Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

ТурБулентность бессознательного
от 14.06.13
  
Самоорганизация


Праве бо есь невiдомо уложена ДажьБом А по Нь яко пряже сiа тЪце Яве I Та соутворi жiвото нашо А То колi одiде сьмртье есь Явь есь текоуща а творено о Правi Навен бо есте по Тоiя До ТЪ есте Нава а по ТЪ есте Нава А в Правi же есте Явъ


Кеплер писал, что он слушает музыку небесных сфер. Я тоже слушаю эту музыку, и это началось еще в 1905 году. Я ощущаю пенье вселенной не только ушами, но и глазами, разумом и всем телом...Самая важная в нем строчка - это - Шиповники солнц понимать точно пение -. В ней в самой краткой форме я утверждаю свою убежденность в пульсации всех отдельностей мироздания и их сообществ. Пульсируют солнца, пульсируют сообщества звезд, пульсируют атомы, и ядра, и электронные оболочка, а также входящий в нее электрон. Но такт пульсации нашей галактики так велик, что нет возможности ее измерить. Никто не может обнаружить этого такта и быть свидетелем его конца. А такт пульсации электрона так мал, что никакими ныне существующими приборами не может быть измерен. Когда в итоге остроумного эксперимента этот такт будет обнаружен, кто-нибудь по ошибке припишет электрону волновую природу. Так возникнет теория лучей вещества
В. Хлебников. Я, носящий весь земной шар
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_194.htm
Нейроны коры больших полушарий головного мозга
Нейроны коры больших полушарий головного мозга
Наука прошлого была прежде всего проникнута глубокой верой в рационализм. Безусловно логичной считалась научная мысль и несомненно логическим представлялось само мироустройство. Рационализм был доминантой научной парадигмы. Конечно, подспудно в европейской мысли всегда в той или иной степени сохранялся критицизм по отношению к всеобъемлющему рационализму. Но в последние десятилетия этот критицизм стал приобретать неотвратимо грозное звучание. Мы со всей отчетливостью увидели, что за нашим сознанием стоит бездонность бессознательного, понимаемого теперь значительно более широко, чем подсознательное Фрейда. В бессознательном готовы теперь искать истоки как научной мысли (внерациональность науки, ее неосознаваемые предпосылки, близость ее к мифу - все это стало темой многих современных публикаций), так и общественной жизни со всем многообразием ее конфликтов и со всей сложностью ее идеологического обрамления. Мы видим, как в нашем повседневном речевом поведении смысл сказанного раскрывается при обращении к семантическим полям, сопричастным нашему бессознательному.
Бессознательным можно называть все то многообразие проявлений нашего сознания, которое находится вне его логической структурированности, или, иными словами, это то, что сохранится у нас после того, как мы мысленно отбросим из сознания все, что может быть передано ЭВМ.
Возникает и совсем дерзкая мысль: почему мы должны видеть Мир, воспринимая его только через физические приборы, созданные человеческими руками? Не являются ли глубины нашего бессознательного тем особого рода приемником, который открывает возможность непосредственного взаимодействия с иной реальностью, которая остается закрытой для физических приборов? Наука признавала право на познание природы с помощью физических приборов - за ними стояла породившая их логическая мысль, - но не давала права человеку выступать в качестве прибора. Человек создается генитально - за этим стоит природа, а не логическая мысль.
Но если теперь склонны придавать такое большое значение бессознательному, то здесь невольно возникает вопрос: что знает современная наука о бессознательном? Ответ на этот вопрос амбивалентен. С одной стороны, за последние десятилетия накоплен колоссальный эмпирический материал, а с другой стороны, полностью отсутствует его концептуальное оформление. Сегодня нельзя дать всеохватывающего определения науки, но несомненно, что внеконцептуальной науки быть не может. И потому можно утверждать, что науки о бессознательном нет, она не могла возникнуть хотя бы уже потому, что этому препятствовала парадигма, которая, с одной стороны, позволяла считать реальностью только то, что может быть редуцировано к физическим или химическим явлениям, а с другой стороны - требовала концептуального упорядочивания всего наблюдаемого в системе жестких логических построений.
Здесь во всей своей остроте встает вопрос: как нечто, действующее вне логики, могло быть описано так, чтобы описание приобрело концептуальное звучание? Пытаясь ответить на этот вопрос, прежде всего заметим: ниоткуда не следует, что критицизм, направленный против всеохватывающего рационализма, должен обернуться иконоборчеством. Речь может идти отнюдь не об отказе от логики - вряд ли, игнорируя ее, можно высказать что-либо серьезное, - а о том расширительном ее употреблении, которое позволило бы обсуждать внелогическое в форме, понятной для нас, людей, воспитанных в культуре логики.
Ниже, в предлагаемом вниманию читателя тексте, делается попытка развить вероятностный подход к построению концепции бессознательного. Основополагающими оказываются следующие предпосылки:
1. Использование языка вероятностной логики, позволяющей делать умозаключения, непосредственно оперируя с размытыми - вероятностно взвешенными представлениями.
2. Придание концептуализации нарочито метафорического звучания.
3. Использование в непринужденном сопоставлении спектра знаний, накопленных человечеством, включая математику, физику, психологию, психиатрию, философию, религиоведение, культурологию, антропологию, лингвистику, теологию. Право на такое сопоставление несопоставимого дается только убеждением, что истоки всего покоятся в том едином, что мы склонны называть бессознательным.
4. Обращение к эксперименту, в котором сами авторы выступают и как экспериментаторы, и как участники.
В плане методологическом для нас оказалось особенно важным обращение к физике. Многие философы склонны утверждать, что сейчас физика лидирует в науке. Если это и верно, то только в том смысле, что именно физика, а не какие-либо другие области знаний, выступает в роли разрушителя парадигмы. Физика примирилась с тем, что случайность может быть носителем знания, а не выражением незнания, как считала веками европейская мысль. Физика признала существование реальности, которая не регистрируется физическими приборами. Физика оказалась способной признать право на существование парадоксов внутри собственных теорий. В конце концов, физика в своем развитии научила нас тому, чтобы непонятное объяснять понятным образом через еще более непонятное. Так поступаем и мы в этой работе
В.В. Налимов, Ж.А. Дрогалина. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. М.: Изд-во Мир Идей, АО Акрон, 1995. 432с. - Книга вышла в 1982г.: Realms of the Unconscious: The Enchanted Frontier. Philadelphia, Pa.: ISI-Press. О публикации в нашей стране не приходилось и мечтать. Мы о ней забыли - она стала прошлым. И вдруг много лет спустя ее решили перевести во Франции, а теперь - и издать в России. Конечно, текст, написанный 15 лет назад, хочется переписать
http://v-nalimov.ru/books/
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_347.htm
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_963.htm
Выдвинуто положение о принципиальной невозможности диалога человека с ЭВМ средствами формальной логики - У ЭВМ нет глубинного сознания - она не видит снов!
В.В. Налимов. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении.Тбилиси.:Издательство ТГУ,1978. 83с.
http://infanata.ifolder.ru/11478518
В.В. Налимов. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. M.: Наука, 1965. 340с.
http://natahaus.ifolder.ru/3268251  
О смысловом (семантическом) Поле
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_606.htm

***

Это Гусе-Песий Дом плывет по реке времен!
***
1. Искусство по своему существу и по причинам возникновения связано с двухэтажным строением человеческой психики, её разделением на сознательную и бессознательную сферу, и с необходимостью согласованной деятельности этих двух пластов человеческой психики.
2. Законченное, уже созданное, произведение искусства есть знаковая система, предназначенная для
а) свободного принятия человеческим сознанием,
б) в качестве знаковой системы, регулирующей согласованную деятельность сознательной и бессознательной сферы.
3. Естественно, что и создание произведения искусства требует деятельности сознательной и бессознательной сферы в их единстве. Первый акт принятия, признания произведения отвечающим определённому замыслу совершает сознание автора. Произведение, претендующее на общественную значимость, создаётся в расчёте на принятие его другими людьми и определённым человеческим коллективом...
***

Посвящается мне самому к моему восьмидесятилетию с пожеланием сохранить к этому времени достаточно смысла хотя бы для того, чтобы понимать писания себя самого - сорокалетнего - и судить их с сочувствием, но и со строгостью.
Х.Г., вступающий в Олимпиаду процветания (1943-1947) - Из колмогоровского дневника 1943г.
***
Интерес к изучению турбулентных потоков жидкостей и газов возник у меня в конце 30-х годов. Мне сразу стало ясно, что основным математическим аппаратом исследований призвана стать теория случайных функций многих переменных (случайных полей), которая в то время только зарождалась. Кроме того, вскоре мне стало ясно, что трудно надеяться на создание замкнутой в себе чистой теории. За отсутствием такой теории придется опираться на гипотезы, получаемые из обработки экспериментальных данных. Важно было и получить талантливых сотрудников, способных работать в таком смешанном плане, сочетая разработку теории с экспериментом - А.Н. Колмогоров. Избранные труды. Т.I. К работам по турбулентности (с.421)
***

Конкретный план того, как сделаться великим человеком, если на это хватит охоты и усердия
1944-1953 - Случайные процессы и динамические системы. Однородные поля случайных величин и турбулентность...
1974-1983 - История форм человеческой мысли...
Андрей Николаевич Колмогоров. Четвёртое послание
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_568.htm

Интерес к изучению турбулентных потоков жидкостей и газов возник у меня в конце 30-х годов. Мне сразу стало ясно, что основным математическим аппаратом исследований призвана стать теория случайных функций многих переменных (случайных полей), которая в то время только зарождалась. Кроме того, вскоре мне стало ясно, что трудно надеяться на создание замкнутой в себе чистой теории. За отсутствием такой теории придется опираться на гипотезы, получаемые из обработки экспериментальных данных. Важно было и получить талантливых сотрудников, способных работать в таком смешанном плане, сочетая разработку теории с экспериментом (с.421)
Общую картину турбулентного движения можно представлять себе (в соответствии с Тейлором и Ричардсоном) следующим образом. На осредненный поток накладываются турбулентные пульсации различных масштабов, начиная от масштабов порядка внешнего масштаба турбулентности L (путь перемешивания) до наиболее мелких масштабов порядка величины тех расстояний л, на которых делается существенным влияние вязкости (внутренний масштаб турбулентности).
В участках, размеры которых малы по сравнению с L, поле скоростей является плавным. Наиболее крупномасштабные пульсации
черпают энергию от осредненного потока и передают ее пульсациям меньшего масштаба. Таким образом возникает поток энергии, непрерывно передаваемой от пульсаций больших к пульсациям меньших масштабов. Диссипация энергии, ее переход в тепло происходит в основном только в пульсациях масштаба л. Величина w диссипируемой в единицу времени в единице объема энергии является основной характеристикой турбулентного движения во всех масштабах.
Наиболее характерными для турбулентности (А.Н. Колмогоров. Уравнения турбулентного движения несжимаемой жидкости. с.294. Впервые - Изв. АН СССР. Сер. физ., 1942, т.6(1-2), с.56-58. Краткое резюме доклада на Общем собрании Отделения физ.-мат. наук Академии наук СССР. 26-28 января 1942г. Казань).
А.Н. Колмогоров. Избранные труды. I том: Математика и механика, отв.ред. С.М. Никольский; сост. В.М. Тихомиров, М., Наука, 1985; 469с.
http://www.twirpx.com/file/240062/

***

21 июня 2013, 09 часов 05 минут - Летнее солнцестояние

Митра-Варуна или Порядок в Хаосе или Эволюция упорядоченности при турбулентном движении

Риши - создатели гимнов РигВеды Для того, чтобы стали яснее содержание и особенности стиля РВ, необходимо сказать несколько слов о создателях гимнов этого собрания. В анукрамани авторы гимнов называются словом r'si - поэт, мудрец (от корня r's / ars - устремляться, течь, изливать). В тексте гимнов их называют еще kavi - мудрый, мудрец, поэт (ср. др. русск. коваль, ковать), vipra - вдохновенный, трепетный, поэт, певец (от корня vip - трепетать, дрожать), а также karu -  певец, вдохновитель (от kar - восхвалять). Из этих названий-синонимов последнее указывает на характер и исполнение создаваемых ими произведений, в основе же остальных названий лежат понятия мудрости и вдохновения.
Поэт в обществе ариев РВ считался носителем той имманентной мудрости, которая в моменты озарения открывается богами отдельным избранным лицам. Поэт молит богов о том, чтобы ему были дарованы эти мгновения просветления (ко БозЪм зрящемо), когда перед ним раскрывается божественная истина, сокрытая от обычных людских взоров. Мудрость - это  раскрывающаяся на мгновение картина. Способ ее постижения - вИдение. Видит поэт внутренним взором, интуицией, внезанная вспышка которой озаряет для него (оузрЪхом в себi) божественную картину (зрi Русек Оуме якож Оум вьлiк Божьск) истины (мифологической, ритуальной, философской).
Не раз подчеркивалось, что ведийские поэты были визионерами, они видели истину, и глагол dhi (ср. русск. дух, дышать), описывающий творческую деятельность риши, значит одновременно видеть и думать, а соответствующее корневое существительное dhi f. означает вИдение, мысль, мудрость.
В контексте этой культуры вИдеть является синонимом постигать истину. Ср., например, в каких выражениях Васиштха, которого некогда бог Варуна сделал риши своей сверхъестественной силой, показав ему чудеса мироздания, молит этого гневающегося на него бога снова дать ему силы вдохновения: Солнце, которое в скале, и мрак пусть Верховный Защитник приведет ко мне, чтобы посмотреть зрелище (VII, 88, 2).   

РигВеда VII, 88. К Варуне

1 Чистую, самую приятную молитву
Принеси щедрому Варуне, о Васиштха,
(Ты,) который должен направить в наши края достойного жертв,
Награждающего тысячей даров, могучего быка.
http://forum.rodnovery.com/index.php?showtopic=4303
2 Как только пришел я увидеться с ним,
Я решил, что лик Варуны - (это) лик Агни.
Солнце, которое в скале, и мрак пусть верховный защитник
Приведет ко мне, чтоб я увидел чудо.

3 Когда мы двое восходим на корабль: Варуна и (я),
Когда выводим (корабль) на середину океана,
Когда движемся по поверхностям вод,
Мы будем двоем качаться на качелях - для блеска.

4 В самом деле, Васиштху Варуна посадил на корабль,
(Он,) мастер, сделал (его) риши (своими чудесными силами),
Певцом, (он,) вдохновенный, в счастливейший из дней,
Пока продляться небеса, пока - зори.

5 Куда минули те дружеские чувства между нами,
Что прежде мы могли общаться без вражды?
В высоком тереме, о Варуна, самосущий,
В стовратном побывал я - в доме твоем.

6 Когда (твой) близкий приятель, о Варуна, (кто) дорог (тебе),
Твой друг совершит против тебя прегрешения,
Да не расплатимся мы как виноватые перед тобой, о настигающий!
Даруй же защиту тому, кто восхваляет!

7 Живя в этих прочных жилищах, (мы хотим почитать) тебя -
Да избавит нас Варуна от петли! -
Получая помощь из лона Адити!
Защищайте вы нас всегда (своими) милостями!

РигВеда. Мандалы I-X. перевод Т.Я. Елизаренковой
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_863.htm

Турбулентность - несомненно один из наиболее интересных видов движения в макроскопических телах. Это движение является настолько сложным и настолько недостаточно изученным, что даже на вопрос: что такое турбулентность? - ответить нелегко...
Понятие хаос в повседневной жизни не имеет определенной меры. Однако в статистической физике, как мы знаем, есть функция, которая может служить мерой неопределенности, мерой степени хаотичности рассматриваемого движения. Этой функцией является энтропия.
Энтропия максимальна для состояния равновесия. Это дает основание считать, что движение в состоянии равновесия является наиболее хаотичным, и сравнивать с ним степень хаотичности других движений. В равновесном состоянии нет никакого упорядоченного движения атомов: средняя скорость не зависит от времени и координат и в системе центра масс равна нулю.
Напротив, при ламинарном движении уже имеется макроскопическая структура, которая описывается функциями p(r, t), u(r, t), T(r, t) - первыми моментами соответствующих микроскопических функций. Хаотическое движение атомов при макроскопическом описании проявляется через малые флуктуации гидродинамических функций. В соответствии с теоремой Гиббса при ламинарном движении энтропия, а следовательно и степень хаотичности, меньше, чем в состоянии статистического равновесия.
При переходе к турбулентности структура течения существенно усложняется. Флуктуации - отклонения от осредненного движения - теперь уже не являются малыми, поэтому для описания движения надо знать большое количество (трудно даже указать какое) моментов тех же микроскопических функций...
Ю.Л. Климонтович. Статистическая физика. Гл.23. Турбулентность. Наука, 1982,  610с.
http://www.twirpx.com/file/505997/ 9.8Мб

Саморядование - самоуправление - Верхнелужицко-русский словарь

До последнего времени доминирующей, и кажущейся почти очевидной, была точка зрения, согласно которой турбулентное движение является более хаотическим, чем ламинарное. В книге рассматривается и другая точка зрения, согласно которой турбулентное движение - турбулентная жизнь - открытых систем может быть более богатой и более высокоорганизованной...турбулентное движение является одним из самых распространенных видов движения в природе...турбулентное движение, позволяет рассматривать переход от ламинарного движения к развитому стационарному турбулентному движению как процесс самоорганизации...
Ю.Л. Климонтович. Турбулентное движение и структура хаоса. Новый подход к статистической теории открытых систем. М.: КомКнига. 2007г. (первая редакция 1990), 328с.
http://www.twirpx.com/file/947382/ 7.52Мб
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_334.htm

В высоком тереме, о Варуна, самосущий,
В стовратном побывал я - в доме твоем.

Иерархия турбулентных движений Началом изучения турбулентного (сложного вихревого внешне неупорядоченного) движения служило наблюдение течений жидкости в трубках. Это имело место в первой половине XIX века (Hagen 1839). Первые закономерности турбулентного движения были открыты английским физиком и инженером Осборном Рейнольдсом (Osborn Reynolds) лишь более сорока лет спустя. В 1883 году он установил, что переход от ламинарного (плавного, упорядоченного) течения в трубках к турбулентному происходит при некотором критическом значении безразмерного параметра - числа Рейнольдса. Он же ввел и основную гипотезу теории турбулентности - гипотезу Рейнольдса. Ее суть состоит в следующем.
Турбулентное движение в несжимаемой жидкости можно описывать на основе уравнения Навье - Стокса с той разницей, что скорость является теперь недетерминированной, случайной функцией координат и времени. После усреднения этого уравнения по ансамблю (или пространственно-временного усреднения) из него следует бесконечная последовательность уравнений для моментов случайной скорости. В частности, в уравнение для средней скорости входят, в силу нелинейности исходного уравнения Навье - Стокса, вторые моменты флуктуаций скорости - тензор напряжений Рейнольдса.
Таким образом, возникает проблема замыкания - получение приближенной, но замкнутой системы уравнений для низших моментов скорости. Нулевое по флуктуациям приближение приводит к обычному уравнению Навье - Стокса.
Позднее выяснилось, что турбулентное движение отнюдь не является привилегией движения жидкостей по трубам. Оно является скорее правилом, чем исключением. Так, например, движение воздуха в атмосфере есть типичный пример турбулентного движения. Оно значительно сложнее турбулентного движения несжимаемой жидкости, так как пульсирует не только скорость, но и плотность и температура.
Еще более сложным является турбулентное движение на кинетическом уровне описания, например, газа Больцмана. Здесь, следуя гипотезе Рейнольдса, в качестве основы используется обобщенное кинетическое уравнение Больцмана для пульсирующей функции распределения...
Следующая ступень сложности - турбулентное движение полностью ионизованной плазмы. В качестве исходных следует использовать кинетические уравнения Максвелла для пульсирующих функций распределения электронов и ионов и пульсирующих напряженностей электромагнитного поля.
Наиболее сложным является, естественно, турбулентное движение в частично ионизованной плазме. Дополнительная сложность обусловлена как увеличением числа компонент, так и необходимостью использования квантовых кинетических уравнений для описания внутренних движений атомов и, особенно, химических превращений
Ю.Л. Климонтович. Введение в физику открытых систем. Глава 9. Эволюция упорядоченности при турбулентном движении. М.: Янус-К. 2002. 284с.
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_414.htm
http://www.twirpx.com/file/463530/ 11Мб
Эволюционная морфология нервной системы
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_64.htm
Иррадиация - турбулентность нервных процессов
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_157.htm
Спящая красавица
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_13.htm
И.П. Павлов. Об уме вообще, о русском уме в частности
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_52.htm
От восприятия к мысли
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_18.htm
Вероятностное мышление
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_54.htm
при настороженности или сосредоточенном внимании альфа-ритм исчезает, и это, видимо, позволяет предполагать, что при активной работе мозга над сознательной мыслью различные его части уже не действуют синхронно, а каждая из них обособленно выполняет свою собственную задачу
Починка мозгов
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_60.htm

  


СТАТИСТИКА