Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Знаменщица Русского Народа
от 27.03.08
  
Самоорганизация


Присоединение всей Прикарпатской Руси к России - неизбежная историческая национальная задача - ея, требует, как вопрос национального достоинства, самой решительной и прямолинейной политики ...Обьединение всех русских племен, представляющих один народ с общим происхождением, с одними традициями, с одним языком, но раздавленных злою судьбою, является заветной идеей русской нации в ея целом. Эта идея, на протяжении всей 1000-летней русской истории служившая главным содержанием не только национального сознания всех русских племен и земель, но также политической программы всех исторически слагавшихся культурно-политических центров, должна сделаться усилием всего русского общества, всего русского народа и созданного им государства, она должна быть самой нацией поставлена во главу угла национально-политической проблемы Великой России. Одухотворяющее начало общественно-политического развития русской нации, - она в то же время одна из важнейших историчских задач ея, священный завет, за исполнение которого в настоящий момент, небывалый по благоприятствующим ему условиям, все современные русские люди, вся Русь ответственна перед грядущими поколениями, перед историей. Вот почему она, изначальная и основная, общая всему русскому народу, всем племенам и землям его, всем векам его истории, прошлой, настоящей и будущей, требует безусловной выдержки, требует самых решительных, неуклонных и последовательных усилий, которые, естественно, должны подавить обывательские чувства и переживания, все временные, условные, партийные и сословные разницы ...Да будем во веки едина - Знаменщица Русского Народа

В лЪто 7087 году, апрЪля в 6 день, слышаху Семен и Максим и Никита Строгановы от достовЪрных людей о буйстве и храбрости Поволских казаков и атаманов Ермака Тимофеева с товарыщи, како на Волге, на перевозех, Нагайцов и Ардабазарцов громят и побывают и зело гораздо по Волге храбруют. Послаша к ним людей своих с писанием и з дары многими и велЪли их честно и доброволно к себЪ призывати, дабы шли к ним в Чюсовские городки и острожки на помогание им противу невЪрных супостат. Атаманы ж и казаки велми сему возрадовашася, яко послании приидоша к ним от честных мужей с великою честию и з дары и зовут их к себЪ на помощь. Тогда атаманы и казаки Ермак Тимофеев с товарыщи, Иван Колцов, Яков Михайлов, Никита Пан, Матфей Мещеряк и со всЪми их атаманы и казаки, собрався в круг и начаша думати и совътовати со единомысленою и предоблею своею дружиною: итти ли им на помогание к Строгановым или нЪт. И собрався на устье матки Самары реки на крутом на красном на берегу, на желтом на сыпучем на песочку, не ратная труба протрубила, говорил атаман Ермак Тимофеевич: О, есте, братцы атаманы и казаки Донские, Яицкие, Волские и Терские, думайте думу, братцы, с цЪла ума, чтоб нам не продуматца: на Волге нам жить - ворами слыть, а на Дону нам жить - казаками слыть, а на Яик итти - переход велик, а се добычи нЪт. Да нам же негораздо шуточка нашутилась, что розбили мы лотку коломенку и громили казну государеву; из тово мушкЪта немецково вылетала пулка свинцовая, из тово кафтана камчатово выносила бумагу хлопчатую, убила посла государева; аще ль тот посол под Астрахань с ево государевою великою казною денежною и пороховою дошел, и мы толко нынЪ не пойдем таким честным людям на помогание, и они на нас станут писать к МосквЪ непослушание государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Росии; и государь на нас раскручинитца, велит нас переимать и по городам разослать и по темницам разсажать, а меня Ермака велит государь царь повЪсить: потому что болшому человЪку болшая и честь бывает. А толко мы государю царю вину принесем, а таких честных людей послушаем и к ним на спомогание пойдем, и они об нас станут писать милостивыя и благоприятные словеса к государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Росии, и государь царь до нас умилитца и отдаст нам пеню великую вину -. И такие мудрые вымышленые словеса полюбилися многим атаманом и казаком. И взговорил атаман Иван Колцов: Добро нам итти на помогание таким честным людям, а толко нас Господь Бог помилует и неверных нам Бог покорит под нозЪ наши, и Сибирское государство возмем и град поставим и святыя Божия церкви воздвигнем и соберем себЪ славу вЪчную и укупим себЪ живота вЪчнаго и впредидущия вЪки. Аминь
Живая старина, Вып. 3, 1891, Л.Н. Майков. О призвании Волских атаманов и казаков Ермака Тимофеева с товарищи, с великая рЪки Волги в Чусовские городки на спомогание против неверных. Отрывок были из Сибирской летописи (2-ая Строгановская редакция, по рукописи Имп. Публ. Библ.)
***
Напечатанныя при жизни А.В. Духновича сочиненiя свидетельствуют о том, что он является весьма разносторонним писателем (поэт, драматург, педагог и публицист). Оставшiеся уже в рукописи, или изданныя после его смерти историческiя работы, дают возможность говорить о нем также как и об угрорусском историке.
В виду того, что как-раз эта сторона литературной деятельности Александра Васильевича выяснена менее всего, мы на ней и остановимся несколько подробнее. Для характеристики А.В. Духновича, как историка Подкарпатской Руси, наиболее показательно его сочиненiе Истинная Исторiя Карпато-Россов (см. Русскiй Архив, Москва, 1914г., I, с.529-559)…
...Рукопись А.В. Духновича - Истинная История Карпато-Россов - хранилась до мировой войны в фундаментальной библиотеке Московской Духовной Академии (Сергиев Посад), куда поступила, по духовному завещанию, после смерти (1885г.) протоиерея Венской Русской посольской церкви М.Ф. Раевского, которому автор подарил свою Историю.
Это сочинение А.В. Духновича впервые напечатано нами в Москве (см. Русский Архив, 1914г., I, с.528-559)
http://www.runivers.ru/upload/iblock/126/144%20tom_Russkiy%20arhiv_1914_1-4.pdf 24Мб
причем в точности сохранены все особенности правописания подлинника.
Рукопись написана рукою самого автора и содержит 216 страниц в 8-ую долю листа. Бумага частью синяя, частью же белая.
Первый лист чистый, а на втором написано следующее заглавие:
Дух 3
Истинная Исторiя Карпато-Россовъ или Угорскихъ Русиновъ, издана Народолюбцемъ Александромъ Духновичемъ. 1853
На третьем листе находится следующая надпись автора:
Дух 4
Любезный Другъ!
Се отдаю Ти короткой вытягъ Исторiи Русиновъ Угорскихъ, отъ злостливыхъ Мадяровъ толико потупленныхъ. Я не много написавъ, вручаю ТебЪ больше правды искать, которую найпаче Святый Римскiй дворъ удусилъ, а Iесуиты совсЪмъ уничтожили...Ты читай больше, и гряди по сему дЪльцу, множество правдъ ти ся покажетъ. - Здравствуй. Духновичъ
На другой стороне того же третьяго листа автором написано:
Дух 5
Veritas odium parit. Правда очи колетъ.
Присловiе.
Рукопись раздЪляется на слЪдующие шесть параграфовъ:
1. О исходЪ Карпато-Россовъ
2. О имени Русиновъ
3. О древнемъ и новейшемъ Угророссовъ состоянiи
4. Особенныя доказательства о блаженнЪйшемъ Россiанъ въ УгорщинЪ состоянiя
5. Доля Угорскихъ Россiанъ измЪнилась и они утЪснены
6. СостоянIе Русинов подъ Царями Угорскими
Познакомимся вкратце с содержанiем рукописи и руководящими идеями ея автора.
В §1 (О исходе Карпато-Россов) А.В. Духнович прежде всего отмЪчает, что начало исторической жизни угро-руссов покрыто мраком неизвЪстности. Что же касается вопроса о времени их поселенiя в сЪверо-восточной Угрiи, то автор, вслЪд за Базиловичем и Орлаем, утверждает, что русское население существовало здесь еще до прихода мадьяр, занимая не только сЪверную Угрiю, но и часть Паннонiи; кромЪ того русскiе пришли в Угрiю вместе с мадьярами в IX веке, а также переселились сюда и в последующiя столЪтiя.
К такому же выводу пришел И.И. Срезневскiй, который в своей статьЪ Русь Угорская (ВЪстник Русскаго Географическаго Общества, Петроград, 1852г., IV, кн.1) пишет следующее:
О древних судьбах Русинов за-карпатских ни лЪтописи, ни преданiя не сохранили никаких вЪрных показаний. Нельзя сказать с достовЪрностью, были ли они, всЪ ли вообще или частями, в концЪ IX века подданными князя Кiевскаго Олега и его современника князя Моравскаго Святополка; нельзя опредЪлить, когда именно они принуждены были подчиниться власти мадьяров, до паденiя ли княжества Моравскаго в 907 году или позже. Только русская вЪра их свидетельствует, что они приняли христiанство не послЪ мадьяров, не через них, а свидЪтельства об учрежденiи епархий в Венгрiи королем Стефаном дают знать, что русины не были причислены ни к одной из них и, слЪдовательно, подчинены были особенной…В туманЪ остаются судьбы за-карпатских русинов не только до XIII века, но и позже. В лЪтописях и грамотах их сосЪдей отыскиваются только отрывочныя напоминанiя об их крае и ничего о народЪ -.
Сопоставленiе мненiй А.В. Духновича и И.И. Срезневскаго тЪм болЪе интересно, что они возникли совершенно независимо одно от другого и притом почти одновременно.
В §2 (О имени Русинов) автор дает объяснения как общих, так и частных названий угро-руссов. Так, немцы их обыкновенно называют рутенами (а презрительно - русняками), мадьяры и вообще монголы - оросами, сами же себя угро-руссы называют русинами, русаками и руснаками. КромЪ этих, общих названий существует еще много частных, как, напримЪр: лишаки, лемаки, цапаки (от произносимых при разговорЪ присловiй); верховинцы, подгоряне, крайняки и бережанцы (в зависимости от мЪстожительства); бляшаники, грабляники и свЪчкари (от характера одежды). ЗатЪм подробно перечисляются мужскiя имена, даваемыя отдЪльным лицам при крещенiи, причем автор утверждает, что древнiе мадьярскiе военачальники и вельможи носили русскiя имена; свои доказательства А.В. Духнович осповывает на том, что имена мадьярских вождей ничего не значат по-мадьярски, в то время как в русском языке им соотвЪтствуют опредЪленныя понятiя.
Вопрос о том, каким образом проникло за Карпаты русское имя, является одним из самых сложных и мало-разработанных вопросов русской исторической науки. Впервые обратил на это вниманiе ученых Н.И. Надеждин в своей статье Записки о путешествiи по южно-славянским странам (Журнал Министерства Народнаго ПросвЪщенiя. 1842г., часть 34), где читаем слЪдующее:
До сих пор всЪ изслЪдованiя наших историков, этнографов и археологов обращались преимущественно, даже можно сказать исключительно, на Русь, заключающуюся в обширных предЪлах Pocciйскаго государства. И здЪсь еще особенное, впрочем весьма естественное, предпочтенiе оказывалось Руси СЪверо-Восточной, основательницы настоящей славы и величiя имени русскаго.
Русь Юго-Западная, коей чистЪйшая и самообразнЪйшая часть уходить из предЪлов Россiйской Имперiи, простирается за Карпат до Дуная, но всю длину его теченiя по древней Паннонiи - эта Русь едва удостоивалась мимоходнаго упоминанiя в предисловiям к Русским исторiям. Доходило даже до того, что сознанiе нашего кровнаго родства и единства с Юго-Западными нашими cоименниками, - сознанiе столь ясное и живое, как, напр., во время Герберштейна, который всЪх Руссов признавал и называл Руссами - затмевалось совершенно в новЪйших бытописателях, впрочем достойных всякаго уваженiя своею ученостью и добросовЪстностью. Причина тому, очевидно, заключалась в ложном предубЪжденiи, распространенном венгерцами, а вслЪд за ними и другими европейскими историками, кои, с нелЪпых слов безымяннаго нотарiя короля БЪлы, повторяли в один голос, что Руссы венгерскiе увлечены за Карпат из нашей украины мадьярами, которые потом бросили их, как безполезную тягость, при порогЪ своего распространенiи в Паннонiи. ЗатЪм еще позднЪйшее переселенiе Феодора Корiатовича - из Подолiи в Мункач - считалось второю эпохою, с которой Закарпатье наполнилось Россами. При таких предположенiях понятно, что пребыванiе нынЪшних русняков в Венгрiи признавалось недостойным занимать мЪсто в древней исторiи и археологiи народа Русскаго -.
- Я был точно того же мнЪнiя, пока не познакомился лично с венгерскими русняками, с мЪстностью их настоящих жилищ и окружных стран, с преданiями, искони существующими у карпато-руссов, равно как и с преданiями самых венгерцев и других окрестных народов, в их полнотЪ и чистотЪ, из самых источников. Напротив того, теперь я убЪдился вполне, неопровержимыми доказательствами, что русская стихiя простиралась на Юго-Запад, по обЪ стороны Карпата, вплоть до Дуная, задолго до вторженiя мадьяр в Паннонiю; что мадьяры: не привели сюда с собою руссов, а нашли их здЪсь, осилили, расположились жить и господствовать меж них, и таким образом разорвали то непосредственное сосЪдство, в котором руссы, по свидетельству и наших отечественных, и чужих преданiй, находились нЪкогда с сербами, хорватами и славяно-чехами. Доказательства, на коих основалось мое переубЪжденiе, суть: историческiя, этнографическiя, топографическiя и даже лингвистическiя. На сей раз упомяну об одном, у нас едва-ли извЪстном фактЪ, но котораго важность чрезвычайна; в Трансильванiи, в сокровеннЪйших ущельях Карпата при истокЪ Ольты, между румынами, мадьяро-секлерами и саксами, находятся деревни, которыя по cie время называются Русскими, жители которых, на памяти нынЪ живущаго поколения, говорили между собою - по-русски -, т.е. Карпато-Русинским, или что то же малороссiйским языком! Никто не знает и не помнит, каким образом и когда образовались здЪсь эти оазизы: они, очевидно, отмыты от родного материка приливом мадьяров и нЪмцевъ. Что можно сказать против этого живого вопiящаго свидЪтельства? -
- Какой новый свЪт открылся мнЪ, когда я под моею путническою ногою ощутил вездЪ слЪды старой самородной Русской жизни на этом забытом нами пространстве Южно-Славянскаго мipa. Начало нашей исторiи, происхожденiе и смысл нашей древней лЪтописи, разлитiе благодатных лучей христiанства в нашем ОтечествЪ, путешествiе к нам церковно-славянскаго языка, имЪвшаго столь существенное влiянiе на наше умственное и литературное образованiе: всЪ эти пункты, болЪе или менЪе загадочные, болЪе или менЪе сумрачные, прояснились. Я понимаю теперь, как наш достопочтенный Нестор мог говорить о разселенiи Славяно-Россов на сЪвере с Дуная: это взял он не из преданiй отдаленной древности, как думают обыкновенно, но из живого нагляднаго познанiя При-дунайской стороны, которая в его время, без сомнЪния, еще ощутительно трепетала чистою Русскою жизнью. Я понимаю даже сказку о KiЪ, основателе Кiева, которую многiе из восторженнЪйших читателей древняго лЪтописца считают басней, вымышленною из патрiотическаго хвастовства. Понимаю известный список Русских городов дальних и ближних, сохранившiйся при нЪкоторых наших Летописях: эту загадку Сфинкса, которая до сих пор не находила еще счастливаго Эдипа. Понимаю образованiе древней нашей Iepapxiи, пугающее изследователей своею темнотою и недостовЪрностiю и пр. и пр. -.
Блестящая по формЪ изложенiя и глубокая по мысли статья проф. Н.И. Надеждина не устарЪла еще и теперь, хотя со времени появленiя ея в печати прошло около ста лЪт. Если не быть особенно придирчивыми к неточностям терминологiи (напр., причисленiе карпато-россов к южным славянам (?), употребленiе совершенно чуждаго правилам русской грамматики прилагательнаго -русинскiй-, наконец, необоснованное и излишнее обилiе таких выраженiй, как руссы, русняки, карпато-руссы или карпато-русины - вместо одного, единственно научно-вЪрнаго, наименованiя - pyccкie, Русь), то статья проф. Надеждина заслуживает перепечатки во всЪх хрестоматиях, введенных в русских школах. Кстати отмЪтим, что автор всюду пишет Карпат (наподобiе Кавказ, т.е. исключительно в единственном числЪ), а не Карпаты (сравни Альпы), как принято, большею частью, теперь; кромЪ того, у него везде видим начертание - украина (с малой буквы) в смысле географической окраины Руси, а не этнографическаго понятiя (какое придали украинофилы этому слову с 1860-х годов).
После H.И. Надеждина вопроса о русском имени на Карпатах касались: академик А.А. Куник, акад. В.И. Ламанскiй, немецкiй ученый Рэслер, акад. В.Г. Васильевскiй, проф. А.А. Кочубинскiй и акад. Ф.И. Успенскiй.
Проф. И.П. Филевич в своем сочиненiи Угорская Русь и связанные с нею вопросы и задачи русской исторической науки (Варшава. 1894г.) характеризуют всЪ эти попытки выясненiя руоскаго имени Угорской Руси следующим образом:
Все это только отрывки и наброски: ничего не только цЪльнаго, но даже сколько-нибудь опредЪленнаго. В теченiе полувека послЪ Надеждина разработка занимающаго нас вопроса, собственно говоря, не подвинулась ни на шаг. Русская мысль боролась с норманистами под знаменем Руси поморской, роксолан, скифов и, наконец, готтов. Угорская Русь ни разу не выступала на сцену прямо, но несомнЪнно всегда скрывалась за кулисами, смущая своим именем спокойствiе всЪх названных ученых партий, к рЪшительным или умЪренным сторонникам которых принадлежат у нас в настоящее время все представители русской исторической науки. Во взглядах на Угорскую Русь ученые до сих пор колеблются между двумя противоположными взглядами: ак. Куника с одной и Надеждина с другой стороны. Существенная разница обоих взглядов заключается не в научном их обосновании, а так сказать, в научной обстановке и, пожалуй, в тоне, весьма рЪшительном у норманистов, весьма робком у их противников. Упоминанiя об Угорской Руси находят, как мы видели, место лишь в примечанiях. Спецiальнаго изследованiя, посвященнаго вопросу о русском имени на Карпатах нЪт, и ученые упоминают об этом только по случаю, попутно (с.11-12).
С исчерпывающей полнотой этот же вопрос проф. И.П. Филевич разобрал в своем труде Исторiя древней Руси (Варшава, 1890г.), посвященном выяснению - связи Руси Карпатской с остальным русским мiром (с.23).
Мы нарочно подробно остановились на вопросах, изложенных в первых двух параграфах сочиненiя А.В. Духиновича, так как они касаются основных задач русской исторической науки...
Ф.Ф. Аристов. Карпато-русскiе писатели. Александръ Васильевичъ Духновичъ. Ужгородъ. Типографiя Школьной Помощи. 1929; более подробно см. Русский архив. М., 1914, N5, кн.2, с.144-155. Значение А.В. Духновича, какъ угро-русскаго историка)
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_299.htm
http://www.ukrstor.com/aristow.html
Истинная история карпато-россов или угорских русинов. Издана народолюбцем Александром Духновичем. 1853
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=6&manuscript=089&pagefile=089-0001


Исторический вестник. 1914(8) - Основан А.С. Сувориным и С.Н. Шубинским в 1880г.

Д.Н. Вергун. Россия и Славянство
Исторический час славянства пробил! Неожиданно и незаметно судьбе было угодно поставить на весы истории всю нашу племенную проблему.
Вопрос поставлен не только о праве России на покровительство освобожденных ею единокровных и единоверных балканских славян, но и о сохранении ею места в сонме независимых великих держав.
Обьявление войны России со стороны Германии и Австро-Венгрии - это начало всемирной расовой борьбы, какой еще не видел свет. Пангерманизм желает свести счеты с идеями панславизма. Он пытается отстоять сомнительные притязания свои на гегемонию во всем человечестве.
Идея обьединения славян на свободных союзных началах является единственною серьезною преградой торжественному шествию пангерманизма по всему земному шару. Это последний оплот расового равновесия во всем человечестве. Это вернейший залог свободы не только России и славянства, но и залог защиты восточных народов от хищнической эксплуатации западно-европейским и американским капитализмом и охраны Европы - от воинственных набегов азиатских масс.
Славяне без России не могли бы существовать, так как их давно задавила бы германская волна, как она залила уже прибалтийских, полабских и часть славян подунайских (в верхнем течении этой бывшей главной артерии славянства). И России без западных и южных славян гораздо труднее было бы выдержать германский натиск на Восток. Сознание славянской взаимности это плод не только племенных чувств, но и глубоко понятых обоюдных реальных интересов.
Нарушение равновесия в человечестве нападением Германии на Россию быдл сознано и в Западной Европе и отсюда выступление Великобритании.
Весь нынешний уклад на земном шаре поставлен теперь на карту!
***
Славяне, заняв самое безпокойное место на огромном европейско-азиатском материке, Сарматскую и Дунайскую равнины, путем чрезвычайных усилий сохранили свое место под солнцем. Непрерывные набеги германских племен с севера, кельтских - с запада, монгольских с востока и германских с юга были ими с кровавыми жертвами отбиты. Они, правда, не сохранили всех занятых ими вначале земель - современное прусское могущество и выросло из кладбищ прибалтийских славян, - но, принужденные постоянно отбиваться от чужого натиска, раздвигали, с целью облечения самообороны и сохранения ядра, постепенно рубежи своей земли, впитывая в себя незаметно множество народностей всех племен.
Вследствие этого современное славянство представляет собою, по разнообразию органически растворенных в нем народов, такой слитный тип, какому нет равного в Европе и подобие которого можно найти только в типе современного американца.
К основному славянскому началу - мирному трудолюбию и уживчивости - привилось в течение веков начало варяжское - германской предприимчивости, затем начало византийской этичности (вследствие принятия тремя четвертями всего племени православия из Царьграда), римской юридичности в эпоху новейших преобразований, наконец, и начало монгольское - мировой всеобьемлемости.
Только благодаря созданию такого слитного культурно-исторического типа славянство могло распахать под земледельческую культуру такую огромную площадь на европейско-азиатском материке, как пространство от Гамбурга (в X веке славянского Богбора) и Венеции с одной и до Владивостока и Сахалина с другой стороны. От 10-го и до 180 меридиана восточного полушария и от 40 параллели до 80-ой северного полушария земли в топогро и гидрографических названиях находятся живые свидетели колоссальной славянской культурной работы.
И в настоящее время все плоды этой работы поставлены на карту войны. Размах славян, распространявшихся, как всякий организм, по направлению наименьшего сопротивления на азиатский Восток и теряющих постепенно земли на европейском Западе, дал им возможность находиться теперь, сравнительно с другими расами, в лучших условиях относительно количества земли. Это-то и является настоящей причиной новейшего германского набега на нашу землю, предпринятого по мановению императора Вильгельма II.
Распространяясь на восток, славяне теряли плодородные, впервые ими распаханные земли на побережье Балтийском, где ими создан в VII веке цветущий Ганзейский (Ганза-Уза) союз городов, и занимали нелюдимые и полудикие страны кочевников северной Азии. Здесь им снова приходилось производить самую трудную работу пала, корчевания и распашки для приготовления целины под земледельческую культуру.
Вот отчего немцы, улучшая производительность распаханных славянами земель, защищенные славянами от нашествия азиатских орд, достигли такого благополучия. Славяне же, изнывая в вечной борьбе с кочевниками и малопроизводительной первобытной работе, поныне находятся в сравнительно худших политических и экономических условиях.
Гипноз занятого пространства заставляет многих славян забыть то, что они потеряли в пользу немцев на западе, где обе нынешние немецкие столицы созданы на славянских костях.
Со времени организации немцев в устроенное государство Карлом Великим, славяне в продолжение одного тысячелетия потеряли в пользу немцев площадь земли в 8000 кв. миль с 40 миллионами нынешнего населения. В среднем славяне уступали ежегодно по 8 кв. миль немцам. За последнее столетие, век пара и электричества, потери эти до такой степени возросли, что, по вычислениям пангерманских политиков (Iенча, Реймерса), полное онемечение германских и австрийских славян могло быть достигнуто в два века, а онемечение России - столетия через три!
Вот что окрыляло немцев на предпринятую теперь борьбу со славянством. Вот что укрепляло их уверенность в низком уровне нашей расы. Славяне это - навозный народ (Dunger-Volk), по выражению Карла-Iенча, назем для немецкой культуры.
***
Успехи германизации познанских поляков, полный политический разброд австрийских славян, быстрые завоевания немецкой колонизации в России, виды которой усугублены, благодаря принятому в июле прошлого года берлинским рейхстагом закону о двойном подданстве, - вот что толкнуло их на эту предупредительную войну.
Император Вильгельм II позавидовал лаврам Наполеона I.
- В 1912 году я буду сидеть в Москве, и никто меня оттуда не выбьет! - должен был сказать он еще в 1902г. в ахенском офицерском собрании.
- Сначала тихою, сокровенною работой подготовим мы почву, затем выступим как избранное орудие Божия Промысла! - вещал он в своей речи в честь деда своего, возобновителя Германской империи, Вильгельма I Великого (Penzler, Die Reden Kaiser Wilhelms II, с. 240. Издание Reclam).
Эти речи доказывают, что мысль о нашествии на Россию у германского императора зрела давно. Тихою, сокровенною работой подготовлял он почву для нашествия на Россию. Какой прекрасный комментарий к тем событиям, которым все русское общество искало обьяснений накануне войны!
Вергун 4
...Однако Вильгельм II плохо, вероятно, изучал русскую историю. Если бы он вдумчивее отнесся к великой учительнице жизни, он бы заметил, что в начале каждого столетия Россия выдерживает натиск с запада и всегда с успехом отражает его.
Он вспомнил бы Ледовое побоище в начале XIII века, когда святой князь Александр Невский с кличем: Не в силе Бог, а в правде - разбил огромные полчища крестоносцев под предводительством Биргера Свейского. Три века подряд продолжалась борьба с Тевтонским орденом, пока соединенные славяне, русские, поляки и чехи, не разгромили тевтонского засилья под Зеленым Лесом (Грюндвальдом) в 1410 году.
Даже после этой победы, достигнутой смоленскими и черниговским полками, Русское государство не было избавлено от нашествия с Запада.
В 1511г. в битве под Оршей царь Василий III отстаивал против Литвы свои права на принятый титул - государь всея Руси.
Столетие спустя, вследствие прекращения дома Рюрикова и вследствие самозванческой разрухи, польский король Сигизмунд и его сын Владислав Ваза действительно завоевали Москву. Но не долго удалось им владеть ею. Избрание новой династии Романовых положило конец чужим притязаниям.
С тех пор Россия буквально каждое столетие переживала в самом начале века иноплеменное нашествие. В 1709 году западная культура сразилась с восточной под знаменем короля Карла XII шведского. Полтавская победа родила русско-славянский империализм.
Тщетно пытались сломить его французы в 1812 году, хотя им и удалось даже завоевать Москву, и затем в крымскую кампанию англичане, когда ими была устроена коалиция всей Европы против России.
Россия выдержала с честью и достоинством все эти наскоки и с Божьей помощью выдержит их и сейчас, когда опять гроссмейстер Тевтонского ордена, опоясавший себя великим мечом в Марденбурге еще в 1904г., повел свои полчища против нашего отечества.
Вергун 6
...Еще в Слове о полку Игореве превосходно выражена мысль о значении Карпатской Руси для всего русского народа. - Кто сидит на Карпатах, тот замыкает устья Дуная и распоряжается проливами.
Воссоединение Прикарпатской Руси диктуется поэтому вовсе не какими-нибудь корыстными целями, а целями этическими и стратегическими, целями самообороны. В Галиции был создан главный операционный базис против России. Там свили себе гнездо не только польские ягеллоновцы, мечтающие об воскресении, с немецкой помощью, исторической Речи Посполитой со включением в нее всей Бело- и Малороссии. Там дало буйные всходы семя мазепинства, созданное для расчленения единого и цельного русского народа, для разделения его на две, а, может быть, и на три отдельных части...
Д.Н. Вергун. Россия и Славянство. - Исторический вестник. 1914(8) - т.е. после обьявление войны России со стороны Германии и Австро-Венгрии. Журнал Исторический вестник основан А.С. Сувориным и С.Н. Шубинским в 1880г.
***
Слово объясняется через само Слово

Василий Никитич Татищев. Слово о полку Игореве

http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_401.htm
А.С. Петрушевич. Слово о полку Игореве. Древне-русское эпическое стихотворение из конца 12 столетия, Изд. Антоний Стефанович Петрушевич (1821-1913), Текст слова исправлен и разделен по стихам, Львов, 1887, с.74

***
Галичкы ОсмоМыслЪ ЯроСлаве!
Высоко сЪдиши на своемъ златокованнЪмъ столЪ.
Подперъ горы Угорскыи своими желЪзными плъки,
заступивъ королеви путь, затворивъ Дунаю ворота,
меча бремены чрезъ облакы,
суды рядя до Дуная.
Грозы твоя по землямъ текуть,
отворяеши Кiеву врата,
стрЪляеши съ отня злата стола салтани за землями.
СтрЪляй, господине, Кончака, поганого Кощея,
за землю Рускую,
за раны Игоревы,
буего СвятЪСлавлича!

Обращение к Ярославу Галицкому, пожалуй наиболее торжественное, почтительное и информативное из всех призывов...
По половецкому словарю (Codex Cumanicus) слово - солтан - означало знатного человека и в таком значении уцелело в крымско-татарском языке...
Автор, повествуя о бедах Руси и о радости ее врагов после разгрома Игоря, говорит о радости готских дев (375г.), которые - поют время Бусово, лелеют месть Шароканю. Речь идет о потомках остроготов, живших до позднего средневековья в Крыму и в Приазовье в соседстве с теми приморскими половцами, которые в 1185 году шли на Игоря - од Дона и от моря. Они были подвластны тогда внуку Шарукана Кончаку  
Б.А. Рыбаков. Петр Бориславич: поиск автора Слова о полку Игореве. М.: Из-во Молодая гвардия (1991)  
http://annales.info/rus/books/danilevsk.htm

Борис Александрович, давайте начнем с того, как вам удалось найти автора Слова о полку Игореве
- Работая над текстами сказаний Древней Руси, убедился, что почти все былинные сюжеты укладываются в хронологические рамки с IX по первую половину XIII века. Былины - это художественное осмысление народом конкретных исторических событий, историческая память народа. С таких же позиций я подходил к исследованию летописей. Результатом анализов, сопоставлений, статистических расчетов стал вывод: Слово - вещь подлинная, написанная по следам событий конца XII века в Киеве Петром Брониславовичем - боярином, который был на дипломатической службе и выполнял целый ряд поручений, в том числе был послом Киева в Галиче, лично знал многих князей.
Академик Рыбаков: Патриотизм - понятие неотвлеченное. Опубликовано в газете Красная звезда 11 марта 2000
http://old-ru.ru/obzor3.html
По просьбе Литературной газеты я успел еще встретиться с Борисом Александровичем незадолго до его кончины и на основании старых бесед и последнего разговора подготовить этот материал для наших читателей.
...
- А когда же вы увлеклись историей?
- Очень скоро я перестал ходить в школу на уроки, а стал посещать монастыри, детские библиотеки, пешком исходил (денег тогда не было, особенно не разъездишься) все окраины Москвы, подмосковные места: Кусково, Коломенское, конечно...Изучал архитектуру, читал - в детской библиотеке при большой Румянцевской (Ленинской) и при библиотеке Исторического музея. В общем, погрузился сразу в прошлое Москвы и Руси.
- Я заметил по тому, как вы листали журналы, вашу любовь к церквям. И вот вы рассказываете о детстве, о своих путешествиях в Кусково, Коломенское...Что вас влекло к церквям? Чувство красоты? Или возможность прикоснуться к прошлому?
- Нет, нет! Ничего ясного не было...Хотел знать Древнюю Русь.
- Но это была интуиция?
- Да, это была интуиция. Я самому себе не объяснял.
- А может быть, это и было предопределением?
- Конечно, это было какое-то предопределение. Весной 1922 года директор детского дома подозвал меня к себе и строго сказал: Как дела в школе? Ничего? А ты знаешь, что ты остался на второй год? Так вот, ты остался!
Я приналег на все. Математика мне давалась легко. Биологию я любил. Историю - тем более. С языками - немецким и французским - у меня было все благополучно, географию я тоже знал. Мы с отцом во время первой мировой войны расставляли на карте флажки разных стран в зависимости от колебаний фронта. Все одно к одному шло. Целое лето я прозанимался как следует и перешел не в свой класс, а через класс. В общем, я учился в школе два года. Когда закончил учебу, мне было пятнадцать лет.
- И пытались поступить в университет?
- Нет. Я был шестнадцатилетним мальчишкой принят в институт Брюсова. Но скоро понял, что среди тридцатилетних студентов-фронтовиков, журналистов мне не место.
- И пошли работать агентом по распространению Рабочей газеты на Серпуховской площади?
- Когда мне исполнилось восемнадцать лет, я поступил учиться в МГУ на историко-этнологический факультет. И посещал также лекции на филологическом.
- А еще через год вы уже написали свою первую работу О раскопках вятических курганов в Мякинине и Кременьи в 1927г., которая была опубликована в сборнике студентов археологического кружка 1-го МГУ.
- Древние вятичи жили под Москвой. Студенты раскапывали эти курганы ХII века. А я в то время был редактором студенческого журнала, который делался на гектографе тиражом в сто экземпляров. Все-таки! Один экземпляр до сих пор храню в своей библиотеке. После окончания университета меня посылали на Урал в Алапаевск, где не было ни приличного музея, ни каких-либо славянских древностей. Город не упоминается в старинных источниках России. В общем, это была своего рода ссылка.
- И что вы решили делать?
- Пошел в военкомат и попросился на срочную службу. Меня взяли охотно. И год пробыл в армии. Это была учебная часть - своего рода юнкерское училище. У нас читали лекции военные авторитеты: будущий маршал артиллерии Н.Н. Воронов и царский генерал Самойлов. Я с огромным удовлетворением и наслаждением вспоминаю это время. Был очень рад тому, что попал в конное подразделение. И даже потом стал начальником конной разведки.
- И конечно, ваш опыт общения с этими прекрасными животными как-то отразился потом на ваших изысканиях по Слову о полку Игореве?
- Я еще в университете изучил этот древнерусский памятник культуры. А на службе произошло наложение знания Слова с моими знаниями о коннице, всего: от ковки до рубки, от скорости передвижения до маршрутов.
- И тогда вы поняли, что комони - это боевые кони?
- Да! И я стал поверять одно другим: кавалерийскую практику и тамошний текст. Я выявил даже, что перемена ритма в поэме выражает разные аллюры конницы: то тихая рысь - в одном отрывке, то рысь обыкновенная - в другом отрывке (все это передается соответственными интонациями мужественного командирского голоса. В завершение Б.А. резко рубит рукой воздух. - А.П.) А вот это: заране во пяток потопташа поганые полки половецкие - карьер, аллюр четыре креста - скачка. Так что сам автор знал, видно, конное дело. Поэтому Слово для меня стало обязательным. Я был обязан все рассмотреть, разгадать тайны.
- И вам это удалось сделать на высочайшем уровне. Анализируя столетие с 1132-го по 1237-1241гг., названное вами эпохой Слова о полку Игореве, вам удалось сделать новаторский вывод, что тогдашние крупные русские княжества представляли собой самостоятельные государства. И почти в каждом княжестве был свой летописец. Один из них, боярин князя Изяслава, и был, по вашему мнению, автором знаменитой поэмы. Как встретила научная среда и журналисты вашу книгу - Петр Бориславич: поиск автора Слова о полку Игореве?
- Рецензий было мало. Мне показалось, что я изложил свою точку зрения аргументированно и ненавязчиво. Я не мог сказать, что было это так-то, но везде писал, что, вероятнее всего, было так.
...
- И последний вопрос: учит ли чему-нибудь история?
Борис Александрович достает фломастер и, улыбнувшись, пишет на листе бумаги зеленым - ДА
Анатолий Парпара. Академик Борис Рыбаков: Мир должен быть гармоничным во всем. Литературная газета, 2002
http://old.lgz.ru/archives/html_arch/lg122002/Tetrad/art11_1.htm
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_593.htm

***
Размеры брошюры не позволяют автору коснуться подробнее многих из приведенных фактов. Задача наша сводилась не к обсуждению их, а к простому изложению из немецких первоисточников. Собранные цифры и данные, иллюстрируемые приложенной картой, вопиют к славянскому сознанию. Встряхнут-ли они хоть несколько нашу губительную безпечность? - вот вопрос!.. Вена, в начале 1905
Д.Н. Вергун. Немецкий Drang nach Osten в цифрах и фактах. Вена. 1905
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_708.htm
Из стихотворений Д.Н. Вергуна
Из стихотворений Д.Н. Вергуна

Маёвка 1906

Размаилась Россия
В зеленый убор -
Позвала на маевку
Народный Собор.

Разшумелась вольготней
На пахоти ярь -
Вечевой перезвон
Гудит, как и встарь.

Расцветились знамена
В лазури небес -
И поют: Бог Свободы
Взаправду воскрес!

С цветом белым и синим
Зардел красный флаг -
Символ мира и лада
И волюшки стяг...

С Волги, Дона, Урала,
Словуты-Днепра,
Гости думные едут
Для Руси добра.

Только сбор-то не полон -
Где-ж думцы Карпат?!
Вспомнит-ли об изьяне
Ликующий брат?!

Научно-литературный сборник. Повременное издание Галицко-русской Матицы. Под редакцией Б.А. Дедицкого. 1906, т.5, книга вторая, Львов
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_676.htm

Взгляд
М.Ф. Глушкевич. Взгляд на прошлое, настоящее и будущее Прикарпатской Руси в связи с великой войной
взгляд 4.5
...Что касается России, то намеченный исход войны призван осуществить ея национальные и государственные задачи, заключающиеся в благоприятном разрешении вопроса проливов и в обьединении всех частей русского народа.
Присоединение всей Прикарпатской Руси к России - неизбежная историческая национальная задача - ея, требует, как вопрос национального достоинства, самой решительной и прямолинейной политики.
Для верного понимания и успешного достижения этой исторической цели достаточно хотя-бы беглого знакомства с природой, с главными моментами истории и с развитием национально-политической мысли России и тесно связанной с нею в этих, да и во многом других отношениях Прикарпатской Руси.
Природа Прикарпатской Руси
По своей природе Прикарпатская Русь, в особенности Галичина и Буковина, с их черноморской растительностью и русским, континентальным климатом, являются органической частью Восточной Европы. В географическом отношении восточная (русская) часть Галичины и северная (русская) часть Буковины принадлежат к России, представляют собою продолжение великой русской низменности, оканчивающейся у подножия Карпатских гор. Этот географический факт до того ясен, что северо-восточный угол Галичины, прилегающий к Волынской губернии, называется Галицкой Волынью, юго-восточная же часть ея - Галицким Подольем. Равным образом Подольская или Авратынская возвышенность, наполняющая своими отрогами большую часть восточной Галичины, уходит далеко на восток в пределы России, в губернии: Волынскую, Подольскую, Киевскую, Екатеринославскую, Бессарабскую и Херсонскую. Реки русского Прикарпатья принадлежат к бассейнам Черного и Балтийских морей, входя в систему русских рек.
История Прикарпатской Руси. Галичина: древнейшие известия
Верховья этих рек - путей, славянского расселения и были обще-славянским гнездом, были колыбелью русского народа. Отсюда, с Карпатских гор, славяне стали с 7в. расходится в разные стороны по долинам славянских рек: на юг ушли балканские славяне, на запад чехи, моравы. поляки. Дольше других здесь остались русские славяне, из которых часть (поляне, древляне, дреговичи) пришли в последствии на Днепр, часть же (северяне, радимичи, вятичи, кривичи), постепенно разселяясь, дошли до озера Ильмена, до верховьев Оки и Волги. У оставшихся на месте русских славян хорватов, дулебов, бужан, волынян история застает уже в 6 в., когда еще не было Киева, большой военный союз. В 907г. вместе в другими, обьединенными Олегом, племенами, хорваты участвуют в его удачном походе на греков. Это их участие - доказательство, что уже тогда область Прикарпатья составляла с областями Приднепровья не только в политическом, но также и в национальном отношении одно целое...
взгляд 6-7
...
взгляд 20-21
Национальная статистика
Австрийская перепись 1910г. установила в Галичине 3.208.092 русских. Из этого числа приходится 3.075 468 человек на область к востоку от р. Сяна, 136.624 человека на территорию западнее Сяна, где русские составляют сплошные группы в уездах: Новый Санч, Кросно, Грибов и Горлицы. Некоторые исправление в эти цифры, явившиеся в результате известных политических тенденций как центрального венского, так и краевого польского правительства, вносит данные переписи о вероисповедном составе населения: униатов, совпадающих с русскими, католиках, почти совпадающих с поляками, и евреях.И так восточнее Сяна униатов, т.е. в действительности русских было 3.221.167 (61.1%), так что и общая цифра русского населения в Галичине в действительности значительно превышает цифру официальной статистики. Число поляков, живущих в восточной (русской) части Галичины, по той же статистики достигает 1.944.270 человек, но эта цифра, в свою очередь, значительно преувеличина, так как в нее включена значительная часть евреев и немцев. Все поляки в Галичине - католики, а число последних в восточной Галичине по той же статистике выражается только цифрой 1.210.383, причем в нее входит немалое число католиков русской национальности.
Причиною значительного процента поляков, в восточнойй Галичине является сильное выселение русских из за политического и экономического гнета в Америку (9%) и вселение на их место польских колонистов из западной Галичины, наплыв туда, из той-же западной галичины, а равно из других польских земель поляков чиновников и частных служащих, людей свободных профессий и рабочих.
В Буковине русского населения насчитывается свыше 300.000 человек, в Угорской Руси до 600.000 человек.
Естественный прирост русских очень велик и постоянно повышается, доходя в последнее время до внушительной цифры 16.90 на 1.000 человек.
взгляд 22-23
Обьединение всех русских племен - национальный идеал России
Обьединение всех русских племен, представляющих один народ с общим происхождением, с одними традициями, с одним языком, но раздавленных злою судьбою, является заветной идеей русской нации в ея целом. Эта идея, на протяжении всей 1000-летней русской истории служившая главным содержанием не только национального сознания всех русских племен и земель, но также политической программы всех исторически слагавшихся культурно-политических центров, должна сделаться усилием всего русского общества, всего русского народа и созданного им государства, она должна быть самой нацией поставлена во главу угла национально-политической проблемы Великой России. Одухотворяющее начало общественно-политического развития русской нации, - она в то же время одна из важнейших историчских задач ея, священный завет, за исполнение которого в настоящий момент, небывалый по благоприятствующим ему условиям, все современные русские люди, вся Русь ответственна перед грядущими поколениями, перед историей. Вот почему она, изначальная и основная, общая всему русскому народу, всем племенам и землям его, всем векам его истории, прошлой, настоящей и будущей, требует безусловной выдержки, требует самых решительных, неуклонных и последовательных усилий, которые, естественно, должны подавить обывательские чувства и переживания, все временные, условные, партийные и сословные разницы.
Если даже оставить в стороне национальный мотив, окажется, что присоединение Прикарпатской Руси к России должно явиться удовлетворением важнейших интересов и насущных потребностей русского государства. Прикарпатская Русь необходима России по строго государственным соображениям, каковыми являются соображения стратегические, политические и общекультурные.
взгляд 24-25
...
Знаменщица Русского Народа
Ростом как духовной так и материальной культуры Прикарпатская Русь обязана исключительно только собственным силам. В этом отношении, при самых неблагоприятных условиях, она сделала все, что только сделать была в силах. Что выше и ценнее всего, она, безмолвная и забытая, сохранила свою русскую думу, свой национальный облик. Настоящей войной она поставлена на поворотном пункте своей истории.
Измученная и истерзанная, претерпев до конца страдную седьмицу веков, верная знаменщица Русского Народа, она вся внялась в слова его предречения: Да будем во веки едина.
Счастливы те, кому на долю выпадут честь и историческая заслуга исторгнуть у покоренного врага окончательное державно-правовое признание великой истины этих великих слов.
Сила духа и государственный разум призваны решить будущую судьбу Прикарпатской и всей Руси в их единстве и свободе.
М. Глушкевич
М.Ф. Глушкевич. Взгляд на прошлое, настоящее и будущее Прикарпатской Руси в связи с великой войной. Ростов-на-Дону: изд. А.Г. Батыкого на складчину ростовских Карпаторусских беженцев, 1917, 32с.
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_673.htm
Обращение
Осенью 1944 года советские войска освободили многострадальный край от немецких и венгерских оккупантов. Настал момент, когда Карпатская Русь смогла воссоединится с Русью Державной.
Собственно, переход Карпатской Руси в состав исторической России, носившей тогда название СССР, начался еще осенью 1944 года, сразу после освобождения края советской армией. Самое замечательное заключается в том, что Карпатская Русь присоединилась к СССР действительно добровольно, в результате поистине всенародного выбора  
Валерий Разгулов. Подвиг архимандрита Алексия Кабалюка. Газ. Карпатская панорама (г. Берегово), 18 авг. 1996
В 1944 году Алексий Кабалюк становится инициатором и вдохновителем Православного съезда, который состоялся 18 ноября в Мукачево. Его делегатами были 23 православных священника, известные ученые и общественные деятели Георгий Геровский и Петр Линтур. Съезд принял обращение к Сталину, которое подписали: игумен Феофан Сабов, заместитель епископа и администратор Мукачевско-Пряшевской епархии; архимандрит Алексий Кабалюк, настоятель Свято-Никольского монастыря; протоиерей Димитрий Беляков, член Высшего Духовного суда епархии; священник Иоанн Кополович, секретарь епархиального управления; прфессор Петр Васильевич Линтур. В этом послании говорилось:
Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпаторусская Советская Республика.
Желания и мечты наших предков были всегда, чтобы наша область за Карпатами, заселенная русинами, т.е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси. Но наши поработители всегда тому препятствовали. Таким образом, мы целые столетия оставались в германо-венгерском рабстве вплоть до1919 года.
В 1919 году на мирной конференции наша область, именуемая Карпатская Русь, согласно Сен-Жерменскому договору, на автономных правах, была присоединена к Чехословацкой республике. Уже тогда нашу область признали Карпатской Русью, ибо здесь живет искони русское племя. Сам народ именует себя карпаторусс, русин, т.е. Руси-сын, вера русска, жена русска, мама русска и т.д. С названием Украина наш народ был познакомлен только под чешским владычеством, после Первой мировой войны, и то интеллигенцией, пришедшей из Галичины. Этих галичан само чешское правительство призвало в Карпатскую Русь и их идеологию, за все время существования Чешской Республики, серьезно финансировало…
Очень интересно, что галицкие шовинисты избивали карпаторусское население и его интеллигенцию и говорили: Кацапи, маскали, вам мисто у Москви, у вашего Сталина -. Мадъяре при избиении нас тоже говорили: Муско, комуништо, иди в Москву к твоему Сталину.
Карпаторусский народ с великим терпением и болью сердца переносил все это, ожидая своего спасения именно от Москвы...
Наш народ-русин - Руси-сын…Наша русскость не моложе Карпат...Только тем и можно объяснить эту несказанную радость при встрече русской Красной армии…
Наученные горьким опытом, мы решительно заявляем, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь нашего народа может успешно развиваться только в пределах великого, родного нам Советского Союза, и ни в коем случае не в каком-либо чужом государстве.
Чаша нашего терпения переполнена: довольно игрались нами наши недруги, бросая нас из рук в руки.
ВОЛЯ КАРПАТОРУССКОГО НАШЕГО НАРОДА: ХОТИМ РАЗ И НАВСЕГДА СВЯЗАТЬ СВОЮ СУДЬБУ С СУДЬБОЮ НАШИХ СОПЛЕМЕННИКОВ В СССР и то определить нам Карпаторусскую Советскую Республику от Ясиня до Попрала и от Ужка до Доброчина (Дебрецена). Выражая великую радость и глубокую благодарность по поводу освобождения Великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Маршалу Сталину и Красной Армии, мы просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза.
В Мукачеве дня 18 ноября 1944 года.
Кирилл Фролов. Валерий Разгулов. Идеал русского национализма. Святой Алексий Карпаторусский чудотворец. (2001)
http://www.zlev.ru/19_4.htm
А когда в декабре 1944 года православная делегации, в составе которой был и архимандрит Алексий Кабалюк, на встрече с Патриархом Алексием в Москве ещё раз напомнила: Мы решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России-. А.Ю. Геровский по этому поводу из Нью-Йорка отправляет письмо Сталину. В нём он обращается к вождю всех народов: Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Защитите её. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удержавшееся в течение тысячи лет на юго-западных склонах Карпат, было стёрто с лица земли в момент величайших побед русского оружия. Спасите русский край, который русские учёные (профессор Ключевский) считают колыбелью русского народа. Русская история Вам этого никогда не забудет (Путями истории Т II, с.289).
Ответа не последовало. Впрочем, что мог сказать Сталин, когда маховик насилия был запущен на всю мощь.
Олег Александрович Грабарь, редактор сборника Путями истории по этому трагическому поводу писал: Каким-то непостижимо нелепым кажется исторический акт уничтожения исконно русского облика населения Закарпатской Руси, насильственно обращенного в украинцев…Пусть Леонид Ильич Брежнев не будет в обиде на автора, что он напомнит ему, произошло это в присутствии его, Мехлиса, Тюльпанова, Вайса, Иткина, Давидовича и других представителей советской власти, достаточно образованных, чтобы понять чего они лишают край, лишая его многовековой традиции и выступая на ролях глушителей русскости (там же с.245-246).
К счастью, с годами идеи, о которых шла здесь речь, не канули в Лету. Будущее же Подкарпатской Руси мы видим в тесном и братском сотрудничестве с Россией.
Валерий Разгулов. Сподвижник архимандрита Алексия Кабалюка - Алексей Геровский (доклад на международной конференции в Ужгороде 8-9 мая 2003)
http://www.ukrstor.com/ukrstor/razgulow_gerowskij.html
29 июня 1945 года был подписан договор между СССР и только что освобожденной нами Чехословакией, по которому к нашей стране переходила Карпатская Русь. К сентябрю были ликвидированы чехословацкие органы власти. 22 января 1946 года была образована Закарпатская область в составе Украинской ССР. Была также ликвидирована уния и русины возвратились в православие.
Увы, не все получилось так, как мечтали многие поколения борцов за единство Руси. Дело было, разумеется, не в том, что Закарпатье составило не союзную республику, а стала лишь обычной областью. Самым трагичным было то, что Закарпатье было отдано Украине. Все русины были переименованы в украинцев, во всех школах - мова - стала обязательным предметом. Русинское движение было поставлено вне закона. Тысячелетняя героическая борьба за сохранение русской идентичности закончилась поражением и украинизацией именно с воссоединением. Таков парадокс политики Сталина - воссоединилась историческая Россия, но попутно было сделано то, что за многие века не смогли сделать венгерские феодалы, австро-венгерские власти и униатская церковь.
Сергей Лебедев. Карпатская Русь. 2014
http://ruskline.ru/analitika/2014/02/04/karpatskaya_rus/
А. Геровский. Письмо Д-ра Геровского Сталину от 10 янв. 1947. Свободное слово Карпатской Руси, 1973, март.-апр. 3-4 (169-170), с.8-9 - ответа не было

...Мы никак не можем понять, почему после блестящих побед русского оружия и потоков русской крови, пролитой в русских Карпатах, русские жители этого края должны оставаться на положении второразрядных граждан в чужом им государстве?

Я обращаюсь к Вам, от имени сотен тысяч карпаторусских эмигрантов в Америке, а также и от имени наших братьев в старом крае, в Европе, которые не могут высказаться.
Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Защитите её. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удержавшееся в течение тысячи лет на юго-западных склонах Карпат, было стёрто с лица земли в момент величайших побед русского оружия. Спасите русский край, который русские ученые (профессор Ключевский) считают колыбелью русского народа. Русская история Вам этого никогда не забудет.
Меры, которые следовало бы принять для спасения западной части карпатской Руси, по моему мнению, следующие:
1) Западная часть Карпатской Руси должна быть выделена из Словакии, при чем границей между Словакией и Карпатской Русью должен считаться водораздел между реками Вагом и Гроном с одной стороны, и реками Попрадом и Горнадом с другой;
2) Западной части Карпатской Руси должна быть предоставлена территориальная автономия по образцу автономии Словакии;
3) окатоличенная и лишившаяся своей русской национальности часть жителей западной части Карпатской Руси должна бы быть переселена в обезлюдевшие, вследствие изгнания свыше 3-х миллионов немцев и мадьяр, части Чехии и Словакии и освободившиеся таким образом земли в западной части Карпатской Руси надо бы передать безземельным и малоземельным карпаторусским крестьянам
Свободное слово Карпатской Руси, 1973, март.-апр. 3-4
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_736.htm
Вопрос - А как вы сейчас оцениваете положение на Подкарпатской Руси?
Разгулов - Столетиями из нас пытались вытравить православие и русскость. Австрийцы и мадьры, оуновцы и волошинцы, нацисты и коммунисты - огнем и мечом, ложью и лукавым умолчанием.
Неужели Вы думаете, что эти колбасники и жлобы из некоторых кабинетов в Киеве и всяких львовских газеток, образованщина из Руха и бандиты из УНА-УНСО способны сломить наш дух. Вспомним, когда в 30-е годы солнце русского национального возрождения засияло над Карпатами, ситуация была намного хуже чем сейчас. Так - что я оптимист. И самое главное, что я не один. Вы только посмотрите, сколько у нас по-селам строятся церквей в московском стиле, с куполами-луковками. Такие вещи не делаются из под ранжира, следовательно это глубоко органично. А, где ныне живут самые стойкие приверженцы карпаторусской идеи? Это простые сельские священники, это люди, живущие в карпаторусских села, и среди них есть действительно выдающиеся личности. Приведу примеры. Настоятелем знаменитого Св.Никольского монастыря в селе Иза архимандрит Стратоник является воплощением карпаторусского самосознания, которое выдержало серьезнейшие испытания. Он вырос в семье сельского священника, где преклонение перед Россией было законом. Отец всю свою жизнь ждал прихода русских войск. В 1944г., будучи уже пожилым человеком, он вместе с будующим отцом Стратоником, тогда еще ребенком, вышел встречать нашу армию. Какой же был у него удар, когда он услышал от отравленных атеистической пропагандой русских солдат матерную брань в свой адрес. Затем началась теперь уже большевистская украинизация карпатороссов, когда были уничтожены все русинские школы, за слово русин десятки тысяч людей попадали в концентрационные лагеря, где они проходили курсы украинизации. В 1959г., после службы в армии отец Стратоник решил посвятить свою жизнь Церкви и отправился в один из карпаторусских монастырей, который через несколько месяцев был разогнан - начался новый этап борьбы с Православием, который возглавил человек, который после Великой Отечественной войны являлся главным украинизатором Закарпатья, а затем - дарителем русского Крыма Украине - Никита Хрущев.
Интервью с главным редактором газеты Карпатская Панорама Валерием Разгуловым 25.10.2000
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_672.htm

Открытое обращение к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину.  
Глубокоуважаемый господин Президент Российской Федерации!
(опубликованно не позднее 16 марта 2014)
Обращаемся к вам - Президенту великой страны, страны - которая облачена договорными обязательствами с нашей страной, не являлась и не является ангажированной на колониальное порабощение Украины, а наоборот, на ее восстановление, стабильность и единство.
Мы всегда чтим очень высокий уровень цивилизационных ценностей (образование, наука, занятость, стабильность и социальные блага для русинов) которые были принесены братским русским народом в Подкарпатскую Русь с осени 1944 года, и уничтожены на Украине за последние 22 года.
Экстренность этого Обращения вызвана незаконным захватом власти националистами Галиции и в прилегающих к Закарпатью областях. В настоящее время над Закарпатьем, как последним западным оплотом Русского Мира, нависла опасность беспредела галицких националистов. Депутаты Закарпатского областного совета, купленные кланом прогалицких нацистов Балог, проголосовали 29 января 2014 года за упразднение законной власти Украины в Закарпатской области.
Официально, действующая украинская власть и Конституция Украины с обеда 29 января 2014 года перестала существовать под Карпатами и автоматически вступает в силу неуничтожимый автономный статус Подкарпатской Руси. Очевидно, что власть в Закарпатье захвачена насильственно, под вывеской - несения демократических европейских ценностей и преобразований.
Началась гуманитарная катастрофа для русинского народа и всех жителей Закарпатья от рук галицких нацистов и местных коллаборационистов. Захватчиками официально все государственные органы правопорядка подчинены ими созданной так называемой неконституционной Народной Раде Закарпатья. Назревает возможная новая трагедия с массовым уничтожением русинов, как это случилось 100 лет назад в австрийских концентрационных лагерях смерти в 1914 году (Терезин, Талергоф) и в 1939г. (лагерь Думен, близ Рахова). Подкарпатская Русь - земля, где сконцентрировано управление энергетическими узлами Российской Федерации и Украины насильственным путем перешла под управление клана Балог и их приспешников из Галиции.
В этой ситуации Правительство Подкарпатской Руси, Русинская общественность, просит Президента РФ, в духе братских договоренностей с Украиной, (которой сегодня, по причине разрушения ее галицкими нацистами, почти нет), произвести миротворческую операцию, на краткий период - и возобновления досоветского статуса Республики Подкарпатская Русь.
Советско-украинское название с 26 ноября 1944 года - Закарпатская Украина. Наличие результатов референдума 1 декабря 1991 года, как политической воли нашего народа поддержать восстановление русинской государственности и заставило нас написать это обращение к Вам, господин Президент. Оно опирается на Решения 2-го Европейского Национального Конгресса Подкарпатских Русинов от 25 октября 2008г., Акта провозглашения воссоздания Республики Подкарпатская Русь, избрания русинского национального Правительства Подкарпатской Руси и Решений Первого Всемирного Конгресса Подкарпатских русинов 25 04 2009г. в чешских Пардубицах.
Последний международный правовой Акт волеизъявления нашего народа в СССР - УССР - это Законный (согласно «Закона УССР о республиканских и местных референдумах» от 1991 года) местный референдум-плебисцит в Закарпатье 1.12 1991 года Уже 22 года результаты референдума - признанный Акт, легитимный документ, который выражает волю народа Закарпатья.
Его поддержало большинство народа (на 76,8%), где юридически указано что Закарпатье - специальная самоуправляемая территория, как субъект (международного права), не входящий в иные территориально-административные образования - что значит - автономии в составе Украины. Сегодня русины края не хотят входить в состав такой Украины, где назревают галицкие нацистские беспорядки, угрожающие русинам этническими чистками.
Мы, русины, как и все жители Закарпатья, имеем все международные правовые основания обратится к Вам, господин Президент, для признания восстановленной государственности Республики Подкарпатская Русь, проведения на это время миротворческой операции и нейтрализации галицкого нацизма в Закарпатье. Миротворческая роль России в мире чётко прояснилась при решении сирийского кризиса. Верим, что миротворческая роль Российской Федерации на Украине будет также успешной и в интересах страны.
С уважением премьер министр Республики Подкарпатская Русь,
координатор Сетевого Русинского Движения Пётр Гецко

http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_749.htm
с.24
с.16
с.43
с.28
Национальный костюм - надежная защита от растворения в иноплеменной стихии
С.К. Маковский. Народное искусство Подкарпатской Руси. 1925. Из-во Пламя, Прага (Выставка - Искусство и быт Подкарпатской Руси была открыта весной 1924г. в Ужгородском гражданском управлении)
http://www.twirpx.com/file/612727/
http://www.artrz.ru/download/1804836099/1804856792/28
Замечательным для истории языка этого маленького полумиллионного народа…есть его решительное усилие не отдаляться все более и более от русского корня введением собственных диалектических особенностей в литературу, решительное сознательное стремление к языку русской литературы, к русской школе, руководимые естественным инстинктом самозащиты и чувством языковой принадлежности - Г. Геровский. Язык Подкарпатской Руси. 1934
Спи не бойся! Будь Бог с нами. Кто-б тебЪ вредити мог? Руска нива под ногами, над тобою Рускій Бог

  


СТАТИСТИКА