Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Илья Иванович Терох — мифолог Руси и славянства
от 09.08.17
  
Самоорганизация


Свободное Слово Карпатской Руси

Каков народ, такова его мифология - И.И. Терох

Свободное Слово - ежемесячный карпато-русский журнал. янв.-фев. 1962г.

...Этнография - это наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру. Из галицких этнографов назовем проф. Я.Ф. Головацкого, издавшего четыре больших тома Народных песен Галицкой и Угорской Руси" (Москва. 1878г.). И.Н. Вагилевича, исследовавшего житье-бытье бойков в Карпатах, В. Гнатюка, собирателя коломыек и автора очерка „Останки передхристианського свiтогляду наших предков" (1912), Ф. Колессы: „Украiнська народна пiсня" (1928).
Говоря об И.И. Терохе, как о мифологе и этнографе, необходимо сделать оговорку: он был мыслителем и поэтом, который превращал образы в символы, идею, философию. Он с головой погрузился в мифологию славян, и доказал, что наши далекие предки верили в единого бога Сварога, сотворившего всю вселенную, землю и человека. Они также верили в сотворенных им Сварожичей - помощников его, исполнителей его воли: Перуна, Даждьбога, Стрибога, Велеса, Ладу, Хорса и бесчисленное количество других бесплотных светлых духов. Верили также они и в духов тьмы и злобы: Чернобога, Потьму, всяких чертей и бесов. И.И. Терох не оставил после себя записей народных преданий, но все то, что слышал от бабушки и дедушки, он пополнил глубоким изучением родной старины, этнологии, истории и облек это все в стихотворную форму.
Созданная им трилогия состоит из поэм: 1) „Сварог" (Нью Иорк, 1946, 256с.); „Серый Свет" (Филадельфия, 1959, 102с.); „Черная Потьма" (Филадельфия, 1959, 159с.).
Но знакомиться с его творчеством нужно начинать с отрывка предания „Карпаты и Славяне" (Нью Йорк, 1941, 319с.) не потому, что эта книга вышла раньше трех вышеназванных поэм, а потому, что в ней даны все толкования и пояснения касательно древне-славянских богов, духов, демонов, богатырей, затем праздников, обычаев, верований и суеверий. Там же даются ссылки на соответствующую литературу, а также на источники, и, кроме того, даются объяснения к древне-русским словам. И.И. Терох поставил своей целью ответить на вопрос о происхождении всего существующего в понятиях и представлениях первобытных славян…
Общая характеристика:
И.И. Терох - сын русских крестьян села Колбаевичи, уезда Рудки в Галичине. Родился 30 июля 1880 года. От родителей унаследовал горячую любовь к деревне и огромный запас преданий о старине Галицкой Руси. Среднее и высшее образование получил во Львове. Готовился к юридической практике, но любовь к музыке и пению вывела его на поприще композитора и этнографа. Музыкальные курсы прошел в Венской консерватории. Выл страстным любителем путешествий. Он исходил всю Прикарпатскую Русь, везде записывая народные песни и обычаи. Был в Италии, Швейцарии, на Балканах. Проехал всю Россию, от Карпат до Тихого океана. Через Японию прибыл в Северную Америку, где трудился исключительно на пользу отечества, совместно с верной своей супругой Иоанной Владимировной Ясеницкой, которая всей душой способствовала его успеху в воссоздании народных напевов Галичины. Прожил И.И. Терох 62 года; упокоился 26 марта 1942 года, оставив родному народу ценное наследие, разбором которого займется будущий историк Галицкой Руси.
Литература: Для познания жизни и деятельности И.И. Терох необходимо перелистать страницы „Голоса Народа" (Львов, 1907-1914), „Прикарпатcкой Руси" (Львов, 1908-1915, и Нью-Йорк 1921-1925); нужно внимательно прочесть библиографический очерк „Илья Иванович Терох", составленный Г. Голохвастовым со слов самого И.И. Тероха, сообщений его жены Иоанны Владимировны, его воспитанника Ивана Белоуса, деятеля Американской Руси свящ. Иосифа Федоренко и др.
Львовский
Свободное Слово - ежемесячный карпато-русский журнал. янв.-фев. 1962г. Львовский. Илья Иванович Терех. с.13-15
https://vk.com/doc399489626_448551158 pdf
Славен еси, наш милый Боже, на небеси!

Илья Иванович Тёрох. Биографический очерк. составлен Г. Голохвастовым

...Илья Иванович Терох родился 30 июля 1880 года. Его отец - Иван Терох (Цьорох) - землевладелец в селе Колбаевичи, Рудецкого уезда в Галичинe, был в первый раз женат на дочери поповича Ивановского. Брак этот был бездетен.
Иван Терох, человек весьма развитой и необычайно добрый, был принят в семью жены, как свой, и пользовался любовью ее родителей, как родной сын. Эти подлинно семейные взаимоотношения с особой яркостью сказались после ранней смерти его жены. Старики Ивановские уговорили зятя продолжать жить с ними: Ты будешь нам за сына, - говорили они, - и если встретишь девушку и захочешь жениться, то и жена твоя будет нам вместо дочери.
И это не были только слова. Когда Иван Терох женился вторично, его жену - Петронелю Турянскую - старики приняли, как родную дочь, а впоследствии любили их детей, как своих родных внуков.
В семье Ивана Тероха было пять сыновей и пять дочерей. Илья - был вторым братом по старшинству.
Старший его брат, Иван, окончил гимназию и торговую академию и был во Львове счетоводом. Третий брат - Антон, по образованию инженер, окончивший Политехнический Институт, был специалистом по турбинам, а также работал в области геликоптеров и имел модель своего изобретения. Он в 1939г. собрался выехать в Америку, но по дороге, в Вене, заболел воспалением легких и умер. Четвертый брат умер мальчиком 14 лет, а младший, - Владимир, учившийся еще в гимназии, был в 1914 году, в начале Первой Мировой войны, арестован австрийцами вместе со своим отцом и вывезен в Талергоф, где отец Ильи Ивановича и умер. Владимир же, позже, был взят в армию и во время польско-украинской войны умер от тифа.
Из пяти сестер - четвертая, Стефания, впоследствии сестра Соломония, окончив первоначальное образование, поступила в монастырь Ч.Ч. Василия Великого, продолжала учиться, получила степень доктора философии и была преподавательницей в гимназии при монастыре.
Илья Иванович вспоминал, что его брат Иван в молодости писал недурные стихи, а сестра-монахиня также присылала ему свои стихотворные опыты. Эти сведения о склонности к поэзии других членов семьи любопытны для биографии И.И. Тероха, которого природное, а, вероятно, и унаследованное, дарование с течением времени окрепло настолько, что сделало его автором большого поэтического произведения.
Однако уже с раннего детства прирожденной склонностью его к поэзии не ограничивалась природная талантливость Ильи Ивановича Тероха.
Чутко-впечатлительный и обладавший необычайной памятью мальчик, - Ильцуньо, как его называла мать, обладал хорошим голосом и рано начал проявлять любовь к музыке. Слушая учителя, игравшего на скрипке, пятилетний малыш решает купить себе скрипку, которой - увы - для него в селе не нашлось. Зато в пении он с детских лет получил основательную первоначальную подготовку, так как вся семья была спеволюбива и песни в ней певались постоянно.
Кроме того, и это особенно знаменательно для жизнеописания автора поэмы-трилогии, в которой обработано древне-славянское миропонимание, Ильцуньо, жадно схватывавший все виденное и слышанное, подлинно слышал множество повествований из глубины веков, таких, каких не каждому доводится слышать. Он любил слушать на селе разсказы стариков, и особенно ценил беседы со стариками Ивановскими. 90-летний дед его и бабушка завещали ему сокровищницу старинных преданий, поверий, обрядов и обычаев; бабушка сверх того была знатоком забобонов. Все, что впоследствии воспел Илья Терох в своих сочинениях, Ильцуньо узнал от стариков Ивановских, не только узнал, но и запомнил, запомнил так подробно и дословно, что можно только удивляться его памяти. Старики умерли, когда Илья Иванович был уже в гимназии: до конца дней своих он вспоминал их с любовью и преданностью.
Также тепло вспоминал он всегда и годы своего детства - семейный уют и ясное счастье. Отзвуком этих добрых воспоминаний надо считать одно из ранних стихотворений Ильи Тероха, написанное галицким наречием и приводимое здесь в числе приложений. В нем он говорит о сельском вечере, о мирной жизни и тихой радости, которые для него являются тем благом, не пережив которого, человек не знает истинного счастья (Прил. N1).

Сельскiй Вечеръ

Ой ти сельский Вечеронько, солоденька розмовонько,
розмовонько солоденька, тиха радосте тихенька.
Хто тебе не переживъ, той и счастя не доживъ,
счастечка сердечного, мира безконечного,
розкошi безмiрноi, втiхи непомiноi.

Якъ по дневнихъ по трудахъ, по гiренькихъ по журбахъ,
по тяженькiй по роботi, по дecятiмъ перепотi, -
якъ газда зъ газдинею й зi своевъ родиною
тай зi всьовъ челядоньковъ, зъ тихою розрадоньковъ
якъ зiйдутся всi въ хатинi при вечернiй при годинi,
за вечернимъ за столомъ, за хозяйскiм за добромъ.

Усмiхнеся хотя ладi - мужъ женi - своей розрадi,
якъ вечероньку подасть й усмiхъ усмiхомъ вilдасть.
Тiшится на нeбi Лада й страхъ тому богиня рада,
то въ хатинонцi погода, що въ родиночцi миръ й згода.
Кушаютъ вci Лады дари, а вечернi люби чари
душу й тiло пеленаютъ, туть й утому навiваютъ,
думи й думкi золотii, солоденькi й любi мpii,
до розмовонькi манятъ, тутъ ласкаютъ, тутъ й пестятъ.
Илья Терох
Илья Иванович Тёрох. Сварог - поэма. Биографический очерк (c.11-42). Том первый, Том третий. Нью Йорк 1946г., 256с.
https://vk.com/doc399489626_449086542 djvu 7.6 Мб
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_361.htm
За Русь, за Русь Святую Русь, за Русь Святую Русь,
Вперед, вперед на бой! Никто на бой не трусь, никто не трусь, не трусь!
Наш век идет любви, добра, наш век любви добра,
Вперед же, Русь, вперед ур-ра на бой, вперед!
Вперед на бой, на бой вперед, ур-ра у бой, ур-ра, ур-ра!


Илья Иванович Терох родился в Галиции, в дер. Колбаевичи, Рудецкого уезда. Родители его - простые крестьяне - видя незаурядные способности своего сына, приложили все силы к тому, чтобы он получал должное образование. Илья Иванович окончил Бурсу Ставропигийского Института и гимназию во Львове, а затем получил высшее юридическое и музыкальное образование. По окончании гимназии, И.И. Терох, как один из самых способных воспитанников Бурсы, получил приглашение заведывать ею и руководить хором Ставропигийского Института. Патриархом Антиохийским Иоакимом прибывшим во Львов в 1585г., по просьбе православных жителей г. Львова, было основано Ставропигийское Братство - (по гречески) Братство „Крестовоздвижения". Братство открыло школу и больницу. В 1788г. Ставропигийское Братство было реорганизовано в Ставропигийский Институт. Этот Институт являлся оплотом православия и рассадником русской культуры во всей Прикарпатской Руси, включая Галицию. Буковину, а также и на Волыни. Ко времени заведывания Бурсой Ставропигийского Института И.И. Терох, Институт имел огромную фундаментальную библиотеку, типографию, богатый музей, где хранилось много различных па мятников русской старины, Бурсу-Церковь Успения Божьей Матери с башней-колокольней с огромным звон-колоколом Кириллом" на ней. Там же в здании Института помещался клир и замечательный хор, которым управлял И.И. Терох, а также редакции газет: „Русское Слово" и „Галичанин".
Задачей всей работы Института было стоять на страже чаяний народа Карпатской Руси, отстаивать православную веру, охранять великий русский язык, русскую самобытность.
С первых дней самостоятельной сознательной жизни И.И. Терох всю свою кипучую энергию и недюжинный талант безоглядно отдает на служение русскому народу - Руси - культурно-воспитательной и творческой патриотической работе. Он заведует Бурсой, дирижирует хором Института, пользующимся огромным заслуженным успехом далеко за пределами Галиции, пишет музыку на слова Дмитрия Вергуна „Марш Русских Студентов", которые поют все студенты Карпатской Руси. В 1906г. он заканчивает композицию полной литургии. Кроме того, он оставил свыше двадцати музыкальных произведений на религиозные, патриотические и бытовые темы. Илья Иванович обладал редким даром излагать сложные научные проблемы простым, доступным и понятным языком. Читая лекции по Русской истории, он своим огненным словом умел заронить в сердца слушателей любовь к родной Руси, к исконне-русскому и внушить желание трудиться на благо Руси. Ему обязаны воспитанники Института знакомством с гениями Русской литературы - Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Тургеневым, Достоевским, Толстым и Чеховым.
Илья Иванович так живо и талантливо передавал слова и дух творений этих гениев", пишут его студенты, что мы забывали, где мы находимся и перелетали мыслью в Россию". Кроме того, он же был редактором патриотической русской газеты „Воля Народа" вплоть до войны 1914г. Одним словом И.И. Терох был душой всей патриотической работы Института, всех его лучших начинаний. Излишне говорить о том, сколько неприятностей и горя он перенес от врагов России - сепаратиствующих элементов. Его отец погиб в концлагере Талергоф (юг Австро-Венгрии) как и многие тысячи карпатороссов, замученных только за то, что они считали себя русскими по происхождению.
В 1915г. И.И. Терох вместе с потоком беженцев из Галиции переезжает в Россию, где создается Народный Совет Беженцев из Галиции, душой которого является И.И. Терох. В 1919г., по поручению Народного Совета. Илья Иванович вместе с двумя другими членами Совета добивается переезда в США. Здесь он является творцом устава Карпаторусского зарубежья, принятого 3-им Карпаторусским Конгрессом. Здесь же он организует блестящий показ Русско-Славянской культуры в 1921г. на фестивале народного творчества, где организованный им стенд карпатороссов и массовые народные концертные выступления пользовались исключительным успехом. Его заставили провести концерт вторично, что он и сделал, объединив свои силы с югославами и чехами и дал русско-славянский концерт. Но венцом всей его творческой научной деятельности явились ценные работы по русско-славянской мифологии: книги „Карпаты и Славяне", трилогия „Сварог" и брошюра „Славяне и Германцы". Будучи по складу своей натуры истинно-русским человеком, с широкой душой, большим сердцем и глубоким пытливым умом, беззаветно любя Россию, свой русский народ. Илья Иванович с малых лет тянулся к нему, к его душе, желая вникнуть не только в его настоящее, но и в далекое прошлое. Он любовно и упорно собирал среди народа и записывал старинные предания, пословицы, поговорки, изучал обряды, танцы, песни, вникая в таящуюся в них сущность. Он приник к чистому, живому источнику народного творчества, им питался и оттуда черпал силу творческой правды.
Полем деятельности И.И. Терох был народ, он творил вместе с народом, его лабораторией была живая народная гуща, это, а также его личная одаренность, позволили ему, преодолевая время и пространство, заглянуть в былое, далекое, почувствовать его, увидеть, понять и живо и правдиво представить в своих замечательных трудах. Эти труды являются первой смелой попыткой широко начертать цельную картину нашей мифологии. Они раскрывают перед нами ясную, светлую высоконравственную и глубокосодержательную картину духовной жизни наших далеких предков.
Впереди предстоит большая работа, но основа заложена и творцом этой основы явился Илья Иванович Терох. В этом его исключительная заслуга. Нам должно и нужно заслуженно гордиться талантами своего народа и уметь их ценить: ценить большого русского патриота, смелого и талантливого начертателя основ нашей мифологии.
Тяжелая напряженная работа подорвала его силы и 1942 года И.И. Терох не стало - он отошел в иной мир. Склоним головы перед его памятью, а его супруге Иоанне Владимировне Терох, которая самоотверженно делила с ним весь тяжелый путь, являясь верной помощницей-соавтором и другом, проживающей и сейчас в Нью Иорке, пожелаем многая лета.
Русый (впервые опубликовано: «Русское Дело» - Ежемесячное издание - N.Y., февраль 1959г.)
Свободное Слово - ежемесячный карпато-русский журнал. май.-июнь. 1959г. с.10-13
https://vk.com/doc399489626_448341036 pdf
за Русь Святую Русь

Марш русских студентов (мужской хор). Сл. Д.Н. Вергуна. Муз. И.И. Тёроха





За Русь, за Русь Святую Русь, за Русь Святую Русь,
Вперед, вперед на бой! Никто на бой не трусь, никто не трусь, не трусь!
Наш век идет любви, добра, наш век любви добра,
Вперед же, Русь, вперед ур-ра на бой, вперед!
Вперед на бой, на бой вперед, ур-ра у бой, ур-ра, ур-ра!
Лет тысячу был век романский,
Вторую тысячу - германский,
А третья тысяча пришла,
Тут нас исторья призвала.
Ур-ра, ур-ра! Наш век русско-славянский,
Наш век идет любви, добра,
Вперед же, Русь, вперед же Русь. Ур-ра!
На бой! Ур-ра, ур-ра, ур-ра, ур-ра, ур-ра!
Живая мысль. Вып.8. 1903г., Львов (от Наташи Гаттас)
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_740.htm
Илья Иванович Терох - мифолог Руси и славянства
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_353.htm
Предание о сотворении Карпат и Славян
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_788.htm
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_789.htm
Илья Иванович Тёрох. Украинизация Галичины
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_782.htm
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_735.htm
Илья Иванович Тёрох. Славяне и немцы
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_790.htm
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_734.htm
Голос Народа. Редактор И.И. Цьорох
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_752.htm
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_787.htm
Свободное Слово Карпатской Руси
https://vk.com/club150601794
https://www.facebook.com/groups/113791315933149/
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_736.htm
Продолжение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_793.htm
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_792.htm

  


СТАТИСТИКА