Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Проективное мышление. Слово о законе и благодати
от 12.12.17
  
Самоорганизация


Законъ бо прЪдътечя бЪ и слуга благодЪти и истинЪ, Истина же и благодЪть слуга будущему вЪку, жизни нетлЪннЪи



«Слово о законе и благодати» (полное название: «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей», др.-рус. О законЪ моисЪомъ данЪЪмъ, и о благодЪти и истинЪ исоусомъ христъмъ бывшiи. И како законъ оттиде, благодЪть же и истина всю землю исполни, и вЪра въ вся языкы простреся и до нашего языка роускаго, и похвала каганоу нашемоу влодимероу, от негоже крещени быхомъ и молитва къ богоу от всеа зьмля нашеа)
Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских (русин), поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051г.
из «Повести временных лет»: «В лЪто 6559 (1051г.). Постави Ярославъ Лариона митрополитомъ, русина, въ святЪй Софьи, собравъ епископы. И се да скажемъ, что ради прозвася Печерьскый манастырь. Боголюбивому бо князю Ярославу, любящю Берестовое и церковь ту сущюю Святыхъ Апостолъ, и попы многы набдящю, в нихже бЪ презвутеръ именемь Ларионъ, мужь благь и книженъ, и постникъ. И хожаше с Берестоваго на ДнЪпръ на холмъ, кдЪ нынЪ ветхый монастырь Печерьскый, и ту молитву творяше, бЪ бо ту лЪсъ великъ. Ископа печерку малу двусажену, и приходя с Берестового, отпЪваше часы и моляшеся ту Богу втайнЪ. По семь же Богъ князю вложи въ сердце, и постави ?и митрополитом в святЪй Софьи, а си печерка тако оста...»
Содержание (из Википедии): Иларион противопоставляет «закон» «благодати». При этом закон не истина, а лишь тень, хотя и подготавливает к принятию истины. Первый оправдывает племя Авраама, а вторая все народы спасла («вся языкы спасе»), открывая им «пакибытие». Оправдание дает благо в этой жизни, а спасение - в вечной жизни.
Иларион пересказывает ветхозаветную историю Агари, служанки Авраама, и его жены Сарры, приравнивая Исаака («свободного сына свободной матери») к последователям христианства, а Измаила («сына рабыни») - к иудеям. Иларион подчеркивает, что Закон появился до благодати так же, как Измаил родился до Исаака. Поэтому как Авраам отверг Агарь, так Господь отверг и Израиль (Мф. 21:43). Евангелие распространится по всей земле, в то время как «озеро Закона пересохло».
Далее он излагает христианское учение, согласно которому Бог вочеловечился в утробе непорочной Девы, оставаясь Богом, родился, принял славословие ангелов и пастухов, поклонение волхвов, бежал в Египет, крестился на Иордане, претворил воду в вино в Кане Галилейской, воскресил Лазаря, въехал на осле в Иерусалим, был распят, умер, разрушил ад. Поскольку иудеи не приняли Иисуса, то пришли римляне и «Иудейство оттолЪ погыбе». Старые мехи из притчи Иларион уподобляет иудеям, а новые - язычникам, воспринявшим благодать посредством крещения и причастия.
Во второй части Иларион, сужая тему, от вселенского характера христианства переходит к описанию распространения христианства по Русской земле, которое осуществил равноапостольный («въ владыкахъ апостоле») Владимир (внук Игоря, сын Святослава). Христианство связывается с церквями, иконами, крестами, монастырям, пришедшим на смену капищам, бесам и идолам. Сын Владимира Георгий уподобляется Соломону, который довершил начатое отцом. Возносится хвала Богородице (упоминается праздник Благовещения) и Киеву.
Завершается Слово молитвой Богу, которая включает в себя раскаяние («помилуи ны») и прославление Троицы («нынЪ и присно и въ вЪкы вЪком. Аминь!»). Также Никео-Цареградским символом веры, где церковь именуется соборной, добавляется учение о 7 соборах и поклонении Богородице и мощам «святых угодников».
…сущеи отъ обрЪзаниа насиловааху на хрестианыа, рабичишти на сыны свободныа, и бывааху междю ими многы распрЪ и которы. Видивши же свободьнаа благодЪть чада своа христианыи обидимы от иудЪи, сыновъ работнааго закона, възъпи къ Богу: «Отжени иудЪиство и съ закономъ расточи по странамъ, кое бо причастие стЪню съ истиною, иудЪиству съ христианьством». И отгнана бысть Агаръ раба съ сыномъ еЪ Измаиломъ, и Исаакъ, сынъ свободныа, наслЪдникъ бысгь Аврааму, отцу своему. И отгнани быша иудЪи и расточени по странам, и чяда благодЪтьнаа христиании наслЪдници быша Богу и Отцу. Отиде бо свЪтъ луны, солнцю въсиавъшу, тако и законъ, благодЪти явльшися, и студеньство нощьное погыбе, солнечьнЪи теплотЪ землю съгрЪвши. И уже не гърздится въ законЪ человЪчьство, нъ въ благодЪти пространо ходить. ИудЪи бо при свЪшти законнЪи дЪлааху свое оправдание, християни же при благодЪтьнЪим солнци свое спасение зиждють. Яко иудеиство стЪнемь и закономъ оправдаашеся, а не спасаашеся, хрьстиани же истиною и благодатию не оправдаються, нъ спасаються. Въ иудЪихъ бо оправдание, въ христианыихъ же спасение. Яко оправдание въ семь мирЪ есть, а спасение въ будуідиимъ вЪцЪ. ИудЪи бо о земленыих веселяахуся, христиани же о сущиихъ на небесЪхъ. И тоже оправдание иудЪиско скупо бЪ зависти ради, не бо ся простирааше въ ины языкы, нъ токмо въ Иудеи единои бЪ. Христианыихъ же спасение благо и щедро простираяся на вся края земленыа.
Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Библиотека литературы Древней Руси. Электронные публикации. Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4868
Глум и насилье терпели тогда христиане,
в рабстве рожденные гнали свободных сынов,
тех и других омрачали раздоры и распри.
От Благодати свободной сие не укрылось,
как иудеи, рабы по Закону и крови,
на христианские чада ее нападают,
и возопила она перед истинным Богом:
Боже, отринь иудеев с их темным Законом,
в пыль их рассей. Ибо общего меж иудейством
и христианством, меж тенью и истиной - нет!
Крова лишилась рабыня Агарь с ее сыном,
а Исаак Аврааму наследником стал,
в пыль иудеи рассеяны были по странам,
а христиане наследовать Господу стали.
Как отошел свет луны при сияющем солнце,
так и Закон потускнел пред святой Благодатью.
Стужу ночную ликующий день расточил.
Землю холодную теплое солнце согрело.
И человечество больше не гнется в Законе,
а в Благодати свободно растет...Иудеи
перед свечою Закона себя утверждали,
а христиане спасение зиждут при солнце.
Не утверждается истиной и Благодатью
мир христианский, а только спасается ими.
Ибо, когда иудеи себя утверждали
старым Законом и тенью, - они не спасались.
Где иудеи, там самость себя утверждает,
где христиане, там души спасение зиждут.
Самость себя утверждает в мгновенье бегущем,
только спасение зиждется в веке грядущем.
Ибо в земном иудеи всегда процветали,
а христиане в небесном себя обретали.
Самость - душа иудейства, и в оные годы
не простиралась она на иные народы.
Щедро и благо спасение у христиан
и досягает великое множество стран
- Перевод Ю.П. Кузнецова
Проективное мышление. Слово о законе и благодати
Законъ бо прЪдътечя бЪ
и слуга благодЪти и истинЪ,
Истина же и благодЪть
слуга будущему вЪку,
жизни нетлЪннЪи
- Иларион, первый митрополит из русских (русин), поставленный на киевскую митрополию в 1051Г.

Философия должна быть теперь не изложением малодоступных для людей теоретических проблем, но учительницей жизни - Борис Петрович Вышеславцев (3 (15) окт. 1877. Москва. - 5 окт. 1954. Женева) - русский философ
Предисловие Настоящая книга одинаково обращается к верующим и неверующим, при условии, если те и другие способны философствовать. Неверующий психоаналитик может с интересом следить, как блестящая диалектика ап. Павла ставит все проблемы новой этики, с ее преодолением «морализма», с ее идеей сублимации. С другой стороны, верующий христианин может убедиться в том, что критика Закона и идея Благодати у ап. Павла получает углубление и подтверждение в современных открытиях, касающихся подсознания, особенно в открытии loi de l'effort converti (закон иррационального противоборства).
Этические идеи ап. Павла глубоко парадоксальны и смотрят в далекое будущее. Мораль Канта, мораль долга, мораль императива - вся привычная нам нормативная этика - остается далеко позади.
Преодоление этики долга и закона, какое дает Шелер, - недостаточно: он не показывает основного дефекта Закона, который был известен ап. Павлу и который выясняется в современной аналитической психологии. Он не показывает, чем его заменить, ибо не дает теорию сублимации.
Этика сублимации, «этика преображенного Эроса», соединяет в себе христианский платонизм и открытия современного психоанализа. Всякая истинная философия есть платонизм, и только посредством такой философии можно справиться с тем кладом глубинной душевной жизни, который был открыт Фрейдом, но с которым последний справиться не сумел.
«Этика преображенного Эроса» есть этика воображения, «рождения в Красоте», воплощения; иначе говоря этика творчества. Это сближает ее во многом с этикой Н.А. Бердяева («Назначение человека»), которая движется в том же русле русской религиозной философии. Однако Бердяев прямо исходит из идеи Божества, мы же даем некоторое «доказательство бытия Божия» (оно сводится к восстановлению в правоте онтологического аргумента и все время рассматриваем диалектику безрелигиозной этики.
Другое различие касается последних мистических интуиции Абсолютного, Божества и Ничто. Но оно относится ко второму тому нашего исследования о «Проблемах Закона и Благодати».
Настоящий, первый том представляет совершенно законченное исследование некоторого цикла проблем, которые группируются около центральных вопросов: 1) почему Закон как принцип этики должен быть отвергнут? в чем несовершенство морали долга? почему «морализм» раздражает? и 2) в чем состоит принцип более совершенной этики, этики Благодати, этики сублимации, «этики преображенного Эроса»?
Глава первая. Антитеза закона и благодати
1. Закон и Царствие Божие
2. Закон и Благодать
3. Заповедь плотская и стяжание Духа
4. Покрывало на сердце и жизнь в Духе
5. Рабство Закона и Благодать свободы
6. Закон дел и Дух Любви
7. Закон как заповедь человеческая
8. Общая норма закона и конкретное творчество веры
9. Антиномия двух систем ценностей
10. Трагический конфликт Закона и Благодати
Б.П. Вышеславцев. Этика преображенного Эроса. 1931. Париж
https://vk.com/doc399489626_455656012
https://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vysheslavcev/etika-preobrazhennogo-erosa/
https://azbyka.ru/blagodat
Проективное мышление. Слово о законе и благодати
Закон и Царствие Божие и Благодать Прави

Всякая великая религия содержит в себе и открывает некоторую систему ценностей; иначе говоря, устанавливает некоторое этическое учение. И совершенно неверно, будто все религии открывают одни и те же ценности и совпадают в своих этических учениях.
Христос открывает миру и возвещает совершенно новую систему ценностей, выраженную в едином символе «Царствия Божия». В этом Его «Откровение», Его «добрая весть» и Его «Новый Завет». «Евангелие Царствия Божия» - вот первое и простейшее определение проповеди Иисуса Христа: «приблизилось Царствие Божие» (Мк.1:14, 15; Мф.3:2, 4, 17:23). Оно, это Царствие Божие, или Царство Небесное, есть абсолютно ценное и абсолютно желанное, то, во что верим и на что надеемся: «да приидет Царствие Твое». Притчи изображают «Царствие» как высшую ценность, ради которой стоит отдать все остальное, как драгоценную жемчужину, как сокровище, зарытое в поле. Оно есть предел человеческих исканий.
Новая система ценностей, Новый Завет, со всею силою противополагается старому. Вся Нагорная проповедь построена на этой противоположности, постоянно повторяемой; «вы слышали, что сказано древним... а Я говорю вам...» Праведности книжников и фарисеев противопоставляется другая, более высокая праведность, без которой нельзя войти в Царство Небесное (Мф.5:20). Старая система ценностей в этом противопоставлении чаще всего объемлется понятием закона (Тора): «закон и пророки до Иоанна - отныне Царствие Божие возвещается» (Лк.16:16, Мф.11:12, 13). Или, как говорит Ап. Павел: «старое прошло, теперь все новое». Действительно, праведность «книжников и фарисеев», т.е. еврейских ученых и учителей жизни, именно состояла в строжайшем и точнейшем исполнении буквы закона. Закон есть высшая ценность ветхозаветной религиозной этики, а может быть, и всей дохристианской этики вообще.
Б.П. Вышеславцев. Этика преображенного Эроса. 1931. Париж
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_379.htm
https://vk.com/doc399489626_455656012
https://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vysheslavcev/etika-preobrazhennogo-erosa/

А то е iным наущене
абоста знате
акi Правь есь со з ны
а Наве се не бояхомста
яко Навь не iма сылы проте ны
Тому бо iмехом молiте Бозе
о помоце в трудех ратнех нашех
а тщатесе
То б то МаырьеСва
бiящеть крыдлема о труды ратне
а Славе воiом
якове iспiяхша воде жiве од Перунце
в сеще укрутнеi
А тая Пернiца лете до ны
а тая роуг двашеть
плнен воде жiве
о жiвот вЪцень
гордiне нашему
iже меча вразiя одоста
а главу стрцену утрате
Тако смрте не iмяхом одо ова
нiже бо жiвот вЪщен
а вожды братре о братре трудяеся
А умре
а до луце Свргова iде
а тамо Перунiца рЪще
Тые бо нiкiе iн
нiже Рус гордiн
а нi Грьць
а нi вряг
анмо Славен
роду Славна
А тон iде
по спЪвех Матыревеха
МатыреСваНщех
до луце Твех
Сварже Влiке
А рЪще му Сварг
Iде сыне моiе
до те красе вЪщны
а тамо зрящеше
тва денде а бабе
А тiто о радощех i веслiах
те зрящете
Плакста зела до днесе
а тедо iма бяшеть
возрядовастеся
о жiвоте твем вЪщнем
до конца конец
А вокраще сiа тама
не вемее
И это - другим научение, чтобы знать, как Правь есть с нами, а Нави не боимся мы с вами, потому как у Нави нет силы против нас. Потому надобно нам молить Богов о помощи в трудах наших ратных и усердствовать. Вот ведь Матерь Всех бьет крыльями о трудах ратных и славе воинам, которые испили воду живую от Перуницы в сече жестокой. И та Перуница летит к нам, и она рог дает, полный воды живой о жизни вечной герою нашему, который меча вражеского получил, а голову отрубленную потерял. Так смерти нет у нас таким, но жизнь ведь вечная, и всегда брат о брате труждается. А умрет - и на луга Сварговы идет, а там Перуница речет: То ведь никто иной, а Рус герой, а не Грек и ни варяг, а славный роду славного. И он идет вослед за пением Матеревым, Матери Всех Наших, на луга твои, Свароже великий! И речет ему Сварог: Иди, сыне мой, к красе этой вечной и там узришь ты своих деда и бабку. А они-то в радости и веселии тебя узрят! Плакали они много доныне, а теперь им будет возрадоваться о жизни твоей вечной до конца концов. А краше того, что там, мы не ведаем - (перев. Н. Слатин)
Влескнига. Дощечка 7
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_335.htm
Проективное мышление. Слово о законе и благодати
Закон и Благодать. К Савитару

То, что противопоставляется закону, не есть «иго», «бремя» («бремена неудобоносимыя»), приказ (императив), устрашение, - а есть, напротив, облегчение, освобождение, приглашение на пир, радость и блаженство. Царство Божие есть блаженство, как это возвещается в «заповедях блаженства», оно есть радость, даруемая человеку, спасение, высшая красота и «очарование», qratia, или благодать.
Совершенно неправильно было бы думать, что противоположность закона и благодати установлена только Ап. Павлом и что христианство Павла есть какое-то особое христианство. Ап. Павел есть первый христианский философ, всего более давший для христианского гнозиса, для постижения Откровения, но он всецело верен этому Откровению. Противопоставление закона и благодати, закона и любви, закона и Царства Божия проходит через все Евангелия и точно формулируется как основной принцип христианства, в Прологе Ев. Иоанна: «закон дан через Моисея, благодать и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин.1:16, 17).
Христос утверждает, что законом спастись нельзя: праведность от закона, праведность «книжников и фарисеев» затворяет вход в Царствие Божие (Мф.23:13). А если бы можно было спастись законом, то Спаситель был бы не нужен! Наибольший праведник религии и закона и пророков - Иоанн - меньше последнего в Царствии Божьем (Мф.11:11-13). Посему горе законникам, налагающим на людей бремена неудобоносимые! (Лк.11:46). Здесь, следовательно, лежит порог абсолютного противопоставления: Царствие Божие есть нечто совсем иное, качественное иное и новое. В беседе с самарянкою дано самое глубокое и, быть может, самое радикальное противопоставление религии закона и иной религии «духа и истины». Религия закона разделяет людей на чистых и нечистых в силу соблюдения внешних норм о времени и месте; норм, определяющих, где, как и когда и в каких формах поклоняться Богу. Но существует иное: поклонение Отцу в духе и истине; и оно прямо противополагается первому: «не на горе сей... и не в Иерусалиме»... а в духе и истине. Сама проблема религии закона со всеми ее спорами и контраверзами, разделяющими людей, прямо устраняется и снимается в силу ее недуховности. Это проблема неистинных поклонников и неистинной религии; не таких Отец ищет себе: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:7-37).
Философия Ап. Павла с ее диалектическим противопоставлением Закона и Благодати есть только стремление раскрыть полноту этого открытия, этого «Откровения», воспринятого от Учителя.
Б.П. Вышеславцев. Этика преображенного Эроса. 1931. Париж
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_379.htm
Савитар породил благодать, достойную хвалы

Савитар (от «су-», букв. «порождающий»), в древнеиндийской мифологии солярное божество. В «Ригведе» ему посвящено 11 гимнов. С. особенно тесно связан с Сурьей, иногда эти оба имени обозначают попеременно одно и то же божество, в других случаях С. отождествляется с Сурьей (РВ V 81, 2-3); ср. также отождествления с Бхагой. (VII 37, 8), Митрой (V 81, 4), Пушаном (V 81, 5)]; наконец, С. (X 85) - отец Сурьи. Как солнечное божество С. разъезжает на колеснице, запряжённой конями, по небу или между небом и землёй, восходит на небесные высоты, пробуждает по утрам весь мир и богов, приводит ночь и ночной покой, предшествует дню и ночи, членит время (в частности, определяет сроки жертвоприношения). С. торопит солнце, которое подчиняется ему (как и ветер). Универсальное определение С.- «золотой» (таковы его глаза, язык, руки, волосы, одежда, колесница, кони). С. обладает и другими космологическими функциями: он заполняет воздушное пространство и мир (IV 52, 2-3; VII 45, 1), управляет миром (его называют господином творения и господином мира, IV 53, 6), приводит в покой землю и укрепляет небо (X 149, 1), удерживает небо (IV 53, 2), охватывает тройное воздушное и небесное пространство, приводит в движение три неба, три земли, охраняет людей тремя обетами (IV 53, 5; число три особенно характерно для С.). С. простирает руки (он - «широкорукий») и даёт свет, указывает путь водам; боги, которым он предписывает бессмертие (IV 54, 2), следуют его советам (II 38, 9). С. приносит и распределяет дары, богатство, сокровища, счастье (он - «бог счастья», V 82, 3), силу, даёт долгую жизнь (назначает жизненный срок; его молят о детях), изгоняет болезни, лечит от истощения, ограждает от колдовства, защищает жертвователя, забирает грехи. С.- «мудрейший из мудрых» (V 42, 3), он знает источник океана, возбуждает мысли; он может принимать все формы (V 81, 2); он - асура и иногда причисляется к адитьям (VIII 18, 3). В «Ригведе» С. связан ещё с Сомой, Ушас, Апам Напатом: упоминается (X 130, 4), что он соединился с Ушних - кобылой солнца. У С. есть дочь - Сурья. Некогда отец прочил её в жёны Сомы, но в состязании за право обладать Сурьей победили Ашвины., и она стала их подругой. - В.Н. Топоров.
РигВеда IV, 53. К Савитару

Размер - джагати. Четыре двенадцатисложные пады, разделенные на 2 полустишия, образуют размер джагати (jagati), третий по употребительности в РВ.
3b…крик (cloka)…- Этим криком, призывом Савитар каждое утро пробуждает к жизни все живые существа
3c Савитар простер руки pra bahu astrak savita - Действие, характерное для этого бога
4b…обеты (vratani)…- Понятие, характерное для этого бога, неизменно пробуждающего все живое с первыми лучами солнца и дающего покой и защиту с закатом его, в связи с чем Савитара называют твердо придерживающимся обета (dhrtavrata)

1 Мы выбираем себе это великое, желанное (сокровище)
Бога Савитара, мудрого Асуры,
Которым он сам дарует защиту почитающему (его).
Великий бог распростер ее над нами сквозь ночи.

2 Удерживатель неба, господин (всех) существ в мире,
Он надевает на себя золотистую одежду, (этот) поэт.
С всеобъемлющим взором, простирая ширь (и) заполняя (ее),
Савитар породил благодать, достойную хвалы.

3 Он заполнил просторы небесные (и) земные.
Бог испускает крик по своему закону.
Савитар простер руки, чтобы привести в действие,
Успокаивая живой мир по ночам (и снова) приводя в действие.

4 Не поддаваясь обману, взирая на (все) существа,
Бог Савитар охраняет обеты.
Он простер руки ко (всем) существам в мире.
Твердо придерживаясь обета, он правит великим путем.

5 Трижды Савитар (своим) величием (охватил) воздушное пространство,
(Он,) охватывающий три темных пространства, три светлых,
Он приводит в движение три неба, три земли.
Он сам охраняет нас тремя обетами.

6 (Кто) несет высокую благодать, приводит в действие (и) успокаивает (вновь),
Кто повелитель обоих: подвижного (и) неподвижного,
Этот бог Савитар пусть дарует защиту
Для нас, для (нашего) жилья, (защиту) с тремя заслонами от беды.

7 Пришел бог в (свое) время: да усилит он (наше) жилье!
Пусть даст нам Савитар жертвенную усладу в виде прекрасного потомства!
Пусть вселяет в нас жизнь ночами и днями!
Пусть усилит нас богатством в виде потомства!
РигВеда. Савитар
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_907.htm
Воображаемая геометрия
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_798.htm
Проективное мышление
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_802.htm
Продолжение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_814.htm

  


СТАТИСТИКА