Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Григорий Купчанко. Наша Родина
от 19.11.08
  
Самоорганизация


Иллюстрованный сборник для простонародного читанья Составитель редактор-издатель газеты Просвещение и Веночок в Ведни, Григорий Купчанко I Ведень 1897

Передне слово Взявши сию книжку в руки, почтенный читатель або почтенна читателька запытается: чему сия книжка носит заголовок Наша Родина, чему она названа сборником, чему она призначена для простонародного читанья и чему она означена числом I, т.е. яко перва. Заголовок Наша Родина сия книжка носит для того, бо в ней записано то, що относится (касается, дотыкается) до родины нашого русского народа, т.е. до его роду, рожденья або происхожденья, до его родной земли або отчины, до его родного языка, до его родного письма, до его родной веры, до его родных обычаев и т.д. так як слово родина означает и родных людей, и родну землю, и родни принадлежности людей, земли и т.д. Название иллюстрованный сборник сия книжка носит для того, бо в ней собрани розлични данныи, факты (речи), имена, числа и т.д., а также иллюстрации, т.е. рисунки, именно карты и образки, котори относятся до родины нашого русского народа, т.е. до его роду, рожденья або происхожденья, до его родной земли або отчины, до его родного языка, до его родного письма, до его родной веры, до его родных обычаев и т.д. Призначена сия книжка для простонародного читанья тому, бо того, що в сей книжце записано, не знают а повинны знати наши прости русски люди або так называеми простолюдины и взачал все наши люди, которые суть неучени, непросвещени. А щобы се люди срозумели то все, що в сей книжце написано, то сия книжка написана таким русским языком, або, лучше сказавши, говором, яким говорят наши неучени, непросвещенни русски простолюдини. А означена сия книжка яко перва для того, бо то, що в сей книжце записано, относится лишь до одной части нашого русского народа, а именно до той части русского народа, котора лежит в Австро-Угорской державе и котора числит 4 миллиона душ. Друга, больша часть русского народа, и то больше як 90 миллионов душ жиет в Российской державе, а трета найменьша часть русского народа, и то около 1/2 миллиона душ жиет в Американской части света. О сих других частях нашого русского народа и будет сказано в других книжках сборника Наша Родина, котори в коротком часе выйдут на свет Божий. Для лучшего представленья и розличенья всего, що сказано в сей первой книжце сборника Наша Родина, содержанье еи розделено на два головни отделы, с заголовками Славяне и Австро-Угрия. Отдел Славяне снова разделенный на много малых подотделов с особыми заголовками, а отдел Австро-Угрия разделен на четыре больши подьотделы и на много малых подьотделов. Первый из четырех больших подьотделов отдела Австро-Угрия, относится до Австро-Угорской державы и еи жителей взагале, а три остальни больши подьотделы относятся до Буковины, Галичины, и Угорской Руси и их русских жителей в особенности. Пускаючи сию перву книжку сборника Наша Родина в свет Божий, остается лишь пожелать ей счастливой дороги: щобы ею радо приняли и сердечно привитали в каждой русской родине, як в соломенной хате, так и в красной палате.
Ведень, в месяце грудню 1896г. Григорий Купчанко
Славяне Люди, жиющи на Божой земли, розделяются по своему происхождению на племена або народности. Мы, русские люди, або коротко Русски, принадлежим до так называемого славянского або словянского племени. Кроме нас, Русских, до славянского племени принадлежат также: Поляки, Чехи, Словаки, Сербы, Хорваты, Словинци, Болгаре и Лужицки Сербы. Славянами або Словенами мы, Русски, и названыи тут други народы называются тому, бо мы розумеем свои слова, коли говорим одни с другими, например: Русски с Поляками, Чехами, Словаками и т.д. А то сновь, що мы розумеем свои слова, свою беседу, свой язык або свою мову, доказует, щто мы, т.е. мы Русски, потом Поляки, Чехи, Словаки, Сербы, Хорваты, Словинци, Болгаре и Лужицки Сербы есьмо потомки одного и того самого народа, дети одной кости и одной крови и отже одни с другими родни братья и сестры.
Первоначальни жилище Славян Давно, коли мы, Славяне, не були еще поделени на части, т.е. на Русских, на Поляков, на Чехов и т.д. мы, властиво-же наши предки, наши прародители жили прикупе, в одном местци, в одной стороне або в одном краю. Местце, в котором жили наши славянски предки прикупе, бул край Индия в Азии. А Азия лежит всход солнца от Европы, в которой части земли мы теперь жием. Из Индии наши славянски предки переселилися (прийшли) в Европу долго до Р.Х. и оселися в сторонах межи реками Дунаем, Вислою, Западным Бугом, Днестром и Прутом, отже в сторонах, где теперь лежат Угрия або Угорщина, Галичина, полуднешно-западна часть России и Буковина. Понеже в сих сторонах наши предки найшли много гор и горбов, то они назвали сию свою нову землю або отчину Хорватиею, т.е. горбатою землею. С часом наши предки Славяне в Хорватии зачали и себе называти Хорватами, т.е. жителями Хорватской земли, совсем так, як, например, теперь жители Галичины называются Галичанами, жители Буковины - Буковинцами, и т.д. Из слова Хорваты повстало слово Карпаты, которым словом до сего дня называются наши горы в Галичине, Угрии и Буковине.
Перве Славянске государство В Хорватской земли були особни славянски князи, котори правили под нашими предками. Отже Хорватия то було перве Славянске государство або перва Славянска держава в Европе. К сожалению не известно, як называлися перви славянски правители, владетели або государи в старой Хорватии. Из истории известно лишь столько, що в девятом столетию або веку, отже в восемьсот и колько лет по Р.Х. в Хорватии правили королевич Иван и потом князь Бугарин. Но в девятом веку в Европе существовало уже колька славянских государств або держав, котори носили различны названия и в которых правили особни славянски князи.
Разделение Славян Славянские государства або державы були основани нашими предками Славянами из Хорватии, которым было тесно в их старой отчине, Хорватии, и котори и оседалися в новых чужих, неславянских землях або государствах и межи чужими, неславянскими народами. Через тот раздел на части и через то смешанье с чужими людьми Славяне зачали приймати в свою беседу, в свой язык, в свою мову чужи, неславянски слова и взачале стали перевертати свой язык або, лучше сказати, слова своего славянского языка. А разделяючись на части, мешаючися с чужими народами и перевертаючи свой язык на всяки лады, наши предки зачали с часом и самых себя называти розличными именами. Так и повстали названия: Хорваты, Сербы, Болгаре, Чехи, Словаки, Лужицки Сербы, Поляки, Русски и Словинци, котори названия сохранилися (задержалися) межи Славянами до сегоднешного дня.
...
Славяне в Греческой земли Первые Славяне выселися (выйшли) из старой Хорватии в 400 по Р.Х. Выйшовши из своей родной земли або отчины, те Славяне направилися на-полудни, перейшли через реку Дунай и оселися за Дунаем в тамошней Греческой або так называемой Византийской земли. Тут так сподобалося Славянам, що они призвали туда и много других Славян из старой Хорватии и що за двести лет Греческа земля була совсем переполнена Славянами. Особливо много Славян оселося в греческих краях Фракии и Македонии и вследствие того гречески писатели назавали те два краи Славингею, т.е. Славянскою землею. В 469-м роце один славянин, который назывался Оногост, стался правителем Фракии. А в шестом столетию славянин Управда, сын Истока, стался даже правителем Греческого або Византийского государства. Имя Управда Греки перевели на свой язык и назвали своего правителя Управду - Иустианом.
Сербске государство Греки дуже любили и поважали славян за то, що славяне були дуже сметливи и храбри в войсках и що они помогали Грекам в войнах с их неприятелями. Греческий царь Ираклий, который правил от 610 до 641-го року, подаровал славянам целый свой край Илирик над Адриатическим морем за то, що они помогли ему в 627р. победити дикий и варварский азиатский народ Аваров, котори часто нападали на богату Греческу землю и причиняли еи жителям много шкоды. Доставши от греческого царя в поседанье особный край, славяне выбрали собе в 630 роце своего властного правителя або государя и основали таким способом свое властне славянске государство. Так як их предводитель назывался Серб або Сербин, то новооснование славянске государство над Адриатическим морем названо в его честь Сербскою землею або Сербским государством. И славянски жители новооснованного Сербского государства стали называти себе сербскими людьми або коротко Сербами.
Болгарске государство Около того самого часу в Европу прийшол из Азии новый народ, который назывался Болгарами. Прийшовши в Европу, Болгаре оселися в сторонах между Чорным морем, Дунаем и Балканскими горами. Так як в тих сторонах було много славянских жителей, то Болгаре соединилися с славянами, приймили славянский язык и славянский свычаи и обычаи, и основали, наконец, разом с славянами новое славянское государство, которе они назвали Болгарским государством. Се сталося в 679 роце по Р.Х.
Хорватске государство Коли наши предки в Хорватской земли учули, що их братья славяне основали в полуднешной Европе два особни, самостоятельни славянски государства, то многи из них оставили свою стару отчину Хорватию и переселились в нови славянски государства, осевшися в тих новых славянских государствах, и нови славянски поселенци приймили нови названия, т.е. они зачали называти себя Сербами або Болгарами. Но одна часть славян из старой Хорватии не хотела зречися своего старого названия и як в старой Хорватской земли, так и в новом Сербском государстве называла себе Хорватами. Позднейше часть Хорватов в Сербском государстве отделилася от своих братьев Сербов и основала собе в 634-638 роце све особне Хорватске государство.
Словинске государство Но не все славяне, котори выходили из Хорватии на полудни, оседалися в Греческой земли. Так одна часть славян, котора еще в 595 роце оставила свою отчину Хорватию, оселася в сторонах где лежат край: Краина, Стирия, Каринтия, Зальцбург и т.д., и основала там свое особне государство, и то так называемее Словинске государство. Жители Словинского государства або так называемы Словинци вели от 627 до 662 року велике войны с соседними, особливо немецками народами. В соседстве с Словинскою землею жили в тогдишном краю Паннонии Словаки, котори также составляли часть славян из старой Хорватии и котори также так, як Словинци, мали свое властие государство, так называемое Нитрянское княжество и вели долгий час войны.
Чешске государство В том часе, коли одна часть славян из старой Хорватии выселялася из своей отчины в полуденную часть Европы и основала там свои особни государства, другая часть славян из старой Хорватии расширилась на-запад, на-полночь и на-восход сонца Европы и также основала там свои особни, независимы славянски государства. Перве славянске государство основали те славяне, котори выселились в западну часть Европы и то в 623 роце. Так як предводитель тих славян назывался Чех, то основатель нового государства князь Само назвал его Чешским государством. Вследствие того и славянски жители Чешского государства назвали себя Чехами. Чешске государство лежало там, где теперь лежат краи: Чехия, Моравия, Силезия, полночно-западна Угрия и т.д.
Моравске государство Двести лет позднейше Чешске государство еще больше расширило свои границы, так, шо до него принадлежала вся земля межи реками Лабою (по немецки Эльба), Саввою и Дунаем и Карпатскими горами. Се Велика Чешско государство называлося Великим Моравским государством а его основателем бул чешский князь Моймир I. До Великого Моравского государства принадлежала также земля Словаков.
Польске государство Та часть славян из старой Хорватии, котора пойшла на-полночь Европы и котора оселася на-полночь от Чехов и дальше, аж до берегов Балтийского моря, стала называти себя Лужичанами (от слова луг), Поморянами (от слова море), Пенянами (от слова пена), Полянами (от слова поле), Ляхами (от имени Лех) и т.д. Се Славяне оселися в тих сторонах, где теперь лежат край: Силезия, Пруссия, Познань, Польша и т.д. В 840 роце предводитель Полян и Ляхов Пяст основал особне государство, и то так называеме Польске государство. Основатель Польского государства Пяст был простий славянский рольник. Лужичане и Пеняне же подпали в 929 роце под власть немцев.
Русске государство Наконец, та часть славян из старой Хорватии, котора росширилася из Хорватии на всход сонца, оселася в розличных сторонах, и то там, где теперь лежит европейска часть России. Осевшися в розличных сторонах, те славяне и стали называть себе розличными именами. Так зачали называть себе: Полянами те славяне, котори оселися в ровнинах або полях над рекою Днепром, в теперешной Киевской губернии, Древлянами - те славяне, котори оселися в лесистых сторонах (межи деревами) межи реками Горынею и Припетью, в теперешной Волынской губернии, Бужанами - те славяне, котори оселися в сторонах реки Буга, в теперешной Люблинской и по части Волынской губернии, Полочанами - те славяне, котори оселися в сторонах реки Полоты, в теперешной Витебской и Виленской губернии, Дреговичами - те славяне, котори оселися в соседстве Древлян, в теперешной Минской губернии, Кривичами - те славяне, котори оселися в сторонах рек Западной Двины, Днепра и Волги, в теперешной Смоленской, Тверской и по-части Московской губернии, Северянами - те славяне, котори оселися на полудни от Кривичей, по берегах Днепра, в теперешной Полтавской, Харковской и Черниговской губернии, Угличами и Тиверцами - те славяне, котори оселися от берегов реки Днестра до Чорного моря и Дуная, в теперешней Подольской и Бессарабской губернии и т.д. Позднейшее навсход сонца потягла также одна мала часть тих славян, котори пойшли були на-полночь Европы. Та мала часть славян оселася в всходной Европе, в сторонах, где теперь лежат Могилевска, Калужска, Тульска и Рязанска губернии. А так як два предводители той малой части славян называлися Родим и Вятко, то подчинении ими славяне стали называти себе Родимичами и Вятичами. Лишь одна часть славян, котора потягла на полночь и всход сонца и котора оселася в стороне, где теперь лежит Новгородска губерния, задержала свое стародавне родне название Славяне. Предводитель новгородских славян и их соседов князь Рюрик основал в 862 роце по Р.Х. особне Славянске государство под названием Русске земля або Русь. С часом до Русского государства були прилучены все славянские земли в всходной Европе, в которой жили Поляне, Древляне, Бужане и т.д. и котори от того часу стали называться русскими землями. И все славянски жители Русского государства стали называться русскими людьми, Руссами або Русскими. Наконец, и то в 993 роце с русским государством соединилася и стара Хорватия с своими славянскими жителями, котори также приймили нове название Русски. А соединил стару Хорватию с Русским государством тогдашний русский правитель князь Владимир Великий. Соединивши стару Хорватию с своим русским государством, князь Владимир Великий назвал сию свою нову землю Червленою Русью, т.е. червонною або черленою Русью, а то тому, бо в сей славянской земли було много мест, котори носили названия, як например: Червень, Червинек, Червенске Червоногород и т.д.
...
Перви славянски христиане Перви Славяне, котори сталися христианами, були те Славяне, котори жили разом с славянскими первоучителями Кириллом и Мефодием в Византийской або Греческой державе. Они сталися христианами еще до 862 року. За славянами в Византийской або Греческой державе последовали их братья в Болгарской державе, владетель которой царь Борис приймил крещение уже в 859 роце. Скоро после этого того христианскую веру приймил и весь болгарский народ. За Болгарами последовали славяне в Моравской державе, куда славянские первоучители Кирилл и Мефодий були запрошены в 862 роце тогдишним Моравским князем Ростиславом. Присоединивши Моравию до христианской веры, славянские первоучители Кирилл и Мефодий отправились для той самой цели в соседнии краи: Чехию, Паннонию (Угрию), Сербию и т.д. где они окрестили множество славянских идолопоклонников.
Кончина славянских первоучителей Понеже в том сам часе христианску веру роспространяли и римски або латински священники и понеже славянски народы скорьше и радше приймали святое крещение от своих властных братьев-славян Кирилла и Мефодия, як от чужих римских або латинских священников, которых славяне совсем не розумели, то за то огневалися римски або латински священники на славянских священников Кирилла и Мефодия и заскаржили их перед римскою папою, говорячи, що они роспространяют не веру Христову, а ересь, то есть фальшиву веру. Папа призвал славянских первоучителей Кирилла и Мефодия в Рим до отвечательности, но переконался, що славянски первоучители проповедали правдиву веру Христову а не ересь. Будучи в Риме славянский первоучитель Кирилл заслаб там и скоро потом, и то 14 лютого 869 рока отдал Богу душу - в 42 роце своего праведного и многополезного житья. Славянский первоучитель Мефодий вернулся из Рима в славянски земли Паннонию, Чехию и Моравию и жил там, проповедуючи слово Боже, еще 16 лет. В продолжению того часу славянский первоучитель Мефодий перевел с греческого на славянский язык все Святе писание. Окончивши то велике богоугодне дело, славянский первоучитель Мефодий отдал Богу душу, и то 6 кветня 885 року, в Моравском столичном месте Велиграде. Наша славячнская церковь признала славянских первоучителей Кирилла и Мефодия святыми, назвавши их славянскими апостолами, и празднует их память каждого року 11 мая.
Деятельность учеников славянских первоучителей По смерти славянских апостолов Кирилла и Мефодия веру Христову межи славянами проповедывали и роспространяли ученики Кирилла и Мефодия: Горазд, Климент, Наум, Лаврентий и Ангеларий. Сии славянские священники ходили по всех славянских землях и крестили наших предков славян и их князей. Первый чешский правитель, который стался хрстианом, бул князь Вячеслав. Он умер 28 русс. вересня 935 року. Сего князя наша православная церковь чтит святым и празднует его память 28 вересня. В Польше славяне приймали христианску веру при польском князе Мечиславе Пясте в 965 роце. Наконец в 988 роце христианску веру приймили и наши славяно-русские предки в Русской державе…
Роздел христианской церкви В тот час, коли наш русский народ приймал веру христианскую от греческих священников, существовали великие споры и роздоры межи греческими патриархами в Цареграде и римскими або латинскими в Риме, и то еще от 863 року, в котором роце римский Папа Николай I потребовал от греческого патриарха Фотия, щобы последний добровольно зрекся своей церковной власти. Патриарх Фотий созвал в 866 роце в место Цареграде собор, который признал требование Папы Николая I незаконным. Так велись споры до 1054р. В 1054р. тогдишний римский Папа Лев IX отлучил Царьградского патриарха Михаила от церкви, а патриарх Михаил отлучил за то Папу Льва IX от церкви…
...
Падение Моравского государства Перви славянски князи, котори стали по стороне латинских и немецких священников и против своего родного славянского народа, були чешски князи в Моравии и Чехии. Сыни славного моравского князя Святополка або Сватоплука, которий правил после князя Ростислава, и то от 870 до 894 року, выгнали из своей державы всех учеников Кирилла и Мефодия а разом с ними также больше як 200 славянских священников и поставили на их местце латинских и немецких священников. Через то в Морвском княжестве повстали неудовольствие и несогласие межи славянами и мораванами. То неудовольствие и несогласие выкористали Мадьяры або Венгры, котори соединилися с Немцами, напали на Моравску землю и завоевали ею. То сталосе в 906 роце, и от того часу мадьяры сидят в завоеванной Моравской земли до сегодняшнего дня, бо теперешний Угорский або Венгерский край принадлежал, до появления там мадьяр, до Великой Моравской державы.
Падение Чешского государства После падения великого Моравского княжества Чехия осталась одна, без помощи своих моравских братьев, межи своими сильными ворогами Немцами и Мадьярами. Видячи слабость Чешской державы, Польский король Болеслав Храбрый подчинил ею собе, и то в 1003 роце. Но немцы уже в 1004 роце взяли Чехию под свое опекунство. В 1029 роце Чешский воевода Братислав I соединил Чехию с Моравиею, но умираючи, он разделил в 1055 роце свою Чешско-Моравску державу межи своих сынов и таким способом сновь ослабил силы своей державы. Но не уважаючи на то, в Чехии и Моравии все еще господствовал славянский народный дух. Коли-же умер чешский король Вратислав II, и то в 1092 роце, то Чешски князи и вельможи совсем перейшли на сторону своих немецких опекунов, приймили латинскую веру, немецкий язык, немецке письмо и немецки обычаи, завели у себе немецке рыцарство и немецкие замки, впустили до своего края немецких мещан, завели по местах немецке правление або так называеме Магдебургске право и приказали по всех школах учити чешских детей по-немецки. Немченье и католиченье Чехов продолжалось дольше як 300 лет, як нараз против немченья и католиченья своих братьев выступил славный чешский ученый священник Ян Гус, которий родился в 1369 роце от бедных чешских мужицких родичей и которий хотел назад запровадити православную веру и славянску службу Божу межи своим родным народом. То страшно розлюбило латинских и немецких священников, и Ян Гус бул за то засуженный латинскими и немецкими священниками на смерть и бул живцем спаленый на огни дня 4 липня 1415 року. Так як в 1306 роце умер последний чешский потомок на чешском престоле из родины чешских правителей Любуши и Пржемысла, именно король Вячеслав III, то чешска корона перейшла по женскому колену на немецких цесарей. В 1526 роце чешски жители Чехии и Моравии поддалися австрийскому цесарю, но с тим условием, абы оставаться при своих равных правах и законах. С того часу а властиво от 1620р. Чехия и Моравия принадлежат до Австрии яко еи особни коронни краи. Як в Чехии, так и в Моравии панует теперь латинска або римско-католическая вера и лишь колька чешских родин принадлежит до православной веры.
Победа латинской веры в Польском государстве и падение Польского государства Латинска або римская вера панует теперь и во всей Польше, но то не дивно, бо Поляки с самого початку, коли еще були язычниками або идолопоклонниками, приймили християнскую веру от латинских священников, и то в 965р., в котором роце в Польше було уже много латинских и немецких священников. В коротком часе латинские и немецкие священники перетягнули на свою сторону всех польских князей и вельмож а также всех просвещенных Поляков. С часом польски просвещенни люде сталися своему родному простому польскому народу совсем чужими через то, що приймали от запада шляхотство и яко таки совсем отдалилися от польских хлеборобов-мужиков. Ставшися шляхтечами, просвещенни Поляки всеми способами кривдали и нищили простых польских мужиков, думаючи, що польски мужики лишь на то одно жиють на свете, абы робити на шляхту. В 1340р. Польский король Казимир III завоёвал Галичину, котора до 1772р., отже 432 роки, оставалась под пановением Польши. Подчас того панованья Польши в Галичине введено унию, т.е. соединение православной церкви с латинскою церковью. В 1772р. Польша через свою зухвалу и неспокойну шляхту роспадается на три части, из которых одну часть взяла Россия, други - Пруссия, а трету, и то нашу Галичину - Австрия. От того часу наша Галичина находится под панованием Австрии.
Победа латинской веры в Словацком, Словинском и Хорватском государстве и падение сих государств Як в Польше, так укрепилася западна римско-католическая або латинская церковь и в Словацкой, Словинской и Хорватской державе, а также межи Лужичанами и Пенянами, хотя в сих землях веру Христову раньше проповедывали ученики святых славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. Словацка держава (Нитрянское княжество) держалася до 1018р. В том роце Мадьяры взяли Словецку землю под свою власть. Но на словацком княжеском престоле все-таки оставалися словецкие правители, и то до 1321 року, то есть до смерти последнего словецкого князя Матфея Тренгинского, правившего 16 лет. В 1526 роце Словаки подчинилися разом с Мадьярами власти австрийских цесарей, а от 1867 Словаки находятся под властью Мадьяр, т.е. под властью Угорского королевства. Словинска держава существовала до 750 року, в котором роце она подпала под власть Немцов. В 1335 роце Словинци прийшли под власть австрийских цесарей и под сею властью они находились до сегодняшнего дня. Що-же касается Хорватии, то она в 1091р. поддалася мадьярам а потом в 1699 роце разом с Славониею - Австрии. Хорваты не приймили ни православной веры, ни славянского письма, а приймили латинскую веру и латинске письмо и они до сего дня держатся латинской веры и латинского письма, хотя их язык такий самый, як и сербский, и хотя они жиют с своими сербскими братьями в найблизшом соседстве.
Сохранение и укрепление православной веры в Сербии Що касается прочих славянских держав, и то Сербия, Болгария и Россия, то в них до сегодняшнего дня сохранилася православная вера. Приймивши от святых славянских первоучителей Кирилла и Мефодия и от их учеников християнскую веру, Сербы, Болгаре и Русски приймили от них также Славянске письмо и славянски книги. В 12 веце сербский князь або жупан Стефан Неманя, которий правил от 1159 до 1200р. соединил все сербские краи в одну державу и храбро защищал ею против своих сильных ворогов. Один из сынов Стефана остался монахом (чернцем) и долгий час жил в православном монастыри на горе Афоне. Там он бул назначенный около 1219р. православным архиепископом для Сербии и таким способом православная церковь в Сербии сталася самостоятельною. Тот первый сербский архиепископ назывался Саввою и бул таким набожным, що наша православная церковь назвала его святым. При сербском короле Стефане IV Душане, которий правил от 1335 до 1355р. Сербия була дуже велика и сильна. Но при ею слабом наследнику Сербия роспалась на части, из которих головни були: восточная Сербия (на берегах реки Моравы, Колубары и Дуная), Босния, Герцеговина и Зета. В 1389р. Турки напали на восточну Сербию и завоёвали ею после страшной битвы на Косовом поли, на котором погиб последний свободный сербский король Лазарь со всеми своими предводителями и воинами. Скоро после того в руки турков досталися Босния и Герцеговина. Лишь одна гориста часть Зеты не подпала под власть сильных турков, а то тому, бо храбри сербски жители Зеты не допустили сильных Турков до своего края. Храбри сербски жители Зеты до сегодняшнего дня осталися самостоятельными и вольными. Сия часть колишной-то великой сербской державы есть теперешна княжество Черногорске або по итальянски Montenegro. Восточна Сербия оставалася мало-не 500 лет под панованием Турков и аж сильна православна Россия допомогла соим братьям Сербам статися сновь самостоятельными и вольными и то в 1828, властиво в 1878р. В том самом 1878р. Босния и Герцеговина прийшли под власть Австрии, под которою властью они находят до сегодняшнего дня. Вследствие долгого панованья турков над Сербами в восточной Сербии, Боснии и Герцеговине великая часть православных сербов була преимушена приступити до магометанской або турецкой веры, до которой они до теперь принадлежат.
Сохранение и укрепление православной веры в Болгарии И многие православные Болгаре приступили до магометанской або турецкой веры через ту саму причину, що Сербы. Подчас правления болгарского царя Бориса, которий правил от 843 до 888р., на славянский язык були переведены, кроме книги слова Божия, все церковные книги и все сочинения (писания) святих отцов. Сын Бориса Симеон, которий правил от 888 до 927р. сильно расширил границы своей Болгарской державы и также трудился над славянским переводом церковных книг. В 927р. в болгарском месте Тернове основан бул первый православный патриархат. По смерти царя Симеона Греки с помощью других народов победили Болгар и в 1019р. над Болгарией зачал владеть греческий царь Василий Болгарин. Греки правили над Болгарией дольше як полтораста лет. Увольнившись из под греческой власти, Болгаре стали сновь самостоятельными и сильными. В 1346р. Болгарску державу взяли под свою власть Турки. Под властью Турков Болгаре жили мала не пять сот лет, и до 1877р., в котором роце, як известно, сильна православна Россия победила Турцию и увольнила из под еи власти своих болгарских братьев и единоверцев.
...

Григорий Купчанко. Буковина и еи русски жители
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_656.htm
Григорий Купчанко. Галичина и еи русски жители
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_658.htm
Григорий Купчанко. Угорска Русь и еи русски жители
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_657.htm
Г.И. Купчанко. Веночек для русских деточек
http://odnarodyna.com.ua/content/venochek-dlya-russkih-detochek-g-i-kupchanko
Г. Купчанко. Песни Буковинского народа. Записки юго-западного отдела Императорского русского географического общества. Т. II. 1874 г. М., 1875. 557с.
https://www.wdl.org/ru/item/10070/
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_259.htm

Хто мы, памятна книжечка для русского народа, написал и издал Григорий Купчанко, редактор-издатель Русской Правды в Ведни, Ведень, 1888
Головна цель, головне стремленье, головне бажанье ворогов русского народа и их похвостачей есть только одно задурьованье, замучованье и поляченье нашого темного русского народа и нашой недосведченой русской молодежи и перетягованье их от родного русского языка до чужого языка а при том и до чужой веры!
Шо се так, то доказали безчисленни случаи: дуже многи из нас, котри приступили до ворогов русского народа, отреклися мало-по-малу от своего родного русского языка, от своей родной русской православной веры и от своего родного русского народа, и сталися, наконец, еще горьшими ворогами его, як чужи, нерусски его вороги. Се похвостачи наших ворогов и называют нас сегодня Москалями и грозят нам шибеницею и се похвостачи наших ворогов, допекают нам сегодня еще больше, як найгорьши чужи наши вороги, а то тому, бо се похвостачи хотят показаться перед нашими ворогами а своими благодетелями, шо они не задармо достают от них всяки почести, ласки, местца и дарунки…
Дороги русски братья, просим, молим и благаем вас, стережется сих русских зрадцев и изменников, як найгорьших ваших ворогов, бо они дуже небезпечни и шкодливы, через то, шо умеют представлятися вам вашими найлепшими приятелями, шо умеют перекидатися из лютых волков в смирных овечок и шо умеют, вас дуже легко туманити, дурити, баламутити и сводити с доброй дороги. Не слухайте их солодних слов, бо их солодки слова то смертна трутизна для вас. Не берете в руки их книжок и газет, бо ними вы заразитеся страшною хоробою. Не уважайте на их жалобы и плачи, бо их жалобы и плачи фальшивы, змеины слезы, выраховании на то, абы вас сдурити та обманути!
Слухайте вы, дороги русски братья, лишь правдивых русских людей, тих, котри выдают для вас добри, розумны и пожиточни книжки и газеты, як книжки Обществ: Галицко-русская Матица, Ставропигийский институт, львовска Русская Рада, общество имени Михаила Качковского, институт Народный Дом в Львове, Академический Кружок в Львове, Буковина в Ведни, Буковина в Черновцах, и газеты Червонная Русь, Беседа, Страхопуд и Русская Библиотека в Львове, Русская Рада в Коломыи, Листок в Унгваре, Наука и Русская Правда в Ведни, читайте се книжки и газеты и поступайте так, як они вам радят, и безпечно не будете жаловати, шо послухали нашой рады.
Читайте, милы братья, се наши слова с увагою и с доверием, бо то все шо тут написано, есть чиста свята правда. Читайте се, мили братья, и другим русским людим, котри не умеют читати, абы и они знали, хто они, як их призначенье и як они повинны поступати, абы их вороги не свели с дороги.
Поки у нашого русского народа есть своя властна вера, свой властный язык, свое властне письмо, доти он числится самостоятельным народом, доти други народы его поважают и боятся и доти он мает право, требовати того, шо ему по Божову и по чоловеческому закону яко великому, самостоятельному народу належится.
Держемся отже, мили русски братья, крепко своей веры, своего языка и своего письма, просвещаймося, соединяймося и крепемся в нашой вере, в нашем языце и в нашом письме и маймо в Бозе тверду веру и надею, шо колись наша доля полепшится и що за якийсь час станем мы панами на нашой властной земли
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_740.htm
КарпатоВедение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_755.htm

  


СТАТИСТИКА