Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

В.Ю. Яворский. Украина - Русская Земля
от 30.11.10
  
Доклады


Продолжение

О православных церквах в Краковской области и в других местностях юго-восточной Польши свидетельствуют многие другие записи последующих веков. Известно, что татары сожгли православную церковь в Судомире (Сандомир), в которой были похоронены в 1211г. Аделаида, дочь Казимира Справедливого, и Елена, дочь Всеволода Белевского. В Краковской области были широко почитаемы древние православные церкви во имя св. Климента. Церковь Честного Креста на Лысой горе была основана Болеславом Храбрым. В краковской православной церкви св. Троицы был похоронен Лешек Казимирович. В Варшаве еще в 1339г. существовала православная приходская церковь св. Георгия. В Кракове до XV века богослужения совершались на славянском языке. Известно, что краковский мещанин Святополк Фиола, русский из Лемковщины, основал в 1491г. в Кракове русскую типографию, в которой печатались кириллицей и на славянском языке богослужебные книги для многочисленных православных церквей в Краковской и Привислянской областях, а также и для всей Юго-Западной и Северо-Восточной Руси. В следующем, 1492г., католический архиепископ в Гнезне запретил пастырским указом издание церковных книг кириллицей и на славянском языке и сам Фиола подвергся судебному преследованию, а затем изгнанию, несмотря на то, что на суде был оправдан. Влияние католических кругов в Польше достигло тогда уже такой силы, что они могли беспрепятственно угнетать, искоренять православие на всей польской государственной территории. Из этих нескольких выписок, как и из многих не приведенных здесь сведений, становится совершенно ясно, что население бедствующей Киевской Руси спасалось в XII-XIIIвв. на запад, также не в чужие страны, а в древние русские земли, в которых продолжал жить родной русский народ. Как в движении на север, так и в движении на запад население Приднепровья всегда оставалось на своей земле и среди своего народа, удаляясь от опасности в далекие северные и западные украины. Это очень важное обстоятельство, благодаря которому русский народ, хотя и разорванный на части татарским нашествием, но удержавшись на остатках своей национальной территории, имел возможность собраться с силами, главным образом на севере, и затем постепенно, по словам В.О . Ключевского, вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобно которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времени падения Римской империи.
Благодаря большому наплыву приднепровских выселенцев украйные младшие удельные княжества - Галицкое и Волынское - уже во второй половине XII века делаются одними из самых сильных и влиятельных. Князь Роман Мстиславович, объединивший Галицкое и Волынское княжества в конце XII века, именуется в летописях самодержцем всей Русской земли. Князь Галицко-Владимирского княжества Юрий I Львович, убитый в 1316г. при защите города Владимира и похороненный в храме Богоматери, принял титул короля Русского (Regis Russiae). При нем чеканилась русская монета с надписью Моneta Russiае или русские гроши Grossi Ruthenicales, что продолжалось до 1434г. Все эти русские области, несмотря на то, что они были обширны и многолюдны, и несмотря на политические успехи отдельных русских князей, со времени присоединения Русско-Литовского княжества к Польше постепенно и все более начали подвергаться религиозным и национальным притеснениям со стороны окатоличившейся Польши и Литвы.
Как известно, в состав Русско-Литовского государства вошли обширные русские земли - Подольская, Волынская, Киевская, Северская, Смоленская и другие, которые по пространству и количеству населения значительно превосходили покорившее их Литовское государство. По культурному развитию литовцы были гораздо ниже русских. Среди полудикой и языческой Литвы уже давно, до образования Литовского государства, широко было распространено православие, русский язык, русское право, русские нравы, благодаря чему оно было гораздо более русским, чем литовским, и русская стихия была господствующей. Со времени объединения Литвы с Польшей, особенно после Люблинской унии 1569 года, русское влияние стало быстро вытесняться польским.
Объединение Польши с Русско-Литовским государством произошло по политическим расчетам. Великий князь Ягайло надеялся получить военную поддержку от Польши и римского папы против Тевтонского ордена. Польские политики, устроившие в 1386г. брак королевы Ядвиги с Ягайлом, желали овладеть русско-литовскими силами и средствами, особенно Юго-Западной Русью. Главной действующей силой в объединенном Польско-Русско-Литовском государстве оказалась католическая церковь, представляемая иезуитами и оказывающая очень сильное влияние на общее положение в стране. Основной целью было окатоличение всего православного и протестантского населения любыми средствами, включая самые грубые и жестокие меры принуждения, что вызывало возмущенное сопротивление всего некатолического народа. Политическая сделка между Русско-Литовским государством и Польшей совершилась только в узком кругу правящих личностей и только по своекорыстным расчетам и потому сразу же возникли взаимные противоречия и трения. Но это была борьба вначале только между высшей знатью, а затем и низшего дворянства за общедворянские привилегии. Но православное духовенство и народ становились все более бесправными, угнетенными и беззащитными. По мере роста польского влияния и особенно влияния представителей католической церкви на внутреннее положение в стране, увеличился отход русско-литовского дворянства и некоторой части высшего и низшего православного духовенства в унию, а затем и в католицизм. Положение православного населения становилось все более невыносимым. Из-за всего этого уже с XV века начинается заметное передвижение больших масс православного населения на среднее Приднепровье, где жизнь становилась все более безопасной вследствие распада Орды и, главным образом, усиления Московского государства. С середины ХVI века бегство крестьян обратно на восток, из Польши и Галиции, в которых начало развиваться крепостное право, чрезвычайно усилилось и резервы запорожских казаков стали заметно пополняться. Богатые польские вельможи, как Полоцкие, Вишневецкие, Конеппольские, приобретшие обширные пространства и угодья в юго-восточной украйне, старались заселить свои владения и охотно предоставляли свои земли переселенцам. Поселившиеся там люди, пришедшие из глубины Польши, Галичины и Литвы, были чисто русскими потомками той Руси, которая ушла из Днепра в XII-XIII столетиях на запад и в продолжении двух-трех столетий, живя среди литвы и поляков, сохранила свою народность и язык. Правда, под влиянием, главным образом, польского языка образовалось малорусское наречие, которое в последующем включении в Россию оказало большое влияние на выработку общерусского литературного языка. Но, несмотря ни на какие изменения разговорного языка, само население продолжало считать себя русским, сознавать свою кровную, братскую близость с населением Московского государства, говорящим на одинаковом русском языке, хотя и на местных наречиях, и исповедующих такую же православную веру, как и они.
По мере того как петля крепостной неволи все туже затягивалась на шее православного крестьянства в Польско-Литовском государстве и религиозные преследования начали переходить терпимые границы, все чаще стали подыматься открытые восстания православного населения, всегда начинаемые запорожскими казаками и горячо поддерживаемые всем населением. Восстания казаков начались почти одновременно с Люблинской унией 1569 года и их целью было национальное и религиозное освобождение и соединение с Московским государством. Помимо чисто военных усилий к объединению с Московским государством происходило и совсем мирное и тихое объединительное проникновение населения на московскую территорию. Так, 25 марта 1652г. к Путивлю подошли около 2000 черкассов - так называли в те времена жителей южной Руси - с семьями и имуществом с черниговским полковником Иваном Дзиньковским во главе и заявили, что пришли на государево имя на вечное житие. Но большинство народа оставалось на своих местах и с оружием в руках добивалось своих политических, экономических и религиозных прав и целей и настойчиво призывало московского государя присоединить к себе всю Юго-Западную Русь. Так, запорожский гетман Сагайдачный в 1620г. присылал уже объявить государю московскому свою службу, как он и все войско запорожское на недругов государевых ходят. Такой же призыв шел и от православной иерархии. И когда вспыхнуло самое большое и продолжительное восстание под руководством Богдана Хмельницкого в 1648г., имевшее в начале большой успех, то Хмельницкий в частных беседах даже называл себя единовладным самодержцем русским; но несмотря на то, он одновременно усиленно просил царя Алексея Михайловича принять его и всю Малороссию под свое покровительство и благословить рати своей наступать на общих врагов, а он в Божий час пойдет на них от Украины, моля Бога, чтобы правдивый и православный государь над Украиной царем и самодержцем был.
Для царя Алексея Михайловича это была очень трудная задача, но ее необходимо было решить положительно, по нравственной обязанности защитить православное русское население от преследований католиками и по причине традиционной политики собирания русских земель. Однако Москва медлила, так как еще не имела нужных сил, чтобы решительно отозваться на многочисленные и настойчивые призывы о помощи родных братьев, изнемогающих в неравной борьбе. Все это долгое время московское правительство с напряженным вниманием и тревогой следило за отчаянной борьбой русского народа и только, когда были в 1653г. подготовлены достаточные средства, земским собором было решено принять Украину в состав Московского государства. Присоединение обширных юго-западных русских областей, включая Литву, было отмечено внесением в царский титул: всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца Литовского, Волынского и Подольского. Однако, присоединение Малороссии вызвало войну с Польшей и очень усложнило всю внешнюю политику Москвы, так что впоследствии Москва должна была отказаться от Литвы, Белоруссии, Волыни и Подолии. После таких потерь Москва могла повторить слова Богдана Хмельницкого, какие он сказал, заплакав: Не того мне хотелось и не так тому делу быть...
После татарских нашествий Юго-Западная Русь постепенно вошла в состав Русско-Литовского государства, затем в состав Польши. Галичина же и Буковина в XVIIIв. были присоединены к Австрии. После развала последней, Галичина опять оказалась в пределах Польши, а Буковина - Румынии. Закарпатье после развала Венгрии досталось Чехословакии. Наконец в 1939г. Галичина и Буковина были присоединены к России. Закарпатье вошло в состав России в 1945г.
Но на всем протяжении своей многострадальной судьбы русское население неизменно оставалось коренным насельником Карпатских гор, предгорий, низменностей и широких степных просторов, хотя и не помешало медленному проникновению в свою среду польского, венгерского, румынского, немецкого и еврейского элементов.
Необходимо отметить, что огромное несчастье поголовного выселения из прадедовской земли постигло самую западную часть расселения русского, известного под названием лемки, живущего уже тысячелетия в Карпатах, мужественно выдержавшего всю тяжесть национального гнета в течение многовековой оторванности от русского государства и во время почти полного присоединения к России всех русских окраин, оставленного в пределах Польши. (Кроме Лемковщины за пределами СССР все еще остались следующие русские окраины: Холмщина, Подляшье, Перемышльщина, Ярославщина, Любачевщина - в границах Польши и Прашевщины - в пределах Чехословакии. Лемки были выселены из-за преступной и провокационной террористической деятельности украинских сепаратистов.
Менее трагическая, но тоже безотрадная судьба беспризорности постигла другую часть русского народа, живущего в Пряшевской Руси. Оставленная в пределах современной Словакии с широкими автономными правами она тем не менее подвергается медленному национальному удушению и насильственной украинизации со стороны словацких шовинистов.
В свете общерусской истории идеология украинских сепаратистов является проявлением черной неблагодарности по отношению к их единокровным великорусским братьям, поставившим после татарского разгрома Киевской Руси своей жизненной целью собрать воедино всех русских людей, отвоевать все русские земли и восстановить свободное и достойное существование всего русского народа. Не считаясь ни с какими трудностями и жертвами, с железной твердостью и упорством они осуществили эту цель с полным успехом.
Разлагающая деятельность украинских сепаратистов, вызывающая национальное разделение и братскую вражду, это не только черная неблагодарность. Это низкое предательство и позорная измена национальному единству и единодушию - высоким заветам, завещанным далекими предками и закрепленным на вечные времена древними летописцами для всех русских потомков, свято соблюдаемым всем русским народом и его мудрыми государственными людьми, благодаря чему русский народ не только сохранил свою национальность, но занял то положение на земле, которое соответствует его историческому призванию.
Каждому беспристрастному человеку, который хотел бы внимательно ознакомиться с так называемым украинским сепаратизмом, не может не быть ясным, что он вызван искусственно, преднамеренно обострен до крайности без серьезных для этого оснований и что все это беспочвенное движение в конечном итоге сводится только к злостному политическому заговору против единства русского народа и русской земли.
Это очевидно уже из того факта, что для зарождения и развития украинского сепаратизма надо было пользоваться низкими методами обмана русских людей, сознательным и грубым искажением малорусского наречия, недобросовестным извращением богатой общерусской истории, литературы, этнографии и по возможности вообще проявлений творческой деятельности населения Юго-Западной Руси только для того, чтобы посеять в умах русских людей сомнение в своей тысячелетней национальности, вызвать в них национальное разложение и смуту, обострить ее до национальной вражды и, наконец, обманув и рассорив единый русской народ, отделить от него, если удастся, даже всю Юго-Западную Русь под условным названием Украина. И весь этот скверный замысел был выработан только для того, чтобы ослабить русскую государственность. Такова краткая, но вполне достоверная схема зловредного зарождения, развития и назначения украинского сепаратизма.
Одним из вполне убедительных доказательств правильности такого понимания, не говоря уже о вполне точных и неопровержимых исторических данных, свидетельствующих о гнилой ценности украинского сепаратизма, является общеизвестный факт, что украинский сепаратизм щедро финансируется и широко поддерживается всевозможньіми открытыми и тайными способами. Предпринимаются вооруженные вмешательства именно теми иностранными кругами, которые особенно заинтересованы в ослаблении русской государственности для удовлетворения их стратегических, экономических и даже территориальных вожделений. Не менее вразумительным доказательством беспочвенности украинского сепаратизма является полное равнодушие многомиллионного населения Украины, оседло и компактно живущее в прадедовской земле, культурно и экономически одинаково развитое, как и все соседние народы, к фанатически страстным призывам и действиям сепаратистов создать независимое государство. Население Украины, сознавая себя русским, знает, что уже имеет общенационально-русское государство Россию, и определенно не желает иметь другого. История свидетельствует, что все население Западной Руси, то есть той части русского народа, которую так упорно стремятся заразить сепаратизмом, и особенно крестьянство - основной, естественный и подлинный носитель и выразитель национального самосознания - всегда ясно сознавало свое кровное родство с русским народом, всегда открыто выражало самосознание и с неизменным постоянством стремилось только к полному объединению с русским народом в единой государственности. Самосознание было так органически присуще широким народным массам, так глубоко вкоренено в них, особенно в тех областях юго-западной украйны, которые по разным причинам оказались вне русских государственных пределов - Галичина, Буковина, Карпатская Русь, Лемковская и Пряшевская Русь, - в которых коренное население подвергалось особенно жестокому национальному гнету, что оказалось единственной спасительной силой, благодаря которой оно непоколебимо сохранило твердую память о своей нераздельной принадлежности к русскому народу.
В этих национально-обездоленных русских областях общенародное стремление ко всерусскому объединению не ограничивалось только пассивным и терпеливым ожиданием осуществления заветных народных надежд. Вся общественная история этих областей насыщена горячей, напряженной и жертвенной многовековой борьбой за национальные права и православное вероисповедание всеми доступными средствами. Иногда доведенные до отчаяния невыносимым положением русские люди брались за оружие и под предводительством самых энергичных и воинственных своих представителей жестоко расправлялись со своими национальными, религиозными и экономическими угнетателями. Но никогда и ни при каких обстоятельствах за все тысячелетнее свое существование они не вступали добровольно в вооруженную борьбу против русского народа. И если все-таки случалось, что какая-нибудь, обычно незначительная, группа людей оказывалась на стороне врагов русского государства и принимала участие во враждебных против него действиях, то это всегда сурово осуждалось в народном сознании, как национальное предательство.
В.Ю. Яворский. Украина - Русская Земля, с.18
Убедительным доказательством именно такого умонастроения широких народных масс может послужить история всех безрезультатных попыток поднять общенародное сепаратистское движение и оформить его в самостоятельную государственность. За исключением нескольких маскарадно-шутовских попыток провозглашения независимого украинского государства - всегда кратковременных, всегда кровопролитных и всегда унизительных для руководителей таких попыток, обязанных выполнять лакейскую роль прислужников своих покровителей, злейших врагов родного народа, - подавляющая масса населения русской юго-западной украйны, включая и все области, не входящие в пределы русских государственных границ, как правило, оставалась равнодушной и безразличной к таким политическим предприятиям, как к чему-то постороннему, самого народа никак не касающемуся, ничего ему не говорящему и совсем дикое его вековым понятиям, желаниям и потребностям. Несмотря на лукавые призывы, соблазнительные обещания, возбужденную пропаганду и демагогию, фанатические угрозы, преследования и даже убийства, народ оставался неподвижным, молчаливым, настороженным и недоверчивым, отлично понимая, что все это вздорная и опасная выдумка, навязываемая ему безотвественными политиканами и фанатиками. Обычно все такие истории приносили много несчастий простому, честному и беззащитному населению и всегда заканчивались позорным и поспешным бегством их зачинщиков, спасавших свои головы от справедливого народного гнева.
Вполне логично задать себе вопрос - в чем же наконец дело? Почему же вся энергичная целеустремленная и планомерная деятельность украинских сепаратистов и вся щедрая материальная и даже военная поддержка их покровителей, направленная на освобождение якобы угнетенной огромной массы живых людей, называемых украинцами, не только не приводит ни к каким ощутимым результатам, но встречает полное равнодушие и даже сознательное отрицание и сопротивление прежде всего именно в тех народных массах, для которых, как будто, все это делается?
И вполне законный, логичный и простой ответ на это недоумение может быть только один - украинской национальности и, следовательно, украинского народа как такового в природе не существует. Есть русский народ, живущий на необозримых русских просторах, включая и Украину, который желает жить мирно и дружно в едином государстве. Но существует украинская выдумка, эксплуатируемая небольшой группой людей, одни из которых верят в нее как в действительность, а другие расчетливо пользуются ею в своих личных и политических целях. Как всякая выдумка, особенно политическая, так и украинская оказывается мертворожденным плодом оторванной от народа небольшой группы людей и, несмотря на наукоподобную маску исторического и лингвистического характера, под которой хотят ее скрыть, она не может обмануть трезвую народную мудрость. Мертвая выдумка не принимается жизнью. Население юго-западных русских украин органически не разделяет сепаратистских стремлений своих подстрекателей и никогда их не поддержит.
Обычно, когда прекращается политическое возбуждение, вызываемое сепаратистскими агитаторами, и восстанавливается всеобщее благоразумие, останавливается и вредная возня провинциальных болтунов, бестолковых смутьянов, узких местных честолюбцев, слепых полуобразованных фанатиков, сознательных и бессознательных агентов внешних врагов, разлагающих национально-родной русский народ и возбуждающих в нем братскую ненависть. К сожалению, при этом возникают поверхностные повреждения здоровых и правильных народных понятий, которые могут быть излечены только правдивым и беспристрастным ознакомлением с прошлым народа.
Свободное слово Карпатской Руси, 11-12, 1977, с.1-18
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_736.htm
http://monarhist.net/RP/Yavorsky/Yavorsky-1.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120314.htm

  


СТАТИСТИКА