Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

В.И. Ламанский. О славянах в Малой Азии, Африке и Испании
от 01.03.08
  
Доклады


Словенский язык и русский один есть (Нестор)

Францу Палацкому, славному историографу народа чешского в знак глубочайшего уважения, посвящает автор свой первый ученый труд.
Глубокое уважение к западно-европейским народам и их блестящей образованности, уважение, соединенное с чувством благодарности и с тем вместе чуждое всякого рабского поклонения авторитетам, непоколебимая уверенность в светлую будущность, ожидающую племя славянское, в самобытность предстоящих ему подвигов, на совершение которых призвало его Провидение, одарившее греко-славянский мир богатством творческого духа и необходимым поприщем для его проявления ничуть не менее, чем мир древний, классический и мир новый, романо-германский - вот одни из тех основных убеждений, которые, твердо надеюсь, всегда неуклонно будут руководить моею скромною деятельностью, как гражданина и писателя. Это убеждение развилось и окрепло во мне не помимо внимательного изучения Ваших незабвенных трудов, в верных картинах родного прошедшего указывающих нам на светлые явления, имеющие прорасти в будущее, столь живо поучающих нас тому, что надо нам делать и чего избегать. Простите мне, глубокоуважаемый соплеменник, вполне сознаваемую мною смелость этого посвящения, на которое быть может мне бы и не удалось предварительно испросить Вашего согласия. Посвящая свой слабый опыт Вам, достойному соотечественнику Гуса и Иеронима, Жижки, Прокопа, Птачка, Подебрада, Велеславина, Жеротина, Коменского, я тем живее чувствую все его недостатки. Представляя его Вам, как скромную дань глубочайшего уважения, ласкаю себя, Бог даст, не напрасною надеждою, что, при всей скудости моего дарования, поставив себе в непременный образец Вашу любовь к истине, к народу и ко всему племени славянскому, Ваше честное служение великим идеям правды, общения и братства, я сумею последующими, более зрелыми, трудами заслужить Ваше благосклонное внимание, Ваше лестное одобрение. Громадность ожидающих нас трудов, малость деятелей, относительная бедность славянских литератур, некоторая новость избранного мною предмета, несколько быть может не совсем неудачных соображений, не бесполезных намеков и указаний, не совершенная незначительность и маловажность, если и не хорошо поставленных, то хоть затронутых вопросов, постоянное мое стремление возбуждать самодеятельность в отечественных и соплеменных читателях, всячески содействовать развитию еще медленно пробуждающегося в нас самосознания - все эти данные да послужат на нынешний раз в извинение и оправдание той смелости, с которою я решился свой первый ученый труд украсить Вашим славным именем, навсегда дорогим и любезным каждому славянину, будет ли он с берегов Вислы, Невы, Волги, Савы, Дуная, Синего Адриатического моря с его десятками тысяч природных, отважных моряков, потомков вольных дубровчан, или с берегов Амура, этого восточно-азиатского Дуная, открывающего русской стихии, а с нею и всему славянскому миру, свободный доступ к Великому Океану, где зачинается бодрая, деятельная жизнь, богатая будущим
Владимир Ламанский
Петербург, 17 мая, 1859
Текст книги. 359 kb
http://shard1.narod.ru/biblio1.htm
Славяне в Малой Азии (1-191) О славянских поселениях в М. Азии в VII, VIII и в след. вв. О переходах славян к арабам (I-II, с.1-18). Новейшие известия о славянской стихии в М. Азии (III-IV. с.18-38). О непрерывном существовании славянской стихии в М. Азии с VII в. по настоящее время. О степени доступности Черноморского берега М. Азии для славян русских в период Х-XVII в. О давности русских поселений на Дунае, на Дону. О сношениях русских этого периода с Каспийским и Кавказским краями (V-VII, с.38-121). Рассмотрение вопроса о времени первого ознакомления славян с М. Азиею. О невозможности определить это время, теряющееся в отдаленной древности (VIII-IX. с.121-152). Местные названия в Вифинии. Свидетельство краткого жития св. Климента. Разбор свидетельств Страбона, Т. Ливия, Плиния, Тацита, мнений Цейса, Гротефенда, Форбигера, Суровецкого и Шафарика о венетах пафлагонских. Общее заключение(X. с.152-191)
Славяне в Африке (192-221) О службе юго-западных славян у паши египетского в новейшее время. Арабские свидетельст-ва Х в. о торговле рабами и пленниками из славян. О переходе охочих, вольных, беглых и гулящих людей из славян к арабам в Африку. О службе славян у арабов в Сицилии и в Африке в Х в. Свидетельство о славянских поселениях в Африке(I. с.192-204). Мнение Шафарика о вандалах. Его вероятность. Очерк морской торговли Дубровника, его сношений с Африкою. О переходе юго-западных славян в Африку в период XI-XVI в. О торговле русскими пленниками. О славянской стихии в Порте Оттоманской. О проникновении ее в Египет в турецкое в нем владычество. Общее заключение (II. с.204-221)
Славяне в Испании (222-370) Арабские свидетельства о славянах в Испании. Мнение Рено, Гаянгоса, Дози. Свидетельство аль-Макари о славяно-арабском историке Габибе (жившем в X в.), важность этого свидетельства. О необходимости допустить то, что славяне проникали к арабам в Испанию так же, как и к арабам в М. Азию, в Сицилию и в Африку, т.е. в качестве вольных, охочих, беглых и гулящих людей. Объяснение, почему халифы арабские призывали к себе славян и окружали себя славянскими телохранителями (I. с.222-234). Об арабах в Испании. О современном состоянии истории Испании мусульманского периода. О трудах Конде, Гаянгоса и Дози (II. с.234-242). Цель настоящего очерка (III. с.242-243). Свидетельства аль-Макари или лучше испано-арабских летописцев о славянской гвардии, о славянских евнухах, о славянской партии в Андалузии в X-XI в. (IV. с.243-247). Характеристика главнейших деятелей славянской партии в Андалузии. Джафар аль-Мосгафи. Вади. Кайсар. Хайран, Зогаир, Моджегид. Сабур. Лабиб. Наджа (IV-IX. с.247-302). Об органической связи истории славян в Андалузии с общею историею славян. О необходимости рассмотрения вопроса об участии славян в походах датчан на Францию и Испанию. Мнение Шафарика о вандалах (X. с.302-323). Об отношениях славян к Пиринейскому полуострову в период XI-XV в. О посещении Испании чехами в XII в. О морской торговле Дубровника. Об испанцах, служивших в Дубровнике. Об испанском поселении на полуострове Пелешце (Саббиончелло). Чешский вопрос в XV в. Об отношениях чехов XV в. к римско-немецким порядкам (XI. с.323-345). Об отношениях славян к Пиренейскому полуострову в XVI-XIX в. О морских силах Дубровника. О службе дубровчан в монархии Испанской. Сведения об известнейших дубровницких фамилиях в Испании. Об отношениях Испании к Чехии и Польше в этом периоде. Об испанцах у славян. О поляках в Испании (XII-XIII. с.345-370)
Исторические замечания к сочинению (1-227)
I. О сношениях русских с греками (1-37)
II. О Руси. Несколько замечаний на книгу г. Куника (38-83)
III. О Роксоланах (84-88)
IV. Заметка о гор. Окак Ибн-Батуты (89)
V. О важности вопросов об отношениях мира славянского к Пиренейскому полуостр. (90-122)
VI. Иероним Пражский (123-131)
VII. Жижка (132-140)
VIII. О чешском казачестве в XV в. (141-154)
IX. О русских гулящих людях.
О славянской стихии в Порте Оттоманской (155-164)
О новейших отношениях славян к арабам (164-175)
О важности для нас изучения М. Азии (175-178)
Об источниках и материалах истории Дубровника (178-184)
X. Некоторые данные из истории отношений России к Пиренейскому полуострову
до к. XVIII в. (185-227)

(с.1-6)...I...Первое письменное свидетельство о славянах в М. Азии относится к VII в. по Р.Х., именно к 664г.
Византийский летописец Феофан рассказывает, что в 664г. вождь сарацин, Абдуррахман, сын Халедов, вступил с большими силами во владения Римские, провел в них зиму и опустошил многие провинции. При сем, говорит Феофан, славяне, числом до 5000 человек, присоединились к нему, пошли с ним в Сирию и поселились в области Апамейской, в селении Скевокоболе.
Шафарик, упомянув об этом поселении, заметил: происхождение, дальнейшие судьбы и конечное истребление этих славян нам совершенно неизвестны.
У Ибн-Хаукала (Х в.) есть, кажется, упоминание о славянах в Сирии.
Тот же Феофан под 687г. рассказывает, что император Юстиниан II, в поход свой в Булгарию и Склавинию, опустошил этот край вплоть до Солуня, и огромное количество славян вывел из их отечества, частью насильно, частью добровольно, у Абида переправил их в Азию и поселил в стране или области Опсикий, простиравшейся от Абида на восток до Никеи, а на юг до Апамеи.
Есть возможность довольно приблизительно определить число славян, переселенных императором Юстинианом в М. Азию. Так тот же Феофан говорит про него, что из переселенных в Азию славян он набрал людей способных к войне и образовал из них отряд в 30,000 человек, всех их вооружил и назвал отрядом отборным, а в начальники его назначил Небула. В этом огромном количестве славян, поселенных Юстинианом в М. Азии, необходимо считать и женщин и детей. Из взрослых же мужчин конечно не менее трети было людей к войне неспособных и потому естественно не попавших в этот отборный отряд. Таким образом мы нисколько не удалимся от истины, если скажем, что славян, переселившихся в М. Азию, в 687г., было никак не менее 80,000 человек.
Положившись на этот славянский отряд, император объявил войну арабам, которые под начальством Могамеда в первой своей схватке были разбиты греками. Могамед дорогим посулом и богатыми обещаниями убедил славянского военачальника с 20000 человек перейти на свою сторону. Греки были разбиты. Тогда - говорят Феофан, Кедрин, Зонара - Юстиниан, который едва спасся бегством, повелел истребить всех оставшихся славян с женами и детьми, и трупы их покидать в море у Левкаты, близ Никомидии. Без сомненья, свидетельства этого буквально принимать нет никакой возможности. Этих оставшихся славян было по меньшей мере 50000 человек. Ни Юстиниану, ни его людям не хватило бы ни силы, ни охоты на такую странную резню...Всего вероятнее, месть Юстиниана разразилась на родственниках, на сообщниках отпавших славян и на всех более или менее опасных и подозрительных ему лицах.
Точно так же думает и Шафарик, который в подтверждение своего мнения указывает и на то, что в 949г., по свидетельству Константина Багрянородного, в области Опсикий жили славяне. Впрочем вероятно тут были не одни потомки уцелевших при Юстиниане, но и позднейшие переселенцы.
Славяне, в числе 20000 человек, изменившие грекам, кажется, участвовали потом в рядах арабов при завоевании ими Хорасана, восточной части Персии. Так по крайности можно заключать из рассказа Феофана и Анастасия под 692г. - Восточная часть Персии, называемая Хорасан, была завоевана арабами. Там явился нововводитель по имени Сабин, который истребил многих арабов и убил самого Кагана -. Под этим-то Каганом разумеет Комбефис, в своих примечаниях к Феофану, славянского военачальника Небула.
Около 694 г. по случаю нападения Могамедова на Греческую Империю, летописцы упоминают о перебежчиках-славянах, которых он принял охотно, как людей, хорошо знакомых с местностью.
Вот пока все, дошедшие до нас от VII в., известия о славянах в М. Азии.
Теперь законным становится вопрос - были ли славянские поселения в М. Азии и до VII в. и до 664г.? Или же первое письменное о славянах в М. Азии свидетельство совпадает с первым действительным их в ней поселением? К этому вопросу мы обратимся тотчас по обозрении дальнейших судеб славян в М. Азии.
Здесь же позволим себе поставить и другой вопрос - славяне азийские, перешедшие в VII в. на сторону арабов и принимавшие в их делах не незначительное участье, тотчас по переходе своем к ним так сказать обасурманились и забыли свой язык, свои предания, закон отец своих? - или же они берегли и сохраняли их, а с тем вместе не прекращали и связей своих с славянами азийскими, оставшимися верными Империи?
Прежде, чем приступить к VIII в. и далее, для большей ясности, позволю ceбе напомнить читателю все те вопросы, которые нам представились почти сами собою.
1. Остались ли у славян следы народных преданий об Азии, как о древнейшей их прародине?
2. При выселении славян из Азии в Европу не осталась ли более или менее значительная их часть в Азии?
При возможности в настоящее время двоякого решения последнего вопроса, весьма понятно, что, в случае ответа положительного, необходимо призвать за истину несомненную, что славяне азийские и европейские долго не теряли сознания единства своего происхождения и также долго не прерывали и своих связей.
3. Поселение славян в М. Азии в 664г. по Р.X.; случайно занесенное в летопись византийцами, есть ли первое поселение славян в Азии?
4. Участье славян в делах арабов в VII в. имеет ли какое-нибудь значение в истории славянской? Повлекло ли оно за собой какие-нибудь последствия? Имело ли оно какое-нибудь влияние на дальнейшую историю и характер позднейших отношений славян к арабам?
II В 754г., по словам Феофана, умер Магомед, он же и Абулаба, княживший 5 лет. Брат его Абдела жил тогда в Мекке. Он тотчас написал Абумуслиму и просил его принять следующую ему часть княжества. Но тот, узнав, что Абдела, сын Али, брат Салема, князя Сирийского, подыскивается под него и даже намеревается подчинить себе Персию, собрал против него войска сирийские. При Тиане дано было сражение, из которого Абусалим вышел победителем, так как у него были антиохийцы и множество славян.
Под 762г. рассказывает Анастасий о смутах болгарских: убили своих вождей, избрали себе в князья какого-то Телетца. При сем множество славян оставило свою родину и искало убежища у императора, который и поселил их под Артаною. То же самое передают и Феофан и Никифор. У последнего указано даже число этих переселенцев. Вот его слова: Славяне, гонимые из отечества, переходят Евксин. Числом их было, говорят, до 208 тысяч. Они поселились у реки, называемой Артана.
Шафарик говорит при этом: По некоторым известиям река эта называется ныне Aghwah или Aghweh, а древний город Артане должен быть селение Artakoi. Цейсс же видит в ней реку Артан, что в Вифинии, на запад от Сангария. Последнее мнение гораздо вероятнее.
Таким образом славянские поселения в М. Азии получили в VIII в. весьма сильное подкрепление, которое без сомненья должно было придать им сил для удержания и сохранения своей народности.
Вообще, надо заметить, колонии, даже вовсе оторванные от своей метрополии, весьма долго сохраняют свою народность. Готы, поселившиеся в Крыму в первой половине III в. по Р.X., еще в XVI в., даже позже, сохраняли свою народность. Бусбек, бывший цесарским посланником в Цареграде, в 1557-1564 г. сам собрал и сохранил до нас некоторые образцы их речи, хотя и сильно попорченной, но в основе своей совершенно немецкой. В III в. до Р.X. отряд кельтов в 20000 человек, состоявший из трех народцев, толистобоев, трокмов и тектосагов, поселился в М. Азии (ок. 260 г.), после чего край ими занятый долго назывался Галатией, Грекогалатией или Галлогрецией. В V в. по Р.X. они еще сохраняли свою народность и Св. Иерониму язык их казался тем же самым, каким говорили тревиры в его время, а тревиры были кельтами. Татары, поселившиеся в Литве в XIV в., поныне сохраняют свою народность. Славяне, по всей вероятности в весьма незначительном количестве поселившиеся в Швейцарии никак не позже X в., а быть может еще и ранее, до весьма недавнего времени говорили, а может и поныне говорят испорченным славянским языком. Они живут в долине Аниверской, в Валисском кантоне, в шести часах расстояния от города Ситена

(с.37-43)...V В Молдавии и Буковине есть также русские поселения. Как по важности этого предмета, так и по некоторым отношениям их к колониям малоазийским, я решаюсь привести о них несколько данных.
Об этих русских колониях сообщает несколько любопытных известий почтенный инок Парфений, сам лично посетивший их, менее 20-ти лет тому назад.
Так в Буковине, в верстах пяти от города Сочавы, в селе Соколницы, живут наши раскольники: говорят и одежду носят по-великороссийски. В двух верстах от этого селения стоит православный монастырь Драгомирна (1). В  40 верстах от Сочавы есть великое русское село раскольников, называемое Белая Криница.
В Молдавии, в 100 верстах от г. Ясс, между реками Молдавою и Серетом, недалеко от гор. Фильтичен, находится русское раскольническое село Мануиловка. В селе Мануиловке живут все русские, больше 100 домов, зашедшие из России и поселившиеся здесь более 150 лет. Жители разных сект и толков. Близ села находятся три скита: два мужские, а один женский. Монахи и монахини разных сел -.
В Браилове живет много русского народу, купцов и жителей. На расстоянии трех часов ходьбы от Браилова лежит русское село Камень, живут в нем некрасовцы. - Они нас обласкали как своих земляков. Они настоящего нашего русского языка и всех обычаев. Посреди села - их часовня, на ней кресты и колокола. Ибо они имеют от турков уважение, потому что служат в казаках и поднимают на русских руки: за то их и любят. Мы спросили их: Можно ли ночевать у них? Они сказали: В какой дом вам угодно, - все с любовью примем; а ежели угодно, то идите в скит к нашим монахам, и они рады будут вам. Мы пошли к монахам. Тут сначала приняли их ласково, но когда начались прения о вере, то едва не убили их -.
Весьма вероятно, заметим кстати, известное производство Рущук от Русь.
Не должно однако думать, что русские поселения в Молдавии и за Дунаем в Болгарии, относятся своим началом к XVIII веку. Они непременно были и раньше: в XVII, XVI и XV в., когда сношения русских с молдаванами, волохами и болгарами были беспрерывные; они носят на себе такой характер прочности, что должно предполагать непрерывность русских поселений в этих землях с самых древнейших времен. Вспомним только, что, по словам Нестора, русские славяне - уличи, тиверьци седяху по Днестру, приседяху к Дунаеви -, а драгоценный памятник XII в. Слово о полку Игореве говорит о Дунае, как о русской реке: все радуется освобождению Игореву - Солнце светится на небеси, Игорь князь в Руской земли; девицы поют на Дунаи; вьются голоси чрез море до Киева - и пр. Несчастный князь Василько хотел - переяти Болгары Дунайскые, и посадити я у собе; всем известен поход Святославов в Болгарию в X в. Святослав говорил своей матери и боярам: нелюбо ми есть в Киеве быти, хощу жити с Переяславци в Дунаи, яко то есть середа в земли моей, яко ту вся благая сходятся - и проч. Вспомним неудачный поход Владимира Ярославича с воеводою Вышатою против греков в 1043 г. - И пойде Володимер в лодьях, и придоша в Дунай, поидоша ко Царюграду; и бысть буря велика, и разби корабли Руси, а княжь корабль разби ветр, и взя князя в корабль Иван Творимирич, воевода Ярославль. Прочии же вои Володимери ввержени быша на брег, числом 6000, и хотяче пойти в Русь, и не иде с ними никтоже от дружины княжее. И рече Вышата: аз поиду с ними; и выседе из корабля к ним, рек: аще жив буду, то с ними, аще погыну, то с дружиною; и поидоша хотяче в Русь. И бысть весть Грьком, яко избило море Русь, и посла царь, именем Мономах, по Руси олядий 14; Володимер же видев с дружиною, яко идуть по них, въспятивъся изби оляди Гречьскыя, и възвратися в Русь, сседавшеся в корабли свое. Вышату же яша с изверженными на брег, и приведоша я Царюграду, и слепиша Руси много; по трех же летех миру бывшю, пущен бысть Вышата в Русь к Ярославу -. Вспомним, что зять Владимира Мономаха, Леон царевич, в 1116 г. - иде...на кур Олексия царя, и вдася городов ему Дунайскых неколко; и в Дельстре город лестию убиста и два Сорочинина, посланная царем, мес. авг. в 15 день. - В се же лето - замечает вслед за тем летописец, - князь великый Володимер посла Ивана Войтишича, и посажа посадники по Дунаю.
Список городов русских, географический памятник XIV в., несомненно доказывает давность поселений русских в этих краях. - А се имена градом всем Русскым далним и ближним: на Дунае Видицов о седми стен каменных, Мдин; обону страну Дуная Трънов, ту лежить Св. Пятница: а по Дунаю Дрествин, Дичин, Килия; на устье Дуная Новое Село, Аколятря, на море Карна, Каварна; а на сей стране Дуная: на усть Днестра над морем Белгород, Черн, Аскый торг на Пруте реце, Романов торг на Молдове, Немечь в горах, Корочюнов камень, Сочава, Сереть, Баня, Нечюн, Коломыя, Городок на Черемоше, на Днестре Хотен (2). На куриальном языке патриархии Константинопольской XIV и XV в. нынешняя Молдавия называлась Россо-Влахией...
1) Богослужение и теперь совершается в нем большею частью по-русски. Сверх того, находятся в нем кое-какие остатки некогда весьма значительной коллекции рукописей славяно-русских, собранию которых начало положил еще основатель монастыря, ученый митрополит Сучавский Анастасий Крымкович, происхождением и воспитанием русский. Другие памятники, свидетельствующие о прежнем библиографическом богатстве этой коллекции, не известно какими путями зашли в библиотеки Венскую и Дрезденскую, где блюдутся доныне (Ст. Надеждина Об этнограф. изучении народн. русской, в Зап. Геогр. Общ.). Инок Парфений говорит про себя - пошел во австрийские владения, во страну Буковину, к своим русским. - В Буковине все больше православные. Епископ живет в Черновицах, где впрочем и православных немного, а более немцы -. Вот описание Парфения некоторых монастырей: Сочевица, в котором хранится драгоценный крест, украшен златом и камением драгим; пожертвован российским благочестивым царем Феодором Иоанновичем в великий скит. Но когда австрийские императоры скит великой разорили и упразднили, то монахами сей крест перенесен в монастырь Сочавицу, где и доныне хранится. 3-й Молдавица; стоит внутри гор Карпатских на р. Молдаве. 4. монаст. Драгомирна, что близ Сочавы, в котором хранятся раздробленные мощи св. мученика Иакова Персянина. Все сии монастыри украшены и расписаны иконным стенным писанием греческой работы, подобно как в Афонских монастырях. Монахи живут по штату, получают от государей Австрийских жалованье, читают и поют по-славянски, по российским книгам. На ектениях, поминая Благочестивейшего Российского Императора Николая Павловича, поминают и своего державного Цесаря. Но уже монашеских правил строго не соблюдают; ибо в Австрии живут православные в великом притеснении, и более крест несут, нежели греки от турок. Впрочем гонит и притесняет не царская власть, но духовная от папы Римского -. В XVIII в. австрийские униаты были еще расположены к нашим русским. Так Барский говорит про Львов (1723-1724 г.): тамо есть много страннолюбивых людей от руссов духовных и мирских, которые к нам весьма благосклонны были; наипаче же тые, иже на унию насилованы; в тайне же быша зело православны -. В XVII в. Львов находился в живык связях с Москвою. Так Юрий Трубецкой доносил в 1674 г., что - приехали из Польши в Киев польского города Львовского монастыря церкви св. Иоанна Богослова игумен да два человека львовские мещане, а сказались игумен Иосифом зовут Творинский, а мещане, одного Иваном зовут Городецкий, да Микулай Перпура; в прошлом в 181г. авг. в 24 день, послал их изо Львова Львовской епискуп Иосиф Шумлянской к Москве, бить челом тебе, вел. госуд., о милостине и на строение церкви святого Николая Чудотворца -.  Богдан Хмельницкий не забывал о Львове, когда задумал освободить народ русский из неволи польской. В 1649г. говорил он приехавшим к нему польским комиссарам: теперь не пойду я на войну за границу, не подыму сабли на татар и турок, довольно мне дела на Украине, на Подоле и на Волыни, в своей земле, по Львов, Хельм и Галич (Пам., изд. Киевск. Врем. Ком. для разбора древн. актов. Изд. 2. 1848. I, 330 и сл.). Контарини говорит в своих записках - 7 сент. 1476 г. отец Стефан отправился в путь свой (в Венецию), в сопровождении некоего Николая львовского жителя (Nicola da Leopoli), знавшего хорошо эту дорогу, а я остался в Москве дожидаться его возвращения...
2) Надеждин говорит, как очевидец: в Молдавии верхней (Цара-де-Сус), в цинутах Ботошанском, Дарохойском, Сучавском, Нямецком, Бакейском, Романском и Ясском, где население чисто русское, живущее смешанно с румунами и особняком, безошибочно можно полагать в несколько тысяч душ. - Есть русские поселения и в Валахии, но меньше чем в Молдавии; однако в Браилове и окрестностях живет много русских. Есть они и в Добрудже, особенно велики русские поселения в Тульче, которые в шутку называются Малыми Адестами: тут на каждом шагу встречаешь великороссийскую бородку или малороссийский чуб, в каждом почти окошке видишь южно-русский очинок или северно-русский повойник. - Лучшее здание городка есть новопостроенная православная русская церковь, красующаяся на живописном, отвсюду видном возвышении, и, что всего замечательнее в Турции, и с колоколами, в которые благовест и трезвон, точно в православной России. Настоятель этой церкви отец Филипп, с ног до головы русак, человек отличного поведения, весьма умный и притом искусный иконописец, пользуется всеобщим уважением; ему оказывается особенное внимание даже со стороны местных властей мусульманских -. Вот что также замечает Надеждин о знаменитой местной ярмарке при урочище Кара-су, между Чернаводою и Кюстенджи, верстах в 70-ти от Тульчи к югу: Тут на совершенно голой степи, где нет ни кола, ни двора, навалило народу тьма тьмущая, со всего пространства между Дунаем и Балканами: несмотря на то, русские были очень заметны; особенно вечером, когда дневной шум и гам притих, вся пустынная глушь степи огласилась удалыми песнями русского языка и напева...Странно было, в соседстве Дуная и Балканов, слышать в песнях этих громозвучные воспоминания про Волгу матушку, про горы Московские-Воробьевские, даже про матушку про Неву с ее славным Васильевским островом -. Вопрос об отношениях России и вообще мира славянского к Дунайским княжествам в прошедшем, настоящем и будущем, стоит в ряду важнейших и насущнейших наших вопросов. Его современное положение в литературе русской служит одним из сильнейших доказательств печального современного состояния нашей истории, нашей литературы. В отношении Дунайских княжеств крайне необходимы для нас те же мероприятия, что и в отношении Греции для умственного и литературного сближения нашего с молдаванами и валахами, судьбы которых уже издревле тесно связаны были с судьбами русских, поляков, болгар и сербов

(с. 131)...Итак любовь к свободе, упорство и ничем неискоренимая уверенность, пока жива народность, в том, что пасть окончательно не суждено, вот одна из отличительнейших черт общеславянского народного характера. Мораванин поныне помнит Святополка; серб всегда был убежден, что встанет снова Марко Кралевич, уверен, что святыня, которою держались турки, теперь в верном и безопасном месте.

(с. 133) Я не знаю другой песни, в которой бы лучше себя выразил, сознательно или бессознательно, народ русский за последние двести лет. В ней живо рисуется его крепостная неволя, в ней слышен ответ на те упреки и насмешки, которыми осыпали его иные, тем ожесточеннее, чем больнее их поражало его внешнее могущество, им созданное при неволе, чем яснее им представлялось его будущее значение при воле; в ней же и крепкая вера в себя и в свои силы, которым вмоготу всякое горе, твердая надежда на будущее, несмотря на тягость настоящего, твердая, потому что основана на прошедшем, из которого многому, всему лучшему суждено прорасти в будущее. Кажется, не лишним будет целиком привести всю эту песню, записанную почтенным нашим собирателем г. Гуляевым
Не от пламечка, не от огничка
Загаралася в чистом поле ковыль трава;
Добирался огонь до белого до камешка;
Что на камешке сидел млад ясен сокол.
Подпалило то у ясна сокола крылья быстрые;
Уж как пеш ходит млад ясен сокол по чисту полю.
Прилетали к ясну соколу черны вороны;
Они граяли, смеялись ясну соколу;
Называли они ясна сокола вороною:
Ах, ворона, ты, ворона, млад ясен сокол!
Ты, зачем, зачем, ворона, залетела здесь?
Ответ держит млад ясен сокол черным воронам:
Вы не грайте, вы не смейтесь, черны вороны;
Как отрощу я свои крылья соколиныя,
Поднимусь то я, млад ясен сокол, высокошенько.
Высокошенько поднимусь я, млад ясен сокол, ко поднебесью;
Опущусь я, млад ясен сокол, ко сырой земле,
Разобью я ваше стадо, черны вороны,
Что на все ли на четыре стороны;
Вашу кровь пролью я в сине море,
Ваше тело раскидаю по чисту полю,
Ваши перья я развею по темным лесам.
Что когда-то было ясному соколу пора-времечко.
Что летал-то млад ясен сокол по поднебесью;
Убивал-то млад ясен сокол гусей, лебедей,
Убивал-то млад ясен сокол серых уточек!
Что когда то было добру молодцу пора-времечко,
Что ходил-то, гулял добрый молодец на волюшке,
Как теперь-то добру молодцу поры-время нет.
Засажен-то сидит добрый молодец во победности,
У злых ворогов, добрый молодец, в земляной тюрьме.
Он не год-то сидит, добрый молодец, и не два года,
Что сидит-то добрый молодец ровно тридцать лет.
Что головушка у добра молодца стала седешенька,
Что бородушка у добра молодца стала белешенька.
А все ждет он поджидает выкупу, выручки

  


СТАТИСТИКА