Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

В.И. Вернадский. Самосознание народа - осознанность народом своего бытия
от 24.03.08
  
Доклады


Из речи, произнесенной 2 января 1927г. на открытии выставки, посвященной К.М. Бэру

Она (Академия Наук) не может оставлять без внимания то жизненное значение, которое имеют сейчас для нашей страны и для нашего народа выявление научной мысли и творческой научной работы, проникавших их прошлые поколения, их былое.
Это выявление, возможно более полное и глубокое, широкий охват этим знанием всего народа имеет первостепенное значение для народного самосознания. А осознанность народом своего бытия есть, может быть, самая большая сила, которая движет жизнь.
Мне кажется, что в этом отношении история нашего народа представляет удивительные черты, как будто в такой степени небывалые.
Совершался и совершается огромный духовный рост, духовное творчество, не видные и не осознаваемые ни современниками, ни долгими поколениями спустя.
С удивлением, как бы неожиданно для самого народа, они открываются ходом позднейшего исторического изучения.
Первой открылась взорам мыслящего человечества и осозналась нашим народом русская литература. Былины были открыты в этом смысле в конце XVIII столетия, частью в среде, близкой к нашей Академии; украинские думы - в начале прошлого века. Но великая новая русская литература вскрылась в своем значении лишь на памяти живущих людей. Пушкин выявился тем, чем он был, через несколько поколений после своего рождения. Еще в 60-х годах один из крупнейших знатоков истории русской литературы - академик П.П. Пекарский, приступая к изучению истории литературы петровского времени, ставил вопрос, имеет ли русская литература вообще какое-нибудь мировое значение, или ее история не может изучаться в одинаковом масштабе с историей великих мировых литератур и имеет местный интерес, интерес исторически второстепенный. Он решал его именно в этом последнем смыле. Это было после Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Гоголя, в расцвет творческого выявления Толстого, Достоевского, Тургенева. Сейчас взгляд Пекарского, точно выражавшего народное самосознание того времени, кажется анахронизмом. В мире - не у нас - властителем дум, дум молодых поколений, царит Достоевский; глубоко вошел в общечеловеческое миропонимание Толстой. Но мировое значение русской литературы не было сознано ее народом; оно не им было введено в другую духовную среду. Когда де Вогюэ обратил внимание Запада, в частности сперва французского, на мировое значение русской литературы, когда началось ее вхождение в общее сознание, - именно этот факт открыл глаза и тому народу, созданием которого она является. Он понял, что он создал.
Еще более ярко это самое свойство проявляется в том еще не законченном движении, которое сейчас идет в нашем народном самосознании - в понимании нашего творчества в живописи и зодчестве. Я не говорю о том, что творческая работа в этих областях, скажем в XVIII и в первой половине XIX в., открылась благодаря проникновенной научной работе наших современников, одним из вдохновителей которых был безвременно скончавшийся Н.П. Врангель. В этом проникновении в художественную старину выявилась перед нами совершенно почти забытая, во всяком случае совершенно неосознанная полоса огромного народного художественного творчества. В русской иконописи и в связанном с ней искусстве открылось явление, длившееся столетия (от XIII до XVII в.), - расцвет великого художественного творчества, стоящий наряду с эпохами искусства, мировое значение которых всеми признано. Перед нашим удивленным взором открывается великое творчество того же порядка, как и русская литература, совершенно забытое, восстанавливаемое и оживляющееся, как в эпоху Возрождения из земли возвращались в своих остатках античное зодчество и скульптура. Это древнее русское искусство, как сейчас ясно видно, могло возникнуть и существовать только при условии, что оно было связано в течение поколений глубочайшими нитями со всей жизнью нашего народа, с его высокими настроениями и исканиями правды. И совершенно ясно, что его осознание есть сейчас факт крупнейшего значения в жизни нашего народа.
Сейчас мне кажется, мы подходим к новому явлению того же характера. Начинает вырисовываться неосознанная новая сторона нашей вековой духовной работы - работы русского народа и русского государства в научном творчестве. Настала пора его выяснения.
К этой работе зовет нас и та скромная выставка, которую мы сегодня открываем. Что, научная работа русского народа является малозаметным явлением в росте знания человечества? Что, русская мысль теряется в мировой работе? Или гений нашей страны и здесь, как и в художественном отражении нас окружающего, выявил новое, богатое, незаменимое, единственное
http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/acad-ber.txt
В.И. Вернадский. Самосознание общества
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_33.htm
Свободные группы и Деревья
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_298.htm
Да здравствует Четвериков и его Четвериковцы!
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_345.htm
Николай Вавилов. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_347.htm
Человечество обновится в саду и садом выправится - вот формула
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_53.htm
Р.Л. Стратонович. Теория информации
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_186.htm
Николай Петрович Брусенцов - Создатель троичной ЭВМ
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_30.htm
Б.Б. Кадомцев. Динамика и информация
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_930.htm
Ю.А. Данилов, Б.Б. Кадомцев. Что такое Синергетика?
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_227.htm
Ю.Л. Климонтович. Статистическая теория открытых систем
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_231.htm
В.И. Ламанский. Изучение славянства и Русское народное самосознание
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_710.htm

  


СТАТИСТИКА