Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

СваРогова КолЕсница
от 03.03.13
  
Доклады


Мълiхом Влеса Отце наше Да потягне в небi комнощь Суражоув А да внiде на ны Сурi вЪшатi злотi Колове въртеще

Алатырь, Саймалы-Таш, или вышитый, узорчатый камень - такое название носит высокогорное урочище Ферганского хребта, расположенное на высоте 3000-3500 м над уровнем моря, в труднодоступном и уединенном месте.

р.13. Солярный знак. Саймалы - Таш 1
Алатырь - бел-горюч камень - всем камням отец
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_263.htm
РигВеда II, 5. К Агни

Размер - ануштубх (8х4)

1 Хотар родился, заметный (для всех),
Отец - на помощь (своим) отцам,
Являющий взорам унаследованное добро.
Пусть сможем мы обуздать (его) коней!

2 (Тот,) у кого семь поводьев
Натянуты, как у ведущего жертвоприношение -
Словно Ману (держит он) восьмой, божественный (повод) -
Как потар он все это приводит в действие.

3 Когда же он бросается вслед,
Произнося молитвы, он берет на себя и это.
Он охватил собой все поэтические способности,
Как обод - колесо.

Для того, чтобы стали яснее содержание и особенности стиля РигВеды, необходимо сказать несколько слов о создателях гимнов этого собрания. В анукрамани авторы гимнов называются словом rsi - поэт, мудрец (от корня rs/ ars - устремляться, течь, изливать). В тексте гимнов их называют еще kavi - мудрый, мудрец, поэт (ср. русск. ковать (коваль, кий - В.Н. Топоров)), vipra - вдохновенный, трепетный, поэт, певец (от корня vip - трепетать, дрожать), а также karu - певец, вдохновитель (от kar - восхвалять. Из этих названий-синонимов последнее указывает на характер и исполнение создаваемых ими произведений, в основе же остальных названий лежат понятия мудрости и вдохновения.
Поэт в обществе ариев РВ считался носителем той имманентной мудрости, которая в моменты озарения открывается богами отдельным избранным лицам. Поэт молит богов о том, чтобы ему были дарованы эти мгновения просветления, когда перед ним раскрывается божественная истина, сокрытая от обычных людских взоров. Мудрость - это раскрывающаяся на мгновение картина. Способ ее постижения - вИдение. Видит поэт внутренним взором, интуицией, внезапная вспышка которой озаряет для него божественную картину истины (мифологической, ритуальной, философской).
Не раз подчеркивалось, что ведийские поэты были визионерами, они видели истину, и глагол dhi, описывающий творческую деятельность риши, значит одновременно - видеть и думать, а соответствующее корневое существительное dhi - означает вИдение, мысль, мудрость. В контексте этой культуры вИдеть является синонимом - постигать истину (Т.Я. Елизаренкова. Риши - создатели гимнов РВ)
Алатырь - Саймалы - Таш - Узорчатый камень
Алатырь - Саймалы - Таш - Узорчатый камень
Алатырь - Саймалы - Таш - Узорчатый камень
Агни на конях, Индра на быках, Пушан на козлах
О Индра-Агни, какой смертный
Разберется в этом у вас, о два бога?
Запрягши коней в разные стороны, один
Едет на той же самой колеснице
Изображения распространяются по обе стороны Ферганского хребта. На северо-восточном склоне - 91900 изображений. На юго-западном - 15625. Более всего изображений на восточном склоне хребта, около небольшого ледникового озера
Алатырь - Саймалы - Таш - Узорчатый камень
О Агни, на быстроходнейшей колеснице,
Призванный, привези богов.
Ты - хотар, поставленный Манусом

X, 135. Мальчик и колесница

Автор, по анукрамани, - Кумара Ямаяна (Kumara Yamayana букв. мальчик происходящий от Ямы). Размер - ануштубх (8х4)
Космогоническое содержание заключено в оболочку из сюжета, не очень ясного. У мальчика умер отец, и мысленным взором мальчик, тоскуя, следит за отцом, попавшим в царство царя мертвых Ямы (1-2). Первые два стиха говорит мальчик, далее следуют два стиха, которые произносит некий голос, - скорее всего, голос отца, остальное - речь автора. Отец привлекает внимание мальчика к тому, что тот создал себе в мыслях колесницу (ее вариант - корабль), которая следует за ним в царство мертвых (3-4). Эта колесница - поминальное жертвоприношение
1d - Озирается в поисках - puranan anu venati - глагол ven - значит видеть внутренним взором, с помощью поэтического прозрения, сверхестественным образом
4b…от вдохновенных - viprebhyas pari - т.е. вдохновенные поэты-жрецы отправили богам жертвоприношение

Мальчик:

1 Под деревом с прекрасными листьями,
Где пьет с богами Яма,
Там наш отец, глава рода,
Озирается в поисках древних.

2 Недовольный, смотрел я,
Как он озирается в поисках древних,
Бредя по той дурной (дороге).
По нему затосковал я вновь.

Голос отца:

3 О мальчик, новая колесница
Без колес, которую ты создал в воображении,
У которой одно дышло, (но) едет она во все стороны -
Ты стоишь на (ней), не видя (этого).

4 За колесницей, которую, о мальчик,
Ты покатил от вдохновенных,
За ней катилось вслед песнопение:
Отсюда оно было помещено на корабль.

Автор:

5 Кто породил мальчика?
Кто выкатил колесницу?
Кто сможет нам сегодня сказать:
Как произошла передача?

6 Как произошла передача?
От этого возникло начало.
Сперва было растянуто дно,
Потом сделано отверстие.

7 Это обитель Ямы,
Которая называется жилищем богов.
Вот его камышовая флейта, (в которую) дуют,
Он украшен хвалебными песнями.

***
Откуда пришли индо-арии?
***

Приблизительно в середине II тысячелетия до н.э. в северо-западную Индию, в район современного Пенджаба, с запада, через перевалы Гиндукуша, начали вторгаться воинственные племена, называвшие себя ариями (аrуа). Они говорили на одном из древних языков индоевропейского происхождения, весьма близком к языку соседних племен, населявших древний Иран, отличались не только воинскими талантами, но и даром поэтического слова, в котором умели запечатлеть свой взгляд на мир - какой он есть и каким они хотели его видеть. И главным сокровищем этих племен стали гимны, легшие в основу будущего их собрания - РигВеды...
Согласно наиболее распространенной точке зрения, считается, что в период, предшествующий вторжению части племен в Индию, они занимали области Средней Азии, расположенные по Амударье и Сырдарье вплоть до Аральского и Каспийского морей (M. Майрхофер, И.М. Дьяконов, Т. Барроу и др.). Отсюда происходили миграции отдельных групп ариев в разных направлениях. Одна из этих групп проникла в Афганистан, а затем в Индию (Т.Я. Елизаренкова)
АндронЛан
Место андроновской культурной общности в Старом Свете
***
Боевая колесница (ratha), все части которой связывались ремнями, была разборной. Она состояла из деревянной основы, куда прикреплялись деревянные оси. На них насаживались два деревянных колеса, закреплявшихся деревянной чекой. Колеса были со спицами. Только обод колеса делался из металла. От оси под углом шло дышло, впереди проходившее через ярмо, надевавшееся на шею коням. Кузов колесницы мог быть плетеным, деревянным или кожаным. Металлическими могли быть украшения. В обычную боевую колесницу запрягались два коня (иногда три или четыре). Колесница была двухместной: справа стоял колесничий, правивший конями, слева находился воин (он мог сидеть или стоять). В гимнах РВ колесницы называют легкоходными, стремительными, все преодолевающими. Именно боевые колесницы, развивавшие предельную из возможных для того времени скорость, дали ариям военное преимущество над дасами/дасью (Т.Я. Елизаренкова)
Откуда пришли индо-арии?
Памир. Акджилга. Северные склоны Аличурского хребта, правый берег р. Северная Акджилга. Высота 3800 м над уровнем моря. Около сотни рисунков на скальной поверхности типа бараньего лба, открытых геологом В.П. Булиным. Среди них - пять двухколесных колесниц с колесами, имеющими от 6 до 11 спиц, и с возницами, идущими сзади. Перед линией колесниц и сзади них находятся три человеческие фигуры с раскинутыми руками и четко прорисованными ребрами, которые, очевидно, изображают мертвых. Лучники с большими луками, один - в островерхой шапке. Удлиненные изображения лошадей и всадников. Много изображений горных козлов-нахчиров. Группа рисунков в скифо-сарматском зверином стиле. Линейно-штриховая техника, не свойственная среднеазиатским петроглифам (Жуков, Ранов, 1972, с.540-541; Жуков, Ранов, 1974, с.62-68).
р.34
Рис.34. Изображения колесниц на андроновском и срубном сосудах и петроглифах Казахстана, Памира, Северо-Западной Индии и Тувы. Петроглифы: 1, 2, 11 - Койбагар III; 3, 5 - Койбагар I; 4 - Кок-Булак; 7 - Текке-Таш (Памир); 9 - Габаевка; 10 - Койбагар И; 12 - Чинге (Тува); 13 - Сыын-Чурек (Тува); 14 - Акджилга (Памир); 15 - Тхор, северный берег р.Инд; 16 - Арпаузен V. Могильники: 6 - Сухая Саратовка (Поволжье); 8 - Спасское I (Приуралье)
Е.Е. Кузьмина. Откуда пришли индо-арии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М. 1994, 463с.
http://www.archaeology.ru/Tribes/tribes_arii_1.html 7Мб

Атхарваведа VIII, 8. Против вражеского войска
Заговор принадлежит к числу военных и сопровождается ритуалом, цель которого устрашить армию врагов. Размер: по анукрамани, основной - ануштубх (8х4), больше половины стихов выдержаны в других неточных размерах, стихи 22-24 - проза
...
21 Пусть заорут на них вместе Небо-и-Земля,
Вместе - воздушное пространство с божествами!
Да не найдут они ни знатока, ни основы!
Раня друг друга, пусть придут они к смерти!
22 Четыре стороны света - мулы божественной колесницы, жертвенные лепешки - копыта, воздушное пространство - сиденье, небо-и-земля - две стороны, времена года - поводья, промежуточные пространства - слуги; речь - обруч (?) колесницы.
23 Год - колесница, круглый год - лоно колесницы, Вирадж - дышло, Агни - перед колесницы, Индра - стоящий слева, луна - колесничий.
24 Тут победи, тут завоюй, покори, победи - благо! Эти пусть победят, те пусть будут побеждены! Благо - этим! Горе - тем!
Сине-красную натягиваю на тех.

С этими словами заговаривающий правой рукой совершает жертвенное возлияние в костер на благо своей армии. Горе -
тем\ - С этими словами заговаривающий левой рукой совершает возлияние в жертвенный костер из растения mgida (считавшегося вредоносным), чтобы уничтожить вражеское войско. Сине-красную натягиваю (nllalohitena...abhydvatanomi)... - Заклинающий сначала втыкает в землю ветку дерева ашваттха к северу от костра, а затем, перевязав ее синими и красными нитями (это магические цвета), передвигает ее на юг от костра (в сторону Ямы)


  


СТАТИСТИКА