Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Юрий Венелин. Словене. Историко-критические изыскания
от 05.04.08
  
Самоорганизация


Бя нароуд родiщеск Iльмерстii а сто корежене о дво ста Народо наш яко прiде поздЪ до Русе земЪ а селiщеся среде Iльмерштi Тii бо суте брачке наше а намо...подобi соуте Аще колiво роужнЪтi бо нас хранiша од злы

...Оставшиеся после него бумаги разбирались на днях; друзья, которые хотят издать его труды, не замедлят, вероятно, известить Публику о том, что осталось от нашего знаменитого ученого, которым может истинно гордится Русская народная история, как в наше, так и во всякое время, пока будет существовать Русский народ и Русское народное чувство
Апреля 23-го, 1846, И.И. Молнар. Черты из частной и ученой жизни Юрия Ивановича Венелина
Нынешние Словене Ныне занимают они нижнюю часть Штирии, числом более 300.000; нижнюю часть Каринтии в 100.000 (верхние части сих областей заселены Немецкими колониями, а отчасти онемечены); в Краине более 350.000; а в западных смежных Графствах Венгрии (Салийском и Vas-Var-ском) более 50.000: всего более 800.000. - Словенами (Slowentzi) называют себя жители Штирии, Каринтии, и Венгрии; Краинцами (Kraintzi) жители Краины; язык и тех и других составляет одно и тоже наречие. У Краинцев однако есть два оттенка в выговоре: НижнеКраинцы сбиваются на U вместо О, на пр. kust, slabust, dobruta, si vidil mja mater, pshenizu na prudaj pejlem вместо kost, slabost, dobrota, si vidil mojo mater, pshenizo na prodaj pelem; напротив, ВерхнеКраинец слишком к О привязан, которым часто U заменяет, на пр. Proti sonzo, kaj mo je, вместо Proti sonzu, kaj mu je. Любляна есть точка разделения сих двух оттенков.
Вторую отрасль Словен составляют Словаки, в Северо-Западной Венгрии всплошь и в некоторых Жупанствах колониями до 1.000.000. Язык их составляет второе Словенское наречие, и склоняется к Чешскому и Польскому. Немцы первых называют нарицательно Vinden, а последних собственным их именем Slowafen.
По тожеству имени и Словен и Словаков я причисляю их к одному племени Словен: оба они разделяются Дунаем. Сюда не принадлежит изыскивать, почему Словаки несколько удалились в своем наречии от Словен, и приблизились к Чехам: об этом более кстати будет в другом месте. Мы придержимся однако, собственно, так называемых Словен.
Имя Краинцев, которое приняла часть Словен, не есть племенное, а местное, географическое и совершенно в том же смысле, в котором и не один Русин называет себе Украинцем. Иные производят слово от край, т.е. страна, другие от крайний: Русь и Польша называли те только области Украиною, которыми оканчивалось отечество со стороны иноплеменников, Татар и Турков. Точно также и Южные Словене, примыкая с одной стороны к Италианцам, а с другой к Арнаутам, назвали свою пограничную страну Краиною, или Украиною. Имя Краины столь давнее, сколь давно у Словен и самопознание, т.е. древнейшее. Римляне эту самую Краину Словенскую называли Карниею (Carnia, а жителей Carni, Carnos).
Еслибы, в нынешнем 1834 году, нужно было назвать часть упомянутых стран и самое Иллирийское Королевство по имени их обитателей, то должно бы называть их Словениею, Slowenenland, la Slovenie.
Это имя Россиянину, Чеху, Поляку, Сербу, Болгарину также чуждо, как и имена Татарин, Калмык, Немец, Грек. Назовите Русского мужика Словенином, увидите что он вам скажет.
Наречие Словен отличается от всех других Славянских наречий; Словенин не есть ни Чех, ни Серб, ни Поляк, ни Кроат, ни по имени, ни по наречию, ни по одеянию, ни по нравам, ни по Истории...
Краткая история Словен Исторически известно, что вся Штирия, Каритания, Южная часть Австрийского Герцогства по самый Дунай, часть Тироля, и вся за-Дунайская Венгрия, еще в IX веке были заселены Словенами. Таким образом границы Словении были с севера Дунай; с востока Дунай и Кроаты; С юга Адриатическое море от Фиуме по Венецию; граница с запада от Венеции прямо к северу чрез Тироль, и Баварию по реке Изаре до Дуная.
Участь сего племени Славянского, большею частию сокрытого в горах, была постоянное иго. Ее разделить можно на 4 эпохи, смотря по народам, коих влиянию оно подвергалось.
Первая эпоха Кельтская, т.е. в которой они покрываются Кельтским мраком, или молчанием.
Вторая Римская, т.е. под владычеством Римлян от Августа по Аттиллу, т.е. с Р.Х. по 450г.
Третья Русская, с Аттилы по Карла В. т.е. с 450 по 800 г., в коей подвергались владычеству так называемых Гуннов или Аваров (Болгар), собственно жителей Руси.
Четвертая Франкская, а вскоре Немецкая от Карла В. до нынешних времен.
Словене под владычеством Римлян (Италиянцев) Завоевание всей Словении произошло в царствование Имп. Августа. Римляне ее разделили на Noricum (северная гористая Словения прилежащая к Дунаю); Pannonia (вся плоская восточная часть Словении, от гор к востоку по Дунай; сюда принадлежала отчасти и Кроация); и Rhetia (Северо-Западная часть гористой Словении и Тироль). Наконец в Словенской Украине, или Поморской части Словении Venetia, Carnia, Istria; а в Баварии Vindelicia...
Древний период Словении Сообразив сии имена, выходит, что о Словенах есть древнейшие известия, относящиеся к первобытной до Римской эпохи сей самой южной отрасли из Славянских племен. О Бенетянах (Veneti) упоминает Геродот, причисляя их к Иллирийцам. Полибий отличает язык Бенетян от языка жителей Галлии. Страбон, читая нечто об имени каких-то Veneti в записках Юлия Цесаря, который у берегов Северной Галлии с ними воевал...
Таким образом поморская часть Словении гораздо прежде до Р.Х. встречается у древних, между тем как северная, Подунайская, озарилась только со времен Августа, т.е. совершенного ея падения под иго Италии.
Падении Словении происходило постепенно: началось оно за 170 лет до Р.Х., т.е. полуостров Истрийский пал в 174г., а Поморье до самой Венеции 7 лет спустя. Точно в это время Римская Республика старалась обходить Адриатическое море: в связи с падением Словенского поморья совершилось и падение Албанцев (Арнаутов) или Эпира. Но между тем по-Дунайские и Горские Словене (Rheti) составляли независимое политическое тело, которое по свидетельству Диона Кассия решалось противуборствовать Италии. В последнем полувеке пред Р.Х. в который и с Западной стороны Словении принадлежали Италии Пиемонт, Савоя и Прованс с его Марсельскими Греками, когда Италианцы под начальством Цезаря двинулись на завоевание всей Галлии, Королевство или Княжество Словенское (Regnum Noricum) еще существовало. Владетельный дом Словен в сие время был в кровной связи с Яровитом (Ariovistus), достойным соперником Цезаря в десятилетней с ним борьбе в Галлии. Из слов Цезаря видно, что Яровит был мощным обладателем (Rex) стран по сию сторону Рейна, и что его владения простирались за Рейн, за которые он вступил в кровавую борьбу с Италией. Не раз ход военных действий Римлян принимал весьма худой оборот. Память обоих героев-соперников, Цесаря и Яровита, оставалась потомственною: имя первого сделалось неразлучно с саном венценосцев, а последний почтен Балтийскими Славянами в число Славянских божеств; статуи Яровита (Hierovit) были во многих местах Померании.
Наконец в царствование Августа совершилось и завоевание Горской Словении, под предводительством Друза и Тиберия. Катанчич приводит следующее место с надписи Анкирских досок (Tabulae Ancyranae), на коих подробно исчисляются деяния Авг. Октавиана: Побежденных Тиберием Нероном моим приемышем, жителей Паннонии, в которой до моего царствования никогда небывало Римское воинство, я подчинил владычеству Римского народа -.
Хотя слово Noricum и Rheti не встречаются задолго до Р.Х., как имена Venetae, Istrii и Carni, однако Греки и Римляне уверяют, что Rheticae gentes (Словенцы) прежде слыли под другим именем, под которым населяли они и часть Италии.
Тит Ливий (V, 33) говорит следующее об Этрусках: Владычество Этрусков, до покорения их Римлянами, далеко простиралось и на море, и на суше. Это доказывают название морей, окружающих Италию, из коих одно Италийские племена называют Этрусским (Tuscum) по названию народа, а другое Ядрийским от Ядры, Этрусской колонии. Греки первое называют Тирским (Turrhenum), а последнее Ядрийским (Hadriaticum). Этруски обитали, 12 городами, между обоими морями: прежде по сию сторону Апенинов по Ядрийскому морю, а после и за Апеннинами, куда завели столько же колоний сколько было у них и городов: Эти колонии населяли по ту (т.е. по сию) сторону реки По все места до самых Альпов (т.е. Карантийских и Тирольских), исключая угол Бенетян, населяющих прибрежные места залива этого моря. Без сомнения и Альпийские жители, преимущественно Словене (Rhetis), одного с Этрусскими племени и происхождения; но в горах они так огрубели, что из всего прежнего сохранили доселе один только язык свой (т.е. этрусский), но и то не без искажения -.
Римляне Этрусков называли двояко, Etrusci (или Hetrusci), и Tusci (у иных Thusci); землю их Etruria. Греки же именовали их постоянно Turrheni. - Ядра (Hadria, Adria) ныне незначительное место на речке Tartaro, недалеко от моря и реки По, в Ломб.Венец. Королевстве. Hadria есть только Греческий способ правописания, как и Hieroslaus вместо Ярослав; Hadri aticus есть же Греческое окончание принятое и Латинами, но у нас выражаемое окончанием ский; посему я позволил себе Адриатический исправить в Ядрийский, напоминающее на происхождение имени целого моря. Прежде Ядра (Hadria) была ближе к морю, у устья реки. Этот город взят Римлянами, и в 288г. до Р.Х. поселены в нем отчасти и Латины. Обстоятельство, что море названо его именем, показывает, что Ядра в древности, до падения своего, был один из величайших приморских городов. Море по его имени могло быть названо только мореходцами Греческими, точно как и в новейшее время Турки, и вообще Архипелажцы называют оное Венецианским морем (Бенедик - денис), по имени преобладавшей Венеции.
Плиний (Hist. Natur. III, 24) говорит: думают, что Реты (Словене), потомки Этрусков, изгнаны (из Этрурии) Галлами, и удалились (в горы) под начальством Рета -.
Вождя Рета оставим без внимания, как оставили уже и Чеха, Леха, Русса и Словена...
II период Владычества Рима (Италии). Падение их под иго Римлян
1. Падение Жупной Словении (Pannoniae) с 32г. до Р.Х. Первая Словенская война В 719г. (32г. до Р.Х.) от построения Рима (как говорит Дион Кассий кн. 49) Цесарь Август повел войско на Паннонию, не имея никакой для этого причины или оскорбления со стороны Паннонцев, но единственно для упражнения войска и для прокормления оного в чужом владении, ибо он считал это позволительным и справедливым с тем, кто был его слабее.
Между тем, так как жители ровных мест оставили свои жилища, то сначала он удерживал войско от грабежей; этим он надеялся привлечь их к себе. Но, приближаясь к их городу Siscia (ныне Сисек), испытал их неприязненность, за что, вознегодовавши, выжег их нивы и собрал множество добычи (грабенины).
А когда приближался к Сисеку, то его жители, по совету своих старейшин, покорились ему и доставили аманатов. После, однако, заперли они городские ворота и, так как понадеялись на великие городские стены и на две судоходные реки, решились выдерживать осаду. Река Кулпа (греч. с.81, Colapis), омывающая городские стены, втекает в реку Саву (Savus), которая тоже недалеко от города протекала, но теперь (т.е. во время Кассия, около 270 года) обтекает весь город по каналу, проведенному Тиберием, и по которому опять вытекает в свое русло. Но как в то время только Кулпа омывала город, а Сава протекала в некотором от него расстоянии, то между ними находилось пустое место, которое было перекопано рвами и палисадниками. Цесарь, однако, велел судам, доставленным союзниками римлян, подняться из Дуная в Саву, а из Савы в Кулпу, чтобы таким образом напасть на город и сухим путем, и с реки; на воде было несколько стычек, ибо и неприятели приготовили ладьи и напали на суда. Здесь между прочими убили они Мену, вольноотпущенника Секста Помпея. Равным образом и сухим путем храбро оттеснили они Цесаря; но когда услышали, что некоторые их союзники побиты, впавши в засаду, то решились сдаться. Покорению этого города последовала и остальная Паннония.
Таким образом за 32 года до Р.Х. покорена та часть Словении, которая впоcледствии была управляема римлянами под названием Pannоnia Inferior, или Valeria. Но недолго оставались словене спокойными.
2. Падение Горской Словении, 12 г. до Р.Х. Вторая Словенская война Ибо 19 лет спустя, т.е. - в 738г. (13 году до Р.Х.), Жупаняри с Норийцами (Рannonii cum Noricis), - говорит Дион, - напали на Истрию, но, отраженные Силием и зависящими от него военачальниками (Legalis), принуждены были просить мира. Таким образом Жупняки подали повод и к порабощению норийцев и ретийцев (Дион, кн. 44).
Римляне, которые рады были всякому случаю и поводу к достижению своих видов, принялись сильно за кровопролитную войну со Словению.
Дион сохранил о ней следующее известие: В 739г. (12г. до Р.Х.). В это время Друз и Тиберий совершили следующее: Словене, которые обитают между Норийскою областью и Галатиею (Галлиею), пососедственные с Италиею Альпы, называемые Триентскими, часто вторгались в пределы Галлии, опустошали и Италию, грабили Римлян и их союзников, ехавших чрез их земли. У них было заведено так поступать с теми, которые не находились с ними в союзе: кроме этого, они избивали всех, доставшихся им в руки, младенцев мужеского полу, даже и в матерной утробе (о поле сих младенцев они узнавали посредством каких-то гаданий). По этой причине Император Август сначала отправил против них Друза. Этот полководец встретил Словен у Триентских гор, сразился с ними, и победил их. За эту победу пожалованы были ему Преторские почести. Но как отраженные Словене (Rheti) от Италии, обратили свою оружие на Галатию (Галлию), тогда Август отправил в поход и Тиберия. Итак Друз и Тиберий вторглись в Словению с разных сторон чрез своих отрядных начальников; а сам Тиберий высадил войско на их берега по озеру (Боденскому); таким образом напали они на развлеченные войска неприятеля, отдельными и частыми стычками разбили и разсеяли, а остальных падших духом, власти своей покорили. И поелику Словене народ многочисленный, и, казалось, что могли возобновлять войну, то большую и лучшую их часть оттуда (из их жилища) вывели (и разселили по Империи), оставили таких только, которые бы могли обработывать поля, и притом не были бы в силах взяться за оружие.
3. Окончательное покорение всей Словении (6-9 по Р.Х.). Третья Словенская война Император Август назначил главнокомандующим в этой войне Тиберия Нерона своего пасынка. В числе генералов, служивших под начальством Тиберия, и участвовал в этой войне, находился и Веллей Патеркул (Vellejus Paterculus), оставивший нам Римскую Историю в двух книгах. Выслушаем его разсказ об этой войне; прежде однако заметим, что слово Pannonia он употребляет в более общем значении, нежели Дион, во время коего оно имело свою областную определенность.
Lib. II. Cap.110: Когда вся Паннония, богатая и могучая плодами мира, и Далмация, возрастая в силах, соединившись со всеми жителями тех стран, принялись за оружие; тогда надлежало (нам) более заняться необходимым, нежели чем другим: не было бы благоразумно тогда, расположив войска во внутренних местах, открыть неприятелю свободный вход в Италию. Народонаселение этих стран, поднявших оружие, превосходило 800.000 жителей, в числе коих находилось до 200.000 человек, могших носить оружие пешком, и 9.000 конницы. Часть этих огромных сил, управляемых храбрейшими и опытнейшими военачальниками, намерена была, в соединении с Любянской (Nauportum, ныне Laibach, а у жителей Любляна) и Триесткой областью, двинуться на Италию; другая часть напала на Македонию, а остальная назначена была к прикрытию своих собственных жилищ. Верховная власть находилась у двух (братьев) Бато и Пинстских князей (Proxima duobus Batonibus, ae Pineti Ducibus). Во всех Паннониях жители занимаются не только подобным обучением как и у нас, но и Римским языком; а многие из них даже упражняются в грамоте, в науках и вообще в изящном образовании (ума и сердца).
Посему, ей ей! ни один народ не обдумывает войны так зрело, и не выполнял своего намерения так хорошо, как этот. Угнетены граждане Римские, избиты купцы, и великое число войска, более всех отдалившегося от главных сил своих; отнята Македония; все и везде опустошено огнем и мечом. События этой войны до того были ужасны, что Цесарь (т.е. Тиберий, главнокомандующий) пришел от них в уныние, и лишился своего духа, вечно бодрого, и утвердившегося опытностью стольких войн.
Cap.111: И так наши принялись везде за набор: созваны со всех мест и все отставные (выслужившие свои лета); даже мужчины и женщины должны были выставить, по переписи (ревизии), воина. В Сенате выслушано мнение Императора Августа, что если в продолжении 10 дней не будут приняты деятельные меры, то неприятель будет иметь возможность обложить Рим. Потребовано для этой войны личное содействие, и пожертвование Сенаторов и всадников (кавалеров) Римских, обещались исполнить требование. Но все это сделанное не помогло бы, если бы главное начальство вверено другому (а не Тиберию).
- Итак, Отечество просило Августа вверить главное начальство Тиберию. И моя посредственность занимала в этой войне немаловажное место. По отправлении кавалерийской службы, будучи назначен правителем по части продовольственной
(quaestor)…порученную мне Императором в столице часть войск я довел и соединил с войсками сына его. По сложении
мною квестуры я был от Императора военным начальником к его же сыну. Сколько мы перевидали неприятельских войск в первый год! Сколько раз спасались мы c отдельными отрядами от напора всех сил неприятельских единственно по мудрым распоряжениям главнокомандующего!...С какою расчетливостью были назначаемы зимние квартиры!
Сар.112: Неприятель так полагался на силы свои, что мало заботился о движениях Тиберия. Часть неприятельских сил…заняла Клавдиевы возвышенности, защищалась в редутах; но часть их, двинувшаяся навстречу корпусу, который А. Цецинна и Силван Плавтий, мужи консульского достоинства, привели из областей заморских, была окружена нашими пятью полками, и вспомогательными войсками, и конницею арнаутскою (ибо значительное число войск албанских привел и Реметалк, князь Арнаутский или Албанский, в помощь главнокомандующим, с которыми и соединился): но тут она нанесла всем нашим совершенное поражение. Княжеская (арнаутская) конница обращена в бегство; прогнаны фланговые эскадроны, расстроены и оттеснены назад батальоны. Поколеблены даже и знамена легионов. Но легионы наконец, видя убитых нескольких трибунов, умерщвленных начальника лагеря (все равно что ныне генерал-квартирмейстер) и батальонных начальников, перераненных сотников пехоты, которой легли все первые ряды, - получив новый дух, внушаемый крайностью, не только приостановили неприятеля, но, прорвав его ряды, сверх чаяния даже приобрели победу.
Cap 113: По соединении прибывших войск с войсками находившимися при Тиберии, военные силы наши состояли из 10 полков (легионов), более 70 баталионов (когорт), 14 эскадронов (alae), и более 10.000 ветеранов; сверх сего из корпуса Арнаутской конницы, и значительного отряда волонтеров (voluntariorum); такой многочисленной армии, кроме междуусобной войны, мы никогда и нигде не употребляли. Так как затруднительно было управиться со столь огромною массою, сосредоточенною в одно место, то распустили на зимние квартиры под начальством легатов, в числе коих был и я; главную же квартиру при наступлении жестокой зимы перевели в Сисек -.
И точно: если сообразить, что во время императора Августа всякий полк, или легион, состоял не менее как из 6000 человек пехоты и 300 человек конницы, принадлежавшей ко всякому полку, то число этих 10 полков было вместе с конницею (3000) 63 000 человек. Как в римские полки могли вступать только вольные римские граждане и не допускаемы были в оные не только крепостные, но и вольноотпущенные, а равно и всякий, не имевший доходу около 500 рублей, то все эти последние, а равно и жители городов Италии и других стран, не имевшие прав римского гражданства, записывались в отдельные когорты под названием вспомогательных войск. Всякая когорта заключала в себя в царствование Августа 600 человек пехоты и 30 конницы. Итак, более 70 когорт, по Веллею, вспомогательных составляют 44 100 чел. Кроме сего, 14 фланговых конных отрядов = 4200 чел. Наконец, если кроме корпуса ветеранов (10 000) положить крайним числом корпус арнаутской конницы и отряд волонтеров в 18 000 человек, то все военные силы римлян, выведенные против словен, превосходили число 139 300 человек. По тогдашнему времени это были силы гигантские! Обыкновенно два легиона римских с их вспомогательными когортами числом от 15 000 до 18 000 составляли правильную, или консульскую армию (Justus Exercitus), которой достаточно было для завоевания Греции,
Египта, Сирии или Испании и проч.
Светоний о Тиберии (сар.16) пишет следующее: Sed nunciata Illyrici defectione, transit ad curam novi belli, quod gravissimum
omnium externorum bellorum post Punica per 15 legiones, paremque auxiliorum copiam triennio gessit. Т.е. По восстании Иллирика завел новую войну, самую кровопролитнейшую после Пунических; для нее употреблено 15 легионов и столько же вспомогательных войск -.
Не нужно толковать о том, какое могло быть нравственное состояние словенцев в эту пору; скажу только: сообразите страх римлян и их ужасное вооружение, и вы поймете словенцев (самую южную отрасль слав. плем.). Этого мало было, что в пять раз усилена армия против обыкновенного, что вызваны из отставки все ветераны, что позволено было даже важное нарушение прав римских, а именно предписание доставлять в легионы и ревизских воинов крепостного состояния (ex censu libertinum coactae dare militem), которых отправили под начальством Германика на помощь Тиберию. Дион Кассий утверждает, что Август император до того опасался всенародного уныния, что назначил молебственную торжественность и игры, на которых позволил (повелел) витийствовать какой-то утешительной пророчице, имевшей на руке какие-то буквы; что хотя и знал он, что она не вдохновенна свыше, но, считая необходимым утешить народ, унывший по поводу тяжкой войны и голода, притворялся перед народом, что верит словам пророчицы; но он готов был все сделать для отвращения народного уныния.
Наконец, опасения императора Августа кончились тем, что заставили его убраться из Рима и отправиться в приморское местечко Римини на Адриатическом море, к границам словенским. - Дион Кассий.
Эту войну Дион описал несколько обстоятельнее, нежели Патеркул, который, к сожалению, много слов тратил на похвалы Тиберию. Война эта продолжалась три года (6-9 по Р.Х.). Любопытных отсылаю к 55 кн. Диона. Причиною к этой войне были чрезмерные налоги и грабительства, совершаемые итальянскими начальниками и войсками. Борьба кончилась тем, что словенцы принуждены были положить оружие. При свидании с Тиберием Батон на вопрос о причине восстания отвечал: Вы сами этому причиною, ибо к стадам вашим присылаете не пастырей или собак, а волков.
Кончилась эта война в 9 году от Р.Х. поражением словен при реке Bathinum и совершенным покорением всей Словении (Vell. Patercul, cap.114). Но в горах Далмации продолжались некоторое время разбои и набеги (Dio Cassios lib. cit).
4. Строгие меры против них Мы уже видели выше, что римское правительство для обеспечения своей власти полезным нашло ослабить число народа, по свидетельству Диона, многочисленного; посему переместило большую и мужественнейшую их часть в другие места.
Это было вследствие первой Словенской войны Тиберия, т.е. еще до Р.Х. Страбон говорит следующее об истреблении саласцев: Наконец Кесарь их победил, всех отправил в Эпоредию и продал с молотка -. -Было их сочтено 36 000 человек, а мужчин годных к оружию 8 000; всех продал с молотка Терентий Варрон -.
Таким образом, будучи куплены с молотка, они превратились в собственность других и разбрелись с своими господами по всей Италии на правах полного невольника (mancipium).
...Кажется, что после этой бурной войны последовало совершенное расстройство Словении, которая и раздроблена на Римские провинции или области
5. Часть их переходит за Дунай Мы говорили, что есть еще другое отделение словен, населяющее Северо-западную Венгрию, между Дунаем, Карпатами и Австриею. Называя сами себя словаками, а язык свой slovenski jezyk, они напоминают о своем происхождении от словен, несмотря на то, что наречие их из словенского по влиянию впоследствии превратилось в чешское.
Так как я исключительной северной и восточной границей Словении нахожу Дунай, то появление словаков на северном берегу
Дуная должно необходимо принять за переселение словен.
1) По свидетельству Иорнанда, как мы увидим ниже, словаки уже в его время, т.е. около 510-550 годов, находились в нынешних их жилищах. О времени появления их в эти места Иорнанд ничего не говорит, следовательно, и нечего было говорить, так как они, как прямо должно заключать, здесь давно уже обитали. Равномерно и никто из современных Аттиле (410-452) историков не помнит об их переходе на северный берег Дуная. Стало быть, словаки выселились из Словении во время римского владычества.
2) Так как во всяком отношении противно было интересам римлян лишать свои области их жителей, то нельзя предполагать, чтобы римляне допустили словенам переселиться в значительном количестве по сию сторону Дуная. Правда, к этому могли бы подать повод раздоры между словенами и итальянцами; однако Словения со времени ее покорения оставалась довольно спокойною до самого ее освобождения. Следовательно, переселение словенцов должно отнести к кровопролитной трехлетней их войне (bellum Pannonicum). Это буквально подтверждается:
3) Тем, что древние географы уже в первом веке ставят на нынешних жилищах словаков, в северо-западном углу Венгрии, так называемых ими jazyges metanastae, т.е. переселенцы (от греч. - переселение). Наконец,
4) Сам Дион Кассий, описывая эту войну, слегка намекает на переселение, утверждая, что когда pannonii и dalmatae в 9г. склонялись на переговоры, то от этого были отклоняемы теми из них, которые вовсе не надеялись примириться (или ужиться) с римлянами.
5) Из слов Петеркула (Lib 2, cap. 108) видно, что Словения, до своего падения, находилась в тесной политической связи с Моравцами и Чехами, коими тогда повелевал Мароботто (Moraboduus). Между прочим он утверждает, что пределы Мароботтовых владений от границы Италии недалее 200 000 шагов; что он увел своих поодаль от Римлян; что племена и люди, не желавшие жить под Римлянами, находили у него прибежище; что собрал войско 70.000 пехоты и 4.000 конницы. Это было до третьей Словенской войны, следовательно значительная часть Словении зависела еще от Моравцев и Чехов (Marcomanni) в 6 году по Р.Х.
В следствие последней войны, говорит Sextus Rufus (in Breviaro cap. 8): Marcomanni и duali выселились из Паннонии, лежащей между Дунаем и Дравою; и Август границею Империи для Винделикии, Норика, Паннонии и Мизии постановил реку Дунай -.
Это просто значит, что все небывшие или нехотевшие быть подданными Италии, выселились. Вот исторически - известное переселение части Словенцев, как следствие падения отечества, на северный край Дуная, т.е. на землю Моравскую, где спустя много столетий, хотя они и променяли свое Словенское наречие на Моравское, но удержали свое древнее имя, как признак своего происхождения из-за Дуная...
IV. О подлинной эпохе обращения Словенцев и Краинцев. 300-360г. Известно, что вообще принимают за древнейшее известие о Словенцах место у Прокопия и Иорнанда, писателей половины VI века. Всякому известно, что если кому вздумалось потолковать ученым т.е. начитанным образом не только о Словенцах, но даже и о всех Славянских племенах, то всякий в числе древних свидетелей всегда заставляет выходить в авангард Прокопия и Иорнанда. Последний сказал между прочим: Sclavini a civitate Novietunеnse et lacu, gui appellatur Mursianus usque ad Danastrum, et in Boream Vistula tenus commarantur, т.е. Словенцы простираются от города Nevio -dunum- (Ведена, на реке Саве) и озера Мурзийского (названного от города Mursa в Южн. Задун. Венгрии) до самого Днестра, а к Северу даже туда к Висле. - До Днестра значит, до той точки в хребте Карпатов, с которой вытекают к Северу источники этой реки. Тоже самое понимай и о Висле. Это совершенно справедливо потому, что тоже самое можно сказать и о нынешних Словаках, населяющих Северо-Западные Жупанства Венгрии, в отношении к этим двум рекам.
Это место тысячу раз было пережевываемо, и несмотря на то невывели из него никакого результата не только в пользу истории всех Славянских племен, коим оно принадлежит, но даже и в пользу Словенцев, о которых оно исключительно гласит. Если взглянете с половины или даже начала VI века обратно в древность, то во всех книгах царствует какой то мрак неизвестности об этом племени. Не различая аксиомы: что первое появление собственно имени народа в летописях не есть тоже, что первое появление его в природе, большая часть писателей сбилась на мысль, что Словенцы забрели в Паннонию и Ретию (т.е. свои древние жилища) вероятно во время (небывалого) переселения народов, или около 500г. В следствие такого понятия всякому мерещится, что они забрели туда язычниками, и продолжали быть язычниками же до Кирилла и Мефодия.
Мы старались разсеять этот мрак во всем высшеписанном; для разсудительного человека, кажется, этого довольно, чтобы убедиться, что Словенцы, со своими Краинцами, старожилы своей страны, и что могли обращаться в Христианство вместе с Латинами. Но для успокоения боязливых голов мы неограничиваемся одним могли, и приведем писателя, который Паннонцев называет Sclaveni уже в половине IV века в царствовании Императора Констанция, и другого писателя, который находит у них двух Епископов, заседавших на Соборе Сирмийском в 357 году.
Кесарий, брат св. Григория Назианзина, во втором своем разговоре между прочим: Или почему в другой стороне под тем же градусом Словене и Физонцы (Sclaveni et Phisonitae), коих и Дунайцами называют, одни из них охотно употребляют в пищу груди (животных) от того, что были наполнены молоком, между тем как другие воздерживаются от позволенного и безукоризненного употребления мяса? (Bibl. Patr. Tom V, pag. 775. О Кесарии много у Барония под годами 354, 362-364. Жил он в Цариграде, занимался около 20 лет преподаванием).
Это просто значит, что одни были еще язычники, а другие соблюдали посты, положенные Церковью.
Phisonitae я перевел через Физоцы потому, что окончание itae по Русски переводится через цы, напр. Chersonitae Херсонцы, Tanaitae Донцы. Это название образовалось от имени Краинской реки Соча (см. в России Сочава), по которой и доселе обитают Краинцы, и которые ныне отделяют Ломб.-Венец. Королевство от Иллирийского. Римляне называли ее Sontius или Isontius, италианцы и доселе Изонцо. Греческие торговцы, бывавшие в Триесте (Tergestum), важном торговом городе Истрии, образовали слово Isonitae или даже Phisonitae (знач. Сочавцы). Значение этого слова поясняет и сам Кесарий; зная что страна называется и Istria, а жители Истрианами, и полагая, что это происходит от Греческого названия Дуная (Ister, Istri), и как писал на латинском языке, то и прибавил в пояснение gui et Danubiani appellantur, хотя собственно по-Дунайцами всегда были более Sclaveni (Pannones, Norici, и частью Rheti). Когда Кесарий это писал о Словенцах и Краинах, тогда в 354г. другой писатель Аммиан Марцеллин, находившейся при Имп. Констанции, произжад их страну походом против Алеманов, т.е. жителей (разумеется Немцев) нынешнего Виртембергского Кор. и Баденского В.Г. - и так, стало быть Аммиан должен был упомянуть о Sclaveni Кесаревых? Разумеется, что он упомянул об них тем именем, коих дотоле называли Римляне и сказал: Lib. XV. Imperator egressus in Rhetias, camposgue Caninos. Войско дошло до Немецких границ у Боденского озера, которое Аммиан довольно хорошо описал и оставил нам, Славянское его название, когда прибавляет lacum (Rhenus) invadit vastum, guem Brigantiam accola Rhetus appellat. т.е. вливается в огромное озеро, которое прибрежный Словенец называет Бреганцем, но которое Алеманы называли BodenGee.
В том же году еще правителем Кесариевых Sclavenorum в Южной Паннонии был Африкан (Africani Pannoniae Secundae Rectoris apud Sirmium) говорит Марцеллин там же. Разумеется, что под этими же именами, принадлежавшими как Географии, так и Латинскому языку, слыли Словенцы, как прежде, так и при последующих Императорах. Причин тому, что Кесарий употребил настоящее имя народа, была та, что говоря о предрассудках разных народов, он обязан был употребить собственное имя племени, а не Географическое.
Итак, доказанное высшее, на основании Критерий Исторической Логики, старожилость Словенцев и Краинцев in Pannonius et Rhetis, здесь подтверждается буквальным свидетельством Констанциева современника. Потому-то как недопустить, что первое обращение этого племени должно отнести к первым векам эры христианской?
Я спрашиваю у всякого исторического мыслителя, что он сделает с двумя Паннонскими Епископами, заседавшими в 357г. на Сирмийском Соборе (Concil. Sirmiensi)? Говоря об этом соборе современников Имп. Феодосия В. Созомен Саламанский в своей Церковной истории кн. IV гл. 14 между прочим: Не много спустя Император (Констанций) из Рима возратился в Срим (ныне Митровица местечко в Славонии, в котором весьма часто отрывают медали, саркофаги, урны и проч. Римской эпохи) и по просьбе депутатов, присланных от Западных Епископов - и проч. Историк продолжает говорить об обстоятельствах этого собора, на котором отстав от Никейского Символа веры в пользу Ариева учения, составили новый. В числе заседавших и подписавших этот Символ, Созомен упоминает там же обоих Паннонских Епископов: Сримский Епископ Германий и Мурзийский Епископ Валент (Episcopus Sirmii Germanius, Valens Mursurum Episcopus).
Тоже самое свидетельствует и Сократ (писавший по 443г.) в своей Цер. Ист. Кн. II. гл. 24. Из обстоятельств видно, что главный зачинщик этого Собора был мурзийский Епископ Валент, любимец Констанция, покровителя Арианизма. Детищем этого Собора были вскоре другие, на Востоке в Селевкии, в Италии в Римини. Вообще громко бушевал по Империи Арианизма в царствовании своих покровителей Констанция и его приемника Валента Имп.
Мурза был город в Южной части задунайской Венгрии, т.е. на земле Словенской. Об это см. карту том III. И так, если Кесарий, писавший во время этого Собора, утверждает, что есть Sclaveni, которые воздерживаются от мясного, т.е. соблюдают посты, то он говорит настоящее дело потому, что это относится к Словенцам Христианам Мурзийской и Сримской Эпархий. Конечно нельзя предполагать, что уже тогда весь народ был крещен и соблюдал предписываемое Церковью воздержание, а преимущественно жители Словенских гор (Alpes Rheticae et Noricae). Вместе с тем однако нельзя тоже воображать, что первые следы христианского прозелитизма между Словенцами (и Краинцами) начались только около времен Сримского Собора или 350-7 годов, т.е. в то только время, в которое они уже имели двух Епископов. Положим, что при Константине В. имели они одного только Епископа, то кажется, без всякого опасения от Критерий можно спросить или полагать, не имел ли он представителя, или не был ли он сам представителем своей южной Словенской Церкви в 325г. на Вселенском Соборе в Никее? - В числе подписавших Никейский Символ находим Епископа Domnus Pannoniensis (см. Acta Concilior, т. I, pag. 315)
…Между тем Карл Великий делал к Востоку, в странах Славянских свои завоевания. С 791г. по 799г. он вел войну 8-летнюю с так называемыми Гуннами, в которой отторг от них большую часть бедной Словении. - Сколько сражений в ней было дано! - говорит секретарь и жизнеописатель Карла В. Егингард: сколько пролито крови, свидетельствует лишенная всех жителей Словения (Pannonia), и место жительства Коганье (Gogani) так опустошенное, что в нем не следу не осталось человеческого житья. Весь цвет Гуннского (Hunnorum) дворянства погиб в этой войне, вся слава упала, все золото и давно собираемые сокровища разграблены -и проч.
Anonymus Salisburgensis, писавший около 875г., следующий современник Фотия, говорит между прочим: И так Карл Император в 796г. отправил Ерика (Aericum) и безчисленное войско для изгнания Гуннов и Словенцев, оставшихся в Паннонии между озером Балатоном (Pallissa), реками Рабою (Hrapa) и Дравою (Dravum) до втечения последней в Дунай (Danubium), поручил Ювавскому Епископу Арнопу в его церковное управление впредь до Императора. В последствии Карл Император в 803г. прибыл в Баварию, а в октябре в Салцбуре, где и утвердил распоряжение сына своего.
Краинцы и Истрийцы подчинены, или, лучше сказать, остались как и были, под Аквилейскими Епископами; а Ретических и Норических он подчинил Салцбурской Эпархии.
Здесь необходимо сообразить важное обстоятельство, или вопрос: Между тем как все народы весьма рано представляют нам Богослужение на своем языке: Евреи (Бристиане), Греки, Арабы, Сирийцы, Копты, Армяне, Грузинцы, Славянские племена; от чего происходит то, что Баварцам, Саксонцам, Англичанам, Шотландцам, Ирландцам, Датчанам, Шведам, Финнам и Латышам насильно навязана Латынь, от которой избавила их только Реформация. И кто ее навязал? Скажите: Рим? Неправда; Рим и его Италия в IX и X веках гречествовали (Italia, Roma graecisaus), т.е. придерживались в Литургии обрядов Вселенских, т.е. Древних, или, как ныне называем, Греческих, преимущественно Григория Великого. Гречествовала потому, что от Иустиниана до Карла В. была Византийскою провинциею.
Надобно заметить, что со временем падения Империи мертвый язык Цицерона нигде не находил убежища, кроме монастырей Галлии. Взгляните в огромное собрание Христианских Латинских  писателей V, VI, VII, VIII и IX веков, в Bibliotheca Patrum, и увидите, за весьма немногими исключениями, что они жители Галлии. Тут Франки потонули в Латыни...
Древние и нынешние Словене в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к Россиянам. Историко-критические изыскания Юрия Венелина. Том II. 1841, типография Московского университета. 326с.
http://gbooks.archeologia.ru/ 14,8 Mb
Карта Словении или Дунайского Мира первых IV столетий
Drevnie i nynesnie Slovene - Starodavni in danasnji Slovenci
http://www.hervardi.com/jurij_venelin.php
Издание включает, помимо основного текста, великолепный гравюрный портрет автора работы художника Дрегера, краткое предисловие М.П. Погодина, очерк И.И. Молнара - Черты из частной и ученой жизни Юрия Ивановича Венелина (Георгий Гуца (Hutza, от горцев гуцулов), впоследствии Юрий Иванович Венелин, родился в 1802 году, в северной Угрии, в Берегском округе, селе Большой Тибаве (Nagy-Tibava), что в Карпатских горах. Лет десяти уже он лишился своего отца, который был протоиереем (Vice - Archi-Diaconus) Верховины, а местоприбывание имел в Синем Вире (Синемъ ВирЪ)...) и вложенную карту Словении, или Дунайских земель в продолжение первых 4-х столетий. В России это было первое исследование, посвященное истории словенцев. Нынешняя Словения входила тогда в состав Австрийской империи, и политики не выделяли проживавших там славян в особую этническую категорию. Венелин, сам родившийся на восточной окраине этой Империи, первым обратил внимание на то, что словенцы, искусственно разделенные границами тогдашних государств, вместе составляют единый народ. Из истории автору было известно, что вся Штирия, Хорутания, южная часть Австрии, часть Тироля и вся задунайская Угрия - были заселены словенами (он упустил из внимания только группу венецианских словенцев, проживавших в Горице и Адриатическом Приморье). Он знал также о том, что словенцы были автохтонными жителями Паннонии и Восточных Альп, в отличие от пришедших позднее на Балканы хорватов и сербов. По мнению Венелина, часть словенцев была вытеснена с исконных территорий за Дунай на север, где они оформились в субэтнос под похожим именем cловаки. Пытаясь определить родственные связи между отдельными европейскими племенами, Венелин разделял родовое имя - славяне и видовое - словене. Он писал: Наречие словен отличается от всех других славянских наречий; словенин не есть ни чех, ни серб, ни поляк, ни кроат, ни по имени, ни по наречию, ни по одеянию, ни по нравам, ни по истории...После общего обзора энциклопедических сведений о Словении, ее географии, народонаселении, языке и введения в библиографию Венелин сформулировал свою хронологическую схему. Он разделил историю словен на четыре большие эпохи: 1) Кельтскую, т.е. в которой они покрываются кельтским мраком, или молчанием; 2) Римскую, т.е. под владычеством римлян: от Августа до Аттилы - от Р.Х. до 450 г. н.э.; 3) Русскую, от Аттилы до Карла Великого - 450-800 гг.; 4) Франкскую, а вскоре Немецкую, - от Карла Великого до XIX века. Эти названия эпох условны, ибо они отражают авторское понимание исторического процесса, однако они в данном случае не хуже таких расплывчатых понятий, как античность или средние века. Далее автор описывает старинные регионы и населявшие их племена: Венецию, Карнию, Истрию, Паннонию, Норик, Рецию, Винделицию, Далмацию, Иллирию. Он пишет, что коренными жителями Словении были венеды (венеты, венды)...Имперские войны Рима на севере показаны Венелиным как поэтапное завоевание Словении (1-я, 2-я и 3-я Словенские войны). Здесь принципиально важна сама перемена точки зрения, чтобы отучить читателей, воспитанных на Записках о Галльской войне Юлия Цезаря, смотреть на самих себя глазами оккупантов. Автор показывает, как некогда свободная страна, управляемая племенными жупанами (от славянского пан - господин), сумевшая выставить войско в 180 тысяч человек (!), после покорения стала римской провинцией. Историческая картина особенно ясно предстает перед глазами, когда изучаешь карту Дунайских земель. Непривычно видеть многочисленные племена вендов, ванов, ретов, карнов, бойев, паннонцев, кроатов и прочих славян, разделенные не политическими границами, а лишь горными вершинами и реками (Предисловие - П.В. Тулаев)
Тамара Байцура. Юрiй Iванович Венелiн. Братислава 1968, 305с.
http://libinfo.org/index.php?file=ukr565.djvu 15.5Мб
Ю.И. Венелин. О происхождении славян вообще и россов в особенности
http://annals.xlegio.ru/rus/small/srio156_ven.htm
Влахо-Болгарские или Дако-Славянские грамоты, собранные и объясненные на иждивении Императорской Российской Академии
Известия о варягах арабских писателей и злоупотребление в истолковании оных
Критические исследования об истории Болгар
Критическое разложение всех имен Аттилина семейства и прочих, так называемых, Гуннских его вельмож, о которых только упоминает Приск в своих путевых заметках
Мысли об истории вообще и русской в частности
I. О готах; II. Об обрах; III. О споре между южанами и северянами на счет их Россизма
О времени рождения названий: греческое, латинское, немецкое, русское или гражданское, славянское или церковное письмо
О нашествии завислянских Славян на Русь до Рюриковых времен
О происхождении маршалов и производстве слова
О слове Боярин
О соленом озере Halmyris, и о древних жилищах Русского Народа
О характере народных песен у славян задунайских
Об источнике народной поэзии вообще, и о Южно-Русской в особенности
Окружные жители Балтийского моря, то есть, Леты и Славяне, сочинение покойного д.ч. Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете Юрия И. Венелина
http://www.bolesmir.ru Библиотека, список по авторам, Венелин
В статье - Об украинском правописании - Венелин составил таблицу европейских народов с отметкой об их численности и количестве наречий. Народы численностью от 1 до 39 миллионов с количеством наречий от 3 до 9. Обычно, если мы где-то выигрываем в количестве, то проигрываем в качестве. И наоборот. Но…Русский народ среди других европейских, с точки зрения Венелина, обошел все остальные и в количестве, и в качестве: при самой большой численности в 42 миллиона русский язык разделен всего на 2 наречия: северно-русское и южно-русское (белорусский язык в согласии с многими другими славистами, Венелин считал частью северно-русского наречия): Всякий народ, всякий язык растерзан, по несчастью на наречия. И всякий народ, по счастью, стремится обобщить, сплавить одним наречием свои разросшиеся члены, ветви. Это стремление происходит из чувствва самосохранения, усиления себя, упрочения своей независимости, своего счастья…Из всех Европейских языков (народов) самый развитый есть Русский, который заключает в себе более 42 миллионов и только два наречия: Северно-Русское и Южно-Русское (Мало-Русское). Поздравляю тебя, о земле Русская, необозримая от Севера до Юга, от восхождения Солнца до Запада! - И.С. Свенцицкий. Материалы по истории возрождения Карпатской Руси. Львов, 1905
http://www.litres.ru/ilarion-svencickiy/materialy-po-istorii-vozrozhdeniya-karpatskoy-rusi/
...Беда, когда мелкий язык разделен на наречия: там тогда на всякой почти десятой версте находятся карантины и таможни, препятствуют обмену мыслей и ощущений. Такой народ не может развиваться и ознаменовать свое бытие на поприще историко-политическом - Ю. Венелин. Об украинском правописании

Наконец, статьи Ю.И. Венелина, касающиеся его родины-Карпатской Руси и оставшиеся при жизни автора в рукописи, напечатаны И.С. Свенцицким в его книге Материалы по истории возрождения Карпатской Руси (Львов, 1905г., с.86-120). Эти статьи следующие: Несколько слов о россиянах венгерских и также одно словцо историческое о православной греко-восточной церкви в Венгрии (по описанию N38 - И.С. Свенцицкий: Судя по заметке Молнара, племянника Венелина, особенно по языку и стилю статьи, ее следует считать самой ранней работой Венелина); Мадьярские слова, взятые из русского языка (N15); Пословицы карпаторусские (N98) и Об украинском правописании (N10).
В другой своей работе Обзор сношений Карпатской Руси с Россией в 1-ую половину XIX века, издание Академии Наук, 1906г. И.С. Свенцицкий следующим образом характеризует эти статьи: Главные мысли, высказанные Венелиным в этих статьях, сводятся к следующему: Угорская Русь одного происхождения с Киевской, Волынской и Галицкой частями древней Руси. Так как она отошла от общерусского центра - она и пала: часть может существовать только в целом, но никак не самостоятельно (N38).
Ф.Ф. Аристов. Литературное развитие Подкарпатской (Угорской) Руси. Москва. 1928
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_267.htm
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_669.htm

...Из неизданных статей и начерков, обретаемых в бумагах В-на в Румянцевском Музее и Библиотеки О-ва ист. и древ. российских, обращают наше внимание...Об украинском правописание (Рум. Муз. - Отчет 1867-9г. 50стр.)...
Статья же  - Об укр. правописании - важна еще потому, что является дополнением статьи - О споре южан и северян...
...Правописание есть такая вещь, с которою нельзя шутить как с огнем. Главное его условие есть постоянство, т.е. писать постоянно так, как уже принято. Второе его условие есть повсеместность, т.е. вездешнее, одинаковое его употребление по всем концам народа.
Повсеместность правописания бывает относительна к разным наречиям, принадлежащим к одному народу. В всяком народе, в котором существует несколько наречий или жаргонов, для сцепления этих частей, одно из них делается общим...
...Всякий народ, всякий язык растерзан, по несчастью на наречия, и всякий народ, по щастью, стремится обобщить, сплавить одним наречием свои розросшиеся члены, ветви. Это стремление происходит из чувства самосохранения. усиления себя, упрочения своей независимости, своего щастья...
Иные языки больше раздроблены на наречия, другие меньше. чухонский довольно раздроблен, Литво-Латышский еще больше. Есть языки крупные, т.е. в 15 миллионов, как Италианский; есть помелче, в 4 миллиона, как Мадярский или Греческий; есть мелкие, в 1 и 2 миллиона, как Литво-Латышский, или (как - допис. каранд.) Арнаутский. Беда, когда мелкий язык разделен на наречия: там тогда на всякой почти десятой версте находятся карантины и таможни, препятствующие обмену мыслей и ощущений. Такой народ не может развиваться и ознаменовать свое бытие на поприще историко-политическом. Этой истины мы не должны забывать при наших соображениях о причинах неразвития этого или другого народа...
Итак, чем крупнее и цельнее какой-либо язык, тем он выгоднее для народа: вообще развиваемость разных народов можно изобразить в примерно следующей таблице:  

Итак менее всех может развиваться первый, потому что, будучи слабее всех по пропорции, больше всех раздроблен: а более всех развивает последний, ибо будучи в свою очередь многочисленнее всех меньше всех разроблен. В подобную сравнительную таблицу филология может привести разные народы.
Из всех Европейских языков (народов) самый развитый есть Русский, который заключает в себе более 42 миллионов и только два наречия: Северно-Русское и Южно-Русское (Мало-Русское).
Поздравляю тебя, о земле Русская, необозримая от Севера до Юга, от восхождения Солнца до Запада!
Овому бо Господь
даде един талант,
овому два,
тебе же Руская земле,
даде пять талант.
Бди, бди,
да не впадешь в напасть,
да не внийдеше во искушение:
Господь бо постави над тобою
свидетелие днем и нощию (солнце и луну)
освещаяй и освящающи тя,
да возделаеши вертоград Господен

О песнолюбии славян закарпатских находящийся в Румянцевском Музее в Москве в бумагах В-на, как черновой набросок на 21 л.
...Язык или его свойства есть такая вещь, которая или возвышает, или губит народы. Сила народа состоит в его количественном отношении к качеству языка. Чем больше голов мыслит на одном и том же языке, тем больше бывает нравственного, мысленного действия в таком народе: такой народ быстро и сильно может развиваться. И на оборот, чем больше наречий в одном народе, тем больше ослабевается его мышление, раздор в языке есть раздор же и в мыслительной жизни

И.С. Свенцицкий. Материалы по истории возрождения Карпатской Руси. Львов, 1905. с.84-85,110-119, 119-120
http://www.litres.ru/ilarion-svencickiy/materialy-po-istorii-vozrozhdeniya-karpatskoy-rusi/
Ю.И. Венелин. Истоки Руси и Славянства. Составитель, автор предисловия и комментариев П.В. Тулаев. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2011, 864с.
Предисловие (Юрий Иванович появился на свет 22 апреля 1802 года, в селе Большая Тибава (ныне Свалявский район Закарпатской области в Карпатских горах, получив при рождении имя Георгий Гуца...Сам историк считал себя по происхождению карпато-россом (русином). Фамилию Венелин (Венелович) и русское имя Юрий он принял уже в сознательные годы, когда уехал жить в Российскую Империю...Отец Георгия Гуцы был протоиереем Верховины...Весной 1823 года Георгий Гуца с братом нелегально пересекает границу в Карпатах и прибывает в Кишинев, а оттуда через год направляется в Москву) - с.5-44
Мысли об истории вообще и русской в частности (Чтения Императорского Общества истории и древностей Российских. М., 1847, VIII. с.31-50) - с.45-64
Древние и нынешние болгаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам (1-е изд. М.: В Университетской Типографии, 1829; 2-е изд. М.: В Университетской Типографии, 1856, Т.I. Болгаре. 241с.) - с.65-241
Древние и нынешние словене в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам. Историко-критические изыскания (М.: В Университетской Типографии, 1841. Т.II. Словене. 326с.) - с.242-464
Скандинавомания и её поклонники или столетние изыскания о варягах (М.: В тип. А. Семёна, 1842, 114с.) - с.465-537
Известия о варягах у арабских писателей и злоупотребление в истолковании оных (Чтения Императорского Общества истории и древностей Российских. 1870, книга IV, раздел V. с.1-18) - с.538-555
Окружные жители Балтийского моря, то есть леты и славяне. (М.: В Университетской Типографии, 1846) - с.556-582
О первом и втором нашествии завислянских славян на Русь до Рюриковских времён (Чтения Императорского Общества истории и древностей Российских, 1848, книга V. с.1-50) - с.583-627
Нечто к изысканиям о готах (М., 1848) - с.628-638
Об обрах, их царстве и его пределах (М., 1848) - с.639-662
О времени рождения названий. Греческое, латинское, немецкое, русское или гражданское, славянское или церковное письмо (Чтения Императорского Общества истории и древностей Российских. 1847, кн.IX, с.59-76) - с.663-682
О происхождении славян вообще и россов в особенности (1-е. изд. Сборник Русского исторического общества. Т.8 (156). Антинорманизм. М., 2003. с.21-82) - с.683-788
О споре между южанами и северянами насчёт их россизма (М., 1848) - с.789-804    
http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=2&id=7533 8.9Мб
http://www.razym.ru/naukaobraz/istoriya/135701-venelin-yui-istoki-rusi-i-slavyanstva.html 7.8Мб
Ю.И. Венелин. Гористая Русь
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_312.htm
Ю.И. Венелин. Карпаты - общеславянская прародина
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_267.htm

  


СТАТИСТИКА