Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Владимир Высоцкий. Авторская песня
от 25.07.05
  
Доклады



Добрый вечер! На братских могилах не ставят крестов…Я начал сразу с песни, чтобы у вас исчезли последние сомнения в том, что перед вами тот, кого вы ждали. А то обьявят - и не приедет. Теперь несколько слов о том, как мы сегодня построим нашу встречу, потому  что я свои выступления не называю концертами. Как вы понимаете, это совсем не похоже на эстрадный концерт. И хорошо было бы зажечь свет в зрительном зале, чтобы я видел глаза. Можно попросить свет зажечь? Почему я всегда прошу зажечь свет? Потому, что я занимаюсь авторской песней, а не эстрадной. Эстрадная песня - это когда большой оркестр, когда меняются певцы, когда меняются номера, свет мигает, выступают  акробаты…И вообще не поймешь: что это, вечер песни или просто эстрадный концерт? Авторская песня - тут уж без обмана. Тут будет стоять перед вами человек весь вечер, один, с гитарой, и рассказывать вам. В общем, ведь это не песни - это стихи, которые положены на ритмическую основу, исполняются под гитару или другой какой-нибудь бесхитростный инструмент. И расчет в авторской песне только на одно - на то, что вас беспокоит так же, как и меня, какие-то проблемы, судьбы человеческие, что нас с вами беспокоит одни и те же мысли и точно так же вам рвут душу или скребут по нервам какие-то несправедливости, горе людское. И так же, вероятно, вам  будет интересно посмеяться, как и мне, над теми историями смешными, которые я вам сегодня покажу. Короче говоря, все рассчитано на доверие. Потому что когда я начинал писать свои песни - это было уже давно, - я никогда не рассчитывал на то, что у меня будет такая колоссальная аудитория в будущем, что будут залы, дворцы, даже стадионы, и не только здесь, но и в других странах. Я рассчитывал только на очень маленькую группу, маленькую компанию своих близких друзей. Вы многих из них знаете…Ну, некоторых. Мы жили полтора или два года у нашего друга на Большом Каретном, была там такая  компания, из которой уже некоторые не живут, - вот Вася Шукшин рано очень ушел, был такой Лева Кочарян, человек, который снял всего один фильм. Он поднялся от ассистента  по реквизиту до режиссера без всякой учебы во ВГИКе и т.д. А из ныне живущих - это Тарковский Андрей, писатель Артур Макаров…Вот в этой компании мы прожили вместе нашу всю молодость, и, в общем, я писал для них. Я приезжал откуда-то из другого города - и была уже традиция, что я обязательно им привезу новую песню. Они так и ждали. Ну вот, мы собирались вместе, я пел, и я был абсолютно уверен, что их интересует то, что я делаю, что они  это слушают, ну если не с удовольствием, то с интересом. У меня было ощущение раскованности, и вообще была атмосфера дружественности, атмосфера доверия, свободы и непринужденности. Ну другое дело, что мы сидели за столом. К сожалению, здесь не поставишь большой стол, но я бы очень хотел, чтобы все-таки эта атмосфера  встречи - как будто вы пришли  в гости ко мне  за песнями, а я к вам приехал в гости их спеть - у нас установилась. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза, уши и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание - услышать. Тогда все будет нормально. Теперь. Меня часто спрашивают, почему я так много пишу военных песен и пою их. Это конечно, не по той причине, что я прошел войну…Хотя меня часто спрашивают, не воевал ли я, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли, не шоферил ли и т.д. Нет, не поэтому. Я просто пишу от первого лица, часто  говорю я, и, вероятно, это вводит в заблуждение людей, они считают, что если я пою я от имени шофера, то я  был шофером, если какая-нибудь песня про тюрьму, то, я обязательно там был. Все это не совсем так. Во всех этих вещах есть большая доля авторского домысла, фантазии - а иначе не было бы никакой ценности; видел своими глазами, взял да зарифмовал. Конечно, я очень многое из того, о чем вам пою, придумал. Хотя вот некоторые говорят, что они это знают, эти ситуации знают, бывали в них и даже людей, про которых я пою, они очень хорошо знают. Ну что же, это приятно. А пишу я о войне, так много не потому, что это - песни-ретроспекции. Вы знаете, ведь нечего вспоминать, потому что я этого не прошел. Мы все воспитаны  на военном материале, у меня военная семья, есть погибшие в семье - как, впрочем, каждого человека у нас война коснулась. Это была великая беда, которая покрыла страну на четыре года, и это будет помниться всегда. И пока еще есть люди, которые занимаются писанием и могут сочинять, конечно, они  будут писать о войне. Но я пишу о войне не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, то увидите, что их можно сегодня петь, что люди - из тех времен, ситуации из тех времен, а в общем, идея, проблема - наша, нынешняя. А я обращаюсь в те времена просто потому, что интересно брать людей, которые находятся в самой крайней  ситуации, в момент риска, которые в следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти, людей, у которых что-то сломалось, надорвалось, короче говоря, людей на самом краю пропасти, на краю обрыва. Шаг влево…Или шаг вправо…Как по какому-то узкому канату. У меня даже последняя пластинка, которая вышла, называется Натянутый  канат. И я таких людей в таких ситуациях нахожу чаще в тех временах. Вот поэтому я много пишу о войне. Пусть это вас не обманывает. Я считаю, что это нужно петь теперь, сегодня, да и продолжать в будущем. Еще  одна песня, называется Тот, который не стрелял. - Я вам мозги не пудрю, уже не тот завод…Спасибо. Ну еще одна песня. Действие происходит теперь, а разговор идет о тех временах. Я сегодня буду вам показывать и прежние вещи, так что даже для любителей они будут казаться новыми, потому что я их давно не пел. Когда я их написал, тогда еще не было такого обилия магнитофонов, такой современной  аппаратуры, и поэтому они забыты. Я буду их вытаскивать с нижних полок, отряхивать с них  пыль, заменять какие-то слова, петь на другую мелодию - и даже для любителей они будут казаться новыми. И так мне тоже будет интересно, я их буду вспоминать. И конечно, я вам буду показывать новые вещи, которые вы еще не знаете. Следующая песня, прежняя песня моя, называется Случай в ресторане. - В ресторане по стенам висят тут и там…Спасибо. Ну вот, сейчас пришла пора нам с вами улыбнуться. Я не буду вас сегодня потчевать только серьезными вещами. Песня называется Песенка о переселении душ. Такая маленькая преамбула: дело в том, что все религии дают нам надежду на какое-то будущее, на хорошее или плохое, в аду или в раю, а вот индуизм - это более изощренная философия. Они считают, что душа наша переселяется после смерти в животных, предметы, растения, насекомых, камни…В общем, кто куда сможет, тот туда  и переселяется - это зависит от того, как ты себя вел в этой жизни…Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Исуса…Спасибо. Вы знаете, вот иногда напишешь песню и вдруг видишь: ну что же, я песню написал, а сам веду себя несоответственно. Вот я, например, после того, как написал эту песню, стал приглядываться совсем по-другому к собакам, к псам, думаю: А вдруг это какой-то бродячий музыкант раньше был?  Или там кошек каких-нибудь увидишь, думаешь: Это какие-то дамы определенные были раньше…Ну вот тоже, значит, с ними ведешь себя по-другому. Короче говоря, все эти песни воспитывают любовь к животным, я так надеюсь. Я возьму сегодня географический уклон, и мы сейчас с вами поедем южнее в Африку. Песня называется Песенка ни про что, или Что случилось в Африке?. Это - детская  народная песня, под нее хорошо маршировать в детских садах и санаториях. Она в маршевом ритме написана. Это если я пою ее для детей, а если для взрослых, то она называется О смешанных браках. - В желтой, жаркой Африке, в центральной ее части…Спасибо. Я этому попугаю потом написал биографию. И вот у меня в детской пластинке Алиса в стране чудес, где написано двадцать шесть или двадцать семь музыкальных номеров и песен, есть история попугая, который рассказывает, как он дошел до такой жизни, как он плавал, пиратом был и т.д. и т.д. Вот если вас заинтересует, найдите эту пластиночку и послушайте. Там я за попугая пою сам. И это в принципе снимает вопрос, был ли я тем, от имени которого пою. Попугаем я не был. Ни в прямом, ни в переносном смысле. Если говорить серьезно, я на самом деле никогда никому не подражал и, в общем, считаю это занятие праздным. Просто, когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить еще музыкой, мелодией, ритмом. Вот и я стал тоже сочинять музыку к своим стихам. Теперь столько есть подделок, что я сам с трудом отличаю только по каким-то маленьким нюансам. Удивительно! Есть, например, такой человек, который называется Жорж Окуджава. Он взял фамилию Булата, а поет моим голосом. Считается, что это очень не сложно. Надо, дескать, выпить лишку, подышать в холодную форточку - и будет уже под Высоцкого. Это не совсем так. Я вам должен сказать, что они срывают нарочно голоса, делают их больными, а у меня голос не больной, он всегда был таким. Даже когда я был вот таким малолеткой и читал стихи взрослым людям, они всегда говорили: Надо же! Такой маленький, а как пьет! - У меня всегда был такой глухой голос, это уже  от папы с мамой, никуда от этого не деться. Я его, конечно, подорвал немножечко, но все-таки он такой был. Есть искусство пародии - это ладно, но вообще я считаю, что, когда человек подражает, он просто сам не может ничего и поэтому пытается под кого-то делать. Лучше под себя, как говорил Маяковский. Это будет правильнее. И вообще, я призываю всех людей, которые владеют этим бесхитростным инструментом и тоже пробуют свои силы в сочинительстве: пытайтесь лучше - сами, как сами можете, как сами видите, как сами понимаете. Вот тогда будет замечательно. Вообще, интересно в жизни иметь дело с человеком, который - личность, который имеет свое мнение и суждение о тех вещах, о которых он говорит. Я уже не говорю о том, что когда человек пишет, то это же ответственность…Конечно, интересно людям услышать что-то, что им никто другой не расскажет со сцены. Ну представляете, в наш век, когда тебе выплескивают в уши и в глаза потоки информации - телевидение, с экрана кино, телефон, сплетни…Столько информации, что хочется прийти в зрительный зал, чтобы тебе о чем-нибудь новом и интересном рассказали со сцены. А если тебе начинают показывать каких-нибудь других людей - ну в пародии, ладно. Некоторые делают это смешно, другие - менее смешно, но, в общем-то, это такое вторичное искусство, верно? Ну хорошо. Теперь поехали еще южнее. Мы поедем  на острова Новой Гвинеи, и песня называться так будет: Одна научная загадка, или Почему аборигены сьели Кука. Кук - мореплаватель известный, он открыл Новую Зеландию, массу островов…И, по свидетельству современников, очевидцев и историков, к нему аборигены-дикари относились прилично. Вообще, любили его, даже, говорят, они плакали, когда узнали, что он погиб. Но все-таки сьели. Вот - любили и сьели. Это бывает, что любят, а сьедят, поэтому ничего нового я вам не расскажу. Хотя, если вас интересует…Я спрашивал у смотрителя полинезийского музея, почему у них так долго в силе были законы каннибализма. У них антиканнибальские законы вышли только шестнадцать лет назад. Он говорил: Ну, в общем, это был вопрос питания, как нету мяса - так настреляем, сколько надо…Что же  - на одной рыбе…А вообще, - говорит, - это поверья, традиции, которыми аборигены пользовались тысячелетиями. О том, что, например, если тебе враг храбро сопротивлялся и ты его убил, нужно немедленно сьесть его печень - тогда к тебе  перейдет его храбрость. Есть и другое, более сложное - тут уже для раздумий: если ты хочешь быть таким же хорошим и приличным человеком, как твой друг, надо сьесть его сердце. И вот тут - как же? Как оставаться приличным, убив своего  друга? Или дожидаться, когда кто-нибудь другой его убьет, да? Подкарауливать и не мешать это сделать? Ну, короче говоря, считается  у них: чтобы самому  стать лучше, надо сьесть пару хороших людей. Что, в общем, мы часто делаем. Есть еще, конечно, спортивные нюансы. Например, что нужно обглодать коленную чашечку у хорошо при жизни бегавшего человека. Или так: высосать глаз - будешь лучше стрелять и т.д. Я рекомендовал даже некоторым тренерам. Они говорят: Да, это мы делаем часто  - товарища по команде сьедим…Но ничего не помогает, результаты не растут от этого. Итак, Почему аборигены сьели Кука…Не хватайтесь за чужие талии…Теперь - немножко севернее, поедем в Париж. Песня называется Письмо к другу, или Зарисовка о Париже. Почему зарисовка? Потому, что на песню она  не тянет, в ней нет второго дна, в ней нет подтекста никакого. Это то, на что упал взгляд в тот момент, когда я там был. Вот такое письмо, послание другу: Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу…Вы знаете, в отличие от других песен, в которых, я повторяю, большая доля вымысла, здесь - чистая правда. Я сам видел эти надписи, читал. Я сначала думал, что это французы, что это какая-то преемственность культуры, а потом понял, что это просто те, которые по культурному обмену ехали, там оставили память о себе. И внизу написали: Здесь был Миша. Теперь я хочу вам спеть песню, которая , может быть, с географическим уклоном…Сначала опять предисловие небольшое. Последнее время очень много разговоров о различных чудесах, которые существуют вокруг нас. Это, конечно, летающие тарелки, которые многие видели, а некоторые в них даже летали. Один господин сказал, что он там пару дней провел и был на Венере - господин Адомский…Это, конечно, чудовище лох-несское. И вы знаете, что у нас ведь тоже в одном из озер где-то в Якутии было такое чудовище, и человек девять защитили кандидатские, человек шесть - докторские, - как это в  пресной воде могла оказаться касатка, да еще живет там. Выяснилось, что это один человек, которому не дали защитится, поселился там, и, как только приезжала экспедиция, он выезжал на резиновой лодке, вот так ставил весло…Это чистую правду я вам рассказываю, он морочил  головы всем  желающим защититься в течение нескольких лет. И правда, были диссертации по этому поводу с очень важными догадками, даже - где располагалось море, куда оно отступило. Считали, что там море было. Потому, что как иначе туда касатка попала - что, ее принес кто-нибудь, что ли? Ну вот, оказалось, что это не касатка - это была резиновая лодка надувная, с веслом. Этот человек жив до сих пор, здравствует. Он прислал письмо в академию, по поводу того, что он мистифицировал. Ну, в общем, диссертации в силе. И конечно из чудес - Бермудский треугольник, в котором вот уже не один десяток лет исчезают самолеты и корабли и никто не знает - как? Потому что если находят там очевидцев, то они уже все сдвинуты и - кандидаты в желтый дом, как, впрочем, и мы с вами тоже, если будем так сильно увлекаться этими самыми необьяснимыми загадками. Вот Письмо в редакцию телевизионной передачи Очевидное - невероятное из сумашедшего дома (с Канатчиковой дачи)...Дорогая передача! Во субботу, чуть не плача…- Я задумал написать большую такую песенную поэму, а может быть…Я даже не знаю, как это будет называться по жанру. Во всяком случае, там будет очень много песен, которые поют лошади. Лошади великих людей, лошади различных профессий - и водовозы, и лошади, которых впрягают в катафалки, и лошади, повторяю, знаменитых людей. Потому что мы знаменитых-то людей помним, а на ком они ездили - в прямом, конечно, смысле  - не помним. В переносном смысле, они ездили  на народе, это мы знаем, а вот в прямом смысле - на каких лошадях? Я пока собираю материал, потому что я даже не знаю, как этих лошадей зовут. Есть вступление в этой поэме, оно выглядит так: Мы верные, испытанные кони…- Такое будет вступление. Ну у меня несколько песен есть уже, которые исполняет лошадь. Вот одну из них я вам спою, называется она - Бег иноходца...Я скачу, но скачу иначе…Песенка о фатальных датах и цифрах…Ребята! Зачем вы стоите и беседуете? Обидел вас кто-нибудь? Ну выведите из зала или оставьте, пускай люди слушают. Если уж так случилось, прорвались! Мы тоже прорывались, когда были студентами. Я на французский театр через крышу лазал, так де прорывались. А потом я уже видел, как прорываются студенты к нам в театр. Когда у меня была премьера Гамлета, я не мог начать минут пятьдесят. Сижу у стены - хол-лодная стена! - у нас еще отопления не было. А я перед началом минуь пять сижу у стены. И вот - не могли начать, потому что пришли студенты, нормальные, прекрасные ребята, прорвались и не хотели уходить. Я бы на их месте сделал тоже самое. Итак, О фатальных датах и цифрах. Песня посвящена друзьям моим - поэтам...Кто кончил жизнь трагически, тот - истинный поэт…
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_175.htm

  


СТАТИСТИКА