Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Проективное мышление. Наследство князя Милидуха
от 23.01.18
  
Самоорганизация


Бя нароуд родiщеск Iльмерстii а сто корежене о дво ста


Спев первый: Сала
I.
В краю украшенном цветами
В долине Сала там течет,
Где Милидух наш в некий год
Ступал могучими стопами.

В те дни рассталась Слава с нами,
Уйдя от злобы и невзгод
В совет богов на небосвод.
Там боги рассудили сами

Как Славе-матери помочь,
Как наградить ее им надо:
Мой Милек по совету Лады

Отыскивает Славы дочь.
Богам поспешно представляет, -
Те ей, дивясь, рукоплескают
Ян Коллар. Дочь Славы: Лиро-эпическая поэма в пяти спевах с предспевом. Пер., ист.-лит. очерк и коммент. Н.В. Водовозова. Уч. зап. МГПИ им. В.И. Ленина, 1967, N287, с. 9-424
https://vk.com/doc399489626_452015033
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_397.htm

Современные лужицкие сербы проживают в Верхней Лужице (исторический центр Будишин, нем. Баутцен) и Нижней Лужице (исторический центр Хошебуз, нем. Коттбус). Несмотря на общую малочисленность сербов-лужичан, значительные языковые и культурные различия привели к формированию двух литературных языков - верхнелужицкого и нижнелужицкого. Нынешнее славянское население Лужицы происходит от племен мильчан и лужичан. К серболужицким относились также племена хутичей (среднее течение Заале), нижичей (левобережье средней Эльбы), гломачей или далеминцев (к западу от современного Дрездена) и нишан (район современного Дрездена). По мнению некоторых ученых, серболужицкое происхождение также имели племена дечан и лемузов, населявших северные области Чехии. Наиболее крупным среди серболужицких племен были собственно сербы с центром в Сербище (нем. Цербст). К северу и северо-западу от лужицких сербов жили многочисленные племена лютичей и бодричей (ободритов).
Лужицкие сербы отличались в языковом отношении от соседних славян. На юге серболужицкая языковая область граничила с чешскими диалектами, на севере и востоке - с лехитскими языками, к которым относились языки других полабских славян, а также поморян и поляков. На востоке зона распространения серболужицких диалектов доходила до рек Квиса и Бобр на территории современной юго-западной Польши. На севере серболужицкие говоры достигали Кепеника в районе современного Берлина. На западе серболужицкая языковая область распространялась до реки Солавы (нем. Заале). Хотя западнее Заале компактного серболужицкого населения уже не было, отдельные поселения сербов-лужичан доходили до Майна и северной Баварии(5).
О ранней политической истории сербов-лужичан известно немного. К VII веку относится сообщение так называемого Фредегара о том, что вождь сербов Дерван после поражения франкского короля Дагоберта в 631 году присоединился к государству Само. В 806 году часть серболужицких племен была объединена князем Милидухом, воевавшим с франками Карла Великого. В ходе этой войны проявилась свойственная всем полабским славянам разобщенность. Так, серболужицкое племя гломачей, не входившее в объединение племен под главенством Милидуха, не получило от него поддержки в своей войне с франками.
В 806 году в битве с франками у Горы (ныне Гера) Милидух был убит. После его гибели серболужицкий союз племен распался, сербы были покорены. В ходе военных действий войска Карла Великого дошли до земли мильчан, захватили и разрушили их главную крепость Будишин. В результате завоевательных походов франков возникла Сербская марка и охранявший ее пограничный пояс Лимес Сорабикус (Limes Sorabicus), состоявший из линии укреплений, тянувшихся от Магдебурга через Галле и Эрфурт до Регенсбурга в Баварии.
С распадом империи Карла Великого сербам-лужичанам в 860-870-е годы удалось освободиться. Во второй половине IX века лужицкие сербы вошли в состав Великоморавской державы и, как полагают некоторые историки, испытали определенное влияние восточного христианства и просветительной деятельности Мефодия. В 897 году лужицкие сербы вышли из зависимости от Великой Моравии, которая вскоре пала под ударами кочевников-мадьяр. К началу X века относится последняя вспышка наступательной активности сербов-лужичан - в 906 году племя гломачей (далеминцев) вместе с мадьярами, пришедшими к ним через Моравию и Силезию, совершили успешное нападение на Саксонию. Но уже с 921 года немецкий король Генрих I начал наступательные военные действия против славянских соседей. К 932 году ему удалось подчинить мильчан и лужичан. Одна из самых кровавых страниц покорения полабских славян немцами связана с именем маркграфа Геро, который в 939 году пригласил 30 славянских племенных вождей на пир, где они были коварно убиты. К концу X века были покорены все серболужицкие племена. В 983 году ободриты и лютичи подняли восстание, в результате которого им удалось освободиться от немецкого господства почти на двести лет (до 1147 года). Серболужицкие племена, за исключением мильчан, не приняли участия в этом восстании.
В отличие от своих славянских соседей с севера, сербы-лужичане не создавали сколько-нибудь устойчивых государственных образований. Но в конечном счете именно лужицкие сербы продемонстрировали большую способность противостоять ассимиляции, чем лютичи и ободриты, хотя и были покорены немцами на двести лет раньше...
Кирилл Шевченко. Наследство князя Милидуха. Опубликовано: 10 февраля 2008
http://www.srpska.ru/article.php?nid=7363
Все пространство Севера Германии, ограниченное с Севера Балтийским морем, С Востока реками Одрой (Одером) и Бобром, с юга и юго-запада горами Керконотами (Исполинскими) и Рудными, а с Запада чертой, которую можно провести от Сосновых гор побережьем Салы и Лабы (Эльбы) до впадения Одоры (Эйдера) в Море, была занято некогда, в глубокую древность, многочисленным племенем Славян, ныне исчезнувших, за исключением маленькой ветви Сербов Лужицких. За неимением общего племенного названия в летописях среднего века, Шафарик обозначал многочисленные ветви этого племени именем главной реки, протекающей в этом пространстве: название не произвольное, а исторически верное. Искони река Лаба принадлежала Немецкому племени и Одра составляла границу его от Славян. Но в эпоху усиленного последних на пределы немецкие, от V до VIII столетия, река Лаба не остановила стремления их; она стала средоточием Полабских ветвей, опиравшихся на Одру с одной стороны, с другой доходивших, в отдельных поселениях, до самого Рейна. В народной поэзии Западных Славян заметно особенное пристрастие к этой реке (Чеш. и Пол. Laba, Лужицкое Lobjo), желание усвоить ее себе, передав ей свое народное название. Достойно замечания, что в известных нам песнях Лужицких из отдаленной старины доносятся к нам названия только трех рек: Дуная, Моравы и Лабы, как самых любимых в древности местопребываний Славян.
Шафарик, в превосходном отделе Славянских Древностей, посвященным Полабским Славянам разделяет их на три главные ветви: Лютечей, Велетов или Волчков (Lutuci, Weletabi, Wilzi), Бодричей (Obotriti) и Сербов (Servitii, Surbi, Sorabi). Две первые в XII веке окончательно сошли с поприща жизни. Некогда славные исторические судьбы их дошли до нас только по справочным показаниям летописцев среднего века, собранных в возможно полный систематический обзор Каннгиссером, Бартольдом и Гезебрехтом. Вообще эпоха процветания их так отдаленна, что представляет изследователю обширное поле для догадок. Чудесные разсказы о богатом Волине, изумлявшие Адама Бременского в XI веке; величавые развалины той же Винеты, существовавшие еще в XVI веке; Арабские монеты VIII-X в., выкапываемые и ныне в окрестностях этого города в необыкновенном разнообразии и свежести; обилие богатых городов, в VI веке связывавших все побережье Балтийского моря от Любека до Новагорода непрерывною торговою цепью (откуда со временем развилась Ганза): Ореконда (Arcona), Волин (Винета), Болегость (Wolgast), Дымин, Ратера (Rhetra), Рарог, Росток, Зверин (Schwerin), Любовь (Mikilinburg), Старград (Оldenburg), Буковец (Lubeck), Ратибор (Rasisburg), Штетин (Щетина, Burstaborg), Колобрег (Kolberg), Виспа (Остров, город на острову, Wisby): все это свидетельствует о раннем развитии гражданственности в Славянах Полабских. Когда другие народы на Севере только начинали свою Историю, Лютичи и Бодричи считались уже в числе выморочных. Менее бурная жизнь и более мирная участь предоставлены были третьей ветви, известной под именем Сербов. Из всех племен, входящих в состав оной, отличились наибольшею исторической значимостью Лужичане, в пределах теперешних Нижних, и Мильчане, в пределах нынешних Верхних Лужиц. Вышед из обширной равнины между Одрой и Вислой, Сербы перенесли на новые свои поселения на правом берегу Лабы название лугов и прозвались Лужичанами. А как землеписанные признаки отражаются всего в названии народа, то имя обитателей лугов не только осталось за ветвью, первоначально принявшею это название, но мало по малу распространилось и на все соплеменные ветви и вытеснило прежде знаменитое имя Мильчан.
Когда же старинное племенное устройство Славян уступило новым делениям, более соответственным понятию государственной общности и нераздельности, имя жупы Лужицкой, в измененной Немецкими устами форме Лузации (Lauza, lauzica, Lausitz), перешло на Лужицкую Краину или Маркграфство. Ранее северных соплеменников своих Велетов и Бодричей, покоренные Немцами и просвещенные Христианскою Верою, они избегли губительной участи, преждевременно постигшей их строптивых собратьев, и, разделяя все перемены счастия соседних народов, к которым переходили попеременно: Чехов, Поляков и Немцев, не смотря на тесные обстоятельства, сохранились почти неприкосновенными до наших времен. Путешественник, переезжая из Саксонии в Пруссию, с удивлением встречает маленький Славянский народец, как остров, по выражению Шафарика, почти утонувший в окружающем его со всех сторон Немецком народонаселении, и, при всем том, сохранивший самостоятельность обычаев и языка. Познакомиться ближе с этим последним, вот предмет моего изследования...
Евгений Петрович Новиков. О важнейших особенностях лужицких наречий. Рассуждение, писанное на степень магистра кандидатом Е. Новиковым. М. 1849. Москвитянин, 1850, ч.I, N1, с.19-28
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_280.htm

Рис. 2. Ареал со славянскими памятниками в Германии - а; b - славянские городища; с - граница между ФРГ и ГДР
1-3 - регионы; 4-10- памятники
1 - Шлезвиг-Гольштейн; 2 - Вендланд; 3 - Бавария; 4 - Старигард-Ольденбург; 5 - Цантох; 6 - Лоссов; 7- Лебус; 8 - Тетеров; 9 - Торнов; 10 - Ральсвик
Й. Шнеевайсс. Славянская археология в Германии после Второй мировой войны...КСИА - Краткие сообщения Института археологии. Выпуск 240. 2015г. c.75
https://elibrary.ru/item.asp?id=26157657

Кирилл Шевченко. Лужицкие сербы в Германии: уцелеет ли самый малый славянский народ в XXI веке? Опубликовано: 24 января 2011
https://zapadrus.su/slavm/slobsm/245-xxi.html
Спев второй:
Dzed je wjele let
stare jeja jedl.
Netko je won med,
tajki sledny dzed.
Деду много лет
стара его ель(?).
Он сейчас ест мёд
такой сластёна дед.

Сохраняющееся на территории Федеративной Республики Германии славянское население - лужицкие сербы - представляет собой остатки одной из групп западных славян, а именно славян полабско-балтийских, занимавших до X в. огромную территорию между реками Вислой и Эльбой (Лабой), Балтийским морем и Лужицкими горами. Лужицкие сербы - отдаленные потомки двух племен: мильчан и лужичан. В немецкой литературе они именуются вендами, в новейшее время - сорбами.
Западные славяне полабско-балтийской группы в VI в., в ходе великого переселения народов, покинули первоначальную область своего обитания севернее Карпат, между Одером и Днепром, и двинулись на запад, заняв территорию до Эльбы и Заале (Салы), а кое-где перейдя и на левый берег Эльбы. Эти земли были ранее свободны. Различные германские племена, когда-то проходившие по этим местам, отправились на юг. На территории современной Восточной Германии осели тогда десятки славянских племен, в том числе около 20 племен с общим самоназванием сербы, которые заняли пространство площадью около 40 000 квадратных километров вплоть до реки Заале на западе и Рудных гор на юге, до Одера на востоке и Берлина на севере. Встречались племена сербов и в других областях - Тюрингии, Баварии и смежных с ними регионах. Численность западнославянских сербов археологи определяют в 160 000 человек.
В письменных источниках сербы впервые упоминаются под 631г., в хронике так называемого Фредегара, повествующего об этом союзе племен, важнейшими из которых были как раз мильчане с главным племенным городищем Будиссин (т.е. Будишин) и лужичане, жившие на территории между нынешней областью Блота (Шпреевальд) и позднее возникшим городом Хошебуз (Котбус). Оба эти племени насчитывали примерно по 8 000 человек...
Л.П. Лаптева, П. Кунце. История серболужицкого народа. Кафедра славистики и центральноевропейских исследований Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета. Русин. 2016 N1(43)
https://vk.com/doc399489626_458451602
http://slavcenteur.ru/Proba/ucheba/kursy/Serboluzhistorija.pdf
http://www.polesi.eu/wp-content/uploads/Lusatia_superior_mapa.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/93/Lausitz_map_18thC.jpg

Профиль Одоакра на монете из Равенны (477)
Будинский летописец о неких словенских племенах с острова Ругена в Варяжском море

Это писание (сЪ пьсанiе) о первых словенских племенах колена Альбиса (сущiхъ от колЪна АльбисовЪ), которые живут и ныне (додънЪсь) в северных странах от реки Алабии (от Алабii - Эльбы) и до Дуная (до Iстра), и до Днепра (до СловутiчЪ) на востоке…Еще в древности (iзъдърЪвлЪ), когда (вънЪгъда) цезарь (цЪсарь) Феодосий II, внук Феодосия Великого (ФЪодосiй Въторый iже вънучЪ ФЪодосiя ВЪлiяго - Феодосий II с 401 по 450 - император Восточной Римской империи) начал царствовать в Византии (зача царьствоватi въ РомЪяхъ на Вiзанътii), внезапно пришло (прiiдоша вънЪзаапу) от моря Варяжского (от ЪзЪрi Варяжьскаго), с острова Руген (съ оттока Руяны) на земли (на стъраны) готские и германские (Готъфъ а АлеманЪ) некое племя неизвестное (нЪкоЪ пълЪмя бЪзвъстъно), очень хищное и злое (а зЪло хыщьно а лютовЪ), и прозвались они (прозъвашася) Бодричи (бодричи - когда и кем названы? - ранее ободриты?), Люты и Руги (яко БодърiчЪ а ЛютовЪ а РуговЪ)…Как сонмище саранчи (сонъмiщЪ прузiевъ), пришли на ладьях (прiспЪ на лодiяхъ) и вошли в Одру (вънiiдуть на Одъру), а их вождь Бодуогнат (гЪмонъ iхъ Бъдуогънатъ) с детьми (сыновьями?) и воинами (съ чады а воi) начали грабить (а почаша разъхыщатi), подобно голодным волкам (яко въльцi алчющЪ), и разорения устроили (а поточЪнiя чiнiтi) в землях готских и германских (въ зЪмълi готъфъскiя а алеманЪ), и дома и клети (зЪдi а кълЪтi) многие подожгли и спалили (огъньмъ палящЪ), а женщин и детей (жены а чада) забрали в плен (въ пълънъ iмаатi)...Царь (КЪзаръ - кайзер) же готский Эйрих, первенец Атаульфа (готъфъскы Эурiхъ iже съварахъ Атаульфъвъ - из родословия восточных готов - Эйрих (430-484) сын Атаульфа (401-466), внук Радагайса (374-405)) с римскими и готскими воинами (въкоупЪ с рымъскы а готъфъскы воi) начали свои земли защищать (поча зЪмълi бъронiтi) и многих мужей Бодричей и Ругов убили (БодърiчЪ а РуговЪ оуязъвiтi - а Лютичей?), но князь этих варягов (кънязь сiхъ варягъвъ), он же Бодуогнат с родом своим (а онъ же Бодуогънатъ съ родъмъ своя) пришли (прiгърядЪ) на реку Лабию (на рьцЪ Лабiе) и еще на Одру (а ешьте на Одърiе) и изгнали оттуда готов и германцев (а готъфЪ а алеманЪ iзъгънаа отсЪлЪ), и начали жить на берегах; и их роды сидят на Лабии и поныне (а поча вiтанiя на бърЪзЪхъ iхъ роды а сЪдЪ на Лабiе а суще по сь дънi), и они потомки Альбиса (а онЪ же суть чада АлбiсовЪ), а от них произошли три колена варяжских (iзъшедъ трiе колЪна варяжьскыя): это варяги-пруссы (варязi-прусi) - от старшего Пруса Поморского (от старЪйшаго Пъруса Поморъскаго), и еще варяги-русы (варязЪ-русы) - от среднего брата Руса Сиверца (сърЪдънЪго адЪльфiя Руса СiвЪръца), и еще варяги-венды (варязi-вЪнъды) - от младшего Венда Сиверца (от мЪзiна ВЪнъда СiвЪръца), а от них произошли (iзыдуть) роды варягов поморских (варязЪй поморъскiхъ), сродников ирмерских словен (iже суть прiснь а блiжiкЪ СловЪнЪмъ IрмЪрскiмъ)…
Потомки (?) же Бодуогната (чада же БодуогънатовЪ) - это варяги-ругены, что ушли (iзыдуть) с острова Руяна, или Ругена (а сь суть РугЪнь). На острове Руян (на оттокЪ же Руянь), есть храм Арконов (суща хърамiна ЯръконъвЪ), на берегу моря Варяжского (на бърЪжьЪ Ъзера Варяжьскаго), и в нем в древности (въдърЪвлЪ) жил старейший Альбис (старЪйшiй Алъбiсъ), потомок Иафета (насълЪдъкъ IафЪтовЪ), который с родом своим пришел некогда (съ родомъ своя Ъгъда прiiдуть) от гор Кавказских (от горъ РiфатовЪ) на этот Север (на сiЪ полунощiе), где морозы и лед, для проживания (на мъразiе а голъть вiтания дъля)…
Могучий (или Великий - вЪлiй) же сын Бодуогната Одоаркус, или Одоарекс (суть Одоаръкусъ але ОдоарЪксъ), имел прозвище (яко наречЪнъ яко) царя Одры (царь Одъры), или (прозвище) медведя с реки Одры (аръкусъ от ръцы Одъры), потому как был весьма дюж и упитан (бо дюжь вЪльмi а тяжькъ въ пълотi). И он пошел (поiдЪ) от Одры с огромным войском (съ вЪлiiмъ сънъмiщЪмъ воi) из словен, и готов, и вандалов, и вендов (от СловЪнъ а ГотъфЪ а ВанъдалЪ а ВЪнъдЪ). И пошли (поiдутъ) (они) к морю Адриатическому (къ морю Адрiю). И пришли (прiiдутъ) к Адриатическому (морю) (къ Адрiю), в год 475-й (въ лЪто 5983 от СМ) от РХ. А от этого моря (от Адрii), по приказу Одоаркуса (по вЪлЪнiямъ ОдоаръкусЪ), двинулись (поiдуть) в огромной силе (а въ сiлЪ кърЪпкой). А обрушились, как темная туча (А обруша яко тьмаа хъмара) на город Рим (на гьрадъ Рiмъ), и вошли (а вънiдутъ) в Рим в год 476-й от РХ, и цезаря Ромулоса (цЪзарi Ромулоса) взяли в плен (iмутъ въ пълънъ), и посадили его в тюрьму (въсадi Ъ въ юзiлiфЪ), где вскоре конец обрел сей Ромулос (абiе конъ обрЪтоща сь Ромулъсъ).
Одоаркус в граде Риме в год 477-й от РХ основал свое царство (зача въ лЪто 5985 царъстъвiе своЪ). И названо оно Одоаркией (а наречЪ сь Одоаръкiя), то есть (сiречь) царством Вандалов (царъстъвiе Ванъдалъ), так как сей город великий Рим (вЪлiй Рiмъ) от этого царства потерпел многие разрушения (мъногая нужьды сътъворi), и были уничтожены творения великих зодчих (а тъворЪнiя вЪлiiхъ зiжьдатЪлi iзънiчътожая)…
(Будинский список от А.Г. Велчева. 1930г. - Примеч. Н.А. Кучанского)
Одоакр. Конец Западной Римской Империи
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_502.htm
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_476.htm
В Германии живет 60 000 лужицких сербов - в Саксонии 40 000 и в соседней земле Бранденбург 20 000. В этих двух землях они окружены 6,5 миллионами немцев и 82 миллионами немцев во всей стране.
...Число лужицких сербов постоянно уменьшается. Во времена Веймарской республики (1920 - 1930) их было 250 000, в четыре раза больше, чем сейчас. При нацистском режиме, во времена Гитлера их массово изгоняли и уничтожали (здесь автор преувеличивает, Гитлер сербов-лужичан не трогал, так как считал их «немцами, говорящими по-славянски» прим. Српска.Ру)
В Восточной Германии после Второй Мировой Войны их только формально уважали, как туристическую достопримечательность, избирателей, необходимых тогдашнему правительству Вальтера Ульбрихта, у сербов был свой дом культуры в Дрездене, своя газета, а язык лужицких сербов в крае, в местах их проживания считался служебным языком. Теперь же онемечивание форсируется на каждом шагу.
...Лужицкие сербы впервые упоминаются историками в 632 году в хрониках Фредегера. Сербы-лужичане первыми дали имена городам, которые они тогда населяли. Дрьеждзен - первоначальное название города, который сегодня называется Дрезден. Будишинье онемечили в Бауцен, Липск в Лейпциг, Каменец в Кемниц, река Шпрея в Шпрее. Первоначальное название они дали и нынешней столице - Брльин по мелким болотам «барам» вокруг него, что позднее превратилось в Берлин.
...Многолетний сотрудник, стенограф «Политики» Сава Вуйич долгое время изучал жизнь и историю лужицких сербов, в 1998 году он опубликовал книгу: Северные сербы (не)забытый народ - Этнос, который переживет любую беду
Божидар Дикич. Северные сербы. Опубликовано 11.12.2008

...Анализ языка 300 берестяных грамот, найденных в районе Великого Новгорода, позволил учёным сделать вывод, что Северная Русь заселялась славянами не с Нижнего Поднепровья, а с территории Западных славян - Южного берега Балтийского моря. Эти земли населяли славяне - бодричи, поморяне и полабские сербы. На примере поморян мы видим их культурное родство с новгородскими - ильменскими словенцами. Как и у новгородцев, у поморян были демократические города-республики - Щецин и другие, где все определяло Народное Вече. До наших дней из этих славян в Германии сохранились, как самый малочисленный славянский народ, только часть полабских сербов, известных как лужицкие сербы или лужичане.
...Русских и лужичан соединяет тесная историческая связь. Заметную роль в истории России сыграла девочка, родившаяся в Полабской Сербии - российская Императрица Екатерина Вторая. До принятия православия Екатерину Вторую звали Софья Ангальт-Цербстская, то есть Сербская. По-видимому, Екатерина знала о своих славянских корнях а, возможно, и местный славянский язык, тем более, что среди немецкой аристократии было популярно брать нянями и кормилицами местных серболужицких женщин (как в Петербурге кормилицами - финноязычных женщин). Местное население говорило по-славянски не только на территории Полабской Сербии, но и в Нижней Саксонии под Гамбургом - в Вендланде и Люнебургской пустоши, где местное население ещё говорило на языке бодричей до конца XVIII века. Очень может быть, что славянское происхождение и позволило Екатерине так легко и удачно вписаться в славянскую среду российской аристократии и принести немалую пользу России.
А.И. Тургенев, совершая путешествие по славянским землям Полабья в Германии, в письме к родителям 29 мая 1804г. писал: Для русского славянина Лужица должна быть интересней Италии: потому, что в Италии жил народ, для нас совершенно чуждый, здесь же, в Лужице, всё дышит славянизмом, здесь находим мы следы древних предков наших и в потомках их, лужичанах видим еще некоторые остатки древних славянских нравов и обычаев.
В октябре 1813 г. в сражении под Лейпцигом была окончательно разбита армия Наполеона. Именно тогда лужицкое население впервые познакомилось с простыми русскими людьми - солдатами и казаками. Лужицкие сербы встречали русских солдат как своих освободителей. Те только удивлялись сходству наших языков. Радовали русских казаков и родные по звучанию названия серболужицких городов и деревень-местечек: Слюбице, Милораз, Емельница, Мост, Вербно, Буков, Русица, Каменица, Бела Вода, Горка, Пнёв, Псовье, Прилук, Церквице, Злы Коморов...Фамилии славянского происхождения составляют очень большую долю в современных восточно - немецких фамилиях. В частности, это все фамилии на окончание "itz" (Штирлиц), "etz", "chke" и "schke" или "ow" (как, например, бывший премьер-министр Восточной Германии Ханс Модров). Эти факты отражают существенный вклад полабских славян в формирование немецкой нации в процессе этногенеза.
Великий славист И.И. Срезневский в письме к матери от 26 сентября 1840 г. из Будышина писал: Лужицкие Сербы - умный, добрый народ, не бедны, довольно образованы - по крайней мере, все умеют читать, и между тем сохранили много старых обычаев, обрядов, даже суеверий. Язык лужичан, занимая средину между польским и великорусским, очень приятен...
В России к лужичанам всегда относились по-братски. "Матицу Сербскую" создал в 1847 г. Ян Смоляр. Много лет Смоляр был бессменным редактором журнала "Матицы Сербской". Он посетил Россию трижды - в 1859 г., 1881г. и 1867 году как делегат Съезда славян в Москве. Смоляру удалось получить денежную помощь от богатых славянофилов Москвы и Петербурга на постройку дома для "Матицы Сербской" и основание в 1873 году собственного издательства. Кроме того, русские славянофилы в подарок "Матице Сербской" прислали несколько сотен русских книг.
Нынешняя судьба серболужицкого этноса печальна. В официальной статистике Германии численность лужицких сербов искусственно занижалась. Лужичанами записывали только тех, кто знал серболужицкий язык. Так, в 1886 году их численность определили в 177 тысяч, а в 1939 г. лужичанами записали всего 425 человек. В это число попали лишь те, кто говорил только по-серболужицки и не знал немецкого языка. Всех знавших немецкий и серболужицкий язык записывали немцами. За период с 1929 по 1936 г. в Лигу Наций поступило 852 жалобы от лужичан. Правда, на рассмотрение Совета Лиги Наций дошло только пять из них, да и те были похоронены в процедурных спорах.
Нацистская диктатура пыталась уничтожить серболужицкий народ. С территории Лужицы были изгнаны лужицкие учителя и духовенство, запрещены все формы общественной лужицкой жизни. Гитлер провозгласил лужичан "сербоязычными немцами". Но несмотря на гонения, в мае 1945г., когда лужичанином можно было называть себя безнаказанно, о своей принадлежности к этому народу объявило около полумиллиона человек. Однако в дальнейшем всего за полвека численность лужичан сократилась в десять раз. Сейчас их лишь 60 тысяч, из которых родной славянский язык знают менее половины.
Лужичане, как и другие славянские народы, стремились к национальному самоопределению, к восстановлению Лужицкой марки - своего древнего государства. 20 ноября 1918 г. на собрании лужицких сербов в деревне Кроствице был избран "Сербский Союз" и принята резолюция с требованием самоопределения для Лужицы.
После освобождения Лужицы Красной Армией в 1945 г. Народный Совет Лужицких сербов обратился к Иосифу Сталину и в международные организации с четырьмя меморандумами с требованием предоставить лужичанам самоопределение. Лужицкие сербы просили присоединения к Чехословакии под охраной СССР, предлагая воссоздать уже не Лужицкую марку, а "Единую административную область Лужица" величиной приблизительно в 10 тысяч квадратных километров с 900-тысячным населением, полмиллиона из которых составляли лужичане. В мартовском меморандуме 1946 г. лужицкие сербы просили отделить Лужицу от Германии в политическом отношении и объявить её нейтральной территорией, на которой разрешить пребывание вооружённых сил одного или нескольких славянских государств, а так же обязать Германию компенсировать ущерб, причиненный лужицкому народу в политическом, экономическом и культурном отношении. Однако тогда просьбы лужичан остались без ответа. Их судьба была решена без учета их мнения.
В наши дни, в августе 2001 года, памятуя о лужицком селе Кроствиц как о центре, где лужичане впервые заявили о своем праве на самоопределение, немецкие власти начали действия по постепенному стиранию славянской сущности этого села. Глава Саксонского земельного Министерства культов Матиас Рослер воспрепятствовал продолжению преподавания родного языка лужичан в пятом классе школы села Кроствиц, мотивируя свое решение малочисленностью перешедших в него учеников.
В ответ во всех шести серболужицких школах Горной Лужицы прошла забастовка. В ней участвовали более тысячи учеников и их родителей. Лужичане считают, что сохранение преподавания их языка в Кроствице имеет важное значение для здешнего славянского меньшинства независимо от того, что в упомянутом классе действительно осталось только 17 учеников. Местечко Кроствиц является центром верхнелужицких поселений, большинство жителей которых относит себя к лужицкой национальности и широко использует в повседневной жизни родной язык - сербстину. Как заявила представительница родительского объединения Яна Маркова, школа в Кроствице "является краеугольным камнем для сохранения серболужицкого языка и культуры".
Жители села Кроствиц сами организовали обучение в пятом классе родному языку с помощью бывших преподавателей-пенсионеров. Однако немецкие власти пригрозили непризнанием годовых оценок учеников этого класса и закрыли лужицким школьникам и их добровольным учителям доступ в кроствицкую школу. М. Рослер предупредил, что на родителей, не желающих переводить детей в другие школы, будет наложен штраф. Под предлогом сокращения числа учащихся и экономии, немецкие власти планируют закрытие ряда других сербоязычных школ лужичан. Над лужицкой деревней Рогов-Хорно в Долинной Лужице нависла угроза сноса из-за добычи открытым способом бурого угля, как до этого были снесены сотни лужицких деревень в центре Лужицы.
Лужицкие сербы продолжают борьбу за возможность обучения на родном языке - ведь это один из основных способов сохранить себя как нацию. Почему бы, однако, немецким властям не позволить аборигенному славянскому народу Германии - лужичанам - статус федеральной земли Лужице? Ведь немецким этносам - баварцам, швабам, саксам нижней Саксонии - предоставлено право иметь свою государственность - автономию в виде федеральной земли или статус свободного государста. Да и в России немцы имеют автономию в Омской области, а в Алтайском крае немецкие национальные районы по территории больше, чем Лужица. Лужичане, конечно, могут сохраниться как славянский этнос, но лишь в одном случае - если им помогут в этом другие славянские народы.
Сергей Прямчук. Есть у русских в Германии братья. Опубликовано 28.7.2004
http://www.srpska.ru/rubrics.php?crypt=&sq=19,238,283
Спев третий:
По горе, горе, павоньки ходили.
Ой дай, Боже!
Павонькн ходили, перечко губили,
За ними ся взяла кречная панна,
Перечко сбирала, в рукавец клала,
До домочку несла, на столичок клала,
А с столичка брала, у веночок плела,
Мамки ся пытала: Чи подобен буде
Мой павяный венец на неделеньку,
На неделеньку до положеньку!
Ой як шайнули два, три, буйны ветры,
Изшайновали мой павяный венец,
Мой павяный венец на тихий Дунаец,
Ишли ми туды два, три, рыболова:
Ой помогай Бог, два, три, рыболовы!
- Бодай здорова, кречная панно.
- Чи не стречали, чи не переймали,
Сякого, такого, венця павяного?
- Ой мы стречалн, та й мы переймали,
Твой павяный венец на тихий Дунаец,
Але що нам буде та за переемец?
- Одному буде шовкова хустка,
Другому буде сребный перстенец,
Третему буде кречная панна,
Кречная панна, сама молоденька,
Сама молоденька як ягоденька. -
Ой дай, Боже!
Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким. Колядки
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_459.htm
Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1876 г., н.3, с.145-201
http://www.runivers.ru/lib/book8180/

В 1700 году лужицкий историк Михал Абрахам Френцель в своих сочинениях впервые упомянул о существовании некоей «волшебной» лужицкой военной песни. В 1783 году немецкий историк Карл Готтлоб фон Антон писал, что у лужичан существует некое песнопение, в котором говорится, что они надеются избавиться от немцев, которых они считают своими поработителями. Карл Готтлиб фон Антон писал, что лужичане передают друг другу эту песню с давних времён и хранят её в тайне от немцев.
«Они слишком хорошо помнят, что именно они были хозяевами той земли, что принадлежит сейчас их врагам - немцам. В их памяти ещё слишком живы все бесчинства, причинённые им и они питают себя надеждой, что придёт время, когда они снова поднимут головы, а их угнетатели будут свергнуты. У них всё ещё есть предания об их судьбе, которые они держат от немцев в тайне».
Впервые песнопение на верхнелужицком языке было опубликовано в 1806 году лужицким поэтом Рудольфом Менем, который записал его со слов своего отца Юрия Меня. В 1841 году Яном Смолером было издано песнопение в сборнике лужицких песнопений, пословиц и этнографического материала:

Песни Горных (Верхних) и Дольных (Нижних) Лужицких Сербов. Леопольд Гаупт и Ян Смолер. 1841-43г.
Народные песни Вендов верхне- и нижних Лужицах. Леопольд Хаупт, Дж. Э. Шмалер. 1841-43г.
https://vk.com/doc399489626_458519356 2 тома более 770стр.
В этом сочинении Ян Смолер пишет, что было обнаружено два варианта песнопения: одно из окрестностей села Лозав в Верхней Лужице и другое - из района села Наундорфа в Нижней Лужице (Т.1. с.93 и Т2. с.81)



Карта Лужицкой культуры: а - кошубский вариант лужицкой культуры, б - поселения, в - курганы, г-могильники, д - клады; 1 - Ремершанц, 2 - Эберсвальд. 3 - Седдин, 4 - Баальсхеббель, 5 - Веташков (Феттерсфельд), 6 - Вымословский, 7 - Жадково, 8 - Бискупин
Около 1300г. до н.э. в Центральной Европе распространилась культура, получившая название по месту ее открытия в Лужицкой земле. Она возникла на почве смешения в предлужицкое время культуры шнуровой керамики с другими культурами. В бассейне Одера и Нижней Вислы на культуру шнуровой керамики наслоилась унетицкая культура, пришедшая из Чехии и Силезии. Отсюда - предлужицкая культура. На Средней и Верхней Висле, в бассейне Буга и Нарева от смешения культуры шнуровой керамики с дожившей до середины II тысячелетия до н.э. культурой линейно-ленточной керамики возникла тшинецкая культура. От скрещения предлужицкой и тшинецкой культур, по-видимому, пошла лужицкая культура. Ее средоточием был Бранденбург; к северу она достигла побережья Балтики, от устьев Одера почти до Немана; ею занято было все течение Вислы. Почти вся территория ГДР, вся Польша, северо-восток Чехословакии - вот ареал этой культуры

Эберсвальдский клад - крупнейшее собрание золотых изделий бронзового века, когда-либо обнаруженное на территории Германии. Включает в себя 81 предмет (золотые чаши, браслеты, наплечья, ожерелья) общим весом 2,59 кг. Относится к позднему бронзовому веку - 10-9 вв. до н.э. Клад был найден 16 мая 1913 года на глубине одного метра при строительных работах на территории фабрики в Обербарниме. В 1914 году была опубликована работа Der Goldfund vom Messingwerk bei Eberswalde, посвящённая этой находке. До 1945 года экспонировался в Берлинском собрании доисторического искусства.
Клад был плотно упакован в луковичнообразный глиняный сосуд с крышкой и содержал восемь золотых чаш, в которых находились еще 73 золотых предмета. Чаши были тонкостенные с обильным чеканным золотым орнаментальным декором. В них были помещены шейные гривны, браслеты, пряжки и 60 проволочных спиралей. 55 двойных спиралей были связаны в пучки. Кроме того в чашах находились золотые слитки, кусок металла в форме тигля и мелкие кусочки золота, вероятно, представлявшие собой сырье для производства. Первоначально предполагали, что клад принадлежал купцу, позднее исследователи стали склоняться, что это было собрание вещей, принадлежавших высокопоставленной особе. Клад датируется X-IX вв. до н.э. и относится к местной культуре позднего бронзового века.
В 1945 году клад пропал из Эберсвальдского музея. Тогда же из Берлинского музея исчезли сокровища Приама. То, что оба клада были вывезены в СССР, долгое время отрицалось советской стороной. В начале 2000-х годов Б. Ельцин признал наличие клада Приама в числе вывезенных в годы войны сокровищ и не стал отрицать существование эберсвальского клада в Пушкинском музее. В 2004г. в запасниках Пушкинского музея побывал журналист Шпигеля, но клада так и не увидел. До настоящего времени клад не входит в постоянную экспозицию и находится в тайном хранилище музея

Одинарная, витая, закрученная в правильном направлении, памятная гривна. Золото. Число витков - числу проживших на этом свете лет
Эберсвальдский клад
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_176.htm
В 2013 году клад демонстрировался в Санкт-Петербурге (Эрмитаж) и Москве (ГИМ) на выставке «Бронзовый век. Европа без границ». Его точные копии выставлены в нескольких музеях Германии.

Знаменитый Эберсвальдский клад - крупнейшее собрание доисторических золотых изделий, когда-либо обнаруженное на территории Германии. Включает 81 предмет - золотые чаши, браслеты, наплечья, ожерелья - общим весом более 2,5 кг. Датируется позднем бронзовым веком - X-IX вв. до н. э. Экспонируется впервые за более, чем 60 лет. «Они все хранились в запасниках, никто не имел доступа к ним, - рассказывает куратор выставки со стороны Пушкинского музея Владимир Толстиков. - Это так называемый особый фонд. И сегодня посетители этой выставки, так же, как до этого в Эрмитаже, могут познакомиться с этими экспонатами»
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/101404/
Продолжение
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_819.htm

  


СТАТИСТИКА