Самоорганизация и неравновесные
процессы в физике, химии и биологии
 Мысли | Доклады | Самоорганизация 
  на первую страницу НОВОСТИ | ССЫЛКИ   

Оспожинки
от 21.09.05
  
Самоорганизация



Аще бо те сен орцено есе, якожде квасуро одерзе о Бзех, таiноу утвржяшете сурыноу. А то бо есе вжыжене оутълiенiе, якве iмяхом сме до Радогъще, о Бзех се радоватi а плiясяце, вэнiе въргоща де Сврзе, а зпiевема, Слву бзiем сотвърiяще квасуро. Бяше бо iе менжо сылень о Бзiех вързумлiен. А то бо то Ладо до не прiхозящ а рцэ му вързете меды водоу а усырете е о Суне. Се б то суре утвържiсяща, че оны брендете i сен претвърящете до соурiцi. I тоу пыiмо во слвоу Бозькоу. I то бо то бяще о венце до Кiе, а менж бящ о тоi крате вельмь опознащен, орщене Оцы Блгомiро. А тоi одрзе од Сврженц поущеньу, якожде ствряiц квасоуру, iж ещь рщена есе соурынiя. I те б то есе во Радгоще нащ…Се б то iмiеiмо Овсенке дены, якожь пожнiе соутвърiхом а се оурадогщехом ся от ынiе. Се бо iнодь, якожь коii не удърже сва есть  есьтва до разъ а рце безоумьна, се боть iе о Црнобъзе. А iнь, iжде iме радгъць, iе о Бьлъбзiе. Такожедь iмящехом iсъкащете дрзi i врзi…коваць бо меще нашiя на оутвьрзене сылы, а се iмо, сылоу Божденьскоу, поражещете врзе нашiя обополе
Дощечка 22
Святовид на острове Ругене вырезан был на дерева о четырех лицах, в коротком платье, стоял в капище, в левой руке держал лук, в правой рог с вином; на бедре превеликий меч в серебряных ножнах. При нем висело седло и узда величины чрезвычайной. Четыре лица, как кажется, значили четыре части года. Именем сего идола давал жрец ответы. Святовиду честию следовал Прове, или Проно, особливо у вагрских славян; стоял на великом и кудрявом дубе. Около его на земли расставлены до тысячи идолов с двумя, тремя лицами и больше. Перед Проном стоял алтарь для приношения жертвы. Радегаст держал на груди щит с изображенною воловою головою, в левой руке копье, на шлеме петух с распростертыми крылами. Сива, или Сиба, нагая женщина, волосы назади висели до подколенков; в правой руке яблоко, в левой виноградный грозд держала. Наконец, почитались у них Черн-бог и Бел-бог: первый добрый, другой злой. Сверх всех сих идолов, обоготворялись огни, которые по разным местам неугасимо горели. Многие воды, ключи и озера толь высоко почитались, что с глубоким и благоговейным молчанием черпали из них воду. Кто противно поступал, казнен был смертию. Такое озеро обоготворялось на острове Ругене, в густом лесу, называемое Студенец, которое хотя весьма изобиловало рыбою, однако оныя не ловили для почтения мнимой святости. При всем сем почитали змей как домашних богов и наказывали тех, которые им вред наносили. В приношении жертвы Святовиду изъявляли превеликое почитание. После жатвы собирался весь народ перед его капище для препровождения великого празднества, где били скота на жертву, и для знатного идольского пирования за день перед праздником должен был сам жрец прежде приношения жертвы и служения чисто выместь капище. Следующего дня, в самый праздник, при собрании народа перед дверью капища, взяв из руки идольской рог с вином, чем за год был наполнен, прорицал о плодородии будущего года. Ибо ежели вина в роге не много убыло, почиталось плодородия признаком. В противном случае изобилия плодов не надеялись. По сем выливал жрец вино из рога перед ногами Святовидовыми и наливал в него новое; пил за его здоровье и просил, чтобы людям своим и отечеству подал изобилие, богатство и победу над неприятельми. Выпив рог вина, наполнял снова и отдавал идолу в руку. Потом приносили в жертву великие круглые хлебы из муки и из меду, которые жрец поставив между собою и народом, молился о изобильной жатве будущего года. Потом благословлял народ именем Святовидовым, увещал к прилежному приношению жертвы и обещал в воздаяние победу на врагов по морю и по суху. По сем препровождался день в ядении и питии, и за стыд почитали, ежели кто не напился допьяна
Михайло Ломоносов. Древняя Россiйская исторiя. гл. 4. О нравах, поведениях и о верах славенских
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_390.htm
Оспожинки, Спожинки или Госпожинки приурочены к празднику в честь Рождества Пресвятой Богородицы (вторая пречистая на северо-западе) и составляет ближайшее к этому двунадесятому празднику время. Праздневство это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы Оспожинки справляются иногда в течении целой недели, чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Приноровленное к праздневствам церковного цикла и обнимающее собой период времени от Успения Богородицы до Покрова, это деревенское пировство развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приемами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и, по возможности, широко и разгульно...Конечно, веселье усугубляется и разнообразится там, где храмовые праздники самого дня 8 сентября вызывают ярмарочные сьезды и торжки
С. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила

  


СТАТИСТИКА