Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Обжинки - конец жатвы
от 19.08.05
  
Самоорганизация


А iмемо вяну вянiте одо поль тех жiтву трудiтi, а яшень пълоте, а пшено просово сбiряшете до закуте Сврожiа

Обжинки - конец жатвы

То Влес ущаше ПраОце наше земе раяте,
а злаке съяте, а жняте
въна вънъща о полех стрднех,
а ставете Снопа до огнiща,
а цтеть Го, яко Оце Божска.
Оцем нашем а Матерем Слва,
якове нас оущаще до Бозе наше,
а водяща по ренце до стезъ Правъ.

Тако iдехом сте,
а не будехом ста енва хлъбожравце,
нiже Славуне Русе,
якове Бзем Славу спъващут,
а тако суть Славуне о то

Вот и последний сноп, пожинальный и заветный, прозванный перед сотнями товарищей своих в поле почетным именем: на севере России обжинком, на юге - дожинком. Его отставляют в сторонку и не трогают до урочного часа. Когда поле примет жалкий вид, - вместо колосистого моря станет поле, уставленное снопами в линию, строем, как на городской площади солдаты, тогда снопы вяжут в суслоны или в большие копны: в одних местах по пяти, в других по шести и по девяти снопов в кучу, стоймя, нахлобучив сверху их последний головой вниз, гузном вверх. Сталась над снопами крыша и со скатами для воды. Пусть беспокойно шевелятся все животные: кроты старательно роют норы, мыши громко свистят, лесные птицы спешат в гнезда, водяные купаются и ныряют, мухи льнут и больно кусают; пусть все это наверное предвещает дожди, и сильные, если собаки едят траву и кошки долго умываются: хлебный суслон дождя и сырости не боится, пока прикрыт соломенной покрышкой. Однако работа кончена: это и видно, а в особенности очень слышно. Повесивши серпы на плечи, идут жницы ужинать с поля в деревню, каши есть со всяким придатком и вкусной приправой, с покупным вином и домашней брагой. Впереди самая красивая девушка; вся голова ее в голубых васильках, васильками украшен и последний сноп с поля - дожинок. Девушку эту так и зовут Толокой. Идут жнецы и поют самые веселые песни: пожилые бабы басами, молодые девушки самыми визгливыми голосами, бойкие и веселые прискакивают и приплясывают. Мало таких веселых песен, какие поются на этот раз. Когда оставалось в поле небольшое количество ржи, рабочие рвали руками сорную траву из этой ржи, рвали бороду. Самую рожь, то есть колосья, имела право рвать только избранная девушка. Вырывая, она делила колосья на две части и клала их крестом на землю, а посередине, по бокам и на концах клала хлеб. Остальные жнецы вязали огромный сноп, называемый бабой, и сажали на него избранную девушку. На глазах у ней плели из колосьев и из васильков венки и, когда они были готовы, снимали Толоку с бабы, наряжали венками и шли позади ее. Толока несла в руках связанный ею крест из колосьев. На чарке водки пока и все желания жнецов, когда подвигаются они к дому того хозяина, который сбирал толоку и запросил их всех к себе на помощь. Середь дня было уже им угощение - палудзень и с водкой. Теперь захотели того же во второй раз по укоренившемуся и не отмененному еще обычаю. Идут деревней, веселее и голосистее поют, выше скачут, хитрее приплясывают. С большим торжеством вносят в избу хозяина поля сноп-дожинок и крест из колосьев, положив его на хлеб. С хлебом и солью встречает и хозяин гостей своих. Девушка Толока садится на почетное место, в передний угол. Туда же ставится и последний сноп с поля. Толоке хозяин делает какой-нибудь подарок (помещики целовали ее и дарили красные башмаки). С Толоки и угощение начинают: она как бы и в самом деле языческая славянская живая богиня, на место той, которой теперь не веруют, но в древности называли также Толокой и почитали покровительницей жатвы
С. Максимов. Куль хлеба и его похождения. Глава 5. Хлеб созрел - убирают
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_1128.htm

  


СТАТИСТИКА