Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Общество Славянской Взаимности
от 07.11.08
  
Самоорганизация


Из речи доктора Д.Н. Вергуна, Публичное Собрание (Война на Балканах) в большом зале Дворянского Собрания, под председательством А.А. Столыпина, 22 октября 1912г. Издание Общества Славянской Взаимности, СПб, 1912





…Вот вам карта немецкого Drang nach Osten. Вот здесь белая черта на западе означает знаменитый limes sorabicus (славянскую границу) при Кирилле и Мефодии. Вот где жили славяне в 800 году, когда Карл, именуемый Славянобойцей, возложил в Риме императорскую корону. Эта граница сохранилась еще, когда Кирилл и Мефодий положили нам основу нашей образованности, гражданственности, нашей самобытности, нашего просвещения, нашего самого дорогого, что мы имеем, великого литературного языка. И вот вы видите здесь клинья, которая германская политика вбила с тех пор в живой организм славянства на западе. Прежде всего было разрушено Моравское Царство, пригласившие Кирилла и Мефодия окончить перевод священных книг на славянский язык. Немцы пригласили с востока мадьяр для того, чтобы разделить южных славян от северных. Далее за ними идут румыны, которые еще с средних веков вплоть до самого 1856г. до парижского мира, бились бок-о-бок с нами, и только искусной политикой Меттерниха были отчуждены от нас и приняли латинские письмена. Далее вы видите клин Силезский, который был отнят у поляков, и который ослабил связи между поляками и чехами…Вы видите, наконец, на верху то, что должно явиться хвостом или вернее пастью Германии, клин балтийских немцев, которые по мнению идеологов пангерманизма должны явиться застрельщиками порабощения последнего оплота славянства - России…
- Представитель полиции - Прошу остановить оратора.
- (Бурные рукоплескания)
- Д.Н. Вергун - Я не буду более касаться…
- Представитель полиции - Виноват, виноват, прошу…
- Представитель полиции - Я должен сказать, что это второе предостережение. Прошу сделать замечание оратору.
- Председатель - Прошу Вас Д.Н. быть более обьективным и спокойным в Вашем изложении.
- Д.Н. Вергун - Я обойду молчанием вопрос о немецких притязаниях в России, вопрос, который замер с опущением в мученическую могилу Петра Аркадьевича Столыпина, вопрос о роли немецкой колонизации в России (Рукоплескания). Я перехожу к тому, что является главным залогом нашей будущности. Я изложил планы их борьбы. Но чем же мы должны противоборствовать им. Мы противоборствовали им до сих пор только тем, что, как, указал один из предыдущих ораторов, посылали туда миллионы своих сыновей и миллиарды денег, мы боролись с ними той великой идеей Христа, тем самопожертвованием, которым мы удивляли мир и которое до конца дней нашей истории будет служить нам путеводной звездой. Мы с Ивана Грозного печалились не о верхах, не о феодалах, а об народных массах, и не даром, Господа, после освобождения имп. Александром II крестьян в 1861 году, в 1877г. им же были освобождены южные славяне. Эти идеи сродни. Наша пламенная работа, наш старинный московский демократизм, ведущий свое начало из эллинско-византийской культуры, наша забота о народных низах, о благосостоянии крестьян и трудящихся слоев - вот что является нашим лучшим забралом в нашей борьбе (Рукоплескания). И в настоящее время мы можем бодро смотреть вперед, мы можем без страха созерцать все эти происки австрийской дипломатии на Балканах. Мы уверены, что новая зародившаяся великая держава - Балканский Союз - состоящий из родных наших братьев, что этот союз обьединится с нами, что этот союз войдет новым членом в тройственной соглашение, которое является в настоящее время стражем равновесия на всем земном шаре. Мы потому всеми своими помыслами должны следить за Балканскою войною и должны бодрствовать, чтобы не были умалены плоды побед наших братьев-славян на Балканах.
В заключении я позволю себе обратиться к Вам с стихотворением, которое мною было написано над Дунаем, в Вене, во время издательства Славянского Века, которое пригодилось во время аннексии Боснии и Герцеговины, и которое в настоящее время, может быть кстати.

К Дунаю, Славяне, к Дунаю,
К исконно-славянскому краю
Все помыслы ваши несите!
В заветном бою
За долю свою
Вы с помощью к братьям спешите.
Дунай - колыбель нашей Славы,
Гнездо он Славянской Державы.
При Сам-Царе прадеды наши,
Там бились с врагом,
Хранили свой дом
И пили медовые чаши.
Царь Сам трех имел сыновей,
Надежду славянских людей.
И звали их - Чех, Лях и Рус.
При смерти, отец
Тому дал венец:
Кто вражьих не вынесет уз!
И братья пустилися в мир…
Свобода их вечный кумир,
И бьются, с тех пор без конца,
За имя, за волю,
За лучшую долю,
За гордый завет их отца!
Два брата упали в борьбе,
А младший, покорный судьбе,
Устроил огромное царство…
Да правду внести и братьев спасти
Мешает соседей коварство (Рукоплескания)
Забыли сыны о Дунае…
Иные нагрянули стаи
И заняли прадедов нивы.
Но с давних времен
МанИт нас трезвон
Туда, где Дуная разливы.
Там грянет последний наш бой,
Давно предрешенный судьбой,
Найдется и доля родная.
И там уж стоит,
И братьям трубит,
Славянская стража Дуная (Бурные рукоплесканья)
Д.Н. Вергун. Немецкий Drang nach Osten в цифрах и фактах. Вена. 1905
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_708.htm
3 Проповедь об изгнании турок из Европы и начало панславизма Мысль о необходимости изгнания турок из Европы лелеялась Петром Великим с самого детства. Мысль эта была занесена на двор Московских царей сербско-хорватским проповедником Юрием Крижаничем. Он прибыл в Москву еще в царствовании Алексея Михайловича. Заподозренный в католической пропаганде, он был однако сослан в Сибирь и в Тобольске написал свое знаменитое Политическое Исказание, первое продуманное изложение политического панславизма. Только по смерти царя Алексея Михайловича, Крижаничу, по ходатайству царя Петра, было разрешено вернуться в Москву. Юрий царевич Петр Алексеевич прочел его сочинения и, заняв престол, свою политику построил на идеях первого панслависта Крижанича. Крижанич всегда возмущался победами басурманства над христианством и заветною мыслью его было изгнание турок из Европы. Он, после освобождения своего из Москвы, уехал в Польшу, примкнул к казацким войскам Собеского и окончил бурную жизнь в битве под Веной (1683), когда польско-русские войска короля Яна Собеского нанесли решительный удар турецким полчищам Кара-Мустафы, преградив турецкому натиску в последний раз путь на западную Европу
Д.Н. Вергун. Россия и Турция. Взаимные отношения. Войны. Нынешнее положение Турции, СПб, 1911
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_704.htm
Мое мировоззрение Всю жизнь меня озаряла идея великого национально-культурного триединства: русского, славянского и евразийского. Сперва вкратце определю сущность каждой из составных частей этой идеологической триады, а затем изложу свои заметные мысли более подробно.
Русский народ является главой, средоточием и защитником всего Славянского мира. Только Русь сможет объединить и освободить раздробленное и порабощенное Славянство.
Чтобы объединить Славян, русскому народу надо быть самому единым и сильным. Отсюду проистекает необходимость поддержания и дальнейшего развития общерусского единства, этого залога не только успеха в международных отношениях, но и правильное, здоровое внутреннее развитие всей Руси.
Славянские народы тратят больше сил на борьбу за свое национальное существование, чем на культурное творчество. Взаимные славянские распри и иноземное владычество - два вида зла, которые не дают возможности Славянству занять подобающее место в истории человечества. Если Славяне культурно объединятся, а этому никто и ничто мешать не может, то идейно спаянная наша общеславянская родина Славия будет нести всему миру мир и откроет славянский период во всемирной истории. Ради собственного сохранения в тяжелой борьбе с иноземцами, уже уничтожившими полабско-поморских Славян, что должно служить для нас постоянным предостерегающим напоминанием, ради достойного существования, наконец, во имя великих задач славянского племени в развитии всего человечества необходимо всеславянское объединение.
Распространение русского языка, с его богатейшей изящной словесностью и крупнейшими достижениями в области науки, среди всех славянских народов - первый шаг к такому объединению. В XX веке уже никто не станет оспаривать тот факт, что русский литературный язык имеет не только общерусское, но и всеславянское и мировое значение .
Славянство, во главе с Россией, более тысячи лет живет на своей исторической территории. Славия занимает огромное пространство в Евразии, т.е. в Европе и Азии. Славия - это не только часть европейско-азиатского материка, но и географический центр и культурное сердце Евразии. Другими словами, Евразия есть Славия по преимуществу потому, что здесь скрещиваются влияния Востока и Запада и перерабатываются в своеобразную культуру, носителем которой из всех Славян в первую очередь является глубоко самобытный русский народ.
Если в широком географическом значении слова Евразией именуется Европа и Азия, взятые вместе, то в тесном культурном смысле под Евразией надо понимать именно срединную часть нашего европейского материка, занимаемую русско-славянским миром.
В дальнейшем изложении я везде буду пользоваться словом Евразия в узком культурном его значении, противоставляя ему на Западе мир романо-германский, а на Востоке такие самодовлеющие страны, как Индия, Китай и Япония.
Таким образом, Славянство, подобие византийского двуглавому орлу, одной головой смотрит на Запад, другой - на Восток. И на западном и на восточном рубеже Славии, удаленные друг от друга более чем на десять тысяч верст, идет упорная национальная, культурная и особенно экономическая борьба с соседями.
Если на Западе Славянству опасен пангерманизм прежде всего в качественном отношении, хотя численно Славяне преобладают над немцами, но уступают им в сплоченности, выдержке, планомерности и точности, то на Востоке панмонголизм желтой расы подавляет Славян, в данном случае русский народ, своим количеством.
Поставленные между европейским молотом и азиатской наковальней, Славянство должно напрячь все свои силы, чтобы устоять перед грозной опасностью. В благополучном, даже победоносном исходе этой борьбы Славянства с пангерманизмом и панмонголизмом видную роль играет участие на стороне России и вообще Славян целого рода неславянских народностей, занимающих пограничные, переходные в этнографическом отношении, области и целые страны.
На юго-западной окраине Славии, между славянским и романо-германским миром, расположены греки, албанцы, мадьяры, румыны, литовцы, латыши, эсты и финны. Общая численность их равняется, вероятно, населению Франции без колоний. Эти народности необходимо втянуть в русло общеславянского культурного и национально-освободительного движения, чтобы они, в момент грозного поединка Германства со Славянством выступили на стороне Славии.
Здесь я должен подчеркнуть свою мысль: эти, так сказать, полу-славяне (литовцы и латыши, по своему историческому прошлому, лето-славяне. Финны и эсты, по политической принадлежности, связаны с Россией. Мадьяры, румыны и особенно греки - по культурному развитию, приближаются к России) не должны смешивать своей культурной общности с миром славянским с идеей политического их включения в состав современной России или будущей Славии. Нет, эти полу-славяне пусть не боятся стать просто подданными России или Славии, потому что они могут быть только равноправными и свободными гражданами Евразии, в состав которой войдут русский и все славянские народы. Всех должна воодушевить идея евразийства: олицетворения разнообразий в гармонии, сложного единства, многокрасочной однокультурности, совокупных усилий для достижения общего идеала, т.е. мира всего мира, и внесения своего евразийского вклада в духовную сокровищницу человечества, при сохранении частных, местных и национальных средств и способов материального труда и духовного творчества.
Некоторой аналогией будущего развития евразийской культуры может служить картина величественного расцвета эллинистической культуры в древности, но это лишь уподобление, потому что ни полного сходства на безусловное равенство тут быть не может. Различие между древностью и современностью почти во всех отношениях накладывает свой неизгладимый отпечаток на наши нынешние действия и дела давно минувших дней.
Эллинистической культурный мир был прежде всего собран непродолжительное время воедино, благодаря победам Александра Македонского; евразийский мир должен быть объединен навсегда любовью во имя мирных целей развития и процветания входящих в состав Евразии народов. Затем, очагом культуры для эллинистического мира являлась небольшая и политически неустойчивая Эллада, и греки, подобно островку, в огромном море, тонули в географической обширном и многолюдном варварском мире, который стремились привязать к себе великими достижениями своей культуры. Ядром же Евразии явится многомилионный русский народ, создавший самое огромное в мире государство Россию, имеющую почти двести миллионов жителей. Русский народ вместе с другими славянами будет составлять огромное большинство населения Евразии, что придаст ей не только национальную устойчивость, но также и политическую и культурную мощь. Наконец, полу-славянские народности не смогут остаться нейтральными в борьбе Славянства с германо-романским Западом, потому что расправа возгорится как раз на их территории. По своей малочисленности эти народности не будут также в состоянии образовать свои вполне независимые национальные государства, например, - независимая Албания - явится просто игрушкой в руках дипломатов великих держав.
На восточной окраине Славии, между Индией, Китаем и Японией, вобравшим в себя около половины всего населения земного шара, и Россией также лежит переходная полоса областей и стран, стремящихся отстаивать свое национальное существование от поглощения стихий Великой Азии и видящих своего естественного союзника и защитника в лице России. Это прежде всего злочастная Корея, много претерпевшая от Китайского владычества и затем подпавшая под японское иго. Все надежды корейцев обращены на русский народ, и они с радостью войдут в состав Евразии, потому что это освободит их от рабства и превратит их в свободных граждан.
Далее, подвигаясь с востока на запад, мы видим манчжур - народность тунгусского происхождения, которая у себя на родине, в Манчжурии, подвергается полному национальному обезличению вследствие усиленной китайской колонизации. Эта же китайская колонизация угрожает Монголии, так как у монгольских кочевников-скотоводов отнимаются пастбища для превращения их в пашни китайских переселенцев. Как только, в 1911 году вспыхнула Китайская революция, то Монголия поспешила объявить себя независимой, в надежде на поддержку России.
Восточный Туркестан, хотя и принадлежит Китаю, но постоянно поднимает восстания против Китайского владычества и мечтает объединиться с русским и западным Туркестаном.
Тибет, замкнувшийся от всего мира, опять таки намеревался в 1911 году отделится от Китая и, боясь попасть из огня в полымя, т.е. сменить Китайское владычество на английское, ждал помощи от России.
Наконец, Афганистан ненавидит англичан, которым дважды устраивал резню, никогда не примирится с отторжением восточных областей в пользу Индии и закупоркой выхода к Индийскому океану, путем создания английскими политиками преграды в виде Белуджистана. Жизненные интересы Афганистана, подсказывают ему мысль о необходимости самого тесного единения с Россией, для которой он является единственно удобными воротами в Индию.
Итак, на восточной окраине России наберется, вероятно, теже 40, а с Персией 50 миллионов населения, изнывающего в неволе, нищете и невежестве, не верящего в час своего освобождения, которое принесет ему русский народ. Эти 50 миллионов человек составят преданных граждан Евразии и явятся стойкими защитниками ее восточных границ от натиска - желтой опасности -. В противоположность народам западной переходной полосы полуславян, для которых Евразия имеет то преимущество, что она по культуре им ближе, чем романо-германский Запад, народности восточной переходной полосы, войдя в состав Евразии, достигнут своего национального объединения, а именно: коренные манчжуры сольются с тунгусами северо-восточной Сибири, объединятся киргизы восточного и западного Туркестана; таджики и узбеки Афганистана соединяться со своими единоплеменниками средне-азиатских владений России.
Путем же расширения и усиления прежних и создания новых казачьих войск будут достигнуты этнографические переходы от русской народности к туземным племенам Казак как раз и представляет собой тип своеобразного евразийца, в котором органично слились европейская тяга к культуре и азиатская удаль, с ее любовью к коню, как верному другу, степным просторам, подвижностью и жаждой боевых подвигов. Все это замечательно верно изобразил Л.Н. Толстой в своей замечательной повести Казаки.
В общем итоге население западной и восточной переходных полос дает Евразии около ста миллионов человек. Основное же ядро составит Славянство, во главе с русским народом. Таким образом, общее количество жителей Евразии будет не менее 300 миллионов. Эта цифра сможет противопоставить как натискам Запада, так и вторжениям Востока и обеспечить одновременно мирное развитие Евразии на благо всего человечества.
Чтобы закончить вводную часть очерка о моем мировоззрении, в нескольких словах коснусь еще вопроса о будущем культурных центров России, Славии и Евразии. По моему глубокому убеждению, русский, славянский и евразийскии центры - политические столицы не следует сливать в одном и том же географическом пункте.
Культурным и государственным средоточием России, для страны, раскинувшейся на необъятном пространстве Европы и Азии и к тому же в течение тысячи лет своего существования неуклонно стремящейся стать твердою ногою на берегах незамерзающего моря, представляющего свободный выход на простор мировых путей сообщения, - может быть только Царьград.
Отсюда русский народ получил православную веру и основы своей культуры, отсюда же заимствовал свой государственный герб. В тесном единении России и балканских Славян шла многовековая борьба с общим врагом, подчинившим своему игу культурные страны юго-восточной Европы.
Географически Царьград расположен на рубеже Европы и Азии. Эти две части евразийского материка здесь соприкасаются, но не сливаются, как это мы видим на Урале. О Царьграде на Руси сложились прекрасные легенды (Москва - третий Рим, а четвертому не бывать. Повесть о белом клобуке. Олегов щит на вратах Царьграда. Золотые ворота в Царьграде и пр.), и борьба за Царьград составила тему многих дивных произведений русских поэтов (А.С. Пушкин, А.К. Толстой, и особенно Ф.И. Тютчев в стихах Рассвет; Русская география; Не гул молвы прошел в народе; Тогда лишь в полном торжестве; Уж третий год беснуются языки; На графа Несельроде. Рефреном этих стихов является строфа:
Венца и скиптра Византии
Вам не удастся нас лишить,
Всемирную судьбу России -
Нет! Вам ее не запрудить!..

Федор Тютчев. Пророчество

Не гул молвы прошел в народе,
Весть родилась не в нашем роде -
То древний глас, то свыше глас:
Четвертый век уж на исходе, -
Свершится он - и грянет час!

И своды древние Софии,
В возобновленной Византии,
Вновь осенят Христов алтарь -.
Пади пред ним, о царь России, -
И встань - как всеславянский царь!

Федор Тютчев. Уж третий год беснуются языки (1850)

Уж третий год беснуются языки,
Вот и весна - и с каждою весной,
Как в стае диких птиц перед грозой,
Тревожней шум, разноголосней крики.

В раздумье тяжком князи и владыки
И держат вожжи трепетной рукой,
Подавлен ум зловещею тоской -
Мечты людей, как сны больного, дики.

Но с нами бог! Сорвавшися со дна,
Вдруг, одурев, полна грозы и мрака,
Стремглав на нас рванулась глубина, -

Но твоего не помутила зрака!..
Ветр свирепел. Но...Да не будет тако! -
Ты рек, - и вспять отхлынула волна.

Если Петроград - окно в Европу, то Царьград - дверь России в широкий мир. Имея ключи от этой двери в своих руках, Россия может быть уверенной в полной безопасности всего Черноморского побережья. Черное море превратится в Русское море, как именовалось встарь, не только по названию, но и по политическому значению. Это море, подобно Каспийскому, станет фактически водным бассейном России, сделается как бы огромным русским озером.
На все лицемерные мероприятия европейской дипломатии, направленные к гальванизации живого трупа на берегах Босфора, к спасению - больного человека -, к интернационализации и нетралицации единственного в своем роде и действительно царственного города, как воздух и хлеб необходимого русскому народу, - каждый национально мыслящий русский человек должен иметь один лишь ответ: Царьград и проливы должны принадлежать России и только России!
Царьград - будущая столица Русского государства, идеальное средоточие русского единства, центр всесторонней деятельности велико - мало и белоруссов на благо одного монолитного, мощного и великого русского народа.
Столицей же объединенного Славянства должен быть такой город, который расположен в этнографическом центре славянского мира. Взглянув на карту родственных современных славянских народов, сразу замечаем, что почти все они расположились на север и юг от Дуная. Русские примыкают к Дунаю в двух местах: в Бессарабии и у Тиссы на Закарпатской Руси, словаки - на пространстве от Братиславы до Вацова; чехи, если не сплошной массой, но отдельными своими населениями, соприкасаются с Дунаем; славенцы, хорваты, сербы и болгары в полном смысле слова - дунайские народы, только поляки не сидят на Дунае, но все же живут поблизости от него. Таким образом, с полным правом можно считать Дунай всеславянской рекой.
Вбитый по Дунаю немецко-мадьярско-румынский клин до некоторой степени разобщил в географическом и этнографическом отношениях восточное, западное и южное славянство. Но эта историческая несправедливость будет со временем исправлена путем заселения славянской народной стихии на исконной славянской реке. Здесь на Дунае и должна быть столица Славии - Братислава, населенная представителями всех славянских народов и представляющая в миниатюре как-бы всю Славянскую державу. В городе Славии должно быть осуществлено не только в теории, но и на практике, всеславянское братство, добрососедское сожительство всех разновидностей славянских племен на сравнительно небольшом куске земли, превращенных усилиями славянских деятелей в живой этнографический музей, в жизненную школу славяноведения.
Величественный град Славии должен быть вольным городом, одинаково нейтральным для всех ветвей Славянства, должен быть местопребыванием всеславянского правительства, т.е. того совета старейшин, которому будет принадлежать высший моральный авторитет во всех важнейших вопросах славянской жизни. Столица Славии должна быть построена совместными усилиями всех славянских народов в Карпато-дунайских землях, где протекала проповедь славянских первоучителей, святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которые положили основы культурного развития славянского мира. Здесь возрождению Славянства и создает свой новый народно-государственный центр, украшенный собором в честь этих первых по времени славистов.
Наконец, объединенная Евразия должна иметь свою столицу, сооруженную в центре евразийского мира, посреди между Ледовитым и Индийским океаном, между Чешским лесом и тихоокеанским побережьем России, где-то в пределах Урала. Находясь в точке пересечения этих двух линий, новый город Евразийства явится узловым пунктом и перекрестком великих путей, по которым будет направляться товарообмен между Западом и Востоком, Севером и Югом, что придает экономическую, культурную и политическую мощь этой великой и могучей державы. Равно удаленный от всех пограничных районов и совершенно безопасный в отношении вражеского нашествия в случае войны Евразийск явится идеальным местом для хранения всех духовных и материальных ценностей евразийского мира. Здесь должны находиться не только золотой запас государства и монетный двор, но и все важнейшие архивы, книгохранилища, собрания редких рукописей и картин, имеющих мировое значение. Здесь же должна быть поставленная на недосягаемую высоту академия культуры, как могучий светоч науки, искусства и философской мысли, приводящий в стройную систему все многообразные элементы и составляющий в своей совокупности одно целое.
Таковы основные положения и сущность национально-культурной триады. После этого краткого Введения перехожу к изложению своих заветных мыслей, по каждому вопросу в отдельности, в более обстоятельном виде...(с.19-27)
Василий Дмитриевич Залозецкий. Заветные мысли (Автобиография)
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_462.htm
Василий Дмитриевич Залозецкий
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_461.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm

  


СТАТИСТИКА