Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Предписания Н.И. Лобачевского
от 06.09.17
  
Самоорганизация



А наше Бзiе соуте выразе
А наши Боги суть образы

Iа ЧенслоБг уцте дне нашiя
а рещеть Бъговi ченсла сва
А быте дне Сврзенiу
нiже боте ноще
а оусноуте
Тоi бо се есе Явскi
а Сыi есте
во дне Бжьстiем
А в носще нiкii есь
iножде
Бг ДiдДубСноп наш
И Числобог считает дни наши и речет Богу числа все - да быть дню небесному или же быть ночи, и уснуть. Те ведь есть Явские, и Сей есть во дне божеском. А в ночи никого нет, лишь бог Дед-Дуб-Сноп наш
Влескнига. Дощечка 11
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_371.htm
Сварог и Слава. Сотворение Славянского Рая
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_793.htm
Се пшелетла до ныi,
а сЪдлеся на древо,
а спЪва птьцiя.
I вшяко перо е iне,
а сяще цвЪта рузна.
Ста i в ноще, яко в ден.
А спЪва пЪсне до борiя,
а до пре

Предписание директору Пензенского дворянского института (рукой писца с пометками Лобачевского) Относительно улучшения методы преподавания славянского языка. 20 апреля 1846
Г. директору Пензенского дворянского института.
На доставленную ко мне при донесении Вашем от 16 прошедшего февраля за N 168-м копию протокола Педагогического совета вверенного Вам института, состоявшегося 7-го числа того же месяца, относительно улучшения методы преподавания славянского языка, считаю нужным сообщить свои замечания. Занимательность всякого предмета заключается для ученика в успешном учении, следовательно, г. Ливанов, собственно, должен вникнуть хорошо в причины, которые могут сделать изучение славянского языка успешным. Похвально делает и поступает тот учитель, который убеждает учеником в должном уважении к его предмету преподавания. Однако ж существенность заключается не в одном этом убеждении, и тем даже менее, чем ученики моложе.
Г. Ливанову следует рассмотреть ближе, что и преподавании славянского языка надобно удержать из тех способов, которые признаются лучшими для изучения вообще всякого языка. Потом надобно обратить внимание на то, что в изучении славянского языка представляется особенного. Славянский язык уже мертвый, который сам по себе более не употребителен. Итак достаточно, когда мы довольствуемся понимать только на нем писанное. От славянского произошел русский, следовательно, славянский язык надобно изучать еще с тою целию, чтобы узнать здесь корень и дух языка, прибавляя тем новое пособие к познанию языка русского. В изучении славянского легко помогает язык русский, а, следовательно, русским нет надобности употреблять столько же здесь усилий, сколько для других языков. Ученик в 4-м классе может совершенно без всякого труда выучится чтению и письму славянскому, тогда как в младших классах это потребовало бы много времени и навыка. Этимологию надобно учить на память, и если это необходимо, то легче в 4-м, нежели в 3-м классе. Далее, учение славянского языка должно состоять в толковании словосочетания на примерах при чтении образцов, сравнительно с русским языком, и для чего достаточно назначить уроки в одном только 5 классе. Между образцами для толкования первое место должна занимать литургия (ЦГАТ ф.92, оп.1, 1846г., ед. хр. 5755, лл.53-54. Отпуск, выправленный Лобачевским)
Н.И. Лобачевский. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. - 1976, М., Наука, с.538-541
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_799.htm

Текст дощечок Iзенбека в транскрипцii Мiролюбова (Матерiяли з архiву Мiролюбова, ще не публiкованi). Дощечка 8 (продолжение 2)
ГАРФ (Государственный Архив Российской Федерации) Фонд 10143, опись 47 (Архив Ю.П. Миролюбова), рулон 10. 7-2-81,82,83 (по две стр.) - М. Скрiпник. Влес книга. Лiтопис дохристияньской Русi-України. Частина V. На правах рукопису. ВИДАВНИЦТВО МЛИН. Лондон-Гага, 1972, стр.1-6 из 30 стр. текста Дощечек Изенбека в транскрипции Миролюбова. Эти материалы (16 дощечек) из архива Миролюбова впервые были опубликованны в этой книге М. Скрипником.
Се пшелетла до ны
iа сЪдлеся на древо
а спЪва Птьцiя
I вшяко перо е iне
а сяще цвЪта рузна
Ста i в ноще яко в ден
А спЪва пЪсне до борiя
а до пре
То бяхом сме пряшехом о вразi
Осьпомыньмо о то
якве iе Оцеве наша днес
во Сварзе сыне
а гленде до ны
а се лЪпе усмавасе до сех
I тако смьме со Оце наша
не едiне сме
А мыслехом о помозе Преунi
А то вiдЪхом
як скакщеть в СврзЪ
ВЪснек на Комонi БiлЪ
А тон меча сдвiне до небесе
iа ростржащеть облце
а громi
А теце вода жiва на ны
А пiiмо тую
бо та вшяко од Сврога до ны
жiзневе теце
А ту пiiмо
яко iстщнеце Жiвота Бозка на земЪ
Вот прилетела к нам птица и села на древо, и поет птица, и всякое перо - иное и сияет разными цветами. Стало и в ночи как днем, и песни на борьбу и битву поет она. Бивались мы с врагами. Так вспомним же о том, каковы Отцы наши ныне во Сварге синей и глядят на нас, и хорошо усмехаются нам. И так мы не одни, а с Отцами нашими. И подумаем о помощи Перуновой, и видим вот, как скачет во Сварге Вестник на коне белом. И он меч воздвигает до небес и разгоняет облака, и гремит гром, и течет вода живая на нас. И пьем ее, ибо она от Сварога до нас жизнию течет. И пьем ее как источник Жизни Божеской на земле
Влескнига. Дощечка 8
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_329.htm
То бе наше мета оуцещешетесiя (Это ведь наша цель-мета учиться) - Влескнига. Дощ.7
Во всяком преподавании должны быть цель и суждение на твердых началах - Н.И. Лобачевский

В одном из писем к директору Пензенского дворянского института Лобачевский отвечает на заявление, сделанное учителем Руммелем на Педагогическом совете о том, что «лучшим учёным языком по своем ясности и отчётливости» является французский. Лобачевский пишет:
Предписание директору Пензенского дворянского института о тематике ученических сочинений на иностранных языках и о воспитании у учащихся уважения к русскому языку. 28мая 1846
Г. директору Пензенского дворянского института.
Прочитав постановление Педагогического совета, я нахожу нужным предложить, дабы сочинения учеников преимущественно впредь были примерами, взятыми из истории: для латинского языка - преимущественно из древней истории, для новых языков - из средней и новой. Для описательного слова основанием могут служить географические познания и сведения о климатах. Отсюда будет проистекать двойная польза: ученики, не выходя из круга своих ясных понятий, не будут увлекаться неуместной надутостию выражений; между тем как их сочинения будут повторением истории с географией.
В мнении учителя Руммеля о сочинениях на французском нахожу неуместным выражение, где присоединил он слово варварские к русскому языку, хотя и сказал это г. учитель, издеваясь. Надобно понимать и внушать ученикам, что наш язык один сохранил дух древних, тогда как языки новые приложили члены к именам существительным. Отсюда происходит, что наш язык, определенный не порядком слов, но в их окончаниях, дозволяет расположение с плавностью и силою. В иностранных новых языках, особенно во французском, бедность этимологии, условные выражения вне всяких грамматических правил и непрестанное повторение однозвучных членов лишают силы, мужественного достоинства, стройности, затрудняя мысль насильственным расположением слов. Французские писатели много трудились над обрабатыванием своего языка, наконец, успели дать ему красивый покрой, но составили слишком пёстрое платье из лоскутков. Надобно понимать и потом уметь пользоваться преимуществом своего языка, не подражая другим с их недостатками (ЦГАТ ф.92, оп.1, 1846г., ед. хр. 5755, лл.91-91 об. Отпуск, выправленный Лобачевским)
Н.И. Лобачевский. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. - 1976, М., Наука, с.540
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_799.htm

Жар Птица август 1958 с.14. В августовском номере был помещен А. Куром текст дощечки 7в и 7г с разделением на слова
Жар Птица 1957-1959
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_373.htm
А тако бендемо рды о та Бо бреще псiцья грьецкя а лiс хiтрощема одврне насо од трвы нашея а то iмяхом ясете якоще Суне врдяте То бе наше мета оуцещешетесiя а не збртесема ту Бо за тенсенц трiесты ляты од iсхъду Карпеньсте Асклд злы пренде на ны Ту зегненсе народе моiе од лада а твряще любы iдь де стнге наша А захцень то та од вразех на Русе могутьен Сврг наш а нi бзi iне А просте Сврга не iмахом нiще кромше смрте а та то не стршнева есь колiже щехом сен рьещенi Се бо Сврга зове ны а iдехом до нь То бо то iдехом яко МатыряСва спЪва тсень ратьну а iмяхом ста послехнуте до нь абысва не ясте травы а скуфе наше Грьцiом даяшете а тые намо каменiе во еже грензетiе iа А то бо то зенбы iмуще тверда а остра Тi то нам рЪкще же сьмы зврженцы а рыкахом в ноце стрх на людi iже суты Гьрцi
Вопрощашуть насе народы щто есьмы А есва одповендехом же смы люде не умуца крае а правяхуть нямо Грьцi а врязi То i щчто оповеденмо детем нашем якове намо буде рекнуть пленовенiемя до очiта i iста iмуть Се бо дружына собiрхом ста до стенга нашiа а рцемо всяко Не iмамы яствы а жiтва сен бендехомь на полi брате А iнда оберехом от Грьце ядехом i не оберехом а нi ядыiмо Бо МатырьСва спЪва надо ны а iмемо стегне наше датi вiатром трепате а комоньства ступы скакащете да прах подыiмо воень за ны а вразем дахом дыхенть е Тон то ден перва бiтва есь од ны а iмехом двасты убiена за Русь ВЪщна Слва iма еста А iде до ны народь а не iмяхомы болярi да прiдеть до ны
И так будем мы от родов тех роды. Потому как брешет сука греческая (псiцья грьецкя), лис хитростью отвернул нас от травы нашей, и то нам ясно, что солнце нам вредит. То ведь наша мета - учиться, и не отбросим ее. Ведь спустя тысячу триста лет от Карпатского исхода Аскольд злодей пришел на нас. Тут загнулся ты, народ мой, от такого лада и, сказав, что любо, пошел под стяги наши. И защита-то та от врагов на Руси - могучий Сварог наш, а не Боги другие. А помимо Сварога нет у нас ничего кроме смерти - и она-то не страшна, коли мы решились. Се, Сварга зовет нас и идем к ней. И ведь идем, потому как Матерь Всех поет песнь ратную, и нам с вами надобно прислушаться к ней, чтобы нам не есть травы, скот наш Грекам отдавая, а они нам - каменья, чтоб мы грызли, а ведь зубы у нас крепкие и острые! Они ведь нам говорят, что мы звери и рычим в ночи, страх наводя на людей - каковы суть Греки. Вопросят нас народы, что мы, а мы с вами расскажем, что мы люди, нет у которых собственной страны, а правят нами Греки да варяги. Так и что ж расскажем детям нашим, которые нам будут отвечать плевком в глаза - и правы будут? Вот ведь дружины собрали мы с вами под стяги наши, и говорим всякому, что нет у нас еды, и пропитание себе на поле будем брать. И где отберем у Греков, то поедим, а не отберем - и есть не будем. Ведь Матерь Всех поет над нами, и нам надобно стяги наши дать ветрам трепетать, а коннице - степью скакать, чтобы нам пыль поднять военную, и врагам дадим вдохнуть ее. В тот день первая битва - наша, и было у нас двести убитых за Русь. Вечная им слава! И идет к нам народ, а нет у нас боляр, чтобы пришли к нам (перевод - Н. Слатина)
Влескнига. Дощечка 7
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_335.htm
То бе наше мета оуцещешетесiя (Это ведь наша цель-мета учиться) - Влескнига. Дощ.7
Во всяком преподавании должны быть цель и суждение на твердых началах - Н.И. Лобачевский

Предписание директору училищ Саратовской губернии об улучшения преподавании словесности, требованиях к ученическим сочинениям и воспитании у учащихся любви к родному языку. 12 ноября 1846г.
Г. директору училищ Саратовской губернии
В копии с протокола в заседании Педагогического совета 9 июля, представленной при донесении Вашем 24 минувшего октября N 1216, усмотрел я похвальное стремление гг. учителей Синайского, Лавровского и Волкова и результаты дела, о котором рассуждают. С своей стороны сообщаю чрез Вас мои замечания Совету:
1) Может быть, учители сами бывают виновны в том, что, занимаясь с учениками разбором знаменитых писателей, забывают обращать внимание на то что, кроме хорошего слога, здесь представляются образцы хорошего, обдуманного содержания и порядка в мыслях.
2) Упражнять учеников не только надобно в слоге, но также в составе всего сочинения, а потому надобно требовать, чтоб ученики, выбрав тему, представляли наперед план с изложением содержания, которое может измениться в продолжении самого исполнения, но в таком случае должно вновь быть рассмотрено.
3) Внушать ученикам, что народом называются люди, которые говорят одним языком, а потому язык составляет первое основание народности.
История нам доказывает, что с падением народности падает язык. 3нать иностранные языки похвально, но не знать своего, не постигать духа в своем отечественном языке постыдно. Изучение иностранных языков даже в том отношении полезно, что помогает к изучению природного. В сравнении двух языков открывается особенность, которая каждому принадлежит. Если мы видим, что в лучшем сословии русских пренебрегают своим языком и тщеславятся познанием иностранного, то надобно сожалеть об этом и называть это жалким событием нынешнего времени.
Управляющий Казан[ским] учебным] округом, помощник попечителя - (ЦГАТ, ф.92, оп.1, 1846г., ед. хр. 5755, лл.267-268. Отпуск, выправленный Лобачевским)
Н.И. Лобачевский. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. - 1976, М., Наука, с.541
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_799.htm
Из архива А.А. Куренкова. ГАРФ. Фонд 10143, опись 41, 7 рулон
5-9-1 - Заголовок папки. - А.А.К. Дощьки Изенбека и другие материалы относящиеся к ним
5-9-2,3,4,22 - Вверху справа - Копия 2/XI - 53. Лист 1-5. Пронумерованный текст - Дощ.1, 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4в, 4б, 4г, 5б
5-9-2 Пронумерованный А. Куром текст Дощ.1,2а. Это из приложения к первому письму Ю. Миролюбова, написанному 26 сентября 1953г. А. Куру (так называемый Документ имени А. Изенбека и Ю. Миролюбова (состоящий из 5 листов слитнонаписанных слов древнего текста, содержание которых соответствует тексту Дощ.1, 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4в, 4б, 4г, 5б(1) именно в такой последовательности)). Это приложение было перепечатано А. Куром (заверена копия 2/XI - 53), причем строки пронумерованы (А. Куром) для каждой из пяти страниц. На Листе 1 - тексты Дощечек 1 и 2а (не до конца). В тексте Дощ.1 (строки (линии по Куру) 1-18) во многих местах буква ять (зрЪмо, вЪдЪте, свЪт, налЪзе, и т.д.), пропущено (?) слово праве (стыдiхомся Наве Яве знатi а обаполо тьрла ведете) и отдельные буквы (навецо - навен бо, конЪзЪ - комонЪзЪ), зато есть - а вржемощемося душi наша в Онь

Дощ.1 Вотсще оупамятохом доблiа наша стары часы да iдемо камо не весте А тако сьмы зрЪмо воспять а рщемо же бо есьмы стыдiхомся Наве Яве знатi а обаполо тьрла вЪдЪте а доумiтi Се бо ДаБо створящ нам овЪ i це яково же iесте СвЪт Зоре намЪ сiaще i во Тоiя безоднi повЪсi ДажьБо Земе наше абi Тая удьржена бя тако Се дуще ПраЩурi соуте А Тi свЪтi зорЪма намо од Iру...Но Грьцi налЪзша на Русi твьрящi злая во iмь богоув Мы же сьмы не вЪхом ужi камо тещатi а щча творiтi Праве бо есь невiдомо уложена ДажьБом А по Нь яко пряже сiа тЪце Яве I Та соутворi жiвото нашо А То колi одiде сьмртье есь Явь есь текоуща а творено о Правi Навен бо есте по Тоiя До ТЪ есте Нава А по ТЪ есте Нава А в Правi же есте Явъ Поучiхомся стару а вржемощемося душi наша в Онь Бо есь То наше яко се бо уж Iна iде Се бо на Коло ны...тврящу Богоум сiлу сооузрЪхом в себi То бо дано дар Бъгов а не потребу Емо Бо се напраснi тi...Се душi ПраЩуры наша од Iру срящетi на ны А тамо Жале плакатiся а вырЪщатi намо яко сьмы не бржехомо Праве Наве а Яве...Не бржежехом бо се на То а глузiхомсе iстая...НЪ сьмы достоiнi бытi ДажБовi внуцi...То бо моляi Богоум да iмЪмо чiстЪ душi а тЪлесi наша А да iмЪмо жiвот со ПраОтцi наша во БъзЪх слiяшетесе воедiн Прауда Тако се бо сьме ДажБовi вноуцi Зрi Русек Оуме якож Оум вьлiк Божьск Есте едiн со ны А Тому творяете а рЪщашете со Бъзi воедiнЪ...брене бо есь наше жiвоте а ось мы такожде iдЪже конЪзЪм нашiм работатi жiвящЪ во зЪмЪх со тЪле овна а скътiе наша…оде вразЪм текущ на...свередзь
Напрасно (вотсще - тщетно) упоминать нам (оупамятохом) доблестные наши старые времена (стары часы), дабы идти куда неведомо (да iдемо камо не весте). А так смотрим (зрЪмо) воспять и говорим (рщемо), что вот (же бо есьмы), стыдимся мы Нави-Яви (Правь не познаваема) знать и обе стороны бытия (обаполо тьрла - поле жизни?) ведать и понимать (доумiтi - постигать, доходить умом). Вот, Даждьбог сотворил нам то и это (овЪ i це) - все, что существует (яково же iесте). Свет звезд (СвЪт Зоре) нам сияет, и в той бездне (безоднi) Даждьбог подвесил (повЪсi) Землю (Земе) нашу, чтобы она удерживаема так была (удьржена бя тако). Это души Пращуров по-сути (Се дуще ПраЩурi соуте), и Они светят звездами нам из Ирья (Тi свЪтi зорЪма намо од Iру)...Но Греки напали (налЪзша) на Русь и злое творят (твьрящi злая) во имя богов. Мы же не знаем уже (мы же сьмы не вЪхом ужi), куда бежать и что творить (камо тещатi а щча творiтi). Правь ведь невидимо устроена Даждьбогом (Праве бо есь невiдомо уложена ДажьБом). А по ней - как пряжа сия течет Явь (А по Нь яко пряже сiа тЪце Яве). И та творит жизнь нашу (I Та соутворi жiвото нашо). Навь (смерть) есть после Яви (жизни) (Навен бо есте по Тоiя). До Яви есть Навь (До ТЪ есте Нава). А после Яви есть Навь (А по ТЪ есте Нава). А в Прави же есть Явь (А в Правi же есте Явъ). Получили мы поучение о древнем (поучiхомся стару) - и ввергнемся душами нашими в него (а вржемощемося душi наша в Онь). Вот, оно ведь наше (Бо есь То наше), потому как, (смотри) уж другое идет (яко се бо уж Iна iде). Вот, на Коло (временной цикл, связанный с понятием судьбы и мирового закона) нам…творящу Богам силу соузреем в себе (Се бо на Коло ны...тврящу Богоум сiлу сооузрЪхом в себi). То ведь дано (нам) как дар Богов, и на потребу Им (То бо дано дар Бъгов а не потребу Емо). Ведь вот, напрасно те...Вот души наших Пращуров из Ирия глядят на нас (Се душi ПраЩуры наша од Iру срящетi на ны). И Жаля (букв. жалеющая, плакальщица) плачет и вырейщает (плакатiся а вырЪщатi) нам, что пренебрегаем мы Правью-Навью-Явью (яко сьмы не бржехомо Праве Наве а Яве)...Пренебрегаем ведь мы этим и насмехаемся над истиной (Не бржежехом бо се на То а глузiхомсе iстая)...Не достойны мы быть Даждьбожими внуками (НЪ сьмы достоiнi бытi ДажБовi внуцi)...То вот молим Богов, да имеем чистые души и телеса наши (То бо моляi Богоум да iмЪмо чiстЪ душi а тЪлесi наша). А да имеем жизнь (нашу) со Праотцами нашими во Богах слившись во единую Правду (А да iмЪмо жiвот со ПраОтцi наша во БъзЪх слiяшетесе воедiн Прауда). Так как мы Даждьбожи внуки (Тако се бо сьме ДажБовi вноуцi). Зри, русский ум, сколь велик Ум Божеский (Зрi Русек Оуме якож Оум вьлiк Божьск). Един Он с нами (Есте едiн со ны). И Ему творите (требы) и воспевайте с Богами воедино (А Тому творяете а рЪщашете со Бъзi воедiнЪ)...бренна ведь наша жизнь и мы также как и князья наши (?), работать, живя на земле с телятами, овцами и скотом нашим,…от врагов спасаясь на...север (брене бо есь наше жiвоте а ось мы такожде iдЪже конЪзЪм нашiм работатi жiвящЪ во зЪмЪх со тЪле овна а скътiе наша…оде вразЪм текущ на...свередзь)
Влескнига. Дощечка 1 (Эта дощечка раскрывает нам всю глубину миропонимания древних Славян лучше, чем все другие, доступные нам тексты. Эту философию никто не смог бы выдумать или подделать)
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_348.htm
То бе наше мета оуцещешетесiя (Это ведь наша цель-мета учиться) - Влескнига. Дощ.7
Во всяком преподавании должны быть цель и суждение на твердых началах - Н.И. Лобачевский

Предписание директору Пензенского дворянского института о повышении воспитательной роли преподавания словесности и ознакомлении учащихся с недостатками их сочинений. 31 декабря 1846г.
Г. директору Пензенского дворянского института.
На протокол Педагогического совета при Вашем донесении 16 ноября N942 нахожу нужным предложить чрез Вас Совету:
1) Теория в словесности принесет весьма мало пользы, если она не бывает соединена с пояснительными примерами при чтении образцовых писателей с указанием на такие правила при упражнениях.
2) Ошибки в сочинениях учитель обязан делать поучительными для всех своих слушателей, потому что погрешности заставляют более чувствовать необходимость и пользу теоретически составленных правил, нежели сколько может понимать ученик эти правила в теории или на примерах, достойных подражания.
3) Намерение г. Руммеля брать из библиотеки книги для учеников похвально, но Совет должен позаботиться, чтобы ответственность не сделалась для г. учителя тягостной.
4) Совет должен войти в рассмотрение и представить отдельно, с изложением к тому причин, об уменьшении математических классов с прибавлением классов для словесности. - (ЦГАТ, ф. 92, оп.1, I846г., ед. хр. 5755, лл. 221-222. Отпуск)

Новости науки, сегодня, 7 сентября 2017. Из сообщения, которое сделала Лаборатория рентгеновской астрономии Солнца Физического института РАН имени Лебедева, стало известно о вспышке на Солнце. По оценкам специалистов, это была самая мощная из всех вспышек, которые фиксировались за последние 12 лет.
Пожещемо Тi Бъже
якосе намо деяцешi
суру пiтi смьртну
а на врзi грендешешi
а тоя бiяшешi
мещем Твоем мовленом
Згоу а свЪнтем мрщiшi ощесы
а анъщ на не натенчаше
абы сiан знещентi
то оубо Пероуну
А то мовленхом сен
яко нь c не збавiтiхомсе
врзi грябЪ
I да iнде тоi ден
яко хщешi Ты
а зобыхiмо упрензвенщещi
а гръмiтi на ны
А то бысте сiла Тва
на нь поля оплоднящi
а грьм i дежде лiящетiсе на онь
I тьму семы блазi
яко iдехом
по вълi Твоеi
...Азъ бо утреня Слва Тi
ренщена iмах
Дощ.31 Обратимся к Тебе, Боже, потому как нам даешь суру пить смертную и на врагов грядешь, и их бьешь мечом Твоим мовленным. Как бы туманом и светом морщишь глаза. И анъш на них налетаешь, чтобы себе уничтожить то, поистине Перуну, и вот, потому как с Ним избавимся от врагов грабительских, и даст когда-то день, как хочешь Ты. Да и я бы им упрензвенцешi и громить нас. А то были Сила Твоя на наши поля оплодотваряющая и гром, которым литься на них, и потому мы есьмы благи, потому как идем по Воле Твоей...Утреннюю славу я Тебе рек
Дощка с молитвами 31
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_348.htm
То бе наше мета оуцещешетесiя (Это ведь наша цель-мета учиться) - Влескнига. Дощ.7
Во всяком преподавании должны быть цель и суждение на твердых началах - Н.И. Лобачевский

Предписание директору Пензенского дворянского института об ознакомлении учащихся с образцовыми произведениями литературы и о задачах ученических сочинений на русском и иностранных языках. 13 сентября 1846г.
Г. директору Пензенского дворянского института
На доставленный мне при донесении Вашем от 17 минувшего августа протокол Педагогического совета, состоявшегося 7 того же августа, нужным нахожу с моей стороны заметить: действительно, хороший слог и свобода выряжаться не иначе могут быть приобретаемы, как чтением образцовых сочинений. Итак, должно позаботиться о том, чтобы образцовые сочинения доходили до учеников и чтобы эти сочинения были читаны с охотой не по одному любопытству, но с желанием изучать их. Далее г. Романовский говорил о недостатке познаний в отношении к главным фактам. Не знаю, как это разумеет учитель, однако о отношения к слогу не может это почитаться недостатком, но такой случай не должен быть опускаем без внимания; напротив, указание ложных мнений будет дополнительным наставлением ученикам.
В отношении к сочинениям на иностранных языках я соглашаюсь с мнением г. учителя Рейнаха занимать учеников в низшим классах более переводом с русского. Так ученики будут изучать словосочинение, а в высших классах при чтении образцовых произведений будут учиться слогу.
Вообще нахожу, что гг. учители с прилежанием занялись разбором ученических сочинений. Остается привести в исполнение средства, предлагаемые к улучшению. Здесь требуется настоящее и полезное руководство. Должно удерживать учеников от описательных сочинений, которые при их возрасте могут только заключаться в наборе слов, тогда как другого рода сочинения приносят двоякую пользу: повторением предметов учении и содержанием, где слог изощряется на мыслях ясных, на выражениях определенных.
Управляю[щий] Каз[анским] учеб[ным] округом, помощник попечителя - (ЦГАТ. Ф.92, оп.1, 1846г., ед. хp. 5755, лл.153-154. Отпуск, выправленный Лобачевским).
Н.И. Лобачевский. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. - 1976, М., Наука, с.541
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_799.htm

Конец полотенца. XIX в. Калужская губерния
Ригведа VII, 57. К Марутам

1 (Tе, кто носит) ваше имя марутово, о достойные жертв,
Мощно радуются меду на жертвоприношениях.
(Те,) кто сотрясает даже две огромные половины вселенной,
Делают набухшим источник, когда (они,) грозные, отправились (в поход).

2 Ведь Маруты наблюдают за певцом,
Они ведут вперед мысль жертвователя.
На нашу жертвенную солому усаживайтесь сегодня
(Для участия) в жертвенных раздачах, чтобы вкусить (жертву и быть) очень достойными!

3 Другие так не блистают, как эти Маруты
С (их) золотыми пластинками, оружием, (сверкающими) телами.
Украшая две половины вселенной, (они,) украшающие всё,
Натираются общим (сверкающим) притираньем - для красоты.

4 Пусть останется в стороне этот выстрел ваш, о Маруты,
Если мы совершим грех против вас по природе человеческой!
Да не попадем мы под этот ваш (выстрел), о достойные жертв!
Для нас пусть будет ваша самая добрая благосклонность!

5 Пусть радуются Маруты хотя бы (тому, что) сделано сейчас,
(Они,) безупречные, чистые, очищающие!
Помогите нам (вашими) добрыми помыслами, о достойные жертв!
Наградами продвиньте нас вперед к процветанию!

6 И когда (их) прославят, Маруты пусть вкусят,
(Эти) мужи, - всеми (своими) именами - жертвенные возлияния!
Дайте бессмертия нашему потомству!
Пробудите богатства, проявления щедрости, дары!

7 Когда (вас) прославили, о Маруты, приходите все
На помощь, в полном составе, к (нашим) покровителям,
Которые сами нас поддерживают, имея сотни!
Защищайте вы нас всегда (своими) милостями!

Понятие хвалебная песнь, хвала выражается в РигВеде приблизительно 50-ю синонимами. Среди них слово rc (от глагола arc - воспевать, аркучить), давшее название всему собранию
В переводе на русский язык Т.Я. Елизаренковой
В Мандале I (191 гимн) корень слав - 162, хвал - 178.
В Мандале II (43 гимна) корень слав - 33, хвал - 43.
В Мандале III (62 гимна) корень слав - 35, хвал - 50.
В Мандале IV (58 гимнов) корень слав - 45, хвал - 54
...По глубокому убеждению переводчика, при переводе с ведийского на другие языки русский язык обладает рядом несомненных преимуществ перед западноевропейскими языками. Это преимущества определяются как большей степенью соответствия между ведийским и русским в силу лучшей сохранности в нем архаизмов, чем в западных языках, так и большей близостью русской (славянской) мифо-поэтической традиции к индо-иранской.
...Огромное по обьему собрание, РВ состоит из 1028 гимнов разной длины: от 1 (I, 99) до 58 (IX, 97) стихов (средняя длина гимна 10-11 стихов)…Всего в РВ 10 462 стиха.
...РВ является стихотворным текстом. Ее метрика (chandas) крайне архаична. В основе лежит силлабический принцип. Метрической единицей служит стихотворная строк, содержащая определенное число слогов, которое и является различительным признаком. Такая строка называется падой (pada m. нога, стопа, четверть [= нога четвероногого животного]). Комбинации одинаковых или различных пад образуют ведийские стихи разных размеров. Из стихов складываются более крупные метрические единицы: строфы и гимны. Структура ведийской пады определяется квантитативным ритмом - последовательностью долгих и кратких слогов. Место музыкального ударения в метрической схеме не имеет значения.
РигВеда. Мандалы I-X. перевод Татьяны Яковлевной Елизаренковой (17.09.1929. Ленинград - 05.09.2007. Москва)
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_863.htm
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_622.htm
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_298.htm
Человек мысли, кажется, не должен умирать, как и мысль сама
нахожу нужным предложить чрез Вас Совету:
1) Теория в словесности принесет весьма мало пользы, если она не бывает соединена с пояснительными примерами при чтении образцовых писателей с указанием на такие правила при упражнениях.
2) Ошибки в сочинениях учитель обязан делать поучительными для всех своих слушателей, потому что погрешности заставляют более чувствовать необходимость и пользу теоретически составленных правил, нежели сколько может понимать ученик эти правила в теории или на примерах, достойных подражания - из предписаний Н.И. Лобачевского

Н.И. Лобачевский. С фотографии 1855г. Архив Академии Наук СССР. (с.384)

Н.И. Лобачевский. С дагерротипа снятого в декабре 1855 года (за два месяца до смерти). Центральный Государственный архив Татарской АССР в Казани. (с.512) (Дагеротипия - первая в мире технология фотографии. Получаемые с помощью этой технологии дагеротипы напоминают не современные фотоснимки, а отражение в зеркале. Их изображение состоит из амальгамы, образующейся при взаимодействии серебра и ртути, поэтому дагеротипия часто называлась «зеркалом с памятью». В зависимости от наклона пластинки к источнику света при рассматривании, дагеротип может выглядеть как позитив и как негатив. Это приводит к неудобству, позволяя видеть нормальный снимок только под определённым углом, но в то же время создаёт иллюзию реальности образа. Репродукции дагеротипов дают лишь общее представление об их изображении, не передавая его подлинного вида - википед.). Что же касается более ранних портретов Н.И. Лобачевского работы Крюкова, то сам Лобачевский посмеивался над своим изображением: «Неужели это я, совсем не похож!». Благодаря длительным изысканиям Б.В. Федоренко, выяснилось, что публикуемый во многих местах так называемый портрет Н.И. Лобачевского, написанный В.А. Щегольковым, не относится к нему. Портрет был написан в 1833 году как пробная работа с натуры (на обратной стороне портрета имеется текст: «Писал с натуры»). На портрете изображен юноша с карими глазами, а Н.И. Лобачевскому в это время было сорок лет, да и глаза у него были серые. Этот портрет неоднократно воспроизводился в различных изданиях, в частности в первом томе полного собрания сочинений Лобачевского (с.28) и в известной монографии профессора В.Ф. Кагана «Лобачевский» (с.192). В 1992 году к двухсотлетию Н.И. Лобачевского Банк России выпустил юбилейную монету достоинством в один рубль с этим лжепортретом Лобачевского. Некоторое сходство этого портрета с обликом Н.И. Лобачевского, запечатленного на портрете Л.Д. Крюкова привело в дальнейшем к новым недоразумениям.
Одно из последних писем Н.И. Лобачевского министру народного просвещения А.С. Норову. 31 января 1856
Милостивый государь Авраам Сергеевич!
Всемилостивейшее его императорского величества повеление, в 15-й день текущего января состоявшееся, о выдаче мне в единовременное пособие 1500 руб. сер. ив Государственного казначейства, я имел счастие получить.
Имея честь донести о том Вашему высокопревосходительству в ответ на предписание от 18 текущего января за N580, считаю приятнейшею обязанностию просить Вас, милостивый государь, принять мою искреннюю благодарность, за столь лестное внимание к посильным трудам моим и тяжкому моему в настоящее время положению. Мне остается желать, чтобы с помощию Божиею, по исцелении тяжкого моего недуга, я мог еще быть полезным своею службою всемилостивейшему моему государю.
С глубочайшим уважением и преданностию имею честь быть Вашего высокопревосходительства покорнейшим слугою.
Н. Лобачевский.
ЦГИАЛ, Фонд Департамента народного просвещения, картон N399, д. N5774, 1827г. л.34
Свидетельство о смерти Н.И. Лобачевского (от 16 февраля 1856г.)
Тысяча восемьсот пятьдесят шестого года февраля двенадцатого дня императорского Казанского университета Крестовоздвиженской церкви в метрических книгах в третьей части умерших мужеской графе, под N 1-м записано:
Императорского Казанского университета бывший помощник попечителя учебного округа действительный статский советник и кавалер Николай Иванов сын Лобачевский, 63 лет, помер от паралича в легких; отпет четырнадцатого февраля в Университетской Крестовоздвиженской церкви и погребен на общем Казанском кладбище.
Священник Александр Владимирский,
Диакон Флегонт Рослов,
Дьячек Павел Остряков.
16 февраля 1856 года, N 5-й. [Место печати] -
ЦГИАЛ, Фонд Департамента народного просвещения, картон N399; д. N15774, 1827г., л.39.
Некролог Н.И. Лобачевского и речь, произнесенная профессором Казанского университета Н.Н. Буличем над гробом Н.И. Лобачевского 14 февраля 1856г.
Некролог (от 20 февраля 1856)

12 февраля скончался здесь, после продолжительной болезни, причисленный к министерству народного просвещения, в недавнее только время за расстроенным здоровьем оставивший должность помощника попечителя Казанского учебного округа, заслуженный профессор чистой математики в императорском университете, многих ученых обществ член, действительный статский советник и орденов св. Анны, св. Станислава первых степеней и св. равноапостольного князя Владимира 3 класса кавалер Николай Иванович Лобачевский на 63 году своей деятельной и общеполезной жизни.
Отпевание тела его совершено в университетской церкви преосвященным Никодимом епископом чебоксарским в присутствии г. попечителя Казанского учебного округа, его помощника, ректора Университета, всего здешнего ученого и учебного сословия, студентов, воспитанников обеих гимназий, почетнейших в городе лиц и многочисленных чтителей памяти покойного или в качестве учеников его, или имевших счастие служить под его начальством, или знавших его в общественной и частной жизнь примером человека и семьянина.
Пред выносом тела в церковь ординар, профессор А.Ф. Попов произнес прощальное приветствие, а по окончании обряда отпевания профессор Н.Н. Булич в кратком, трогательном очерке воскресил пред безмолвным гробом воспоминание о том прекрасном существовании, которое оставил нам покойный памятным образцом.
По окончании курса наук в Казанской гимназии, поступив в 1807 году в число студентов Университета, Ник. Ив. в 1811 году удостоен степени магистра физико-математических наук, в 1814 адъюнкта, в 1816 экстраорд. проф. по кафедре чистой математики, в 1822 утвержден ординарным профессором и кафедру эту занимал непрерывно до 1846 года, когда последовало высочайшее назначение его в должность помощника попечителя Казанского учебного округа. В течение этого времени исполнял он сверх того обязанности декана факультета, члена училищного комитета, библиотекаря, председателя строительного комитета и, наконец, с 1827 по август 1846 года постоянно был избираем и утверждаем в важной должности ректора Университета. - Девять лет занимав должность помощника попечителя, он в ноябре прошлого года, согласно его желанию, по болезни, уволен от оной с причислением к министерству народного просвещения.
Труды и заслуги его в области науки, составляющие достояние летописей ученого мира, без сомнения, не замедлят найти достойного ценителя. - Мы же считаем себя счастливыми, что можем украсить эти немногие строки воспоминанием о покойном, помещая здесь предгробное прощальное приветствие красноречивого профессора:
Речь, произнесенная профессором Университета Н.Н. Буличем пред гробом Н.И. Лобачевского
Пятьдесят один год тому назад, в этот самый день 14 февраля 1806 года ученики Казанской гимназии с своим директором и учителями собрались торжественно для открытия Казанского университета, величайшего благодеяния нашему краю, дарованного волею императора Александра 1-го.
В числе этих учеников, из которых слишком немного осталось уже в живых, был и тот, к чьему безмолвному гробу собрались мы теперь для последнего целования, для печального прощания на пороге неумолимой вечности и в тот же памятный день открытия. Есть в этом случайном совпадении чисел тайный, но прекрасный смысл, освещающий светом своим всю жизнь покойного. С открытием Университета открывалась блестящая будущность наук в нашем отдаленном краю. Современники рассказывают, какой жар знания, какое пылкое стремление к учению овладели тогда молодыми сердцами, для которых открывалась полная возможность удовлетворить благородному и чистому рвению. Талант и труд умственный не могли уже погибнуть в забвении: перед ними развертывалась широкая дорога. К этим молодым людям, лучшим первенцам нашего молодого университета, принадлежал и покойный Н.И. Лобачевский, наш глубоко уважаемый начальник. Выросший для науки в стенах этого Университета, он всю жизнь свою посвятил месту своего образования. Ни одно событие Университета, ни один сколько-нибудь важный факт его истории с самого начала до настоящего времени, не могут быть упомянуты без имени Лобачевского. Его благородная жизнь тесно и неразрывно сплелась с историей Казанского университета; она есть живая летопись Университета, его надежд и стремлений, его возрастания и развития.
Первое известное имя в науке, принадлежавшее Университету, было его имя, лучшего питомца его. Не нам говорить здесь о его самостоятельных ученых трудах по математике и по его кафедре, давших ему известность и славу; скажем только о том, что он сделал для Университета. Вспомним, что он 19 лет сряду был избираем ректором: пример почти неслыханный в истории университетов. И чем обязан ему Университет во все это немалое время его административной деятельности! Как ученый, глубоко преданный своему делу, он постоянно обращал внимание на Европу и старался, чтобы наука здесь, в далеком восточном углу, шла в уровень с развитием человечества. Как наставник, он образовал несколько поколений учителей математики, обязанных ему всем своим развитием. Как администратор, он увеличил материальные средства науки в Университете и многим, очень многим Университет обязан единственно ему. Эти стены, эти красивые здания, окружающие главный корпус, эти богатства библиотеки и кабинетов обязаны существованием его неусыпной деятельности, часто одной его мысли. Он сочувствовал всякому полезному начинанию и делу и часто источник их зарождался единственно в нем самом. Да, почти полстолетия продолжалось его бескорыстное, неусыпное, честное служение общему благу - науке. Да, вся жизнь его от первых бодрых сил до потухавших стремлений старости, когда дух боролся с немощью организма, была отдана родному Университету и на каждой странице его истории с почетом, честию и благодарною памятью стоит имя Лобачевского. Наука и знание были главнейшим интересом его трудовой, полезной жизни.
Постоянно и строго служил он тому, что выбрал в молодости, и ни разу не уклонился в сторону. И в последнее даже время, когда физические страдания губительно действовали на дух его, когда силы ему изменили, сердце его попрежнему оставалось верно науке и ее интересам. Мы, сословие Университета, не забудем никогда, как в последнее время, болезненный и лишенный зрения, он приходил на наши экзамены и наши торжественные собрания, постоянно выказывая участие ко всему окружающему. С глубоким чувством смотрели мы на этого почтенного и благородного мужа, который, не взирая на крайнее истощение физических сил, оставался верен своему долгу и призванию.
Возблагодарим же искренно в этот торжественный и печальный час последнего прощанья с уважаемым покойником, возблагодарим его за эту жизнь, отданную науке, за эту жизнь, стройно проникнутую одною прекрасною мыслию, за эту жизнь, оставленную нам как лучший образец для подражания. Человек, выбравший цель для жизни в области духовной деятельности, имеет то преимущество пред другими, что долго будет жить его имя и память о нем. Подвиг мысли дороже нам всех других подвигов, ибо только наука, мысль и знание суть основы благосостояния общественного. Оттого перед этим печальным гробом сжимается сердце наше.
Человек мысли, кажется, не должен умирать, как и мысль сама; но он и не умрет духовно, потому что мысль не умирает! Прощай же, благородный сеятель духа и мысли! В пустынную дорогу вечности тебя провожает искреннее чувство. Твой путь на земле был не даром, твое призвание исполнено честно, твое земное существование будет служить нам памятным образцом, - и благо тебе, великое благо, что ты дал нам жизнию прекрасный, неумирающий урок! Мир праху твоему и вечная память жизни!
Казанские Губернские Ведомости. Часть неофициальная, 20 февраля 1856, N8, стр. 56-58. Речь Булича была перепечатана в «Волжском Вестнике», 22 октября 1893, N271, стр.2
Л.Б. Модзалевский. Материалы для биографии Н.И. Лобачевского. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. с. 568-572
https://vk.com/doc399489626_450276816
http://www.twirpx.com/file/2281147/
Воображаемая геометрия
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_798.htm
H.И. Лобачевский. О важнейших предметах воспитания
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_799.htm
Продолжение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_801.htm

  


СТАТИСТИКА