцке, Стрыйского округа. В 1240 год. этот монастырь был посещен королем Даниилом, возвращавшимся из Угрии; переночевавши в нем, он, на другой день, получил известие, что Монголы взяли уже столицу его, Галич, а потому снова возвратился в Угрию, и, через Бардиев и Сандомир, прибыл во Владимир (Карамзин IV. стр. 9 примечаний).
К доказательствам о существовании Галицкой митрополии, я прибавлю еще одно, вычитанное в книге, под названием Описание Киево-Софийского Собора и Киевской Иерархии. Киев 1825 год, Прибавление стр. 38 и 39. Это - запись или обязательство Иоанна, епископа Луцкого, данное Польскому королю Ягелу 1398 год., по которому он обязывается дать королю три сти Руских гривне и тридцать коней, если будет Галицким митрополитом. След., нет сомнения, что Галицкая митрополия существовала, если Польский король торговался об ней с епископами. Эту запись я помещаю в Прибавлениях, между подлинными бумагами, под буквою (Приписка в 1839)).
е) О Самборском епископстве также упоминается в списках Нестора, о которых я сказал выше. Но трудно отгадать, когда, и по какому поводу, оно основано. Самбор находится так близко от Перемышля и Галича, что ни коим образом не могло существовать отдельной Самборской епархии. Можно только предполагать, что в 1069 году, когда Перемышль взят был Поляками при Болеславе Смелом, тамошний епископ перенес столицу свою далее на Русь, т.е., в Самбор, а после, возвратившись опять в Перемышль, присоединил к прежнему своему титлу и Самборский.  - Епископства Львовское и Саноцкое возникли только в позднейшие времена, как сказано будет ниже.
7 Дух благочестия, оживлявший Руских государей, руководил их в щедром наделении епископств, капитул, монастырей и других святых мест, богатыми имениями и доходами. - Впоследствии, значительная часть этих имений перешла в другие руки, но некоторые и до сих пор находятся во владении Руского духовенства. С этой-то поры, именно с княжения короля или князя Льва, известны следующие дарованные имения:
а) Епископство Перемышльское владело поместьями земле Перемышльской: Валявою, Малковицами, Тернавцами, Гневновицами (Гнойницами), Кальниковым, Монастырем, Грушовицами (Хрушовицами), Стубенком, Макуневым, тремя двориками (Curiolae) в Велюницах, Коростовицами (не Хоросницы ли?), Девичицами, шестью двориками в Бонёвах (Бонёвицах), двумя двориками в Бушковицах, двумя двориками в Плешовицах, тремя двориками в Гороховцах, двумя двориками в Яскманицах, двумя двориками в Карманицах, двориком в Клоковицах, Монастырем Мостиска под самым Перемышлем (?), Микулинцами, и пятью двориками около замка, равно двориком в Щехальчицах (может быть Шегынях); а в Самборской земле: Страшевицами, Бабиным, Волковицами (быть может Волчею), Созанью, Смольницами и многими монастырями. Привилегия короля Владислава Ягайла, относящаяся к 1407 год., подтвержденная, в 1535 год., Польским королем Сигизмундом, и помещенная в Прибавлениях под буквою Д, показывает, что эти дарованные поместья ведут начало свое от времен королей и князей Руских, и что на обладание ими даны были королем Львом грамоты, впоследствии сгоревшие. Кроме того, Перемышльские епископы владели двумя ланами (лань - тридцать десятин земли) и четырьмя соляными копями в деревне Башевах, называемой теперь Пагуевицами, которые даровал им также Лев, а подтвердили короли Сигизмунд, Август и Ян III.
б) Кроме этой привилегии, исчисляющей вообще все тогдашние имения Перемышльского епископства, находятся еще в архива тамошней Руской капитулы две частные подлинные бумаги того же самого короля Льва, один от 1292 года, помещенный в Прибавлениях под Б, а другой от 1302 года, там же под В., Поруски и Попольски. Первый описывает границы имения Страшевиц; из него оказывается, что имение это занимало собой все пространство, на котором теперь находятся деревни Созань, Стрылки, Тысовицы, Плоске, Ленина Малая, Поток, Волошинова, Воля Коблянская, Завадка,  Лужек Горный, и т.д. (Acta Mitropolitana). А в другом описаны границы деревни Рушевиц или Хрушевиц, столь же обширной, как и Страшевицы.
в) Ежели Перемышльско-Самборское епископство было так щедро одарено, то как же долженствовала быть одарена митрополичья церковь в столичном городе Галиче, как в отношении к особе епископа, а после митрополита, так и в отношении к его капитуле? - Находится одна только подлинная бумага того же князя Льва 1301 года, относящаяся к митрополичьей капитуле, в Крылосе, под Галичем, помещенная в Прибавлениях под букв. Г, и уже Ходыкевичем напечатанная Поруски в его Dissertatio historico-critica; в ней упоминается об особенных документах на церковные имения. - Но когда 1375 год., в правление Владислава, князя Опольского, владевшего этим краем в качестве Удельного князя, основано было в Галиче архиепископство Латинское, Руская тамошняя церковь Успения Божией Матери (Panny Maryi) обращена была в Латинский кафедральный собор (Что в Галиции до 1375 года не было епископств Латинских, не смотря на уверения многих писателей, которые, введенные в заблуждение епископством Пруско-руским Св Брунона, и Надвислянским, т.е., Опатовским Готгарда, и смело списывавшие друг у друга, творили на Руси кафедры, доказательством тому служит булла Св. Григория XI, 1372 г., ...).
Русский епископ умер и епархия сиротела без пастыря до 1539 года; имения же, принадлежавшие Руской епископии, получили иное назначение. Последние из оставшихся имений этой митрополии были присвоены другими уже в16 веке, именно: Перегинсько дворянином Зброжком, старостой Жидачевским, как видно из определения короля Яна III., 1690 год., февраля 12, а имения Вистово Львовским архиепископом, Яном Сенинским, как свидетельствует протестация Руского епископа, Гедеона Болобана (...27 Febr. 1579). Хотя после споров, продолжавшихся целые веки, епископ Шумлянский, приступив к Унии с Римскою Церковию, возвратил в 1693 год., в силу трибунального декрета Перегинсько, и села Рупно, Дубу, Лецовку, Дубшаву, Ольховку и местечко Рознятов, однако удержал за собою только одно Перегинсько, а прочия имения снова насильно были отняты родом Конецпольских.
д) Не только епископства, капитулы и монастыри, но и отдельные церкви, было щедро одаряемы Рускими властителями, особенно этим королем, или князем, Львом. Он-то грамотою или привилегию, писанною в 1292 году, даровал церкви Св. Николая в Львовском предместии, называемом теперь Жовковское, многие обширные земли и другие выгоды. Первопись этой привилегии на Рус. языке погибла, но подлинник ея в Лат. переводе, собственноручно подтвержденный и подписанный королем Казимиром IV 1148 год., кор. Стефаном 1578, Сигизмундом III, 1611, Михаилом 1672, Яном III 1679 и Августом II 1700, был внесен, после возвращения Галиции в 1780 год., в земскую книгу, а в 179? : в Львовские памятные книги и находится в руках правителя этой церкви. Список этой привилегии, взятый из памятных книг, помещен в Прибавлениях под буквою Е (На конец этого сочинения в Прибавлениях, я помещу мои замечания, что этот документ поддельный). Пространство земель, принадлежавших, некогда этой церкви, было так обширно, что, впоследствии, на нем возникли селения: Лисеницы и Знесенье (Хроника Ставропигийского братства Том 2 стр. 53). Монастырь монахов Св. Василия в Лаврове тоже имеет подлинный документ этого же самого государя, заключающий дарованным поместья, и в сущности не отличающиеся от предыдущих; он помещен во всей целости в Прибавлениях, под буквою Ж.
е) Без сомнения, и другие домы Божии владели богатыми поместьями в земских имениях. Советнические дела (consularia) города Львова 1460 год. Том I. стр. 1., сведетельствуют, что некто Гринько Калинович заложил у Армянки, Анны Никошовой, две пергаментные  привилегии Руских князей на .монастырь Св. Юрия во Львове, и на две, принадлежащие к нему, деревни. - Деревни эти, по замечаниям священника барона Нейштерна, долженствовали быть Билогощ и Рясна Руска. Кроме того in Codice archivali, in Annalibus Sarnici и у Меховиты, можно читать, что Альбрехт, король Польский, во время прохода своего, 1497 год., в Валахию с войском через Львов, поставил на полях Свято-Юрьевских 80,000 воинов и 30,000 телег с военными припасами; след., эти поля были весьма обширны.
Сверх вышеупомянутых грамот, помещенных в Прибавлениях под буквами Б, В, Г, Е, и Ж, других памятников того времени до сих пор не открыто в нашем краю никаких. Не могу не упомянуть еще кой-чего об одном, и то уже последнем памятнике, т.е., о колоколе при Соборной церкви Св. Юрия во Львове, и, так. обр., сказать обо всем, что только осталось нам от древнейших времен, не обращая внимания на достоверность или подложность этих памятников...
На этом колоколе находится, в двух строках кругом, следующая надпись:
Надпись на колоколе при Соборной церкви Св. Юрия во ЛьвовеА далее, назад обращенными буквами: ЪВОКЯАРОКС ЪЛАСНПА. Эта надпись, написанная гражданскими буквами, читается так: В лет(о) 6849., сольянъ бы колоколъ сiй стому Юрью при князЪ Димитрiи игуменомъ Евфимiемъ. А другая, не много пониже, назад обращенными буквами: А писалъ Скора Яковъ...

  


СТАТИСТИКА