Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Вот, тыбе, бабо, и Юрьев день!
от 06.05.08
  
Мысли


На старе погребенще ходiва сме ста а тамо помеснлехом якво деншащеть ПраЩурове наште поде траве зелена а тамо вЪдЪхом ста яква быте а за ощо iте I ту сва родцi бяще дЪлентесе А кому старщ пшенботе кii бо сен з неда до Оце а ПраОце марiщеньска кii одо нь iде а кii збенде простець А та велкька свра одоляца Русы якве пренбящеше сен до ростржещенi i ростргнЪнi Тако Грьцево одо сва земе жене iа неботьва не iмяi сылу сщепненi до кругу а до крыдЪл Вшяк сва ста погленда на соусЪдiце свое а од се вiры не iма яква меже врже до сЪще Тако прыiдоша воспянте а поченща сваретесе ста на походью кii ободЪ лЪпЪе а кii шечерн О древлЪ бола iна рьще о вiтяствЪ А тедь о наспЪте о походi ото Оце сва Тако бо Русколанье падьма до нiць од ГодЪ а Iегуншта звЪжства А тодЪ Кiiска Русе творящесе а Онтува

Судя по теперешнему состоянию Славянских наречий, разошедшихся на огромные разстояния одно от другого, не предвидится возможности возсоздать во всей своей первобытной красе их общего родоначальника, к которому все они относятся ныне, как соподчиненные члены одного великого, исчезнувшего целого. Было время, когда лучшие изследователи думали видеть старинный Славянский язык в том наречии, на которое Кирилл и Мефодий переложили Библейские книги. Этому устарелому мнению решительный удар нанес первый Добровский, доказал, что Церковно-Славянский, хотя более прочих, существующих ныне, Славянских языков, сохранил признаки общего праотца, однако, и в древнейшем составе, в письменных памятниках, до нас дошедших, принадлежит уже к тому времени, когда Славянские наречия резко распределялись по ныне существующим отраслям. Мнение это, принятое всеми последующими языкоизследователями, получило еще более весу, когда частные изследования об Истории Славянских наречий, в эпоху, ближайшую к переводу Библии (достаточно указать на Шафариковы: Serbische Lesekorner), несомненно доказали самобытное существование этих последних и в то древнейшее время, рядом с Церковно-Славянским. В подтверждении этого мнения Филологии приходит на помощь История. Общий праотец всех Славянских наречий, хотя и видоизменный по различию местностей и отдельных племен, но все же цельный, без распадения на ветви, мог сохранить свое существование только до тех пор, пока народ, говоривший им, составлял одно неразделимое целое, разветвляясь по племенам, не утратил еще общего родового названия, и жил сплошною массою, в общих жилищах. Это общее родовое название, по свидетельству Прокопия - Сербы (Споры). Это общая колыбель всех Славянских племен - Великая Сербия в странах Зататранских, конечно, гораздо далее простиравшаяся на Восток (т.е. ближе к Азиатской прародине), нежели полагает Шафарик. Это время исчезнувшего единства Славянского люда и речи приблизительно определяться может только языческой древностью, временами Геродотовых Будинов и Невров, и много, много первыми веками Христианства. В IV столетии по Р.Х. общее народное имя уже вытесняется названиями двух великих племен: Славян (от Днестра на Запад) и Антов (от Днестра на Восток), которые, хотя и говорили, по словам Прокопия, одним языком, но жили уже в отдельных жилищах; стало быть, единства язычного, в строгом смысле, иметь не могли. С тех пор, до Мефодия, протекло пять столетий, и Славянские народы разошлись далеко на Восток и Запад
Е.П. Новиков. О важнейших особенностях лужицких наречий, Разсуждение, писанное на степень магистра, М., 1849
http://www.kirsoft.com.ru/mir/KSNews_280.htm

  


СТАТИСТИКА